поиск:   разделы   рассылка ПЕРСОНАЛИИ Митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) Митрополит Варсонофий (в миру Судаков Анатолий Владимирович, 03.06.1955, с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл.), архиепископ, управляющий Саранской и Мордовской епархией. 8 февраля 1991 г. он был рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве. В феврале 2001 г. Владыка был возведен в сан архиепископа.   биография         тексты (46)       Архив. Тексты   01 декабря 2009 Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий Наша деятельность сопоставима с работой администрации президента   01 декабря 2009 В РПЦ МП будут более ответственно подходить к кандидатам на церковные награды   16 сентября 2009 Соболезнование и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в связи с кончиной архимандрита Матфея (Мормыля)   06 апреля 2009 В Саранске состоялась встреча с журналистами правящего архиерея архиепископа Варсонофия (Судакова)   31 марта 2009 Архиепископ Мордовский и Саранский Варсонофий стал временно исполняющим обязанности управляющего делами Московской патриархии   27 марта 2009 В Саранском духовном училище прошел пастырский семинар, посвященный некоторым аспектам Таинства Покаяния   27 ноября 2007 Архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков): " Этот клирик не отвечал на мои вызовы, не являлся в епархию. Он по сути создавал собственную секту, не зависимую ни от меня, ни от патриарха Алексия II. Мною он отправлен за штат до вразумления " .   27 марта 2007 Андрей Зайцев Я активно сотрудничаю со СМИ На вопросы " Религии и СМИ " отвечает архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков)   14 июля 2003 Архиепископ Саранский Варсонофий награждён медалью " За заслуги в проведении всероссийской переписи населения – 2003 "   16 мая 2003 Глава Мордовии и архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий обсудили подготовку к юбилею канонизации Серафима Саровского ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 24.03.2024 17.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ

http://religare.ru/25_570_101_2_105_4.ht...

Беседовал протоиерей Александр Сорокин «Вода живая» /Патриархия.ru за темою У збори Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Затверджено склад ради наукового журналу «Богослов» монастиря з чернечого постригу : та звернення] У VII хоровий фестиваль Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам [Стаття] У Навчальному пройшов загальноцерковний круглий присвячений питанням в духовних навчальних закладах У в у престольне свято зведений хор, який об " 12 з Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия 1» : " ю] На 1» показ " ю Кирила Кирил: Татарстану велике значення для " ю Кирила телеканалу 1» : " ю] з ключовими словами школи – регентська справа –   Кирила директору служби РФ генералу В.В. Золотову з дня народження Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия» " ю Кирила Б.В. до дня народження Кирила на запитання журналу Forbes France " ю Кирила телеканалу " ю Кирила телеканалу 24» до Антарктиди Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия» Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы рукоположенных им священнослужителей — клириков г. Москвы   Календарь ← → Богослужебные указания 31 березня 2024 р. Кирил виставку сучасного церковного мистецтва при князя Володимира в 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю © Patriarchia.ru , 2005 – 2024

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209564...

Продолжаем публикацию воспоминаний о дорогом Батюшке – любимом и почитаемом всей православной Россией старце архимандрите Кирилле (Павлове) его духовной дочери и помощницы Любови Владимировны Пьянковой. Любовь Владимировна была при Батюшке на протяжении 45 лет, а в последние годы жизни, во время его тяжелой болезни, практически неотлучно. Батюшка очень любил церковное пение У Батюшки был хороший голос, он очень хорошо пел! У него ведь и отец в церковном хоре пел. Батюшка даже говорил, что если бы не его казначейское послушание, он бы пел в хоре. И к церковной музыке Батюшка очень трепетно относился. Причем, ему не очень нравился знаменный распев. Особенно любил хор отца Матфея (Мормыля), семинарский хор Лавры, а также хор, которым руководил отец Харитон. Батюшка говорил, что они очень молитвенно поют, что было для него высшей похвалой. Батюшка очень любил церковное пение и хорошо в нем разбирался. У Батюшки были любимые церковные песнопения, например, Старо-Симоновская Херувимская. И отец Матфей или другие регенты знали, что Батюшка любит, и пели именно эту Херувимскую. В Лавру приезжал Иван Семенович Козловский, общался с отцом Матфеем, и Батюшка с ним тоже встречался. Батюшка любил колядки в исполнении Козловского. У него была такая пластинка, и он ее каждый раз на Рождество ставил, когда приходили его поздравлять. «В минуту жизни трудную…» Батюшка был читающим человеком. Очень любил поэзию Лермонтова, даже больше, чем Пушкина. Он много его читал, это была сокровенная батюшкина жизнь, видимо, читал он ночами, когда отдыхал. Батюшка также любил стихотворение «В минуту жизни трудную…» В одном из фильмов о Батюшке есть такой момент, когда он читает это стихотворение целиком наизусть кому-то по телефону. Видимо, кого-то так утешал. А нас он спрашивал: какой молитве Лермонтов посвятил это стихотворение? Батюшка считал, что молитве «Царю Небесный». «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова тоже любил читать и даже пел этот романс. Любил отец Кирилл и других поэтов. Например, когда мы ехали на его родину, в Михайлов, проезжая есенинские места, Батюшка всегда говорил: «Это родина Сергея Есенина!»

http://pravoslavie.ru/122065.html

«Волною морскою» Того, Который скрыл древле гонителя и мучителя, (кого? – Фараона с воинством), под землею скрыли спасенных дети, спасенных отроцы – то есть потомки. Господь спас людей из египетского плена, а они взяли, потомки-то, и Его, Того, Который спас, скрыли под землей. Они Его в гроб ввели, убили. Кто? Конечно, мужчины. Кто же еще? Потому что «мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися». Мы, женщины, не убивали. Понимаете, как? Это вот всё мужчины, вот они, что сделали. Их Господь спас, а они Его взяли убили и похоронили в землю. Но мы, женщины, отроковицы – мы-то совсем другие. Мы собрались на берегу этого моря и запели: «Славно бо прославися» – «Но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися». Не раз, когда студентам это рассказывал, я вот тут вспоминал хор отца Матфея Мормыля, лаврский хор. Стоят такие бородатые архимандриты, игумены могучие и поют: «Но мы же, яко отроковицы…» Кто отроковицы? Эти архимандриты? Ну, Кассия, ну молодец, ну, уела так уела! Ох, как… Вот тут столько столетий поют, а все мужчины, как отроковицы: «Мы же, яко отроковицы…» – О, как я вам насолила!.. Это первый комментарий. Девочки и бородатые архимандриты Второй комментарий: всё нужно смотреть под ключом любви, милосердия. Ведь другая точка зрения на блудного сына была точка отца, Бога-Отца. А эта Кассия? Другая точка зрения от Господа должна исходить, а не от нашего злословия, нашего злобного сердца «Ах, они, женщины, но они так посмеялись над мужчинами». Как с точки зрения Господа посмотреть? Ну, разве не обидели маленькую девочку? Она выросла. Что, она была плохая? Нет. Она была красивая? Да. Она была умная? Да, но это не недостаток. Но что ж император скорее от нее шаг сделал? Её же можно понять, почему она скорбит. Обещал Господь, что отрет всякую слезу от очей людей. Эта скорбь Кассии, которой я могу приписывать слишком много, может, она никогда так и не чувствовала. Помру – я узнаю. Она меня поймает, скажет: «Да, отец Сергий, ты всё не так сказал». Вы понимаете? Вот эта скорбь маленькой девочки, а Господь её утешает, говорит: «Что ж ты переживаешь из-за земной империи? – то есть, за то, что она могла бы быть императрицей. – Ты напиши такое песнопение, чтобы все пели, чтоб все пели и хвалили Бога.

http://pravmir.ru/gospod-usnuv-voskresne...

Но все же в исполнительском плане какие советы дали бы регенту, который встает на путь этого служения? В исполнительском плане? Думаю, что здесь как раз можно сослаться на опыт отца Матфея (Мормыля). Он очень осмысленно подходил к выбору репертуара и много говорил о том, что каждое богослужение должно иметь свою определенную форму, правильное начало и завершение, о том, что нужно чувствовать кульминации — не музыкальные, а именно духовные, и в соответствии с этим выстраивать линию богослужебно-певческого репертуара. Если это касается литургии, то он разделял ее на определенные части — начало, середина, кульминация. Каждое богослужение требует индивидуального подхода в зависимости от того, когда оно поется, где его место в богослужебном круге, где оно исполняется в плане храмового пространства, акустики, возможностей хора. Одно дело — петь знаменный распев в Троицком соборе, другое — пытаться петь знаменным распевом в Трапезном храме. Одно дело — петь на ранней литургии, другое дело — на поздней. И многое другое. Часто это приходит не только через такое предварительное осмысление и продумывание, но еще через какой-то опыт, когда мы что-то попробовали, а оно не пошло, не прижилось. Что касается Лавры, то думаю, что здесь у регентов счастливые возможности. Почему? Потому что тут любой из насельников может тебе подсказать, что приемлемо, а что нет. Так что все испытывайте и доброго держитесь. У меня нет готовых рецептов. Могу сказать, что до последнего времени всегда имеет место творческий подход. Каких-то готовых схем нет. Какой бы Вы хотели видеть Московскую духовную академию через 50 лет? Я бы хотел, наверное, и пораньше видеть, что Московская духовная академия является прежде всего духовным учебным заведением и готовит людей именно к духовному служению. Сегодня сложно угнаться за всевозможными стихиями мира сего. Много новых современных тенденций, что-то требует освоения, что-то — осмысления, что-то — неприятия, а что-то может повлиять разрушительным образом на образовательный процесс. Но главное, чтобы в основе академического образования лежало воспитание, а не просто приобретение знаний. В связи с этим, я полагаю, очень важно, чтобы академия пребывала в Троице-Сергиевой Лавре до скончания века.

http://bogoslov.ru/article/6192081

…«Без руля и без ветрил». Именно так очень часто мы говорим о тех, кто живет словно не разумом, а инстинктами, и логику собственных поступков не в силах объяснить самим себе. «Ума бы занял!» порой несется в спину тем, кто, как кажется окружающим, все делает вопреки здравому смыслу. И мысли не допускаем: а если не у кого занять? Если человек тотально одинок? И посоветоваться, бывает, просто не с кем?.. «Даже оставшись сиротой, одиноким он не может быть по определению, если рядом будет духовник», заметил руководитель секретариата Якутской епархии, благочинный Городского округа, иеромонах Никандр (Горбатюк), когда мы заговорили о том, кто может помочь человеку не заплутать в этом мире. Отец Никандр, многие якутяне в последние годы только-только начинают открывать для себя азы православия. Расскажите, кто такой духовник и у каждого ли человека он должен быть? Духовник или духовный отец – это тот, кто сопровождает нас от нашего церковного становления, духовного рождения до конца. Во всяком случае, так должно быть. Это те, чьи советы помогают пройти по жизни и кто, даже уйдя из этого мира, остается примером искренней веры и объектом подражания. Сегодня наш разговор - в день блаженной кончины архимандрита, насельника Троице-Сергиевой лавры, отца Матфея Мормыля – известного на весь православный мир регента, руководителя монастырского хора, богослова, профессора Академии. Я с большим уважением относился к этому человеку – моему земляку, выпускнику Ставропольской духовной семинарии, в хоре которого я имел возможность петь, когда обучался в Московской духовной академии. Он не исповедовал меня. Но любое его обращение ко мне – наставление, ободрение или замечание, неважно! – я воспринимал как непреложный закон. Как некую духовную аксиому, которую обязательно должен принять к сведению и исполнить. Я настолько его уважал, что всегда боялся чем-нибудь обидеть. 15 сентября -- день его блаженной кончины, и когда я вспоминаю этого человека, то понимаю, что в какой-то мере, наверное, он был моим духовником. Для меня это был не только достойный старец, а прежде всего – источник духовности, кладезь ума, богатого церковного и человеческого опыта. С ним можно было говорить часами...

http://pravoslavie.ru/49481.html

Потому что существует всегда какое-то удивительное взаимопонимание и взаимослышание и отвечающего, и вопрошающего. А мы этим питаемся! Вот это мне очень нравится… Сказала бы, что мне не очень понравилась одна из передач, где немножечко меняется тон в сторону такой «светскости» что ли, которая сразу напоминает более легкое общение журналиста, например, и представителя науки или еще кого-то… Я считаю, что не надо ничего «осовременивать»! Например, когда в эфире говорит Виктор Саулкин, то можно не соглашаться с чем-то, но общая платформа – цельная. А если его разбавлять какой-то упрощенностью и сталкивать на этот тон, получается некая «милая завалинка», на которой мы, конечно, можем поговорить друг с другом. Впечатление такое: «мы очень хорошо друг друга знаем и в простоте можем так между собой поговорить», но в этой простоте теряется смысл глубокий того, о чем хотел сказать автор этой передачи. На этот стиль, который, может быть, диктует наше время, мне кажется, «Радонежу» никак нельзя переходить! Потому что разговор в эфире, я считаю, это не посиделки двух или нескольких человек. И нам близость их знакомства между собой не нужна, нам нужна глубина их мысли и знаний! Еще мне очень нравятся репортажи и вставки Кирилла Никифорова, который с большой болью говорит о положении на Украине, о том, что собираются средства. Он рассказывает о том, куда он ездит, об отце Георгии под Ростовом… Это маленькие-маленькие крупинки сегодняшнего дня, но они такие живые, они так ложатся на сердце!.. Тем более, что Кирилл ездит один, на какой-то машине небольшой, возит одежду, лекарства… Мне очень нравится музыкальное оформление на «Радонеже»: оно всегда разное, оно всегда продуманное, оно всегда очень и очень интересное. Я бы еще, например, предложила устраивать творческие вечера памяти, скажем, отца Матфея (Мормыля). Потому что есть личности, о которых, в буквальном смысле этого слова, надо кричать. И, может быть, не один раз. И с разных позиций подходить к этому: ведь кто-то выступает с воспоминаниями, кто-то говорит о специфике… Прекрасная передача была с профессором Анатолием Викторовичем Конотопом – живая, интересная! Такой рассказ, когда ты как-будто все время шел рядом с ним, будто ты присутствовал при всех поворотах создания его этих ораторий, песнопений и т.д.

http://radonezh.ru/analytics/seychas-mne...

Другая, более чувствительная для христиан Европы проблема заключается в том, что «внутрихристианский плюрализм» за последние годы столкнулся с теми же проблемами, что и светский. Переосмысление христианского нравственного учения рядом протестантских деноминаций, благословение однополых союзов привели к тому, что мы, христиане, не можем столь уверенно заявлять о своем моральном единстве, как делали это еще тридцать лет назад. Подобные настроения в протестантском мире затрудняют общение между христианами различных конфессий, естественным образом подталкивают к поиску диалога там, где он будет подкреплен консенсусом. Приходится свидетельствовать о том, что дифференциация внутри христианских Церквей по этическому принципу приводит к их большему, чем когда-либо в истории, разобщению, делает затруднительным совместное отстаивание общих прав и интересов верующих перед лицом нарастающей секуляризации общества. В этой ситуации особое значение приобретает сотрудничество между католиками и православными в деле защиты традиционной христианской нравственности. Между нами нет евхаристического общения, мы различаемся в подходе к ряду догматических вопросов, у нас разная экклезиология, но у нас общие взгляды на все основные нравственные вопросы. Нас общий долг — свидетельствовать о непреходящем значении тех этических принципов, которые установлены Самим Христом и освящены авторитетом многовековой церковной традиции. Одна из особенностей христианства — это способность преодолевать культурные барьеры, и мы призваны к тому, чтобы объединиться в деле возвращения религиозного плюрализма к его пониманию и формам, созданным европейской цивилизацией при непосредственном участии христианских Церквей континента. Именно христианство, которое в Европе пока является религией большинства, может создать условия для подлинной свободы в области культуры и сделать континент гостеприимным домом для людей всех культур и религий. Благодарю за внимание. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Кирил: будучи державою, прагне жити до духовно-моральних наративи та секулярна Чи православним «наздоганяти» Другий Ватикан [Стаття] Кирил: Важливо, щоб наш народ свою свободу Представники Церкви взяли участь у «Наука в умовах глобальних У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Голова ВЗЦЗ з представником Церкви Митрополит Волоколамський з представниками Церкви Голова церковних зв " з свободи з ключовими словами –   Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле Повернення церковного майна - борг держави перед Церквою Я опять ищу лик Христа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3667641...

Поселили меня в восьмиместной комнате с важными абитуриентами. Меня пугали наши вечерние подготовки к экзаменам. Они богословствовали, близко к тексту пересказывали труды святых отцов, и я понимал, что ничего не знаю. Помню, один поступающий, молодой священник, мне сказал: «Если таких простых вещей не знаешь, то не поступишь». Готовился, но приходил на экзамены и надеялся больше на помощью Божию и заступничество преподобного Сергия, к которому мы ходили на молебны. Инспектор академии архимандрит Сергий (Соколов) с предельной обстоятельностью и неспешностью объявлял итоги вступительных экзаменов. Около тридцати имен прозвучало, пока я не услышал «иеромонах Андрей (Мороз)»… В академии мне нравилось абсолютно все – организация учебного процесса, богослужения, лекции. Время смысла По обычаю будничные службы в двух храмах академии совершали студенты-священники, а их было всего пять-шесть человек. Поэтому постоянно приходилось или исповедовать, или совершать литургию. Все еще спят, а ты уже идешь на службу. Пока ты совершаешь службу, они уже позавтракали, идут за тетрадками и учебниками. Ты идешь со службы, а они уже в аудиторию. А ложимся-то мы в одно и то же время. Накапливался недосып. Зато все было осмысленно. Пообщаться с кем-то — мужественный поступок, потому что это значит, что ты упускал возможность поспать. На третьем курсе дали послушание посещать социальное отделение при больнице. Каждую субботу я ходил туда причащать и исповедовать. В это отделение попадали те, кого по государственному законодательству никуда нельзя было пристроить. Без прописки, потерявшие память, люди, которые приехали трудиться, стали инвалидами, не имеют нигде родственников и не могут уехать. Этакие люди вселенной, не принадлежащие никому, абсолютно свободные и абсолютно одинокие. Страшное состояние. Завотделением была сама верующая, и она очень просила, чтобы к ним приходил священник. Потом, когда я стал писать кандидатскую диссертацию, меня заменил другой батюшка… Возвращаться в Ставрополь не хотелось, уж очень мне нравилось в академии. До сих пор считаю Московскую духовную школу единственной своей «альма матер». Тепло вспоминаю отца Матфея (Мормыля), профессора Алексея Ильича Осипова, владыку Сергия (Соколова), владыку Феодосия (ныне Полоцкий) и вообще всех тех, с кем ассоциировалась у меня академия.

http://pravmir.ru/igumen-andrej-moroz-pa...

Иерей Владимир Соколов: Происходит-то это отчего? Только оттого, что мы не осознаем важности того, что на самом деле происходит. Ведь мы сегодня определенную часть Богослужения просто удаляем их фона службы. Удаляем! Все Богослужение - это как бы айсберг, верхушку которого только мы и видим сегодня. А ведь существует «подводное основание» его - которое неисследимо, которое невозможно рационализировать! А мы эту «подводную часть», которая на нас воздействует таинственными, незримыми методами, удаляем! Почему мы говорим - Таинство? Потому что его невозможно описать во всем его многообразии, во всей его глубине. То есть, получается, что и молитва у нас идет сегодня не из глубины! Потому что «из глубины воззвах к Тебе, Господи!»... А у нас - из какой глубины? С поверхности! Так, чтобы было громко, чтобы все было оцифровано, чтобы все было аккуратненько... Чтобы было комфортно! Мы стремимся к комфорту в этой жизни, а нам заповедано все время преодолевать себя. Преодолевая себя, человек возрастает в этом преодолении. Почему святые не искали комфорта, а удалялись от комфорта? Почему они все время искали утеснения плоти, утеснения ума? Потому что не хотели своего ума - хотели стяжать Христов ум! Не хотели комфорта, а желали тишины, Божественной тишины! Так мы должны все к этому стремиться. А когда мы так говорим, значит, мы все уже стремимся к комфорту. А раз мы стремимся к комфорту, то, значит, и других поведем к этому комфорту. А стало быть, мы уже не Богу служим, а миру, который стремится к комфорту. И это стремление к комфорту есть смерть этому миру! Тем самым мы уничтожаем этот мир и самих себя, это диавольское обольщение. Николай Бульчук: Вы сказали, что комфорт убивает. Действительно, убивает. Скажу на примере Троице-Сергиевой Лавры. Традиция церковного пения существует довольно долго, но с кончиной нашего главного регента, архимандрита Матфея (Мормыля), который был к тому же и главным уставщиком лаврского богослужения (он хорошо знал богослужение), произошли некоторые нововведения, которые, думаю, были бы немыслимы, если бы отец Матфей был жив. Я наблюдаю с болью, что народ перестал петь, народ почти не поет «Верую» и «Отче наш» за Литургией. В присутствии чуждого электронного звукового поля (некоторые старушки испуганно оглядываются, когда служащий впереди священник вдруг становится слышен из расположенного сзади динамика) народ как бы потерял собственный голос. Выходит, к примеру, диакон (если нет кафедры или солеи, то его часто и не видно), начинает петь с народом, а звук неестественный, перемежающийся, - и народ не понимает, с кем он поет, где его собственное звучание! Не поет народ и на первом Пасхальном богослужении «Воскресение Твое, Христе Спасе...» (раньше этим пением руководил сам отец Матфей, выходя на солею), участники Крестного хода не поют, а молча следуют за почти неслышимым хором, да и в алтаре уже часто не услышишь настоящего пения! Так что созданный «электронный комфорт» убивает и живое церковное пение.

http://radonezh.ru/text/khram-eto-dom-bo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010