23. Определения Священного Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, исключая случаи, когда представляются новые данные, меняющие существо дела. 24. Председатель Священного Синода осуществляет высшее наблюдение за точным исполнением принятых постановлений. 25. В обязанности Священного Синода входит: а) попечение о неповрежденном хранении и истолковании православной веры, норм христианской нравственности и благочестия; б) служение внутреннему единству Русской Православной Церкви; в) поддержание единства с другими Православными Церквами; г) организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; д) толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; е) регулирование богослужебных вопросов; ж) издание дисциплинарных постановлений, касающихся клира, монашествующих и церковных работников; з) оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных отношений; и) поддержание межконфессиональных и межрелигиозных связей, как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; к) координация действий всей полноты Русской Православной Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; л) выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; м) обращение со специальными посланиями ко всем чадам Русской Православной Церкви; н) поддержание должных отношений между Церковью и государством в соответствии с настоящим Уставом и действующим законодательством; о) одобрение уставов Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов; п) принятие гражданских уставов Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; р) рассмотрение журналов Синодов Экзархатов, Митрополичьих округов; с) решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Священному Синоду канонических подразделений Русской Православной Церкви с последующим утверждением на Архиерейском Соборе;

http://drevo-info.ru/articles/13674004.h...

Определения Свящ. Синода входят в силу после их подписания и не подлежат пересмотру, за исключением тех случаев, когда новые данные меняют существо дела. Председатель Синода осуществляет высшее наблюдение за исполнением принятых постановлений (V 23, 24). В обязанности Свящ. Синода (V 25; в основном повторяют Устав 1988 г.) включаются: попечение о неповрежденном хранении и истолковании правосл. веры, норм христ. нравственности и благочестия; служение внутреннему единству РПЦ; поддержание единства с др. правосл. Церквами; организация внутренней и внешней деятельности Церкви и решение возникающих в связи с этим вопросов общецерковного значения; толкование канонических постановлений и разрешение затруднений, связанных с их применением; регулирование богослужебных вопросов; издание дисциплинарных постановлений; оценка важнейших событий в области межцерковных, межконфессиональных и межрелиг. отношений; поддержание межконфессиональных и межрелиг. связей как на канонической территории Московского Патриархата, так и за его пределами; координация действий Полноты Русской Церкви в ее усилиях по достижению мира и справедливости; выражение пастырской озабоченности общественными проблемами; обращение с посланиями ко всем чадам РПЦ; поддержание должных отношений между Церковью и гос-вом в соответствии с действующим Уставом и гос. законодательством. На Синод возложено также одобрение уставов самоуправляемых Церквей (VIII 13) и Экзархатов (IX 6); принятие гражданских уставов РПЦ и ее канонических подразделений, а также внесение в них изменений и дополнений; утверждение журналов Синода Экзархата; решение вопросов, связанных с учреждением или упразднением подотчетных Синоду канонических подразделений РПЦ, с последующим утверждением на Архиерейском Соборе; установление порядка владения, пользования и распоряжения зданиями и иным церковным имуществом. В судебную компетенцию Синода входит в связи с предусмотренным новым Уставом образованием общецерковного суда утверждение его постановлений (VII 23).

http://pravenc.ru/text/161103.html

Золотой юбилей: 50 лет главной кузнице религиоведов России Кафедра государственно-конфессиональный отношений РАНХиГС празднует 50-летний юбилей 30 октября, 2014 Кафедра государственно-конфессиональный отношений РАНХиГС празднует 50-летний юбилей В среду 29 октября в здании Института государственной службы и управления РАНХиГС открылась Международная научно-практическая конференция «Государство, религия, общество в современной России», посвященная 50-летию ведущей школы российского религиоведения – кафедре государственно-конфессиональных отношений. Ведущая школа российского религиоведения – кафедра государственно-конфессиональных отношений на протяжении 50 лет была организатором многочисленных научных мероприятий, открывала новые направления научных поисков, вела подготовку кадров высшей квалификации, теоретическую разработку актуальных проблем религиоведения и способствовала укреплению межконфессиональных и межэтнических отношений. Торжественное открытие Международной научно-практической конференции объявил директор Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Игорь Барциц. Он поприветствовал собравшихся гостей Института, поблагодарил их за то, что они нашли время и возможность отметить юбилей кафедры, разделить радость её сотрудников и выпускников. Затем Игорь Барциц предоставил слово ректору РАНХиГС Владимиру Мау, который присоединился к поздравлениям: «Я хотел бы поблагодарить всех гостей и поздравить всех с нашим праздником. Кафедра государственно-конфессиональных отношений функционирует сегодня не только как образовательных центр, но и как центр исследовательский. Только за последние 15 лет кафедра выпустила более 250 специалистов по программе «Государственно-конфессиональные отношения», 96 кандидатов наук и 17 докторов наук, которые в настоящее время работают практически во всех субъектах Российской Федерации, в органах государственной власти, курирующих связи с религиозными организациями». Владимир Мау Далее слово было передано Ольге Васильевой, заместителю начальника Управления общественными проектами Администрации Президента РФ, заведующей кафедрой государственно-конфессиональных отношений.

http://pravmir.ru/zolotoy-yubiley-50-let...

Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Президент Межпарламентской Ассамблеи Православия С. А. Попов Введение События последних десятилетий коренным образом изменили характер государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. Они стали существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. Религиозные объединения получили возможность широкого участия в общественной жизни. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 октября 2012 г. в нашей стране действует 25 226 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся к 65 конфессиям. Среди них 14 277 — религиозная организация Русской Православной Церкви. Верующие составляют значительную часть населения, религиозные организации обладают значительным авторитетом и принимают активное участие в решении социальных проблем. Следует также отметить, что отношения государства и религиозных объединений являются общественно значимой сферой, которая во многом определяет состояние межконфессиональных и межнациональных отношений и таким образом влияет на психологический климат в обществе и общественно-политическую ситуацию в стране в целом. Тесно взаимосвязаны такие явления, как рост национального самосознания и конфессиональная самоидентификация граждан. В современной России решается задача построения правового государства. Применительно к нашей теме это означает, что государственно-конфессиональные отношения должны строиться на основе строгого и неукоснительного соблюдения законодательства всеми субъектами отношений. Однако это не исключает возможности работы над совершенствованием законодательства (восполнение пробелов в праве, замена в установленном порядке устаревших норм на более соответствующие реальным общественным потребностям). Несколько раз вносились поправки в действующий Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), в иные нормативные правовые акты, регулирующие государственно-конфессиональные отношения. В ноябре 2010 г. был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в стадии подготовки находится ряд иных законопроектов.

http://pravoslavie.ru/60038.html

Только на таких предпосылках, на мой взгляд может быть основан позитивный межконфессиональный, межэтнический сбалансированный диалог. К сожалению, к большому сожалению, в русской истории это было множество раз не так. Кстати, это было так не только по отношению к евреям, но и по отношению к другим религиозным меньшинствам, в том числе, и по отношению к старообрядчеству, которое является русским, православным направлением в Церкви, и подчас старообрядцы находились в положении евреев, будучи чистокровными русскими и православными, гонимые, притесняемые, уничтожаемые, с разгромленными храмами и так далее. И это тоже пример, на самом деле, который, на мой взгляд, требует недопущения ни по отношению к старообрядцам, ни по отношению к другим этническим и конфессиональным меньшинствам такого отношения. И последнее. Я считаю, что, на самом деле, евреи вполне могут обойтись без России. У евреев совершенно особая духовная, культурная, религиозная и этническая традиция. Они могут жить здесь, они могут свободно жить, где хотят, где им нравится. Но на самом деле родина души иудеев, евреев, конечно, в другом месте. И, ради Бога, ради Бога! Это, собственно говоря, их уникальная, тонкая религия, как родина настоящая, как для бегунов старообрядцев-беспоповцев это - Беловодье, а не Россия, к которой они никакого отношения иметь не хотят. И это форма религиозной веры, которая требует, на мой взгляд, глубокого уважения. Последнее, что я хочу сказать. Категорически осуждая подобного рода вещи, я хотел бы сказать, что за этим стоит ещё глубочайшее безкультурье и отсутствие культивации позитивного русского национализма, позитивного русского национального самосознания. Потому что когда мы сталкиваемся с русским национализмом, мы видим практически национализм ненависти, отрицательный национализм против евреев, против кавказцев, против иммигрантов и так далее . Я считаю, что категорически вредно для русского народа начинать своё национальное развитие с утверждения против кого-то. Надо начинать русское национальное возрождение и проводить и продолжать его с утверждения позитивных ценностей, с утверждения наших национальных, религиозных, этических и культурных начал, с глубокого знания всего этого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации События последних десятилетий российской истории коренным образом изменили характер государственно-конфессиональных отношений. Они стали существенной частью отношений государства с формирующимся гражданским обществом. Религиозные объединения получили возможность широкого участия в общественной жизни. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2010 г. в нашей стране действует 23 494 зарегистрированных религиозных организаций, относящихся почти к 70 конфессиям. Верующие составляют значительную часть населения, религиозные организации обладают значительным авторитетом и принимают активное участие в решении социальных проблем. Следует также отметить, что отношения государства и религиозных объединений являются общественно значимой сферой, которая во многом определяет состояние межконфессиональных и межнациональных отношений, и таким образом влияет на психологический климат в обществе и общественно-политическую ситуацию в стране в целом. Тесно взаимосвязаны такие явления как рост национального самосознания и конфессиональная самоидентификация граждан. В современной России решается задача построения правового государства. Применительно к нашей теме это означает, что государственно-конфессиональные отношения должны строиться на основе строгого и неукоснительного соблюдения законодательства всеми субъектами отношений. Однако это не исключает возможности работы над совершенствованием законодательства (восполнение пробелов в праве, замена в установленном порядке устаревших норм на более соответствующие реальным общественным потребностям). Несколько раз вносились поправки в действующий закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), в иные нормативные правовые акты, регулирующие государственно-конфессиональные отношения, в стадии подготовки находится ряд новых законопроектов. Действующее законодательство предоставило религиозным организациям право осуществлять самый широкий спектр видов деятельности – благотворительную, культурно-просветительную, образовательную, издательскую, предпринимательскую. Религиозные организации владеют, пользуются и распоряжаются имуществом, вступают в договорные отношения. При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать и исполнять требования законодательства.

http://pravoslavie.ru/45970.html

Сергей Мельников, отметив значимую роль Российской ассоциации защиты религиозной свободы в организации межконфессионального диалога, предложил критерий для оценки ситуации в межконфессиональных отношениях: «Главным критерием, который позволит нам определить состояние межконфессиональных отношений в России, является сравнительный критерий — что делается в европейских странах и других странах мира». По его словам, отмечается «потрясающее снижение религиозности, наступление секулярной идеологии». «Мы фиксируем массовое закрытие храмов в европейских странах. Верующие оскорблены тем, что пропагандируется в европейских странах», — сказал С. Мельников. Председатель РАРС также выразил мнение, что российская правоприменительная практика в области защиты прав и чувств верующих может послужить образцом для других стран. Отвечая на вопрос модератора о ведущем факторе гармоничных межконфессиональных отношений, Павел Лебедев отметил: «Наше взаимодействие и взаимопонимание позволяют сохранять гармоничные отношения и единым фронтом выступать против тех проблем, которые в настоящее время имеются в российском обществе». Он также напомнил, что введенные властями в период пандемии временные ограничения на посещение верующими молитвенных помещений позволили религиозным организациям совместно работать над поиском приемлемых форматов общения с людьми и просветительской деятельности. Муфтий Альбир Крганов в свою очередь заметил: «Традиционно основополагающие ценности всех великих религий, такие как любовь, сострадание, прощение, терпимость и милосердие в течение многих веков в России способствуют укреплению свободы вероисповедания, мирного совместного проживания людей, гармонизации этноконфессиональных отношений». Выступающий обратил внимание на актуальную проблему секулярного экстремизма, проявляющуюся в том, что «журналисты, деятели культуры и искусства, абсолютизируя свою свободу, посягают на религиозные святыни и ценности». «Наша общая обязанность сохранять и развивать традицию мирного сосуществования и взаимного уважения этносов и религий и стремиться к гармонизации межрелигиозных отношений», — сказал А. Крганов.

http://pravoslavie.ru/137129.html

Заключение Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. Результаты нашего исследования подтверждают правильность взглядов тех ученых, которые полагали, что, несмотря на раскол Церквей в 1054 г., отношения православных славян с их католическими славянскими (и неславянскими) соседями в целом определяла взаимная терпимость. Однако можно отметить, что уже в то время между состоянием этих отношений в Восточной и Юго-Восточной Европе существовали отличия. В кругах древнерусского православного духовенства и в кругах духовенства западных соседей Руси религиозная нетерпимость к представителям другой конфессии получила вполне определенное выражение, хотя во 2-й половине XI–XII вв. она еще не могла подчинить себе все общество и серьезно повлиять на развитие отношений между соседними государствами. Препятствовало этому, в частности, сознание общехристианской солидарности перед лицом язычников и мусульман. В южнославянском мире (если не учитывать позицию духовной иерархии на болгарских землях, следовавшей установкам, принятым в Константинополе) не удается выявить какие-либо проявления конфессиональной нетерпимости в рассматриваемый период. Важным фактором, способствовавшим смягчению отношений, была общность не только литературного языка, но и фонда письменных памятников, которые влияли на формирование религиозного сознания и православной, и католической части южных славян. Играла определенную роль и провизантийская политическая ориентация латинского духовенства городов на Адриатическом побережье. Положение о том, что в южнославянском обществе в целом не было враждебного отношения к латинянам, может быть подкреплено ретроспективным анализом более поздних источников: благожелательные высказывания о римском престоле в написанном на Афоне Доментианом в середине XIII в. Житии Саввы Неманича дают представление о религиозной ориентации сербского монашества более раннего периода. Имело значение и то, что латиняне неоднократно оказывались политическими союзниками южных славян в их борьбе с экспансией Византийской империи. Эта разница исходных условий объясняет многое в последующей эволюции межконфессиональных отношений в разных регионах Европы; становится понятным, почему прежде всего на южнославянской почве предпринимались и оказывались наиболее эффективными попытки заключения церковной унии с Римом.

http://sedmitza.ru/lib/text/442961/

Портал Православие.Ru начинает публикацию всей книги на своих страницах. Ниже представлены предисловие к ней, введение и первая глава — «Основы теории государственно-конфессиональных отношений». Предисловие Современная Россия является государством, в котором всем и каждому обеспечена свобода совести, свобода вероисповедания. За годы существования Российской Федерации как независимого демократического государства религиозные объединения стали важнейшей частью гражданского общества. Диалогу с ними органы государственной власти, в том числе Государственная Дума, придают первостепенное значение. Религиозные организации, и в первую очередь принадлежащие к традиционным для нашей страны конфессиям, прилагают все усилия для поддержания стабильности и согласия в обществе, для обеспечения гармоничного сосуществования граждан с различными убеждениями. Они всемерно содействуют межконфессиональному и межнациональному миру и взаимопониманию, активно участвуют в жизни и созидательной деятельности российского общества. Социальное служение, осуществляемое многими религиозными организациями, позволяет с полным основанием назвать их социально ориентированными организациями. Важнейшим условием обеспечения свободы совести, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, профилактики правонарушений является повышение уровня правовой грамотности и правовой культуры в обществе. Это условие может быть выполнено посредством организации соответствующих образовательных программ, а также путем широкого распространения необходимой литературы. Хорошо известно, что в настоящее время имеется острый дефицит таких книг, немногочисленные и малотиражные издания быстро становятся недоступными широкому кругу тех, кто имеет в них настоятельную потребность. Книга профессора М. О. Шахова охватывает все аспекты правового регулирования деятельности религиозных объединений — от фундаментальных принципов и конституционно-правовых основ государственно-конфессиональных отношений до конкретных вопросов гражданского, налогового, трудового и иных отраслей права. Это издание будет несомненно интересно и для государственных служащих, ведущих работу с религиозными объединениями, и для участников и руководителей религиозных объединений, и для всех граждан нашей страны, соприкасающихся с проблемами религиозной жизни.

http://pravoslavie.ru/60038.html

«Религиозные конфессии — это те силы, которые способны сплачивать людей на уровне межконфессиональном, межрегиональном и международном», — сказал митрополит Иларион, выразив надежду на то, что сотрудничество между Россией и Кыргызстаном будут и далее развиваться, в том числе и в религиозной сфере. Далее выступил директор Государственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики Тойгонбай Абдыкаров, который поблагодарил председателя ОВЦС за теплый прием и рассказал о сотрудничестве Кыргызской Республики и Русской Православной Церкви, особенно отметив вклад в этот процесс епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила. Тойгонбай Абдыкаров заверил, что комиссия будет всячески поддерживать сотрудничество с Бишкекской и Кыргызстанской епархией. Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе в своем выступлении сказал, что эта встреча даст импульс взаимодействию в информационной сфере, чтобы содержательные позитивные новости из сферы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, из сферы социальной работы Русской Церкви в Кыргызской Республике получали бы большее распространение в русскоязычном пространстве. «Мы видим в этом определенный способ укрепления межрелигиозного мира, согласия, межнациональных отношений», — отметил Кипшидзе. Далее выступил заведующий Отделом по взаимодействию с институтами гражданского общества, делам религий и межэтническим отношениям администрации президента Кыргызской Республики Кудайберген Базарбаев, который, в частности, высоко оценил деятельность епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила в деле укрепления межрелигиозного сотрудничества и согласия в Кыргызстане. Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил в своем выступлении рассказал о положительных тенденциях православно-исламского диалога в Кыргызстане. Муфтий мусульман Кыргызстана Замир Ракиев выразил благодарность митрополиту Илариону за теплый прием, огромный вклад в развитие двусторонних отношений и доброе сотрудничество.

http://patriarchia.ru/db/text/5843040.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010