Другой, говорит: Это и прежде было, но только поставлено как бы в образе; ибо Авраам был патриархом обоих народов и необрезанных и обрезанных; то служило только образом, a сие самим делом. Богоносного Максима: Христос сделался главою угла, т. е. соединил с собою два народа и сделался главою церкви. Ибо, по словам Писания, угол есть церковь; поелику как угол соединяет две стены, связывая их взаимно в одну нераздельную совокупность; так и церковь соединяет два народа—из язычников и иудеев, сопрягая их одним союзом веры и совокупляя в один дух, которого краеугольный камень, как глава всего тела,—Христос. Ибо как союзом двух стен бывает угольный камень, связующий их нераздельным союзом, так и устроение воплощения Владыки, совокупив в одного нового человека два народа вселенной и составив из них одно тело и один дух, сделалось главою угла, сохранив чрез посредство свое единение сие непоколебимым. Феодорита: Сих слов иудеи не могут приложить ни к кому другому, хотя бы тысячекратно выказывали свое бесстыдство. Ибо хотя по разделении колен, в древности, и начальствовал у них Зоровавель, но не на долгое время. Но Христос Господь, совершенно далеко отстоявшие друг от друга стены, т. е. уверовавших из иудеев и язычников, собрал в одно и совокупил дальнее одною верою и составил из обоих одну церковь и одну паству, Сам как бы уподобившись угловому камню, связывающему две стены и совокупляющему одну с другою. О сем-то камне Бог предсказал и чрез Исаию: се, Я полагаю в Сионе камень драгоценный, избранный, краеугольный, честный, в основание ему. Тоже сказал и блаженный Павел: будучи утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем. Сей камень видел отторгшимся без рук и божественный Даниил. И сам Иисус Христос сказал сии слова Давида иудеям: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли зиждущие, тот самый сделался главою угла (Матф. 21, 42). 23. От Господа бысть сей, и есть дивен в очесех наших. Сей, говорит, угол, сие единение двух народов и сей союз сделался от Бога, а не от простого человека, и он дивен в очах наших, которыми удостоились мы видеть его. Ибо как не дивно столь великое и всемогущее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

XI, 42). Я достаточно объяснил тогда, что не молитва, а воззвание Его воскресило этого мертвеца; но чтобы тебе лучше понять это, обрати внимание на дальнейшее. Когда нужно было наказать, или наградить, или отпустить грехи, или постановить закон, или когда нужно было сделать что-нибудь гораздо важнейшее, то ты нигде не найдешь, чтобы Он при этом взывал к Отцу и молился, но все это Он совершал Своею властию. Я перечислю все это по порядку, а ты тщательно замечай, что Он никогда не нуждался в молитве. Приидите, говорил Он, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие (Матф. XXV, 34); и еще: идите от мене проклятии во огнь, уготованный диаволу и ангелом его (ст. 41). Вот, Он с полною властию Сам наказывает и награждает и не нуждается ни в какой молитве. Также, когда надлежало исцелить тело разслабленнаго, Он говорит: востани и возми одр твой, и ходи (Марк. II, 9); когда надлежало избавить от смерти: талифа куми, востани (Марк. V, 41); когда надлежало освободить от грехов: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои (Матф. IX, 2); когда надлежало изгнать демонов: тебе глаголю душе, нечистый, изыди от него (Марк. V, 8); когда надлежало укротить море: молчи, престани (Марк. IV, 39); когда надлежало очистить прокаженнаго: хощу, очистися (Матф, VIII, 3); когда надлежало постановить закон: слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: Аз же глаголю вам: иже аще речет брату своему: уроде, повинен есть геенне огненней (Матф. V, 21, 22). Видишь ли, как Он совершает все собственною властию Господнею, и в геенну ввергает, и в царство вводит, и разслабление исцеляет, и смерть отгоняет, и грехи отпускает, и демонов изгоняет, и море укрощает? Что же важнее, скажи мне, в царство ли ввести, и в геенну ввергнуть, и грехи отпустить, и законы даровать своею властию, или сделать хлебы? Не очевидно ли для всех и несомненно, что первое важнее последняго? Однако Он при важнейших делах не молится, показывая тем, что и при менее важных Он делал это не по недостатку силы, а для научения присутствовавших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

В ст. 15–17 излагается наставление Господа, как должно исправлять ближнего, наставление, имеющее теснейшую связь с запрещением соблазнять его. Если противно любви – подавать ближнему повод, ко греху, то не менее противно той же любви оставлять его на жертву его неведению, слабости или греховным влечениям. Если противно любви мстить ближнему ( Матф. 5, 38–42 ), то не менее противно той же любви предоставлять ближнему полную волю укореняться в привычках и понятиях, несогласных с истинною нравственностию, и ждать, что он будет наказан или людьми или Богом, когда исполнит меру своих преступлении. Но как исправлять ближнего? С любовию брата, с осторожностию хорошего врача. Аще же согрешит к тебе т. е. будет поступать по отношению к тебе вопреки закону Христову, брат твой, потому и брат, что чрез веру во Христа получил вместе с тобою область чадом Божиим быти ( Иоан. 1, 12 ), – иди, не ожидай, пока он сам к тебе придет спеши к нему придти, хотя обидел не ты его, а он тебя, и обличи его между тобою и тем единем. Если будешь обличать его всенародно, то, может быть, он не откажется от своего образа действий ради ложного стыда пред людьми, или ради того, что ты и сам причинишь ему чрез это огорчение. Обличи, – по ев. Матф. λεγξον, а по ев. Луке %Г πιτμησον (17, 3). Последнее означает не только облачи, но и запрети, останови ( Матф. 8, 26; 16, 22 ). Предполагается, что брат не один раз поступил несправедливо, но и продолжает или намеревается продолжать. Аще тебе послушает, т. е. оставит свой образ действий, сознает свою неправоту, покается (ев. Лук. 17, 3 ), приобрел еси брата твоего, приобрел не потому, чтобы он не был твоим братом (как ото у ап. Павла – 1Kop. V ), 21), но потому, что ты мог потерять его, ибо он находился в опасности чрез упорство во грехе сделаться из чада Божия чадом диавола. В параллельном месте у еп. Луки сказано: и аще покается, остави ему (17, 3). Эти слова как будто ограничивают ту заповедь, которая повелевает нам любить не только любящих нас, но и творящих нам напасть ( Матф. 6, 44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

VI:26). А мы и на этом не останавливаемся; но строим козни друга против друга, и словами, и делами угрызая и поедая своих сочленов, что свойственно явному умоизступлению; ибо по этому особенно мы узнаем страждущих неисцельно беснованием и сумашествием. Что же сказать о законе касательно соперника, нечистой похоти, безстыдных взглядов, безумной и гибельной любви? Здесь правое око и правая рука (Матф. V:25—30) указывают нам не на другое что, как на любящих нас со вредом (для нас). А. закон касательно развода с женами кем не был часто нарушаем и попираем (Матф. V:32)? 4. О законах против клятвы стыжусь и говорить, потому что не только клянутся, но и нарушают клятвы непрестанно. Если клятва, и в справедливом деле, виновна и законопреступна, то куда мы отнесем нарушение клятвы? Если то, что сверх «да» и «нет» , от лукаваго (Матф. V:37), то кому приписать то, что превышает это последнее? Далее Господь говорит: «аще тя кто ударит в десную ланиту, обрати ему и другую: и хотящему с тобою судитися, и ризу твою взяти, отпусти ему и срачицу. И аще кто тя поймет по силе поприще едино: иди с ним два. И просящему у тебе дай: и хотящаго от тебе заяти не отврати» (Матф. V:39—42). Что можно сказать на это? Относительно всего здесь сказаннаго остается только плакать и закрываться (от стыда): так мы уклонились в совершенно противоположную сторону, употребляя все время на суды и неприязни, на распри и ссоры, не перенося ни малейшаго оскорбления, ни на деле ни на словах, но раздражаясь и за мелочи. Если бы ты мог указать на таких людей, которые, истратив много на бедных, после сами по бедности подвергаются презрению и терпят множество бедствий, то таких насчитал бы немного и даже весьма мало; но и между ними ты не указал бы нам такого любомудраго, какой изображен здесь: эта последняя (предписываемая Христом) жизнь гораздо духовнее, чем первая; потому что не все равно — дать ли добровольно, или перенесть, когда все отнимают у тебя. Что говорю: перенесть? Сказанное Христом заключает в себе гораздо более и этого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3355...

    Еранист. Из приведеннаго тобою свидетельства видно, что Господь доказывал иудеям свое Божество, а не человечество.     Православный. Да они и не имели нужды учиться тому, что уже знали: что Христос — человек, это они уже знали, но не знали того, что он — и Бог. Так же точно Господь поступил с фарисеями: увидев, что они подходят к Нему, как к простому человеку, спросил их: «что вам мнится о Христе, чий есть сын?» И когда они сказали Ему: «Давидов», Он присовокупил: «како убо Давид Духом Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене», и заключает: «аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть» (Матф. 22:42—45)?     Еранист. Этим свидетельством ты опровергаешь самого себя: ибо, очевидно, здесь Господь научает фарисеев называть Его не сыном, а Господом Давида; следовательно требует, чтобы называли Его Богом, а не человеком.     Православный. Кажется, ты не довольно вникнул в божественное учение. Господь не воспретил называть себя сыном Давидовым, но присовокупил, что должно еще веровать, что Он есть Господь Давида. Это особенно видно из следующих слов: «аще Давид нарицает Его Господа, како убо сын ему есть». Не сказал: если Господь, то уже не сын, но — «како сын ему есть?» т. е. в каком отношении Он — Господь, и в каком — сын? А это, очевидно, показывает и Божество и человечество.     Еранист. Не нужны умозаключения, когда сам Господь ясно учит, что Он не хочет называться сыном Давидовым.     Православный. Следовательно надлежало Ему и слепых, и жену хананейскую, и народ учить, чтобы не называли Его сыном Давидовым: потому-что и слепые взывали: «сыне Давидов, помилуй» нас (Лук. 18:38—39), и жена хананейская: «сыне Давидов, помилуй мя, дщи моя зле беснуется» (Матф. 15:22), и народ возглашал: «осанна сыну Давидову, благословен Грядый во имя Господне» (Матф. 21:9). Однако же Господь не только не оскорблялся, но еще хвалил веру их.     Еранист. Прежде воскресения Он терпел эти наименования, снизходя немощи людей, недостигших совершенства в вере, но по воскресении они излишни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Вот поэтому Иисус Христос в Нагорной проповеди, после теоретических советов, на практических примерах из жизни стал показывать то, как надо осуществлять Его заповеди. Фарисеи и книжники, ложно исполняя Закон Божий, стремились получить небесное благословение и сохранить за собой земные почести, власть и богатство, как награду, данную им за показную добродетель. Иисус Христос показал разницу между истинным духом Закона Божьего и схоластичным и ложным его пониманием сектой фарисеев. Иисус Христос порицал их показную святость и их стяжательство, стремление к самообогащению, их жадность и эгоизм. Иисус Христос указывал на то, что искаженное исполнение Закона Божьего Господь не принимает и не дает за это Своей награды.    Для того, чтобы показать истинное исполнение Закона Божьего в практической жизни, Иисус Христос в последующей части Нагорной проповеди сказал: “Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного” (Матф.6:1). Как нужно понимать эти слова?    Этими словами Иисус Христос говорит не о том, чтобы человек творил милостыню, спрятавшись от людей. Нельзя в этих словах усматривать и запрет давать милостыню в окружении посторонних. Если бы Иисус Христос призывал к творению милостыни скрытно от людей, то Спаситель в той же Нагорной проповеди не изрекал бы таких слов: “Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Матф.5:16). Как видим из вышеприведенных слов, Иисус Христос наоборот призывает к тому, чтобы Его последователи, истинные христиане, не таясь от людей, творили свои добрые дела и чтобы все остальные люди, видя эти добрые дела, прославляли Отца их Небесного.    В другом месте Нагорной проповеди Иисус Христос провозглашает: “просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся” (Матф.5:42). Естественно когда человек, творящий милостыню, будет давать деньги просящему у него и хотящему у него занять, то не будет прятать от них своего лица. А будет совершать свою милостыню не тайно, а открыто перед просящими и хотящими у него занять денег людьми. Как же в таком случае увязать слова Иисуса Христа “не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас” с вышеприведенными словами Спасителя об открытом совершении милостыни? Может сложиться впечатление, что слова Спасителя о совершении добра перед людьми “чтобы они видели ваши добрые дела” и слова “не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас” противоречат друг другу. Ведь в одной фразе призывается творить добро открыто перед людьми, а во второй фразе наоборот говорится о том, что нельзя творить добро в виде милостыни открыто перед людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Таково настоящее состояние сребролюбцев! Скажем теперь и о последнем дне. Хотя они и не внимают, но нам нужно сказать. Всякий может видеть во всех местах Писания, что сребролюбцы осуждены будут на мучение в последний день. Когда Христос говорит: взалкахся, и не дасте Ми ясти: возжадахся, и не напоисте Мене (Матф. XXV, 42), Он осуждает на мучение сребролюбцев; и когда говорит: идите во огнь вечный, уготованный диаволу (ст. 41), то посылает в огнь вечный тех, которые неправедно обогащаются. Такой же участи подвергаются и злой раб, не уделявший своим товарищам от имения господина своего (Матф. XXIV, 46-49), и раб, закопавший в землю талант, и пять дев (Матф. XXV, 18); и где ни посмотришь в Писании, везде увидишь, что сребролюбивые осуждаются на мучение. То они услышат: пропасть утвердися между нами и вами (Лук. XVI, 26); то: идите от Мене во огнь, уготованный (дьяволу); то угрозу, что, будучи рассечены, пойдут они туда, где скрежет зубов; и всякий может видеть, что они отовсюду изгоняются, нигде не имеют места, кроме одной только геенны. 5. Итак, что нам пользы от правоверия для нашего спасения, когда мы услышим эти слова? Там — скрежет зубов, тьма кромешная, огнь уготованный дьяволу, рассечение, изгнание; а здесь — вражда, злословия, клеветы, опасности, заботы, коварства, всеобщая ненависть, всеобщее презрение даже от тех, которые, по-видимому, льстят. Как добрым удивляются не только добрые, но и злые, так злых ненавидят не только добрые, но и злые. В подтверждение этой истины я желал бы спросить самих сребролюбцев: не имеют ли они ненависти друг к другу? Не почитают ли друг друга врагами более лютыми, нежели те, которые жестоко их обидели? Не осуждают ли самих себя? Не считают ли для себя обидой, когда кто-либо упрекает их в корыстолюбии? И это служит для них крайним поношением и доказательством великой их злобы. Если ты не можешь презреть богатство, то что же в таком случае будешь в состоянии победить? Похоть, чрезмерное славолюбие, ярость, гнев? И как можно кого-либо побудить к этому? Похоть телесную, гнев и ярость многие врачи приписывают телосложению и излишествам тела.

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Потом из того же Великого Катехизиса из той же 72-й главы, л. 358 об. и 359: «Вопрос: Кто устави и предаде сия тайны? Ответ: Крещение сам Господь наш Иисус Христос, внегда крестися и апостолом своим повеле крестити (Матф. зач. 116; Марк зач. 6). Святое миро такожде сам Господь предаст, внегда помазася елеом радости паче причастник своих, сиречь Духом Святым в видении голубине. Апостоли же святии по повелению Господню возложением рук видимым помазанием мира невидимую благодать Духа Святаго подаяху (Деян. зач. 18 и 42. и ко Евр. зач. 312). Едина и таяжде есть тайна миропомазание и возложение рук. Священничество же и божественную литургию, или божественное причащение сам Господь устави на тайней вечери, сый священник во веки по чину Мелхиседекову (Лук. зач. 108; Евр. зач. 318). Святии же апостоли и епископи поставляху священники по местам (к Титу, зач. 300). Брак от Бога поставлен бысть (Матф. зач. 78). От Христа же утвержден (Матф. зач. 31) и почтен (Иоан., зач. 6). Есть тайна велия (Ефес. зач. 231). Покаяние Сам Господь уставил есть, внегда повелевает покаятися (Матф. зач. 8). И тайну покаяния, глаголяй: имже отпустите грехи, отпустятся им, и проч. (Иоан. зач. 65; Матф. зач. 76). Исповедание грехов преже (читай: пред) апостолы (Деян. зач. 42). Исповедание пред священниками (Посл. Иаков. зач. 57; первое Иоан. зач. 69). Последнее елеосвященне помазание, егоже Сам Господь устави, святый апостол Иаков брат Господень повелевает употребляти, еже бы не дерзал кроме Господня завещания» (Посл. Иак. зач. 57). Там же. ниже, л. 360 об.: «Веждь убо без всякаго сумнения, яко в Церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь». В той же главе, л. 356: «ихже (седмь Таин) Святая Соборная и Апостольская Восточная Церковь всегда употребляет, имиже особне освящаемся и оправдаемся, и всыновление божественное приемлем». В главе 80 той же книги, л. 394 об.: «Вопрос: Чесо ради Господь Бог сия святыя тайны Церкви своей святей предал есть? Ответ: Удобнейшаго ради спасения нашего, получения же ради и восприятия онаго крайняго блаженства, в иеже созданн быхом. (Ниже:) Сих же Таин аще кто по чину Святыя Соборныя и Апостольския Церкви Восточныя не употребляет, но пренебрегает я, той без них, яко без известных посредств, онаго крайняго блаженства сподобитися не может».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010