Вся эта речь, полная одна другой более сильных и выразительныхмыслей о безусловной необходимости для получения вечной жизни причастия тела и крови Христовой, поставляет выше всяких сомнений то, что Христос, обетовав в будущем дать живой хлеб, состоящий в Его плоти, вместе с сим обетовал преподавать верующим истинную Свою плоть и истинную Свою кровь с тем, чтобы приобщающиеся их внутренно соединялись с Ним Самим, и чрез это становились причастниками жизни вечной.    Самое же таинство живого или евхаристического хлеба, как передают евангелисты Матфей и Марк, так установил на тайной вечери, после совершения ввместе с апостолами ветхозаветной пасхи, Иисус Христос: ядущим же им, прием Иисус хлеб, и благословив, преломи и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие ест тело Мое, и прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вси: сия бо ест кров Моя нового завета, яже за многие изливаемая во оставление грехов (Матф. XXVI:26 – 28, снес. Марк. XIV:22 – 24), или, по изображению ап. Павла и св. Луки: Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб и благодарив преломи и рече: приимите, ядите сие ест тело Мое, еже за вы ломимое, сие творите в Мое воспоминание; такожде и чашу но вечери, глаголя: сия чаша новый завет ест в Моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание (1 Кор. XI:23 – 25; снес. Лук. XXII:19 и 20).    Из приведенных слов Писания при установлении сего таинства ясно видна особенная важность и особенно высокое значение сего таинства для христианина. Главное и существенное в сем таинстве то, что под видом хлеба и вина нам преподается истинное тело и истинная кровь Христова. Христос прямо говорит: „хлеб, его же Аз дам, плот Моя ест, юже Аз дам за живот мира... ибо плот Моя истинно ест брашно, и кровь Моя истинно ест пиво“ (Иоан. VI:31, 55).    II. для чего Господь установил сие таинство?    а) Ближайшая цель установления его – воспоминание о Спасителе, особенно о Его страданиях и крестной смерти. „Сие творите в Мое воспоминание“, сказал Господь (сн. 1 Кор. XI:25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XIX, 12), и еще: се ныне слышасте хулу Его (Матф. XXVI, 65); так как все это имело совершиться, то пророк, желая возбудить и ободрить слушателя, говорит: не бойся этого; Тот, Который был распят, подвергаем бичеванию, поносим разбойниками, умерщвлен по подозрению в богохульстве, по смерти и воскресении совершит такия дела, о которых никто не скажет, что они не исполнены великой чести. Это и сбылось, как о том задолго предсказывал пророк: будет корень Иессеов, и возстаяй владети языки, на Того языцы уповати будут: и будет покой Его честь (Иса. XI, 10). Он как бы так сказал: " такая смерть досточтимее диадимы; цари, слагая диадимы берут крест - знак Его смерти; на порфирах крест, на диадиме, крест, при молитвах крест, на оружии крест, на священной трапезе крест, и во всей вселенной крест сияет светлее солнца " - И будет покой Его честь. 9. Не таковы дела человеческия; но обыкновенно с ними бывает напротив! Дела знаменитых людей, пока они живут, процветают; но по смерти их погибают. Это можно видеть в судьбе не только богача и начальника, но даже и царей. И законы их отменяются, и изображения затемняются, и память их истребляется, и имя их забывается, и приближенные к ним подвергаются презрению; между тем, как прежде они потрясали оружием, мановением своим передвигали народы и города, и изменяли положение дел, имели власть предавать смерти и возвращать к жизни отводимых на казнь. Все это исчезает, хотя прежде было в славе. А у Христа - все напротив. Пред крестною смертию Его обстоятельства были печальны; Иуда предавал, Петр отрицался, прочие ученики обратились в бегство, Он один оставался среди врагов; многие веровавшие в Него, возвращались вспять. Но после Его страданий и смерти, дабы ты знал, что Распятый был не простой человек, обстоятельства становятся блистательнейшими, славнейшими и превосходнейшими. До распятия Христова верховный из апостолов не перенес угрозы привратницы, но после такой тайной вечери отвечал, что он не знает (Иисуса), а после распятия он же прошел (с проповедию) вселенную; с того времени безчисленные сонмы мучеников были умерщвлены, решившись лучше умереть, нежели сказать то, что сказал верховный из апостолов, убоявшись угрозы одной привратницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

С таким же сознанием следовало отказаться и тогда, когда другие приглашали. Или тогда, когда никто не приглашал, ты был немощен и неспособен; а как скоро нашлись люди, вознамерившиеся предоставить тебе эту честь, ты вдруг сделался сильным? Это смешно, и лживо, и достойно крайняго наказания. Посему и Господь увещевает желающаго построить башню не полагать основания прежде, нежели он сообразит свою состоятельность, чтобы не подать присутствующим тысячи поводов к осмеянию его (Лук. XIV, 28. 29). Но для него беда ограничивается смехом, а здесь наказанием будет огнь неугасимый, червь неумирающий, скрежет зубов, тьма кромешняя, разсечение и погибель вместе с лицемерами (Иса. XXVI, 24. Матф. XXV, 30). Обвинители же мои не хотят знать ничего этого; иначе они перестали бы укорять того, кто не хочет погибнуть напрасно. Настоящее наше разсуждение касается не распоряжения пшеницею или житом, волами и овцами, или чем-либо другим подобным, но самаго тела Христова. Ибо церковь Христова, по словам блаженнаго Павла, есть тело Христово (Кол. I, 18); и тот, кому оно вверено, должен содержать его в великом благосостоянии и превосходной красоте, всюду наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна, или порок, или нечто от таковых пятен не повредили ея доброты и благолепия (Ефес. V, 27). Не должен ли он представлять это тело достойным нетленной и блаженной его Главы по мере сил человеческих? Если заботящиеся о благосостоянии ратоборцев имеют нужду и во врачах, и руководителях, и строгом образе жизни, и непрестанном упражнении и множестве других предосторожностей (ибо и какая-нибудь малость, оставленная у них без внимания, разрушает и ниспровергает все); то принявшие на себя попечение об этом теле, ведущем борьбу не с телами, но с невидимыми силами, как могут сохранить его невредимым, и здравым, если не будут иметь добродетель, гораздо более человеческой и знать всякое врачевство, полезное для души? 3. Или ты не знаешь, что это тело (церкви) подвержено большим болезням и напастям, нежели плоть наша; скорее ея повреждается и медленнее выздоравливает? Врачами телесными изобретены разныя лекарства и разнообразныя орудия, и роды пищи, приспособленные к больным; часто одно свойство воздуха было достаточно для выздоровления больных; даже иногда благовременный сон освобождал врача от всякаго труда.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   Но чтобы точнее уразуметь и безстрастие есте­ства в Слове, и немощи, приписываемыя Ему по причине плоти, хорошо выслушать блаженнаго Петра. Ибо он может быть достоверным свидетелем о Спасителе. Итак пишет он в своем послании, говоря: Христу убо пострадавшу за ны плотию (1 Петр. IV:1). Следовательно, когда сказуется о Христе, что алчет, жаждет, утруждается, не знает, спит, плачет, просит, убегает, раждается, отказывается от чаши, и вообще, приписывается Ему все свой­ственное плоти, каждый раз справедливо будет по­вторять то же. Так, Христос алчет и жаждет за ны плотию; именует Себя незнающим, заушается и утруждается за ны плотию: и еще, возносится на крест (Иоан. XII:37), раждается, возрастает плотию; страшится, скрывается плотию; говорит: аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия (Матф. XXVI:39), терпит биение, приемлет раны плотию; и вообще, все подобное сему восприемлет на Себя плотию. Посему и сам Апостол сказал: Xpicmy убо пострадавшу, не Божеством, но: за ны. плотию, чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свой­ственныя, но свойственныя по естеству самой плоти. Поэтому, никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству безстрастно, и однакоже, по причине плоти, в которую облеклось Оно, ска­зуется о Нем это; потомучто свойственно сие плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он, как безстрастный по естеству, и пребывает без­страстным, не терпя от сего вреда, но паче, уничтожая и истребляя все сие; люди же, так-как немощи их перешли на Безстрастнаго и истреблены, и сами уже на веки делаются безстрастными и сво­бодными от немощей, как учит Иоанн, говоря: и весте, яко Он явися, да грехи нашя вóзмет, и греха в Нем несть (1 Иоан. III:5).    Поелику сие так, то никто из еретиков не будет вопиять: почему возстанет плоть по природе смертная? Почему, если возстанет, опять не будет алкать, жаждать, страдать, и не останется смертною? Почему, хотя она из земли произошла, прекратится в ней тò, чтò ей естественно? Иначе, плоть могла бы отвечать такому упорному еретику: «хотя я из земли, по природе смертная, но впоследствии стала плотию Слова; Само Слово, хотя Оно безстрастно, по­несло на Себе мои страдания, и я сделалась, свобод­ною от них, и от рабства им уволена освободив­шим меня от них Господом. Если вопиешь на то, что избавилась я от естественнаго тления, то смо­три, не вздумай вопиять и на то, что Слово Божие восприяло на Себя мой рабский образ». Как Го­сподь, облекшись плотию, соделался человеком, так мы люди, восприятые Словом, обожаемся ради плоти Его и уже наследуем вечную жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

«Матф. XXVI:41). Хотел я, старался, но слово проповеди моей было слабо, пример жизни моей мрачен. «Вы же, — исповедую ныне в присутствии вашем, а после и в отсутствие ваше, пока буду жить, признавать не престану, — вы, говорю, толикую любовь, благорасположение, почтение и послушание являли ко мне, мужу иностранну, немощну, в языке вашем скудну, что я доброте вашей не могу довольно надивиться и хвалить. «Из сего толикого благодушия вашего и от какого либо моего попечения произшел ли какой-нибудь плод духовный, сего испытание не принадлежит до нынешнего времени, ибо ныне время вас благословить и последнее «простите» сказать. «Не прилично показалось мне говорить с вами так, как святый Самуил со своим народом, однако позволительно мне, прощаясь с вами, употребить слова божественного апостола Павла, коими прощался он с Ефесеями: и ныне се аз вем, яко к тому не узрите лица моего вы вси, в нихже проидох проповедуя царствие Божие (Деян. XX:25). «Пресвитеры честные, мои сослужители, и весь причет Церкви, благодатию Святого Духа чрез мои или другие руце посвященные, народоначальники Богом поставленные, все православные христиане, в пастве Астраханской обитающие, со всеми говорю, хотя и не все здесь присутствуют. Христиане мои, род избран, царское священие, язык свят, людие обновления (1 Петр. II:9), овцы мои возлюбленные, чада во Христе любезнейшие, все простите! Прости, стадо мое, и ты, престол мой, и ты, знаменитая церковь Астраханская, простите! Знаю я, что ни вы лица моего более не узрите, ни я вашего, ибо теперь должно разлучиться. Вы убо пощадите мои недостатки. Я ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех (Деян. XX:32). «Но разлучаться отцу с любезными своими чадами воистину есть тягостно и прискорбно. Что убо хощете? Хощете ли, может быть, да сотворим плач велий? Хощете ли пасти на выю мою и, соединив слезы ваши с моими, облобызать меня, — как то сделали Ефесеи с божественным Павлом, когда он, прощаясь с ними, разлучался? Но почто сие? Для того ли, что друг друга увидим, если восхощем, но как и когда? — Послушайте.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2638...

Аминь. БЕСЕДА 13 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА XIII. Тогда Иисус возведен бысть Духом в пустыню, искуситися от диавола (IV, 1).       1. Тогда: когда же это? После сошествия Святого Духа, после гласа, нисшедшего свыше и возвестившего: сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих! И вот что удивительно: Иисус, как говорит евангелист, возведен был в пустыню Духом Святым. Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом для того, чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать еще большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение, как дело обыкновенное. Не для того, ведь, ты получил оружие, чтобы быть праздным, но чтобы сражаться. Вот почему и Бог не препятствует посещать тебя искушениям. Во-первых, Он попускает их для того, чтобы ты познал, что ты соделался гораздо сильнее; во-вторых, чтобы ты пребывал в смирении, и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; в-третьих, для того, чтобы лукавый дух, все еще сомневающийся в твоем от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и отступил от него; в четвертых, чтобы ты чрез это сделался тверже и крепче всякого железа; в-пятых, чтобы получил ясное свидетельство о вверенных тебе сокровищах. В самом деле, дьявол не стал бы приступать к тебе, если бы не видел тебя на высшей степени чести. Потому самому и в начале он восстал против Адама, что видел его украшенным высоким достоинством. Потому же вооружился и против Иова, когда увидел его увенчанным и прославленным от Господа всяческих. Как же, возразишь ты, сказано: молитеся, да не внидете в напасть (Матф. XXVI, 41)? Но потому-то и говорит тебе евангелист, что Иисус не сам пришел, а был возведен в пустыню по божественному смотрению, чем показывается, что и мы не должны сами вдаваться в искушения, но когда будем вовлечены в них, то должны стоять мужественно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Может ли находящийся в самообольщении, в области лжи и обмана, быть исполнителем заповедей Христовых, которые истина от Истины — Христа? Сочувствующий лжи, услаждающийся ложью, усвоивший себе ложь, соединившийся с ложью в духе, может ли сочувствовать истине? Нет! он возненавидит ее, соделается исступленным врагом ее и гонителем. Каково будет ваше состояние; несчастные мечтатели, мнившие о себе, что вы провели земную жизнь, в объятиях Божиих, когда поразит вас изречение Спасителя: Николи же знах вас. Отыдите от Мене делающии беззаконие Истинный друг мой о Господе! Иди к Господу Иисусу Христу, приближайся к Нему путем евангельских заповедей; ими познавай Его; исполнением их оказывай и доказывай любовь твою к Господу Иисусу. Он Сам явит тебе Себя, явит в день и час, известные Единому Ему. Вместе с этим явлением прольет в сердце твое несказанную любовь к Себе. Божественная любовь — не что-нибудь, собственно принадлежащее падшему человеку: она — дар Святого Духа посылаемый одним Богом в сосуды, очищенные покаянием, в сосуды смирения и целомудрия. Вверь себя Господу, а не себе: это гораздо надежнее. Он — Создатель твой. Когда ты подвергся горестному падению, он для тебя принял человечество, Себя отдал за тебя на казнь, за тебя пролил кровь Свою, Свое Божество доставил тебе: чего же еще Он не сделает для тебя? Приготовься для даров Его очищением себя: это твое дело. Аминь. Иоанн. I, 46. Матф. XXVIII, 20. Священномученик Петр Дамаскин говорит: " Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его, должен продать все имение свое, и купить Евангелие, чтоб не только найти Христа чтением, но чтоб принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен его искать не вне, но внутри себя, то есть, телом и душею быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой " . Святого Петра Дамаскина, книга первая, статья: О четвертом видении. Доброт, ч. 3. Иоанн. XIV, 21. Иоанн. XV, 4. Иоанн. XV, 10. Иоанн. VI, 56. Этот род самообольщения святые аскетическое писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: " Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума " , Иоанн. Карп. гл. 49. Доброт. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой Апостол Павел говорит: Никто же вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своем (Колосс. II, 18). Сказал святой Григорий Синайский: " Говорящие от своих помыслов, прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче ею (Прит. XXVI, 12). Святого Григория гл. CXXVIII. Доброт. Ч. 1.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Третий день. Св. мученик Гордий. (Необходимость исповедания веры). I. Св. мученик Гордий, память коего совершается ныне, жил в III веке, происходил из каппадокийского города Кесарии и был начальником (сотником) в римском войске. Сложив с себя должность сотника, он подвизался в пустыне. Когда император Ликиний воздвиг гонение на христиан, то Гордий пришел в город в то время, как язычники совершали праздник в честь бога войны, Марса. Явившись на торжество, он провозгласил, что верует во Христа и презирает идолов. Градоначальник приказал жестоко мучить святаго. «Господь мне помощник, и не убоюсь я, что сотворит мне человек!» говорил он во время мучения. Видя непреклонность св. Гордия, начальник переменил строгость на ласку, и обещанием разных наград думал склонить его к отречению от Христа. Но мученик отвечал: «ты не можешь дать мне ничего лучше и дороже царства небеснаго». Тогда начальник приказал казнить св. мученика. Когда вели св. Гордия на казнь, то некоторые советовали ему отречься от Христа хотя только на словах, «в душе же остаться верующим». «А что сказал Господь в Евангелии? говорил при этом св. мученик. Кто отвергнется от Меня перед людьми, отвергнусь от того и Я пред Отцем Моим на небесах». Осенив себя крестным знамением, он спокойно склонил голову под мечь палача. (Ч. М. 3-го января). II. Св. муч. Гордий своим святым примером учит нас мужественно исповедывать христианскую веру. «Двух родов может быть исповедание веры». Одно бывает «особенное, во времена гонений», а другое «общее, при обычном мирном течении жизни». а) Гонения за веру во Христа, за православные догматы бывали. О них свидетельствует история, о них говорят целые сонмы мучеников святых. По местам случаются гонения и ныне. Нужно сказать, что они возможны и всегда. Как должно православному христианину вести себя во время гонений за св. веру? Господь наш I. Христос сказал: «егда гонят вы в граде, бегайте в другий» ( Матф. Х. 23 ). «Укройтесь мало елико, елико, дóндеже мимо идет гнев Господень», говорит пророк Исаия (XXVI. 20). Настало гонение, испытай себя; чувствуешь слабость, боязнь и страх, молчи, молясь Господу, да укрепит тебя в предстоящей напасти. Если хочешь, можешь укрыться. Многие так поступали во времена гонений, целыми общинами удалялись в леса и пустыни. Совсем не будет греха в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

IX:17). Ибо Бог есть Отец Его до естеству, а наш – по благодати; и Богом Его сделался по домостроительству, поколику Он сделался человеком, а наш Он Владыка я Бог по естеству» (св. Афанасий, слов. против ариан., Хр. чт, 1840, III, стр. 17). Та же мысль у св. Кирилла Иерус. (Оглас. поуч. XI, п. 19, стр. 200 в русск. перев.) и св. Григория Богослова (Твор. св. отц. III, стр. 86). small> ); г) когда сказал: „о дни том, или о часе никтоже весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец» (Марк. XIII:32; Мат. XXIV:36), – сказал и по человечеству Своему, находясь притом в состоянии проиавольного самоуничижения („Для всякого явно, что Сын знает, как Бог, – приписывает же Себе незнание, как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого. Ту же мысль подает и то, что наименование Сына поставлено здесь отрешенно в безотносительно, т. е. без присовокуплении: чей Он Сын, чтоб разумели мы сие неведение в смысле более сообразном с благочестием, и приписывали оное человечеству, а не Божеству» (св. Григорий Богослов, в Твор. св. отц. III, стр. 94). То же говорят св. Афанасий (соптг Arian. огат. 4), Евстафий Антиохийский (соптг. Arian. lib. 6), св. Кирилл Александрийский (Dialog lib. 6) и друг. ), и по планан домостроительства, находя не полезным открывать людям о времени суда (Умолчал Он о времени суда потому только, что неполезно было людям слышать о сем; ибо всегдашнее ожидание делает более ревностными в благочестии, в знание, что до суда еще долго, сделало бы более нерадивыми в благочестии, по надежде, что можно спастись покаявшись в последствии. Да и возможно ли, чтобы Ведавший все, что будет до оного часа (ибо все сие сказал), не знал этого часа?“ (Св. Васил. Вел. в Тв. св. отц. VII, стр. 166). ); д) когда сказал: „Отче Мой, аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты“ (Матф. XXVI:39), – показал в Себе две воли: человеческую, которая, по немощи плоти, молилась, чтобы стра-дание миновало, и Божескую, которая совершенно сходна или тождественна с волею Отца, и готова была принять страдание и смерть ( „Как человек, сделавшийся подобным человекам, Он молился, чтобы Его миновало страдание; а как Богь, по Божескому существу непричастный страданию, Он готов был принять страдание и смерть“ (св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Что эта молитва не относится к его Божеству, видно уже и из того, что Бог не молится; Богу свойственно принимать поклонение; Богу свойственно принимать молитву, а не возносить молитву. Но так как еретики безстыдно упорствуют, то я постараюсь из самых слов молитвы объяснить вам, что все это есть дело домостроительства Христова и Его немощи по плоти. Когда Христос говорит что-нибудь смиренное, то говорит это смиренное и уничиженное таким образом, чтобы чрезмерность смирения слов Его могла и самых недоверчивых людей убедить, что эти слова весьма чужды непостижимому и неизъяснимому Существу. Приступим же к самым словам молитвы. Отче, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия; обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Матф. XXVI, 39). Здесь я спрошу еретиков: неужели не знает, возможно это или не возможно, тот, Кто незадолго говорил на вечери: един от вас предаст Меня, Кто незадолго говорил: писано: поражу пастыря, и разыдутся овцы, и еще: вси вы соблазнитеся о Мне; и Петру сказал: отвержешися Мене, и отвержешися Мене трикраты; Он ли, скажи мне, теперь не знает этого? Кто из самых упорных может утверждать это? Если бы это неведомое было неизвестно никому ни из пророков, ни из ангелов, ни из архангелов, то, может быть, любители споров имели бы какой-либо повод к противоречию; но если это неведомое было так известно и очевидно для всех, что даже и люди знали об этом с точностию, то какое оправдание и какое прощение может быть тем, которые утверждают, что Христос говорил это по своему неведению? Как известно, и рабы знали с точностию этот предмет, о котором я говорю; они знали и то, что Он умрет, и то, что Ему надлежит претерпеть смерть на кресте; еще за много лет Давид, указывая на то и другое, говорил от лица Христова: ископаша руце мои и нозе мои (Псал. XXI, 17); он говорил о будущем, как бы о совершившемся уже, выражая этим, что как бывшему невозможно не быть, так и его словам невозможно не сбыться. И Исаия, предвозвещая тоже самое, говорил: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Иса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010