Приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какое это, братие, событие? – Непостижимое! Зрелище, необычайное для очей человеческих. Трепещет ум, немеет язык, не дерзая говорить о Неизреченном. Вот и Иоанн, увидев Господа, грядущего к нему, вострепетал сердцем, пал ниц к ногам Его и, умоляя, говорил: „для чего, Всемогущий, принуждаешь меня, бессильного, к тому, что превышает мою немощь? Могу ли я исполнить Твою волю? Как осмелюсь крестить Тебя? Очищается ли огонь полевым злаком? Омывается ли источник нечистою водою болота? Как будет крестить Судию тот, кто сам подлежит суду? Я не вижу в Тебе порока, Ты не подпал клятве Адамовой и совсем не причастен греху ( 1Петр. 2:22 ). Ты пришел к преступившим закон, но Сам не нарушил закона. Что творишь Ты, Господи, налагая на меня иго превыше моих сил? Я никогда и ничем не дерзал оскорбить Тебя. Как раб верный и преданный, я предварил пришествие своего Владыки. Будучи еще во чреве, я подвигнул язык матери ( Лук. 1:44 )? и проповедал Тебя Богом мира. Я всех приготовлял к Твоему явлению. Скажи мне, Господи! Потерпит ли солнце, видя, как Господь сил уничижается рабом ничтожным, и не сожжет ли тотчас оно своими огненными лучами меня, дерзновенного, как содомлян ( Быт. 19:24 )? Снесет ли земля, видя, что Освящающий ангелов получает крещение от человека грешного и, мгновенно разверзши недра свои, не пожрет ли меня, как Дафана и Авирона ( Числ. 16:31 )? Как я буду крестить Тебя, Господи, когда Ты от рождения Своего не имел общения к скверне греха и бессеменно родился от утробы девственной? Как я, человек нечистый, могу освятить Бога безгрешного? Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? Ты, Владыко, послал меня крестить. Я не противился Твоему велению. Призывая всех ко крещению, я говорил: исповедайтеся Господеви, яко благ ( Псал. 105:1 ). Грядущий по мне преисполнен любви: Он благ и Сын Благого; не на короткое время Он покажет Свою благость, и вскоре изменится, – нет: в век милость Его ( Псал. 105:1 ). И поскольку милость Его неизмерима, то и небесные воинства, восхваляя Его, взывают: Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь, и явися нам ( Псал. 117:26–27 ). Явилось Солнце правды и рассеяло тьму неведения. Явился Пастырь Небесный, и жезлом Своим отогнал волков диавола от Своего прекрасного стада. Явился Единородный Сын Отца и верующим в Него даровал усыновление в крещении. Явился Тот, Кто есть жизнь всех, и, умертвив смертью смерть, возвратил узников смерти к вечной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если она может забыть его, То Я не забуду тебя. (16) Да, на ладонях Я начертал тебя, Две стены твои предо Мною постоянно 341 . – (17) Спешат сыны твои 342 .. Разрушители твои и опустошители твои От тебя удаляются.. (18) Обведи кругом глаза твои, и посмотри: Все они собираются, идут к тебе; Жив Я, – говорит Иегова, – Что всеми ими, как украшением, ты покроешься, И обрядишься ими, как невеста 343 . (19) Да, развалины у тебя, И запустение у тебя, И земля разорена твоя; А теперь у тебя будет тесно от жителей, Когда удалятся пожиравшие тебя. (20) Тогда будут говорить вслух тебе Дети вдовства твоего: «Тесно для меня это место, Подвинься, чтобы я мог поселиться». (21) А ты скажешь в сердце своём: «Кто родил мне их? Я вдова 344 и бесплодная, Изгнанная и отверженная, А их кто воспитал? Вот я осталась одинокою.. Они... где же они»?... (22) Так говорит Господь Иегова: Вот Я простру к племенам руку Мою, И к народам подыму знамя Мое, И они представят сынов твоих на лоне, И дочерей твоих на плечах принесут. (23) И будут цари воспитателями у тебя И княгини – жены их кормилицами у тебя; Лицом до земли будут кланяться тебе, И прах ног твоих будут лизать 345 , – Тогда узнаешь, что Я – Иегова, Что не постыдятся Надеющиеся на Меня». (24) «Неужели отымется у сильного добыча, И взятое в плен победителем будет освобождено»? (25) Да, так говорит Иегова: «И взятое в плен сильным возвращено будет, И добыча притеснителя отнимется, И с противником твоим Я буду препираться, И сынов твоих Я спасу. (26) И Я заставлю притеснителей твоих есть плоть свою, И, как вина нового, крови своей они напьются 346 ; И узнает всякая плоть, Что Я – Иегова, Спаситель твой И искупитель твой, Сильный Иакова». XL 334 Трудно согласиться с толкователями, что эта речь идёт от лица всего народа, или же, что она высказана от лица самого пророка. Как прежде спасителем народа еврейского представлялась отдельная личность Кира, так и теперь общее спасение народов ясно усваивается отдельной личности. Если эта личность называет себя общим именем то отсюда видно, что этою личностию не может считаться и сам Исаия. Название неделимаго общим именем указывает особенное его достоинство ( Матф. 16, 18 ); в частности, имя народа могло приписаться только царю (10, 5). А когда это лицо говорит, что его имя известно от чресел матери его, то это, не соответствующее древнему обычаю, указание на матерь, предпочтительно перед отцем, делает ясным предположение, что лицо, говорящее здесь, есть то же лице, которое названо γενóμενος κ γυναικóς, о котором Исаия говорил в .7 гл. 14 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Это – радость Воскресения. Но эта радость, как об этом ясно свидетельствует Слово Божие,  невозможна без креста.  Все мы, «людие обновления», сыны и дщери обновленного во Христе человечества, если хотим себе вечного блаженства, должны идти путем нашего нового родоначальника – «Нового Адама» (1 Коринф. 15, 22–45) – путем креста.  Как Христу надлежало «много пострадать» ( Марк. 9, 12 ; Лук. 17, 25 ), прежде чем «внити в славу Свою» ( Лук. 24, 26 ), так и нам надо брать пример с Него, ибо  «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его»   ( 1Петр. 2, 21 ). И мы должны страдать, идя путем «узким и тесным» ( Матф. 7, 13–14 ), если желаем войти в славу Его. Как Христос нес Крест, ради нас, так и мы, каждый из нас должен нести «крест свой», ради Него и во Имя Его. К такому «сшествию» со Христом и «сораспятию» с Ним и призывает нас св. Церковь :  «Приидите убо и мы, очищенными смыслы, сшествуем Ему, и сраспнемся, и умертвимся Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним», дабы наследовать  «Горний Иерусалим – Царство Небесное» (стихира Вел. Понед. на хвалитех). Нигде в Слове Божием мы не находим учения о том, что христиане будут наслаждаться благоденственным и мирным житием  здесь на земле,  а наоборот: везде и постоянно говорится об ожидающих христиан на земле скорбях и страданиях. Земля эта, обреченная, по учению Слова Божия, на сожжение огнем ( 2Петр. 3, 10 ), есть место нашего временного пребывания, где мы несем епитимию за грехи наши, а потому не к лицу нам здесь предаваться утехам и наслаждениям. Утехи и радости, если и бывают у нас здесь, то только мимолетные, посылаемые нам Богом для того, чтобы мы не унывали и не падали духом. Сам Христос-Спаситель, как мы это видим в Евангелии, ничего в  этой  жизни не обещал Своим последователям, кроме скорбей и страданий, увещевая быть мужественными в терпении и перенесении их и обещая за это великую награду в  будущей  жизни – «на небесех». «Мните ли, яко мир приидох дати на землю?»  – говорил Он:  «Ни, глаголю вам, но разделение» ( Лук. 12, 51 ).  «Не мните, яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч» ( Матф. 10, 34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В книге Неемии, кроме того, что не раз упоминается о законе Моисея (8, 1. 2. 14 и др.), говорится, что в этой книзе Моисеове обретеся написано: да не имут внити Амманитяне и Моавитяне в церковь Божью даже до века: понеже не сретоша сынов Израилевых с хлебом и водою, и наяша на них Валаама на проклятие их ( Неем. 13, 1–2 ). Это, действительно, и написано в 3 ст. 23 гл. Второз. и 23 гл. Числ. В книге Товита повествуется, что сын Товии, вследствие отеческого наставления, поял себе жену от семени отец своих (4, 12), по закону Моисеову (7, 12). Этот закон начертан в 7 ст. 26 гл. Чисел. В Псалмах встречаются выражения из Пятикнижия, повторяется вся история Моисея, воспоминаются его чудеса и знамения ( Псал. 104–106; 113–114 ). Что же касается до книг пророческих: то в них весьма часто упоминаются события, описанные в Пятикнижии (срав. Исх. 14, 21 и Иса. 51, 10; Ис. 52. 4 с Быт. 46,6 ; Мих. 6, 4–5 с Числ. гл. 22–24 и др.), приводятся законы и другие мысли, очевидно, заимствованные из Пятикнижия (срав. Иерем. 34, 14 с Исх. 21, 2 ; Иез. 4, 6 с Числ. 14, 34 ; Иез. 20, 11 с Лев. 18, 5 ; Авд. ст. 10 с Быт. 27, 42 ) а нередко и прямо говорится о законе Моисея. Так Варух-пророк пишет: устави Господь слово свое, еже глагола на нас... навести на ны зло велие, еже не сотворися под всем небесем, якоже сотворися во Иерусалиме, по писанным в законе Моисеове и далее (2, 2–4). Точно также рассуждал в своё время и пророк Даниил: и прииде на ны клятва и заклятие, вписанное в законе Моисеа..., якоже есть писано в законе Моисеове, вся злая сия приидоша на ны ( Дан. 9, 11 и 13). Эти бедствия, точно, и предсказаны в 27–29 гл. Второзакония. Наконец, пророк Малахия заключает своё и все ветхозаветные пророчества следующими словами: Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания (4, 4) 340 . То же самое встречаем и в книгах Нового Завета. Например, Евангелисты приводят слова Иисуса Христа прокажённому: шед покажися иереови и принеси дар, егоже повеле в законе Моисей во свидетельство им ( Матф. 8, 4 ): этот закон находится в 14 гл. книги Левит; – слова Спасителя саддукеям: несте ли чли в книгах Моисеовых, при купине, якоже рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Марк. 12, 26 ): это место содержится в книге Исход гл. 3, 6; – слова фарисеев и саддукеев Спасителю, указывающие на два закона Моисеева – в Пятикнижии (сн. Марк. 12, 19 со Второз. 25, 5; Иоан. 8, 5 с Лев. 20, 10 ). Апостол Иаков упоминает о том, что Моисей по всем градом проповедающия его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый ( Деян. 15, 21 ). Ап. Павел говорит ( 2Кор. 3, 13–16 ) о покрывале, какое полагал Моисей на лице своём ( Исх. 34, 30 ), и о чтении Израильтянами закона Моисеева 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А там глядишь и половинка начнёт прозревать! Спаси Господи! Светлана 23 сентября 2016, 22:08 Иоанна_22 сентября 2016, 06:00 На добрых и взрослых - 100% да! Анна Викторова 23 сентября 2016, 18:36 " А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует " - да и сказано это мужьям. Женам же вообще не было дано ни повода, ни причины для развода... Л.К. 23 сентября 2016, 14:06 Сергей23 сентября 2016, 10:00 " Я разделяю ваше решение... продолжать совместную жизнь я бы не стал. " Сергей, а Вы отдаете себе отчет в том, что Вы только что поощрили человека к совершению очень тяжкого греха, к нарушению 7-ой заповеди? Вот слова Самого Спасителя об этом: " А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31-32). Прелюбодеяния супруг Анны не совершал. Просто поражаюсь, с какой легкостью наши " доброхоты " готовы " поддержать " человека на любом выбранном им ложном, пагубном пути: " давай, давай, брось его (её) ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО, ТЫ ДОСТОЙНА (ДОСТОЕН) ЛУЧШЕГО " . Но не забывайте что теперь и на Вас лежит доля ответственности, ибо " горе тому человеку, через которого соблазн приходит " . (от Матф. 18:7) и «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36). Николай 23 сентября 2016, 12:59 Абсолютно не согласен с предыдущими комментариями в которых ссылаются на современное время,ритм жизни и.т.д. Человек,как был тысячу,две десять лет назад,таковым он и остаётся.У каждого поколения и времени существования человечества свои вызовы,стрессы,трудности и проблемы.И уверен всем кажется,что вот раньше было по другому,как правило лучше.Это глубокое заблуждение или желание пожалеть себя.А жалость себя есть лень души! Во всех поколениях и во все времена страсти и грехи человеческие одни и те же.И этим мы болеем неизменно из века в век.А смирение,как раньше говорили,есть царское качество в сочетании с молитвой,лучшее оружие!Проверенно многократно,я лично готов об это свидетельствовать.А ещё рассудительность во всем,я имею ввиду глобальное осознание для себя ценность крепости семьи и общий настрой на её сохранение и строительство.Я глубоко убеждён в том,что любовь все побеждает! Катерина 23 сентября 2016, 11:06 Анна, а вам не приходило в голову, что у вашего мужа была открытая или скрытая депрессия.

http://pravoslavie.ru/97186.html

Диакон Андрей Юрченко адресовал Священноначалию встревоженное послание. Святейший Патриарх Пимен поручил МДА высказаться по поднятому вопросу, и Академия, в лице профессора В.Д. Сарычева, подтвердила Православие традиционного учения нашей Церкви о Евхаристии и неправославие понимания Евхаристии, предложенного ленинградским профессором. Идеи Николая Дмитриевича были официально опровергнуты, церковное учение осталось непоколебленным, хотя, по условиям времени, возникшая полемика не вылилась на страницы церковной печати. Как-никак, это была эра безгласия. В последние годы полемика возобновилась. Этому есть свои причины. С одной стороны, есть настоятельная потребность в объяснении истин веры тем десяткам миллионов людей, которые впервые узнают о Христе после десятилетий безбожного пленения. Апологетика всегда, а здесь в особенности, связана с риском рационалистического упрощения и искажения. С другой стороны, и это, наверное, главный мотив новой евхаристической доктрины, актуальной остается задача антилатинской полемики, и наши новые полемисты, не довольствуясь святоотеческой полемикой против католицизма, а иногда и прямо ее отвергая, изобретают все новые и новые ее темы. Избыточная напряженность этой полемики заставляет вспомнить слова свт. Филарета Московского: «Ты все ищешь такого себе оружия, которое бы защитило тебя погибелью других». Чтобы прояснить себе церковное понимание Евхаристии, обратимся прежде всего к Св. Писанию. Матф. 26, 26-28 ...Иисус взял хлеб и благословив преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мк. 14, 22-24 ...Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нея все. И сказал им: сие есть Кровь Моя новаго завета, за многих изливаемая. Лк. 22, 19-20 И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202765...

поучен.», произнесен. в Киево-Софийском соборе 1854 г., стр. 218–220). 4. Библейские изречения о чистоте сердца Чистота сердца привлекает к человеку милость Божию. «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно (ближнему своему), – тот получит благословение от Господа и милость от Бога Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!» Такой человек «взойдет на гору Господню и станет на святом месте Его» ( Пс.23:4–6, 3 ). «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!» ( Пс.72:1 ). «Похвалятся все правые сердцем» ( Пс.63:11 ). «Торжествуйте все правые сердцем» ( Пс.31:11 ). Нужно молить Бога о даровании нам чистого сердца: «Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чисто сотвори во мне, Боже!» ( Пс.50:11–12 ). Нужно избегать всего, что вредит чистоте сердца: «юношеских похотей убегай; а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца» ( 2Тим.2:22 ). Велики награды уготованы чистым сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 132 ( Мф.5:8 ). – «Рабы Его (Бога и Агнца) будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их» ( Откр.22:3–4 ). 5. Свидетельства св. отцов и учителей Церкви о чистоте сердца I. Св. Иоанн Златоуст так говорит о чистоте сердца. «Чистыми здесь Он (т. е. Иисус Христос) называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собою никакого лукавства, или тех, которые в целомудрии проводят жизнь. Ибо для того, чтоб видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в той добродетели» (Бес. на Матф. М. 1846 г., ч. 1, стр. 276). II. «Как зеркало, – говорит блаж. Феофилакт, – только тогда отражает образы, когда оно чисто, так может созерцать Бога и разуметь Писание только чистая душа» (Благовест., ч. 1, стр. 14). III. Святитель Тихон Задонский пишет: «Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие его изображается; так Бог – вечное Солнце в тихой, непорочной и чистой душе показуется и образ Свой в ней изображает.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

иерей Константин 8 августа 2013, 15:15 Что-то случилось, видать. Этому материалу лет 6-8 уже, в с. Горинское теперь настоятель - иерей Сергей Морозов. Интересно, а что дальше было с отцем Григорием Королевым... Людмила 8 августа 2013, 12:44 Слава Богу! Оказывается,можно возродить сельское хозяйство,публикация очень порадовала. Дмитрий 5 августа 2013, 14:14 " иерей Вадим Могилко, г. Данилов " , а какой конец-то??? может подробнее напишите? Екатерина 30 июля 2013, 00:59 иерей Вадим Могилко, г. Данилов 28 июля 2013, 00:19 Статья запоздалая! Было это давно, уже года три тому. Конец этого эксперимента печальный... Священнику лучше заниматься своим делом. Оксана 24 июля 2013, 10:49 У моего сына который очень хочет жить в деревне и уже с Божьей помощью помогает в алтаре теперь появился Герой Нашего Времяни.Спаси вас Господи. Лариса 24 июля 2013, 01:39 Вот это ДА! Пример и опыт достойный подражания! Может быть с Божьей помощью и работой вот таких Энтузиастов и удастся вернуть народ в село. И Глубинка - потеряет свое название- т.к дороги и средства общения города с селом улучшатся! Бог в Помощь отцу Георгию и вот таким как он энтузиастам!!! Николай 23 июля 2013, 22:42 Можно только пожелать этому священнику держаться истины Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6:24). Иначе будет трагедия колхозного масштаба, если опыт будет распространяться, то существует опасность сильно навредить Церкви. Мой совет такой - когда предприятие станет работать стабильно год, два - сдать дела приемнику и посвятить себя полностью служению Богу. елена 23 июля 2013, 12:33 Господи помоги таким людям! Михаил 23 июля 2013, 07:49 Вот эта сила Господа нашего Иисуса Христа что делает.Дипломированный сельхоз инженер не мог , а он смог. Потому что в нём сила божья и старание.Слушайте свою душу и она скажет вам кто вы и что вы.Сначала в себе поселить Господа в душе своей. Потом будет у вас всё.

http://pravoslavie.ru/62852.html

Кирилл 4 апреля 2012, 01:13 Андрею: Новый Завет и Ветхий непосредственно связаны, так что неверно говорить, что мы живём во времена Нового Завета, и при этом негласно открещиваться от старого. Христианство - это продолжение ветхозаветной религии, первые христиане вообще не отделяли себя от иудеев и молились с ними в иерусалимском храме. Чёткое различие появилось где-то в конце 1-го века. Основная богослужебная книга христианской Церкви всех времён - ветхозаветная Псалтирь. Да и сам Христос сказал в притче о богатом и Лазаре: у них есть Моисей и пророки. Андрей 3 апреля 2012, 14:22 к Дмитрию Матыс: и за второе омытие благодарю Вас. Дмитрий Матыс 3 апреля 2012, 14:08 К Андрею Ну и к чему вы это написали?Бессмыслица какая-то... А в статье о.Павла все черным по белому написано. Андрей 2 апреля 2012, 21:40 к Дмитрию Матыс: Кавычки принято ставить там, где есть цитирование – чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать статью (плюс молитвослов) и сопоставить. Получается, что комментарии, выходящие за рамки сего факта, попадают в ранг домыслов. Помню, что книга, в которой было рассказано о степенях раба, наемника и сына, была написана не Вами. Но рад тому, что эта книга популярна – заметно, что Вы внимательно ее прочли. Простите за повтор: Ветхий Завет знать полезно, и даже нужно! Но все-таки, остаюсь в числе тех, кто считает, что живет во время Нового Завета. Дмитрий Матыс 2 апреля 2012, 19:01 Ещё к Андрею: И,чтобы быть сыном нужно долгий путь пройти. С раба и наемника. А преждевременные мыслепарения о " гарантированном сыновстве " - верный путь к тому, что даже наёмником не станешь. Да, страх Господень - это лишь начало мудрости (Пс110:10). Но если не начать с этого, то и до любви, которая " изгоняет страх " (1Иоан.4:18)не добраться. Сам Господь говорил: " Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все " (Матф.5:17-18).

http://pravoslavie.ru/52620.html

Бог иногда подает нам утешение и, но мере нашего устроения, отнимает их, да не превозносимся, и потому мы не должны смущаться в отнятии оных, в сухости и в холодности, но паче смиряться и видеть в себе причину сего нашу гордость, от которой попущается впасть и в нерадение, леность и рассеяние. Читайте книги отеческие со смирением, и Господь просветит ваш ум и сердце светом познания Его истины. Спрашиваете о посте великом и мимошедшем. Большую имеют разницу, как в службе так и в пище и в прочем. О…….. ничего вам не могу сказать. Сам Господь да призрит ее и утвердить в воле своей. В ней большое двоедушие, a муж двоедушен несть управлен в путях своих; да наставит Господь ее на путь спасения. Желаю вам мира, здравия и спасения, и остаюсь недостойный ваш богомолец, многогрешный И. М. 22 января 1851 года. 105 Вы соболезнуете о моем нездоровье; спаси вас, Господи! Но теперь благодаря Бога я здоров, по мере лет моих и устроению бренного состава. Из письма вашего вижу, что вы понимаете читаемую вами книгу св. Иоанна Лествичника , познаете свою греховность, и стали гораздо спокойнее духом. Что о сем сказать, как только то: что воздам Господеви, о всех яже воздаде ми ( Пс. 115:3 ); и что: сия измена десницы Вышняго ( Пс. 86:11 ). Воздавайте Ему благодарение немолчное, и храните дарования сии, данные вам туне, смиренномудрием сердца. И еще получил письмо ваше от 15 января (а первое было от 24 декабря); касательно правил ваших молитвенных я писал вам не так, чтобы оставить их, но опасаться на них опираться и полагать в том все свое исправление и спасение. Без внутренно-нравственного исправления, молитва одна не принесет пользы; да св. Макарий Египетский , в 3-м слове в 5-й главе, называет таковую молитву не молитвою, но маскою молитвы; в 1-м слове, вт. 13 и 14 главах, он подробно исчисляет, что должно принуждать себя и к прочим добродетелям. Ибо чрез принуждение к оным мы получим помощь Божию и безтрудно уже будем оные исполнять. Вы стремитесь к уединению, но оное не всякому приносит пользу, что можете видеть из надсловия на книгу преподобного Нила Сорского . Любовь Божия является в нас в любви к ближним, в чем и вся сила заповедей Христовых состоит и простирается даже до любви врагов. A когда вы любите только любящих вас, то кая вам благодать есть: ибо и язычницы такожде творят ( Матф. 5:46 ), вот слова Господни. То мы не можем иначе познать себя, как в сообращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетерпение, a не их; но напротив благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатию Божиею, опасайтесь увлекаться о сем мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010