8-го ч. утром посетили меня Председатель означенной Комиссии И.Д. Делянов и Члены – Помощник Попечителя Киевского Учебного Округа, Генерал-Майор Ив. Петр. Новиков и Член Совета Министерства Народного Просвещения Авг. Матв. Гезен 149 , а в 5 часов пополудни я приглашен был, вместе с этой почтенной Комиссией, к обеденному столу у Попечителя Харьковского учебного Округа Петра Карл. Жерве 150 . 11-го ч. такой же обед был у Начальника губернии, Князя Дим. Никол. Крапоткина, а 13-го я пригласил к себе на вечерний чай как Членов Комиссии, так и Начальника губернии с Попечителем Учебного Округа и Ректором Университета. —215— 1875 г. Входя в собеседования порознь с некоторыми из Членов Ученой Комиссии, я слышал от них разноречивые суждения об одном и том же предмете. От одного из Членов Комиссии, именно, от А. И. Георгиевского (председателя Ученого Комитета Минист. Народ. Просв.), я слышал такой вопрос: «Не было ли бы полезно открыть при Университетах Богословский Факультет?» На такой искусительный вопрос дан был мною, разумеется, отрицательный ответ. Между Членами Комиссии был профессор Московского Университета Н. А. Любимов 151 , возбудивший против себя своими письмами об Университетском вопросе, помещавшимися в «Московских Ведомостях», сильную бурю как в среде ученой Университетской корпорации, так и в журнальной прессе. И этот-то пререкаемый вопрос, изданный в особой книге 152 , предложен был мне в дар ученым автором. 10-го ч. получен был мною, при отношении Председателя Церковно-Археологического Общества при Киевской Духовной Академии, Преосвященного Филарета, Епископа Уманского, от 31-го октября за 161, Диплом на звание Почетного Члена означенного Общества. Вот что изображено в этом дипломе: «Церковно-Археологическое Общество при Киевской Дух. Академии, высоко почитая ученые заслуги в области Церковной Археологии Преосвященнейшего Саввы, Епископа Харьковского и Ахтырского, на основании § 9 своего устава, избрало Его в свои почетные члены. Киев, 1875 г., октября 30 дня. Председатель Общества, Ректор Киевской духовной Академии, Филарет, Епископ Уманский. Секретарь Общества Николай Петров » 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Геликопский, Митр. Яковл., прот. Моск. Глаголев, Иос. Ив., учит. Липецк. ц. уч. Годнев, Генн. Вас., протоиер., ректор Нижегор. дух. семин. Голубцов, Ал-др Петр., проф. М. Д. А. Городенский, Мих. Гавр., свящ. Моск. Городенский, Ник. Гавр., доцент М. Д. А. Горбова, София Николаевна Горшанов, Викентий Ив., потом. почётн. гражд. Грановский, Афанасий Андреевич Греченинов, Александр Тихонович —17— Грачева, Елиз. Матв., вдова Инженер-механика Григорий, Епископ, Управляющий Московским Донским монастырём Грингмут, Владимир Андреев., Действ. Ст. Советн. Громогласов, Илья Мих., доцент Моск. Дух. Академии Громковский, Иав. Конд., священник, учитель Липецкого дух. училища Гюбнер, Т-ство Дедюхина, Глафира Иосифовна Димитрий, архимандрит, Настоятель Сретенского Московского монастыря Дионисий, архим., Ректор Благовещ. дух. семин. Дмитревский, Ник. Владим., пом. смотр. Липецкого дух. училища Доброгаев, Мих. Адриан., Смотр. Черниг. Дух. уч. Добролюбов, Ал-др Феод., свящ. Моск. Добронравов, Ник. Павл., свящ. Моск. Драгомирецкий, Вл. Стеф., старший цензор Варшав. Ценз. Ком. Дружинин, А. Н., пот. почёт. граждан. Дядьков, Мих., Смотрит. Новочеркасск. дух. училища Евгений (Зернов), иеромонах, преподав. Черниговск. дух. семинарии Елеонский, Никол. Александр., прот. проф. Моск. Университета Еремеев, Александр Петрович Забавин, Бор. Ив., Моск. свящ. Заозерский, Ник. Ал-др., проф. М. Д. А. Зеведеев, Ал-др Яков., Инсп. Оренбург. дух. семин. Зезевитова Зимин, Николай Гавриилович Зыков, Павел Герасимович —18— Ивановский, Никол. Александр., священ. Московск. Иванцов, Ник. Мих., прот., Сакелларий придворн. Москов. Благовещенского собора Извеков, Пав. Григ., прот., Наст. При-дворн. Москов. Архангельского собора. Иринарх, иером., эконом М. Д. А. Иосиф, архим., инспектор М. Д. А. Кавганкин, Симеон Афанасьев., свящ. Москов. Казаков Л. П. Казанский, Пётр Ив., бывш. проф. М. Д. Академии Калашников, Пётр Мих., пот. поч. гр. Калужский, Неофит Васильевич Каменский, Вас. Иванович Каптерев, Николай Феод., проф. М. Д. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

67 Бутенев на это письмо отвечал Ив. Матв. Толстому, с приложением копии инструкции Ступину, что просьба болгар есть дело некоторых людей неавторитетных, заподозривает Александра Екзархова и особенно Ковачевича, который будто бы думал быть представителем всех болгарских епископов, и уверил, что болгары просят только епископов и священников в те приходы, в коих нет таковых; а чтобы слушать в церкви слово Божие на родном языке, для этого нужно озаботиться об исходатайствовании им права на народное образование 68 . Вместе с тем Бутенев делал несколько представлений патриарху константинопольскому о постепенном введении славянского языка в богослужение 69 . Но результат этих представлений для вас неизвестен. Знаем только, что в 1858 году снова возгорелась в Адрианополе борьба между греками и болгарами из-за церковного употребления славянского языка, к чему подали повод сами греки. По поводу донесений о сем Ступина Государь Император в двух местах сделал собственноручные заметки, в которых крайне жалеет о такой неурядице и весьма желает, чтобы Бутенев урезонил патриарха сделать болгарам законные уступки, предсказывая, в противном случае, самые жалкие последствия 70 . И вероятно, усилиям русской дипломатии нужно приписать то обстоятельство, что патриарх разрешил адрианопольским болгарам употреблять при богослужении славянский язык, от чего болгары пришли в неописанный восторг 71 . В том же 1858 году исходатайствовано было и следующее общее распоряжение Порты относительно данного предмета: «если в приходе церкви 40 домов, и из них 25 болгарских, а 15 греческих, то отправлять богослужение по-славянски; если же наоборот, то по-гречески. Такую же пропорцию приказано наблюдать и в больших количествах семейств, принадлежащих к приходу церкви. Правда, – писал архимандрит Петр, –что этот приказ отдан словесно, но он объявлен со всею силою всем, кому ведать о том надлежит 72 . Но словесвый приказ, ненамеренно или намеренно, легко мог забыться и действительно забывался греческими иерархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

—608— расти и начать свое воспитание в таком городе и крае, где православному – русскому совсем не естественно оставаться индефферентным к делу Православия и к духовной судьбе инославных братьев и сестер. – Простите меня, что я как будто возлагаю издали не очень легкое духовное бремя на ваши плечи: знакомьте меня с этим бременем, чтобы и мне не быть в невозможности касаться к этому бремени соучастливо. Вам, конечно, Антонина Ивановна писала о моем предположенном было намерении побывать в следующее лето в Казани и на пути туда и обратно отдохнуть у вас в Нижнем 915 : не так расположились обстоятельства, – значит, Богу угодно так! – Анна Сергеевна свидетельствует вам обоим глубочайшее почтение и сердечное соучастие, – Целует Аркадия великого 916 . Простите вашего А. Бухарева . Тихону Алекс. Горизонтову 917 мой поклон и желание всего лучшего. Мы оба здоровы. Адрес простой: в Ростове, Яросл. губ., Алек. Матв. Б .... у. XXV 3 Декабря 1867 г. Добрые друзья О. Валериан Викторович и Александра Ивановна ! Благодарю за дружеские письма. Радуюсь, добрый Отче, что Господь дает вам не терять искренне-духовного образа мыслей и духовной озабоченности в делах. Возгревайте этот дар. Вы желаете и моего в этом содействия, – не отказываюсь. И прежде всего, что касается до обращений в правосл. веру, – сожалея о корыстных к этому побуждениях, напомню вам мысль св. Ефрема Сирина , что вступающие наприм. в монашество, не совсем по добрым побуждениям, все же помилованы Господом чрез свое вступление в лучший христианский путь и могут после во- —609— сполнить недостаток добрых побуждений. Вступление в Правосл. Церковь , конечно еще желаннее и нужнее для души, чем избрание в ней лучшего пути. Итак не скорбите слишком, если вступают в Церковь и не совсем по достойным побуждениям. Начинайте дело свое с ними в таком духе: «да, Божий же дар – и выгоды жизни. Нет ничего недостойного Его, что Он влечет вас к Себе вашею мыслию о Его же дарах. Только и помните, что это – истинно Его дары, Его благодать и милость.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Указ о посылке состоялся еще 26 декабря 1696 года. Из Москвы выехали 9 марта 1697 г. Из Амстердама на границу цесарскую пришли 5 июня 1698 г. В Вену приехали 16 июня и 18 июля были приняты императором. 19 июля указано Ф. Я. Лефорту и Ф. А. Головину «ехать для государственных нужных дел от двора цесарского величества через государство королевского величества Польского к Москве наскоро», а П. Возницыну остаться в Вене. – В состав посольства входили: «дворяне» (с Лефортом) – Ив. Францов Кулон (Кулом), Як. Ал. Дуарсий, Богд. Богд. Пристав, Вилим Родионов Туркавиле (Туркавил), Ив. Ант. Смет (Шмит), Андр. Андр. Грот (Грод), Давыд Юрьев Эглин (Енглис), Ив. Варф. Гуммерт, Роман Вилимов Брюс (Брус), Евстафий Ильин Фонс (Фонк, Фонка, Функ), Ив. Ил. Коберт, Петр Богд. Лефорт, Фед. Ник. Балк; (с Возницыным) – Андрей Фед. и Ив. Артемьев Возницыны; (с Головиным) – Алексей Ал. Головин, Ив. Фед. Головин, Сем. Петр. Бестужев, Ульян Иакимов Сенявин, Глеб Прокофьев Радищев, Матв. Гавр. Белецкой (Билецкой, Былецкой), Нефедей Григ. Срезнев, Томас Томасов Книпер; – «во дворянех и для толмачества итальянского, латинского и польского языков» капитан иноземец Гр. Ив. Островский, Посольского приказа переводчик Петр Вульф и Петр Шафиров; толмачи Андрей Гемс, Алексей Змеов, Ив. Кропоткин; лекарь иноземец Яганко Термант (Тертман); Серебреной палаты мастер иноземец Мв. Яковл. Рудольф; Золотой палаты мастер Крестьянин Дитмар; церкви Воскресения Христова, у государя вверху, священник Ив. Поборский и дьякон Тимофей; подьячие Посольского приказа Мих. Волков, Мих. Родостамов, Мих. Родионов (Ларионов), Никифор Иванов; приказа Казанского Дворца Ив. Чернцов; Большой Казны Федор Буслаев и Петр Ларионов; собольщики Ив. Попов (Копьев) и Петр Григ. Чистяк; приказа княжества Смоленского сторож Ив. Афанасьев; 35 человек начальных людей и солдат Преображенского полка «для учения воинского поведения и морского дела»; «для караулу» 62 человека солдат Преображенского полка с начальными людьми с майором Ив. Шмитом; верховные карлы: Ермолай Мишюков, Аким Волков, Денис и Фед.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Если добрые все уйдут и останутся равнодушные, то – как же церковь будет брошена? И не такие бури она пережила, а всё-таки Господь спасал её, а малодушные дадут ответ перед Пастыреначальником. Пусть выгонят, это дело иное. Миссионерское, общество сделает столь же мало добра в Москве, как и в Питере, если не будет средств и людей. А от одних возгласов мало толку. Парфению я писал в Иркутск, чтобы запасался собственными средствами, а не ограничивался бы только требованием на людей от общества, которое не в силах ему помочь. Каждый за себя, Бог за всех, – говорит русская пословица. К митрополиту Исидору я писал об учебнике Макария, прося обратить на него внимание, как первенствующего. Не знаю, будет ли он как Диотреф в письме Василия Великого ? Но я свой долг совести исполнил. Иннокентию же писать не для чего; ибо Гаврюша ему ничего не читает, и он только приветствует телеграммами. Великое искушение, что он вышел из своей рамы, где был так хорош, а мне наука не соваться там… 241 С наступлением старости у пр. Платона увеличивался мрачный взгляд на современную жизнь, и развивалась чувствительность к разного рода неприятностям. «Так тяжело, – писал он в 1870 г., – что желание оставить всё делается неодолимым. Из чего идти, чего биться? Кроме скорбей, клевет, срама и обид нет ничего. А между тем нет времени подумать о душе». 242 Павел Доброхотов, епископ Вологодский с 1866 г.; с 1869 г. Псковский; с 1882 г. Олонецкий. Скончался на покое настоятелем Москов. Высокопетровского монастыря. О нём см. примеч. выше. 243 Никодим Белокуров, настоятель Богоявленского монастыря, бывший ректор Вифанской и Московской семинарий. 247 Стасюлевич Михаил Матв., профессор всеобщей истории в петерб. университете; в 1861 г. оставил университет и стал издавать журнал «Вестник Европы». 248 Настоятель Данилова монастыря Иаков Кротков 12 января назначен епископом Муромским, викарием Владимирской епархии. 249 Тихон Покровский, викарий выборгский, второй викарий петербургской митрополии. † в сане архиепископа Волынского в 1885 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воскресенской, за Даниловым м-ром, свящ. Павла Георг. Любимова Воскресенской, при Императорском Екатеринин. богад. доме, свящ. Петра Дим. Воздвиженского Воскресенской в Кадашах, свящ Ник. Ал-др. Воскресенского Воскресенской, в Монетчиках, прот. Петра Никол. Сахарова Воскресенской, на Остоженке, свящ. Ник. Мих. Миловского Воскресенской, в Пленницах, свящ. Ник. Иоанн. Молчанова Воскресенской, на Семеновском кладбище, свящ. Конст. Иоанн. Остроумова Воскресенской, в Таганке, свящ. Ник. Аникит. Красневского Всехсвятской, на Кулишках, свящ. Ник. Никит. Дроздова Гавриило-Архангельской, при Почтамте, свящ. Иоанна Афан. Соколова Георгиевской, на Всполье, близь Кудрина, свящ. Серг. Макс. Садковского —37— Георгиевской, в Грузинах, свящ. Дим. Косьм. Холмогорова Георгиевской, на Красной Горке, свящ. Ник. Ал-еев. Скворцова Георгиевской, на Лубянке, свящ. Сим. Вас. Смирнова Георгиевской, в Яндовах, свящ. Ал-ия Петр. Белокурова Девятинской, близь Пресни, прот. Ал-дра Иоанн. Любимова Димитрие Солунской, свящ. Ильи Мих. Флерина Духосошественской, на Даниловском кладбище, свящ. Ал-дра Васил. Модестова. Евпловской на Мясницкой, свящ. Дим. Феод. Добронравова Екатерининской, в Екатерин. Институте, свящ. Иоанна Васильев. Арсеньева Екатерининской, на Ордынке, свящ. Иоанна Петр. Ключарева Екатерининской, при Воспит. доме, прот. Николая Конст. Протопопова Елисаветинской, на Дорогомиловском кладбище, свящ. Дим. Дим. Виноградова Ермолаевской, на Садовой, прот. Серг. Серг. Модестова Зачатиевской, в Зачат. мн-ре, прот. Саввы Ал-еев. Нечаева Зачатиевской, в Углу, прот. Михаил. Симонов. Боголюбского Знаменской, близь Девичьего поля, свящ. Иоанна Иоанн. Крастелева Знаменской, на Знаменке, свящ. Георг. Ал-еев Ключарева Знаменской, в Переяславской слободе, свящ. Вас. Петр. Флерина Знаменской, на Петровке, свящ. Ник. Максим. Никольского —38— Иверской, на Ордынке, свящ. Ник. Иоанн. Мячина Илие-Обыденской, свящ. Иоанна Матв. Лебедева Ильинской, на Воронцовом поле, прот. Дим. Иоанн. Языкова Иоакиманской, на Бол. Якиманке, свящ. Ал-дра Дим. Крылова

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Якубов, Ник. Евграф., каф. прот. и смотр. Вологод. дух. училища —14— III. Действительные члены Абрамова, Софья Абрам. Аксенов, Серг. Дмитр., пот. поч. гр. Андреев, Карп Андреов., кр-н Ряз. г. Антоний, архим., Рект. Виф. дух. сем. Антушев, Ник. Петр., свящ. Моск. Афонский, Ал-ей Петр., свящ. Моск. Багрецов, Мих. Петр., свящ. Серг. Пос. Баев, Ник. Ив., пот. поч. гр. Балакирев, Ив. Никит. Барановых Т-во Басов, Феофил. Ал-др., свящ. Моск. Безсонова, Варв. Андреевна,пот. поч. гр. Берников, А-р Федор. пот. поч. гр. Благоразумов, Ник. Вас., протопресвитер Моск. Усп. Соб. 2 р. 50 к. 2 р. 50 к. Богданов, Влад. Серг., академист Имп. Акад. Худ. Богословский. Вас. Серг., прот. Моск. Богоявленский, К-н Иоанн., прот. Моск. Бутурлина, Марья Серг., вдова ген. от инфант. Былов, Ник. Ник., смотр. Волокол. дух. училища Бычков, Ант. Федор., Моск. купец Белокуров, Серг. Ал-еевич Белоусов, Ив. Ив., Тул. куп. Белтов, Мих. Ильич Бельский, Серг. Дм., соб. прот. г. Кирсанова Беляев, А-р Дм., проф. М.Д. Академии Вальский, Ник. Андреев., свящ., смотрит. Пошехон. Духов. учил. Варгин, Вас. Вас., Моск. куп. Васильев, Никита Вас., Моск. куп. Введенский, Ал-ей Ив., доц. М.Д. Академии Веригина, Татьяна Ив., жена свящ. Веселовский, Мих. Андреев., свящ., инсп. кл. Влад. Еп. женск. учил. Виллер, Эрих Эдуард., Моск. куп. 6 р. 60 к. Виноградов, Ник. Ив., преподават. Виф. дух. сем. Виноградов, Ник. Павл., дворян. Виноградов, Фед. Петр., Моск. куп. Владимиров, А-р Ефим., пот. поч. граждан. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дм., свящ. Моск. Волконский, Петр Григ., светлейший князь Волынский, Ив. Ив., Москов. куп. Воронцов, Влад. Вас., свящ. Моск. Воропанова, Елизав. Мих., дворянка Воскресенский, Григ. Ал-др., проф. М.Д. Академии Воскресенский, Ник. Матв., свящ. Моск. Всехсвятский, Ник. Дим., пом. секр. М.Д. Академии Георгиевский, Вас. Сем., пом. смотр. Ефрем. дух. учил. Герасимов, Евламп. Петр., кр-н Владим. губ. Глаголев, Вас. Ал-еев., преподав. Уральск. дух. учил . Глаголев, Серг. Серг., доц. М.Д. Акад.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

86 Неправда, потому что по правилам (31 апост., 13 и 15 двукр. соб.) только тогда не нужно дожидаться суда соборного, когда епископ проповедует ересь уже осуждённую соборами (напр. арианство, несторианство и др.) или св. отцами, т. е. уже известную, как говорится в 15 пр. двукр. собора. «Отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некие ереси, осужденным соборами, или отцами» (кн. прав.) И Матв. Власт., толкуя это правило, говорит: «ересь, осужденную божественными отцами». (Синт. сост. 200, гл. 12, стр. 359: тоже у Вальсамона). Аристин же, сокращая это правило, допустил ошибку, сказав: «за ересь его от собора, или от св. отец неведому сущу», потому что таких слов в 15 пр. нет, а есть только вышеприведённые. В 13 же пр. того же собора прямо сказано: «аще пресвитер… зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его дерзнет отступити от общения с ним... таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести». Если бы действительно собор предоставил каждому пресвитеру и мирянину определять ересь без соборного рассмотрения и отделяться от епископа, как неверно говорит Аристин, то это было бы погибелью для церкви. Пример сего мы видим на старообрядцах, которые, не понимая, что такое догмат и что такое обряд, не могли понять, что такое ересь, а потому смешали обряды с догматами. Сложение перстов, (т. е. самую форму), хождение по солнышку и пр. они считают догматом, и замену этих обрядов другими сочли ересью, ради чего произвели раскол и отделились от церкви; а священство, причащение и пр. тайны сочли за обряды, которые будто бы можно и оставить, так как можно и без них спастись. Видите ли, как опасно отделяться от церкви без соборного рассмотрения и своим разумом определять ересь. 87 Но это пояснительное слово «епископов», поставленное в скобках, есть вымысел Усова, потому что св. отец говорит: епископ или пресвитер, разумея того или другого, а потому слово «без вид» относить только к епископам, да ещё ко всем без исключения, есть злонамеренное перетолкование слов св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

—297— кви» Евфимия при участии Лихудов написано в сентябре 1688 г., Афанасия архиеп. Холмогорского «Книга православного исповедания», явившаяся в декабре 1688 г.) Вторая половина второй главы посвящена изложении спора о пресуществлении не в Москве, а на Украине, куда обратились за поддержкой обе партии – и православная, и латинствующая. Довольно подробно останавливается автор на соборе 1690 года. В заключение второй главы автор останавливается на некоторых трудах Лихудов, именно на труде Софрония Лихуда, окоченном в феврале 1690 года: «Мечец духовный», иначе «Диалоги, сиречь разглагольства грека учителя к некоему Иисуиту». Будучи, по автору, капитальным вкладом в богословскую литературу XVII в., свидетельствующим о недюжинном уме и громадной богословской начитанности Софрония Лихуда, «Диалоги» его имели для современников и частный интерес, представляя, как бы дополнение и разъяснение к Акосу по вопросу о времени пресуществления. Кроме того, обращают на себя внимание автобиографический и апологетический элементы «Диалогов». Софроний Лихуд присоединил к ним краткую автобиографию свою и своего брата и сделал несколько замечаний в защиту западноевропейской учености и в пользу восточной греческой церкви, и при турецком владычестве, сохранившей неповрежденным православие. Отмечается труд Иоанникия Лихуда от 1692 года по пересмотру и исправление древнеславянского перевода литургии Иакова (первоначальный славянский перевод сделан были Евфимием патриархом Терновским) и доказывается участие братьев Лихудов в составлении двух обширных сборников, направленных против латинства. То были «Остен» Евфимия инока и «Щит веры» Афанасия архиеп. Холмогорского. Глава третья (стр. 400–478) имеет своим предметом общественные отношения Лихудов. Отметив видное и влиятельное положение, какое заняли Лихуды в Москве, автор изображает отношения к ним сторонников греческой партии Евфимия, Афанасия Холмогорского, патр. Иоакима, Иова, впоследствии: митрополита Новгородского, и светских покровителей Лихудов: князя Б. Голицына, Авр. Фед. Лопухина , ф. Матв. Апраксина, Ф.А. Головина, а с другой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010