1:18—21), причем добавляет: «Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком (Исаиею), глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог» (Матф. 1:22—23; Ис. 7:14). Ты замечаешь тождество речения евангелиста и пророка: «еже есть сказаемо, с нами Бог», то есть спасение народа, совместное пребывание Господа с рабами. А на языке ангельском Он наречен Иисусом, поелику все по Своему милосердию соделал для домостроительства нашего спасения. Но, приступая к Рожденному, я боюсь и ужасаюсь по человеческому способу обхождения приблизиться к Тому, Кто явился в мир непостижимым образом. Я нахожусь в нерешительности и, как беглый раб, страшащийся своего господина, скрываюсь. Но как мне освободиться от сего страха? Это укажет мне настоящий день, свидетельствующий о Том, Который принял человеческую природу и с нею имя. Имя это есть Иисус, что значит «спасение», как Эммануил означает «с нами Бог», то есть оно указывает на примирение и союз Бога с людьми, с того мгновения, как только Иисус назван Спасителем. Об этом получили благовестие прежде всего пастыри. И они не поклонились бы Младенцу, еслибы не были ободрены к сему Его именем, после чего спокойно и отправились к Нему для поклонения. Что же сказал им ангел? — «Не бойтеся» (Лук. 2:10). Какой же страх объял их? — Вместе с явлением пред ними ангела, «слава Господня, — говорится, — осия их, и убояшася страхом велиим» (Лук. 2:9). Посему ободряя их, ангел убеждает их не бояться и наименованием Родившагося разрешает их страх. «Се бо, — говорит, — благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лук. 2:10—11). Что говоришь ты, ангеле? Разве имя Иисус обладает столь великой силой? — «Да, отвечает он: ибо Иисус означает «Спас, Иже есть Христос Господь», — Богочеловек, всемогущий и милосердый. Посему я и возвестил пастырям не бояться и, повелев Иосифу наименовать Младенца в восьмой день, тем самым соделал Его доступным для всех людей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ах! еслибы мы подражали простоте ума и чистоте сердца, с каковою последовали за Христом ученики Его и Апостолы, тогда бы не отпали от Него, но сказали бы с Петром: Господи! камо идем? глаголы живота вечного имаши ( Иоан. 6:68 ). Когда Господь Иисус в первый раз узрел Симона Петра и Андрея брата его, вметающих мрежи в море, и рек им: грядита по Мне, они в туже минуту, оставльше корабль и отца своего, по Нем идоста ( Матф. 4:22 ). Одно слово Христово паче всех увещаний человеческих воздействовало над сердцами их. Они забывают, что Господь Иисус презираем иудеями, – забывают, что, последуя Ему, надобно оставить дом, ближних, и все, что делает для нас жизнь приятною; что надобно осудить себя на презрение, ненависть и гонение, – забывают, и с радостным благоговением последуют за Христом. О! душа христианская, душа размышляющая о спасении своем! коль сильное ощущаешь для себя убеждение последовать призванию Божию с такою же благопокорностию, с такою же простотою ума и чистотою сердца. Слово Божие неизменно, оно всегда живо и действенно; – оно и ныне также действует в призвании нас, как и в призвании Апостолов; но укоренившееся развращение не допускает ему вселитися в сердца наша и принести плод свой. Надлежит прежде очистить и ум и волю свою от всякого пристрастия к миру, и тогда слово Божие вселится во внутренность нашу и осветит все изгибы сердечные, откроет всю нашу бедност и безобразие, убелит всю черноту нашу душевную, переродит поврежденное, греховное существо наше и учинит его новым, духовным, святым. Ибо глагол Божий не возвратится тощь, дóндеже совершит вся (Исаии 55:11). Спаситель наш Иисус Христос имеет полное право требовать от нас покорности и совершенного послушания, яко Бог от людей Своих, яко Творец от тварей Своих, яко Господь от рабов Своих, яко Искупитель от искупленных Им, имеет право требовать по всей строгости законов. Но, о непостижимая любовь и милосердие безконечное! Он требует от нас послушания, яко Отец от чад Своих, яко Брат от братии Своея, яко Друг от друзей Своих: вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам ( Иоан. 15:14 ). Он, яко Ходатай, положил душу Свою за нас, излил безценную кровь за спасение наше; в Его мучительных язвах, в Его смерти, в Его дражайших заслугах и оправдание и освящение и избавление и спасение наше; в Нем вся слава, все величие, все упование, все богатство наше; какая же неблагодарность, какое ужасное ослепление, какая гибельная безпечность при столь кротком, отеческом и спасительном гласе, быть хладным, невнимательным, непокорным и ленивым рабом, отходящим на село свое и на купли своя!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Важно для нашей темы то, что церковь в Византии явно отклонила эти крайние аскетические тенденции. Гангрский собор (ок. 340 г.) предал анафеме «любого, кто порицает брак» (канон 1), любого «кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доброты и святыни девства” (канон 9), «кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетающимися» (канон 10), «если какая-либо жена оставит мужа и захочет уйти, гнушаясь браком» (канон 14), и, наконец, «кто о пресвитере, вступившем в брак, рассуждает, что не должно причащаться приношения, когда он совершил литургию.» 3 Подтвержденные позже Трулльским собором (692), 4 эти правила оставались нормой для Византии, особенно относительно женатого духовенства. В то же время, многочисленные агиографические тексты продолжали прославлять, по крайней мере некоторых людей, которые, казалось, подпадали под анафемы Гангры, оставляя супругов в целях аскетизма. 5 Но эсхатологическое измерение христианской веры не было выражено только в аскетическом идеале. Существует также другое видение эсхатологии: образ наступающего Царства Божия как брачного пира ( Матф. 22:2–12, 25:10 ; Лука 12:36): радостное примирение Бога с его созданием. Любовная песня, известная как Песнь Песней, являющаяся частью канона Священного Писания Ветхого Завета, интерпретировалась и в раввинской традиции и в христианской экзегезе как притча любви Бога к его людям. Это видение вновь появляется в Послании к Ефесянам в отношении христианского брака: «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. » ( Еф. 5:22–33 ). Это видение брака было принципом, который определил в целом подход церкви в Византии к проблемам брака. Был один Бог и один Израиль; один Христос и одна Церковь . Следовательно, абсолютное единобрачие было нормой и смыслом христианского брака.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Вера в якобы грядущее благоденствие человечества еще здесь на земле – так называемый «хилиазм»  – решительно осуждена Христовою Церковью на 2-м Вселенском Соборе, ибо для нее нет никаких оснований в Евангелии, учащем лишь о все большем и большем, с течением времени, «умножении беззакония» и «изсякновении любви», так что от «великой скорби», которая -тогда настанет, «не спаслась бы никакая плоть» ( Матф. 24, 12, 21–22 ), если бы пришествие Христово не положило всему этому конец. Таково ясное учение христианской Церкви о судьбах мира. Как православные русские люди, любящие свое отечество – святую Русь, – можем мы, конечно, питать в глубин души, несмотря на явные знамения времен, тайную надежду на спасение, возстановление и возрождение нашей Родины России, но твердым основанием для такой надежды должны быть  мы сами  – есть ли в нас истинное покаяние, стремление к исправлению греховной жизни, способны ли мы к такому духовному возрождению, какою ждем от нашей Родины? Если все это есть, слава Богу! Тогда мы сможем заслужить милость Божию еще в этой жизни и дождемся великой радости спасения нашей Родины и возстановления Святой Руси. Тогда получим мы благостную оторочку всеобщего конца от долготерпеливого Господа. Но только не для того, чтобы опять начать жить беспечно, не помышляя об ожидающем нас конце. Мысль о близости и внезапности Второго Пришествия Христова никогда, и в несчастии и в благоденствии, не должна оставлять нас, ибо она заповедана нам Словом Божиим. И никто не вправе относить сроки кончины мира и Второго Пришествия Христова к какому-то далекому, неопределенному будущему, убаюкивая этим себя и других и ослабляя свою духовную бодренность несбыточными надеждами на установление какого-то мнимого рая на земле. К таким проповедникам, поблажающим страстям людским и в то же время внушающим надежду на какое-то светлое будущее, вполне применимы строгие прещения на лживых пророков, которые мы находим в книге св. пророка Иеремии. Они говорят: «мир! мир! когда нет мира». (Иерем. 6, 14) и тем вводят народ в заблуждение (Иезек. 13, 10). Они, по словам пророка, проповедуют «ложь и обман своего сердца. Господь Саваоф говорит о таких пророках: не слушайте слов их: они обманывают вас, разсказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних. Они говорят: «мне снилось, мне снилось»... Вот, Я – на пророков ложных снов, говорит Господь, которые разсказывают их в вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением. Никакой пользы не приносят они народу своему» (Иерем. 23, 16–17, 25–32).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Все это адские свойства. Они идут из этой цепочки чревоугодия, когда человек не насыщает себя. Мы сейчас говорим, что мы живем в  обществе потребления . Можно сказать по-другому: мы живем в обществе чревоугодия. В нас постоянно живет сознание, что всегда чего-то не хватает, всегда чего-то нужно, всегда что-то следует купить, приобрести, мы пожираем глазами все, что есть вокруг. Когда человек страстью чревоугодия заболевает, тогда он к миру начинает относиться соответствующим образом. В его душе рождается ад. Как писал Владимир Владимирович Маяковский: «Товарищ Ленин, работа адовая будет сделана и делается уже». Приучить человека быть пожирающей машиной — свойство современного мира. Мы все очень легко оказываемся к этому приобщенными, потому что поврежденная грехом человеческая природа тяготеет к такому жизненному модусу — пожирать все вокруг себя. И тогда человек становится пожирающим. В семье пожирает другого. На работе пожирает другого. Мир для него существует только для того, чтобы пожирать этот мир. Смотреть, где и чего можно ухватить, где и чего можно урвать, где и чего можно себе прицепить, присвоить. «Я, мне, мое», — это свойство пожирания, свойство ада, которое рождается в душе человека, живет в каждом из нас. Мы приходим в Церковь и даже в Церкви смотрим, где чего можно пожрать. Вспомним притчу о званых на брачный пир (Матф. 22:1–14), где говорится о человеке не в брачной одежде. Когда устраивался брачный пир на Древнем Востоке, то распорядитель пира готовил специальные брачные одежды для приглашенных. Каждый приглашенный на пир подарком от жениха и невесты получал светлые, радостные одежды как знак его радости и соприсутствия, соучастия в празднике. Праздник был для всех. Но вот одному брачная одежда оказалась не нужна. Ему нужно было только на этом брачном пире пожрать: выпить и съесть чего-нибудь побольше. Ему не интересна невеста, не интересен жених, ему не до общей радости в стремлении урвать… В Деяниях святых апостолов есть еще один образ, еще более страшный, потому что он читается как реальное событие, не притча. Это история Анании и Сапфиры (Деян. 5:1–11). В первой христианской общине у христиан все было общее. У них было общее сердце, и никто не почитал ничего за свое. Христиане все приносили к ногам апостолов, и те потом раздавали другим по нуждам. Они приносили себя, отдавали, потому что свойство Рая, в отличие от свойства ада, — все время делиться, отдавать, открываться, собою жертвовать. Это свойство Церкви, свойство Царствия Небесного .

http://pravmir.ru/velikij-post-pobedit-s...

Если мы говорим «да» — это меняет абсолютно все в нашей жизни, то, как мы видим Бога, мир, себя, друг друга, и, несомненно, Церковь. Христос прямо говорит о Церкви «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)», заповедует нам принимать участие в Евхаристии — » Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Иоан.6:53)». И необходимое, и достаточное условие для того, чтобы идти в Церковь, принимать Крещение, приступать к Причастию — это вера во Христа. Мы приходим в Церковь, потому что нас туда отправляет Христос — а мы верим Ему и слушаемся Его. Источник: журнал «Фома» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/pregrady-na-puti-v-cer...

Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед другими записями, существовавшими до него, в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности событий. Это же преимущество принадлежит и трем другим нашим евангелистам, так как двое из них — Матфей и Иоанн — были учениками Господа из числа 12, то есть сами были очевидцами и служителями Слова, а третий, Марк, тоже писал со слов ближайшего ученика Господа, несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий, — апостола Петра. Цель, указанная св. Иоанном, особенно ясно видна в его Евангелии, которое полно торжественных свидетельств о Божестве Господа Иисуса Христа, но, конечно, и остальные три Евангелия имеют ту же цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия (Иоанн. 1:1-14). В то время как евангелисты Матфей и Лука повествуют о земном рождении Господа Иисуса Христа, св. Иоанн начинает свое Евангелие изложением учения о Его предвечном рождении и воплощении как Единородного Сына Божия. Первые три евангелиста начинают свои повествования с событий, благодаря которым Царство Божие получило свое начало во времени и пространстве, а св. Иоанн, подобно орлу, возносится к предвечной основе этого Царства, созерцает вечное бытие Того, Кто лишь в «последние дни» (Евр. 1:1) стал человеком. Второе лицо Пресвятой Троицы — Сына Божия — Иоанн именует «Словом.» Тут важно знать и помнить, что греческое «логос» означает не только слово уже произнесенное, как в русском языке, но и мысль, разум, мудрость, выражаемую словом. Поэтому наименование Сына Божия «Словом» значит то же, что и наименование его титулом «Премудрость» (см. Луки 11:49 и ср. Матф. 23:34). Св. Ал. Павел в (1 Кор. 1:24) так и называет Христа — «Божия Премудрость.» Учение о «Премудрости Божией,» несомненно, в том же смысле изложено в книге Притчей (см. особенно замечательное место в (Прит. 8:22-30). После этого странно утверждать, как это делают некоторые, будто св. Иоанн заимствовал свое учение о Логосе из философии Платона и его последователей, в частности, Фил она. Св. Иоанн писал о том, что известно ему было еще из священных книг Ветхого Завета и чему он, возлюбленный ученик, научился от Самого своего Божественного Учителя и что было открыто ему Духом Святым.

http://sedmitza.ru/lib/text/430481/

Отречение апостола Петра. Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра. Служанка, увидев Петра, сказала ему: " и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)? " Петр ответил: " нет " . Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними. Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: " и этот был с Иисусом Назореем " . Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека. Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: " точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин " . Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: " не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском? " Петр же начал клясться и божиться: " не знаю этого Человека, о Котором говорите " . В это время запел петух, и вспомнил Петр слова спасителя: " прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня " . В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе. С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача. ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелии: от Матф., гл. 26, 69-75; от Марка, гл. 14, 66-72; от Луки, гл. 22, 55-62; от Иоан., гл. 18, 15-18, 25-27. Погибель Иуды. Наступило утро пятницы. Немедленно первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание.

http://zavet.ru/ssedm-sl03.htm

человецех благоволение. ( Лук. 2:14 ) Следовательно, в означенном тексте: не приход на землю восрещи мир, но меч, означаются гонения, предлежащие Апостолам за проповедь Евангельскую, и мучения первых Христианских времён за исповедание Христианской веры. Но, благодарение Богу! те лютости, которые в тогдашние времена для Христиан употребляемы были, ныне в Истории только видим и приснопамятное Святых мучеников терпение прославляем, яко терпением и кровью их утвердися и освятися Христова Церковь . 5) Иногда в Священном Писании отрицательные предложения отрицают не просто, но сообразно мнению, к которому наклоняется слово; на пр: Вопросиша Иудеи Пророка и Предтечу Иоанна: что убо? Илия ли ecu ты? И глагола: несмь. Пророк ли еси? Отвеща: ни. ( Иоан. 1:21–22 ) Здесь Иоанн отрицается быть Пророком, то есть: таким, какового Иудеи видеть в нём желали. Отвеща Иисус Иудеям и рече: Мое учение несть мое, но пославшего мя. ( Иоан. 7:16 ) Здесь отрицается не просто, но ко обличению мнения Иудеев, кои не признавали Христа за Богочеловека, и, думая, что учение Его есть просто человеческое, не внимали учению Его, для которого Иисусе Христос от Бога Отца послан, да возвестит всем спасительные истины. В некоторых местах Священного Писания полагается смысл отрицательный в котором заключается смысл утвердительный; доказательством сему оные Пророческие слова, о Христе во Евангелии повторяемые: трости сокрушенны не преломит, и льна дымящася не угасит. ( Матф. 12:20 ; Исаи 42:3 ) Сии о Христе слова можно разуметь и в смысле утвердительном: т.е. трость сокрушённую подкрепит и поддержит, лён дымящийся зажжёт и воспламенит. И так одно и тоже значение сих Пророческих слов и в отрицательном и в утвердительном смысле; а можно и оба смысла совокупить во един: не токмо сокрушённой трости не преломит, но паче сокрушённую трость подкрепит и поддержит и лён дымящийся зажжёт и воспламенит, то есть: заблудших наставит, больных уврачует и кающихся помилует; в отрицательном же смысле; трости не преломит, положено для большей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Свет - великое благо. Но что бы понять и оценить его значение в своей жизни, люди должны иметь представление и об отсутствии света. Ради этого Господь отделил свет от тьмы, назвав светлое время днем, а темное - ночью. И у дня, и у ночи есть своя красота, своя поэзия. Про человека необразованного и неразумного мы говорим, порой, «темнота» или «темный человек». Говорим также при случае: «тьма невежества», «тьма греховная», «дело темное» и т.п. Про разумного и изобретательного человека часто говорят: «светлая голова», образование называем также «просвещение», человека благородного, доброго, честного и сострадательного иногда называем: «светлая личность». Великого ученого, прославившегося глубокими познаниями в каком-либо предмете, называем «светило», благодатного старца, мудрого наставника многих людей называют «светильником». Говорим: «лицо потемнело» - от гнева или от горя, или «просветилось лицо его» - радостью. Сам Господь наш Иисус Христос не раз употреблял эти эпитеты в своей речи. Так апостолам он сказал: «Вы - свет мира» (Матф.5:14). И говорил: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» . (Матф.5:16). Еще сказал: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Матф.6:22), имея ввиду, разумеется, не вещественный свет. Еще сказал однажды иудеям: «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Иоан.12:36). Еще говорил Господь: «...Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). И много еще можно привести примеров, о том, как выразительно, ясно и красиво бывает выражена мысль, когда в словах правильно применены эпитеты света и тьмы. Но нам и так уже ясно, что, в символическом смысле, свет - образ знания, мудрости, радости, правды и праведности. Тьма - образ неведения, невежества, несчастья, тайного зла и коварства. В тоже время, наличие тьмы способствует особенному пониманию достоинств света, также тьма благоприятна для углубленной молитвы.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/19/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010