25 сентября. Встреча императора и наследника в Успенском соборе. Произнесена краткая речь, отслужен молебен, преподнесена в дар императору икона Московских святителей. После отъезда гостей состоялось служение благодарственного молебна о благополучном их прибытии в Москву (МВ. 1843. 116. С. 687). 26 сентября. Встреча императорской семьи в Чудовом монастыре. Отслужен молебен, преподнесена в дар императору икона свт. Алексия Московского (МВ. 1843. 116. С. 687). • Резолюция на прошении причта не представлять рисунки с изображением древней греческой живописи, а делать стенописание по образцам Успенского и Архангельского соборов: «Церкви в Москве многочисленны, а приходы, по самому множеству церквей, малочисленны; и потому поддерживание церквей в благоустройстве и украшение оных посредством обыкновенных церковных доходов было бы большею частью невозможно. Недостаток сей пополняется усердием церковных старост, имеющих собственное избыточное состояние, или деятельно прибегающих к усердию других достаточных людей. При таких обстоятельствах редко бывает возможно составить предварительно значительный капитал на какое-либо церковное дело Есть ли бы Святейший Синод в снисходительном внимании к местным обстоятельствам и к тому, что стенописание предприемлется в приделах, не в поновлении древняго, но на голых доныне стенах, разрешил производство онаго в греческом стиле, в сообразность с указанными образами под неослабным местным надзором без представления подробных проектов: сие много послужило бы к произведению дела без большого замедления» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 140. 9876). 27 сентября. Письмо московскому военному генерал-губернатору князю А. Г. Щербатову: «Сиятельнейший князь, милостивый государь! Почтеннейшим отношением в. с-ва, от 27 сего сентября 5350, объявлено мне Высочайшее повеление Государя Императора совершить освящение церкви, устроенной при экзерцизгаузе· прежде 1 октября. На сие спешу ответствовать, что сие Высочайшее повеление имеет быть мною исполнено в среду 29 дня» (ДЧ. 1895. Ч. 9. С. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Вышел в свет мартовский выпуск журнала «Монастырский вестник» Москва, 16 марта 2018 г. Выходит в свет мартовский номер журнала «Монастырский вестник» 2018 г.) – официального издания Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. Тема выпуска – Монахи-врачеватели Мартовский номер «МВ» посвящен актуальной теме: что есть болезнь, для чего она дается человеку и как правильно ее воспринимать. Мы поговорили о медицине и болезнях с практикующими врачами-монашествующими (терапевтом, офтальмологом, неврологом, психиатром, реаниматологом), игуменией-медсестрой, руководителями оздоровительных и реабилитационных центров, а также побеседовали с христианским психологом. «Телесная болезнь присутствует в мире как физическое отображение болезни духовной. Поэтому подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха – говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы знаем, каких замечательных результатов сегодня добивается медицина, знаем, как успешно исцеляются – медикаментозно, хирургически – многие болезни, так что некоторым кажется: наступит время, когда болезнь уйдет совсем. Однако физическая болезнь не уйдет никогда, и об этом сегодня говорят ученые, которые наблюдают появление новых болезней, в том числе порожденных современным уровнем научно-технического развития человеческой цивилизации». Читайте в номере: Исторический ракурс Монастырская медицина: наука не болеть С того времени, как Римская империя приняла христианство на государственном уровне, медицина стала достоянием народа. Появились больницы, родильные дома для бедных и бесплатное медицинское обслуживание. Местом возникновения этих учреждений были храмы и монастыри. С IV века н.э. больничное дело – целиком и полностью заслуга монашествующих. «Бессребреники», «безмездные лекари», «иноки-лечцы» – в разные эпохи монахов-врачей называли по-разному. Опираясь на идеи практикующих врачей – сотрудников современных монастырских оздоровительных центров иеромонаха Моисея (Дроздова), В. Корсун, А. Рябоконь, Т. Литвиновой, а также греческого профессора-хирурга Георгия Папагеоргиу, постоянный автор «МВ» Елена Владимирова подготовила исторический обзор монастырской медицины.

http://pravoslavie.ru/111489.html

Вышел в свет февральский выпуск журнала «Монастырский вестник» Москва, 17 февраля 2017 г. Тема номера: «Игумен. Отец, наставник, духовник» Номер посвящен игуменству – одному из ключевых явлений и понятий в монашеской жизни. Согласно Святым Отцам, настоятель/настоятельница призваны стать для посвятивших себя иноческой жизни духовным отцом и матерью в одном лице. Без личной духовной связи между игуменом и братией невозможно единение, по-настоящему братские отношения и как следствие – искреннее послушание, основанное на любви, а не на дисциплинарном подчинении. О том, как игумену/игумении построить подлинную монашескую общину – в новом номере журнала «МВ». Читайте в февральском выпуске: Духовная география . Академия печорских старцев Оказывается, иной раз разглядеть мир небесный удобнее из глубины пещеры. В окружении десятков погребенных подвижников и простых мирян, чьи тела не источают тления – и воздух кругом чист и свеж, в приятной прохладе, в темноте подземелья, как-то естественно даются человеку мысли о том, что прах он и в прах возвратится. В пещерах Псково-Печерского монастыря ум становится яснее, взгляд глубже, сердце покойнее. Сергей Кириллов, Даниил Африн. Интервью . «Главная задача наместника – сохранить монастырскую традицию» О радости исполненного долга, восприятии духовного опыта старцев-«профессоров» и о советах молодым игуменам/игуменьям журнал «МВ» беседует с наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым). Беседовал Сергей Кириллов. Личность . «Знает Господь, как спасать любящих Его» памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 11 лет назад, 5 февраля 2006 года, в праздник Собора новомучеников и исповедников Российских, по принятии Святых Христовых Таин почил о Бозе духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Людмила Волкова. Позиция. «Игумен учит монаха подлинной любви» Одна из первейших и главнейших забот игумена – установить с каждым братом отношения искренности и доверия. Атмосфера доверия способствует покаянию. Через исповедь и оставление грехов приобретается чистота и возникает подлинная духовная связь игумена с послушником, связь любви и доверия. Архимандрит Алексий, игумен монастыря Ксенофонт (Афон).

http://pravoslavie.ru/101134.html

Духовная география Среднерусский Афон Главный храм Николо-Малицкого мужского монастыря (Тверская епархия) братия называют кафоликоном, как на Афоне. Богослужению предшествует стук в талантон (деревянное било), на Литургии звучат византийские песнопения, используется настоящая греческая кацея (кадило), а в самые торжественные моменты службы монахи специальными шестами раскачивают хорос. Строгий святогорский устав не единственное отличие Николо-Малицы от других обителей – афонской традиции соответствуют и архитектура, и внутреннее убранство храмов. О далёкой Святой Горе в этих стенах напоминает почти всё, кроме природного ландшафта (вместо пальм – родные сосенки да берёзки, вместо синего моря – белый снег зимой) и того факта, что посещать Малицу, в отличие от Афона, могут и женщины. Репортаж Дениса Халфина. Путеводитель Самоцветы Черногории Сегодня наблюдается возрождение черногорского монашества. На обочинах живописных дорог страны часто встречаются указатели на монастыри. За 26 лет, в течение которых Черногорско-Приморской митрополией руководит митрополит Амфилохий (Радович), открыто более 600 храмов и монастырей. Предлагаем вниманию читателя путеводитель по некоторым из них. Материал подготовила Елена Галкина. Terra Sancta Тишина за Иорданом Не так давно паломникам на Святой Земле стал доступен для посещения участок на реке Иордан недалеко от места Крещения Господня. Чтобы узнать, как живётся русским монахам в месте, где летом температура превышает отметку +50, корреспондент «МВ» Елена Галкина отправилась по ту сторону реки и пообщалась с архимандритом Сергием (Объедковым) – клириком Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, ключарём Подворья Миссии на месте Крещения Господня в Иордании. Духовная жизнь Дневник инокини «МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, её переживания, впечатления, вопрошания, размышления. Текст печатается по благословению духовника инокини.

http://pravoslavie.ru/110158.html

Интервью Три призвания монахини-невролога С монахиней Евфимией (Пащенко) невозможно говорить о медицине вне контекста литературы. Для нее эти темы неразрывны. Она потомственный врач из династии медиков, которая восходит к XIX столетию; автор более 30 книг на православную тематику, ряда научных статей по геронтологии и церковному краеведению; северянка по рождению, работающая неврологом в одной из поликлиник Москвы. С монахиней Евфимией беседовала Христина Полякова. Мнение Игумения Афанасия (Силкина): «Истинный врач душ и телес – Господь» «За все слава Богу, принимаем как от руки Божией», – это слова настоятельницы Рождества Богородицы женского монастыря в Ростове Великом на вопрос, как следует относиться к болезням. Однако этим наш разговор с игуменией Афанасией не ограничился – интервью получилось многогранным. Как говорится, на все случаи жизни. Материал Христины Поляковой. Психология Священник Петр Коломейцев: «Главная роль в психическом здоровье человека – у Бога» О таком явлении в современной христианской жизни, как психология, о разнице между психологией христианской и православной, а также о неординарном понятии «психолог в монастыре» – наш разговор с христианским психологом, деканом факультета психологии Московского института св. Иоанна Богослова при Российском православном университете священником Петром Коломейцевым. Интервью подготовила практикующий христианский психолог Анна Маслова. Духовная жизнь Дневник инокини «МВ» продолжает публикацию дневниковых записей насельницы одного русского монастыря. В избранных главах из дневника перед читателем приоткрывается духовная жизнь инокини, ее переживания, впечатления, вопрошания, размышления. Отцы Церкви Святитель Лука Крымский: архиепископ-хирург Мужицкий врач, профессор медицины, епископ, арестант и ссыльный, святой, после собственной смерти абсолютно реально встающий за операционный стол, чтобы спасти жизнь больного, – вот основные вехи жизни святителя Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Благодаря таким подвижникам, как он, мы особенно ощущаем близость духовного мира, его проницаемость. Материал постоянного автора «МВ» Анастасии Михалос.

http://pravoslavie.ru/111489.html

Интервью Олег Рыжков: «Основная цель – создать в экономике отдельную реставрационную отрасль» Заместитель Министра культуры Российской Федерации Олег Рыжков курирует крупные монастырские комплексы, в которых сегодня проходят ремонтно-реставрационные работы. Он рассказал «МВ» о текущей обстановке в сфере реставрации, новой концепции реформирования реставрационной отрасли страны, предпринимаемых Минкультуры мерах оперативного контроля за подрядчиками и о том, что порой нужно посмотреть подрядчику в глаза и сказать: «Не можешь – уходи». С замминистра беседовала Христина Полякова. Наследие Молитва в сердце России Московский Кремль – сердце страны. А в сердце должна звучать молитва. Безбожные годы позади, однако, богослужения в кремлёвских соборах проводятся всего несколько раз в месяц, в остальное время они работают как музеи. Вознесенский девичий монастырь на территории Кремля, где в течение 540 лет непрестанно возносилась молитва за Церковь и Отечество, был разрушен в 1929 году, и только недавно было принято решение о восстановлении обители. Статья Ирины Дмитриевой. Один день из жизни Стройка монастырской жизни не помеха Высоко-Петровский мужской монастырь расположен в самом центре столицы, его стены и храмы помнят многое – столетия истории Москвы прошли перед ними. Прерванная в советское время монашеская жизнь восстановлена в Высоко-Петровском не так давно, в 2009 году. Сегодня в обители ведутся широкомасштабные ремонтно-реставрационные работы. Все постройки монастырского ансамбля признаны памятниками культурного наследия федерального значения и в финансировании работ участвует Министерство культуры РФ и Департамент культурного наследия города Москвы. Чтобы посмотреть, как совмещаются стройка, сложившийся уклад и служение насельников, постоянный автор и фотограф «МВ» Елена Галкина провела в Высоко-Петровском один «реставрационный» день. Традиция Игумен как духовный руководитель монастыря Со времён раннего христианства на пути монашеской жизни особое значение имеет личность предстоятеля общежития, выполняющего роль основного наставника. Согласно законоположнику монашества святителю Василию Великому, личность игумена или игумении служит предметом всеобщего доверия и приятия и мерилом для всей братии. Размышления игумении Феоксении, настоятельницы монастыря в честь иконы Богородицы «Живоносный источник» на острове Крит, Греция.

http://pravoslavie.ru/110158.html

Из первых уст Медицина и монашество: две грани служения миру Монахи-врачи, врачеватели душ и телес. Казалось бы, два абсолютно противоположных служения: уход от мира и молитва за него в тишине монастырской кельи и в то же время помощь этому миру посредством врачевания людей. Чтобы узнать, как сочетаются два направления, как служение врача помогает современному монаху в его духовном развитии и чего, возможно, лишает; как монахи-врачи воспринимают болезни, как лечатся сами, где принимают пациентов и по какому принципу выстраивают свою врачебную и монашескую жизнь, мы встретились с практикующими врачами-монашествующими и задали им несколько одинаковых вопросов. Записали Мария Кравцова, Петр Селинов Интервью Игумения Елисавета (Позднякова): «Болезни – это милость Божия» Настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве игумения Елисавета по образованию медсестра. Она рассказала «МВ» о том, как в ее жизни появилась медицина, почему болезни помогают человеку духовно возрастать и приближают к Богу, а также поделилась опытом совмещения монашеского и социального служения. Интервью подготовила Валентина Валерина. Позиция Грех. Болезнь. Исцеление Болезни и страдания непосредственно или опосредованно связаны с грехом. Грех – болезнь души. Больная душа делает больным и тело. Как грех соотносится со здоровьем, как он вызывает болезни или способствует их проявлению, о духовных и соматических недугах, а также о том, почему, облачаясь в белый халат, врачу следует «всякое житейское отложить попечение», размышляет игумен Анатолий (Берестов), врач-психиатр, руководитель Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Один день из жизни ЗОЖ по-монастырски Свято-Троицкая Сергиева лавра издавна славилась «аптекарскими огородами», где монахи выращивали лечебные травы. И хотя подобных огородов уже нет, нынешняя братия занимается врачеванием с помощью даров природы, опираясь на вековые традиции траволечения. С этой целью лаврскими врачами-монахами был организован монастырский оздоровительный центр «Дорога к храму», куда может прийти любой желающий на консультацию. Чтобы узнать, как функционирует лаврский Центр здоровья, выпускающий редактор «МВ» Христина Полякова пообщалась с его руководителем, врачом-офтальмологом иеромонахом Моисеем (Дроздовым) и провела в Лавре один очень снежный зимний день.

http://pravoslavie.ru/111489.html

Документы древности . Увещание о молитве Авторство этого текста доподлинно неизвестно. Шесть наиболее древних содержащих его сирийских манускриптов называют автором авву Евагрия Понтийского, в восточно-сирийской традиции этот текст атрибутируется Аврааму Нефтарскому. Впрочем, некоторые современные исследователи считают, что Авраам составил его на основе произведений Иоанна Отшельника и Афраата. Примерное время написания – между IV и VII веками. Иеромонах Пантелеимон (Королев). Святая Гора . Традиции афонского монашеского общежития и чин избрания преемника игумена в Русском Пантелеимоновом монастыре Юбилейный для русского монашества на Афоне 2016 год был отмечен важным событием – избранием нового игумена Свято-Пантелеимонова монастыря, традиционно считающегося центром русского присутствия на Святой Горе. Игуменом обители стал архимандрит Евлогий (Иванов). Журнал «МВ» публикует статью, посвященную традиции избрания преемника игумена в общежитии Русского Пантелеимонова монастыря. Игумен Петр (Пиголь). Отцы Церкви . «Основатель общежития, искавший пустынножительства» преподобный Евфимий Великий. Этот пустынник был отцом многих монахов и, наверное, главным устроителем монашеской жизни V-oro столетия на Святой Земле. Он сыграл важнейшую роль в восприятии палестинскими монахами определений Халкидонского собора и умиротворении страстей, разыгравшихся в связи с низложением монофизитского патриарха Диоскора. Анастасия Михалос Книжная полка. «И это – было начало» В 2012 году в Германии вышла книга настоятеля монастыря Святой Троицы схиархимандрита Иоанна «О Таинстве монашества». В 2016 году в издательстве «Древлехранилище» вышел русский перевод издания, подготовленный монахиней Паисией (Святоезеровой). Варвара Каширина. Юридическая консультация Журнал «МВ» продолжает публикацию комментариев и разъяснений Юридической службы Московской Патриархии по актуальным вопросам церковной жизни и деятельности. 17 февраля 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/101134.html

Говоря о влиянии летописи и отдельных сказаний на житие Александра, мы, наконец, не можем обойти молчанием того места в житии, где излагается ответ Александра Римскому посольству. Защитник православной веры ограничивается перечислением главнейших событий мировой жизни с религиозной точки зрения: «от Адама до потопа, от потопа до разделения язык, от разделения язык до начала Авраамля, от Авраама до проития Иисраиля сквозе (Чермное) море, от исхода сынов Иисраилев до умертвия Давыда царя, от начала царства Соломоня до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова до страсти и воскресения, от воскресения же его и на небеса възшествия и до царства Константинова, до перваго сбора и до седмаго, си вся добре съведаем, а от вас учения не приемлем». Очевидно, автор жития воспользовался готовым хронологическим перечнем мировых событий, приведенным в начале летописей и нередко составляющим предмет особой статьи. Подобное «Сказание вькратце сущиимь от Адама до днешняго времене» напечатапо в прибавлениях к I тому Полного Собрания Летописей. Ход мировой истории распределен на периоды, соответствующие перечню событий в ответе Александра. Под г. 6360, когда летописец впервые начинает «числа положить», он обозначает время между названными событиями: от Адама до потопа лет 2242, а от потопа до Оврама лет 1000 и 82, а от Аврама до исхоженъя Моисеева лет 430 и т. д. 60 . В виде особой статьи встречается подобный отрывок, между прочим, в сборнике Московской типографской библиотеки л. 126 об. XVII в.): От Адама до потопа вс мв лета, от потопа до разделении язык ф л лет, от разделения язык до первого лета Авраамля фи в лета, от начала Аврамля до прошествия жидовского сквозь Чермное море ф е лет, от исхода сынов Израилев до умертвия Давида царя х м лет, от начала царства Соломаня до взятия Иерусалима с ч л лето, от взятия Иерусалима до начала царства с е лет, до рожества Христова, м в лета, Христос родися в лето еф е и крестися в лето еф л и распятца в лето еф ле а от воскресения до первого царства Костентина царя со лет, от первого лета к лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мая. Отъезд митрополита Филарета в Москву. Из воспоминаний A. Н. Муравьева: «Когда в начале весны оба Митрополита, Киевский и Московский, стали по обычаю проситься в свои епархии, их отпустили уже без возврата. Митрополит Московский, давно желавший водвориться в Москве, без столь затруднительных для его немощи поездок в северную столицу, не мог, однако, не скорбеть духом, что после многолетних трудов по Синоду его отпускали как бы по неудовольствию и на него падала тень подозрения от несправедливых нареканий. Я присутствовал при его отъезде 15 Мая и видел, как он плакал, прощаясь с братиею в церкви подворья, что невольно меня поразило при его твердом характере. Ему уже не суждено было более возвратиться в Петербург, хотя вскоре почувствовали недостаток его присутствия в Синоде. – Он вздохнул свободно, когда увидел себя в Москве между своими, и это чувство отзывается в первом его письме ко мне» (Письма. 1869. С. 60–61. 43). Из воспоминаний H. В. Сушкова: «...отпрашиваясь на лето в свою Епархию, он кротко, но твердо высказал всю свою правду Обер-прокурору, т. е. что лучше было бы провести это дело через Синод. “Что же, Вы разве не вернетесь в Синод?” “Прикажет Государь, не могу ослушаться. А сам по себе не вернулся бы” “Почему?” “По тому, что так дело вести нельзя и опасно”. Он опасался, что соименный ему митрополит не вошел в явную, при случае, борьбу с первоприсутствующим в Синоде. Увольняя его в Москву, Государь всегда писал на докладе: “Согласен, но с тем, чтобы возвратиться к какому-то сроку”. На этот раз о возвращении уже ни слова. Так оба Филарета вернулись к своим паствам, благословляя и благодаря Бога» (ЧОИДР. 1869. Ч. IV. Смесь. С. 185–186). 18 мая. Запись в дневнике: «Муч. Феодота Агкир. Поздно». 21 мая. Служение литургии и молебна в Успенском соборе в день тезоименитства великого князя Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны и в день рождения великой княжны Елизаветы Михайловны. Проповедь произнесена священником Троицкой церкви Китайгородского сорока Иоанном Андреевым (МВ. 1842. 41. С. 281).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010