Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как связаны Масленица и Старый Новый год? История первого дня календаря 2 мин., 13.01.2017 Павел Флоренский как-то подметил: «Русская вера сложилась из взаимодействия трех сил: греческой веры, принесенной нам монахами и священниками Византии, славянского язычества, которое встретило эту новую веру, и русского народного характера, который по-своему принял византийское православие». Эту мысль иллюстрирует и русская традиция встречи Нового года. Когда Юлий Цезарь познакомился в Египте с солнечным календарем, который был проще римского, он решил позаимствовать египетский опыт, и в новолуние 1 январе 45 г. до Р. Х. империя перешла с лунного календаря на солнечный. Однако введенный «сверху» отсчет времени еще долгие столетия боролся с древней традицией отмечать начало годового цикла в день весеннего равноденствия. А на Руси даже после принятия христианства в народе долго встречали Новый год в разные дни месяца, близкого к весеннему равноденствию (иногда это был февраль, иногда — апрель). Академик Б.Рыбаков в своей книге «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII bb.» так описывал новогодние обряды языческой Руси: «В эти дни сначала гасили все огни в очагах, затем добывали трением „живой“ огонь, пекли специальные хлебы и по разным приметам старались угадать, каков будет наступающий год. В честь богов устраивались пиры, на которых закалывали быков, козлов, баранов, всем племенем варили пиво, пекли пироги». Естественно, Церковь не могла смириться с такими пирами в дни Великого Поста. Но языческая традиция оказалась настолько сильна, что праздник все равно остался, хотя и переместился в канун поста, превратившись в Масленицу. На Руси со времени принятия христианства установился некий компромисс календарных традиций. Читайте также: Как в России начали «толкаться» Новый год и Рождество Ho b kohцe XV века он начал вызывать все больше неудобств. Однако в ту пору многие твердо верили, что в 7000 году «от сотворения мира» (в 1492 году от Рождества Христова) наступит Судный День, и даже даты Пасхи определяли только до 1492 г. (И. Климишин). Но «роковой» срок миновал, а Судный День так и не наступил. И в сентябре 1492 г. Московский церковный собор на радостях утвердил пасхалию на последующие годы, а заодно перенес начало года с марта на 1 сентября: в августе-сентябре собирали урожай, и государевой казне легче было сразу же получать с подданных годовые платежи. Так произошел окончательный разрыв Руси с лунным календарем.

http://foma.ru/kogda-prihodit-novyiy-god...

Мы тоже здесь встретили и проводили святки, только у нас они совсем перепутаны, так как новый год празднуется по новому стилю, 20 декабря. Японский год начинается приблизительно с Февраля, одним словом с переходом зимы на весну. Но теперь введено европейское счисление и старый год помнится в каких-нибудь захолустных деревнях, да у стариков, которые никак не могут помириться с мыслью, что новый год начинается при полнолунии. Празднование нового года здесь весьма интересно и напомнило мне нашу масленицу, которая, кстати сказать, и начинаться-то должна бы тоже приблизительно при переходе зимы на весну. Канун нового года проходит в разных приготовлениях и расчетах со старым годом. В городе всеобщее возбуждение. Ночью никто не смыкает глаз, кроме разве сильно больных. Если некоторые лентяи и засыпают, то во всяком случае уже после 12, в новом году. Хозяйкам дела очень много. Нужно гонять дьявола, который в прошлом году довольно бесцеремонно расположился в их доме. Нужно готовить «моци», новогоднее кушанье, по значению прямо тождественное с нашими блинами или с малороссийской кутьей. На вид это нечто вроде клёцок из риса, особенным образом —447— стертого, что-то такое клейкое, вязкое, нельзя сказать, чтобы очень легкое для желудка (но ведь, это священная пища, это блины, а при них об удобствах пищеварения совсем не спрашивается). Моци варятся и подаются с соусом, строго определенным для каждого дня. В первые три дня (или неделю, не знаю хорошенько) соус варится из всех овощей (непременно местных, японских), какие только употребляются в японской кухне. В восьмой день делают соус из сладкого гороха или чечевицы, а в 15-й и 30-й еще из чего-то. Канун нового года, таким образом, проходит в хлопотах. – Да и не для одних хозяек, так как вся семья заинтересована в приготовлении моци, всякий помогает, насколько и чем может. Но, ведь, моци варятся, и для этого нужен огонь, не будничный огонь, которым пользовались целый год, не огонь от варварских спичек: для моци нужен огонь тоже новогодний, священный. Такой огонь достается только из мия Гион. Это капище бога кёотосской земли. В нём горит всегда огонь, к которому в ночь на новый год и отправляется всё Кёото или по крайней мере, отправлялось прежде, когда тлетворное влияние европейской культуры еще не проникло сюда. Каждый идет в Гион с соломенной веревкой для огня, и, зажегши её, возвращается домой, крутя и махая ей во все стороны. Идут таким образом целые тысячи народа, наполняют собой все улицы города. Представьте же себе, какое это оригинальное зрелище. В доброе старое время был при этом и еще другой, тоже весьма похвальный обычай: всегда вежливые и почтительные кеотосцы на этот раз, именно идя или возвращаясь из Гиона, обязаны были бросить свою вежливость и быть, насколько могут, более грубыми. На всякий толчок локтем, на всякое случайное прикосновение должно было отвечать пинком, а то и оплеухой. На улицах поэтому шла всеобщая драка. Премилый обычай!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это и есть знаменитый Дай-буцу киотский. Собственно говоря, статуя состоит из одной головы и плеч, и, не смотря на это, достигает высоты сажен пяти. Размеры лица ужасны, теряется даже обычная в буддийских статуях сонная красота. По лесенке можно подняться к самому затылку Дай-буцу, где поставлен небольшой жертвенник. Говорят, в старину изображение было бронзовое, но погибло во время пожара. Остатки этого бронзового Дай-буцу показываются и теперь. Настоящая статуя или собственно бюст сделан усердными купцами Осаки. Все это – дела давно минувших дней, теперь поросли травой забвенья. Народ отлил или в синтоисты или в секты нового буддизма, а разные Дай-буцу принадлежат, кажется, секте Тен-дай, служат теперь только предметом праздного любопытства. Письмо XXIII. 18 января 1893 г. Киото Мы тоже здесь встретили и проводили святки, только у нас они совсем перепутаны, так как многими год празднуется по новому стилю, 20 декабря. Японский год начинается приблизительно с февраля, одним словом – с переходом зимы на весну. Но теперь введено европейское летоисчисление и старый год помнится в каких-нибудь захолустных деревнях, да у стариков, которые никак не могут помириться с мыслью, что новый год начинается при полнолунии. Празднование нового года здесь весьма интересно и напомнило мне нашу масленицу, которая, кстати сказать, и начинаться-то должна бы тоже приблизительно при переходе зимы на весну. Канун нового года проходит в разных приготовлениях и расчетах со старым годом. В городе всеобщее возбуждение. Ночью никто не смыкает глаз, кроме разве сильно больных. Если некоторые лентяи и засыпают, то, во всяком случае, уже после 12, в новом году. Хозяйкам дела очень много. Нужно гонять дьявола, который в прошлом году довольно бесцеремонно расположился в их доме. Нужно готовить «моци», новогоднее кушанье, по значению прямо тождественное с нашими блинами или с малороссийской кутьей. На вид это нечто вроде клецок из рису, особенным образом стертого, что-то такое клейкое, вязкое, нельзя сказать, чтобы очень легкое для желудка (но ведь, это – священная пища, это – блины, а при них об удобствах пищеварения совсем не спрашивается).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Снег — на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом. (С. Маршак) Что мы делаем в январе Здравствуй, новый Год! Праздничное настроение! дед мороз со снегурочкой и подарки! А еще трескучий, мороз. В январе морозы, особенно, сильные и долго не погуляешь, зато, как краснеют щеки при катании с горки. И еще можно играть в снежки. Правда, чем становится холодней, тем снег не такой липкий, но тогда можно кататься на лыжах. Что мы празднуем в январе 1 января — Со звоном курантов наступает Новый Год. Можно заглянуть под ёлку, чтобы найти долгожданные подарки. 7 января — Рождество Христово. Православный мир встречает светлый праздник Рождения Христа. 13 января — По старому календарю это день нового года, а по сложившейся современной традиции в этот день провожают старый новый год. Февраль месяц Бокогрей, потому что еще слабое солнце начинает пригревать щеки. Все дольше солнце задерживается на небосклоне. Чувствуешь?! Едва заметное тепло исходит от ярких лучей февральского солнца. А вот и послышался стук капели — это сосульки заслезились водой, разогретые лучами пригревающего солнца. Еще немного и наступит праздник Масленицы. А вслед — придет весна! Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка. Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье. (С. Маршак) Что мы делаем в феврале Веселые сосульки переливаются в ярких солнечных лучах. Значит, скоро весна! А пока еще холодно и случаются морозы. 23 февраля не забываем поздравить своих пап с мужским праздником. А в самом конце месяца наступает масленица. Мамы пекут блины, и все мы с удовольствием их едим. Что мы празднуем в феврале Последняя неделя февраля — Праздник Масленицы. Всю неделю пекут блины, устраивают народные гуляния и провожают зиму. Расскажи, что изображено на картинке зимой? Ещё статьи о воспитании 2 комментария Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 661  чел.

http://azbyka.ru/deti/vremena-goda-dlya-...

ЖУРНАЛ 10 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об установлении дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить установление дня памяти преподобного Ионы Киевского в Неделю после Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в день обретения его мощей (1993). ЖУРНАЛ 11 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Житомирского и Новоград-Волынского Никодима о переносе празднования Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить перенести празднование Собора святых земли Житомирской с 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) на 12/25 августа (старый/новый стиль). ЖУРНАЛ 12 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Нежинского и Прилукского Климента о переносе празднования в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль) и Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) перенести празднование в честь Перекопской иконы Божией Матери с 9/22 мая (старый/новый стиль) на 10/23 мая (старый/новый стиль). 2) перенести празднование в честь Ладанськой (Прилуцкой) иконы Божией Матери с 28 июля/10 августа (старый/новый стиль) на 29 июля/11 августа (старый/новый стиль). 3) Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

С 80-х годов XV столетия в первоначальном характере княжеских ружных пожертвований, их назначении и размере обнаружились заметные изменения. Руга эта перестала служить исключительно средством для праздничной «кормли братии», но мало по малу приобретала значение окладного «жалования», выдававшегося на содержание монастыря или учреждений при нем. Не смотря на увеличение монастырских доходов, она отпускалась в значительно большем размере, чем прежде, и не только натурою, но и деньгами. Таким переменам способствовал отчасти кружок «нестяжателей,» которые предлагали отобрать «села» у монастырей, предоставив им взамен вотчанных доходов княжескую ругу 669 . После присоединения белозерского княжества к Москве, «нестяжателям» удалось найти себе сочувствие в лице великих князей Ивана Васильевича и Василия Ивановича, и отобрание монастырских земель вместе с назначением руги стало одною из задач тогдашней политики. Не без влияния этой программы с 1480 по 1525 гг. ружные пожертвования Кириллову монастырю возрасли в своем числе и размере. Когда великий князь Иван Васильевич (при игумене Серапионе) пожаловал сюда по своем брате князе Юрье и по князе Андрее Васильевичах 670 вологодскую вотчину (в Маслени) из 17 деревень, 8 починков и 4 пустошей, то кирилловский игумен Гурий с братьею «те деревни и починки и пустоши отдали назад», говоря «что те им деревни ненадобе, а просили в тех деревень место оброку житного». Великий князь не замедлил согласиться на просьбу братии и в 1485 году назначил «в тех деревень место» ежегодную ругу «по 300 четвертей ржи» («а емлют тот хлеб на Вологде у моего посельского Федка Рублева на Рожество Христово беспереводно или кто по нем иный посельской будет на тех селах») 671 . Выдача этой руги не прекратилась и по смерти ее учредителя. Распоряжение Ивана III было подтверждено однажды в. к. Василием Ивановичем и несколько раз Иваном IV (игумену Макарью – 11 января 1506 года 672 , 1 февраля 1534 года – игумену Досифею, 19 февраля 1551 года и 17 мая 1551 года – игумену Афанасии 673 . Вместе с тем был увеличен (11 января 1506 года при игумене Макарие) и самый размер руги с 300 четвертей ржи до 500 674 . В том же количестве продолжали отпускать ее и при Иване IV 675 , но с 18 февраля 1566 года вместо 500 четвертей ржи «в старую московскую четверть» 676 хлеб стали измерять «в новую четверть» и выдавать по «375 четвертей» в год 677 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Северодонецкого и Старобельского Никодима о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря (старый/новый стиль). Справка: 19 июня 2014 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 16) праведный Димитрий Горский причислен к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии с установлением памяти в день его прославления. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить внесение имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря (старый/новый стиль). Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 90 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Северодонецкого и Старобельского Никодима о внесении имени блаженной Параскевы, Христа ради юродивой в месяцеслов Украинской Православной Церкви под именем блаженная инокиня Параскева Старобельская с установлением памяти в день ее преставления и обретения мощей 17/30 октября (старый/новый стиль). Справка: 19 июня 2014 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (Журнал 19) блаженная Параскева, Христа ради юродивая причислена к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии с установлением памяти в день ее прославления. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить внесение имени блаженной инокини Параскевы Старобельской в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день ее преставления и обретения мощей 17/30 октября (старый/новый стиль). Календарной комиссии внести соответствующие изменения в Церковный календарь Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 91 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Северодонецкого и Старобельского Никодима об установлении дня празднования Собора Старобельских святых 14/27 мая (старый/новый стиль). ПОСТАНОВИЛИ: Благословить установления дня празднования Собора Старобельских святых 14/27 мая (старый/новый стиль).

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Во время его пребывания в Лысых Горах все домашние обедали вместе, но всем было неловко, и князь Андрей чувствовал, что он гость, для которого делают исключение, что он стесняет всех своим присутствием. Во время обеда первого дня князь Андрей, невольно чувствуя это, был молчалив, и старый князь, заметив неестественность его состояния, тоже угрюмо замолчал и сейчас после обеда ушел к себе. Когда ввечеру князь Андрей пришел к нему и, стараясь расшевелить его, стал рассказывать ему о кампании молодого графа Каменского, старый князь неожиданно начал с ним разговор о княжне Марье, осуждая ее за ее суеверие, за ее нелюбовь к m-lle Bourienne, которая, по его словам, была одна истинно предана ему. Старый князь говорил, что ежели он болен, то только от княжны Марьи; что она нарочно мучает и раздражает его; что она баловством и глупыми речами портит маленького князя Николая. Старый князь знал очень хорошо, что он мучает свою дочь, что жизнь ее очень тяжела, но знал тоже, что он не может не мучить ее и что она заслуживает этого. «Почему же князь Андрей, который видит это, мне ничего не говорит про сестру? — думал старый князь. — Что же он думает, что я злодей или старый дурак, без причины отдалился от дочери и приблизил к себе француженку? Он не понимает, и потому надо объяснить ему, надо, чтоб он выслушал», — думал старый князь. И он стал объяснять причины, по которым он не мог переносить бестолкового характера дочери. — Ежели вы спрашиваете меня, — сказал князь Андрей, не глядя на отца (он в первый раз в жизни осуждал своего отца), — я не хотел говорить; но ежели вы меня спрашиваете, то я скажу вам откровенно свое мнение насчет всего этого. Ежели есть недоразумения и разлад между вами и Машей, то я никак не могу винить ее — я знаю, как она вас любит и уважает. Ежели уж вы спрашиваете меня, — продолжал князь Андрей, раздражаясь, потому что он всегда был готов на раздражение в последнее время, — то я одно могу сказать: ежели есть недоразумения, то причиной их ничтожная женщина, которая бы не должна была быть подругой сестры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Т. У. Ф. Х. Тарасий старец посельской 297, 304, 306. Телицын , Андрей, молодой подьячий прик. сыскн. дел 305, 327. Тит , игумен Успенск. м-ря 308. Тихомиров , Михаил, подьячий 310. Тихонов , Максим, подьячий 327, 332. Тихон , митрополит казанский 335. Топилов , Алексей, молодой подьячий стрелецк. прик. 318. Тонкий , Кузма, с. бояр. 331. Тороповы : Авраам, молодой подьячий 317. Григорий, старый подьячий поместн. прик. 304, 311. Максим, молодой подьячий разрядн. прик. 318. Троекуров князь Иван Борисович, бояр. 65. Троицкое , село 334. Троицкое-Голенищево , село домовое 134, 209, 212, 268, 269, 296, 304, 309, 320, 331, 332. Троицкое-Селец , село домовое 297, 308, 316, 330. Трофимовы : Афанасий, конюх стряпчий 320. Прохор, молодой подьячий 323. Тугаринов , Иван, дьяк разрядн. прик. 128. Тютчев , Петр, дьяк судн. дворц. прик. 312, 318. Тяпкины (Тяпка): Алексей Леонтьевич, двор, патриарш. 300, 329. Иван, двор. патриарш. 318. Иван Кузмин 308, 312. Иван Леонтьевич, двор. патриарш. 300. Михаил, двор. патриарш. 300. Украинцев , Емельян Игнатьевич, дьяк думный 323. Уланов , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Ульянов , Андрей, подьячий поместн. прик. 331. Урусковы : Евтифей, старый подьячий земск. прик. 326. Тимофей, подьячий земск. прик. 332. Ухабов , Иван, старый подьячий пушкарск. прик. 323, 325. Филагрий , монах келейный 175, 283, 284, 314. Филарет , игумен Троицкаго-Яблоннова м-ря 314; игумен 333. Филипп , св., митрополит московский 52. Филипп , старец сушиленный 324. Философов , Матвей, стольн. дворцов. судн. прик. 312, 318. Франц , Роман, аптекарь 84. Фролов , Михаил, подьячий земск. прик. 315, 325. Хариев , Максим, двор. 320. Харламов , Максим, лебедянец 316. Хрущев, Федор, молодой подьячий 317. Ц. Ч. Ш. Щ. Ю. Я. Ф. Царевич Милитийский 153. Царица Милитийская 61. Челобитчики белозерские 172. Черный , Семен, дьяк дворцов, прик. 129. Чичагов , Яков, старый подьячий владимирск. судн. прик. 331. Чурашев , Гур, старый подьячий земск. прик. 326. Шапошников , Арсений, старец 298. Шаровы : Михаил, молодой подьячий житн. двора 318. Петр, молодой подьячий житн. двора 318. Шатерники 232. Шеин , кн. Алексей Семенович, бояр. 166. Шеин , Иван, дьяк поместн, прик. 316 Шерковы (Шорков): Василий, старый подьячий жатн. двора 305. Семен, старый подьячий житн. двора 318. Шнырев , Петр, дьяк житн. двора 318. Щепины : Василий, с. бояр. 329. Потап, с. бояр. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда, в коем годе и кем сей монастырь устроен, хотя точного доказательства не обретено; однако, по общему преданию и согласному старожилых в слободке той по преемническому от отцов, дедов и прадедов сообщению, утверждается, что монастырь Перервинский прежде назывался Никола Старый. Сие наименование открывает обильное о древности сего монастыря рассуждение. Наименование Николы Старого, Перервинским монастырём, когда последовало, хотя точно не видно; но в грамоте Царя Михаила Фёдоровича уже он именован Перервинским. А как по сему полагается несумнительно, что он уже прежде сим наименованием означаем был; то, по вероятности, основательно можно утвердить, что перемену прежнего наименования Николы Старого, на название Перервинским, должно относить ко времени после Царя Ивана Васильевича, по причине прервавшегося прежнего возле монастыря течения Москвы реки, как выше показано. Теперь приступим к именованию сего монастыря, Никола Старый. В Российских летописцах часто поминается монастырь близ Москвы Никола Старый; в 1569 году Филипп Митрополит сослан от Царя Ивана Васильевича в монастырь близ Москвы к Николе Старому (да ещё поминается о том, кажется, в трёх местах). Настоит вопрос: какой сей был монастырь, Никола Старый? Нет никакого близ Москвы монастыря, который бы назывался Никола Старый: да и чтобы когда был, а после уничтожен, ни предания, ни следов никаких нет. Состоит не в близости, но в 15 вёрстах от Москвы монастырь; что на Угреше: но Угрешский монастырь точно по летописцам известно, когда и кем основан и наименованы монастырь Николы, что на Угреше, и везде в летописцах под сим наименованием поминается; а не Никола Старый. Находится в Истории et cet., – что Митрополит Киприан пришёл к Николе Старому, и там облачившись, шёл пеш в Успенский собор: но под сим именем никак не должно разуметь Перервинского монастыря: ибо тот Никола Старый не назван монастырём, но просто Николаем Старым, а должно разуметь близ Кремля стоящую приходскую церковь , которая называлась Старый Никола 183 . Отсюда весьма удобно было Митрополиту в Кремль пешу шествовать. Да и в явное сего доказательство, и ныне ещё близ Кремля находится церковь Николая Чудотворца, что на старом Ваганькове (не Алганькове ли?). Почему и должно полагать сию церковь в Москве, названною Николою Старым, а не Перервинский монастырь. О древности Перервинского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010