Слов. на почивших о Христе, в Тв. св. Отц. XV, 269. 270. 271. То же учение выражает св. Ефрем и в слове об утвержд., что воскресения мертвых нет (в Тв. св. Отц. XV, 115—116) и в своем завещании (Хр. Чт. 1827, XXVII, 275. 285. 292).    Житие препод. Антония велик., in Орр. T. I, p. II, pag. 845, ed. Maur., в Чети-Мин. генв. 17.    Бесед. о двояк. состоянии отшедших из сей жизни, в Хр. Чт. 1828, XXXI, 113—114.    Слов. XI, о памяти усопших (см. в Маргарите). Подобным образом говорит св. Отец и в бесед. II о Лазаре, п. 3, в т. I бесед. к антиох. народу, стр. 61 по русск. пер.    На Ев. Матф. бесед. LIII, в т. II, стр. 414.    В одном месте он говорит: «никтоже да не льстит себе суетными словесы (Еф. 5:6). Ибо внезапу нападет на тебя всегубителъство (1 Сол. 5:3), и постигнет переворот, подобно буре. Прийдет угрюмый ангел, насильно поведет и повлечет душу твою, связанную грехами, часто обращающуюся к тому, что оставляет здесь, и рыдающую безгласно; потому что уже сомкнулось орудие плача» (бесед., побудит. к принят. крещ., в Тв. св. Отц. VIII, 241). А в другом: «займись же размышлением о последнем дне (ибо, без сомнения, не будешь ты одна жить вечно); представь себе смятение, сокращение дыхания и час смертный, приближающийся Божий приговор, поспешающих ангелов, душу в страшном при этом смущении, немилосердо мучимую грешною совестию, обращающую жалостные взоры на тамошнее, наконец — неотвратимую необходимость дальнего оного преселения» (Письм. 43 к падшей деве, так же X, 139).    De baptism. in Opp. t. II, p. 220, ed. Morel.    Haeres. LXXV.    Demonstr. Evangel. III, c. 5; praeparat. Evang. XI, c. 20.    Лавсаик гл. 24, стр. 89—90, Спб. 1850 г.    Слов. о исходе души, в Хр. Чт. 1831, XLIII, 126—131.    Homil. 1 ad топасн., in Biblioth. PP., T. VII, p. 656.    Слов. о исходе души, в Прологе под 29 числ. октября, лист. 211 на обор.    Epist. Cubicularium, in Biblioth. PP. T. XXVI, p. 581.    (1668) Joan. Climac. Scala paradisi, p. 158, Paris 1633.    (1669) На смертном одре он так молился Господу Иисусу: «Владыко мой! Милостив буди души моей, да не срящет ю противных духов лукавство, но да приимут ангели Твои, проводящии чрез темная мытарства, приводящии же к свету Твоего милосердия» (Чети-Мин. под 3 числ. мая).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

541 Migne. Patrol. curs. compl. series prima t. XXVI col. 178. Мнение о уменьшении продолжительности дней высказывает Fritzsche, но оно стоит совершенно одиноко. 542 Meyer и de–Wette видят указание на сокращение числа дней, происшедшее в совете Божием в форме κολοβωϑσαν (ев. Мф.) – см. Meyer. Ev. Matth. s. 493. Bleeck, однако, замечает, что futurum в следующей части предложения (κολοβωϑαονται) не допускает такого понимания, так как в этом случае надо бы ожидать соответствующего аориста. Synopt. Erklär. s. 371. Подобным образом думают Schanz, Weiss и др. Но futurum употреблен здесь для обозначения действительного, объективного сокращения. 544 Так понимают Meyer, В. и L. Weiss, Bleeck. и др. Из отцев цер. это мнение высказывает Св. Ин. Златоуст. Keil, Schanz, Olshamen, Cremer, относя это изречение к эпохе предваряющей второе пришествие Христа, объясняют σϑη о спасении душ от гибели. 550 Cremer. Bibl. theol. Wörterbuch. s. 567–568. Ср. Сильченков. Прощальн. беседа Спасителя, прим. 439, стр. 122. 553 Беседы на ев. Матф. Твор. т. VII, кн. 2 стр. 764. св. Златоуст в сущности только пополняет блаж. Иеронима. 556 Самый глагол πατω заключает в себе мысль о разрушении, так как означает, между прочим, разорять; то же следует из предсказания о разрушении храма Иерусалимского, так что В. и L. Weiss (Εv. Luk. s. 608) неосновательно отрицают здесь мысль о разрушении Иерусалима. 571 Отцы и учители церкви всегда далеки были от того, чтобы объяснять эту деятельность лжехристов и лжепророков знанием ими сил и законов природы, видя в ней деятельность собственно диавола и указывая в объяснение этого на историю Иова, на духовную природу диавола и т. п., см. Cornely. Matth. p. 329–330. 572 Meyer. Ev. Matth. s. 495. Schanz. Εv. Matth. s. 485. Cornely. Ev. Matth. p. 330. Tisch. no . D. Jt., Orig. Hieron., читают πλανηϑναι, каковое чтение, по замечанию Schanz’a, лучше оттеняет данную мысль – о силе деятельности лжепророков. 576 Так евреи называют эту пустыню, простирающуюся вдоль восточной части Иудеи. К. Гейки. Жизнь и учение Христа в. II стр. 166.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Поэтому-то те праведно наказываются, а эти увенчиваются по благодати, хотя бы они оказали и бесчисленные благодеяния, все же дарование им за столь маловажное и ничтожное - неба, царства, и столь великой чести - есть дар щедрот благодати. И бысть, егда сконча Иисус словеса сия, рече учеником Своим: весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие (Матф. XXVI, 1, 2). Опять благовременно Христос упоминает о страдании, после того как сказал о царстве, о будущем воздаянии и о вечном мучении; Он как бы так сказал: для чего бояться вам зол кратковременных, когда ожидают вас такие блага?       3. Здесь обрати внимание на то, каким новым способом Христос скрывает в первых из упомянутых слов то, что могло особенно опечалить учеников Его. Он не сказал: вы знаете, что чрез два дня Я предан буду; но что? весте, яко по двою дню Пасха будет, и после этого уже прибавил, что Он предан будет на пропятие, - показывая, что имеющее совершиться есть таинство, праздник и торжество о спасении вселенной, и что Он идет на страдание, все предвидя. Поэтому, так как уже достаточно было одного этого для утешения их, Он ничего не говорит теперь о Своем воскресении, потому что излишне было снова говорить о нем, после того как уже было сказано о том так много. Кроме того, упоминая о древних благодеяниях, доставленных Пасхою иудеям в Египте, Он, как я сказал, показывает тем, что и это самое страдание избавляет от бесчисленных зол. Тогда собрашася архиерее и книжницы и старцы людстии во двор архиереов, глаголемаго Каиафы, и совещаша, да Иисуса лестию имут и убиют. Глаголаху же: но не в праздник, да не молва будет в людех (ст. 3-5). Видишь ли необыкновенное расстройство в делах иудейских? Предпринимая дела беззаконные, они идут к первосвященнику, надеясь получить дозволение там, где надлежало бы ожидать препятствий. И сколько же было первосвященников? По закону, должен быть один; но тогда было их много. Отсюда очевидно, что дела иудеев в это время начинали приходить в упадок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Нравы, обычай и мысли плотских людей, во все времена, были противоположны здравому учению христианского благочестия. В догмате о Боге, явившемся во плоти ( 1Тим. 3, 16 ), ум плотского человека не видит ничего более, кроме непроницаемого мрака; обещание всеобщего благодатного спасения оскорбляет прирожденную его гордость; глубокое растление нашего сердца, так ясно и сильно раскрытое в Писании, несогласно с его мыслию о высоких достоинствах человека; вера в необходимость действий Святого Духа, для произведения в нас нравственной перемены, представляется ему вовсе ненужною и противоречащею опыту; христианское самоотвержение и прочие добродетели кажутся ему несносным игом, подавляющим природу нашу. Посему-то истинные христиане всегда и всюду повергались поношению, которое обнаруживалось то в жестоких гонениях и мучениях, то в порицании и презрении, то в холодности и насмешках. Пусть ты обладаешь обширными сведениями, пусть имеешь здравый ум и приобрел совершенную опытность в жизни, но, сделавшись истинным христианином, ты прослывешь невеждою. Пусть будешь сохранять в поступках своих все благородство, в поведении всю строгость, в суждениях своих все глубокомыслие; но, совершая дела благочестия, ты не избегнешь обыкновенных нареканий в лицемерии, в мечтательности, в лукавой хитрости ли приверженности к какой-либо секте. Пусть будешь соединять с добрым от природы характером христианские свойства – кротость, смирение, бескорыстие, любовь; не думай, однако ж, быть. правым в глазах людей, руководимых духом мира. Всякому позволят сделаться добродетельным на свой образец, но сделаться добродетельным по началам христианской жизни, – добродетельным по силе Святого Духа, открывающейся в немощи, – добродетельным из любви ко Христу, по сознанию благодати искупления: о, заметьте, сего не простят вам никогда! Что поношение, как одежда ученика Иисусова, неразлучно с жизнью истинно христианской и верным служением Богу, это известно каждому: Писание говорит о сем многократно, история Церкви представляет на то бесчисленные примеры, и не нужно делать продолжительных наблюдений, дабы увериться, что участь истинного христианина в сем отношении более или менее сходна с участию его Учителя, Которого дерзали также называть льстецом ( Матф. 27, 63 ), ядцею и винопийцею ( Лук. 7, 34 ), самарянином, имеющим в себе беса ( Иоан. 8, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

И не опасение ли подвергнуться презрению в глазах суетного мира удерживает многих от приверженности к святой их вере? Не страх ли быть поруганными и осмеянными в народном мнении делает их холодными ко всему, чего требуют обязанности христианской жизни? Действительно, люди, о которых мы говорим, скорее согласятся на всякое другое пожертвование, но не откажутся от мирской чести, не захотят потерять уважения и любви своих друзей, начальников или покровителей и в решительном случае не дозволят сказать себе: и ты был еси со Иисусом Галилейским ( Матф. 26, 69 ). Эти люди готовы посещать Спасителя ночью, но боятся исповедовать Его днем. Они, если угодно, станут защищать христианство в дружеской беседе, среди известных им людей; но не требуйте от них той жертвы, чтобы с сердцем, полным любви, они исходили к Иисусу вне стана, поношение Его носяще ( Евр. 13, 13 ). Жалкое состояние сих людей делается более несчастным от обольщения, в котором они обыкновенно находятся. По их мнению, весьма немногое нужно к тому, дабы сделаться совершенными христианами; они думают, что, соглашаясь с учением Евангелия, сим кончают почти свой подвиг и что расстояние, которое осталось им пройти, ничего не значит в сравнении с тем, которое уже пройдено ими. Слепцы! – они не видят, что им должно выполнить самое главное: ибо чего требует Христос от Своих последователей? – Того, чтобы они отреклись для Него от всяких вожделений греха; чтобы взяли крест свой и пошли за Ним; чтобы служили Ему с совершенным самоотвержением; чтобы любовь к Нему предпочитали любви к миру, суд Его – суду мира, волю Его – правилам и обычаям мира. Вот необходимые обязанности христианина, исполнение коих делает его достойным своего звания! Если кто не приносит в жертву Христу сердца своего, если не старается жить согласно с Его учением; то он ничем не доказал еще своего христианства, ничего не сделал для своего спасения, для общения со Христом, для Его славы. Како вы можете веровати, говорит Спаситель, славу друг от друга приемлюще? ( Иоан. 5, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

LX, 1). И то было предсказано, что после столь многих благодеяний Его люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом. Послушай, как Давид предвозвестил об этом: с ненавидящими мира, говорит он, бех мирен: егда глаголах им, боряху Мя туне (Псал. CXIX, 6, 7). Что Господь, возседая на жребяти, войдет в город, и это задолго предсказал Захария в таких словах: радуйяся зело, дщи Сионя; проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на подъяремника и жребца юна (Зах. IX, 9). - Он изгнал из храма торговавших голубями и менявших деньги (Матф. XXI, 12; Иоан. II, 15). Это сделал Он, ревнуя о доме Божием и вместе желая показать, что Он не противится Богу, но согласен с Отцем; посему и наказывал за дом Его, в котором производилась торговля. И это не оставлено без указания, но предсказал об этом пророк Давид, предвозвестив и намерение, с каким Христос совершал это наказание: ревность дому Твоего, говорит он, снеде Мя (Псал. LXVIII, 10). Что может быть яснее этого? Христу предстояло быть преданным, и это предательство имел совершить тот, кто разделял с Ним трапезу. Посмотри, как и это предсказал тот же пророк в словах: ядый хлебы Моя возвеличи на Мя запинание (Псал. XL, 10). Заметь, как согласно с ним повествует евангелист: омочивый со Мною в солило руку той Мя предаст (Мат. XXVI, 23). Предатель не просто предал Господа, но продав драгоценную кровь Его и получив за нее деньги. И об этом не умолчал пророк, но указал и на безстыдныя условия и совещания врагов Христовых. Боже, говорит он, хвалы Моея не премолчи: яко уста грешнича и уста льстиваго на Мя отверзошася (Псал. CVIII, 1). Тот же предатель, познав потом вину свою, бросил сребренники, прекратил жизнь свою, повесившись на дереве, оставив жену свою вдовою, детей - сиротами и дом опустевшим. Посмотри, как описывает пророк и это печальное событие: да будут сынове его сири, и жена его вдова: движущеся да преселятся сынове и да изгнани будут из домов своих (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Когда Христос сказал: аще кто не родится водою и Духом, не может видети царствия Божия, то он предавался человеческим суждениям и говорил: како может человек родитися, стар сый; еда может второе внити во утробу матери своея, и родитися? Что же Христос? Аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете (Иоан. III, 2-12)? - Он сказал это, как бы оправдываясь и объясняя, почему Он не беседовал с ними постоянно о вышнем рождении. Также пред самым распятием на кресте, после безчисленных знамений, после многих доказательств Своей силы Он сказал: узрите Сына человеческаго, грядущаго во облацех (Матф. XXVI, 64); а первосвященник, не перенесши этих слов, разодрал одежды свои. Как же нужно было говорить с теми, которые не выносили ничего высокаго? Неудивительно, что Он ничего великаго и высокаго не говорил о Себе людям, пресмыкавшимся по земле и столь немощным. 4. Сказаннаго достаточно было бы для доказательства того, что действительно такова была причина и таков повод к употреблению уничиженных выражений; но я постараюсь объяснить это и с другой стороны. Вы видели, что они соблазнялись, смущались, отклонялись, хулили и убегали, когда Христос говорил что-нибудь великое и высокое; теперь я постараюсь показать вам, что они прибегали и принимали учение, когда Он говорил что-нибудь смиренное и уничиженное. Те, которые убегали от Него, те же самые в другое время, когда Он говорил: о Себе ничесоже творю, но яко же научи мя Отец Мой, сия глаголю (Иоан. VIII, 28), тотчас прибегали к Нему. И евангелист, желая показать нам, что они уверовали по причине смирения этих слов, в объяснение сказал: сия Ему глаголющу, мнози вероваша в Него (ст. 30). И в других местах часто можно находить такие случаи. Поэтому Он много и часто говорил по-человечески, впрочем не вполне по-человечески, но благоприлично и достойно высокаго Его происхождения, с одной стороны снисходя к немощи слушателей, а с другой - соблюдая верность догматов. Чтобы постоянное снисхождение не внушило потомкам неправильнаго мнения о Его достоинстве, Он не пренебрег и этой последней стороны; хотя предвидел, что Его не будут слушать и даже будут хулить и убегать от него, однако говорил о Себе и высокое, устрояя именно то, на что я указал, и делая ясною причину, по которой Он употреблял вместе с тем и уничиженныя выражения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Но Я не уклоняюсь от той чаши, которую Мне суждено испить от руки Моих врагов. Я готов с покорностью воле Отца Моего принять от них то, что суждено Мне Его волею: Я не противлюся ей, не противоглаголю. Uc.L:6 . Плещы (хребет) Моя вдах на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний Это одно из тех пророчеств, которые Господь Иисус имел в виду, когда, не задолго до смерти Своей, говорил Своим ученикам: се восходим в Иерусалим, и скончаются вся написанная пророки о Сыне человеческом. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и оплюют Его, и бивше убиют Его (Лук. XVIII, 31–33). Об исполнении сих предречений о заушении и оплевании свидетельствует Евангелие так: тогда (во время суда над И. Христом пред архиереями) заплеваша лице Его и заушаху Его, овии же за ланиту удариша (Матф. XXVI, 67). О биении по хребту сказано: тогда Пилат отпусти Варавву, Иисуса же бив (повелев бить) предаде им, да Его пропнут ( Mamф. XXVII, 36 . Иоанн. XIX, 1). Все эти поношения Иисус претерпел добровольно, – Он мог избежать их, но не восхотел. Он Сам Себя вдал, или предал на раны. Uc.L:7 . И Господь Бог помощник Ми бысть. Сего ради не усрамихся, но положих лице Мое аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся Как ни тяжелы страдания, какие придется Мессии потерпеть от Своих врагов, Он бестрепетно и мужественно перенесет их, подкрепляемый помощью Бога Отца. Сего ради, говорить Он, не усрамихся: Меня позорили всячески, на Меня клеветали, но Я не смущался, но положих лице Мое аки твердый камень, – выдерживал нападения моих врагов, оставаясь так же непоколебим, как непоколебима скала, которой не сдвинут с места ни бури, ни свирепые волны. – И разумех, яко не постыждуся: Мне нет причины бояться враждебных против Меня движений; Я знаю, что они не воспрепятствуют успехам дела-просвещения людей истиною: это святое дело, при помощи небесной, непременно восторжествует над кознями и злобою Моих врагов: Я не буду посрамлен (не постыждуся). Uc.L:8 . Зане приближается оправдавый Мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

А совершенство и полноту таинственнаго праздника она совершает в святое воскресение, которое совершилось в начале шестнадцатаго, уже при наступлении Господняго дня. 6) Посему и Никейские отцы, по тому поводу, что некоторые в Церкви иначе поступали, определили, чтобы все вместе праздновали в шестнадцатый, наступивший тогда при спасительном воскресении, и Господний день, как заключающей в себе совершенство и действительность, по слову Господа (Лук. XXII, 37). Об этом они пишут Александрийской церкви так: „возвещаем вам и о соглашении касательно святейшей Пасхи, что вашими молитвами устроена и эта часть, так чтобы все восточные братия, прежде совершавшие (праздник Пасхи) вместе с иудеями, отныне, согласно с римлянами и вами и всеми нами, от начала соблюдавшими Пасху, совершали вместе с нами " Итак, когда сделано совершенное определение, некоторые не уважающие его несовершенно празднуют. Равно и те, которые употребляют одну воду в чаше на жертвеннике, вместо того чтобы смешивать ее с плодом винограда по преданию Господа, не замечают, что они лишают самих себя тела и крови Господней; ибо одно восполняется другим. Посему не имеющий одного не имеет и того, что он по видимому имеет. Такие оказываются чуждыми святой Церкви Христовой. Мы же и праздник четырнадцатаго дня совершаем в пятый день великой седмицы, как предано Господом, хотя бы он пал на предшествующие дни, и святое воскресение, бывшее в шестнадцатый день во время Спасителя, празднуем в Господний день после весенняго поворота солнца, и воду употребляем, только не без плода винограднаго, а смешивая с ним по преданию Господа. 7) А „пить " означает спасительное учение, которое пьет с нами Спаситель, всегда сообщаясь с нами по воскресении, которое названо Им „царством " небесным; „новое " же значит недавно предложенное кому-нибудь к сведению (Матф. XXVI, 29. Марк. XIV, 25. Лук. XXII, 18). Ибо радуется и учащий и учащийся спасению слушающих и поучающихся, как думает и Григорий Богослов. Та же чаша, которую Он повелел им разделить между собою (Лук., XXII, 17), принадлежала к вечери, а не к общительным таинствам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Тогда нестерпимая скорбь объяла это святое собрание. Иоанн говорит, что ученики недоумевали, и озирались друг на друга (Иоан. XIII, 22), и каждый из них с боязнью спрашивал о себе самом, хотя они и не сознавали за собою ничего такого. Матфей же говорит: скорбяще зело, начаша глаголати Ему един кийждо их: еда аз есмь, Господи? Он же отвещав, рече: емуже Аз омочив хлеб подам, той есть (Матф. XXVI, 22; Иоан. XIII, 26). Смотри, когда Христос открыл предателя! Тогда, как восхотел вывести из смущения прочих, которые омертвели от страха, а потому и спрашивали настоятельно. Впрочем Он делал это не только с тем намерением, чтобы освободить их от страха, но и для того, чтобы исправить предателя. Так как последний, часто слышавший неясные обличения, по жестокосердию своему, оставался без исправления, то Христос, желая сильнее возбудить его, срывает с него личину. Когда же ученики опечалились, и начали говорить: еда аз, Господи, то Иисус, отвещав, рече: омочивый со Мною в солило, той Мя предаст. Сын убо человеческий идет, якоже есть писано о Нем:. горе же человеку, имже Сын человеческий предается; добро бы было ему, аще не бы родился человек той (ст. 23-24). Некоторые говорят, что Иуда так был дерзок, что не почитал Учителя, и вместе с Ним обмакивал руку. А по моему мнению, Христос сделал и это для того, чтобы привести его в больший стыд, и возбудить в нем доброе расположение; ведь и это имеет некоторую пользу.       2. Не должно совершенно оставлять этого без внимания, но мы должны напечатлеть это в наших мыслях, и ярость никогда не будет иметь в нас места. Кто, в самом деле, размышляя об этой вечери, о предателе, возлежащем со Спасителем всех, и о том, сколь кротко беседует имеющий быть предан, - не отвергнет всего яда гнева и ярости? Смотри же, с какою кротостью Христос обращает речь Свою к Иуде: Сын же человеческий идет, якоже есть писано о Нем! Это говорил Он как для утверждения учеников Своих, чтобы они поступок Его не приписали слабости, так и для того, чтобы исправить предателя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010