Помимо перечисленных выражений и слов, заключенных в скобки;, новый перевод целый ряд чтений совсем исключает из текста, считая их; вместе с изданием Нестле позднейшими вставками. К числу таких отвергнутых чтений относятся: 8– «множество» (народ); 8– ученики Его»; 9:14 – «много»; 13– «Господи»; 14– «сильный»; 15:8 – «приближаются ко Мне» и «устами своими»; 18:26– «Государь»; 18– «к ногам его»; 19– «или детей, или земли»; 21– «который говорит»; 21– «Божий»; 21– «одного»; 22-»услышав же»; 22– «возьмите его»; 23– «соблюдать»; 23– «одежд своих»; 24:7 – «моры»; 25– «в который приидет Сын Человеческий»; 25– «Сказав сие, возгласил:: кто имеет уши слышать, да слышит»; 26– «и книжники»; 27– «если»; 27:64 – «ночью»; 28– «от двери гроба»; 28– «Господь»; 28– «когда же шли они возвестить ученикам Его». Наконец, наряду с пропусками в рассматриваемом переводе встречаются иногда вставки, а также замена одних слов и выражений другими в согласии с критическими изданиями. Так, в 6– слово «милостыня» ( ελεημοσνη) заменено словом «праведность» ( δικαιοσυνη); 6:12 – в молитве Господней в пятом прошении церковное чтение: «как и мы прощаем» ( φεμεν) заменено чтением «как и мы простили» ( φηχαμεν); 11– церковное чтение: «И оправдана премудрость чадами ее» ( πο των τκνων αυτς) заменено чтением критических изданий: «И оправданием премудрости были дела ее» ( πο των εργων αυτς); 12– церковное, чтение: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма» заменено чтением: «Но говорю вам: то, что здесь, больше храма»; 16– слово «запретил» ( διεςτελατο) заменено словом «повелел» ( επετμησεν); 17– церковное чтение «воскреснет» ( ναστ) заменено чтением критических изданий «восстанет» ( εγερθ); 19:4 – здесь также слово «воскреснет» заменено словом «восстанет»; 19– вместо общепринятого церковного чтения: «Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» в новом переводе в соответствии с критическими изданиями данное место передается так: «Что ты Меня спрашиваешь о благом? Есть один только Благой. Если хочешь войти в жизнь, соблюдай заповеди»; 24– в текст: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» вставлены слова «ни Сын»; 24– слово «час» заменено словом «день».

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В темнице, как видно, Иоанну дозволено было иметь сношение со своими учениками. От них он и мог слышать о делах Христовых. Лк.7:19 . И призвáв двá некая от ученик своих Иоáнн, послá ко Иисýсу, глагóля: ты ли еси грядый, или инóго чáем? Лк.7:20 . Пришéдша же к немý мýжа реста: Иоáнн креститель послá нáс к тебе, глагóля: ты ли еси грядый, или инóго чáем? (Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?) Послал Иоанн спросить Иисуса: Ты ли еси грядый, или иного чаем – (Ты ли Тот, Которому должно придти), т. е. Мессия, которого давно ждут, или ожидать нам другого, а Ты только Предтеча Его? Нет сомнения, что как самое посольство учеников Иоанновых, так и подобный вопрос со стороны Иоанна, нужны были не для него самого, а для учеников. Сам Иоанн знал из откровений Божиих пред крещением и во время крещения Иисуса Христа, что Он есть пришедший Мессия ( Ин.1:31, 34 ); но ученики его еще не знали этого: Иоанн, конечно, учил их, но они не вполне вразумлялись словами его (Злат.). «Они, говорит св. Златоуст, как всякий может приметить, нерасположены были к Иисусу и завидовали Ему, что видно из их слов своему учителю, по Евангелию Иоанна: Тот, Кто был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему (Ин.З:26). Ибо они еще не знали, кто был Христос.» Лк.7:21 . В тóй же чáс исцели мнóги от недýг и рáн и дýх злых, и мнóгим слепым даровá прозрение. (А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.) Этого обстоятельства не указано у евангел. Матфея, а между тем оно объясняет дальнейшие слова Христовы ученикам Предтечи. Лк.7:22 . И отвещáв Иисýс речé има: шéдша возвестита Иоáнну, яже видеста и слышаста: яко слепии прозирáют, хрóмии хóдят, прокажéннии очищáются, глусии слышат, мéртвии востают, нищии благовествýют: (И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, чтó вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;) Совершением чудес и указанием на них Иисус Христос прямо отвечает на вопрос Иоанна, что Он есть действительно обетованный Мессия; потому что такие дела, и в таком числе, по пророчеству Исаии, может и должен творить один Мессия: се Бог наш...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.7:12. Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им.Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними,…    Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: «Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: Мф.7:12. Се бо есть закон и пророцы ибо в этом закон и пророки.    Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе» (Лев. 19:18), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» (Мф. 22:36-40), т. е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. Мф.7:13. Внидите узкими враты.Входите тесными вратами,…    Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. Мф.7:13. Яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им.потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;    Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.7:19 .  Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Тех Он не повелел наказывать, а только остерегаться их; но этим угрожает самым беспощадным иссечением из здешней жизни и наказанием неугасаемого огня, с одной стороны, утешая обижаемых ими, с другой – устрашая их самих. Мф.7:20 .  Темже убо от плод их познаете их. Итак, по плодам их узнаете их. «Темже убо» употреблено в утвердительном смысле – именно так. Представив соображения на основании примеров и показав, каким образом распознавать таких людей, присоединяет: именно так, как показано, вы будете узнавать их по их худым делам. Мф.7:21 .  Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Смотри, что Он здесь говорит. Не всякий, верующий в Меня, войдет в наслаждение небесными благами, если только он не делает того, что Я говорю; так прибавил Лука. «Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю?» ( Лк.6:46 ). Ни одна только вера не достаточна для спасения, если не присоединяется и жизнь, достойная веры; ни одна только добродетельная жизнь, если мы не обогащаемся верою. Нужно соединять и ту и другую вместе и не разделять одной от другой. Назвать же Его Господом есть дело одной только веры. Почему Он не сказал: но исполняющий волю Мою? Потому что хотел высказать почтение Отцу и показать, что воля Отца не есть другое что-либо, отличное от воли Сына. Воля Отца – это заповеди Сына. Мф.7:22–23 .  Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающии беззаконие. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.7:19. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е и во огнь вметают.Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.    Тех Он не повелел наказывать, а только остерегаться их; но этим угрожает самым беспощадным иссечением из здешней жизни и наказанием неугасаемого огня, с одной стороны, утешая обижаемых ими, с другой — устрашая их самих. Мф.7:20. Темже убо от плод их познаете их.Итак, по плодам их узнаете их.     «Темже убо» употреблено в утвердительном смысле — именно так. Представив соображения на основании примеров и показав, каким образом распознавать таких людей, присоединяет: именно так, как показано, вы будете узнавать их по их худым делам. Мф.7:21. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех.Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.    Смотри, что Он здесь говорит. Не всякий, верующий в Меня, войдет в наслаждение небесными благами, если только он не делает того, что Я говорю; так прибавил Лука (6, 46).Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творите, яже глаголю.    Ни одна только вера не достаточна для спасения, если не присоединяется и жизнь, достойная веры; ни одна только добродетельная жизнь, если мы не обогащаемся верою. Нужно соединять и ту и другую вместе и не разделять одной от другой. Назвать же Его Господом есть дело одной только веры. Почему Он не сказал: но исполняющий волю Мою? Потому что хотел высказать почтение Отцу и показать, что воля Отца не есть другое что-либо, отличное от воли Сына. Воля Отца — это заповеди Сына. Мф.7:22-23. Мнози рекут Мне во он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас: отыдите от Мене, делающии беззаконие».Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Поэтому, даже когда кажется, что они творят некий совет глубоко, творя его не ради Господа (ср. Ис.29:15 ), они признаются несчастными (ταλανζονται); даже когда они возвещают сокровенное [содержание] совета Божьего, они лгут, поскольку дела их – [дела] не света , но тьмы и ночи. Мы решили вкратце изложить это пророчество и в некоторой степени – его объяснение, так как о нём упомянул Матфей. Упомянул [о нём] и Марк (ср. Мк.7:6 ), из которого мы не без пользы приведём следующее место о прегрешении против старейшин, полагавших правильным, чтобы Иудеи мыли руки, когда едят хлеб: «Ибо фарисеи и всё Иудеи, держась предания старцев, не едят, если не умоют тщательно рук; и, [придя] с торга, не едят, если не омоются; есть и кое-что другое, чего они приняли держаться – омовения чаш, кружек, котлов и скамей (κλινν)» 150 ( Мк.7:3–4 ). Этими [словами] Спаситель ясно учит нас, когда мы читаем в Левите (ср. Лев.11 ) и Второзаконии (ср. Втор.14 ) [предписания] о чистой и нечистой пище, в нарушении которых нас обвиняют Иудеи по плоти (ο σωματικο ουδαοι) (ср. 1Кор.10:18 ) и эбиониты 151 , мало отличающиеся от них, не думать, будто целью Писания является общедоступный смысл этих [предписаний] (τν πρχειρον περ τοτων νον). Ибо если «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит 152 из уст» ( Мф.15:11 ), и в особенности раз Спаситель говорил это и [в Евангелии] от Марка, «очищая всякую пищу» ( Мк.7:19 ), ясно, что мы не оскверняемся, когда едим то, что Иудеи, желающие служить букве закона, называют нечистым, оскверняемся же тогда, когда говорим, что придётся, да обсуждаем, что не следует, что и является для нас источником грехов, в то время как должно, чтобы уста наши были связаны чувством (ср. Притч.15:7 ), и мы сделали для того, что говорим, вес и меру (ср. Сир.28:25 ) 153 . И, конечно, закону Божиему подобает запретить то, что [исходит] от порока, и предписать то, что согласно с добродетелью, а те [вещи], что безразличны по своей сути (τ δ τ δ λγ διφορα) 154 , – их оставить как есть (ν π χρας), [так как] в зависимости от свободного выбора и [состояния] разума в нас (δι τν προαρεσιν κα τν ν μν λγον) они могут как делаться дурными, если совершаются во грехе, так и становиться хорошими, если исполняются праведным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

1) брак есть договор брачущихся сторон, в котором священник исполняет обязанность свидетеля; основное отличие церковного брачного договора от гражданского заключается в том, что церковный брак нерасторжим; 2) как всякий другой договор, церковный брак теряет значимость в случае смерти одной из сторон. Православный подход к браку исходит из несколько иных предпосылок, о которых мы уже писали выше: 1) брак есть таинство, получаемое брачущимися от Церкви через благословение епископа или священника. Как всякое другое таинство, оно относится не только к земной жизни, но к вечной жизни в Царстве Божием; поэтому благодать таинства не прекращается смертью, а, напротив, устанавливает между теми, " кому дано " (Мф.19:11), вечное единство; 2) будучи таинством, брак не есть магический акт, но дар, обращенный к человеческой свободе: чтобы принести плод, благодать таинства должна пасть на добрую и готовую почву - быть воспринятой как священная заданность, требующая творческого человеческого усилия. Благодать таинства может быть человеческой свободой отвергнута: признание Церковью такого отвержения и есть " развод " , и в таких случаях, снисходя к человеческой слабости и давая возможность " начать заново " , Церковь допускает и новый брак разведенных. Хорошо известны слова Самого Христа о разводе: " Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует " (Мф.19:8-9; ср. 5:31,32; Мк.10:2-9; Лк.16:18). Допущение развода " за прелюбодеяние " , упоминающееся в Евангелии от Матфея, а также более общее утверждение апостола Павла о том, что жена может развестись с мужем (1Кор.7:11), ясно показывают, что Новый Завет не рассматривает брак как формально нерасторжимый союз, упраздняющий человеческую свободу и ответственность за сохранение его святости. А свобода предполагает возможность греха и, как последствие греха, - расторжение брака. Но в Новом Завете нет формального и ясного допущения второго брака после развода. Признавая возможность второго брака после вдовства, апостол Павел прямо пишет: " Вступающим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем " (1Кор.7:10-11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Евангелии от Матфея при общем отрицании развода имеется оговорка, определяющая условие возможности развода,- «кроме вины любодеяния» (παρεκτς λγου πορνεας - Мф 5. 32; 19. 9), когда развод может быть необходимым подтверждением отсутствия истинного брака как такового. Смысл этого выражения, как и закона о разводе вообще, раскрывается в диспуте Мк 10. 2-9; Мф 19. 3-8. Заповедь Иисуса Христа о недопустимости развода призвана обновить понимание брака в соответствии с его предназначением при творении. Изначальная воля Божия - нерушимость брака: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10. 6-9). На вопрос о данном Моисеем праве на развод Иисус Христос отвечает: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь» (Мк 10. 5). Т. о., заповедь Иисуса Христа затрагивает то принципиальное условие, без которого брак между людьми всегда подвержен опасности расторжения. Его заповедь требует устранения «жестокосердия» (σκληροκαρδα) - слово, неизвестное в греч. письменности, кроме библейской, напоминает о ветхозаветных пророчествах (LXX Втор 10. 16; Иер 4. 4; Сир 16. 10; Иез 3. 7). Согласно этим пророчествам, жестокосердие будет упразднено только в эсхатологическое время спасения: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез 36. 26). Однако заповедь Иисуса Христа о нерушимости брака была бы невыполнимой и лишь осуждала бы жестокосердие человека, если бы при этом Он не принес того обновления, к-рое осуществляется в Царстве Божием, явленном в Самой Личности и в спасительной миссии Иисуса Христа (и даже в этом случае реализация заповеди (ср.: 1 Кор 7. 10-16) бывает затруднена не только в силу непослушания ей, но и в силу фактической общественной ситуации). Брак в Кане Галилейской. Клеймо иконы “Воскресение Христово, с клеймами земной жизни Христа”. Кон. XVI в. (ВОКМ)

http://pravenc.ru/text/344423.html

Вот поэтому в глазах мира христианство выглядит невозможным или притворным -- ведь невозможно в пустыне жить! нет в ней ничего для жизни, по мнению людей... но Бог открыл там источники вод и источники жизни... Мог ли мир познать Бога в своей мудрости? Вопрос неясный, но Бог показал, что один раз не смог, а потому нет на мир надежды. Но " в Боге вечная твердыня " . Геннадий, Санкт-Петербург 15 августа 2013г. 17:34 //Мог ли мир познать Бога в своей мудрости?// Я думаю, что никакой " своей мудрости " не существует, поэтому и стремлюсь к безмолвию ума. Надеюсь, что это стремление угодно Богу. Но многим " безмолвный ум " представляется безжизненной пустыней. И не случайно он им таким образом представляется. То, что человек так бережно и заботливо пестует, в этой " безжизненной пустыне " умирает и исчезает вместе с помыслами. Что исчезает в " безмолвном уме " ? ........... Не спешите с ответом. Александр Жабенко 19 августа 2013г. 19:06 Первое, что препятствует любить всем сердцем -- это лицемерие. Несколько о лицемерии в Евангелиях (возможно. такая мысль уже высказывалась кем-то, но опять мне неизвестно об этом). " Лицемерие " ( " мерить лицо " , " оценивать его " ) -- в Евангелиях употребляется слово πκρισις (hypokrisis). Относительно его значения и смысла интересно посмотреть следующее: Слово первоначально образовано из двух частей префикса hypo (sub-, под-, ниже-, недо- и под., сравните: гипо динамия, гипо теза, гипо кардия, гипо тония) и krisis -- суд, решение. Если посмотреть на Евангельские тексты, где говорит Христос о лицемерии, то можно увидеть прямую связь с судом: притча о мытаре и фарисее, особенно место, где Господь говорит: " Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такой отмеряется и вам. И почему ты видишь сучок в глазу брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, когда бревно в глазу твоем? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. " (Матфея 7, более полно 5-7 и 23 главы).

http://bogoslov.ru/article/3415902

Исполняя это повеление, апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать свое благовествование. Первое Евангелие (от апостола Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, Евангелие от Луки – через 23 года, а Евангелие от Иоанна – через 65 лет. Причем Евангелие от Луки было написано исключительно на основе устного предания от учеников Христовых: «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова…» (Лк.1:2). На основе предания апостол Павел говорит о явлениях воскресшего Христа более, нежели пятистам братий, а потом Иакову и всем апостолам (1Кор.15:6–7); апостол Иуда, также на основании предания, записал о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом (Иуд. 9), о пророчестве Еноха (Иуд. 14–15). Апостольские послания появились в течение первого столетия христианства. Но и после этого Апостолы не прекратили устной проповеди. Да и записали они, как сами свидетельствуют, далеко не все учение и не все деяния Христа. Апостол Иоанн Богослов в своем послании пишет: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» (2 Ин. 12). В Священном Писании нет подробных указаний, как совершать, согласно практике Апостолов, Таинства и другие священнодействия, как отправлять Богослужение, как соблюдать обряд ы в чистоте их первоначального установления. Так, например, о Таинстве Крещения мы знаем, что для него необходима вода (Ин.3:5), что во время его совершения произносятся слова: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19), но ничего не сказано, как именно совершать это Таинство, какие читать молитвы и т.д. Равным образом и о святом Таинстве Причащения читаем, что Господь на тайной вечере взял хлеб, и, благословив, преломил его; потом, взял чашу, благодарил и повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19–20), но как именно совершать это Таинство, какими словами благодарить, как благословлять и преломлять, в Священном Писании не объяснено.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010