На иконе 1-й пол. XIX в. (РИАМЗ) В. представлен на фоне пейзажа фронтально в рост, в святительском облачении, руки разведены в стороны - правой благословляет, в левой Евангелие. В «Соборе Муромских святых» В. изображен вместе со святыми кн. Константином и его чадами Михаилом и Феодором, Петром и Февронией, Иулианией Лазаревской в 3-м ряду слева на иконе XVIII в. (МИХМ). Сохранился цикл миниатюр нач. XX в. к Повести о Василии Рязанском (СПб РАН. Собр. Н. П. Лихачева. 50), выполненный на бумаге XVII в. И. Г. Блиновым и считавшийся до кон. 80-х гг. XX в. древней рукописью (обоснование датировки и атрибуции миниатюр из собр. Н. П. Лихачева, 50 - см.: Турилов А. А. Об опасности абсолютизации филигранологического метода датировки рукописей//Филигранологические исследования. Теория. Методика. Практика. Л., 1990. С. 125-126). В сводном иконописном подлиннике Филимонова (XVIII в.) под 15 апр. об облике святого говорится: «Подобием сед, брада Василия Кесарийского, покороче, ризы святительския, багряныя, исподняя голубая, в омофоре, в руке Евангелие, а другая благословенна, на главе шапка святительская». Сходное описание образа святителя под 15 апр. или 28 янв. помещено в Строгановском (БАН. Строг. 66. Л. 97, кон. XVIII в.), Перетцевском (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 147, 30-е гг. XIX в.) подлинниках, в рукописи из собр. РНБ (Погод. 1931. Л. 103, 20-е гг. XIX в.) и др. Лит.: Подобедова О. И. Лицевая рукопись XVII в. «Сказания о граде Муроме и о епископии его...»//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С 374-387; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 73-74; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского по мат-лам муромского круга памятников//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/150489.html

Численность братии составляла: 18 чел. (1764), 16 чел. (из них 5 послушников; 1808 (Мон-ри и монашествующие. 2009. С. 28-30)), 18 чел. (из них 1 послушник; 1816 (Там же. С. 163-165)), 19 чел. (из них 12 послушников (1901; см.: Добровольский. 1901. С. 605)), 21 чел. (из них 13 послушников; 1907). Материальное обеспечение По всей видимости, первые материальные привилегии обитель получила уже в XIII в., в 1-й четв. XIV в. они были закреплены грамотами кн. тверского и Владимирского вел. кн. Михаила Ярославича, к-рые не сохранились, но о них имеются упоминания в документах сер. XIV в. Жалованная тарханная несудимая грамота О. У. м. тверского кн. Василия Михайловича и др. тверских Рюриковичей (1362-1364) подтверждала широкие финансово-экономические полномочия архимандрита обители, «кто ни будет у святое Богородицы» (АСЭИ. Т. 3. 116. С. 152). О. У. м., архимандрития и приписные к О. У. м. мон-ри освобождались от налогов и пошлин, что было подтверждено и грамотой вел. кн. Тверского Бориса Александровича с братией (ок. 1435-1437). К 1-й пол.- сер. XVI в. О. У. м. имел значительные земельные владения в Тверском у. Согласно писцовой книге 1539/40 г., ему принадлежала половина дер. Городиславля в вол. Каве (Писцовые мат-лы. 2005. С. 55). Согласно дозорной книге 1551-1554 гг., О. У. м. принадлежали: в Микулинском уезде-стане - с. Воскресенское на р. Тверце с 14 деревнями (Там же. С. 201-202), в вол. Воловичи - сельцо Помясово (ныне дер. Помисово Калининского р-на Тверской обл.) с 26 деревнями и 3 пустошами (Там же. С. 228), в вол. Чаглово - 3 деревни (Мороково, Уйково, Михеево; см.: Там же. С. 268), с. Новое и с. Новинки (ныне деревня Калининского р-на) на р. Тьме с 24 деревнями и лесными угодьями (Там же. С. 271), в вол. Каве - сельцо Великое (ныне дер. Великое Село Калининского р-на) на р. Каве с 10 деревнями и 1 починком (Там же. С. 305), сельцо Рылово (ныне деревня Калининского р-на) на р. Тверце, сельцо Вешняково (ныне дер. Вишняково Калининского р-на) на р. Видимле (ныне Ведемья) с 27 деревнями, 3 пустошами и погостом с ц. Рождества Пресв. Богородицы на Бору на р. Тверце (ранее был приписным к О. У. м. мон-рем; Там же. С. 305-306), в вол. Видимле - 3 деревни (Там же. С. 309). Как принадлежащий О. У м. отмечен также мон-рь Преображения Господня на Сози с 3 деревнями и 1 пустошью в вол. Каве (Там же. С. 300).

http://pravenc.ru/text/2581733.html

232. Казанский , женский, общежительный, в гор. Вышнем Волочке, Тверской губ. Под именем женской общины учрежден в 1872 г. с больницею при ней, при чем кн. Путятин построил двухэтажный кам. корпус с домовою церковью и 3 дерев. на кам. фундаментах флигеля, а также пожертвовал землю в количестве 276 дес.; независимо от сего помещ. Рыкачева принесла в дар общине 109 дес. В 1881 г. община переименована в общежит. м-рь. В 1885 г. в м-рь перенесена из С.-Пбурга пожертвованная пот. поч. гражд. Сивохиным древняя греческая икона Божией Матери, именуемая Андрониковою, которая принесена из Греции в двадцатых годах XIX ст., до 1877 г. находилась в Зимнем Дворце, а потом в Троицком соборе. Празднование иконе разрешено совершать 1-го мая. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1872 г., 104, ст. 1061; 1882 г., 8, ст. 46; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1872 г., 90; 1881 г., 70; 1885 г., 218; “Торжество принесения древ. греч. иконы Бож. Мат., именуемой Андроникова, из Спб. в Казан. Вышнев. ж. м-рь”, Спб., 1886 г. 233. Казанский – Богородицкий , женский, 3-го класса, в гор. Елабуге, Вятской губ. Учрежден в 1856 г. на пожертвованный купцом Стахеевым капитал; при чем положено быть игуменье и 15 сестрам. “Сенат. вед.”, 1856 г., 88; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1856 г., 12 (учреж. мон.); 1857 г. 13 (разреш. постр. церковь ); “Памят. кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 117; “Календарь Вят. губ.”, 1889 г., 28 (крестн. ход); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г., 104. 234. Казанский – Высочиновский , мужской, общежительпый, Харьковской губ., Змиевского у., в 3 вер. к сев.– зап. от Змиева, среди болот и песков, при селе Высочиновке и рч. Мже. Открыт в 1886 г. по просьбе помещика села Высочиновки, губ. секр. Андр. Феод. Ковалевского, пожертвовавшего при жизни своей на устройство м-ря 230 десят. земли и усадьбу, и кроме того завещавшего по смерти своей 640 десят. земли и все свое движимое состояние. При этом церковь села, служившая приходскою, передана со всем имуществом м-рю, который обязался открыть училище для мальчиков. В церкви находится явленная и чудотв. икона Казанской Божией Матери, именуемая Вы- сочиновскою, которая издавна привлекала к себе массу верующих богомольцев. В 1887 г. разрешено святую икону переносить с крестным ходом в Троицкий Змиевский собор, где и остается с 27 июня по 7 июля. Кроме того, в церкви находится чудотв. икона св. Николая, перенесенная сюда из упраздненного Николаевского-Преображенского Казацкого м-ря. “Сказание о чудотв. иконе пресв. Богород. Казанской-Высочиновской и сведения об учрежден. в честь ее Высочинов. Казан. общежит. м-ре и обретающихся в нем святынях”, Моск., 1888 г., отдельн. оттиски из 4 и 5 “Душепол. Чтения” 1888 г.; “Прибавл. к Церковн. Ведом.”, 1888 г., 1, 16; “Церковн. ведом.”, 1889 г., 1, 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Главной темой всех сочинений Г. является критика богослужебной реформы. Автор обосновывает свою позицию через сверку новопечатных книг с широким кругом ранних изданий и авторитетных рукописей, его труды перегружены цитатами в ущерб логическим доводам или лит. приемам. Для Г. характерен фундаментальный подход к проблеме, во многом основанный на непоколебимой уверенности в авторитете древних книг (когда Новгородский митр. Иоаким (дек. 1672 - июль 1674; впосл. патриарх Московский и всея Руси) заявил, что у него есть старинные книги, соответствующие новопечатным, Г. хотел поехать в Новгород, чтобы лично с ними ознакомиться, но его не отпустили из обители). Примеры и аргументация в сочинениях Г. сгруппированы по темам (об аллилуие , о форме креста, о «последнем времени» и проч.). Арх.: РГАДА. Ф. 1201. Оп. 4. Д. 22. Л. 1-11 и 13-35 списка разн. редакций Пятой соловецкой челобитной]. Изд.: Три челобитные: справщика Савватия, Саввы Романова и монахов Соловецкого мон-ря: (Три памятника из первонач. истории старообрядчества)/Изд.: Д. Е. Кожанчиков. СПб., 1862. С. 9-10, 147-181; МДИР. Т. 3. С. 19-23, 36-39, 178-186, 208-211, 213-276; Барсков Я. Л. Памятники первых лет рус. старообрядчества. СПб., 1912. С. 12-27, 283-289. Ист.: Игнатий (Семёнов), архиеп. Истина святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о вере. СПб., 18472; Крижанич Ю. Обличение на Соловецкую челобитную/Изд.: А. Башкиров, по ркп. Синод. б-ки 889//ЧОИДР. 1893. Кн. 2. Отд. 2. С. I-XI, 79-167. Лит.: Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII в. Кострома, 1888; Дружинин В. Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 416, 459-460; Описание Рукописного отдела БАН СССР/Сост.: Н. Ю. Бубнов. Л., 1984. Т. 7. Вып. 1: Соч. писателей-старообрядцев XVII в. С. 5, 18-23, 52, 122, 275; Бубнов Н. Ю. Работа древнерус. книжников в мон-рской б-ке: (Источники соловецкого «Сказания… о новых книгах» 1667 г.)//Книга и ее распространение в России в XVI-XVIII вв. Л., 1985. С. 37-58; он же. «Сказание… о новых книгах» (1667 г.) - источник Пятой Соловецкой челобитной//БАН. Мат-лы и сообщ. по фондам Отдела рукоп. и редк. книги за 1985 г. Л., 1987. С. 12-133; он же. Старообрядческая книга в России во 2-й пол. XVII в. СПб., 1995. С. 185-219; Чумичева О. В. «Ответ вкратце Соловецкого монастыря» и Пятая челобитная: Взаимоотношение текстов//Исследования по истории лит-ры и обществ. сознания феод. России. Новосиб., 1992. С. 59-69; она же. Соловецкое восстание 1667-1676 гг. Новосиб., 1998. С. 28-29, 34, 44-50, 53, 62, 64, 74, 81, 82, 86, 105-107, 111, 112, 157, 158, 193; Синицына Н. В. К истории раскола посл. трети XVII в.: (Соловецкое и Московское восстания)// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 506-516; Каган М. С. Геронтий//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 200-203.

http://pravenc.ru/text/164867.html

   I. Для приготовления Иудеев Бог употреблял:    1) Обетования и пророчества о Мессии. И высочайше премудрый сообщал их народу своему с мудрою постепенностью, применительно к обстоятельствам времени, чтобы свет ведения о грядущем Спасителе был доступнее для очей веры. Так, сначала Мессия предвозвещается, как семя или потомок Авраама, Исаака и Иакова, о котором (семени) благословятся вся племена земная (Быт. 12:3; 18, 18; 22, 16 —18; 26, 4; 28, 14), как Примиритель и чаяние языков (Быт. 49:10); потом изображается великим Пророком, подобным Моисею (Втор. 18:15—18), Помазанником и Царем (Пс. 2), Царем вечным и священником по чину Мельхиседекову (Пс. 109); еще далее — Еммануилом, который родится от Девы (Ис. 7:14), Богом крепким (- 9, 6), агнцем, вземлющим грехи мipa (53), установителем нового завета (Иез. 34:23—31; Дан. 9:24—27). Вместе с тем открываемы были мало-помалу время будущего пришествия Мессии (Быт. 49:9—10; Дан. 9:24—27; Агг. 2:6—10; Мал. 3:1); колено, из которого Он имел произойти (2 Цар. 7:16; Ис. 11:1— 3; Иер. 23:5. 6); место, где имел родиться (Мих. 5:2), и все даже малейшие обстоятельства Его рождения (Пс. 71:10—11; Ис. 11:1—3), жизни (Ис. 9:1. 2; 26, 19; 35, 3—6; Зах. 9:9), смерти (Пс. 84:11. 12; 40, 10; 93, 21; 68, 22; Зах. 11:12. 13; 12, 10; Ис. 53:7) и воскресения (Пс. 70:20; Осии 6, 3), так, что когда действительно пришел на землю Мессия, внимательные Иудеи по этим признакам не могли не узнать Его.    2) Прообразования. Здесь бесконечная Благость, нисходя к немощи человека, облекала высокие свои обетования и пророчества о Мессии в чувственные образы, чтобы тем сильнее напечатлеть их в памяти народа и всегда представлять их как бы пред его глазами. К числу таких прообразований относились:    а) Некоторые происшествия и обстоятельства из жизни частных лиц, например: приношение Исаака в жертву, указывавшее на крестную смерть и воскресение Мессии (Иоан. 8:56); священство Мелхиседека, прообразовавшее вечное священство Христово (Евр. 5:6. 7); могущество и величие царствования Давидова и Соломонова, прообразовавшие могущество и славу дарства Христова (2 Цар. 7:13. 14; Иер. 33:14—18); пребывание пророка Ионы во чреве китове три дни и три нощи, знаменовавшее трехдневное пребывание Мессии в сердце земли (Мат. 12:40).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Троицы. «Креститься во Иисуса Христа, говорит именно св. Евлогий александрийский, значит креститься по заповеди и преданию Христа Иисуса, т. е. во Отца и Сына и Св. Духа». И действительно, в книге деяний апостольских замечено, что некоторые, крестившиеся прежде во Иоанново крещение и неприявшие даров Св. Духа, крестились потом, чтобы сподобиться этих даров, во имя Господа Иисуса (19, 4. 5), — что, очевидно, можно понимать так: крестились крещением христианским.    б) Выражением: креститься во имя И. Христа не только не отрицается, напротив, предполагается имя и Отца и Св. Духа, которое, у всех Лиц пресвятой Троицы, по отношению к Их существу и Божеству, есть едино и нераздельно. «Никого, пишет св. Василий великий, да не вводит в обман у Апостола то, что, упоминая о Крещении, нередко умалчивает он о имени Отца и Святого Духа, и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать призывания имен. Сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27); и еще: елицы во Христа крестистеся, в смерть его крестистеся (Рим. 6:3). Это потому, что наименование Христа есть исповедание всего; оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына, и на помазание — Духа, как учит нас Петр. в Деяниях: Иисуса, иже от Назарета, егоже помаза Бог Духом Святым(Деян. 10:38)». Или, как разумеет другой древний учитель Церкви: «храня истину веры Христовой, и зная, что единое есть имя Троицы, он (св. апостол Петр) справедливо поступил и в том случае, когда сказал, что несть иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам, кроме имени Христа (Деян. 4:12), и в том, когда, научая креститься во имя И. Христа, крестил во единое имя Отца и Сына и Св. Духа. Ибо в Троице, где — всецелое единство по естеству, нет никакой естественной разности в имени». Замечательны также слова св. Иоанна Дамаскина: «хотя Божественный Апостол говорит, что мы во Христа и в смерть его крестимся (Рим. 6:5); однакож не разумеет, что таково должно быть призывание при Крещении; а хочет показать, что Крещение есть образ смерти Христовой. Ибо в Крещении троекратным погружением означается тридневное Господне пребывание во гробе. А креститься во Христа, значит креститься, веруя в Него; но веровать во Христа невозможно, не научившись исповедывать Отца и Сына и Св. Духа. Ибо Христос есть Сын Бога живого, помазанный от Отца Духом Святым… Какие должны быть слова призывания, тому сам Господь научил учеников своих, сказав: крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мат. 28:19)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

1875. 26 июля. С. 4; Настроенные колокола [свящ. А. Израилева]//Ярославские ЕВ. 1883. 13. Ч. неофиц. С. 103-104; Кельсиев А. Музыкальный колокольный звон и труды свящ. Израилева//Вологодские ЕВ. 1884. 12. Ч. неофиц. С. 251-257; то же//Звонница: Альм. Школы звонарей Минского ЕУ. Минск, 2001. Вып. 4. С. 23-25; Гармонически настроенные колокола//Ярославские ЕВ. 1886. 48. Ч. неофиц. С. 771-772; Отец прот. А. А. Израилев//Звезда. 1886. 31. С. 774-775; Протоиерей А. А. Израилев//Рус. паломник. 1887. 17 (26. IV). С. 207-208; Прот. А. А. Израилев: (Ко дню 50-летия служения в священном сане): 1841 - 18 июля 1891. СПб., 1891, 18922; Гармонически настроенные колокола в с. Ваулове Романовского у. Ярославской губ.//Ярославские ЕВ. 1893. 35. Ч. неофиц. С. 559; Музыкально настроенный колокольный звон//Там же. 38. Ч. офиц. С. 302-304; то же//ПрибЦВед. 1893. 34. С. 1245; 40. С. 1457; Сооружение и освящение в 1892 и 1893 гг. 14 колоколов, музыкально настроенных прот. А. А. Израилевым на звоннице при ц. во имя прп. Александра Свирского в усадьбе В. П. Мордвинова, с. Ваулове Романов-Борисоглебского у. Ярославской губ. СПб., 1893; Ионафановский муз. звон на колокольне ростовского Успенского собора//ПрибЦВед. 1894. 29. С. 994; Рыбаков С. Г. Церковный звон в России. СПб., 1896; то же//Благовест. 1896. Февр./март (прил. к «Рус. беседе»); Колокола и колокольный звон//Петербургский листок. 1897. 103; Преображенский Г. К воспоминаниям об о. прот. А. А. Израилеве//Ярославские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. 27. С. 414-420; 28. С. 431-436; 29. С. 446-454; то же//Звонница. 2001. Вып. 4. С. 58-78; Оловянишников Н. И. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 19122, 20034; Стасов В. В. Предисловие к соч. свящ. А. Израилева «Ростовские колокола и звоны»// Он же. Статьи о музыке: В 5 вып. М., 1977. Вып. 3. С. 198-200, 331; Бутир Л. М. Сборник кантов А. Израилева и нек-рые вопросы изучения рус. кантовой культуры//Невские хоровые ассамблеи: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. «Прошлое и настоящее рус. хоровой культуры».

http://pravenc.ru/text/293906.html

«Изволяющим на благое Содейственник – Бог». «Всякий дар Божий сохраняется смирением. Берегись от возношения, не осуждай никого, постоянно укоряй себя». «Иногда трудно ладить и со святыми, предпочитающими ревность любви, которая покрывает многие грехи». «Ешь, пей – не соблазняйся, но держи самоукорение, а не осуждай других. Внимай себе. Чай пьют – пей, едят – ешь, говорят – и ты отвечай, смеются – смейся, но внутри внимай себе с самоукорением». «Грехи, не исповеданные по забывчивости, немедленно прощаются. Великий грех никогда не забудется, все будет на совести. Ты хоть миллион раз говори, что “нет, не грешен”, но совесть свое возьмет». «Полезно держать себя как в продолжение жизни, так и при конце ее посреди страха и надежды, как апостол сказал: “Нечаеми и неотчаяваеми” ( 2Кор. 4:8 ), но всего полезнее во всякое время надеяться на милость Божию, ибо слово Божие таковых ублажает. “Блажени, – говорит, – вси надеющиися Нань” ( Пс. 2:12 )». Источники 1. Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев –иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. Кн. 1. Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2001. 2 . Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. 3 . Леонтьев К. Н. Воспоминание об архимандрите Макарии, игумене Русского монастыря святого Пантелеимона на горе Афонской// Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996. 4. Парфений, инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и святой Земле. М., 1856. Ч. 3. 5 . Письмо иеросхим. Иеронима (Соломенцова) к С. И. Пономареву от 27 ноября 1870 г.//РГАЛИ. Ф. 402, оп. 1, д. 21. 6 . Письмо К. Н. Леонтьева к Л. А. Тихомирову от 18 октября 1891 г.//ОР РГБ. Ф. 217, карт. 17, ед. 16. 7 . Памяти иеросхимонаха Иеронима, духовника обители святого великомученника Пантелеимона//Душеполезный собеседник. М., 1915. Вып. 11. С. 427–431. Читать далее Источник: Иеросхимонах Иероним (Соломенцов) о воспитании христианской нравственности. Святоотеческое наследие и воспитание юношества: Сб. мат-лов Международных Рождественских образовательных чтений. М., 2006. С. 7—28.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/ier...

Ист.: Усачёв А. С. Житие св. Иоанна, еп. Суздальского//ВЦИ. 2008. 2(10). С. 5-56. Лит.: ИРИ. Т. 1. С. 176; Фёдоров А. Ист. собрание о богоспасаемом граде Суздале: О построении и о именовании его, и о бывшем прежде в нем великом княжении, и о прочем к тому потребном ради любопытных собранное из различных показаний вкратце/Сообщ.: Я. А. Соловьёв//ВОИДР. 1855. Кн. 22. С. 117-153; Иоасаф (Гапонов). Церк.-историческое описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1856. С. 273-279; СИСПРЦ2. С. 115-116; Муравьев. ЖСвРЦ. 1856. Окт. С. 273-279; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 254-255; Титов А. А. Суздальская иерархия: Мат-лы для истории Рус. церкви. М., 1892. Вып. 4. С. 27-35; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 320; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 172-173; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 98; Голубинский. Канонизация святых. С. 143-145, 425, 555; Спасский И. Св. Иоанн, еп. Суздальский//ЖМП. 1947. 9. С. 47-55; Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская лит-ра XIV-XVI вв. Владимир, 1976. Вып. 2. С. 50-59; М., 1978. Вып. 3. С. 55-59; он же. Суздальская агиография: Традиционность и эволюция//Лит-ра Др. Руси. М., 1981. С. 77-85; он же. Владимиро-Суздальские лит. памятники XIV-XVI вв. М., 1982. С. 118-132; Клосс Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. 2001. Т. 2; Святые града Суздаля. Суздаль, 2004. С. 28-37; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 20082. С. 305, 382; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 577-578. А. С. Усачёв, Э. П. Р. Иконография И. сложилась к 1-й пол. XVI в., скорее всего одновременно с иконографией др. суздальского святителя - Феодора, чья гробница также находилась в соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале. Несмотря на отсутствие общего дня памяти и изначальное первенство И., зафиксированный древнейшими памятниками парный характер изображений И. и свт. Феодора сохранялся и впосл., предопределив синхронность и идентичность изменений их иконографии. Произведения с образами этих святых, сосредоточенные гл. обр. в Рождественском соборе, отражают их восприятие как предшественников местных иерархов, как покровителей Суздальской епархии и ее кафедрального храма (в отличие от святителей Симона и Дионисия, погребенных за пределами Суздаля).

http://pravenc.ru/text/468953.html

Крестный ход с иконой не обозначен в перечне главных епархиальных ходов, однако в воспоминание чудесного избавления Любятовского монастыря во время нашествия Батория в 1-е воскресенье Петрова поста ежегодно совершался крестный ход при большом стечении народа (время установления неизв.). В Любятовском приходе не было «ни одной деревни и дома, где бы ни побывал чудотворный образ… приглашают икону для благословения весеннних посевов и осенних запашек; служат молебны в домах в дни своих именин или в болезни кого-либо из членов семьи» ( Загорский. 1913. С. 27). Икону почитали в волостях Гдовского у. С.-Петербургской губ., отдельные дни празднования Л. и. существовали в разных деревнях. Так, 22 авг. ее чествовали в день Грузинской иконы Божией Матери в 3 деревнях на левом берегу р. Псковы; 26 авг., в память избавления от холеры в 1866 г.,- в 5 деревнях Псковоградского Иоанно-Богословского прихода; 23 июня, в память избавления от засухи в 1876 г.,- в 9 деревнях Любятовского прихода, где с 1890 г. установили праздник иконе с ежегодным крестным ходом и обещанием в этот день «не пить водки и гостей не угощать ею» (Там же. С. 28); 8 июля, во избавление от падежа скота в 1884 г., в день Казанской иконы Божией Матери, крестьяне близлежащих к Пскову сел служили по дворам молебны. Арх.: ГТГ ОР. Ф. 67. Д. 272. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 128-129; Князев А. Указатель достопамятностей г. Пскова. М., 1858. С. 36-37; Мат-лы для истории мон-рей и церквей Псковской губ.: Док-ты Псковского Николаевского Любятова мон-ря, обращенного в приходскую церковь с. Любятова: Корректурные листки К. Г. Евлентьева. Псков, 1871; Лебедев Г. В., свящ. Погост Любятово. Псков, 1887; Загорский Ф. В., свящ. Погост Любятово, Псковской епархии и уезда: Ист. очерк. Псков, 1900; он же. Погост Любятово Псковской губ. и уезда: Чудотв. образ Владимирской Богоматери. Псков, 1913; Олсуфьев Ю. А. Вопросы форм древнерус. живописи//Советский музей. 1936. 2. С. 53, 54; Некрасов А.

http://pravenc.ru/text/2561056.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010