— Почему вы перекладываете для мужского хора эти сочинения самостоятельно? Нет возможности заплатить профессиональным композиторам и аранжировщикам? — Дело совсем в другом. Свой хор я досконально знаю и прекрасно его слышу. Был опыт сотрудничества с аранжировщиками со стороны. Они прекрасно выполняют сложную, трудоемкую работу, а в результате... ничего: в нашем непрофессиональном коллективе это не звучит. Я же знаю, каким хоровым партиям что можно поручить, какие сольные голоса какую тему способны исполнить, а какую нет. Так что пока эта работа осталась за мной. Хотя в нашем хоре есть талантливый аранжировщик — священник Анатолий Трушин. Ему мы поручаем песенные переложения — например, из репертуара Шарля Азнавура и Мирей Матье, Евгения Мартынова и Муслима Магамаева. Я тоже люблю их делать, но у него попросту лучше получается. Сейчас в нашем репертуаре — его хоровые аранжировки «битлов» и группы «Queen». — У вас замечательные сольные голоса. Поде­литесь секретом: откуда такое сокровище?! — Главным образом это подлинные самородки, которые очень любят петь и потому со временем освоили это искусство в совершенстве. Есть еще одна когорта солистов — вокалисты, прошедшие суровую певческую школу в Троице-Сергиевой лавре у архимандрита Матфея (Мормыля). Наконец, несколько хористов продолжают оттачивать свое умение, занимаясь с педагогами по вокалу. К примеру, протодиакон Успенского кафедрального собора в Коломне Сергий Трутнев — человек-легенда, никогда нигде не учившийся пению и при этом настоящий, хрестоматийный русский диакон. За счет искренней веры, глубочайшего смирения, тонкого юмора, колоссальной физической силы он осваивает музыкальный материал, который по плечу далеко не всякому оперному басу-профессионалу. Однажды он пришел на репетицию и говорит: есть потрясающая песня Пахмутовой о войне — «Поклонимся великим тем годам», давай споем! Крещение на взлетной полосе — Каковы ваши предпочтения при подборе нотного репертуара для богослужений? — Из обихода исполняем то, с чем знакомы певчие Коломенской духовной семинарии, — с чисто практической целью, чтобы священники, закончившие учебное заведение полтора-два десятка лет назад и редко бывающие у нас на богослужениях, без труда смогли исполнить эти произведения. Например, такова «Владимирская» Херувимская песнь, хотя лично я и не очень ее люблю. Из авторских сочинений в нашем кругу в основном вещи, с которыми прекрасно знакомы прихожане из числа московской интеллигенции (Рахманинов, Чесноков, Кастальский). Из современных композиторов большим открытием для меня стал москвич Максим Котогаров — один из лучших, считаю, авторов церковных песнопений молодой пле­яды, музыку которого мы перепели практически полностью (а кое-что даже вошло в юбилейный диск хора, увидевший свет четыре года назад).

http://e-vestnik.ru/interviews/svyashche...

Продолжение передачи «Иван Семёнович Козловский на фронтовых дорогах». 01.07.2015 11:51:48 Николай Бульчук Программа посвященная 115-й годовщине со дня рождения выдающегося русского тенора, Ивана Семеновича Козловского. «И. С. КОЗЛОВСКИЙ НА ФРОНТОВЫХ ДОРОГАХ», ч. 2. В студии журналист Александр Плотников беседует с личным секретарем певца, Тамарой Денисовной Малаховой. Н. Бульчук: Это уже 16-ая передача, посвященная 115-летию со дня рождения выдающегося русского тенора, Ивана Семеновича Козловского. Журналист Александр Плотников инициировал беседу в нашей студии с личным секретарем певца на протяжении многих десятков лет – Тамарой Денисовной Малаховой. Темы цикла самые разнообразные: «Козловский и Лемешев», «Козловский и Шаляпин», «Козловский и Собинов», «Козловский и Чехов», и даже – «Козловский и Чкалов», «Козловский и Чехов», «Козловский на дорогах войны». Не знаю, насколько полно и охвачена ли вообще эта темы в юбилейный год великого русского артиста в других СМИ, но я горжусь тем, что на Радио «Радонеж» мы поднимаем такие пласты нашей славной истории, говорим о таких выдающихся личностях, встречаемся с ними посредством уникальных архивных материалов, переживаем и чувствуем биение их сердца, осознаем действительность их глазами и их восприятием! Мы рады, что готовы предложить нашим слушателям в таком объеме уникальный материал и уникального автора: думаю, никого не оставят равнодушными и проникновенный и мягкий голос ведущего, журналиста Александра Плотникова, и удивительно живая и выразительная манера повествования Тамары Денисовны Малаховой, автора четырехтомника, посвященного Козловскому, главного героя нашего цикла. Все шестнадцать передач этого цикла я собственноручно монтировал, выполнял сложнейший редакционный монтаж, согласно замыслу Александра Плотникова, вставлял архивные записи из богатейшей коллекции дисков И. С. Козловского, и, несмотря на колоссальное количество потраченного времени, испытал ни с чем не сравнимое наслаждение от общения – не только с авторами, но и с самим Иваном Семеновичем, которого не привелось встретить в жизни, но хорошо знал по рассказам отца. Иван Семенович Козловский неоднократно общался с ним, приезжая в Троице-Сергиеву Лавру и бывая на богослужениях, сопровождаемых Объединенным хором Троице-Сергиевой Лавры под руководством архимандрита Матфея (Мормыля), с которым они тоже близко были знакомы.

http://radonezh.ru/recommend/prodolzheni...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Троицкое слово: " Поминайте наставники ваша... " 01.07.2018 20:00 Поминайте наставники ваша... Заповедь апостольская находится в непосредственной связи с понятием исторической памяти, исторической преемственности поколений. Наши наставники – это не только лишь учителя и воспитатели, те, кому мы обязаны своими успехами в сознательной жизни, но и святые подвижники, которые, живя на земле, были одновременно и гражданами Небесного Отечества, Небесной России. Открывается программа проповедью старейшего насельника Троице-Сергиевой Лавры, смотрителя ее Патриарших покоев, архимандрита Илии (Рейзмира). Он современник пяти Патриархов, несет свое послушание духовника и много проповедует. Каждая его проповедь – уникальный образчик пастырского красноречия и непосредственно обращенного к слушателю духовного назидания. В программу входит цикл заслуженного профессора Московской духовной академии, доктора богословия К. Е. Скурата, который излагает в кратких тезисах жизнеописание современного нам подвижника благочестия. Константин Ефимович Скурат, живая легенда профессорско-преподавательского состава Московской Духовной Академии, преподающий в alma mater более шестидесяти лет своей жизни. Главный звонарь Лавры – игумен Антоний – пришел в обитель в сознательном юношеском возрасте и исполняет одно из интереснейших и ответственных послушаний: лаврского звонаря. Традиция колокольных звонов на Руси – особенная, а Лаврская традиция восходит своими корнями в седую древность. Программу завершает уникальная архивная запись из сокровищницы архива передачи «Троицкое слово» - фрагмент лаврского богослужения, которое своим пением сопровождает Объединенный лаврский хор под управлением приснопамятного архимандрита Матфея (Мормыля), главного Лаврского регента, скончавшегося в 2009 году.

http://radonezh.ru/radio/2018/07/01/20-0...

А отец мой был соловецкий заключенный. Я этого тогда еще не ценил, у меня была простая арифметическая формула, я думал: если в нашем поселке такая служба у отца моего, то в больших городах и митрополиях – там вообще, наверное, совершенно просто невероятно! Оказалось, нет такой зависимости. Господь одинаково в любом храме посылает благодать – что в громаднейшем соборе, что в простом сельском храме, что при звучании хора отца Матфея Мормыля, и при звучании простого-простого хора и простых людей. Я этого тогда еще не знал. И вот отец, как он мог читать это Евангелие? Он старался ни в коем случае не поддаться своему внутреннему радостному чувству этого чтения. Он старался читать, сдерживая себя, как и я стараюсь сдерживать себя, когда я говорю об этих вещах. И вы знаете, хочу вспомнить… Когда в 71-м году я пришел из армии, то был дуб дубом, в армии меня довели до кондиции, я пришел совершенно бесчувственный – такой настоящий солдат, солдафон. Это был я, тогда будущий отец Сергий, который присутствовал на службе Великой Субботы… И я почему-то стоял не рядом с отцом, где надо было мне стоять,  я стоял почему-то на клиросе – выше. И у меня было совершенно обычное чувство рядового солдата. Я стою и слушаю: ага, отец, да, я знаю, он хорошо читает. Больше ничего, ну никаких эмоций. И вдруг отец читает: «В вечер субботний свитающи, во едину от суббот, при и де Мария Магдалина…» И я слышу… Отец читал в тот раз без эмоций, он читал мужественно, он внутри все чувствовал. Я тогда не был лысым человеком, я стоял на клиросе, мое сердце было совершенно спокойно, никаких эмоций, но у меня на голове вдруг волосы поднялись. Нечто в храме наполнило всё так, как, наверное, бывает только у мучеников-исповедников. Я этого не понимал. Это было помимо меня. Не моя эмоция, не мое личное восхищение, а это взаимодействие могущественнейших сил ангельских и священника, который не предал Господа. Это было тоже один раз. Всё — сколько я ни служил, я больше этого никогда не слышал, не видел, но это совершенно поразительно! «Режиссеры» преподобные отцы

http://pravmir.ru/voskresni-bozhe-sudi-z...

О.Н Овчинников, регент хора Казахстанского митрополичьего округа, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения , заслуженный деятель искусств России, удостоен высокой государственной награды ордена «За заслуги в культуре и искусстве» указом Президента России В.В. Путина 132 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Данная награда, учрежденная указом Президента РФ 460 от 9 августа 2021 года для поощрения граждан Российской Федерации и иностранных граждан, за заслуги в сфере культуры и искусства, присуждена впервые. В ходе церемонии, состоявшейся в Большом театре, награды вручены 27 деятелям российской культуры. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru за темою Зеленоградський Сава нагороджений медаллю оборони «За та розширене групи Церкви та МЗС з питань екзархату та МНС пройшов у Державних нагород Предстоятель Церкви Сходу та ряд Церкви Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г. Лукашенку : та звернення] Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирила з РФ К. Чуйченко Кирила з РФ С.С. Кравцовим Кирила з нагоди Дня культури : та звернення] У VII хоровий фестиваль Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам [Стаття] У Навчальному пройшов загальноцерковний круглий присвячений питанням в духовних навчальних закладах У в у престольне свято зведений хор, який об " 12 з У Астани глави Казахстанського митрополичого округу з верховним Казахстан Синоду Казахстанського митрополичого округу У свято Господнього глава Казахстанського митрополичого округу звершив у Вознесенському кафедральному м. Алма-Ати Глава Казахстанського митрополичого округу звершив молебень про порятунок Алма-Ати та Казахстану з питань та Ради при РФ з об " Кирил В.В.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5921952...

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется…”. Хор начинает петь: “Да возрадуется…”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру. Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра. Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином. Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий…” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны…”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре. Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос…” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре. 1раз поет хор, 2раз поет духовенство, 3раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

18 октября 2022 Как в МДА учат церковному пению? Кто такой «Марк Камертонович»? В чём уникальность архимандрита Матфея (Мормыля) и почему его хор однажды приняли за актёрскую массовку? В четвёртом выпуске нового сезона программы «Лица Академии» многолетний академический регент и церковный композитор игумен Никифор (Кирзин) рассказывает о теории, истории и практике клиросного искусства. В Российской империи на рубеже XIX–XX столетий наблюдался высокий интерес к практике общенародного церковного пения. Документы русского Поместного собора 1917–1918 гг., певческих съездов, отчеты о деятельности церковных братств и обществ, публикации в прессе позволяют в полной мере представить, с каким размахом было организовано общенародное пение на богослужениях. Особую роль, безусловно, здесь сыграла поддержка высшего церковного священноначалия, что демонстрируют указы Святейшего Синода, изданные еще в 1804 и 1847 гг. Несомненно, изучение истории общенародного пения и накопленного богатого практического опыта чрезвычайно важно именно сегодня, когда вновь наблюдается возрождение и распространение этой древнейшей традиции, остающейся мощным средством не только церковного объединения людей, но и просвещения, и воспитания их в христианской вере. 6 октября 2022 3 октября 2022 Читателю предлагается ознакомиться с историей развития учебных заведений в дореволюционной России, направленных на подготовку профессиональных руководителей церковных хоров. В Российской империи руководители церковных хоров проделали путь от малограмотных регентов-практиков до высококвалифицированных выпускников специальных учебных заведений. В статье главного редактора издательства «Архив славянской письменности и печати» Веры Романченко рассказывается о том, в каких певческих корпорациях Древней Руси берут свои истоки лучшие учебные заведения Российской империи, когда регентское образование было впервые систематизировано и получило строгую образовательную программу, какой вклад внесло в становление церковно-певческого искусства.

http://bogoslov.ru/topic/28965

Мы хорошо слышим то, что нам говорят: приспособьтесь, подстройтесь, станьте частью бегущего в светлое будущее якобы культурного мейнстрима, или, по крайней мере, ведите себя тихо. Не смейте вступать в общественные дискуссии, обсуждать различные культурные явления, влиять на разработку культурной политики государства. Вот на эти окрики и нашептывания нужно прямо сказать «нет». Мы не должны подстраиваться под выдуманную не нами «реальность». Мы должны определять то, что происходит в нашем обществе. Мы должны творить культурный облик нашего народа. Мы должны созидать реальность такой, какой ее видит православный общественный идеал. Мы должны не приспосабливаться к миру сему, а менять его по Божию закону. Это может получиться, а может — нет. Мы можем быть успешными, а можем проиграть. Но окончательная победа все равно за теми, кто живет по Божию слову, по слову Христову, потому что вся та реальность, которая окружает нас сегодня, даже если она выглядит очень убедительной и мощной, не является окончательной, не является, по большому счету, настоящей. Истинная реальность — та реальность, на которую нам нужно ориентироваться в жизни, — это реальность Божия Царства. Его образ нужно держать в сердце и в уме, когда от нас требуют подстроиться и приспособиться под культурный, идейный и политический «мейнстрим», заданный небольшим кругом современной западной элиты и теми элитами нашего государства, которые повторяют что-то за элитами западными. Образ Царства Божия — образ той единственной реальности, которая имеет вечный характер — должен быть для нас главным, когда мы выстраиваем нашу жизнь, в том числе в области культуры. И никто не изменит, не устранит, не победит этой реальности, потому что — Христос воскресе. Воистину воскресе Христос! Патриархия.ru за темою Портал Богослов.ru та «Тетянин день» запустили «Священик XXI Кирил: Там, де Хрест Христа, неминуче рано чи життя людей до пекла На слово» пройшов круглий присвячений постраждалим На експертна платформа На журналу «Фома» #молимсязаврачеи Голова Синодального Церкви з вручив нагороду Генеральний секретар Руху Церкви у ряд з представниками Церкви Заява Синодального Московського Церкви з [Документи] Кирил концерт на присвячений Дню слов " та культури Кирил концерт на присвячений Дню слов " й культури Концерт на присвячений Дню слов " та культури У Христа Спасителя прийом з нагоди Дня слов " й культури та Предстоятеля Церкви з ключовими словами Церква громадська думка – синодальний Церкви та –   Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле Повернення церковного майна - борг держави перед Церквою Я опять ищу лик Христа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3660284...

– А как вспоминается вам ваша учеба в Московских духовных школах? – Разумеется, вспоминаю семинарию, где учился, самыми добрыми словами. Потому что это была единая, добрая, цельная семья. Училось нас очень много – тогда были большие наборы. Нас в первый класс приняли почти 120 человек. Жили очень и очень тесно, но при этом были замечательные взаимоотношения. Наш преподаватель по истории Русской Православной Церкви, удивляясь, говорил: «Я еще не успел задать вопрос и вызвать студента к доске, а со всех сторон уже сыплются подсказки». Такое вот было единение. И его я могу оценить только положительно, поскольку я прошел армейскую подготовку и было с чем сравнивать. В любой ситуации чувствовалась поддержка товарищей: если пропустишь лекцию, всегда давали конспект, помогали подсказкой; заменяли на послушаниях. При этом ребята были очень яркие, активные. У нас не было огульного веселья, но были нормальные живые радости, присущие молодым людям. Я благодарен Богу за то, что прошел эту школу. – Можете ли вы сравнить нынешнее положение (учебный, воспитательный процесс, научная работа и проч.) в семинариях с тогдашним? – Очень важным моментом тогда было доброе отношение наставников и преподавателей к студентам. И знаете, нас обычно называли не студентами, а воспитанниками. Действительно, мы учились не только богословию, а истинным, христианским отношениям между людьми. И это было главным. Я могу вспомнить, дай Бог ему здоровья, отца Матфея (Мормыля) – это замечательный человек, кладезь, причем не только в плане церковного пения. Он читал нам лекции по Священному Писанию Нового Завета. Отец Матфей показывал нам пример благоговейного отношения к церковной службе. Константин Ефимович Скурат, непревзойденный знаток патрологии, взращивал в нас православные идеалы. Вспоминаю покойных профессоров, которые ушли в вечность. Это Иван Васильевич Воробьев, которого даже сравнивать не с кем; когда он ушел из жизни в прошлом году, закрылась последняя страница старой академии. Это был большой, добрый ребенок, который в каждом человеке видел исключительно лучшее. И такое видение могло научать только хорошему. Покойный доцент Иван Александрович Глухов – замечательный преподаватель. Как же нам тяжело было учить его предмет – катехизис! Днем и ночью мы зубрили цитаты. За восемь лет обучения я получил единственную двойку – именно по катехизису. Но так Господь судил, что Иван Александрович заложил в меня такую любовь к этой дисциплине, что из всех предметов, которые я сейчас преподаю, самым любимым является катехизис. Это основа основ, в нем есть все: история, богословие, догматика, литургика. Что касается Сретенской семинарии, то это молодая духовная школа, которая взяла от Московской самое главное – доброе отношение к людям. Потому что никакие богословские и гуманитарные знания, пусть даже самые твердые, никогда к Богу не приблизят, если человек будет расти без любви. Пастырское попечение, человеческая, семейная забота просто необходимы. Без них невозможно.

http://pravoslavie.ru/30305.html

Вообще для бОльшего числа людей вокальная музыка просто более понятна. К симфонической музыке нужно привыкать. Если человек с детства не обучен слушать симфоническую музыку, в зрелом возрасте ему трудно приобщиться к ней. Поэтому своих детей мы стараемся приучать слушать и симфоническую, и хоровую музыку прямо с пеленок. - Какое влияние оказывают друг на друга эти две, на первый взгляд, разные сферы: хора и оркестра? Какие примеры Вы могли бы привести из своего дирижерского опыта? - В нашем хоре Подворья Троице-Сергиевой Лавры поют профессиональные музыканты, люди светские, не монахи. А для того, чтобы светскому человеку понять, что такое молитва, нужно пройти определенный жизненный путь. Пока не все в хоре готовы воспринимать объяснения исключительно на духовном уровне. Поэтому мне нужно обращаться к ним языком притч, приводить примеры, которые всем понятны. Однажды мы исполняли концерт в Рахманиновском зале, а потом издали диск, где была записана в том числе стихира архимандрита Матфея (Мормыля) по 50-м псалме в праздник преподобного Сергия Радонежского. Владыка всегда старался присутствовать на репетициях, но эту стихиру услышал уже на концерте и попросил рассказать, как получилось так молитвенно спеть. На репетиции разучиваю с ребятами это песнопение и вижу: все не то, скучно поют. А там, действительно, ноты совсем простые и певцам как будто не очень интересно это исполнять. Владыка неоднократно мне говорил об этом: профессиональным музыкантам сложно петь простую музыку. Они не видят в ней чего-то особенного для себя. Это так же, как с человеком, который привык есть вкусную и изысканную пищу: ему простую кашу съесть трудно. Может быть, банальный пример, но верный. Меня такое пение не устроило, говорю: «Стоп. Все мы с вами учились в консерватории. Кто знает такой жанр, как инструментальный концерт?». Руки поднимаются вверх, то есть все знают. Далее спрашиваю: «Вы себе четко представляете среднюю часть инструментального концерта?».А это тихая музыка, исполненная внутреннего созерцания, как правило, в медленном темпе. Музыка, исполненная самых возвышенных чувств, которые уже где-то приближаются к молитве. «Пожалуйста, вспомните произведение из классики, которое вы можете принять как некую аллюзию, ассоциацию на вторую, медленную часть инструментального концерта». Эффект был удивительный! Люди живо это восприняли и в итоге спели глубоко, душевно и духовно. Так в нужный момент была найдена соединительная нить между духовной и светской, хоровой и оркестровой музыкой.

http://ruskline.ru/opp/2017/iyul/18/horo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010