Первое : наш успех в христианской жизни зависит от того, как будем мы собственную нашу волю покорять Божьей воле. Чем искреннее будет наша покорность воле Божественной, тем обильнее сделается преуспеяние нашей христианской жизни. Всем известно, что все совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. Все книги священного Писания свидетельствуют об этом: " Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душой твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. " Вторая заповедь дополняет первую: " возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки " (Матф. 22:37–40). " Ныне же пребывают: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше " (1 Кор. 13:13). " Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства " (Колос. 3:14). Словом, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку. В этом то и состоит сообразование воли человеческой с волей Божественной. Чего хочет Бог, того хочу и я; а чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви! Второе . Ничего в мире не происходит вопреки воли Божьей, или без Его попущения. Случай (фортуна) благоприятный или печальный не есть нечто реальное, но одно мечтание язычников, вымысливших некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться счастьям или несчастьем отдельных людей и целых народов. Блаженный Августин спрашивал язычников: " Что за причина, что богиня ваша Фортуна иногда бывает добра, а иногда зла? Быть может, когда она злится, то перестает уже быть богиней и превращается в злобного демона? " Христианская мудрость совершенно отвергает такое божество: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Эта истина подробно раскрывается в Священном Писании. Для нашего вразумления Господь попускает даже зло и беды Все в мире, даже по виду злое (кроме греха), происходит по воле Божьей. Богословы объясняют это таким способом. Начало зла (в собственном значении) есть грех. В каждом грехе заключается: 1) причина, его производящая, и 2) ее неизбежные последствия — исправление в начале угрозой, затем наказанием и, наконец, казнью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ) В Новом Завете христиане – это ни в коем случае не набор стоящих по отдельности гордых одиночек. Это всегда члены определенного сообщества, Церкви. Слово « Церковь »,«экклесия» по-гречески, можно перевести как «собрание», в христианском контексте как «собрание призванных», учеников Христа. Таким образом, Новый Завет говорит здесь не о любом собрании – у Церкви есть определенные черты, которые мы находим уже в апостольские времена. Церковь является Апостольской – она восходит к Апостолам, которых избрал Христос, и которым Он сказал «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» ( Лук.10:16 ) Писание сравнивает Церковь со зданием, возведенным на апостольском основании: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф.2:19–22 ) Члены Церкви составляют органическое единство, которое в Писании названо «телом Христовым». Как пишет Апостол Павел, «[Бог] действовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:19–23 ) Принадлежать Христу – значит принадлежать Его телу, Церкви. Апостол продолжает: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:14–16 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Глава III.    Девственники и девственницы суть прекрасные образцы для верующих и имеющих веровать. Ибо одно имя без дел не вводит в царствие небесное. Истинно верующий спасется, а кто только по имени называется верующим, а на деле не таков, тот не может спастись. Итак «никтоже вас да льстит суетными словесы» (Еф. 5:6). Кто называется девственником, или девственницею, и не имеет обильных, прекрасных, приличных девству дел, тот не можеть спастись. Господь такое девство называет «буим», как говорится в евангелии (Матф. 25:2 и след.); оно, не имея ни елея, ни светильника, осталось вне царствия небеснаго, лишилось утешения женихова наравне с врагами жениха. Такие (девственники) имеют только образ благочестия, а силу его отвергают (Тит. 1:16), «мнят себе быти что, ничтоже суще, и умом льстят себе» (Гал. 6:3). Пусть же всякий испытает дела свои и узнает себя самого, потому что напрасно трудится тот, кто величается девством и святостию, будучи чужд силы девства. Такое девство нечисто и отвергается всеми добрыми делами. Ибо всякое древо от плодов своих познается (Матф. 12:33). Размысли о том, что я сказал: «да даст тебе Господь разум» (2 Тим. 2:7). Всяк, кто обещается пред Богом сохранить чистоту (девственную), должен препоясаться всею силою (или: всякою добродетелью) святою Божиею, и если истинно в страхе «распял плоть» (Гал. 5:24) свою, — то отвращает слово говорящее: «раститеся и множитеся» (Быт. 1:28), и весь ум, и помышление, и похоть, и обольщение мира сего, и утехи, и пьянство, и всякую любовь его, и праздность его, и освобождает себя от всякаго обращения с миром, от всяких хитростей, сетей и препон его. И ходяпревыше земли, избирай себе делание и служение свое на небе! Глава IV.    Кто желает себе этого великаго и славнаго, тот отказывается из-за него и отделяется от всего мира, чтобы уединиться и жить жизнию божественною и небесною, как ангелы (Матф. 22:30; Мк. 12:25; Лук. 20:36) святые, в служении чистом и святом, в святости Духа Божия, и служить Богу всемогущему чрез Иисуса Христа ради царствия небеснаго. Из-за этого же отрицается от всех похотей плоти, и не только не прилагает к себе изречения: «приносите и размножайте плод», но желает надежды — обетованной, уготованной и положенной на небесах Богом, который обещал устами и не обманывает, который есть «болий» сынов и дщерей и даст девственникам и девственницам в дому Божием «место именито, лучшее от сынов и дщерей» (Ис. 56:5), лучшее и от тех, которые были супругали в святости и не осквернились плотским совокуплением (Апок. 14:4). Этим девственникам и девственницам Бог даст царство небесное, как ангелам святым, за это (их) исповедание великое и славное.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ 42. До другого рода совершенств принадлежит бессмертие и господство (§ 41, 4). О сих ведай: 1) Бессмертие сие есть неразрывный союз и обитание вечное души с телом. Оно дано было человеку а) под уговором (Быт. гл. 2, ст. 17) и не исключало вовсе могущество умереть, ибо одному только Богу такое бессмертие приличествует (§ 23, 6); в) состояло оно в том, что мог Адам не умереть, естьли б не согрешил (Прем. гл. 2, ст. 23); г) средства, бессмертию служащие, были удаления от грехов (Быт. гл. 3, ст. 22), употребление пищи (Быт. гл. 1, ст. 29), древо жизни (Быт. гл. 3, ст. 22). К тому принадлежали и изрядное Адамова тела сложение и расположение, животворной воздух и сим подобная; д) непременно было бы некое человеку после долголетной на земли жизни и преложение в небесное царство (Быт. гл. 5 ст. 24); е) когда Бог смертию угрожал, то не только телесную, но и душевную должно разуметь смерть (Матф. гл. 10, ст. 28). 2) По силе данного человеку над животными господства (Быт. Гл. 1, ст. 28) ему приличествовало: а) власть их для своего благополучия в пользу употреблять; в) знание их качеств и свойств, к чему которое годно; г) и того ради вложил Бог в скотах некоторое природное благоговение и повиновение к человеку; д) однако Адам по совершенствам своим не мог бы их на зло употреблять. Также не видно, чтоб Адам в пищу их употреблял, иначе зачем после потопа позволение на то дано (Быт. гл. 9, ст. 3). 3) Дабы ничего недоставало человеку, что к его благополучию служит, в превесёлом месте Эдемском, Бог насадил сад, которой назвал раем, и был преисполнен всякими приятностями, изобилием и красотою (Быт. гл. 2, ст. 8). Тамо Бог Адаму жить приказал. 4) Все сие Адамово прежде падения состояние, которое как долго продолжалось, неизвестно, назвать можно состоянием невинности и искушения, в котором будучи мог грешить или не грешить (Сир. гл. 15, ст. 14). Сему противополагается состояние славы, где утверждение в благодати; и осуждение, где ожесточение владычествует (§ 37, 6). Нынешнее же состояние, в коем находятся люди, есть двоякое: натуры, или повреждения, где осуждение царствует; да состояние благодати, или возобновления. О первом теперь, потом о другом следует писать.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

1:28. 42). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас (Исх. 12:15), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни (Апок. 22:14), иссушившее побеги древа снеди (Быт. 3:6) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила «многоценен бисер» (Матф. 13:46) и распространила богатство спасения «в концы вселенныя» (Псал. 18:5). «Благословенна Ты в женах», потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, — потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного (Прем. 7:1). Но зачем мне перечислять в отдельности? «Радуйся, благодатная», потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне ты, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние — подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа (1 Иоан. 5:20; Иуд. 1:4; Иак. 2:5); того же царства да будет даровано достигнуть и всем нам благодатию и человеколюбием Христа истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко «Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его» (Псал. 99:3), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   7) Но нечестивые, и это выставляя на вид, хулят Господа и нас укоряют, говоря: «Вот Бог называется единым, единственным и первым, как же говорите вы, что Сын есть Бог? Если бы и Сын был Бог, то не сказал бы сам Бог: Я единственный, или: Бог есть един». Посему необходимо, сколько можно, объяснить смысл и этих изречений, чтобы и из этого все уразумели, что ариане подлинно богоборцы.    Ежели у Сына есть соперничество с Отцом, то пусть слышат такие слова. Или если, как Давид выслушал об Адонии и Авессаломе, так и Отец взирает на Сына, то пусть Сам к Себе говорит и произносит такие слова, чтобы Сын, именуя Себя Сыном, не отвлек иных от Отца. Если же кто знает Сына, тот лучше знает Отца, потому что Сам Сын открывает ему Отца, и он, как сказано, лучше узрит Отца в Слове; Сын же, пришедши, прославлял не Себя, но Отца, когда говорил «приступлшему» к Нему: «что Мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог» (Матф. 19:16, 17), и вопросившему: «кая заповедь больши есть в законе?» (Мф. 22:36) отвечал: «слыши, израилю, Господь Бог твой Господь един есть» (Мк. 12:29), и народу говорил: «снидох с небесе, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» (Иоан. 6:38), и учеников учил: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28), и: кто чтит Меня, чтит Пославшего Меня (Иоан. 5:23), если, говорю, Сын таков к Своему Отцу, то какое противление между Ними, чтобы из подобных изречений выводить такое подозрение? С другой стороны, если Сын есть Отчее Слово, то у кого, кроме христоборцев, станет безрассудства думать, что Бог изглаголал такие слова в оклеветание и отрицание Слова Своего? Это не христианская мысль. Да не будет сего. Не ради Сына написано это, но в низложение измышленных людьми лжеименных богов. И этот смысл таковой их речений имеет основательную причину.    8) Поелику преданные лжеименным богам уклоняются от Бога истинного, то как благой и благопопечительный о людях Бог, взывая к заблудшим, говорит: «Аз есмь Бог един», и: «Аз есмь, и несть Бог разве Мене» (Второз. 32:39), и подобными сему словами, чтобы посрамить не сущее, всех же обратить к Себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Выразив этими словами вестнику Господню свое послушание, Святая и непорочная Дева прекратила беседу. Что же присоединим от себя Деве? Какие радостные восхваления составим в честь Ее? Какие иные, как не те, основание коих дал нам впервые архангел Гавриил, сказавши: Радуйся, благодатная: Господь с Тобою, благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего ( Лук. 1:28, 42 ). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам Солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас ( Исх. 12:15 ), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни (Апокал. 22:14), иссушившее побеги древа снеди ( Быт. 3:6 ) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила многоценен бисер ( Матф. 13:46 ) и распространила богатство спасения в концы вселенныя ( Псал. 18:5 ). Благословенна Ты в женах, потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, – потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, – потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного (Прем. Солом. 7:1). Но зачем перечислять в отдельности? Радуйся, благодатная, потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое, и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние, – подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли Свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя 147 добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа, истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа. Достигнуть того же царства да будет даровано и всем нам, благодатью и человеколюбием Христа, истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его ( Псал. 99:3 ), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Елена 28 сентября 2020, 12:04 Спасибо огромное, дорогие о. Петр и Ольга Орлова! Очень полезная, для меня, по крайней мере, проповедь, давно подобного не читала и не слышала. Денис 25 сентября 2020, 08:58 Елена, «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф. 6,16). Порою же и без как с унылыми лицами православные верующие в храмах стоят и причины не только в житейских проблемах, перебор в современном православии Ада, Антихриста и прочего депресняка. Хотя одна из библейских заповедей гласит: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5: 16; Фил. 4: 4). Кира 24 сентября 2020, 22:51 Спаси Вас Господи, отец Петр. Очень мудрая и полезная статья. Валентин Н. 24 сентября 2020, 20:34 Очень хорошо сказано, мне понравилось. Это нам всем нужно. Благодарю Господа, что вразумил прочитать эту статью. Елена Киев 24 сентября 2020, 14:23 Денису 24 сентября 2020, 07:59 " Каждый десятый НЕВЕРУЮЩИЙ россиянин, по статистике Минздрава, подвержен депрессии " Татиана 24 сентября 2020, 13:44 Спаси Господи, отец Петр! Сильно прошлось по грешным моим жилам! Елена Киев 24 сентября 2020, 11:33 " В этом тоже, может быть, одна из целей поста (как и молитвы – в моем случае): развеять эти псевдочары чрезмерного обаяния этого мира. " Спасибо! Наталия Ростова 24 сентября 2020, 09:54 Хорошая статья. Благодарю. В дополнение к статье, предлагаю найти и послушать в интернете псалмы архимандрита Серафима Бит-Хариби, которые он с хором поёт на арамейском языке. Прям в тему - " Держи ум свой во аде и не отчаивайся " . Денис 24 сентября 2020, 07:59 До высоких соблазнов вроде гордыни и тщеславия ещё надо дорасти, а реально куда более убийственные уныние с печалью. Страх перед будущим, неверие в собственные силы, помощь Бога и ближних ведут к вымиранию русского и иных православных народов из-за малодетности. В России тысячи людей даже по данным Росстата заканчивают жизнь самоубийством, а куда больше вконец спивающихся и конченых наркоманов уходят из жизни. Написанные для монахов изречения вроде " Держи ум твой во аде и не отчаивайся " для мирян обычно бесполезны или вовсе губительны, так как отчаиваются, если мысленно в Аду. " Каждый десятый россиянин, по статистике Минздрава, подвержен депрессии " , сообщает первый канал http://www.1tv.ru

http://pravoslavie.ru/134137.html

Пс.58:13 .  Грех уст их – слово устен их Давид опять возвращается к слову христоубйственных иудеев, сказанному ими против Господа, то есть: да распят будет! И говорит, что сие несправедливое слово уст их, и всякое другое злоречие их есть грех уст их (1). (1) Слова Феодорита: И здесь опять обвиняет во грехе рта и слове уст, из всего научая, что они истязываются судом за тот крик, который согласно произвели для уничтожения справедливого решения Пилата. Ибо он хотел отпустить, как невинного, а они кричали: истреби, истреби, распни; также: кровь Его на нас и на детях наших. И яти да будут в гордыни своей Симмах перевел: с гордостью своею. Итак, Давид говорит: пусть будут взяты, то есть, пойманы Иудеи римлянами, как гордящиеся тем, что они дети Авраама и хранители древнего закона. И от клятвы (за проклятие речи) и лжи (ложь) возвестятся в кончине (будут возвещать о кончине их). Проклятием Давид называет здесь злоречие, произнесенное иудеями против Господа так: силою Веельзевула, князя бесовского Он изгоняет бесов ( Лук.11:15 ); а ложью именует ложное свидетельство, сказанное ими против Него: мы нашли, что Он развращает народ и запрещает кесарю дань давать, называя Себя Христом царем ( Лук. 23:2 ). Не смотря на то, что Он сказал им явно: отдавайте кесарево кесарю и Божие Богу ( Матф.22:21 ). Итак, за сие злоречие и ложное свидетельство, говоренное иудеями против Господа, они будут предметом вести и разговора у всех народов не по причине какого-либо подвига и мужественно произведенного добра, но по причине истребления и погибели их, что наименовал кончиною. Пс.58:14 .  Во гневе кончины, и не будут Не только, говорит, будут пересказывать об иудеях, по случаю кончины и простой погибели их, но и по причине гнева в кончине и погибели их, так что после сей кончины своей уже не в состоянии будут составлять отдельное общество, живя в Палестине и именуясь народом Божиим, но будут рассыпаны между народами (1). (1) Слова Феодорита: Яснее это перевел Симмах: Проклятие и ложь говорящих: скончай, яростью истреби, чтоб их не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010