Вот почему во дни Великого поста св. Церковь учит нас молиться словами преп. Ефрема Сирина: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».    Многие подвижники христианского благочестия любили говорить, что они часто жалели о произнесенных ими словах, но никогда не жалели о том, что молчали. Потому-то высшая степень христианского подвижничества и носит название безмолвия. «Если любишь покаяние», говорит преп. Исаак Сирин: «возлюби и безмолвие. Ибо вне безмолвия покаяние не достигает совершенства. Паче всего возлюби молчание. Молчание есть тайна будущего века, а слова суть орудия этого мipa» (Слово 41-е и 42-е).    Вся жизнь человечества преобразилась бы к лучшему, если бы все люди сознали эту великую истину и перестали бы легкомысленно бросать на ветер слова, предпочитая молчание.    На втором месте признаком истинного постничества наша стихира указывает «ярости отложение». И это для нас должно быть совершенно ясно. Сколько ужасающего зла, делающего жизнь людей еще на земле кромешным адом, происходит от «ярости», или от необузданного гнева!     «Гнев бо мужа правды Божия не соделовает»  («Ибо гнев человека не творит правды Божией»), — говорит Слово Божие. Поэтому, «Солнце да не зайдет во гневе вашем», - увещевает христиан св. Апостол Павел (Ефес. 4:26): «всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Ефес. 4:31). Единственный гнев, который не только допустим, но и заслуживаете похвалы в христианах, это — гнев на родоначальника всякого зла сатану и на собственные грехи и страсти. В отношении же друг ко другу христиане должны быть, как завещает св. Апостол Павел, добры, сострадательны и исполнены всепрощения, как и Бог во Христе простил всех нас, следуя наставлению Самого Господа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Матф. 11:29). Без кротости и смирения нет и не может быть покоя в душах человеческих, не может быть мира и благосостояния в жизни людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Важно отметить, что в Своих проповедях и притчах Господь Иисус Христос весьма точно разграничивает понятие Царства Небесного от понятия Царства Божья. Царством Небесным Он называет то вечное блаженное состояние праведников, которое откроется для них в будущей жизни , после последнего Страшного суда. Царством Божиим Он называет основанное Им на земле общество верующих в Него и стремящихся творить волю Отца Небесного. Это Царство Божье, открывшееся с приходом Христа Спасителя, вселяется в души людей и, внутренне преображая их, подготовляет к наследованию имеющего открыться по кончине века Царства Небесного. Раскрытию этих понятий и посвящены вышеуказанные притчи. Когда на вопрос ученикам, поняли ли они все сказанное, ученики ответили Господу утвердительно, Он назвал их " книжниками " , но не теми книжниками-иудеями, враждебными Ему, которые знали только " старое ветхозаветное " , да и то искажали, извращали, понимая и толкуя превратно, а книжниками, наученными Царству Небесному , способными быть проповедниками этого Царства Небесного. Наученные Господом Иисусом Христом, они знают теперь и " старое " пророчество и " новое " учение Христово о Царстве Небесном и смогут в деле предстоящей им проповеди, как домовитый хозяин, выносящий из сокровищницы своей старое и новое, пользоваться, по мере надобности, тем или другим. Так и все преемники Апостолов в деле своей проповеди должны пользоваться и Ветхим и Новым Заветом, ибо истины и того и другого — Богооткровенны. О хозяине, хранящем новое и старое И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним Народ так окружал и теснил Господа, что Ему негде было уединиться для молитвы и беседы с Апостолами (Луки 4:42), не было даже времени вкусить хлеба (Марк. 3:20). И вот однажды Господь велел ученикам Своим переправиться на другую сторону Тивериадского озера. Когда они уже собрались сесть с лодку, к Господу подошел книжник, выразивший желание следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. Желая предупредить, что он, книжник, берет бремя, может быть, непосильное для него, Господь указал ему на Свой страннический образ жизни: " Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " (Матф. 8:20; Луки 9:58); то есть Господь хотел сказать, что у Него нет места, где бы Он мог укрыться и почить от трудов Своих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1425...

За апостолом следует заупокойное евангелие, в котором Господь Иисус Христос устами Своего возлюбленного ученика-евангелиста Иоанна обещает нам еще большую радость. «Сказал Господь: истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имен жизнь вечную; и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын человеческий. Не дивитеся сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу; и суд Мой праведен: ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ев. Иоанна Ин.5:24–32 ). Слова Господа, свидетельствуя о том, что телесной смертью не оканчивается жизнь человека, что последует некогда воскресение мертвых и вечная жизнь: мучительная для нераскаянных грешников и блаженная для веровавших и сотворивших плоды покаяния, проливают великое утешение в сердца лишившихся близкого человека. Рассмотрим подробнее учение Господа. Истинно, истинно, говорю вам: слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь (24 ст.). В величественной речи Господа, рисующей суд Его, верующие, являющиеся пред вечным Судьей, оправдываются Его милосердием за милость, оказанную ими братьям своим во имя Сына Божия ( Mamф. XXV:31 и след. Матф. Х:40–42 ; Mapka IX:41 ). Вера в Сына Божия не только возрождает к новой, высшей жизни, но есть самая новая жизнь: «эта жизнь есть любовь, переносящая бессмертную часть человека в иной не земной мир, в котором верующая и любящая душа чувствует себя в отчизне своей. Посему она прямо и переходит от смерти в живот». Благая весть, принесенная Господом Богом Словом на землю, после вознесения Его поручена была для распространения по миру апостолам, дабы все люди спаслись, ибо словеса Господа дают жизнь, а «веруяй Пославшему Мя имать живот вечный и на суд не приидет, но перейдёт от смерти в живот». Это именно предрекал и пророк Иоиль ( Uouль II:32 и см. Римл., X:13–15), говоря: «всяк бо, иже аще призовет имя Господа, спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Пс.68:19 .  Вонми души моей и избави ю Внемли, говорит, или посмотри прилежно на скорбящую мою душу и избавь ее от искушения (1). (1) Слова Феодорита: Ибо Ты можешь и одним воззрением прекратить все печальное. Исихия: что значит: вонми? Воззри на нее, говорит, что это не человека только душа, но и Бога вочеловечившегося, Бога, поелику Он не за свободу ее только, но за общую принял страдания, ибо имею Я власть, говорит, положить ее и власть имею опять взять ее. Но я Тебе молюсь о ней, по причине подчинения плоти. Враг моих ради избави мя Избавь меня, говорит, Отче от искушений, чтобы не радовались враги мои о смерти моей (1). (1) Изъяснение на сие Феодорита: Преступления мои превосходят прощение; но враги нечестивы и работают злу. Итак, по крайней мере, по причине злословий их окажи мне, Владыко, Твое человеколюбие. Пс.68:20 .  Ты бо веси поношение мое и студ мой и срамоту мою Ты, говорит, знаешь те поношения и осмеяния, которые делают надо Мною иудеи, называя Меня ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников и беснующимся и богопротивником, каковыми словами, как они думают, причиняют мне стыд и посрамление (1). (1) Слова Исихия: Не за Себя Я претерпел сие, но за всю человеческую природу; имея грехи ее, по необходимости переносил и посрамление от них. Пред Тобою еси оскорбляющии мя Иудеи, говорит, оскорбляют меня пред Тобою, всевидящим. Или оскорбители мои находятся пред Тобою, и не могут скрыться от всенаблюдающего Твоего ока. Если же кто спросит, как Христос и столь сильною молитвою к Богу не освободился от искушений, мы будем отвечать ему, что Христос просит, как человек, чтобы не войти в искушение, так как Он заповедал и нам так просить, потому что дух бодр, а плоть немощна. Но поелику страдать было полезно для нашего спасения, то посему Он и принял страдания, предпочитая волю Бога и Отца воле человеческой. Посему помолившись и сказавши прежде: Отче мой, если возможно, пусть минует Меня сия чаша ( Матф.26:39 ), потом Он сказал: однако не как Я хочу, но как Ты (там же), также: если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее; буди воля Твоя (там же 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

И «народ дивился…». Что произошло? Сын Божий говорил. Он взял суд над миром в Свои руки. И Его ученики стояли на Его стороне. Посланники (Евангелие от Матфея, гл. 9:35 — 10:42) Жатва «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». (Матф.9:35–38) Взгляд Спасителя, сжалившись, падает на Его народ, на Божий народ. Ему недостаточно было того, чтобы немногие услышали Его призыв и последовали Ему. Он и думать не мог о том, чтобы аристократически обособиться со Своими учениками и на манер великих основателей религий, уединившись от толпы народа, передавать им учение, высочайшие познания. Иисус явился, Он работал и страдал за весь Свой народ. И ученикам, которые хотели бы Его приберечь исключительно для себя, которые хотели уберечь Его от осаждения детьми, приносимыми к Нему, и от нищих попрошаек у обочины дороги (Мк 10,48), придется теперь узнать, что Иисус не желает ограничить Свое служение ими одними. Его Евангелие Царства Божия и Его сила Спасителя принадлежала бедным и больным, когда он встречал их в Своем народе. Вид народной толпы, который, может быть, вызывал в Его учениках неудовольствие, гнев или осуждение, наполнил сердце Иисуса глубоким состраданием и жалостью. Ни упрека, ни обвинения! Возлюбленный народ Божий пребывал, истязаемый, на земле, и вина за это лежала на тех, кто должен был служить для него Богу. Это причинили не римляне, но призванные служители слова, злоупотребившие словом Божьим. Более не было уже пастырей! Стадо, чья жажда не утихает, ведут не на водопой; измученная и израненная Овца, более не защищаемая пастухом от волка, ужасающаяся и страшащаяся под суровой палкой своих пастырей, — таким застал Иисус народ Божий. Вопросы — но без ответа, нужда — но без помощи, терзания совести — но без избавления, слезы — но без утешения, грех — но без отпущения! Где был добрый пастырь в котором нуждался этот народ? Помогало ли ему то, что были законоучители, которые принуждением загоняли народ в синагоги, что пекущиеся о законе жестоко осуждали грешников вместо того, чтобы им помочь; а чем помогали сами правоверные проповедники и толкователи слова Божия, если не исполнялись жалостью и состраданием к народу Божию, над которым чинились несправедливости и издевательства? Чем были законоучители, законопослушные, проповедники, если община не имела пастырей? Стадо нуждается в добрых пастырях, «пасторах».

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Поскольку в связи с правдивостью речь идет, как ни взглянуть, о раскрывании человека во всем его бытии, о его злобе перед Богом, то эта правдивость вызывает сопротивление грешников, потому ее гонят и распинают. Правдивость ученика единственную основу имеет в следовании Христу — Он, находясь на Кресте, открывает нам наш грех. Один только Крест, будучи Божьей правдой о нас, делает нас правдивыми. Кто знает Крест, тот больше не пугается никакой другой правды. Кто живет под сенью Креста, для того покончено с клятвой как законом установления справедливости; ибо он пребывает в совершенной правде божьей. Не существует правды перед Иисусом без правды перед людьми. Ложь разрушает единение. Правда, разламывая фальшивое единение, основывает чистое братство. Не бывает следования Иисусу без жизни в открытой правдивости перед Богом и людьми. Возмездие «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». (Матф.5:38–42) Иисус согласовывает здесь высказывание: око за око, зуб за зуб — с приведенными ранее ветхозаветными заповедями, то есть и с запретом убивать, входящим в десять библейских заповедей. Он признает, таким образом, и то и другое в качестве несомненных заповедей Божьих. Одна не подлежит отмене, как и другая, но должна быть исполнена до последнего. Нашей классификации ветхозаветных заповедей в пользу Десяти заповедей Иисус не признает. Для Него заповедь Ветхого Завета едина, и Он указывает ученикам исполнять ее. Последовавшие за Иисусом живут ради Него, отрекшись от личных притязаний. Он нарекает их, кротких, блаженными. Захоти они, после того, как отказались от всего ради Него, встать на такую позицию, то они перестали бы следовать Ему. Итак, здесь нет более ничего, кроме дальнейшего наречения блаженства.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Но как же ученику узнать, что его крест? Он воспримет это, если воспоследует за страдающим Господом, он узнает свой крест в единении с Ним. Итак, страдание есть отличительный знак последовавшего за Христом. Ученик не выше учителя. Следование есть passio passive, обязательность страдания. Так Лютеру могло быть заплачено страданием под знаком истинной Церкви. Так подготовка, лютеранского вероисповедания Церкви была определена как сообщество тех, «кто будет гоним и мучим за Евангелие». Кто не хочет взять свой крест, кто не хочет отдать свою жизнь страданию и отверженности, тот утрачивает единение с Христом, он — не последовал. Но кто теряет свою жизнь в следовании Христу, в несении креста, тот вновь обретает ее в следовании, в крестном единении с Господом. Не следовать Христу — значить стыдиться Господа, стыдиться креста, соблазняться у креста. Следование Христу есть единение со страждущим Господом. Страдание христианина не есть поэтому нечто странно-неприятное. Напротив, оно есть чистая благодать и радость. Свидетельства о первых мучениках Церкви указывают на то, что Христос преображает Своих последователей в момент высшего страдании через не поддающуюся описанию веру в Его близости и единение. Так в самой ужасной муке, которую они претерпевали во имя своего Господа, на их долю выпала высшая радость и блаженство единения с Ним. Одоление страданий указано для них единственно в несении креста. Это имеет значение для всех, кто следует за Христом, поскольку это значимо и для Самого Христа. «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. […] Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя». (Матф.26:39,42) Иисус молит Отца о том, чтобы Его миновала чаша, и Отец слышит просьбу Сына. Чаша страдания минует Иисуса, но единственно тем, что Он выпьет ее. Иисус это знает, когда Он во второй раз становится на колени в Гефсиманском саду, моля, чтобы страдание миновало — тем, что Он его претерпит. Именно в перенесении он и победит страдание. Его крест есть одоление страдания.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Ап. Павел оставил нам завещание исполняться Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу ( Ефес. 5:18,19 ). И мы знаем из книги Деяний апостольских, что уже апостолы и первые христиане собирались для совместной молитвы: все они единодушно пребывали в молитве и молении, говорится об апостолах (1:14; 2:1); они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах, говорится о первых христианах (2:42–46), обращенных проповедью ап. Петра. Сам Господь Иисус Христос молился не только в уединении, но и перед народом (при воскрешении Лазаря, Ин. 11:41 и д.), и среди Своих учеников (на тайной вечери, Ин. 17и д.). Сила общественной молитвы зависит от того, что в церковном собрании молитва изливается от живущего особенно в церкви или христианском обществе Святого Духа, и слабость и недостаточность молитвы одного восполняются крепостью и совершенством молитвы всех. Кроме того, общественная молитва возвышает чувство сопринадлежности всех верующих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «можно, конечно, молиться и дома; но ты не можешь молиться здесь так, как молишься в церкви, где собрано столько лиц, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не так скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь с братьями своими, ибо здесь есть нечто более: единомыслие, союз любви, молитвы священников. Во время общественной молитвы не только люди возносят глас свой, но и ангелы припадают ко Владыке и архангелы молятся». Общественное богослужение важнее частной молитвы и в том отношении, что оно сложнее и полнее последней. Здесь не только возносятся молитвы и поются песни, но и совершаются многие богослужебные действия и проповедуется Слово Божие. Проповедание Слова Божия есть необходимая часть общественного богослужения; без него верующие не могут сознательно и разумно усвоить себе таинств христианской веры и преуспевать в благочестии. Потому-то Господь Иисус Христос оставил апостолам завещание «идти во весь мир и научить все народы, уча их блюсти все заповеданное Им» ( Матф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Долг утешать больных и опечаленных возлагает на христиан ап. Павел, когда заповедует плакать с плачущими ( Рим. 12:15 ) и помнить узников страждущих ( Евр. 13:3 ). Утешать печальных надо не только словами, но и своей настроенностью. При утешении нужны осторожность и искусство, чтобы не причинить печальному досады (подобно друзьям Иова). Утешая страдающих по своей собственной вине (напр., заключенных), надо уметь соединить пощаду с серьёзностью. А плача с плачущими, христианин, конечно, и радуется с радующимися ( Рим. 12:15 ); т.е. не только сострадает, но и сорадуется. Свящ. Писание дает нам весьма ощутительные побуждения к совершению благотворительности. Наприм., Господь говорит: просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся ( Матф. 5:42 ). Благотворите и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего ( Лук. 6:35 ). Благотворения не забывайте, пишет ап. Павел ( Евр. 13:16 ). Раздели с голодным хлеб твой, – говорит прор. Исаия, – и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его ( Ис. 58:7 ). Благотворящий бедному дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. Сол. 19:17). Суд без милости не оказавшему милости, говорит ап. Иаков (2:13). Заслуга благотворительности показана Господом в изображении страшного суда. Благотворительность не должна ограничиваться лишь материальной помощью; она должна включать в себя и нравственное исправление нищих, способность их «молиться и трудиться», а, след., и достижение ими такого состояния, при котором они могли бы существовать без посторонней помощи. Потому благотворитель, пособляя материально бедным, должен стараться влиять на их личность, посещая их дома, вступая в беседы, подавая советы, как выйти из трудного положения. При случайной и уличной подаче нищему это невозможно. Поэтому благотворительность должна быть организована; т.е. для бедных должны быть устроены приюты, где бы они получали необходимую помощь, как телесную, так и духовную.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

31. Яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою. Бог, говорит, стал по правую сторону меня убогого, то есть, помогал мне. Ибо на правой стороне чьей либо становятся те, которые вспомоществуют ему. Или можно понимать и иначе, что Бог стал при правых моих действиях, и был привлечен моими добродетелями, чтобы помочь мне, и спас меня от врагов моих иудеев, воскресив меня от мертвых. Слова Феодорита: Божеское естество, соединившись с естеством человеческим, неразлучно пребывало в Нем, хотя называет его убогим; а попустило ему страдать для произведения человеческого спасения. Ибо Ему легко было вдруг сделать восприятое Им естество бессмертным. Поелику страдание было спасительно для мира; то посему и попустило быть оному и уже после страдания сообщило ему бессмертие и нетление. А богоносный Максим, изъясняя сие в нравственном отношении, говорит: Десница праведного есть духовная мудрость, при которой стоит Бог, спасающий от производящих чрез левую руку, т. е. земное мудрование, гонение. А убогий есть тот, кто всегда носит в душе приличное созданному из ничего естеству смиренномудрие, и кто не признает в себе никакого своего действия в добродетели без Бога. Исихия: Как Сын не только сидит по правую руку Отца, но и стоит. Ибо вот, говорит, Я вижу отверстые небеса, и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7, 56): так и Отец называется стоящим одесную Сына, дабы мы узнали, что в Сыне и Отце достоинство одно. Псалом 109 Псалом Давиду. О сей надписи мы говорили многократно. Псалом сей относится ко Феодорит замечает, что сам Господь относил этот псалом к Себе в Евангелии; так Он, спрашивая фарисеев, сказал: как вы думаете о Христе? Чей Он сын? говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид духом называет Его Господом, говоря: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, то как же Он Сын его? И никто не мог Ему ответствовать на слова (Матф. 22, 42). Ибо фарисеи признавали Христа Сыном Давида. А что Он был Господом Давида (т. е. по Божеству), того вовсе не знали. Почему Господь прибавляет то, чего не доставало, не отвергая того, что было признаваемо, но научая, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его, как Бог и Творец. Итак, пусть скажут иудеи, относящие сей псалом к Аврааму, от лица раба, и ариане и евмониане, относящие сей псалом к Богу—Слову до времени воплощения Его, и павлиане и савеллиане и фотиниане, относящие его ко Христу, как простому человеку. Ибо что они могут сказать на сии слова: из чрева прежде денницы Я родил Тебя? Слова Афанасия: Сей псалом пророчествует о рождении Господа по плоти и восхождении Его на небеса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010