Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

– Да вот осень-то послал Бог тихую, благодатную, давно вишь не запомнят... – И осень хороша, братцы, и урожай хорош, – заметил священник, с удовольствием посматривая на стоявшие по гумнам полные скирды хлеба и вдыхая свежий деревенский воздух, насыщенный запахом созревших овощей, – Господа Бога благодарить должно: продлит Он наши дни, проживем без нужды и в хозяйстве кое-что поправим. Одно скажу вам братцы: все мы радуемся на милости Господни, все довольны, да не забудем и главного – не о хлебе едином жив будет человек. – Что это такое, батюшка? Растолкуй нам, а мы послушаем, благо, на свободе. – Это вот что значит, други мои, ни один хлеб, ни одно довольство во всем нам нужно. Все блага мира сего и хлеб, и скот, и всякое богатство служат только для поддержания жизни нашего тела. Но у нас есть еще бессмертная душа. Ей тоже нужна пища, только пища духовная. – Какая же это пища для души? Разъясни нам, кормилец, – сказало несколько голосов зараз, обступив священника. – Пища духовная, божественная. Во-первых, Слово Божие: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Слушать или читать с благоговением слово Божие и исполнять его, исполнять волю Божию, открытую нам в слове Божием – вот первый долг христианина. Сам Господь наш Иисус Христос служит нам в этом высоким примером. Когда однажды ученики Его предложили Ему земную пищу, Он ответил им: «Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его». Второе, что нам необходимо для насыщения духовного – тело и кровь Христовы, как Сам же Господь научил нас. «Плоть моя истинно есть пища, и кровь моя истинно есть питие. Я есмь хлеб жизни, приходящий ко Мне не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда». Таким образом неопустительно посещать храм Божий и насколько можно чаще причащаться тела и крови Христовой – второй долг всякого истинного христианина. Рассудите же сами, как это важно. Мы все трудимся, чтобы успокоить, удовлетворить все нужды тела, а душа-то ведь, гораздо важнее тела... Если забудем о ней, то она бедная, томится и умирает с голода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Епитимья Бог не творил пандемию, но закрыл для нас храмы 31 марта, 2020 Бог не творил пандемию, но закрыл для нас храмы В истории уже были эпидемии, войны и иные катастрофы, когда народ, прозрев, шел в храмы с покаянием и молитвой. Мы эти дни даже особо празднуем. Но мы отличаемся от наших благочестивых (и не очень) предков. Отступая от правды, они по крайней мере понимали, что они от чего-то (и от Кого-то) отступают. Мы же — горды собой. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) С чего все началось? Со взаимных оскорблений из-за небезызвестного выступления в храме Христа Спасителя на масленицу 2012 года? С проклятий в адрес «укропов» или «колорадов»? С оправдания неправедных законов и судов? С поигрывания мускулами — про «ядерную пыль» с одной стороны и «хорошие, новые и умные ракеты» с другой? С чего все началось?  С презрения в адрес «молчаливого большинства»? С насмешек над «хомячками»? Со злорадства вокруг гибели доктора Лизы или Бориса Немцова? С «можем повторить»? С восхваления нацистов? С чего все началось? С изгнания онкологических больных из съемной квартиры? С возмущения из-за пандусов для инвалидных колясок? С хамства в адрес замотанной продавщицы? Или с хамства в адрес уставшего покупателя? Скажем: «Это не про нас!», — но сами поймем, что это неправда. Сколько раз мы оставляли язвительные комментарии в соцсетях? Сколько раз высказывались с осуждением и без любви? Сколько раз под видом обличения грехов занимались злословием и сплетнями? Сколько раз про себя думали: «Я не таков, как другие люди»? Сколько раз лгали по мелочам и не только? Я перебираю свои собственные слова, мысли и дела в памяти — и мне страшно. Я смотрю в новости — и мне страшно. Я пролистываю ленту в Фейсбуке — и мне страшно. Странно, что коронавирус, а не саранча с человеческими лицами. Впрочем, как знать? Корона у той саранчи тоже будет. «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека.

http://pravmir.ru/epitimya/

Еще одна девушка открыла близость Христа в тяжелой болезни, в которой осталась без помощи многочисленных обеспеченных и воцерковленных родственников, правда, путающих Радоницу и Масленицу… Мать ее убеждена, что та лишилась рассудка. Как эти истории напоминают житие юной Предславы — преподобной Евфросинии Полоцкой, чья память уже совсем скоро (5 июня по новому стилю), которая слишком серьезно, по мнению ее безутешных родителей, приняла к сердцу слова Христа о следовании за Ним. Они были взволнованы, напуганы, возмущены, наконец – но потом и им открылся Христос и Его весть в ее небывалой новизне, и они были обрадованы той несказанной радостью, что отразилось в новом имени их дочурки Предиславы – Евфросиния, благорадование, радость священная… Мать многострадальной Таисии, игумении Леушинской (весьма верующая и благочестивая, считавшего свою дочку «вымоленным ребенком») которая, как и вся ее семья, была против избранного ею пути, сказав: «Если ты не хочешь раньше времени меня уложить в гроб, не повторяй мне никогда этих слов». Но на смертном одре мать произнесла о дочери-монахине: «Она вечная за нас молитвенница, ее Царица Небесная избрала Себе». И, если в вас не проснулся тот ребенок, которого Христос, поставив посреди, привел ученикам в пример, то приводить своего ребенка ко Христу опасно для вашего кажущегося благополучия. Свободный и Всемогущий Бог может сделать все, что возжелает – Он может зажечь искру любви к Себе в сердечке вашего дитяти, Он может привлечь его к Себе любовью Крестной. Даже если вы боитесь страданий, страстей и Креста, а просто хотите выполнить древний полезный для детей обряд, который, на самом деле – погружение в смерть Христову. И, быть может, тогда вы сами, пережив боль и страх, поймете, идущие вслед за чадом своим, которое уже не ваше, а Христово, что такое Таинство Крещения, через которое когда-то прошли и вы…             Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 

http://pravmir.ru/nashi-deti-i-otrok-hri...

«Кротость нашей прихожанки была быстра, как кобра» — 10 смешных мемов от священника Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! 1 апреля, 2019 Подборка к 1 апреля — наслаждайтесь! Священник Дмитрий Желобницкий делает из кадров известных кинофильмов смешные мэмы, объединенные общей темой — православной самоиронией. К 1 апреля отец Дмитрий сделал подборку картинок специально для наших читателей, а мы подобрали к этим картинка цитаты из близких по смыслу статей «Правмира». Наслаждайтесь! «Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина»- наставлял свт. Тихон Задонский. Читать далее… Если кто, – говорит Христос, – приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14, 26). И при этом – кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). При всей внешней противоречивости этих слов речь в них идет об одном и том же – о любви: сначала – к Богу, а потом – к ближнему. Возлюбить ближнего, как самого себя,– значит, и желать спасения ближнему, как мы желаем спасения самим себе. Читать далее… В общественных местах постоянно приходится сталкиваться с различными проявлениями общественной жизни, и хамство, к сожалению, — одно из самых распространённых. Как бы с ним ни боролся, результат всегда тот же: нулевой. Любые способы воздействия на хамящего, как правило, ни к чему, кроме конфликтов, не приводят. Как воздействовать на того, кто хамит? По-христиански ли это — «проглатывать» обиду? Отмалчиваясь и уклоняясь от споров, не даём ли мы, таким образом, хамству процветать? Читать далее…

http://pravmir.ru/krotost-nashej-prihozh...

(масленица), Светлая (Пасхальная) и Троицкая (седмица после Пятидесятницы). Семисвечник – особый светильник из семи ветвей, укрепленных на одной высокой подставке, который ставится в алтаре за престолом; ветви светильника имеют чашечки для семи лампад или подсвечники для семи свечей. С. знаменует собой семь таинств Православной Церкви, прообразом С. был ветхозаветный светильник из семи лампад в Моисеевой скинии. Серафимы ( евр. – пылающие, огненные) – название одного из 9-ти чинов ангельских, упоминаемых в Священном Писании; по общепринятому пониманию занимают 1-е место в иерархии ангельских чинов, однако, по толкованию прел. Максима Исповедника к названию 7-й главы соч. «О небесной иерархии», входящего в корпус «Ареопагитик», занимают место 3-го чина 1-й степени после Херувимов и Престолов. Изображаются в соответствии со словами пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли С.; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летали. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6, 1–3 ). Силы ( греч. δυνμεις) – в христианской ангелологии, согласно автору «Ареопагитик», 5-й из 9-ти чинов ангельских, образующий с Господствами и Властями вторую (среднюю) триаду. Символ веры – краткое изложение основных истин христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких С. в. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость пополнить и уточнить прежние С. в. – так возник современный Никео–Константинопольский (Никео–Царьградский) С. в., составленный отцами I Вселенского Собора (Никея, Малая Азия, 325 г.), а в 381 году расширенный и дополненный II Вселенским Собором (Константинополь). С. в. разделяют на 12 членов: в 1-м говорится о Боге Отце, в следующих членах по 7-й включительно – о Боге Сыне, в 8-м члене – о Боге Духе Святом, в 9-м – о Церкви, в 10-м – о Крещении, в 11-м и 12-м – о воскресении мертвых и о вечной жизни. С. в. входит в состав многих богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Многие идут, – Господь сам говорит, – путем, ведущим в погибель ( Мф.7:13 ). Прочих же, которые не сообразуются веку сему, но преобразуются обновлением ума своего согласно учению Господню, Господь называет малым стадом ( Лк.12:32 ). О них-то Господь свидетельствует, говоря: Овцы Мои слушаются голоса Моего… и они идут за Мною; и Я даю им жизнь вечную ( Ин.10:27,28 ). Но те, которые не слушают ныне гласа Господня, призванию Его не внемлют, а последуют желаниям своего сердца, те за то и не услышат того вожделенного голоса, который на Страшном Суде призовет овец в Царство Небесное; но вместо того услышат такой приговор: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ( Мф.25:41 ). Сии проклятые Богом и ныне носят на себе печать проклятия, признаки Божьего отвержения за сопротивление их Богу. И не только они, но и самая земля носит на себе такие же признаки проклятия и богопротивных дел, к числу коих, конечно, принадлежат и катушки масленичные, и длинные шесты, по коим катаются многие из нас. О суеверии К числу таковых, которые поступают по суетности ума своего, – как сказано в Писании, – будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божьей по причине их невежества ( Еф.4:18 ), принадлежат и все суеверные люди. Чуть кто захворает у них в семье, или беда какая случится – к кому бегут эти люди? Кого просят о помощи? Того ли, кто сказал: призови Меня в день лют, и изму тя? Увы! Эти люди, почитая себя как бы чуждыми Божьего о них Промышления, при всех своих несчастьях помощи Бога Небесного не ищут. Иной из них, и, не подумав о Владыке живота и смерти, достает скорее знахарку; другой бежит за наговорами к подобному себе безумцу, который тотчас смотрит в воду или шепчет в соль, а сам крестится, стараясь тем показать, что читает молитву, – но какую? О, если бы кто послушал, какой у него несмысленный набор слов: нет-то в нем ни складу, ни ладу! Однако ж суеверные люди уверяют, что этот наговор помогает их больным. Посмотрим еще, что делают суеверы, кому неизвестно, что Господь, положивши во власти Своей времена и лета, не дал людям знать будущее? Однако ж непокорные Богу, как бы наперекор судьбе Его, и в этом нечто сделать успевают с помощью бесовской хитрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

– Много ты взял от твоего крестьянского-то труда? Чай, гроши какие в кубышке. – Не о хлебе едином жив будет человек, брат. И о душе подумать надо. Какая польза, сказано в писании, какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп дает человек за душу свою? 55 . – Ты дело говори: отчего денег не даешь? – Оттого и не даю, что ты затеял недоброе дело, – будешь кровь сосать из ближних, чужим добром богатеть... – Вот милостивец нашелся! Было бы кого жалеть-то. Что проку в ближних-то твоих! Погляди на них, все голь одна... Чего жалеть-то их? – А ты научи их уму-разуму, а случится, так и помоги чем Бог послал, если видишь нужду. Над нуждой не смейся; тем более не помышляй; усугубить нужду своих ближних. – Незачем учить их да и некогда, а просто-напросто нужно закабалить себе всех, по крайней мере, не на ветер, все пойдет. Побледнел Аким при последних словах брата, встал из-за стола, и, подняв невольно руку, громко вскрикнул: – Нет! Не будет тебе Божьего благословения на твое кровопийство! Злобно сверкнув глазами и сжав кулаки, Влас тоже поднялся с места, с минуту постоял, смотря в упор на брата, затем быстро схватил шапку и крикнул, встав в дверях: – Не брат ты мне с этих пор! Порога моего не знай, мимо дома моего не ходи! Долго не мог успокоиться Аким после ухода брата. День был праздничный. Придя в себя от волновавших его чувств, Аким, по обыкновению, благоговейно подошел к полочке, достал Св. Евангелие. Ему открылось следующее место: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле, и он рассуждал сам с собой, что мне делать, некуда мне собирать плодов моих. И сказал, вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей:Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись! – Но Бог сказал ему: Безумный! В эту ночь душу твою возьму у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Молюсь, но ничего не получается, что ни прошу, не исполняется. Бог меня не слышит? Почему не помогает?» Нет, Бог слышит всех. Было бы весьма дерзновенным даже помыслить о том, что Совершенный Абсолют не слышит того, кто обращается к Нему с молитвой. Но в то же время мы не можем отрицать тот факт, что люди нередко не получают просимого. Бог словно игнорирует молитвы, не отвечает на них. Почему же «не работает» молитва? Скажем сразу – причины могут быть очень разными, поэтому упомянем лишь основные. Пожалуй, самая очевидная причина, по которой Бог остается «глух» к молитве, – отпадение от Него. Не касаемся совершенного безверия, атеист вряд ли станет молиться Богу. Также не станем говорить об откровенном сатанизме: сатанист прекрасно знает, кто его «хозяин» и кому он поклоняется вместо Творца. Но и без этого в мире предостаточно учений и практик, которые не имеют ничего общего с верой в Бога и противны Ему. Эзотерика, оккультизм, магия, экстрасенсорика, восточные духовные практики, язычество под различными масками или выдаваемое за философию – это далеко не полный список того, что смело можно назвать тяжким грехом богоотступничества. Увы, многие люди не видят ничего дурного в том, чтобы ходить к гадалкам и экстрасенсам, заниматься «белой» магией, практиковать йогу, распевая мантры, водить хороводы на Ивана Купалу и сжигать чучело на Масленицу, развешивать дома обереги, расставлять на полках фигурки языческих божков и т. д. Подобными действиями человек настойчиво приглашает в свою жизнь лукавых духов и даже может стать одержимым. «Услышит» ли Господь его молитвы? Ответит ли дарованием такому человеку того, что он просит? Да, если это, к примеру, молитвы покаяния, сопряженные с исправлением – полным отказом от греха, если в молитвах испрашивается помощь во спасение. Другой очевидной причиной, по которой Бог может не отвечать на молитвы, является маловерие. Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). Без веры невозможна никакая молитва , без веры она становится бессмыслицей. Мы молимся потому, что верим в то, что Бог нас слышит и поможет. Эту веру вселяет в нас Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят… Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» ( Мф.7:7–8,11 ). Вера – первое и наиважнейшее условие правильной молитвы. Любая молитвенная просьба требует веры в то, что просимое (разумеется, речь идёт не о всякой просьбе, а о благочестивой, соответствующей званию верующего человека) будет дано. Маловерие же не приносит плодов. Если человек сомневается в том, что Бог поможет, то шансы получить просимое малы. Вера окрыляет молитву и тогда она «работает».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Svech...

Мы еще можем вспомнить здесь слова Христа о том, что «если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23). Наш большой дар, который мы пытаемся получить от Господа и Ему принести – это Великий пост. Это дар и наш, и нам. Вот если мы в него войдем, а брат наш что-то имеет, то Бог не примет его. Поэтому Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. Давайте не будем терять эту возможность. В конце концов, обретая мир с каким-то своим противником, обидчиком или, тем паче, человеком, которого обидели мы сами, мы действительно чувствуем такую легкость на душе, такую близость к Богу, что лишать себя этого просто жалко. Подготовила Оксана Головко Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 сентября, 2023 26 марта, 2023 24 февраля, 2014 27 февраля, 2014 27 февраля, 2014 18 марта, 2024 15 марта, 2024 14 марта, 2024 10 марта, 2024 3 сентября, 2023 26 марта, 2023 24 февраля, 2014 27 февраля, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/maslenitsa-razorvat-gr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010