Вышел в свет январский номер журнала «Монастырский вестник» Москва, 9 февраля 2017 г. Вышел в свет новый, январский, номер журнала «Монастырский вестник» 1 2017 года – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Тема выпуска: монашество Русской Палестины С самого рождения Русской Церкви интерес к Палестине не ослабевал. Тысячами русские паломники приезжали на Святую Землю, и, чтобы облегчить тяжелое положение их, долгое время не имевших достойного пристанища и возможности пастырски окормляться на родном языке, в 1847 году была учреждена Русская Духовная Миссия. В результате ее деятельности сформировался тот уникальный феномен, который называют «Русской Палестиной» – совокупность русских храмов, монастырей, земельных участков и подворий на Святой Земле. К началу Первой мировой войны Русская Духовная Миссия в Иерусалиме насчитывала 37 участков, скрепляющей основой которых были два женских монастыря. И сегодня поддерживается и развивается заложенная еще в XIX веке традиция активного присутствия русского монашества на земле, где родился и проповедовал Иисус Христос. Здесь несут свое служение сестры Горненского монастыря, построенного на месте встречи Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветой, а также сестры Спасо-Вознесенской обители на горе Елеон. В 2017 году Русская Духовная Миссия в Иерусалиме отмечает 170-летие со дня основания. Читайте в номере: Интервью Архимандрит Александр (Елисов): «Игумены и игумении должны быть любящими». 14 ноября 2016 года отметила свое 85-летие настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме игумения Георгия (Щукина). Горненская обитель является центром монашеской жизни Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Корреспондент «МВ» Елена Галкина специально поехала на Святую Землю, чтобы поздравить матушку, пообщаться с начальником Миссии архимандритом Александром (Елисовым) и монашествующими в русских обителях на участках Миссии. Terra Sancta Елеонская Московия Гора Елеон – одно из самых значимых мест в Иерусалиме. Милостью Божией, старанием и молитвами архимандрита Антонина (Капустина) в 1870 году на вершине Елеонской горы был приобретен большой участок земли, где с тех пор и доныне возносится православная русская молитва. За 110 лет своей истории Спасо-Вознесенский русский женский монастырь на Елеоне пережил многое. О его непростом прошлом и молитвенном настоящем читайте в репортаже Елены Галкиной со Святой Земли.

http://pravoslavie.ru/100916.html

Известны случаи, когда у симулянтов появлялись те болезни, какие они симулировали, и именно в тех местах, где они притворно указывали. Загипнотизированному человеку положили на руку холодную пятикопеечную монету и сказали, что она раскаленная. На том месте у него вскочил волдырь, как от ожога. Кроме этих, произвольных, бывают и непроизвольные стигматы. Вот три истории. Евгений Мв, житель города Б., рассказывал, что у него перед свадьбой его появилась на груди стопа — отчетливый след человеческой ступни, красноватого цвета. — Что это? — спрашивал он. — Это знак, что я буду под пятой жены? Изображение ступни на груди исчезло через несколько дней. Причем, нужно заметить, что он не был тогда православным, не ходил в церковь, не читал духовных книг, ничего не знал о стигматах. Вторая история. Женщина была колдунья. Она была злая, жила одна, о соседями не общалась, наговаривала и нашептывала — колдовала. Она призналась, что не может мыться в бане: если увидит на ком-нибудь из моющихся женщин болячку — и болячка тут же появляется и у нее, в том же самом месте. Чирий, лишай или еще что-нибудь, как только увидит их, тут же все переходит на нее. Ясно, что стигматы могут быть и у неверующих, и у колдунов. И вот третий случай, исключительный. Его рассказала матушка Н., жена московского священника В. — Я никогда не верила в стигматы (да и не верю). Я православная, а у нас не может быть стигматов. Но вот однажды утром я увидела у себя на руке, с внутренней стороны, повыше запястья, крест. Крест был ровный, красноватый, с четкими краями. Не зная, что это, я удивилась и… пошла к врачу. Показываю врачу руку и спрашиваю: что это? Врач посмотрел с недоумением и говорит: — Это вы наверно сами себе сделали. — Зачем? Мне не нужен больничный лист… Но он остался при своем мнении. Вывод: стигматы не являются признаком святости или отмеченности Богом — ведь Бог и шельму метит, говорит пословица. И если Бог кого наказал болезнью, это не значит, что тот человек святой. Очевидно, что только самообольщение римо-католиков позволяет им считать эти раны признаком святости.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

(МВ. 1839. 74. С. 553): «Есть для некоторых важных дел особенная судьба Провидения Божия, по которой одному избранному дается возвышенная мысль, а другому предоставляется величественное исполнение Так Давид, благодарный Богу за утверждение своего царства, помышляет создать Ему храм в Иерусалиме и в сем утверждается совещанием с Нафаном. Мысль прекрасна; Пророк изобрел ее; Пророк одобрил, однако и два Пророка не угадали судьбы Провидения, пока она им не явилась. Исполнителем мысли Давидовой Бог назначает Соломона. Той созиждет дом имени Моему, и управлю престол его до века ( 2Цар. 7: 13 ). Так Александр Благословенный, благодарный Богу за спасение Своего Царства, помышляет создать, для священных воспоминаний и благодарных молитв, Храм Христу Спасителю, в Столице, бывшей всесожжением за спасение Отечества и возрожденной из пепла. Мысль Его провозглашена; Церковь благословляла начинание Благословеннаго. Ты един из Братий Его стоял тогда подле Него, и теперь мы видим, что Тебе еще тогда указал Вседержитель исполнить Священный обет Державнаго Брата Державною рукою. Итак, Россияне, мы в современных происшествиях читаем древнюю книгу Богоправимых Царств! Священныя времена проходят пред нами в деяниях наших Царей! Какое утешение для веры! Какая надежда для Отечества!» (Сочинения. Т. 4. С. 113–114). Из воспоминаний H. В. Сушкова: «Иннокентий 38 дивился, почему Московский Митрополит Филарет, столь великий проповедник, говорит по тетрадке. Это удивление, как бы от себя, выразил пред Владыкой Архимандрит Антоний, Лаврский наместник: отчего, спрашивал он, не беседуете с народом в храме без приготовления, как делал это часто Митрополит Платон? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши... “Смелости недостает”, – отвечал Владыка. Были, впрочем, случаи, когда я отваживался говорить без тетрадки и почти не готовясь. Так, при рукоположении Агапита во епископа Томскаго в Успенском соборе, надумался говорить к нему уже во время чтения Апостола. И что сказал тогда, забыл по окончании речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

5 декабря. Резолюция на отношении обер-полицмейстера с вопросом о возможности публикации в «Московских ведомостях» о показе народу картины, изображающей Марию Магдалину: «Ответствовать: хотя с нравственным и религиозным чувством не довольно сообразно то, чтобы изображение лица святого сделать предметом денежной спекуляции, впрочем, во внимание к праву собственности на искусство картины, можно не препятствовать тому, чтобы она была показываема одна, не в смешении с какими-либо светскими изображениями, которых сближением было бы оскорблено достоинство ея предмета» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 91. 10146). 6 декабря. Служение литургии во Вдовьем доме в церкви св. Марии Магдалины в день тезоименитства императора Николая и великого князя Николая Александровича (МВ. 1844. 148. С. 911), произнесение Слова: «Если человека разсматривать, как тварь, что значит он вне Божия сотворения и хранения? – Ничто. Как его ничтожество не имеет никакого права на бытие, так и его бытие не имеет никакого права на блаженство. Только по благости Божией человек существует, только по милосердию Божию он может быть блажен» (Сочинения. Т. 4. С. 331–332). 7 декабря. Письмо князю C. М. Голицыну: «Императорскаго Воспитательнаго дома московский Опекунский совет отношением от 22 дня мая сего года уведомил Консисторию о завещании надворною советницею Ольгою Ивановною Чаплыгиною процентов с 600.000 р. асс. на пять мужеских и на пять женских монастырей в Москве Согласясь на сие назначение, потому что завещание должно быть исполняемо с буквальною точностию, по воле завещавшаго, не мог я, однако, при сем не встретиться с заботливою мыслию, что вне Москвы есть монастыри, особенно женские, которые имеют особенную нужду в постоянном пособии. Таковы особенно два: Спасо-Бородинский... и Борисоглебский Аносинский поскольку же до сведения моего дошло, что вышеозначенный капитал 600.000 значительно умножился процентами, которые также причислены к сему капиталу, то по буквальном исполнении завещания назначением процентов с 600.000 р. асс. на десять монастырей собственно в Москве будет не противно завещанию, с целию благотворительницы сообразно, и для души ея полезно, чтобы два вышеозначенные монастыря Спасо-Бородинский и Борисоглебский получили участие в процентах с дополнительной сверх 600.000 р. части капитала, составившейся из причисления процентов, и с тем вместе приняли обязанность приносить молитвы и о упокоении души благотворительницы (ДЧ. 1887. Ч. 3. 12. С. 492–493).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Резолюция на показании священника о размолвке с прихожанином: «Замечание крестьянину за редкое хождение в церковь , сделанное в праздник при людях, неразсудительно. От священника требуется не начальническое замечание при посторонних, а кроткое увещание наедине» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 51. 10062). Резолюция на консисторском определении по делу о неправильном ведении священником приходо-расходных книг: «Консистории внимательно составлять определения, судить прежде о главном предмете дела, а не о прикосновенных обстоятельствах и не говорить о первой части мнения духовнаго Правления, когда мнение сие на части не разделено» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 52. 10063). 25 августа. Резолюция на выписке из консисторского реестра с объяснением причины задержания священника в Москве для дачи следственных показаний: «Как из отношения следственной комиссии видно, что священник еще нужен для очных ставок, то предписать немедленно, чтобы он был выслан, не останавливаясь ни зачем в Можайске, а для устранения причин замедления церковь и приход его поручить другому по удобности» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 52. 10064). Резолюция на выписке из консисторского реестра о том, что помещик считает противозаконным вызов в духовное правление для прочтения и подписания следственного дела: «Исполнить и в отношении упомянуть, чтобы изъяснено было... что как положенное в общих законах прочтение истцом и ответчиком и подписание экстракта или выписки из дела не есть нарушение канцелярской тайны, так равно и заменяющее оную меру для уменьшения письмоводства прочтение, на основании Устава консисторий, и подписание самого следствия, не есть ни нарушение тайны, ни действие противозаконное, а точно, что законом требуемое» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2.С. 53. 10065). 27 августа. Совершено освящение храма св. Иоанна, патриарха Константинопольского, и св. Александра Невского в колокольне Московского Симонова монастыря (МВ. 1844. 117. С. 699). 29 августа. Резолюция на отношении управляющего Московской палатой государственных имуществ с испрашиванием распоряжения об освидетельствовании священниками метрик призываемых к военной службе: «Когда доверенныя от ведомства государственных имуществ лица сделают из церковной метрики выписку лиц, требуемых законом и предписанием начальства лет: то священник тут же должен поверить сию выписку с церковным документом, из которого она взята» (Резолюции. Т. 5. Ч. 2. С. 89. 10144).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1843 1 января. Служение литургии и молебна в Чудовом монастыре в день рождения великой княгини Елены Павловны. Проповедь произнесена священником церкви свт. Антипия Пречистенского сорока Иваном Федоровым (МВ. 1843. 3. С. 19). Письмо M. М. Тучковой: «Что Е[вфросиния] старается увлечь от вас некоторых сестер – о том не скорбите. Расположенные жить у вас в мире и единодушии не пойдут. А которые пойдут – те не таковы, и следственно не нужно удаление их почитать потерей, а действием провидения Божия, вас облегчающего и общество ваше очищающего. Если же и благорасположенная увлечется прельщением, то может раскаяться и возвратиться с большим смирением» (Письма к игумении Марии. С. 65–66. 49). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Письмо сие доставит Вера Алексеевна Муравьева, знаемая князю Александру Николаевичу и в скорбной ее жизни получившая от него христианское подкрепление и утешение. Побеседуйте с нею о душевной пользе и утешении и споспешествуйте, чтобы ее пребывание в Лавре приобрело ей благословение Преподобного Сергия» (Письма преподобному Антонию. С. 286. 358). 2 января. Письмо обер-прокурору Св. Синода графу H. А. Протасову по поводу литографированного перевода Св. Писания: «Поскольку на главный предмет доноса свидетелей нет, то к открытию истины не представлялось инаго средства, как тщательное выспрашивание прикосновенных обстоятельств и умножение подробностей, которыя бы могли быть поверены посредством других лиц и некоторых документов и которыя бы согласием и сообразностию во всех частях показывали некоторый признак правды или несообразностию обличали неправду показуемаго. Совещание сие осталось словесным; и прикосновенных к делу положено призывать порознь пред самым вопрошением, дабы устранить всякое приготовление и взаимное соглашение» (Донесения и письма. 1891. С. 19). 3 января. Резолюция на рапорте исполняющего должность благочинного о пожаре в церкви села Подберезников: «Предписать благочинному, чтобы убеждал священника и прихожан исправить повреждения в храме, и, когда сие исполнено будет приличным образом, тогда, по освидетельствовании благочинным, по освящении воды и окроплении оною всего храма и по прочтении молитвы, положенной на обновлении, возобновить священнослужение» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 99. 9787).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

1 В математике ноль и даже числа ниже поля суть мыслимости. Но математические аналогии в теологических созерцаниях представляют лишь недоразумение и злоупотребление, ибо слова там берутся в условном значении, не соответствующем самому слову, так что ничто там есть что. 2 Слово Κριος хотя и не читается многими, но древность его во всяком случае удостоверена Александрийским кодексом А, также и D, b и c и др. мв. Сир Гот Ориг Терт Злат Кир алекс. и др 3 Апостолы вполне поняли трудность данного Христом идеала брака, когда сказали: «если такова ответственность человека с женою (т.е. женатого), не подобает браниться». «Но ( δ – противоположение) Господь сказал им: «не все вмещают слово (учение, идеал) это, но кому дано (наиболее совершенные носители духа Христова, избранники), ибо есть ... скопцы (девственники), кои оскопили себя (сделали себя девственниками) для царствия небесного (девственники безбрачные и брачные: первые – для личного достижения царства небесного и введения в него других путем апостольства, вторые – и порождением и воспитанием для Церкви истинных чад Божиих): могущий да вмещает» этот идеал христианского брака, – по мере сил своих да приближается к нему. Но не сразу, не все, не вполне. Поэтому церковью допускается и освящается и брак «с разводом, с похотью к женщине и с прелюбодеянием супругов», – для порождения детей и размножения рода человеческого. По очевидной идейной связи с этим учением о браке Евангелист помещает рассказ о благословении детей Христом (у Ев. Луки это событие соединено с учением Христа о смирении, вопреки само превозношению фарисеев: Лук. 18, 15–17 ), «ибо таковых есть царство небесное», т. е. без порождения таковых в христианско-церковном браке, как таинственном сочетании мужа и жены в плоть одну – для деторождения Церкви чад Божиих (и, конечно, без нравственного подражания им – обе эти мысли соединены и нераздельны), – невозможно достижение Церковью совершенного возраста Христова. Вот почему «запрещающих брак» Апостол называет «отступниками от веры и последователями учений бесовских» ( 1Тим. 4 -, 1–3). Той же идеологией нерасторжимости таинственного брака, объясняется, что Давид, по Матф. 1, 6 , родил Соломона не от своей жены, а от жены Урия, хотя Урий был уже мертв и его вдова была уже законной женой Давида

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Главное – сохранить в обители строгий монашеский дух Архимандрит Варлаам (Максаков) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Как будущему монаху успокоить своих родителей, желающих многочисленных внуков, из чего складывается строгий монашеский дух обители и почему нельзя торопиться с постригами? Журнал «МВ» беседует с архимандритом Варлаамом (Максаковым), игуменом Успенского Свято-Георгиевского мужского монастыря в Башкирии.      «Верую» Отец Варлаам, еще 18 лет назад здесь ничего не было, а сейчас – статный, величественный монастырь. И Вы когда-то были просто гражданином Советского Союза, а теперь – игумен монастыря. Каким был этот путь? Я родился в 1965 году в Башкирии близ города Мелеуз. Понятно, что мое детство проходило в знакомой многим советской, атеистической атмосфере. Просто собирать яйца на Пасху, тем более дарить их было чревато неприятными последствиями. Школьника за такое могли вызвать на линейку, публично отчитать. Это был, конечно, позор. Но, как ни странно, я не боялся такого позора и на Пасху – тайком, но без какого-то страха – ходил к родственникам, знакомым, поздравлял их. Молитве меня никто не учил. Семья моя придерживалась традиционного праздничного календаря: Рождество, Пасха – все это как-то праздновалось, но в храм мы не ходили. Я же с детства тянулся к другой, духовной, жизни. Но как это было сделать? Книг не было, о Боге никто не говорил – это вообще было не принято в обществе, в храм бы меня никто не сводил. Но стремление оставалось... Помню, на поминках бабушки пели молитвы – канон, 17-ю кафисму. Мне было 9 лет. Вот к этой молитве у меня появилась просто любовь. Я ее как-то особенно прочувствовал, хотелось ее тоже петь, но не знал слов. В силу возраста мне было неловко при взрослых даже перекреститься, хотя этого очень хотелось. Даже от мамы все это скрывал. Очень любил ходить на кладбище. Там я перед крестами молился своей молитвой, тут же сам и сочинял, хотя многого и не понимал. В армии – я служил в Ярославской области – нас повезли на дежурство. И вот там я впервые услышал колокольный звон – он доносился откуда-то издалека.

http://pravoslavie.ru/94498.html

«Неусыпаемая Псалтирь Валаама» – тема июльского номера журнала «Монастырский вестник» Вышел очередной, июльский выпуск журнала «Монастырский вестник» – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Тема номера: «Неусыпаемая Псалтирь Валаама» Выпуск посвящен Валаамскому Спасо-Преображенскому ставропигиальному мужскому монастырю. Эта древняя обитель, основанная почти 1000 лет назад на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере, неизменно привлекает внимание не только верующих, многочисленных паломников, но и туристов, ученых, исследователей, художников, кинематографистов. Сюжеты номера приоткрывают завесу внутренней жизни монастыря, при этом акцент сделан на широко известной островной богослужебной музыкальной традиции – валаамском распеве, который проистекает из древнего знаменного пения. Благодаря уникальному распеву верующие могут погрузиться в особую атмосферу, которая не мешает, а помогает сосредоточиться на молитве. О том, как звучит Валаам, – в новом номере журнала «МВ». Читайте в номере: ЮБИЛЕЙ «Там живу. Меня увидишь на Валааме» В 2017 году в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре отмечается 120-летний юбилей со дня обретения иконы Божией Матери «Валаамская». Чтимый список иконы – одна из главных святынь обители – находится в нижнем храме Спасо-Преображенского собора, освященном в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских. Подготовлено Архивом Валаамского монастыря МОНАСТЫРЬ И МИР «Игумен Мефодий – человек с открытым сердцем» Игумен Мефодий (Петров) – помощник наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия по приему многочисленных гостей и международных делегаций. В его телефонной книге есть телефоны, дни рождения и дни ангелов большого количества людей: от Президента России до всех пенсионеров острова Валаам. Беседовали послушники Валаамского монастыря Александр Веригин и Артемий Самойлов ПАМЯТЬ Помнить всех поименно Поминовения забытых имен подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ век, расписанных по дням памяти, по особым поминальным дням и по хронологии, восстановлены в Валаамском монастыре на скиту Всех Святых. Этот поминальный список составлен святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским, и с него началось поминовение усопших на Валааме.

http://pravoslavie.ru/105407.html

лв ни же не размвах глагола, и бохс вопросити. (за ма) [кз] лг И Птокъ л недли: Во врем но, и ученицы и бгоносц. въ капернамъ: и въ дом бывъ, вопрошаше ихъ, что на пт въ себ помышлсте, лд ни же молчах: дргъ ко дрг бо стзашас на пт, кто И сдъ приглас банадесте, и глагола имъ: аще кто хощетъ старй быти, да бдетъ всхъ и всмъ слга. И троча, постави посред ихъ, и бемъ реч имъ: лз Иже аще таковыхъ трочатъ во им мо, мен (л. з) и иже мен не мен но пославшаго м. ли вща глагол: учтлю, видхомъ нкоего именемъ твоимъ изгонща бсы, иже не ходитъ по насъ: и возбранихомъ к не послдетъ намъ. л же реч, не браните никтоже бо иже сотворитъ сил имени моемъ, и возможетъ вскор м. м Иже бо нсть на вы, по васъ ма Иже бо аще напоитъ вы, чаш воды во им мо, к хртовы аминь глаголю вамъ, не погбитъ мзды свое. Конецъ птк, и стом. (за мв) мв И иже Понедльникъ ла недли: Реч гдь: иже аще соблазнитъ малыхъ сихъ врющихъ въ м, добре паче, аще блежитъ камень жерновный выи и вверженъ бдетъ въ море. мг И аще соблажнетъ т рка тво, сцы ю: добр т бдникбез рк въ животъ внити, неже б рц имщ внити въ геенн, во гнь мд Идже червь ихъ не умираетъ, и гнь не угасаетъ. И аще нога тво соблажнетъ т, сцы ю: добр т внити въ животъ хром, неже дв ноз имщ, ввержен быти въ геенн, во гнь Идже червь ихъ не умираетъ, и гнь не угасаетъ. мз И аще ко тво соблажнетъ т, исткн добр т со комъ внити въ (л. з б.) неже дв ц имщ ввержен быти въ геенн гненню: ми Идже червь ихъ не умираетъ, и гнь не угасаетъ. м Вскъ бо гнемъ солитс: и вска жертва солитс. н Добро соль: аще же соль не слана бдетъ, чимъ солитс; имйте соль въ себ, и миръ имйте межд собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010