Архив Пн Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам 5 марта 2024 г. 13:14 5 марта исполняется 86 лет со дня рождения главного регента и уставщика Свято-Троицкой Сергиевой лавры , заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) (1938-2009). На портале Богослов.ru опубликована статья декана факультета церковно-певческого искусства МДА игумена Лазаря (Гнатива), посвященная отношению архимандрита Матфея к древним церковным распевам. Мы ведь часто приходим в храм со своей суетой, сумбуром в голове. Каким образом подключить нас к церковности? Как раз знаменный распев дает нам возможность побывать в колыбели настоящей церковности. Архимандрит Матфей (Мормыль) 1 Прежде чем приступить к изложению заявленной темы, позвольте сделать небольшое отступление, которое, надеюсь, поможет объяснить причину ее избрания, и заодно испросить у боголюбивого читателя некоторого снисхождения, так как придется неоднократно апеллировать к личному опыту, в связи с чем наши суждения, возможно, будут иметь несколько субъективный характер. Итак, в далеком 1995 году вышла в свет книга иеромонаха Дамаскина (Христенсена) «Не от мира сего» о замечательном подвижнике и духовном писателе наших дней иеромонахе Серафиме (Роузе), интерес к личности которого возник у меня несколько ранее. Во время обучения в академии на одной из традиционных встреч студентов с лаврскими духовниками один из них, недавно почивший игумен Косма (Алехин) (†2021), упомянул имя отца Серафима в качестве примера особой ревности, твердости, решимости подвизаться о Бозе, особого отречения от мира ради Христа и необычного в наши дни подвига отшельничества, да еще не где-нибудь, а на Американской земле. В своей книге, размышляя о т.н. Православии сердца отца Серафима, отец Дамаскин, в частности, писал: «Исповедуя внутреннее " сердечное " Православие, отец Серафим предостерегал от увлечения " мудростью внешней " , от того, чтобы держаться буквы Закона Церкви, утеряв животворящий Дух истинного христианства» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/6108510.ht...

Отпевание архимандрита Матфея (Мормыля) состоится 18 сентября Москва, 17 сентября 2009 г. Отпевание архимандрита Матфея (Мормыля) состоится 18 сентября в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры после ранней Божественной литургии. Литургия начнется в 06.15, сообщает Седмица.Ru . Заслуженный профессор Московской Духовной академии, регент Троице-Сергиевой Лавры, архимандрит Матфей скончался 15-го сентября после тяжелой болезни на 72-м году жизни. Архимандрит Матфей (Мормыль) – это целая эпоха в истории русской церковной музыки. С 1961 года возглавлял он хор Троице-Сергиевой Лавры, создал свой особенный – энергичный, вдохновенный, полиритмичный стиль звучания мужского хора. Как профессор Нового Завета, церковного устава и литургики в Московской Духовной Академии, он воспитал не одно поколение священников. Но более всего он был известен именно как регент – дирижер церковного хора, под руками которого возникало неповторимое по своей палитре, внутреннему пульсу и духовному проникновению звучание хора на всех важнейших службах Русской Церкви в течение нескольких десятилетий, при четырех Патриархах – Алексие I, Пимене, Алексие II и Кирилле. В конце 50-х и 60-е годы он собирал и записывал элементы почти разгромленной в предыдущие десятилетия традиции русского церковного и особенно монашеского пения. Когда же в 90-е годы по всей стране стали открываться сотни храмов и монастырей, разошедшиеся в тысячах экземпляров ксерокопии его аранжировок стали основой репертуара для практически всех мужских хоров на всем пространстве Русской Православной Церкви. «Его творчество было священнодействием, - говорит известный московский регент Алексей Пузаков, руководитель хора Государственной Третьяковской Галереи, - он был очень индивидуален и очень убедителен. Он создал свой стиль - высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Он был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. Его можно поставить в один ряд только с самыми выдающимися церковными музыкантами - такими, как Николай Матвеев, а из мастеров ушедшей эпохи - такими, как Николай Данилин или Александр Кастальский. Что-то было пророческое в звучании его хора, да и видом своим он напоминал пророка. Что-то было в этом от танца Царя Давида перед ветхозаветным Ковчегом».

http://pravoslavie.ru/31966.html

В станице Архонской (Северная Осетия) увековечили память архимандрита Матфея (Мормыля) 23 апреля 2012 г. 15:39 22 апреля 2012 г., в рамках проходящего в Северной Осетии I Международного фестиваля духовной музыки им. архимандрита Матфея (Мормыля), в станице Архонской (Пригородный район Республики Северная Осетия — Алания) состоялось открытие памятной доски, посвященной бессменному регенту хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры . Отец Матфей был уроженцем Архонской и до конца своих дней регулярно посещал родную станицу. На малой родине он пользовался большой любовью и уважением — чтобы отдать дань памяти знаменитому земляку, в этот день у стен храма святого Александра Невского собралось более тысячи станичников, многие из которых специально приехали из Владикавказа и других мест Северной Осетии. Церемонию открытия памятной доски, установленной на Александро-Невском храме, возглавил архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима . После молебна владыка Зосима подчеркнул важность произошедшего события не только для станицы и Владикавказской епархии , но и для всей Русской Православной Церкви. «Я часто разговаривал с отцом Матфеем, он мне рассказывал про Архонскую. Я тогда и представить не мог, что буду служить на его родине, а он, будто предвидя это, относился ко мне с особым вниманием», — поделился своими воспоминаниями архипастырь. Регент лондонского Успенского собора Евгений Тугаринов в своей речи особо подчеркнул значимость отца Матфея для православной духовной музыки: «Он создал свой стиль — высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Он был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. Его можно поставить в один ряд только с самыми выдающимися церковными музыкантами». В церемонии открытия памятной доски также приняли участие хор регентской школы Ставропольской духовной семинарии под управлением протоиерея Владимира Сафонова, хор «Алания» (руководитель Агунда Кокойти) и хор владикавказского Лицея искусств (руководитель Ольга Джанаева). Обработка многих из прозвучавших духовных песнопений принадлежит приснопамятному архимандриту Матфею.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В Московской духовной академии состоялся вечер памяти, посвященный 85-летию со дня рождения архимандрита Матфея (Мормыля) 08.03.2023 12:42:49 МОСКВА 5 марта 2023 года в Большом зале Московской духовной академии состоялся вечер памяти, посвященный 85-летию со дня рождения заслуженного профессора Академии, регента Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии и семинарии архимандрита Матфея (Мормыля). Приветственное слово ректора духовной школы епископа Звенигородского Кирилла огласил декан факультета церковно-певческого искусства МДА игумен Лазарь (Гнатив). Поздравление наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы зачитал насельник монастыря, лауреат Макарьевской премии, доктор церковной истории, профессор архимандрит Макарий (Веретенников). Затем отец Макарий поделился воспоминаниями об архимандрите Матфее. Далее с сообщениями выступили: декан факультета церковно-певческого искусства МДА, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения кандидат богословия игумен Лазарь (Гнатив); доцент кафедры филологии и кафедры богословия Московской духовной академии кандидат богословия диакон Сергий Пантелеев; преподаватель отдела дополнительного образования МДА кандидат богословия протоиерей Георгий Шаповалов и старший преподаватель факультета церковного пения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сотрудник Научно-археографического совета при кафедре истории музыки Российской академии музыки имени Гнесиных кандидат искусствоведения Е.Н. Садикова. Образ великого регента был представлен в сообщении диакона Сергия Пантелеева «Архимандрит Матфей: грани личности», справедливо указавшего на подлинную одаренность юбиляра. Его отличала способность к самообразованию, удивительная проницательность и наблюдательность, цельность восприятия не только богослужения, но и жизни в целом. Создание особого, всеми узнаваемого звучания хора было плодом планомерной огромной работы со студентами МДА, из которых преимущественно состоял хор. Однако «лаврское пение» стало результатом не только репетиционной работы, но и интенсивной внутренней жизни архимандрита Матфея, который воспринимал себя, прежде всего, монахом обители преподобного Сергия, к которому питал особую любовь. Предельная ответственность, огромная работоспособность — тоже характеристики его личности. Вместе с тем он был очень общительным, гостеприимным и внимательным человеком, обладавшим удивительной памятью и даром меткого слова.

http://radonezh.ru/2023/03/08/v-moskovsk...

Десять лет со дня кончины отца Матфея — знаковая дата не только для Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Московской духовной академии, но и для Русской Православной Церкви. В преддверии этой даты в Издательстве Московской духовной академии вышла книга о прославленном регенте " Пою Богу моему дондеже есмь " . Проводимая ныне конференция — достойное подтверждение тому, что имя архимандрита Матфея и его дело продолжают жить в стенах Обители преподобного аввы Сергия, Московской духовной академии и наших сердцах. Его яркое и временное служение здесь на земле имеет вечное измерение. Всеми силами своей богатой души, всю жизнь прославлявшей Господа, он стяжал и земную, и небесную славу по Божиему обетованию: " Я прославлю прославляющих Меня " (1 Цар. 2:30). Всех нас в этом зале собрала любовь к отцу Матфею. И то, что мы сейчас услышим и увидим, — это дар благодарной памяти о нем». В рамках конференции были показаны фрагменты выступления хора под руководством отца Матфея (Мормыля). С докладами о деятельности отца Матфея выступили: В заключение участники пропели «Вечную память» великому регенту Свято-Троицкой Сергиевой лавры и заслуженному профессору Московской духовной академии. В этот же день в фойе Большого актового зала Московской духовной академии состоялось открытие выставки «Всероссийский регент архимандрит Матфей (Мормыль)», организатором которой вступил Музей МДА. Среди экспонатов — фотографии из личного архива отца Матфея и запасников музея, книги из библиотеки приснопамятного архимандрита, а также личные вещи: скрипка и нотный блокнот, камертон, губная гармонь, четки. 15 сентября, в 10-ю годовщину кончины отца Матфея, Божественную литургию в Успенском соборе лавры возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност . Ему сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон , ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим, братия обители в священном сане, а также гости в священном сане, знавшие отца Матфея при жизни. Многие из них учились у него и пели в братском хоре лавры под его руководством.

http://patriarchia.ru/db/text/5499969.ht...

Батя. Памяти отца Матфея (Мормыля) В памяти часто всплывает служба Великой Пятницы в Успенском соборе Лавры. Во время пения антифонов отец-архимандрит заплакал: — Батюшка, вы плачете? — Тихо, сейчас Его распнут… 16 сентября, 2009 В памяти часто всплывает служба Великой Пятницы в Успенском соборе Лавры. Во время пения антифонов отец-архимандрит заплакал: — Батюшка, вы плачете? — Тихо, сейчас Его распнут… Вчерашняя ночь принесла скорбное известие о смерти легендарного человека — архимандрита Матфея (Мормыля). Преданный до бесконечности возложенному на него послушанию, уже пожилой человек до последних дней находил в себе силы подняться управлять хором, провести очередную спевку или лекцию. Отец Матфей известен многим как несменный регент братского хора Троице-Сергиевой Лавры, автор теперь уже бессмертных церковных песнопений. И пусть управлять хором было его любимым дело, но сказать только о его музыкальном даре — не сказать ничего. В памяти студентов Московской Духовной Академии архимандрит Матфей навсегда останется «Батей», как они любовно называли своего преподавателя церковного устава и Нового Завета. «Батя» во главу угла ставил любовь и понимание службы, являя собой пример высокой приобщенности к богослужению Церкви. В памяти часто всплывает служба Великой Пятницы в Успенском соборе Лавры. Во время пения антифонов отец-архимандрит заплакал: — Батюшка, вы плачете? — Тихо, сейчас Его распнут… Обладая феноменальной памятью, отец Матфей без труда цитировал целые стихиры из последований большим церковным праздникам. Вспоминается случай, когда он в качестве домашнего задания попросил выучить догматик службы свт.Николаю Мир Ликийскому. Никто из студентов не принял почему-то во внимание его просьбу, и, разумеется, ничего не выучил. Спросив в начале занятия по списку и поняв, что все поленились, отец Матфей закрыл журнал и спокойным, но оскорблённым тоном сказал: «Пошли вон…Все.» Воцарилась звенящая тишина, охота было провалиться сквозь землю! «Пошли вон, кому говорю?!». И все ушли…с комком в горле и внутренним горением совести – обидеть именно его никто не мог себе позволить. К следующей лекции стихиру знал каждый, а престарелый уважаемый архимандрит долго извинялся перед юными студентами, что вспылил.

http://pravmir.ru/batya-pamyati-otca-mat...

В Северной Осетии прошел I Международный пасхальный фестиваль духовной музыки памяти архимандрита Матфея (Мормыля) 25 апреля 2012 г. 16:08 С 21-го по 23 апреля 2012 года в Северной Осетии проходил I Международный фестиваль духовной музыки «Тебе поем…», посвященный памяти выдающегося регента, композитора и педагога архимандрита Матфея (Мормыля). Официальная церемония открытия фестиваля состоялась 21 апреля в стенах Государственного театра оперы и балета г. Владикавказа. С приветственным словом к гостям обратился архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима . Владыка поделился своими воспоминаниями об отце Матфее и его необыкновенном таланте, благодаря которому даже в годы гонений на Церковь хор Троице-Сергиевой лавры производил неизгладимое впечатление на верующих и неверующих, приезжавших со всех уголков Советского Союза. За помощь и поддержку в организации фестиваля владыка Зосима поблагодарил присутствовавшего на концерте Главу Республики РСО-Алания Таймураза Мамсурова, генерального директора ОАО «Холдинг МРСК» Николая Швеца, наместника Троице-Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста и многих других. Музыкальную программу форума в этот вечер открыл концерт хора московского Сретенского ставропигиального мужского монастыря . 22 апреля в станице Архонской, уроженцем которой являлся архимандрит Матфей, состоялось открытие памятной доски в честь великого регента. Церемонию открытия памятной доски, установленной на Александро-Невском храме, возглавил архиепископ Зосима. Перед собравшимися выступили хор регентской школы Ставропольской духовной семинарии под управлением протоиерея Владимира Сафонова, хор «Алания» (руководитель Агунда Кокойти) и хор Лицея искусств (руководитель Ольга Джанаева). Обработка многих из прозвучавших духовных песнопений была выполнена приснопамятным архимандритом Матфеем. Также 22 апреля во многих городах Северной Осетии — Владикавказе, Дигоре, Моздоке, Ардоне, Беслане, Алагире, а также в с. Хидикус — прозвучали выступления всех участников фестиваля. Помимо титулованных республиканских коллективов, в храмах епархии выступили гости Северной Осетии — хор Никольского собора г. Прохладного (Кабардино-Балкария) и хор Ставропольской духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Архимандрит Матфей (Мормыль) Вчера мы совершили 40 дней со дня кончины главного регента Объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля) , нашего дорогого отца Матфея, имя которого ассоциируется неразрывно с именем Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Домом Живоначальной Троицы и обителью преподобного Сергия. Много бесед прошло в эфир за эти 40 дней со дня его кончины, я благодарен нашим авторам, которые почтили память отца Матфея своими воспоминаниями, теплыми словами, сказанными о нем. И мы надеемся, что пока существует наша радиостанция, мы будем говорить об отце Матфее, и, самое главное, у нас в передачах будет присутствовать музыка, которую он создал: песнопения духовные в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой лавры под его управлением. Это главное, что будет объединять нас с той традицией, которую отец Матфей создавал на протяжении почти полувека. Я приветствую своих собеседников: искусствоведа Николая Григорьевича Денисова, протодиакона храма Христа Спасителя отца Николая Филатова и регента хора Подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве Владимира Александровича Горбика. Сегодня мы еще раз будем вспоминать отца Матфея. Но вспоминать будем, учитывая создавшуюся ситуацию с церковным пением вообще. Я хотел бы задать нашим гостям вопрос, который волнует многих: дальнейшее развитие и современное состояние церковного пения в России, которое, как правильно отмечали многие наши авторы, определяет состояние богослужения. И сейчас ситуация непростая: мы знаем, как часто меняется сознание людей. А пение, как отмечал еще Святейший Патриарх Алексий I (Симанский), это «служение ангельское», которое настраивает людей на молитву. Если пение не будет отвечать своей главной задаче, то оно, наверное, вообще не будет иметь права на существование, потому что ведь не к концертной деятельности призван хор церковный?! Честно говоря, до сих пор не верится, что отца Матфея нет с нами, но я присоединяюсь к мнениям, которые звучали уже неоднократно в нашем эфире: он все равно с нами! И его принял преподобный Сергий, приняла лавра, так что он будет с нами все время, пока мы живы и пока мы помним его и пение его хора.

http://pravoslavie.ru/124298.html

Вообще говоря, служба погребения, заупокойное богослужение – я сужу только по своим собственным, личным воспоминаниям – были чем-то предельно существенным и для самого отца Матфея. Вероятно, как выдающийся Мастер звука и композиции, он обладал лишь ему присущим талантом показать всю значимость такого рода богослужения, таких переживаний – на грани жизни и смерти, вечности и бессмертия. Навсегда сохранилось в памяти отпевание архимандрита Иеронима (Зиновьева), Наместника Троице-Сергиевой Лавры, в 1982 году. Событием была каждая служба (всенощная, Литургия и погребение Богоматери) на Успение Пресвятой Богородицы. А сколько раз проигрывались у нас дома пластинки «Панихиды Древних распевов», выпущенной к 600-летнему юбилею Куликовской битвы!.. Невозможно было выйти из этого звукового поля, хотелось слушать еще и еще, открывая заново те или иные интонационные оттенки песнопений, переживая слова молитвы. И, конечно же, службы Великого поста… Первая седмица, пассии с чтением акафиста Страстям Христовым, Страстная… Будучи еще и Главным уставщиком монастыря, отец Матфей поистине вкладывал всего себя в подготовку (сколько сил бывало им затрачено на многочисленных спевках!) и проведение лаврских богослужений. Буквально сливаясь со своим хором, с каждым возгласом диакона или священника в храме (неточности или небрежность в богослужении отмечал мгновенно), он отдавал все силы Божественной службе: и не только душевные, но и физические. Очевидцы и свидетели, многочисленные участники его хора, могут подтвердить, что неоднократно ему приходилось по нескольку раз за день менять подрясник: он был весь мокрым от пота… Конечно, это дар, это уникальный талант и редкий человеческий тип (как сейчас скажут), но ведь не только это… На мой взгляд, это - цельность человеческой натуры отца Матфея и его колоссальная воля, движимая огромной любовью к Богу и богослужению. Так он видел (вернее, слышал) сам для себя Лаврский хор, таким он и предлагал его слушать молящимся в храме. Хор должен помогать молитве, настраивать на нее – об этом говорят многие духовные люди. Хор отца Матфея не просто настраивал и помогал – он исторгал молитвенное пение и буквально настраивал сердца на молитву, это была настоящая «молитва в звуке». И я уверен, что певчие отца Матфея – каждый из них – обязательно, во-первых, молился, а уже потом – пел свою партию по нотам. В своем сочетании эти два фактора и создавали непревзойденный эффект молитвенного пения лаврского хора архимандрита Матфея Мормыля!

http://radonezh.ru/analytics/tekst-i-muz...

Песнопения чередовались с рассказами из жизни архимандрита Матфея. Хор исполнил 103-й псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Хвалите Господа» (музыка Павла Чеснокова), догматик 7-го гласа знаменного распева (музыка Александра Кастальского), «Ныне отпущаеши» (музыка Александра Кастальского), «От юности моея» (музыка Александра Никольского), «Свете Тихий» (музыка Павла Иванова-Радкевича), «Хвалите имя Господне» (музыка Александра Гречанинова). Во втором отделении концертный хор Троице-Сергиевой лавры исполнил светилен преподобному Сергию Радонежскому «Процвел еси». Своими воспоминаниями об отце-архимандрите поделился ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим . Далее хор исполнил песнопения «Не ввери мя человеческому предстательству» (музыка Степана Смоленского), «Со святыми упокой» (из Панихиды древних распевов), «Господи, воззвах» (распева Гефсиманского скита, со стихирой 8 гласа), «К Богородице прилежно», «О, сладкаго Твоего гласа» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Взбранной Воеводе» (музыка диакона Сергия Трубачева), «Совет Превечный» (музыка Александра Никольского), «Слава в вышних Богу» (музыка Александра Кастальского), «Братие, сие да мудрствуется в вас» (гимн Христу из послания апостола Павла к Филиппийцам, музыка диакона Сергия Трубачева). С приветственным словом к гостям обратился президент фонда «Наследие архимандрита Матфея (Мормыля)» игумен Антоний (Зимин). Закончился концерт исполнением пасхального тропаря «Христос Воскресе» (музыка Александра Кастальского). В 1961 году регентом хора братии Троице-Сергиевой лавры и студентов Московской духовной академии стал Лев Мормыль, впоследствии архимандрит Матфей. Спустя годы кропотливой и усердной работы отца Матфея хор стал известен по всему миру. Благодаря регулярным выступлениям за границей культуру русского церковного пения узнали, запомнили и полюбили. Объединенный хор Московской духовной академии и Троице-Сергиевой лавры выступал на Святой Земле в годовщину 2000-летия Рождества Христова, неоднократно давал концерты в Европе. Хор и его знаменитый регент сопровождали в поездках по епархиям Святейшего Патриарха Алексия II , регулярно пели на Патриарших богослужениях.

http://patriarchia.ru/db/text/5500446.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010