Вдруг маленькая Ида увидала, что большой голубой крокус вскочил прямо на середину стола с игрушками, подошел к кукольной кроватке и отдернул полог; там лежали больные цветы, но они живо поднялись и кивнули головками, давая знать, что и они тоже хотят танцевать. Старый Курилка со сломанной нижней губой встал и поклонился прекрасным цветам; они совсем не были похожи на больных — спрыгнули со стола и принялись веселиться вместе со всеми. В эту минуту что-то стукнуло, как будто что-то упало на пол. Ида посмотрела в ту сторону — это была масленичная верба: она тоже спрыгнула со стола к цветам, считая, что она им сродни. Верба тоже была мила; ее украшали бумажные цветы, а на верхушке сидела восковая куколка в широкополой черной шляпе, точь-в-точь такой, как у советника. Верба прыгала посреди цветов и громко топала своими тремя красными деревянными ходульками, — она танцевала мазурку, а другим цветам этот танец не удавался, потому что они были слишком легки и не могли топать. Но вот восковая кукла на вербе вдруг вытянулась, завертелась над бумажными цветами и громко закричала: — Ну можно ли набивать ребенку голову такими бреднями? Глупые выдумки! Теперь кукла была точь-в-точь советник, в черной широкополой шляпе, такая же желтая и сердитая! Но бумажные цветы ударили ее по тонким ножкам, и она опять съежилась в маленькую восковую куколку. Это было так забавно, что Ида не могла удержаться от смеха. Верба продолжала плясать, и советнику волей-неволей приходилось плясать вместе с нею, все равно — вытягивался ли он во всю длину, или оставался маленькою восковою куколкой в черной широкополой шляпе. Наконец уж цветы, особенно те, что лежали в кукольной кровати, стали просить за него, и верба оставила его в покое. Вдруг что-то громко застучало в ящике, где лежала кукла Софи и другие игрушки. Курилка побежал по краю стола, лег на живот и приотворил ящик. Софи встала и удивленно огляделась. — Да у вас, оказывается, бал! — проговорила она. — Что же это мне не сказали? — Хочешь танцевать со мной? — спросил Курилка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Если посмотреть на КР не как на литературное произведение или сказку, а как на миф, отвечающий ритуалу, то героев здесь только двое: это – бесплодная старуха, становящаяся юной матерью, и старый муж, зачинающий сына и с ним отождествляемый. Вместе они проходят путь от смерти, бесплодия и голода к жизни, свадьбе, урожаю, рождению. Это заставляет вспомнить о том, что миф о Карату, вероятнее всего, отражает ритуал. На семантическое единство бездетной старухи и юной матери в ритуальном комплексе Нового года как брака царя и царицы вслед за Г. Узенером, кембриджской школой и П. Сентивом указывала О.М. Фрейденберг. Если рассмотреть наиболее интересующую нас часть этого ритуала – старую молодую женщину – то мы обнаружим, что героев даже не двое: «...мать и дочь – одно и то же лицо с одинаковым именем и ... приёмная мать с её дочерью – дублирующая пара. Таким образом, и в романе, и в эпосе мы находим, подобно комедии, неподвижную маску роли и возраста, причём одна из них принадлежит старухе, другая молодой женщине – общему женскому началу в двух фазах смерти и регенерации: потому-то перипетия перехода из одной фазы в другую совершается в доме старой женщины-матери, а героиня несёт функции воскресающей дочери» 376 . В ритуале замещения бесплодная старуха обновляется (её выгоняют, бьют, сжигают, как Масленицу, и т. д.) и превращается в юную и плодоносную царицу 377 . В ритуале это замещение наглядно и очевидно, оно происходит физически. В мифе оно осознаётся как дополнение: Деметра и Кора. В сказке нужна дополнительная мотивировка. Так, в ирландских сказках герой совершает подвиг – берёт в жены, сходится со страшной старухой, и наутро она рожает или немедленно преображается в прекрасную юную деву (Сида у Ястребиного источника) 378 . Тождество молодой и старой толкуется там, где его нет буквально, как кровное родство (Персефона – дочь Деметры) или как волшебство (герой расколдовывает старуху так же, как младшая дочь купца расколдовывает чудище в Аленьком цветочке). Нам представляется, что основное содержание КР выяснятся в сопоставлении с небольшим классом мифологических мотивов, которые не снимают и не разводят это нетождественное тождество, а настаивают на нём, то есть в историях удочерения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Чистый понедельник 2024 3 мин., 18.03.2024 Содержание Чистый понедельник — первый день Великого поста. С этого дня начинается особое время для всех православных христиан. В православной традиции существуют особенные представления о том, как это день стоит провести. Какого числа чистый понедельник в 2024 году? Зависит от того, что именно мы называем Чистым понедельник. Традиционно Чистым понедельником называли и называют первый день Великого поста. В таком случае Чистый понедельник в 2024 году — это 18 марта. Это подвижная дата, т. к. зависит от даты Пасхи, а она каждый год разная. Почему называется Чистый понедельник? В этот день убирались после праздничных дней Масленицы, настраивали быт на постный лад. Эти народные традиции нашли отражения в культуре, Чистый понедельник неоднократно упоминается в русской литературе: Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет. Вот и заплакала — кап... кап... кап... Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, назолоченый пряник «масленицы» — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», — Горкин вчера рассказывал, — «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться. Иван Шмелёв. Чистый понедельник. Глава из книги «Лето Господне» Суть Чистого понедельника Чистый понедельник — это, в первую очередь, начало Великого поста. Это день, когда мы стараемся начать перестраивать свое внутренне состояние на постный лад. Очищаем свое время, свои мысли от всего лишнего, чтобы сосредоточиться на главном.

http://foma.ru/chistyiy-ponedelnik-2016....

Недаром же критерием истинности отображённой им жизни он избирает откровения народной мудрости— что часто проявлялось в использовании им пословиц и поговорок для названия своих произведений («Бедность не порок», «Старый друг лучше новых двух», «Не всё коту масленица», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и др.). Народная же мудрость часто есть одна из форм выражения мудрости православной, хоть нередко и в своеобычном преломлении. В творчестве Островского проявились все особенности русского реализма, какие обычно отмечаются у классиков (больших и малых) отечественной словесности, и прежде всего: любовь и сострадание к человеку, обличение социальной несправедливости, исследование противоречий российской действительности, активные поиски нравственного идеала, подробное прослеживание душевных движений, владеющих человеком в различных жизненных ситуациях, отражение конфликта между совестью и стремлением к материальной выгоде, метания человека в хаосе житейских коллизий. И к какому бы итогу ни пришёл тот или иной персонаж его произведений, автор неизменно остаётся строгим судией, применяющим ко всем непреложные нормы христианской морали. Одной из излюбленных тем становится для драматурга столкновение хищных натур с жертвами их корысти и вероломства. Название одной из пьес, «Волки и овцы»,— может быть отнесено к большинству созданий Островского, который при анализе всякой ситуации раскрывает её прежде всего на уровне этическом. С конца 50-х годов связь Островского со славянофилами ослабевает, но и революционно-демократическими соблазнами он не обольщался, был для того достаточно трезв умом. Свой же идеал искал всё-таки в особенностях народной жизни, не устояв однажды перед поэтизацией языческой природной стихии, какая почудилась ему истиною именно народного бытия— в драме «Снегурочка» (1873). Кажется, Островский первым сделал попытку найти национальные корни русской стихии именно в дохристианском язычестве— позднее многие мнящие себя патриотами станут на такой путь,— но его-то привлекала скорее некая над-религиозная лиричность старинных обрядов и чувствований.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

—    Косого ко мне позвать! — слышу я крик отца, сердитый. Отец не уехал по делам: особенный день сегодня, строгий, — редко кричит отец. Случилось что-нибудь важное. Но ведь он же его простил за пьянство, отпустил ему все грехи: вчера был Прощеный день. И Василь Василич простил всех нас, так и сказал в столовой на коленках — «всех прощаю!». Почему же кричит отец? Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, Масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домнушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар — священный. Я и теперь его слышу, из дали лет. Священный... — так называет Горкин. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. —    Вставай, милок, не нежься. — ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. — Где она у тебя тут, Масленица-жирнуха. мы ее выгоним. Пришел пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — Чистый сегодня понедельник! — только казакинчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы». Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай — «за сахар». —    А почему папаша сердитый... на Василь Василича так? —    А, грехи. — со вздохом говорит Горкин. — Тяжело тоже переламываться, теперь все строго, пост. Ну, и сердются. А ты держись, про душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли. по закону-то! Читай — «Господи и Владыко живота моего». Вот и будет весело.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Олег со злостью посмотрел на эту сытую, холеную фигуру. «Еще недавно Россия была моя Родина – не твоя! – подумали он. – Ты здесь был ничто! И вот скоро, так скоро изменилось все!; Теперь, в СССР у себя дома – ты, а я – лишенец, каторжник, не смеющий назвать своего имени! А между тем, когда Россия была в опасности, ты сидел в спокойном теплом местечке, в то время как меня, истекающего кровью, нес на руках денщик. 5 лет мук – и в награду 6 лет лагеря, и вот теперь ты мне предписываешь свои требования, ты смеешь меня третировать за мою же работу, за мои знания?» Он чувствовал, что ненависть просвечивает в его лице и вот-вот прорвется непоправимым словом… Он сделал над собой усилие и сказал спокойно: – Моисей Гершелевич! За ту зарплату, которую я получаю, вам принадлежат мои знания, моя энергия, мое время, но не моя совесть! Есть вопросы, в которых я оставляю за собой право поступать как сам нахожу нужным. Он встал. – Антисемит… несмотря на все! – сказал себе старый еврей. Огромная, плохо освещенная зала кишела массой служащих; Олег сумрачно уселся в дальнем углу и, вынув блокнот, стал набрасывать черновик порученного ему текста. Выбирали президиум, и скоро на трибуну поднялся пышущий самоуверенным величием Моисей Гершелевич, за ним два-три рабочих и широкая, как масленица, физиономия завхоза. «Всегда одни и те же!» – с досадой подумал Олег и снова уткнулся в блокнот. «J’ai l’honneur de vous informer, nous fondons espoir d’une reprise rapide de votre service» , – писал он быстро. – Товарищи! Разрешите считать открытым наше собрание, посвященное обсуждению приговора над группой вредителей, – услышал Олег голос председателя; он поднял голову. «Конечно, это лишь гнусная комедия: с приговором все уже решено, а может быть, он и в исполнение давно приведен, голосованием нашим мы ничего не изменим. И все-таки омерзительно! Открытое голосование по одобрению смертного приговора – небывалый трюк, неслыханный до сих пор в общественной истории», – думал он. Один за другим брали слово и подымались на трибуну.

http://azbyka.ru/fiction/lebedinaya-pesn...

Владимир, Красное солнушко , в 988 году завоевал богатый греческий город Корсунь 3 славный это время своею торговлею, и вследствие данного им обещания: окреститься, если от возьмет этот город , принял там христианскую веру, вытребовал у греческих императоров, Василия и Константина, для своей женитьбы, родную их сестру Анну, с угрозою, что если не будет исполнено его желание, то он возьмет Константинополь, или древнюю Византию, и по приезде Анны в Херсонес женился на этой царевне. Породнившись с греческими императорами, Владимир отдал им обратно Корсунь, а сам, возвратясь с молодою женою в свой стольный 4 город, Киев, велел уничтожить всех идолов, в том числе Перуна и Волоса , а Киевлянам объявил, чтобы они все шли креститься, если же кто его не послушает, то « противен ему да будет ». На другое утро после этого объявления, киевляне собрались в бесчисленном множестве к Днепру, куда пришел  и сам Владимир с царицыными и корсунскими попами. Киевляне и старый и малый вошли в Днепр, попы ходили по берегу и читали над ними молитвы, прося Всемогущего, чтобы Он просветил язычников и наставил их на путь истины. Так совершилось крещение Русского народа. О низвержении Волоса и Перуна , древний летописец Нестор, говорит так: “ А Волоса идола, его же именоваху скотья бога, веле в Почайну реку в врещи; Перуна же повеле привязати к коневи к хвосту и врещи с гор по Берючеву на ручай. Влекому же ему по Ручаю к Днепру и привлекша и вринушаи и в Днепр” , т. е. кинули в Днепр. Народность Волоса, скотья бога, у нас, на Руси, подтверждается множеством слов, остающихся и по ныне в нашем языке, произведенных от имени этого древнего языческого бога, например: волоха -кожа, шкура, волохатый -косматый, войло -войлок, волочай -жир, сало, масло, воложно-жирно, маслено 5 и наконец волос -шерсть, и многие другие. Языческий праздник Волоса, как надо предполагать, совершался весною и изобиловал яствами, добываемыми от скотоводотва, как-то: мясом, жиром, садом, маслом; а может быть предки наши в этот праздник пекли и , ибо слово млин или блин есть очень древнее. В Библии во 2й Книге Царств, глава 6я, стих 19й, читаем, что Давид, по случаю празднества перенесения Кивота Завета из дома Аведаря в построенную им Скинию, оделял народ израилев « коемуждо по укругу хлеба и по части печеного мяса и по сковродному млину (блину)». Что печение блинов началось гораздо ранее печения заквашенных хлебов, это можно судить потому, что пресные лепешки, видом своим похожие на блины, пекли на угольях все древние народы гораздо прежде, нежели они достигли искусства печь хлебы. Пример этого можно видеть и теперь у кочующих в России инородцев, у киргизов и других народов; они до сего времени пекут на угольях из незаквашенного теста круглые лепешки, подправляя их иногда салом и маком, которые называют чуреками.

http://azbyka.ru/maslenica-dubrovskij

Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал: «греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится — такой шик! Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то — «прянишниковская», как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит. Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а…великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все — другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, — весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был… Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/

под. Здесь же происходила поминная, а также праздничная кормка певчих и других чинов, а главное – нищих, для чего на дворе была построена особая палата, длиною по Шуйскому (Ваганьковскому) переулку слишком 10 саж., поперек 7 саж., с 14 большими окнами, с 2 поставцами, вокруг которых стояло 30 столов и при них 60 скамей» 286 . Неподалеку от Запасного двора поселены были кислошники царские, давшие название Кисловским переулкам. Кислошникн вместе с другою царскою прислугою занимали весь район, обнимаемый теперь Большой, Средней, Верхней и Нижней Кисловками 287 . За Старым Ваганьковым происходили народные игрища, названные в актах безлепицей; народ боролся и бился на кулачки; а в 1631 году, по государеву указу, сюда переведена царская псарня 288 . Кулачные бои происходили зимою в масленицу и на льду Неглинной, где в это время ставились лубочные комедии, в дополнение к москворецким 289 . Здесь же, на Моховой площадке, у фартины, что В Сапожке, в Святую неделю устраивались качели для народного увеселения 290 . Около Кремлевской стены были два пруда с большим плесом у Троицких ворот. Через речку устроен каменный мост, а по берегу стояли мельницы, на которых мололось царское жито 291 . Но берегу Неглинной между Троицким и Боровицким мостами тянулась Стрелецкая слобода 292 . На Троицкой башне были часы и висел набатный колокол, в который звонили в случае пожара в Белом городе. Стройка в белом городе была частью каменная, но было много и деревянных строений. Бедные люди и нищие жили отдельными хозяйствами в особых маленьких избушках, разбросанных преимущественно по берегам Неглинной. Старый Каменный (Троицкий) мост был излюбленным местом сборища нищих, калек, леженок, целые дни проводивших на нем в чаянии подаяний 293 . «Для береженья от воровских людей» улицы загораживались решетками, при которых ставился караул 294 ; так, напр., одна решетка была против Крестовоздвиженского монастыря к Кисловке и называлась Здвиженской; при входе на Знаменку была Знаменская решетка, и проч. Между Троицким и Боровицким мостами был Аптекарский сад, имевший 151 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Преосвященный так посоветовал. Покачал головой печально и прошептал: «греховная и соблазнительная картинка!» Но отцу очень нравится — такой шик! Закрыта и печатная картинка, которую отец называет почему-то — «прянишниковская», как старый дьячок пляшет, а старуха его метлой колотит. Эта очень понравилась преосвященному, смеялся даже. Все домашние очень строги, и в затрапезных платьях с заплатами, и мне велели надеть курточку с продранными локтями. Ковры убрали, можно теперь ловко кататься по паркетам, но только страшно, Великий Пост: раскатишься — и сломаешь ногу. От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, — великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, — такая прелесть. Я хватаю щепотками, — как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар — лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и   т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! И почему все такие скучные? Ведь все — другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, — весь двор завалят. Поедем на «постный рынок», где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был… Я начинаю прыгать от радости, но меня останавливают:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010