Этим же правилом пользовался и Христос в Евангелии. Когда беседовал с учениками, и они захотели узнать смысл притчи о посеявшем доброе семя на поле, и о враге, посеявшем плевелы между пшеницею, то, изъяснив всю притчу подробно, сказав, кто был посеявший доброе семя, что - поле, что - плевелы, кто посеял их, кто - жнецы и что - жатва, - раскрыв им все это ясно (Мат. XIII, 37-42), Он сказал: тогда праведницы просветятся, яко солнце, в царствии Отца их (ст. 43). Не то, что праведники будут иметь только такое (как солнце) сияние, - нет, они будут иметь гораздо большее; но Христос сказал так потому, что в видимых предметах невозможно найти лучшаго образа. Итак, когда мы услышим что-либо подобное этому, не будем останавливаться на словах, но от чувственных и видимых вещей станем заключать об особенном превосходстве духовных предметов. А если таким образом здесь можно найти и большую приятность и высшее наслаждение, так как это слова божественныя и духовныя, и могут доставлять душе великую духовную радость, то будем слушать предлагаемое с великим усердием и пламенным расположением, чтобы, получив здесь истинное богатство и собрав много семян для богоугоднаго любомудрия, с ними возвратиться нам домой. 2. Послушаем же, что сегодня читалось. Только напрягите свой ум, отриньте разсеянность и житейския заботы, и таким образом внимайте словам (Писания). Это божественные законы, ниспосланные с неба для нашего спасения. Если при чтении царской грамоты бывает великая тишина и прекращается всякий шум и безпорядок, потому что все стоят с напряженным вниманием и желают услышать то, о чем возвещает царская грамота, а тот, кто хотя немного зашумит и прервет последовательность чтения, подвергается великой опасности, то тем более здесь нужно стоять со страхом и трепетом, наблюдать глубокое молчание и избегать волнения мыслей, чтобы и понимать предлагаемое, и удостоиться за послушание еще больших даров от Царя небеснаго. Посмотрим же, чему и теперь учит нас блаженный Моисей, который говорит это не сам от себя, но по внушению благодати Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

23 Дерево жизни было такое дереве, плодами которого, питаясь, человек был бы безболезнен и бессмертен. Дерево познания добра и зла названо так потому, что человек, вкусив плодов его, узнал самым опытом, какое добро повиноваться Богу, и какое зло не исполнять заповедей Божиих 26 Бог создал жену из ребра человека для того, чтобы она была всегда близка сердцу мужа, расположена была слушаться его, чтобы весь род человеческий по своему происхождению был одним телом, и чтобы потому люди по природе расположены были любить и беречь друг друга 28 Слова эти можно принимать или от лица Адама, или от лица Моисея, но Иисус Христос приписывает их Богу (Мат. 19, 5.). Это показывает их важность, через кого бы они ни были произнесены. Ими запрещается многоженство и своевольное расторжение брака и указывается высокое значение жены по отношению к мужу 31 Адам и жена его до греха не носили одежды, потому что, будучи безбоязненны и бессмертны, не имели нужды защищать себя от внешних влияний; будучи прекрасны, не имели нужды в украшениях; будучи невинны, ничего не имели скрывать 32 Слово диавол значит клеветник или обольститель, сатана – противник. Подчиненные диаволу злые духи называются бесами 34 Диавол искушал Спасителя, внушил Иуде предать Его, внушил врагам Его убить Его. Но убиение Спасителя было для него уязвлением только в пяту, потому что он воскрес из мертвых во славе 35 Через проклятие земли Бог отнял у ней первоначальное плодородие и всю тварь земную лишил части совершенства 37 Откуда взяты кожи, и почему Бог сделал людям одежды из кож, это объясняется тем, что Бог заповедал людям приносить в жертву Ему животных, и научил из кож их делать себе одежды, чтобы они в этих жертвах имели прообраз той жертвы, которую имел принести за грехи людей Спаситель, тверже верили в эту жертву, и верою облекались в заслугу Спасителя Читать далее Источник: Священная история Ветхого завета с объяснительными примечаниями, с рисунками, картою Палестины, картою земель, упоминаемых в св. писании, и планом древнего Иерусалима и иерусалимского храма : Учебное руководство в объеме гимназического преподавания/Сост. магистр богословия, законоучитель Вятской губ. гимназии, прот. Николай Попов. - 17-е изд. - Вятка : Губ. тип., 1906. - 224, III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Рана, нанесенная копьем, заживает, а словом – нет. В сердце правды нет – и слова пусты. Из маминой молитвы о детях Господи! Умудри меня внушить детям моим всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры… Сквернословие Сквернословие имеет прямое отношение к миру зла, поэтому чаще оно слышится среди пьяниц, хулиганов, преступников. Сквернословие настолько глубоко вошло в быт неверующих людей, что они уже матом не ругаются, а разговаривают на матерном языке. К этому языку стали привыкать даже женщины и дети. Мат не просто слова. Это настрой души, из которого выходят дела. К сожалению, ухо свое уберечь от сквернословия практически невозможно. Не можешь же ты совсем не выходить из дома. Поэтому возьми себе за правило: услышал или вспомнилось гнилое слово – прикуси язычок, скажи: «Господи, помилуй». Подави в себе глупую усмешку, бесовски щекочущую твое лицо в эту минуту. Кто часто по глупости повторял эти слова в детстве и в юности, того они могут преследовать, вспоминаясь по бесовскому наваждению во всякое время, даже на молитве. И вся душа оказывается засоренной этими гадкими словечками. Помни слова Апостола Павла: Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… ( Еф. 4, 29 ). Сквернословие – это вызов добру, нарушение заповедей Божиих. Смысл скверных слов – богохульство. Кто матерится, тот бесчестит и Бога, и Пресвятую Богородицу, и свою родную мать. Как же страшно, когда вся речь насквозь пропитана богохульством! Человек отделяет себя от Бога. Господь ведь предупредил: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся ( Мф. 12, 37 ). Береги чистоту души с детства, а она начинается с чистоты мысли и слова. Сейчас услышишь и затвердишь себе грязное слово, анекдот или пошлую песенку, а вспомнится она тебе через много лет. Избегай же такого слушания теперь. Никогда не читай анекдоты. Через засоренный шланг не течет вода. Через закупоренный сосуд не поступает к мозгу кровь, отчего некоторые люди умирают. А через засоренную сквернословием душу не восходит на небо молитва. Ведь невозможно одновременно и хулить Бога и славить Его. Запомни это и избегай сквернословия.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

– „А разве я уже не познал Христа? возразил Полиевкт; разве не горело у меня сердце, когда ты мне говорил о Нем и читал святое евангелие? Отселе я совсем хочу быть Его рабом и готов исповедать имя Христа». – После этого он вошел на площадь и перед язычниками открыто исповедал имя Христово. Его велели мучить и осудили на смертную казнь. Идя на казнь, он увидел в толпе друга своего Неарха и закричал ему: „спасайся, друг, не забудь о дружбе нашей!» Ему отсекли мечем голову. («Пролог»). VI. У нас на Руси, в старину существовал обычай так называемого побратимства . Он состоял в том, что люди, заключавшие дружеский союз между собою, менялись тельными (грудными) крестами и клялись жить по братски до смерти, и помогать друг другу во всех случаях жизни. (Сн. кн. „Очерки христиан. жизни», прот. В. Нечаева, ныне епископа костромского Виссариона). 36 Наставления относительно того, что не должно разделять доверчивой дружбы с людьми развращенными. I. «Человек благочестивый между нечестивыми, как изумруд в грязи, как драгоценный камень в навозе“. (Ориген in с. 30 Iob). II. «Когда человек добродетельный сходится с развращенным, то необходимо, чтобы они или сделались подобными друг другу, или разошлись друг с другом; ибо дружба или ищет равного себе, или делает равными всех тех, которые были неравна». (Св. Злат. на Мат.). III. «Такова уже немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым, между тем как эти редко делаются добрыми». (Ibid). IV. „Болезнь всегда легче сообщается, чем здоровье; так и в нравственном отношении. Болезни часто бывают эпиденические (повальные), а здоровье никогда. – Кто ищет общества злых, тот достаточно показывает свою собственную злость». (Бл. Август. «De inst. novit.“). 37 Краткий критический разбор теории альтруизма, отрицающего любовь к самому себе. Между тем как христианство уравновешивает отношение между личностию и обществом и в заботах об общем благе не жертвует личностию, современный гуманизм во имя общего блага отрицает самоцель в жизни личности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

еврейские слова: yфacpiy мат ми елоим, читаемые ныне: ваттехассерегу меат меелогим и значащие (в подстрочном переводе): «Ты сделал его немного меньшим Бога», приведены после двух других, весьма сходных с этим, переводов, передающих имя: «Элогим» словом: «Бог», а не «ангелы», как у 70–ти. Тоже на 115 стр., где речению: арвоф ( =харавот), значащему: «пустыни, разрушения, развалины» предпослан Златоустом другой перевод: «развалины» вместо «оружия», как у 70–ти.; на этой же стран, слову: «эм» ( =гемма, что значит; «они» или «с ними», если отожествлять это слово с «мегемма») предшествует другой перевод: «с ними»; далее, на этой же стран, слову «iucub» ( =ieшeb, что значит: «воссядет») предшествует также другой, вполне соответствующий этому перевод: «будет сидеть». То же нужно сказать относительно слов: «еггаон сел» на стр. 124, — «ассеминиф» на 138, «уафет асурену» на 179 и нек. др. 37 Перевод этого слова на стр. 233 настоящего издания в значении: произнесет не верен. 38 В Патрологии Миня к этому месту бесед Златоуста сделано замечание, что в одних списках читается здесь μινυρσει, в других — μηνσει. Первому чтению отдается преимущество. 39 Здесь Златоуст, приводит сокращенно текст псалма, читая только последнее и первое слово 10–го ст. 47–го псалма и опуская находящиеся между ними слова: Боже, милость твою посреде, как такие, в передаче которых нет разности в переводах. 40 Field. Orgenis Hexapla к указ. стиху псалма. 41 Наприм. при объяснении 27–го ст. псалма 117–го (стр. 364). 42 Говорим так, имея в виду трудность объяснить надлежащим образом цель голословных ссылок святителя на еврейский текст в каждом отдельном месте. 43 Доказательством того, что эти беседы не назначались для домашнего только чтения, а произнесены были в храме, служат, как заключения толкований на отдельные псалмы, свойственные церковной проповеди (см., напр., 36, 48 и мн. др. страницы), так и многие выражения в самом толковании, с которыми святитель мог обращаться только к слушателям, а не читателям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

И кто из вас, братья, не видел своими глазами того, о чём вы теперь слышите? Кому не случалось, может быть, многократно встречать пьяных в жалком положении? Кто не слыхал сам, как упившийся вином, теряя здравый смысл, словами и поступками показывал своё сумасбродство? Кто, видя пьяного в безобразном положении, полуживого или полумёртвого, не чувствовал сожаления о таком бедственном самоунижении человека? Братия! Когда видите кого в состоянии нетрезвости или опьянения; когда встречаете человека не владеющего ни здравым смыслом, ни силами тела, униженного зловредною силою порока, когда видите такого издали, или встречаете его вблизи: не осуждайте его, да не судимы будете, по слову Госполда (Мат., 7 , 1), не оскорбляйте его без необходимости ни словом, ни делом, чтобы не воспламенять нечистого огня болезни, по наставлению премудрого: в пире вина (на пиру за вином) не обличай искреннего, и не уничижи его в веселии его; словесе поносна не рцы ему, и не оскорби его во истязании (не требуй от него) (Сирах., 31 . 36–37). Но пожалейте о нём, и искренне пожелайте пред Господом, да сохранит его сила Божия от этой пагубной сети, да не поглотит его диавол, ищущий погибели человека. И смотря на слабости и падения ближнего, помышляйте о собственных опасностях: чему подвергся ближний, тому же можем подвергнуться и мы. А представляя постыдные и бедственные последствия нетрезвости и пьянства, которые видим на других, должны мы всячески удаляться причины этих зол, – неумеренного употребления вина. Счастлив, кто опытами других научаемый, избегает несчастий. Счастлив, кто издали усматривая гибельную сеть врага искусителя, старается не приближаться к ней. Счастлив, кто внимая себе и помышляя о вредных плодах этой слабости, удаляется всякого случая к нетрезвости. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. Аминь. Беседа третья. О том же Невинно вино, укоризненно же пьянство: и всяк, пребываяй в нем, не будет премудр (Прит. 20 , 1) Некоторым из вас, братия, кажется, что слишком много сказано к осуждению вина. Говорят, если бы оно так было вредно и унизительно для человека, слово Божие не одобряло бы употребления вина. А оно говорит: вино веселит сердце человека (Пс. 103 , 15). Апостол Павел писал к Тимофею: ктому не пей воды (впредь приемли не одну воду), но мало вина приемли, стомаха (желудка) ради твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5 , 23). «Пей впредь не одну воду, но употребляй понемногу вина для желудка твоего и частых твоих припадков».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

По плану Комитета о Духовных Училищах в отличие и награду академическим студентам, имеющим вступить в звание магистров и докторов богословия назначены патенты и кресты. Комиссия рассуждая, какой формы должны быть эти патенты и кресты, поручила составить эти формы членам своим преосв. Феофилакту и кн. Голицыну, которые на себя и приняли – первый составление формы патентов. а второй – составление рисунка вокруг сих патентов и формы крестов 33 . Октября 5 они представили эти формы. Комиссия, утвердив проект патентов, предоставила кн. Голицыну составленные художником по его указаниям орнаменты патентов и рисунки крестов представить на Высочайшее усмотрение Государя Императора 34 . В Ноябре Голицын предложил Комиссии, что Государь утвердил образцы крестов, с той только отменой, чтобы эмаль на крестах докторов богословия была голубая. Комиссия постановила при этом: «кресту для докторов богословия быть серебряному вызолоченному; в верхней же его части, на коей имеет быть изображаемо Распятие, быть из золота. Цепочке к кресту сему быть серебряной вызолоченной. Кресту для магистров быть серебряному вызолоченному, а верхней части его из золота. Цепочке быть серебряной вызолоченной из мелких колечек» 35 . Кн. Голицын поручил ювелиру Хриспану Варсбе сделать по одному экземпляру крестов на пробу. В Марте следующего года образцовые кресты были представлены 36 . За тем в 1814 г. пред окончанием 1 курса в С.-Петербургской академии, по этим образцам сделано 30 магистерских и 5 докторских крестов, причём Комиссиею постановлено на обороте докторского креста поставить указание на текст: иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном, обозначив оный кратко следующим образом: Мат. V:19 37 . Митрополиту Амвросию, в виде некоторого предпочтения, предоставлено было сношение по делам Комиссии со всеми духовными учреждениями и лицами. Но, при множестве производившихся в Комиссии дел об училищах в эпоху их преобразования, это преимущество возлагало на него весьма тяжёлое бремя. Он должен был вести деловую переписку с архиереями по всем предметам, о которых производились дела в Комиссии и по которым требовались какие-либо сведения: а этих сведений требовалось бесчисленное множество – о числе учеников в академиях, семинариях и училищах, о назначении и увольнении учеников в светские учебные заведения, о числе церквей, составе причтов и способах содержания их, о церковных капиталах и доходах, о найме и устройстве помещений для училищ, о снабжении училищ книгами и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Стиль. Культурный контекст. М., 2005; Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007; Noлiфohiя в ykpaïhcьkiй napmechiй мyзuцi XVII - 1-ï пол. XVIII ст./Авт.-укладач: О. А. Шyмiлiha. Донецьк, 2007; Кондрашкова Л. В. Раннее рус. строчное многоголосие. М., 2013. Ч. 1. (Тр. ЦМИАР; 8); Воробьев Е. Е., Гурьева Н. В. Коренев Иоанникий//ПЭ. 2015. Т. 37. С. 705-706; Холопов Ю. Н. Обиходные лады и многоголосие// Он же. О принципах композиции старинной музыки: Ст. и мат-лы/Ред.-сост.: Т. С. Кюрегян. М., 2015. С. 118-129. Н. Ю. Плотникова В византийской церковнопевческой культуре В византийской церковнопевческой культуре, на протяжении столетий сохранявшей традицию монодийного пения, с XV в. появляются песнопения, написанные под влиянием зап. многоголосной музыки. Так, в творчестве мелургов Иосифа, еп. Мефонского , Мануила Газиса и Мануила Хрисафа присутствуют 2-голосные композиции в стиле cantus planus binatim (см.: Conomos. 1982). В поствизант. период, с кон. XVII в., на Ионических о-вах сложилась традиция многоголосных обработок песнопений визант. пения (полное трех- или четырехголосие), зафиксированная в ряде певч. рукописей (см.: Touliatos-Miles. 2004). Во 2-й пол. XIX - 1-й пол. XX в. одним из направлений преобразований в греч. церковнопевч. практике стало введение четырехголосия в гармоническом стиле. В 1844 г. греч. общины в Вене исполняли 4-голосные гармонизации визант. пения; в 1870 г. в королевской часовне по инициативе кор. (рус. вел. кнж.) Ольги Константиновны в богослужении использовались песнопения в традиционном для этого периода рус. хоровом стиле. Впосл. греч. композиторы создавали песнопения и гармонизации такого типа (наиболее известный автор - Ф. Поликратис), однако господствующим стилем до наст. времени остается традиц. визант. монодия. Попытки гармонизации традиц. визант. одноголосных песнопений предпринимались и рус. авторами; в частности, в работе свящ. Димитрия Аллеманова и А. В. Зверева «Современное нотописание греческой церкви» (М., 1907), в приложении приводится «опыт гармонизации мелодии греческого пения» - песнопение «Взбранной Воеводе» 4-го плагального (8-го) гласа, где оригинальный распев помещен в верхнем голосе (С.

http://pravenc.ru/text/2563870.html

Кирилл 3 сентября 2019, 02:37 Был бы благодарен авторам, если бы было меньше политического подтекста. Неоправданное сравнение 1917 в России и 2014 в Киеве. Абсолютное отсутствие связи между матершиной и событиями в Украине 2014 г. Лука 2 сентября 2019, 18:59 НУ НАКОНЕЦ-ТО! УЖЕ КАМНИ ВОПИЮТ ВЕДЬ! Спасибо Сергею Ш., наверное, не к ночи будет помянут. Как бы много могло измениться, если б антимат стал общим трендом, враг же, как известно в деталях. Матерная брань на детских площадках (постоянно слышу) - это полный мрак. Алексей 2 сентября 2019, 18:03 еще в юности прочитал в небольшой книжице исповедника веры протоиерея Анатолия Правдолюбова о том, что когда он мальчиком о отбывал срок на Соловках вместе с родителем, там ему пришлось их уст дореволюционных уголовников услышать мат " полностью " без сокращений фраз и выражений- так это было ОТКРОВЕННОЕ богохульство. вот как Сергей Н. 2 сентября 2019, 17:37 Раньше как многие матерился и не видел в этом ничего плохого, мол не со зла же. Как стал творить умную Иисусову молитву, так как-то постепенно само прошло помимо моей воли. Василий 2 сентября 2019, 17:26 Из гордости,как из некоего корня,вырастает сквернословие,брань,хула и нарушение заповеди Христа: " кто скажет брату своему безумный-подлежит геене огненной " .Искореняется этот корень только постом и молитвою.Спаси всех Христос! р.Б.Алла 2 сентября 2019, 12:58 Однажды,когда шла из монастыря,невольно резанул слух мат,очень громко звучащий .Оглянувшись,увидела молодого мужчину,который громко разговаривал по телефону ,перемежая речь отборным матом.Получается,что человек даже не замечает,что ругается,для него это ПРОСТО СЛОВА.Печально все это. Иулиания 2 сентября 2019, 12:34 Спасибо за вновь поднятую проблему. Проживаю в Москве, где не просто люди матерятся, а уже какое-то засилье мата вокруг. Страшно подумать, что в регионах. Все больше хочется переехать на другую планету, чтобы не вдыхать табачное дерьмо и не слышать мат. Можно навыкать везде и постоянно молиться, чему учусь. Но очень сложно абстрагироваться от этих пороков. Не осталось в мужчинах стыда и мат в присутствии женщин - сегодня дело обычное. На сцене та же пропаганда мата. В блогах для красивого словца - мат. На детской площадке - мат. Нашим людям нужна качественная перезагрузка сознания в правильном направлении.

http://pravoslavie.ru/123118.html

7) Наконец, из того, что Иисусу Христу усвояется в св. Писании и другая половина человеческого существа, душа или дух с ее силами, свойствами, проявлениями. а) Усвояется душа или дух. Прискорбна есть душа моя до смерти (Мат. 26, 38), сказал сам Господь ученикам своим в саду гефсиманском. Равным образом и евангелисты, повествуя о крестной смерти Его, между прочим, замечают: Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух (Мат. 27, 60); или: и возглашь гласом велиим Иисус, рече: Отче в руце твои предаю дух мой: и сия рек, издше ( Лук. 23, 46 ); или: егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася: и преклонь главу, предаде дух ( Иоан. 19, 30 ; снес. 1Кор. 16, 45 ) 116 . б) Усвояются силы души, именно: аа) человеческий ум, как видно из слов евангелиста: Иисус же преспеваше премудростию и возрастом ( Лук. 2, 52 ), и еще прежде: отроча же растяше и крепляшеся духом, исполняяся премудрости (- 40). бб) человеческая воля, как показывает молитва Иисусова в саду гефсиманском: Отче мой, аще возможно есть, да мимоидет от мене чаша сия: обаче же не якоже аз хощу, но якоже ты (Мат. 26, 39; 22, 42). в) Усвояются свойства и проявления души. Повествуется, например, что Иисус иногда радовался духом ( Лук. 10, 21 ; Иоан. 11, 15 ), иногда возмущался духом ( Иоан. 11, 33; 12, 27; 13, 21 ), что Он изъявлял особенную любовь к детям и негодование к тем, которые возбраняли им приближаться к Нему ( Марк. 10, 13. 10 ), имел ревность по славе Божией, иногда сопровождавшуюся справедливым гневом ( Иоан. 2, 14–17 ; Мат. 21, 12. 13; 23, 28), что Он скорбел и тужил при мысли о страданиях и смерти (Мат. 26, 37. 38; Лук. 22, 42–45 ), и во днех плоти своея, моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства ( Евр. 5, 7 ). II. Побуждаемые многочисленными и разнообразными заблуждениями еретиков касательно человеческой природы Иисуса Христа, св. Отцы и учители Церкви, в охранение православного догмата, очень часто рассуждали об этом предмете. Они –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010