«Наиболее результативны действия тех апологетов, которые видят в сектанте не злобного врага православия, а обманутого человека, нуждающегося в помощи» 185 – свидетельствует В.Ю. Питанов. «Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, – пишет В.Н. Васечко, – православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим». 186 Великий святитель Церкви Григорий Богослов сказал о подлинной задаче межконфессиональной дискуссии так: «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». «Приведённые слова святого Григория Богослова , – комментирует прот. Максим Козлов, содержат в себе одновременно и ключ к пониманию позиции Православной Церкви к инославным братьям-христианам и их догматическим заблуждениям». 187 Об этом же говорят Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, § 7.1: «Свидетельствуя об истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных». 188 «Нельзя православие защищать по-язычески или по-иудейски. – писал архиеп. Иоанн (Шаховской) , – Чистота Евангельского Духа – православие Святое – должна защищаться евангельски, бесстрастно, мудро, с великою любовью к той душе, за которую пролита Богочеловеческая кровь». 189 Как бы непрестанно напоминая об этом, ап. Пётр просит ответ о вере давать «с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). «Прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» ( 2Пет.1:3-8 ). О том же увещает и ап. Павел: «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины» ( 2Тим.2:24-26 ); «Если же кто не послушает слова нашего… не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» ( 1Тим.3:14-15 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» ( Кол.4:6 ). Под «солью», конечно, разумеется и обличение, но «необходимо, однако, чтобы диалог между разномыслящими вёлся в духе взаимной любви и сопровождался чувством ответственности перед Богом и Церковью», 190 – дополняет прот. М. Козлов. 1.4 Цель и методы межконфессиональной дискуссии

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

В Евангелии от Иоанна Иисус и те, к кому Он обращается, всегда говорят на разных языках: Он им о небесном , они в ответ – о земном. Однако Он никогда не переходит на их язык, и только порой удивляется: Ты учитель Израилев и ты этого не знаешь?» или «столько времени Я с вами и ты не знаешь Меня, Филипп?». Но к самарянке аналогичного вопроса не может возникнуть: она, будучи той, кто она есть, не закончив богословского института и, скорее всего, вообще не умея читать, не может знать, не может понимать. И Он переводит разговор в другое русло как будто вспомнив о моральном кодексе, том его пункте, в котором иудеи не расходились с самарянами: Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. В наше время пять любовников, сменявших  один другого, – вещь обычная; пять мужей – уже несколько странная , но во времена Иисуса с их патриархально-семейным укладом, строго регламентировавшим человеческую жизнь, предписывая довольно жесткие правила, во времена, когда не могло идти речи о какой бы то ни было самостоятельности женщины, ситуация, в которой оказалась самарянка, была вопиющей и ставила ее вне общества. Непонятно, как так случилось, что ее до сих пор не побили камнями. Или побивали, но не добили? Мы ничего не узнаём о ее жизни, но то,  что у нее было пять мужей (или любовников?) и то, что сейчас она живет с тем, кому она не жена и скорей всего никогда не будет женой – говорит о многом. Она – изгой, пария, провожаемая ненавидящим взглядом женщин и похотливым – мужчин. И это положение вещей не изменится в ее родном захолустье никогда. Она вроде прокаженной, пр о клятой, весь городок знает что она – гулящая женщина, и относится к ней соответственно. Меньше всего ей хочется говорить об этом и она, отдав должное ясновидению Собеседника, возвращается к началу разговора – к межконфессиональным отношениям, как сказали бы сейчас. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

http://pravmir.ru/razgovor-u-kolodtsa/

Итак, изначально понятие «толерантность», хоть и происходило из религиозного корня, относилось к политической проблематике. Это была своего рода секулярная модель классической византийской «симфонии властей». Принципа, в соответствии с которым государь и патриарх при необходимости поддерживают друг друга, но в целом не вмешиваются в дела другого. А в переложении на межконфессиональную проблематику это означает, что государство не мешает всем имеющимся религиям, а религии, в свою очередь, не мешают государству. И все вместе это способствует мирному существованию людей — носителей разных религиозных взглядов — и процветанию государства. Однако сейчас все не совсем так, если не сказать «совсем не так». Понятие «толерантность» стало достоянием либеральной философии. Теперь она означает терпимость и готовность к диалогу по самым разным вопросам — образа жизни, семейных отношений, политических убеждений и т. д. Что для носителей крайне консервативных взглядов как минимум спорно. Слово «толерантность» в наши дни вызывает стойкое раздражение у людей ортодоксальных, настроенных серьезно в религии вообще и в церковной жизни в частности. Оно ассоциируется с примиренческим отношением ко греху, бездумным экуменизмом и ревизией Священного Предания, а то и Писания. В самом деле, какая толерантность (то есть терпимость) может быть к заблуждениям, ведущим человека в погибель, да еще и вечную? Это вам не дорогу в неположенном месте перейти. А еще и других в заблуждение вводить. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:7) — эти слова Евангелия можно вышить на знамени, с которым мы имеем полное право идти на еретиков и извращенцев! Впрочем, в другом месте уточняется: «Невозможно не прийти соблазнам (ага! то есть это все же неизбежно, всех не перебьем), но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк 17:1–2). Вот это «бы» несколько смущает: но он уже соблазнил, он уже выдвинул искусительный тезис, и «горе» ему совершенно не равно постулату «а теперь мы его утопим». По крайней мере, в других местах, где Спаситель восклицает: «Горе!» — никаких казней не происходит.

http://blog.predanie.ru/article/tolerant...

Православные епископы Германии обратились к молодежи с посланием по поводу любви и брака 18 января, 2018. Новостная служба «Любовь целостна и динамична, она больше, чем просто «бабочки в животе» 18 января. ПРАВМИР. Епископы Православной Церкви в Германии обратились к молодежи с посланием по поводу любви и брака. Заявление составлено от лица членов Православной епископской конференции в Германии во главе с ее председателем, митрополитом Германским Августином (Константинопольский патриархат). В послании священнослужители затрагивают вопросы свободы и ответственности, любви, сексуальности и семейных взаимоотношений. Они также озвучили позицию Церкви по поводу церковного, гражданского, «межконфессионального» и «межрелигиозного» брака и уделили внимание вопросу гомосексуальности и гомосексуальных отношений. Предлагаем вам ознакомиться с полной версией обращения. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их. (Быт 5:1-2) Дорогие молодые православные христиане в Германии, Как епископы вашей Церкви в Германии, мы обращаемся к вам с этим особым посланием, в котором хотели бы высказаться по поводу некоторых важных тем. Мир становится всё более взаимосвязанным. И всё большую актуальность получают острые проблемы нашего времени. Они самым глубоким образом затрагивают человеческое бытие — ваше бытие: и настоящее, и будущее Бог отдает в ваши руки. 1. Мы живем в стране, где каждый человек имеет возможность развиваться в свободе и достоинстве. В ходе человеческой истории так было не всегда. А во многих странах по всему миру это не так и до сих пор. Тот факт, что мы живем в Германии, где мир, свобода, демократия и права человека считаются всеобщим достоянием, мы можем рассматривать как Божье благословение. На фоне религиозного экстремизма, во многих местах все более возрастающего, мы как христиане призваны прилагать все возможные усилия для защиты этих ценностей. Они согласуются с тем образом человека, который мы находим в Священном Писании и Предании нашей Церкви: человек создан по образу Божию (Быт. 1:27). И в способности людей свободно принимать решения мы видим одно из свойств этого божественного образа.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-episkopy...

Церковь являет собою тайну единения Спасителя с Его Церковью («Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» – Еф.5:32 ). Апостол Павел изображает это единение в традиционном и наглядном образе Церкви как Тела Христова (Рим.; 1Кор.; Еф.; Кол.). Спасительные Божии замыслы, или «тайны», в Новом Завете реализуются в Церкви, которая, таким образом, сама становится «видимым таинством» Божиим. В этом «видимом таинстве», в Церкви, происходит «наше освящение» во Христе ( 1Кор.1:30 ). Христом, воплощенной «тайной Божией» ( 1Кор.2:1 – см. критический греческий текст), определяется вся жизнь христианина как «таинство веры», «великая благочестия тайна» ( 1Тим.3:9,16 ). Но если освящающий Христос невидимо, тайно присутствует в Церкви, с которой Он, более того, составляет единое целое («Тело»), то и ей, Церкви, тем самым принадлежит действие освящения, совершаемое через церковные священнодействия, названные впоследствии «таинствами» (μυστρια-sacramenta). Это освящение человека и природных элементов (воды, хлеба, вина и в принципе любого вещества, используемого в священнодействии) предваряет эсхатологическое преображение всего мира. Разумеется, ограничение таинств числом семь, принятое в XII веке, имеет к библейскому богословию косвенное, формальное отношение. Такое ограничение исходит просто из библейской символики числа семь как числа, указывающего на совершенство и полноту. Поэтому с точки зрения библейского богословия давний межконфессиональный спор о том, какое церковное священнодействие считать таинством, а какое не считать таковым, представляется малосодержательным. Это проблема не библейского богословия, а каноники и верности церковному Преданию. Семь таинств По сути дела, вся харизматическая жизнь Церкви как Тела Христова есть таинство в библейском смысле. Если все же говорить о традиционных церковных таинствах, то они находят себе формальное обоснование в следующих, наиболее примечательных с этой точки зрения, текстах Нового Завета: Таинство Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19–20 );

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Церковь являет собою тайну единения Спасителя с Его Церковью («Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 )). Апостол Павел изображает это единение в традиционном и наглядном образе Церкви как Тела Христова (Рим.; 1 Кор.; Еф.; Кол.). Спасительные замыслы, или «тайны» Божии в Новом Завете реализуются в Церкви, которая, таким образом, сама становится «видимым таинством» Божиим. В этом «видимом таинстве», в Церкви, происходит «наше освящение» во Христе ( 1Кор. 1:30 ). Христом, воплощенной «тайной Божией» ( 1Кор 2:1 , см. критич. греч. текст), определяется вся жизнь христианина, как «таинство веры», «великая благочестия тайна» ( 1Тим. 3:9,16 ). Но если освящающий Христос невидимо, тайно присутствует в Церкви и, более того, составляет с Церковью единое целое(«Тело»), то и ей, Церкви, тем самым принадлежит действие освящения, совершаемое через церковные священнодействия, названные впоследствии «таинствами» (sacramenta и sacramentalia). Это освящение человека и природных элементов (воды, хлеба, вина и, в принципе, любого вещества, используемого в священнодействии) предваряет эсхатологическое преображение всего мира. Разумеется, ограничение «таинств» числом «семь», принятое в 12-м веке, имеет к библейскому богословию косвенное, формальное отношение. Такое ограничение исходит просто из библейской символики числа «семь» как числа, указывающего на совершенство и полноту. Поэтому, с точки зрения библейского богословия, давний межконфессиональный спор о том, какое церковное священнодействие считать таинством, а какое не считать таковым, представляется малосодержательным. Это проблема не библейского богословия, а каноники и верности церковному Преданию. 3. Семь таинств По сути дела вся харизматическая жизнь Церкви как Тела Христова есть таинство в библейском смысле. Если все же говорить о традиционных церковных таинствах, то они находят себе формальное обоснование в следующих наиболее примечательных с этой точки зрения текстах Нового Завета: Таинство Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:19–20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам IV пленарного заседания Христианского межконфессионального консультативного комитета 26 февраля 2014 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам IV пленарного заседания Христианского межконфессионального консультативного комитета. Участникам пленума Христианского межконфессионального консультативного комитета (г. Санкт-Петербург, 26 февраля 2014 года) Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую участников пленарного заседания Христианского межконфессионального консультативного комитета — одной из крупнейших площадок, в рамках которых представители различных конфессий могут совместно обсуждать наиболее острые проблемы современности и предлагать пути их решения. Тема нынешнего форума — «Кризис семьи и проблемы сиротства» — является весьма актуальной. Крепкая и здоровая семья, основанная на способности каждого из ее членов носить тяготы друг друга (см. Гал. 6:2) и жертвовать собственным благополучием и спокойствием ради близких людей, на протяжении веков была оплотом традиций, залогом преемственности поколений и жизнеспособности любого общества. К сожалению, сегодня мы становимся свидетелями кризиса семейных ценностей, который связан с отказом от норм христианской морали и, в свою очередь, ведет к обострению многих социальных проблем, в том числе и проблемы сиротства. Будучи учениками Господа нашего Иисуса Христа, мы призваны общими усилиями противостоять устанавливаемым секулярным обществом нормам и правилам, идущим вразрез с Божественными установлениями. В связи с этим одно из ключевых направлений межконфессионального диалога состоит в том, чтобы в условиях стремительно меняющегося мира способствовать сохранению традиционных представлений о браке, укреплению семейных уз и формированию у молодых людей ответственного отношения к материнству и отцовству как к дару и милости Божией. Мы также должны помогать детям, оставшимся без попечения родителей, всячески содействовать их усыновлению, дабы тем самым явить окружающим пример той любви, которая является нравственной основой института христианской семьи. Желаю всем участникам пленума плодотворных дискуссий и успехов в работе. Господь да ниспошлет вам Свою благодатную помощь в трудах. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3581482.ht...

Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 141. О полемике с манихеями-павликианами, вышедшими из Армении и Византии в Болгарию и на Русь, см. наши предыдущие статьи: Георгий (Рамазян), иеродиак . Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве//Церковный историк. 2021. 2 (6). С. 200–203; Георгий (Рамазян), иеродиак . Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Ч. 1: XIV–XVI вв.//БВ. 2023. 1 (48). С. 72. Цит. по: Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 137–138. Док. см.: Старообрядческий сборник XVIII века//РГАДА. Ф. 196. Рукописное собрание Ф. Ф. Мазурина. Оп. 1. Д. 701. Л. 79 («Беседа о нескольких делателях и послания Аввакума». Л. 70–119). Успенский Б. А . Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? М., 2004. С. 111. Цит. по: Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? С. 111–112. Цит. по: Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? С. 112. Цит. по: Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? С. 134. Цит. по: Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? С. 112. Георгий (Рамазян), иеродиак . Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве//Церковный историк. 2021. 2 (6). С. 192–196; Он же. Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Ч. 1: XIV–XVI вв.//БВ. 2023. 1 (48). С. 66–69. Цит. по: Успенский Б. А . Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? С. 113. Здесь же высказывается и сомнение по поводу истинности данного события: «Рассказ этот представляет собой плод творческого воображения, едва ли не самого Игнатия». См.: Там же.

http://bogoslov.ru/article/6194919

Архив Пн Коммюнике объединенного заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета 28 февраля 2020 г. 12:57 28 февраля 2020 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось объединенное заседание Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета. По итогам заседания было принято коммюнике. Мы, участники, объединенного заседания Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, представляющие христианские, исламские, иудейские и буддийские общины России, собрались в Москве по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 1. С удовлетворением отмечаем участие российского общества, в том числе верующих наших религий, в обсуждении Конституции Российской Федерации и внесении поправок в нее, рассматриваем это как свидетельство гражданской зрелости и ответственности за судьбы Отечества. 2. Утверждая мир в многонациональной и многоконфессиональной стране, поддерживаем предложение о внесении упоминания Бога в текст обновленной Конституции, рассматриваем это как закрепление ценности религиозных убеждений народов нашей страны, исторически и культурно связанных с представляемыми нами религиями, а также духовной преемственности по отношению к нашим предкам. 3. Считаем важными конституционные поправки, закрепляющие представление о браке как союзе мужчины и женщины, нормы, направленные на защиту традиционных семейных ценностей, в том числе права родителей обеспечивать такое образование и обучение детей, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям, на защиту истории и культуры нашей страны, статуса русского языка, на поддержку соотечественников, сохранение памяти защитников Отечества. 4. Напоминаем о том, что поддержка семьи, как следует из позиции Межрелигиозного совета России и Христианского межконфессионального консультативного комитета, является непременным условием того, чтобы наша страна была процветающей, нравственно крепкой и духовно богатой.

http://patriarchia.ru/db/text/5598906.ht...

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам конференции «Азербайджан-Россия: исламская солидарность как важный элемент развития межконфессионального согласия» 22 ноября 2017 г. 12:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветствие участникам конференции «Азербайджан — Россия: исламская солидарность как важный элемент развития межконфессионального согласия».  Участниками конференции «Азербайджан — Россия: исламская солидарность как важный элемент развития межконфессионального согласия» (Санкт-Петербург, 22 ноября 2017 год) Уважаемые участники конференции! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся в Санкт-Петербурге для участия в работе форума «Азербайджан — Россия: исламская солидарность как важный элемент развития межконфессионального согласия». Глубоко убежден в актуальности и полезности такой встречи, ибо совместное свидетельство религиозных общин о непреходящем значении нравственных ценностей, вкупе со стремлением воплотить их в общественную жизнь сегодня приобретает особое звучание. Не меньшую важность имеет и необходимость совместного ответа на вызов экстремизма. Совершенно очевидно, что его распространение обусловлено низким уровнем религиозной грамотности, неспособностью молодежи к критической оценке поступающих информационных сигналов. Поэтому мы призваны воспитывать свою паству в духе уважения друг к другу, поощряя духовное образование и просвещение. Вопрос религиозного образования в последние годы является одним из основных в деятельности Межрелигиозного совета России  — площадки, на которой лидеры традиционных религий нашей страны регулярно собираются вот уже почти 20 лет. И сегодня Совет предоставляет религиозными лидерам России возможность обсуждать и вырабатывать совместные ответы на вопросы, касающиеся отношений традиционных религий, государства и общества, семейной этики, нравственного понимания свободы и ответственности, миротворчества и многие другие. Одним из примеров общего миротворческого служения является сотрудничество религиозных лидеров России, Азербайджана и Армении, направленное на преодоление конфликта в Нагорном Карабахе. В заявлении по итогам нашей последней встречи, состоявшейся в Москве 8 сентября сего года, говорится : «Ответственность и долг перед нашими народами побуждают нас, религиозных лидеров, к неустанным и последовательным усилиям во имя долгожданного торжества идеалов мира и добра».

http://patriarchia.ru/db/text/5063041.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010