В храме находилась главная монастырская святыня - И. и.: «Образ чюдотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чюдотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата» (Мат-лы для истории сел. 1912. С. 24). В описи мон-ря 1688-1689 гг. уточняется: образ помещен в деревянном киоте, к-рый «писан золотом и серебром; на киоте и на затворех писаны праздники и святые; поверх киота пятнадцат глав со кресты золочеными. Чюдотворной образ обложен серебром, в чекан, золочен; венцы и коруна, и цата - чеканные, другая цата резная - золочены. На коруне и на венцах, и на цатах, в гнездах серебряных, и поверх коруны, на спнях - двадцет четыре камени розных; на спнях, в закрепе, у каменей девят жемчюжин. Возглавие у образа Богородицы низано жемчюгом, посреди камешек... В привесе у того ж образа Богородицы: трои серги и рясы жемчюжные…», в венце образа свт. Николая Чудотворца «три камени: две винисы да смезен» (цит. по: Виноградов. 1915. С. 4). В 1686-1689 гг., после возведения в мон-ре нового, каменного 5-главого 2-столпного (летнего) собора в честь Смоленской иконы Божией Матери, в него была перенесена И. и. Во время секуляризационной реформы 1764 г. мон-рь «по уважению» к тому, что в нем находился чудотворный образ, не закрыли, но он стал заштатным. С 1792 г. по просьбе костромской Думы И. и. ежегодно носили в Кострому: в среду 9-й недели по Пасхе и в первых числах дек. Приблизительно с 1820 г. по весне икону ежегодно возили в г. Нерехту и в с. Писцово Нерехтского у. (ныне пос. Писцово Комсомольского р-на Ивановской обл.), откуда был родом тогдашний настоятель мон-ря игум. Порфирий. По-видимому, во 2-й пол. XIX в. установился обычай носить И. и. во время Великого поста в Воскресенскую ц. с. Левашёва Костромского у. (ныне Некрасовского р-на Ярославской обл.) и в селения прихода. Ежегодный крестный ход с И. и. из мон-ря в Кострому и обратно был важным событием в жизни города и уезда.

http://pravenc.ru/text/293521.html

С 60-х гг. XIX в. жители нескольких сел (в т. ч. Коровники, недалеко от Суздаля, и Омуцково) в память прекращения падежа скота ежегодно 30 июня в приходской церкви служили литургию и крестным ходом с чудотворной иконой обходили дома и стойбища. Лит.: Иоасаф [Гапонов], иером. Церк.-ист. описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 57, 60-61; он же. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской еп. Владимир, 1859. С. 23-24; Тихонравов К. Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. [Владимир, 1878]. С. 6-7, 14; Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря 1660 г.//Владимирские ГВ. 1877. 17. Ч. неофиц. С. 2, 4; Сведения о чудотворной иконе Умиление Богоматери, именуемой Корсунскою, находящейся в суздальском Спасо-Евфимьевом мон-ре//Владимирские ЕВ. 1888. 23. Ч. неофиц. С. 915-923; Историко-стат. сведения о нек-рых местностях Владимирской губ. Владимир, 1901. С. 68; Сахаров Л. И. Историческое описание Суздальского 1-кл. Спасо-Евфимиева мон-ря. М., 19053. С. 84-85; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской еп. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 37-39; Ушаков Н. Н. Путеводитель по губернскому г. Владимиру и его древнейшим уездным городам - Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову, с указанием достопримечательностей этих городов в ист.-археол. отношении. Владимир, 1906. С. 7; он же. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ.: Ист.-археол. описание всех городов Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 59; Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С. 40-42. (Тр. Владимирской УАК; 14); Добронравов В. Г. Город Суздаль и его достопримечательности. Владимир, 1912. С. 23; Георгиевский В. Т. Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский. СПб., 1913. С. 50-51; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4: Текст. Ч. 2. С. 335; Реставрация музейных ценностей в России: Кат. выст. М., 1999. Кат. 7. С. 11; Искусство земли Владимирской/ГТГ. М., 2002. Кат. 13-16. С. 81-82; Быкова М. А. Икона «Богоматерь Умиление - Корсунская» из Спасо-Евфимьева мон-ря в Суздале//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: (К 650-летию основания мон-ря): Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 107-114; она же. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 136-154; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 24. Ил. на с. 159.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Ист.: Вознесенский Е. П. Восп. о путешествиях высочайших особ, благополучно царствующего дома Романовых, в пределах Костромской губ. Кострома, 1859; Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губ. С. 454-458; Миловидов И. В. Содержание рукописей, хранящихся в архиве Ипатьевского мон-ря. Кострома, 1887-1888. 2 вып.; Соколов М. И. Переписные книги костромского Ипатиевского мон-ря 1595 г. М., 1890; Лихачёв Н. П. Отрывок из расходных книг костромского Ипатьевского мон-ря (ок. 1553 г.)//Сб. Археогр. ин-та. СПб., 1895. Т. 6; Шумаков С. А. Сотницы, грамоты и записи. М., 1903. Вып. 2. С. 5-6, 12-19; Летопись костромского Богоявленского мон-ря. М., 1909. С. 15-17; Акт осмотра Троицкого собора в Костромском Ипатьевском мон-ре 5-8 мая 1910 г.//ИИАК. 1911. Вып. 39. С. 77-87; Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Владимирской губ.: Отд. 3-й. Вып. 6. М., 1911. С. 16; они же. Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ.: Отд. 3-й для Костромской и Плёсской десятин. М., 1912. Вып. 5. С. 5-6, 29-31, 43-44, 48-49, 55-56, 63, 76, 97-102, 161-162, 200-202; Высочайшая грамота костромскому Ипатиеву Троицкому муж. первокл. мон-рю//Костромские ЕВ. 1913. 5. Отд. офиц. С. 90; Виноградов Н. Н. Мат-лы по истории, археологии, этнографии и статистике Костромской губ. Кострома, 1915. Вып. 8. С. 13-14; Голубцов И. А. Две данные грамоты XV-XVI вв. костромскому Ипатьевскому мон-рю//Вопросы соц.-экон. истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961. С. 229-236; АСЭИ. 1964. Т. 3. 228-235. С. 248-258; Антонов А. В. Акты Костромских мон-рей и церквей XV - нач. XVII вв.//РД. 1997. Вып. 1. С. 114-152; он же. Костромские мон-ри в док-тах XVI - нач. XVII в.//Там же. 2001. Вып. 7. С. 53-186; Венчание с Россией: Переписка вел. кн. Александра Николаевича с имп. Николаем I. 1837 г. М., 1999. С. 39; АСЗ. 2002. Т. 3; Писцовая книга г. Костромы 1627/28-1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 327-333.

http://pravenc.ru/text/673737.html

К нач. XX в. И. считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., он указан как «преподобный Иаков Железноборовский 2-й», сподвижник прп. Иакова Железноборовского 1-го. Память И. праздновалась в день Сошествия Св. Духа на апостолов (С. 13). В нач. XX в. Брылеева пуст., известная среди местных жителей под названием «Пустынька», являлась скитом Железноборовского мон-ря. Главной святыней пустыни была широко почитавшаяся могила И. близ Введенской ц. Совр. память И. (11 апр.), очевидно, приурочена ко дню памяти прп. Иакова Железноборовского. Во Введенской ц. Брылеевой пуст. находился старинный образ И. Судя по описаниям краеведов XIX-XX вв., видевших икону, святой был изображен в схимнических одеждах с развернутым свитком в руках. В «Иконописном подлиннике» XVII-XVIII вв. (РНБ. ОЛДП. О 21. Л. 181 об.- 182) под 21 марта помещена память «преподобнаго Иякова, игумена на Костроме Троицкаго монастыря» (ИРЛИ. Электр. каталог «Источники русской агиографии»); возможно, имеется в виду И. Железноборовский мон-рь закрыли в 1929 г., вскоре была закрыта и разрушена Введенская ц. в Брылеевой пуст. В наст. время на местоположение храма указывает неск. камней фундамента. Мощи И., вероятно, покоятся под спудом. В 1981 г. канонизация И. была подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому было установлено по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). Ист.: Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1912. Вып. 5: Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губернии. Отд. 3: Костромская и Плесская десятины. С. 155. Лит.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 114; Покровский С. Прп. Иаков, игум. Предтеченского Железноборовского мон-ря Костромской епархии Буйского у. Каз., 1899. С. 33; Строев. Списки иерархов. С. 884; л еонид (Кавелин). Св. русь. С. 190; Зверинский. Т. 3. С. 72. 1639; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 59; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Голубинский. Канонизация святых. С. 327; ПБЭ. Т. 6. Стб. 113; Воскресенский А. Прп. Иаков, Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский мон-рь Костромской епархии//Костромские ЕВ. Отд. неофиц. 1912. 18. С. 527; 1913. 6. С. 176-177.

http://pravenc.ru/text/200165.html

В лицевых святцах русских святых, выполненных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского (Загорск, 1959-1962, частное собрание), М. изображен старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развернутый свиток. Н. А. Зонтиков Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. СПб., 1865. Т. 5. Стб. 305-307; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5; Часовников Р. Возрождается обитель//Сев. правда. 1999. 10 дек. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Зверинский. Т. 3. С. 90; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 68; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 31-32; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 41; Краткие стат. сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 230; Зонтиков Н. А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь: К 600-летию основания обители. Кострома. 2000; Флеров В. Н. Макариев монастырь на Письме и Макариева пуст.//Буйская земля. Кострома, 2002. С. 53-55; 605 лет со дня основания Макариево-Писемского Спасо-Преображенского женского епарх. мон-ря (1400-2005). Б. м., б. г.; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Вып. 10: Буйский р-н и Сусанинский р-н. Кострома, 2008. С. 142-147; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 218-241. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561304.html

В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия мон-ря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала ок. 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора И. и. крестным ходом относили обратно в мон-рь. В первых числах дек. И. и. вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия. После закрытия монастыря (1919) И. и. находилась в приходской ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Песочного, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской ц. соседнего с. Любовникова (Костромской р-н), откуда была похищена в 1958 г.; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В нач. XIX в. в Игрицком мон-ре был создан точный список И. и.- 2-сторонняя икона (62×46 см) в меднопозолоченном окладе, которая во время выноса И. и. помещалась в киот на ее место. С нач. 30-х гг. XX в. список находился в Воскресенской ц. с. Любовникова. После похищения И. и. прихожане прятали список по домам, принося в церковь только на богослужение. В 2008 г. он был передан в Александро-Антониновскую ц. Костромы, где для него изготовили дубовый киот. И. и. относится к иконографическому типу Божией Матери «Одигитрия»: изображенная по пояс Богоматерь держит на левой руке благословляющего Младенца, в левой руке Которого свиток. Арх.: Явление Пречистого и чюдотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне (рукопись 1665 г.)//ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Д. 371. Л. 113-136. Ист.: Самарянов В. А. Памятная книга для Костромской еп. Кострома, 1868. С. 79, 105-106; Рукописи Богородицкого Игрицкого мон-ря что на р. Песошне//Костромская старина. Кострома, 1894. Вып. 3. С. 78; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отдел 3-й для Костромской и Плесской десятин Костромского у. Вып. 5. М., 1912. С. 24; Виноградов Н. Описная и приходо-расходная книги Игрицкого мон-ря 1688-1689 гг. Кострома, 1915. С. 4-5; Диев М. Город Нерехта в XVIII в. и в 1-й четв. XIX в. Кострома, 1920. С. 112. Лит.: Крживоблоцкий Я. Мат-лы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Костромская губ. СПб., 1861. С. 461-463; Островский П. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 81; Явление и чудеса Смоленской иконы Божией Матери, называемой Игрицкою//Костромские ЕВ. 1892. 16. Ч. неофиц. С. 392-400; Зонтиков Н. А. Богородицко-Игрицкий мон-рь: Судьба обители//Костромской р-н: вехи истории. Кострома, 2003. С. 189, 191, 192, 195-197. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293521.html

Прп. Макарий Писемский. Икона. Нач. XXI в. (Преображенский собор Макариева Писемского мон-ря) († 1-я четв. XV в.), прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского р-на Костромской обл.). По преданию, к-рое не подтверждается документальными источниками, М. происходил из рода дворян Писемских. В юности он пришел в Троице-Сергиев мон-рь и был пострижен в монашество прп. Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного нек-рое время, М. по благословению прп. Сергия вернулся в родные места и поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впосл. М. перешел на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили ц. в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения М. почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, М. был собеседником прп. Павла Обнорского ( 1429) и нек-рое время подвизался вместе с ним на Письме. Возможно, это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упом. как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича Обнорскому мон-рю). Описание Макариевой пуст. содержится в писцовой книге 1629-1630 гг. (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. в Макариевой обители вместо 2 древних храмов была построена Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения М. в приделе во имя прп. Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная» (Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. 1865. Стб. 306-307). В описи упомянуты также 2 иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Вероятно, в 20-х гг. XVIII в., когда после издания «Духовного регламента» (1720) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака М. была разобрана под наблюдением архим. Ипатиевского Троицкого мон-ря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пуст. Иоасаф и свящ. Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят... рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 732-б. Л. 444).

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЕВ ПИСЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г. Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г. (Костромской митрополии), находится в Макариевом погосте Буйского р-на Костромской обл. По преданию, не подтвержденному источниками, мон-рь основан ок. 1400 г. прп. Макарием Писемским, который считается пострижеником прп. Сергия Радонежского. По благословению прп. Сергия он поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы), поставил келью и часовню. Через нек-рое время преподобный вместе с немногочисленной братией перешел на новое место, вверх по течению реки. На холмистом берегу были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня, кельи, хозяйственные службы. Первоначальное место поселения подвижника впосл. называли «старая пустынь». По легенде, ок. 20 лет на Письме вместе с прп. Макарием подвизался прп. Павел Обнорский . Видимо, это предание сложилось позднее, когда М. П. м. был приписан к Павлову Обнорскому монастырю . Обитель упомянута как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича , выданной Обнорскому мон-рю. Время кончины прп. Макария неизвестно. Считается, что он был похоронен в подклете Преображенского храма. Впервые М. П. м. упоминается в писцовой книге 1629-1630 гг. как «Павлова Вологоцкого монастыря вотчина монастырек Макарьева пустыня на реке Писме». В обители стояли 2 небольших «клетских» храма - летний Преображенский и зимний Благовещенский, «а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение монастырское вотчинное, у монастыря двор коровей» (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. М., 1912. Отд. 3-й для Костромской и Плесской десятин. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. вместо этих храмов была построена деревянная Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. упоминается рака над местом погребения основателя, «на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная». Рядом с храмом стояли деревянная шатровая колокольня («а на ней четыре колокола небольших»), 2 братские кельи («а промеж ими сени рубленные с чуланы»), размещались хозяйственные службы, в т. ч. «изба столовая», «сушило деревянное», погреб, скотный двор; имелись 4 улья, 12 коров, 8 «подтелков да осмеро молодых телят», 10 овец и др. (Опись Павло-Обнорского монастыря. 1865. Стб. 306-308).

http://pravenc.ru/text/2561266.html

Ист.: ДАИ. Вып. 12. 17; Гмелин С. Путешествие по России для исследования трех царств естества. СПб., 1771. С. 57-59; Второв Н. И. Древние грамоты и др. письменные памятники, касающиеся Воронежск. губ. и частью Азова. Воронеж, 1850. Т. 1. С. 46; Память воронежцу И. Северцеву об осмотре им описи повреждений, причиненных Семилукскому мон-рю осевшею землею//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губ. Воронеж, 1887. Т. 1: Воронежские акты. С. 300; Вейнберг Л. Б. Мат-лы по истории Воронежской и соседних губ. 1886. Вып. 8. CCCXXXI-II; 1888. Вып. 12. 483; Веневитинов М. А. Из Воронежской летописи 1696 г.//Памятная кн. Воронежской губ. на 1896 г. Воронеж, 1896. Паг. 3. С. 1-25; Строительная книга Коротояка//Мат-лы для истории Воронежской и соседних губерний. Воронеж, 1889. Вып. 16: Акты XVII - XVIII вв. С. 1878-1893; Окладные книги Рязанской митрополии//Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 127-132; Правдин А. М. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743-1850 гг.//Там же. С. 357, 359, 361, 365; он же. Акты Дивногорского Успенского мон-ря//Там же. С. 57-90; Строельная книга г. Острогожска//Тр. Воронежской УАК. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 64-82; Склобовский Д. Я. Летопись г. Острогожска и 7-и церквей оного//Воронежская старина. 1902. Вып. 1. Отд. 2. С. 225-328; Тевяшов В. Н. Пещерные мон-ри Острогожского у.//Тр. Воронежской УАК. 1902. Вып. 1. С. 52-71; Никольский П. В. Мат-лы по истории монашества на Дону//Воронежская старина. 1903. Вып. 2. С. 68; 1904. Вып. 4. С. 177-231; Вып. 5. С. 6-20; он же. Переписные книги Воронежской епархии мон-рям//Там же. 1903. Вып. 2. С. 218, 220-221; он же. Успенский Дивногорский мон-рь: Ист. очерк. Воронеж, 1904; он же. Монашество на Дону//Воронежская старина. 1907. Вып. 6. С. 43-161; 1908. Вып. 7. С. 59-159; 1909. Вып. 8. С. 77-180; 1910. Вып. 9. С. 150-181; Макаренко Н. Е. Археологические исследования 1907-1909 гг.//Изв. Имп. археол. комиссии. СПб., 1911. Вып. 43. С. 20; Евгений (Болховитинов), митр. Ист., геогр. и экономическое описание Воронежской губ., собр. из историй, арх. записок и сказаний//Воронежская старина. 1912. Вып. 11. Прил. С. 1-196; Воссоединение Украины с Россией: Док-ты и мат-лы. М., 1954. Т. 2. С. 226-228; АСЭИ. 1964. Т. 3. С. 341; Воронежский край с древнейших времен до кон. XVII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. П. Загоровский. Воронеж, 1976. С. 70-72, 145-146; Воронежский край в XVIII в.: Док-ты и мат-лы по истории края/Сост.: В. М. Проторчина. Воронеж, 1980. С. 52-54, 171; Пименово хожение в Царьград//Книга хожений. 1984. С. 110; Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 135, 137-139, 143, 146, 149.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Арх.: РГАДА. Ф. 396 (Оружейная палата). Лит.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописания. М., 1850; Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. СПб., 1877-1883. 2 вып.; Филимонов Г. Д., Яковлев Л. П., сост. Опись Московской Оружейной палаты. М., 1884-1893. 7 ч. в 10 т.; Ровинский. Обозрение иконописания; Успенский А. И. Царские иконописцы; он же. Столбцы бывш. архива Оружейной палаты. М., 1912-1914. 3 вып.; Грабарь И. Э. Симон Ушаков и его школа// Он же. История рус. искусства. М., 1913. Т. 6. С. 425-454; Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. по мат-лам ГОП. М., 1954; Овчинникова Е. С. Портрет в рус. искусстве XVII в. М., 1955; она же. Иосиф Владимиров: Трактат об искусстве//ДРИ. 1964. [Вып.:] XVII в. С. 9-61; Молева Н. М. Цеховая организация художников в Москве XVII-XVIII вв.//ВИ. 1969. 11. С. 43-54; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984; Павленко А. А. Организация живописного дела в Москве во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.: АКД. М., 1989; Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля рус. искусства XVII в. в отеч. искусствознании//Проблемы рус. средневек. худож. культуры. М., 1990. С. 107-117. (ГММК: Мат-лы и исслед.; 7); она же. Новые иконогр. источники рус. живописи XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл. М., 1993. С. 190-206; она же. Восток и Запад в рус. культуре XVII в.: К проблеме нац. самоидентификации//Рус. искусство между Западом и Востоком. М., 1997. С. 85-103; она же. О духовных основах поздней рус. иконы//Вопросы искусствознания. 1997. 1. С. 182-196; она же. «Свое» и «чужое» в рус. культуре XVII в.//Искусствознание. 1998. 2. С. 293-302; она же. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия 17-го ст. М., 2008; она же. «Школа Оружейной палаты» и старообр. иконопись: К постановке проблемы//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2011. Вып. 13. С. 255-271; Силаева Е. И. Произведения иконописцев Оружейной палаты Моск. Кремля из собр. Останкинского дворца-музея: Кат. М., 1992; Смирнова Э. С.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010