Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых, в земле Российской просиявших. Призвание апостолов Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис —- ——   Евангельское чтение Евангелие от Луки, глава 21 12 Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13 будет же это вам для свидетельства. 14 Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. 16 Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17 и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18 но и волос с головы вашей не пропадет, — 19 терпением вашим спасайте души ваши. ( Лк 21:12-19 ) Евангелие от Матфея, глава 4 18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. ( Мф 4:18–23) Евангелие от Матфея, главы 4-5 25  И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. 1  Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2  И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3  Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4  Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5  Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6  Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 5-ю по Пятидесятнице после Литургии в Николо-Вяжищском монастыре 9 июля 2017 г. 22:26 9 июля 2017 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник Тихвинской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Никольского собора Николо-Вяжищского ставропигиального женского монастыря . По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пятое воскресенье после Пятидесятницы посвящено очень тяжелой теме. Мы слышали за Божественной литургией отрывок из Евангелия от Матфея, где говорилось об исцелении двух бесноватых (Мф. 8:28-9:1). Тема влияния темной силы на человека является одной из центральных в Священном Писании. Но, наверное, величайшим достижением диавола стало то, что ему удалось внушить людям, что его не существует. В прежние времена люди четко понимали, что многое в их жизни невозможно объяснить естественным, логическим развитием, и мыслями своими простирались к тому, что есть некая сила, способная влиять на сознание человека, на его разум и на развитие событий, порождаемых злой человеческой волей. У святителя Василия Великого есть очень точная формулировка, что диавол не отступает от человека до тех пор, пока не повлияет злом на человеческое сознание. Действительно, полем деятельности темной силы является наше сознание. Иногда эта сила настолько мощная, что нарушает человеческую психику. Вот и эти двое бесноватых в земле Гергесинской, о которых сегодня говорит Евангелие, были страшны своим гневом, своей немотивированной злобой; они создавали опасность для окружавших их людей. Иногда бывает так, что прямое воздействие темной силы на человеческую психику ее обрушивает. Человек становится безумным. Мне приходилось слышать от специалистов в области психиатрии, что они порой сталкиваются с такими психическими явлениями, которые нельзя объяснить болезнью. Как сказал один из них: «В таком случае я говорю близким, которые привели ко мне больного: обратитесь в другое место, это не наш пациент». Наука не может описать и тем более понять, что происходит в сознании бесноватого, потому что симптомы выходят за границы того, что обычно сопровождает естественное нарушение человеческой психики. Именно с таким беснованием Господь и столкнулся на ином берегу Геннисаретского моря, когда увидел двух бесноватых и исцелил их, повелев духу злобы выйти из них.

http://patriarchia.ru/db/text/4953041.ht...

19 августа — Преображение Господне 18 серпня 2009 р. 20:00 Праздник установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28). Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203389...

Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти прп. Димитрия Басарбовского в Бухаресте 27 октября 2017 г. 13:37 27 октября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий визит в Румынскую Православную Церковь , принял участие в торжественном богослужении по случаю дня памяти небесного покровителя Бухареста преподобного Димитрия Басарабовского. Литургия состоялась на площади святых равноапостольных Константина и Елены. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью. Ваши Блаженства! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодня празднуется память преподобного Димитрия Басáрбовского, небесного покровителя града Бухареста, и за Божественной литургией мы только что слышали чтения службы преподобному из Послания святого апостола Павла к Галатам о распятии плоти, плодах духа и о жизни по духу (Гал. 5:22 – 6:2), а затем — заповеди блаженства из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23). Обетования небесного блаженства всем, кто истинно последует за Христом, изложены по-разному в Евангелиях от Луки и от Матфея. Евангелист Матфей приводит Нагорную проповедь Спасителя, где дается полный свод девяти заповедей блаженства, включая заповеди о кротости, милосердии, чистоте сердца и миротворчестве. Евангелист Лука упоминает только четыре заповеди блаженства: о нищете духовной, об алчущих, о плачущих, о гонимых и подвергающихся бесчестию. Эти заповеди предельно строги и аскетичны, они призывают встать на путь самоотречения и сораспятия Христу. Неудивительно, что именно это Евангельское чтение нам предлагает Церковь в дни памяти святых, угодивших Богу на монашеском поприще. Жизнь каждого христианина — это самоотречение на пути ко Христу. Монашеский путь к Богу считается особенно трудным подвигом, оттого и монахов мы чаще называем подвижниками. При крещении все христиане дают обет отречения от сатаны, но монахи при постриге приносят дополнительные, ещё более строгие обеты. Они наиболее решительным, явным образом отрекаются от мира и от всего, что в нём, ради новой жизни во Христе. Чем же оправдывается такой подвиг? Что обещано тем, кто на себя этот подвиг принимает?

http://patriarchia.ru/db/text/5047479.ht...

В издательстве Сретенского монастыря вышла вторая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Основным центром этого уникального труда является личность Иисуса Христа. Полемизируя с разными течениями западной новозаветной науки, автор возвращает нас к евангельскому тексту – единственному достоверному источнику, свидетельствующему о Господе Иисусе Христе. Второй том посвящен Нагорной проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Спасителя. Проповедь рассматривается в широком контексте последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю интерпретации и практического применения.         Изложение Нагорной проповеди предваряется словами евангелиста: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря... (Мф. 5:1–2). Горы всегда имели особое значение для человека. Даже в наши дни пребывание в горах ассоциируется в сознании многих людей не только с чистым воздухом и прекрасными пейзажами, но и с освобождением от суеты, возможностью побыть наедине с собой, с природой и с Богом. В сознании ветхого Израиля горы однозначно ассоциировались с присутствием Божиим. Псалмопевец говорит: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120:1–2). Если для того, чтобы получить помощь от Бога, достаточно возвести очи к горам, то для того, чтобы встретиться с Богом, необходимо подняться на гору. Нередко Бог назначает человеку свидание не где-нибудь, а именно на горе. Одним из примеров, несомненно, хорошо известным слушателям Иисуса и читателям Матфея, является библейский рассказ о жертвоприношении Авраама. Рассказ начинается с того, что Бог говорит Аврааму: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам не колеблясь выходит в путь и после трех дней пути приходит к указанной Богом горе. Там он раскладывает жертвенник, связывает своего сына и заносит над ним нож, но голос ангела с неба останавливает его словами: Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Авраам приносит овна в жертву вместо сына своего, а месту тому нарекает имя «Господь усмотрит» 1 . Повествование завершается словами: Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится (Быт. 22:2–14).

http://pravoslavie.ru/101435.html

О шестой заповеди блаженства Шестая заповедь блаженства показывает очень важную вещь — чистота делает человека способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Конечно, речь идет не просто о чистоте как отсутствии грязи, а о чистоте сердца. Сердечная чистота обычно подразумевает искренность, открытость. Есть даже такое слово — «чистосердечие». Слово «сердце» также всем нам знакомо. И не как один из жизненно важных органов человеческого тела, а как средоточие чувств и эмоций. Мы «любим всем сердцем», от избытка радости сердце может «рваться из груди». А бывает и так, что сердце «переполняется гневом». От того, что в нашем сердце, зависит наше состояние, отношение к окружающим нас людям. Христос учит тому, что сердце человеческое должно быть чистым. Важна не внешняя чистота, а именно внутренняя. В другом месте Евангелия от Матфея Господь отвечает на обвинение в том, что Его ученики не умывают рук своих, когда едят хлеб (Мф. 15, 2). Среди фарисеев — ревнителей закона — практика омовений считалась очень важной, хотя основание этой традиции лежало не в самом законе Моисеевом, а в преданиях старцев. Слова Христа поразительны: «Входящее в уста проходит в чрево и извергается вон, а исходящее из уст — из сердца исходит, сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф. 15, 17–20). В чем смысл этих слов? Христос не пренебрегает гигиеной. Он говорит о том, что мытье рук перед едой не делает человека внутренне чистым, так же как немытые руки не делают нас внутренне или духовно нечистыми, скверными. Оскверняют человека прежде всего нечистые помыслы, которые гнездятсятам, где следует пребывать таким добродетелям, как любовь, милосердие, кротость. Вспомним главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). Вот то, чем должно быть наполнено или, лучше, чем должно жить наше сердце. Так средоточие наших чувств, наш жизненно важный духовный орган (по аналогии с сердцем телесным) должен жить любовью к Богу, передавая этот импульс всему: душе, разуму, чувствам.

http://pravoslavie.ru/76066.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святая Анна с Богородицей и Иосифом, фрагмент, Леонард Астель, 1520 Что мы знаем о праведной Анне, матери Пресвятой Богородицы? 5 мин., 22.12.2017 Почему мы так мало знаем об Анне – матери Пресвятой Богородицы, и за что конкретно почитает ее Церковь мы спросили филолога-библеиста, доцента Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святителей Кирилла и Мефодия Михаила Георгиевича Селезнева. Михаил Георгиевич, почему о жизни праведной Анны нам ничего не сообщает Библия? Дело в том, что тексты раннехристианской литературы вообще очень мало интересуются бытовыми подробностями жизни героев, их детством или их отношениями с родными. Евангелия очень скупо говорят даже о детстве Иисуса. Евангелие от Марка начинается с Крещения , Евангелие от Иоанна, после пролога о Логосе, тоже переходит непосредственно к Крещению. Что касается Евангелий от Матфея и от Луки, то там, действительно, есть рассказы о рождении и детстве Иисуса. Однако эти рассказы были записаны не для того, чтобы сообщить какие-либо дополнительные бытовые подробности, а ради символической нагрузки этих текстов. Например, Матфей приводит родословную Христа, чтобы связать ветхозаветную историю с новозаветной. Простые же бытовые детали (например, как выглядел Иисус, какого цвета были Его глаза и волосы) евангелистов, к нашему сожалению, мало интересовали. У первых христиан было чувство, что наступает конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре внимания первого поколения христиан. Апостол Павел пережил обращение на пути в Дамаск, еще живы были люди, видевшие Христа, он может пойти к ним и попросить рассказать обо всем как можно подробнее (как сделал бы любой из нас, будь у него такая возможность!). Но для апостола Павла достаточно явления ему Воскресшего Господа , он не пошел к апостолам, знавшим Христа в его земной жизни, он не стал советоваться с людьми из «плоти и крови», узнавать подробности жизни Христа (Гал. 1, 15-17)… Не это важно для него.

http://foma.ru/5-voprosov-o-pravednoj-an...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти св. Александра Невского после Литургии в Александро-Невском соборе г. Егорьевска 6 декабря 2012 г. 16:53 6 декабря 2012 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском соборе г. Егорьевска Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Андрей Юрьевич Воробьев, исполняющий обязанности губернатора Московской области! Матушки игумении, дорогие отцы, братия и сестры! Я всех вас сердечно поздравляю с замечательным праздником, который сегодня торжественно отмечается во многих храмах Русской Православной Церкви, — это память святого благоверного великого князя Александра Невского, великого Божиего угодника, строителя, охранителя Святой Руси. Сегодня в апостольском (Гал. 5:22-6:2) и Евангельском чтениях (Мф. 11:27-30) были слова, которые прямо применимы к его жизни и подвигу. Апостол Павел, обращаясь к Галатам, говорит: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». А в Евангелии от Матфея другие слова: «Господь говорит Своим ученикам: " Иго Мое благо и бремя Мое легко есть " ». И там, и там речь идет о бремени, об ответственности. Святой благоверный князь Александр Невский стал святым не потому, что он был мудрым правителем, талантливым полководцем, мужественным воином или блестящим дипломатом. Он стал святым именно потому, что, будучи князем, главой народа и государства, смысл своей власти видел в служении. Пребывание на высших должностях, которые связаны с широкими властными полномочиями, от реализации которых зависит судьба народа, нельзя называть работой. Это не работа, это служение. Работа от служения отличается тем, что человек работающий имеет право и возможность заниматься еще многими другими делами. А человек служАщий не имеет такого права — всё, что он делает, всё, о чем он думает, всё, к чему он направляет волю, должно быть связано с благом народа, над которым он поставлен.

http://patriarchia.ru/db/text/2635938.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Матфей. Икона. XIV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.). В агиографической традиции отождествляется с Левием из Мк 2. 14 и Лк 5. 27. Евангелие от Матфея Текстология Самый ранний текст Евангелия от Матфея представлен 13 греч. папирусами, к-рые датируются в основном III-IV вв. и содержат лишь небольшие фрагменты: 1 (Мф 1. 1-9, 12, 14-20), 35 (возможно, V в.) (Мф 25. 12-15, 20-23), 37 (Мф 26. 19-52), P45 (Мф 20. 24-32; 21. 13-19; 25. 41 - 26. 39), 53 (Мф 26. 29-40), 64+67 (вероятно, древнейший, кон. II в.) (Мф 3. 9, 15; 5. 20-22, 25-28; 26. 7-8, 10, 14-15, 22-23, 31-33), 70 (Мф 2. 13-16; 2. 22 - 3. 1; 11. 26-27; 12. 4-5; 24. 3-6, 12-15), 77 (Мф 23. 30-39), 101 (Мф 3. 10-12; 3. 16 - 4. 3), 102 (Мф 4. 11-12, 22-23), 103 (Мф 13. 55-56; 14. 3-5), 104 (также возможна датировка II в., см.: Orsini P., Clarysse W. Early NT Manuscripts and Their Dates: A Critique of Theological Palaeography//EThL. 2012. Vol. 88. N 4. P. 443-474) (Мф 21. 34-37, 43, 45), 110 (Мф 10. 13-15, 25-27). Известен фрагмент унциального пергаменного кодекса (0171), к-рый датируется III в. (возможно, древнее) и содержит Мф 10. 17-23, 25-32 (см. изд. и комментарии: Min Kyoung Shik. Die früheste Überlieferung des Matthäusevangeliums (bis 3./4. Jh.): Edition und Untersuchung. B.; N. Y., 2005). Поскольку, за исключением 1, 35, 64+67 и 104, в большинстве случаев имело место т. н. свободное копирование, в тексте Евангелия от Матфея в этих памятниках встречается множество ошибок, сокращений и др. изменений, привнесенных переписчиками, что существенно ограничивает использование папирусов для реконструкции первоначального текста. Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v) Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v)

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ Нагорная проповедь. Роспись ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694–1695 гг. Нагорная проповедь. Роспись ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль. 1694–1695 гг. речь Иисуса Христа в Евангелии от Матфея (Мф 5. 3 - 7. 27), произнесенная на горе перед учениками и народом; посвящена теме праведности , исполнения закона Моисеева и наследования человеком Царства Небесного. Традиц. наименование «Нагорная проповедь» восходит к комментарию на Мф 5-7 блж. Августина Аврелия , еп. Гиппонского (De Sermone Domini in Monte) ( Aug. Domin. in Mont. 1. 1). Материалам Н. п. имеются многочисленные параллели в Евангелии от Луки, расположенные в иной последовательности и местами отличающиеся в формулировке, в особенности - в проповеди Иисуса «на ровном месте» (Лк 6. 17, 20-49), или Равнинной речи (далее: Рр), к-рая подобна по структуре, но существенно короче Н. п. Контекст Н. п. является первой из 5 больших речей Иисуса (Мф 5-7; 10; 13; 18; 24-25), к-рые, чередуясь с повествовательными материалами, составляют основные элементы композиции Евангелия от Матфея (см. в ст. Матфей , евангелист). Н. п. относится к большому тематическому разделу, посвященному началу служения Иисуса и Его вести (Мф 4. 13 - 11. 1). Она предваряется общей характеристикой деятельности Иисуса (Мф 4. 23-25; краткое представление Его вести - ст. 17, призвание учеников - стихи 18-22, рассказы об исцелениях и экзорцизмах - стихи 23-25), за ней следуют повествования о деяниях Иисуса (Мф 8-9) и об отправлении учеников на проповедь (Мф 10). Жанр Отцы Церкви, имевшие, как правило, риторическое образование (свт. Иоанн Златоуст, блж. Августин, блж. Иероним Стридонский), видели в Н. п. целостную «речь», «проповедь» (лат. sermo). Н. п. воспринималась как записанная проповедь Самого Иисуса до появления в сер. XIX в. теории 2 источников (см. в статьях Библеистика , Евангелие ), согласно к-рой общее для Евангелий от Матфея и от Луки содержание «двойной традиции», к к-рой относится 63 из 107 стихов Н. п., восходит к гипотетическому источнику Q, переработанному евангелистами. К кон. XIX в. сложился научный консенсус, согласно к-рому Евангелие от Луки лучше отражает изначальный порядок материалов в Q, а евангелист Матфей группирует их по тематическому принципу (см. в статьях Лука , евангелист; Матфей , евангелист).

http://pravenc.ru/text/2564590.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010