Суббота. (Евр. 12, 28–13, 8; ио. 11, 1–45). У кого есть Марфа трудолюбивая — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая при ногах Иисусовых, — внимательное и теплое ко Господу обращение всем сердцем, к тому Сам приидет Господь и воскресит Лазаря его — дух, и разрешит его от всех уз душевно–телесности. Тогда начнется у него истинно новая жизнь, в теле бестелесная и на земле неземная. Это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения и с телом! Неделя Ваий (Фил.4,4–9; Ио.12,1–18). Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: “осанна Сыну Давидову!” Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: “распни, распни Его!” Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии св. Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем все, — и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по–прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: “распни!”, а сами распинаем в себе Господа. И все это видит и терпит Господь! Слава долготерпению Твоему, Господи! Понедельник. (Страстной седмицы) . (Мв. 24, 3–35). Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на умто никому придти не может. Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслию вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом. Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим чрез чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания. Вторник.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

При оной солодовне четыре быка каменные весма ветхи и с исподе кирпичь обвалился и на них тес весь изгнил и обвалился» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 69 и об.). 902 «Против меншово монастыря 10 житниц под одною кровлею, в длину житниц 43 сажени, а поперег 4-х сажен, а что какова хлеба в житницах и тому роспись: 5372 чети ржи и муки ржаные, 1242 чети с осминою пшеницы и муки пшеничные, 2200 чети ячмени, 13755 чети овса 190 чети солоду ржаного, 790 чети солоду ячного, 1170 чети солоду овсяного, 140 чети круп овсяных, 223 чети толокна» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 406 и об.=506 и об.). 904 «За меншим монастырем с московского приезду двор, а живут на нем мастеровые люди: иконники, такарники, оконнишники, портные мастеры, сапожники, кожевники и всякие мастеровые люди. Мера двору: в длину 35 сажен, а поперег 20 сажен. А на дворе: 2 избы по 6 сажен да 4 избы по 4 сажени; да на дворе ж: 12 клетей рубленых на подклетех в стене загородбы место, а перед ними чюламишка дощаные. Туто ж на дворе 2 анбара, один 5 сажень, а другой 4 сажени. В одном анбаре 55 кож сапожных и подошевных дубленых, 25 кож белых да у кожевников в деле 150 кож яловечьих и коневьих, 600 опойков деланых и сырых, 18 кож бараньих белых, 20 сапоги новые братцкие. А в другом анбаре кладут кожевники дуб. Да за двором анбар 5-ти сажен, а держать в нем токари деревье вязовое и березовое, в которых суды делают. Да тутож двор кузнишной, а на нем 3 избы по 4 сажени, а меж ими сенцы да 10 чуланцов рубленых и дощатых» (Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 407–408). 905 В кирилловских актах XVI и XVII веков наименованием «швальни» обозначался двор с мастерскими, назначенными для портняженных, кожевенных и других работ. Он существовал еще в марте 1569 года («Рыжко с товарыщи с Щелковскые мелницы свезли сенник на шевалню». Рукоп. Кир. мон. 2–602, л. 24 об.). В расходных книгах 1581 года упоминается «на швальне новая изба чюлочная» (Рукоп. Кир. мон. 586, л. 15 об.), в марте 1608 года – кожевенная изба (Рукоп. Кир. мон. 29–629, л. 30 об.–31), в декабре 1611 года – токаренная изба (Рукоп. Кир. мон. 38–638, л. 39 об.) и т. п. (см. выше). Хотя опись 1601 г. и утверждает, что на таком шваленном дворе проживали «всякие мастеровые люди», но для котельников, кузнецов и серебренников (т. е. для ремесленников металлического производства), как мы видели, уже в те годы имелись отдельные помещения, расположенные вне швальни, которая первоначально предназначалась, вероятно, для портных. В последующее время отсюда же постепенно выселялись и другие ремесленники. Так в XVIII веке иконники помещались в своей особой палате насупротив нынешнего арсенала снаружи ограды монастыря (см. на плане 1720 года мв. Сравн. ниже главу III).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Нуда. Если все люди basicallyдышam воздухом. едят и пьют. то и разницы между ними никакой. 27. Ответ на 16, Наталия 2016: Некоторое панибратство " Некоторое панибратство " - это не оскорбление. Так Вы и удар по щам назовете убийством. Гмммммм.. (если что, это не про сабжа). Ну вообще-то, во многих контекстах - оскорбление. 26. Ответ на 18, Константин В.: Сабж, о котором Вы пишете - Георгий Романов, и только mak.P.S. В качестве компромисса можно внести предложение отныне называть его " Сабж " . :-) Мне на ГМ жалко тратить столь ценное имя нарицательное. Цари приходят и уходит, это тлен. А язык - универсален. 25. Ответ на 17, Константин В.: Валерий, а что Вас так задело? Откуда это излишнее почтение к самозванцу? Гришка Отрепьев ох чудны Твои дела, Господи! Смешно: адвайтиста, не верящего ни одному земному авторитету без четкого обоснования, православые традиционалисты попрекают минимальным уважием к особам, вся роль которых обнуляется если исходить из моих ценностей, но которые наоборот находятся на немыслимой высоте, исходя из соображений Традиции. И объяснение-то пустяковое: исторически так сложилось, что в кругу газеты " Завтра " в 90е незвлюбили МВ на совершенно непонятном основании, огульно, не могучи опереть эту неприязнь никакими рациональными соображениями (приписывая ей немыслимые связи, участие во всех заговорах и даже.. алахическое происхождение о_О))). Я никогда не видел МВ и ГМ, никак не связан с ними кругом общения, лишь эпизодически сталкивался с близкими им людьми, более того, являюсь открытым сторонником св.кн. Нугзара и св.кн. АН, называю ставленника МВ и ее родственника Д.Б-М самозванцем, а саму МВ - особой деструктивно повлиявшей на грузинский монархизм, и часто спорю на эту тему с грузинскими монархистами. Но вот назвать ГМ " Гошей Гогенцоллерном " - так запросто это за гранью. Отсюда один шаг и Николая 2го назвать в том же духе. Потому что basically, под всей аристократией - объективно одни и те же духовные подпорки, нравится кто конкретно кому или нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/20/le...

445 ...рассказал о своей поездке в Гродненскую губернию, в Сувалки, и о том, какое чудное впечатление произвело на него посещение им женской обители... – Отец Иоанн посетил Теолинский женский монастырь близ посада Сопоцкина Сувалк­ской губернии 21 сентября 1900 г. «Теолинская обитель, открытая в 1894 г. , с первых дней своего существования устроялась и содержалась почти исключительно щедрыми пожертвованиями отца Иоанна. В течение шестилетне­го своего существования названная обитель получила от о. Иоанна около 50000 руб. На эти средства выстроено помещение для сестер и куплено имение Юзефатово, лежащее в шести верстах от монастыря» (МВ. 1900. 283, 13 октября). Во время посещения обители отец Иоанн совершил утреню и Литургию в трапезной монастырской церкви, осмотрел монастырский корпус, больницу, школу-приют, купленное на его пожертвование имение, навестил настоятеля Сопоцкой церкви, побеседовал с настоятельницей Людмилой и сестрами обители. Службы, кирпичный и известковый заводы, находящиеся в купленном имении, отец Иоанн нашел в образцовом порядке. 447 ...и здесь, в Москве, нередко является ученый, образованный писатель, извратив­ший все христианские понятия и толкующий Евангелие на свой лад. – Речь идет о Л.Н. Толстом, который с начала 1880-х годов проводил в Москве зимы, чтобы дать образование подраставшим детям. В результате религиозного кризиса, пережито­го в конце 1870-х годов, Толстой создал религиозное учение, получив­шее позднее название «толстовства». Свои религиозно-философские взгляды писа­тель выразил в трактатах «Исследование догматического богословия» (1879–1880), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880–1881), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893) и др. 450 Я поинтересовалась узнать, какое впечатление произвела на Батюшку проповедь архиепископа Харьковского Амвросия, в которой он нас, христиан, живущих ныне, называет язычниками. – Речь преосвященного Амвросия (Ключарева) , архиепископа Харьковского, о причинах чрезвычайного распро­странения пороков и преступлений в современном мире была произнесена на актовом дне в зале Харьковской духовной семинарии 19 ноября 1900 г. и опубликована в газете «Московские ведомости» в ноябре-декабре 1900 г. 325–333). В ней, в частности, говорилось, что в «современном христианском мире утрачивается вера в Истинного Бога и распространяется неверие; отрицается богоучрежденная религия и заменяется новым идолопоклонством» (МВ. 1900. 333, 2 декабря). Этот «новый, невиданный в истории род идолопоклонства» только «по внешнему виду отличается от идолопоклонства древнего образован­ного языческого мира», но «в сущности, оказывает то же развращающее влияние на жизнь современного общества» (МВ. 1900. 325, 24 ноября). Новыми идолами архиепископ Амвросий называл идеи материализма, социализма, «огульного прогресса», а новым полем борьбы – «необозримое поле свободного, ничем не ограниченного мышления и знания» 326, 25 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

25 сентября. Встреча императора и наследника в Успенском соборе. Произнесена краткая речь, отслужен молебен, преподнесена в дар императору икона Московских святителей. После отъезда гостей состоялось служение благодарственного молебна о благополучном их прибытии в Москву (МВ. 1843. 116. С. 687). 26 сентября. Встреча императорской семьи в Чудовом монастыре. Отслужен молебен, преподнесена в дар императору икона свт. Алексия Московского (МВ. 1843. 116. С. 687). • Резолюция на прошении причта не представлять рисунки с изображением древней греческой живописи, а делать стенописание по образцам Успенского и Архангельского соборов: «Церкви в Москве многочисленны, а приходы, по самому множеству церквей, малочисленны; и потому поддерживание церквей в благоустройстве и украшение оных посредством обыкновенных церковных доходов было бы большею частью невозможно. Недостаток сей пополняется усердием церковных старост, имеющих собственное избыточное состояние, или деятельно прибегающих к усердию других достаточных людей. При таких обстоятельствах редко бывает возможно составить предварительно значительный капитал на какое-либо церковное дело Есть ли бы Святейший Синод в снисходительном внимании к местным обстоятельствам и к тому, что стенописание предприемлется в приделах, не в поновлении древняго, но на голых доныне стенах, разрешил производство онаго в греческом стиле, в сообразность с указанными образами под неослабным местным надзором без представления подробных проектов: сие много послужило бы к произведению дела без большого замедления» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 140. 9876). 27 сентября. Письмо московскому военному генерал-губернатору князю А. Г. Щербатову: «Сиятельнейший князь, милостивый государь! Почтеннейшим отношением в. с-ва, от 27 сего сентября 5350, объявлено мне Высочайшее повеление Государя Императора совершить освящение церкви, устроенной при экзерцизгаузе· прежде 1 октября. На сие спешу ответствовать, что сие Высочайшее повеление имеет быть мною исполнено в среду 29 дня» (ДЧ. 1895. Ч. 9. С. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Из первых уст Медицина и монашество: две грани служения миру Монахи-врачи, врачеватели душ и телес. Казалось бы, два абсолютно противоположных служения: уход от мира и молитва за него в тишине монастырской кельи и в то же время помощь этому миру посредством врачевания людей. Чтобы узнать, как сочетаются два направления, как служение врача помогает современному монаху в его духовном развитии и чего, возможно, лишает; как монахи-врачи воспринимают болезни, как лечатся сами, где принимают пациентов и по какому принципу выстраивают свою врачебную и монашескую жизнь, мы встретились с практикующими врачами-монашествующими и задали им несколько одинаковых вопросов. Записали Мария Кравцова, Петр Селинов Интервью Игумения Елисавета (Позднякова): «Болезни – это милость Божия» Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве игумения Елисавета по образованию медсестра. Она рассказала «МВ» о том, как в ее жизни появилась медицина, почему болезни помогают человеку духовно возрастать и приближают к Богу, а также поделилась опытом совмещения монашеского и социального служения. Интервью подготовила Валентина Валерина. Позиция Грех. Болезнь. Исцеление Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. Как грех соотносится со здоровьем, как он вызывает болезни или способствует их проявлению, о духовных и соматических недугах, а также о том, почему, облачаясь в белый халат, врачу следует «всякое житейское отложить попечение», размышляет игумен Анатолий (Берестов), врач-психиатр, руководитель Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Один день из жизни ЗОЖ по-монастырски Свято-Троицкая Сергиева лавра издавна славилась «аптекарскими огородами», где монахи выращивали лечебные травы. И хотя подобных огородов уже нет, нынешняя братия занимается врачеванием с помощью даров природы, опираясь на вековые традиции траволечения. С этой целью лаврскими врачами-монахами был организован монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму», куда может прийти любой желающий на консультацию. Чтобы узнать, как функционирует лаврский Центр здоровья, выпускающий редактор «МВ» Христина Полякова пообщалась с его руководителем, врачом-офтальмологом иеромонахом Моисеем (Дроздовым) и провела в Лавре один очень снежный зимний день.

http://pravoslavie.ru/111489.html

1 сентября. Резолюция на прошении крестьянина об увольнении его из Знаменского монастыря, куда он был послан для очищения совести за слабое наблюдение за ямщиком, задавившим дилижансом московскую мещанку: «Кондуктор смотрит за порядком путешествия; а править лошадьми дело извозчика: и потому его ближайшая вина, есть ли худо правил и задавил человека» (Резолюции. Т. 4. С. 48–49. 9160). Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Слава Богу, Отец Наместник, бородинское богослужение совершилось в мире, и нетрудно было. Мне вздумалось послать Вам список рапорта моего Св. Синоду, чтобы Вы могли несколько видеть день И дело» (Письма преподобному Антонию. С. 200. 239). 4 сентября. Встреча в Успенском соборе императора Николая Павловича, наследника Александра Николаевича, великого князя Михаила Павловича, герцога Максимилиана Лейхтенбергского и др., затем произнесено Слово Николаю Павловичу пред вступлением его в Успенский собор после открытия Бородинского памятника: «Благочестивейший Государь! С благоговением слышал Твой древлепрестольный град, как ты, воздая честь подвигам рода минувшаго, в то же время поучал подвигам род настоящий и грядущий, – как освящал славу благочестием, – как чуждую неги жизнь воинскаго стана услаждал для воинов – Твоим примером. Наконец и видит Тебя Твой древлепрестольный Град, и радостными взорами особенно ищет теперь увидеть во взорах Твоих отсвет радости, озарившей недавно Твой Благословенный Дом» (Сочинения. Т. 4. С. 112) – и отслужен молебен. Императору преподнесена икона Христа Спасителя (МВ. 1839. 71. С. 507). 5 сентября. Служение молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великой княжны Елизаветы Михайловны. Литургию служил викарный епископ Дмитровский Виталий, проповедь произнесена священником Михаилом Терновским (МВ. 1839. 72. С. 515). Резолюция на мнении преосвященного викария о разрешении запрещенному священнику искать сельское священническое место: «Известен язык одобрения. Осуждать не хочется, и потому, чтобы не сказать совсем неправды, отнимают от одобрения малую частицу и говорят: довольно хорошаго поведения, подразумевая, что несправедливо было бы решительно сказать – хорошаго» (Резолюции. Т. 4. С. 49. 9161).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Духовная география Среднерусский Афон Главный храм Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверская епархия) братия называют кафоликоном, как на Афоне. Богослужению предшествует стук в талантон (деревянное било), на Литургии звучат византийские песнопения, используется настоящая греческая кацея (кадило), а в самые торжественные моменты службы монахи специальными шестами раскачивают хорос. Строгий святогорский устав не единственное отличие Николо-Малицы от других обителей – афонской традиции соответствуют и архитектура, и внутреннее убранство храмов. О далёкой Святой Горе в этих стенах напоминает почти всё, кроме природного ландшафта (вместо пальм – родные сосенки да берёзки, вместо синего моря – белый снег зимой) и того факта, что посещать Малицу, в отличие от Афона, могут и женщины. Репортаж Дениса Халфина. Путеводитель Самоцветы Черногории Сегодня наблюдается возрождение черногорского монашества. На обочинах живописных дорог страны часто встречаются указатели на монастыри. За 26 лет, в течение которых Черногорско-Приморской митрополией руководит митрополит Амфилохий (Радович), открыто более 600 храмов и монастырей. Предлагаем вниманию читателя путеводитель по некоторым из них. Материал подготовила Елена Галкина. Terra Sancta Тишина за Иорданом Не так давно паломникам на Святой Земле стал доступен для посещения участок на реке Иордан недалеко от места Крещения Господня. Чтобы узнать, как живётся русским монахам в месте, где летом температура превышает отметку +50, корреспондент «МВ» Елена Галкина отправилась по ту сторону реки и пообщалась с архимандритом Сергием (Объедковым) – клириком Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарём Подворья Миссии на месте Крещения Господня в Иордании. Духовная жизнь Дневник инокини «МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, её переживания, впечатления, вопрошания, размышления. Текст печатается по благословению духовника инокини.

http://pravoslavie.ru/110158.html

Интервью Олег Рыжков: «Основная цель – создать в экономике отдельную реставрационную отрасль» Заместитель Министра культуры Российской Федерации Олег Рыжков курирует крупные монастырские комплексы, в которых сегодня проходят ремонтно-реставрационные работы. Он рассказал «МВ» о текущей обстановке в сфере реставрации, новой концепции реформирования реставрационной отрасли страны, предпринимаемых Минкультуры мерах оперативного контроля за подрядчиками и о том, что порой нужно посмотреть подрядчику в глаза и сказать: «Не можешь – уходи». С замминистра беседовала Христина Полякова. Наследие Молитва в сердце России Московский Кремль – сердце страны. А в сердце должна звучать молитва. Безбожные годы позади, однако, богослужения в кремлёвских соборах проводятся всего несколько раз в месяц, в остальное время они работают как музеи. Вознесенский девичий монастырь на территории Кремля, где в течение 540 лет непрестанно возносилась молитва за Церковь и Отечество, был разрушен в 1929 году, и только недавно было принято решение о восстановлении обители. Статья Ирины Дмитриевой. Один день из жизни Стройка монастырской жизни не помеха Высоко-Петровский мужской монастырь расположен в самом центре столицы, его стены и храмы помнят многое – столетия истории Москвы прошли перед ними. Прерванная в советское время монашеская жизнь восстановлена в Высоко-Петровском не так давно, в 2009 году. Сегодня в обители ведутся широкомасштабные ремонтно-реставрационные работы. Все постройки монастырского ансамбля признаны памятниками культурного наследия федерального значения и в финансировании работ участвует Министерство культуры РФ и Департамент культурного наследия города Москвы. Чтобы посмотреть, как совмещаются стройка, сложившийся уклад и служение насельников, постоянный автор и фотограф «МВ» Елена Галкина провела в Высоко-Петровском один «реставрационный» день. Традиция Игумен как духовный руководитель монастыря Со времён раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашества святителю Василию Великому, личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии. Размышления игумении Феоксении, настоятельницы монастыря в честь иконы Богородицы «Живоносный источник» на острове Крит, Греция.

http://pravoslavie.ru/110158.html

Интервью Три призвания монахини-невролога С монахиней Евфимией (Пащенко) невозможно говорить о медицине вне контекста литературы. Для нее эти темы неразрывны. Она потомственный врач из династии медиков, которая восходит к XIX столетию; автор более 30 книг на православную тематику, ряда научных статей по геронтологии и церковному краеведению; северянка по рождению, работающая неврологом в одной из поликлиник Москвы. С монахиней Евфимией беседовала Христина Полякова. Мнение Игумения Афанасия (Силкина): «Истинный врач душ и телес – Господь» «За все слава Богу, принимаем как от руки Божией», – это слова настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря в Ростове Великом на вопрос, как следует относиться к болезням. Однако этим наш разговор с игуменией Афанасией не ограничился – интервью получилось многогранным. Как говорится, на все случаи жизни. Материал Христины Поляковой. Психология Священник Петр Коломейцев: «Главная роль в психическом здоровье человека – у Бога» О таком явлении в современной христианской жизни, как психология, о разнице между психологией христианской и православной, а также о неординарном понятии «психолог в монастыре» – наш разговор с христианским психологом, деканом факультета психологии Московского института св. Иоанна Богослова при Российском православном университете священником Петром Коломейцевым. Интервью подготовила практикующий христианский психолог Анна Маслова. Духовная жизнь Дневник инокини «МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, ее переживания, впечатления, вопрошания, размышления. Отцы Церкви Святитель Лука Крымский: архиепископ-хирург Мужицкий врач, профессор медицины, епископ, арестант и ссыльный, святой, после собственной смерти абсолютно реально встающий за операционный стол, чтобы спасти жизнь больного, – вот основные вехи жизни святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Благодаря таким подвижникам, как он, мы особенно ощущаем близость духовного мира, его проницаемость. Материал постоянного автора «МВ» Анастасии Михалос.

http://pravoslavie.ru/111489.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010