Недели (седмицы) перед Великим постом: ИНФОГРАФИКА Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. 22 февраля, 2013 Великий пост в 2013 году продолжается с 18 марта до 4 мая (по н.ст.). Пасха — 5 мая. Великому Посту предшествуют подготовительные недели. Великий пост в 2016 году продолжается с 14 марта – 30 апреля 2016. Пасха — 1 мая. Великому Посту предшествуют три подготовительные недели (седмицы) — Седмица сырная (Масленица) — сплошная (последняя неделя перед Великим постом) 7–13 марта 2016 Нажмите для увеличения Скачать в разрешении для печати (6 мб) Автор — Священник Максим Бурдин Первая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — Неделя о мытаре и фарисее Во время первой подготовительной недели, которая называется « Неделею мытаря и фарисея », нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей».  Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Луки 18:10-14). Притча о мытаре и фарисее «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.» Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этой недели до пятой недели Великого Поста за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» … Вторая подготовительная неделя (седмица) к Великому Посту — о Блудном Сыне

http://pravmir.ru/nedeli-pered-velikim-p...

«Ни слова никому, если дорога вам жизнь, слышите, никому..». – бормотал смущенный Каиафа. Распорядившись отвести стражу в крепкое и безопасное место, первосвященник послал людей своих проверить их известие. Может быть, встретив по дороге св. жен, спешивших от гроба, они смутили их, окинув подозрительным взглядом. Пугливо пронеслись дальше мироносицы. «Имяше же их трепет и ужас: и никому же ничтоже реша: бояху бося..». ( Мрк.16:8 ). Но не одни незнакомые встречные, с удивлением взиравшие на мироносиц, на пути им должны были встретиться и те, до которых относилась радостная весть; то были Петр и Иоанн и за ними Магдалина. Под влиянием охватившего их ужаса, мироносицы, едва взглянув, а, может быть, и вовсе не заметив их, продолжали стремительный бег свой домой и, только очутившись дома, среди своих, они мало-помалу пришли в себя от ужаса и, успокоившись, «возвестиша вся сия» ( Лук.24:10 ). Получивши известие от Магдалины, апостолы Петр и Иоанн немедленно, еще до возвращения других мироносиц, устремляются к гробу удостовериться собственными глазами, что случилось. Юный Иоанн далеко позади оставил своего спутника и, прибежав первым, остановился в притворе, в безмолвном изумлении взирая на отверстый гроб. Со страхом заглянув в пещеру, он увидел, что пещера пуста. Чувство благоговейного страха удержало Иоанна. Но скоро подоспел Петр, который стремительно чрез низкую дверь проник в пещеру «и виде ризы едины лежащя, и сударь, иже был на главе его, не с ризами лежащ, но особь свить на едином месте» ( Иоан.20:7 ). Вслед за Петром в пещеру вступил и Иоанн «и виде и верова...» Вот первый верующий в воскресение Господа после св. жен, которым благовестили ангелы. Что же привело к вере Иоанна? Без сомнения то, что он со всей внимательностью любви принимал в свое сердце учение Иисуса. Но с особенной силой отпечатлелись в его духе слова Господа во время последней Его беседы с учениками, когда Он неоднократно говорил о Своей смерти и о Своем явлении им после воскресения. «Дети! Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня; ибо Я живу, и вы живы будете... Я иду приготовить вам место, и когда приготовлю, приду опять и возьму вас к Себе... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. Вы слышали, что Я сказал вам, иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал, иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня... Вы теперь имеете печаль, но Я увижусь с вами опять, и возрадуется сердце ваше...» ( Иоан.14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

О дне и часе «Приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» ( Мф. 24:3 ). Также и мы приступаем к пророчествам и преданиям: «Когда? И какой признак?» На вопрос апостолов не ответил Спаситель прямо, случится это через год или через тысячу лет, в марте или в декабре, но сказал: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф. 24:36 ). Собственно, в точном знании времени нет нужды и нам. Наш вопрос о сроках продиктован более житейскими заботами и страхами, чем исканием духовной пользы, потому что как жить в преддверии мировой катастрофы, как подготовиться к ней, Спаситель конкретно и исчерпывающе сказал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» ( Лк. 21:34-36 ). Спаситель предлагает нам бодрствовать на всякое время, независимо от того, далёк или близок день Второго Пришествия, чтобы быть всегда готовыми «предстать пред Сына Человеческого». Спрашивая о дне и часе событий, мы бываем похожи на ленивого школьника, кричащего с улицы: «Мама, мне можно ещё погулять или пора делать уроки?» Нам не полезно знать, случится ЭТО в 2002 году или в 2102м. Кто-то может совсем загуляться и не успеет приготовить свой урок. Кто-то, как злой раб, «скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами» ( Мф. 24:48-49 ). «Есть ещё время, успею», сделает свой вывод нерадивый. Вспоминается своеобразная ирония масленичной поговорки: «Не завтра говеть, согрешу — попляшу». У каждого есть свой день и час Впрочем, как бы далеко ни отстояло от нас время грозных событий, для нас этот срок не имеет особого значения. Ведь для каждою из нас когда-то наступит свой «день и час», от которого «не спасётся царь многою силою, и исполин не спасётся множеством крепости своея» ( Пс. 32:16 ). От смерти не защитят нас ни богатство, ни сила, ни знания, ни юный возраст. Смерть причину сыщет. Мы видим, что сегодня смерть становится все более неожиданной, все более безвременной и нелепой. Зайдите на кладбище, посмотрите на таблички, и вы увидите, как помолодела в последние годы смерть.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Почему здесь Дух Святой сходит прежде Крещения? Это было первое Крещение язычников. Эта практика была внедрена в некоторых Церквях Востока, например, в Антиохийской Церкви, когда миропомазывали после Символа Веры , но до Крещения. И последним из святых отцов, кто говорил о такой практике, был Иоанн Златоуст . Состав мира. Традиция варения мира идет от Апостолов. Сейчас при мироварении используют 33 вещества и каждый год добавляют миро с предыдущего года. Основа миро – оливковое масло, белое и красное вино, разные масла, ладан. «Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли» ( Быт. 8, 11 ). Масленичный лист – конец гнева Божия. Упоминание елея в Священном Писании. Елей упоминается во многих местах Священного Писания: «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» ( Ис. 61, 3 ) «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44, 8 ). Лекция двадцать первая. Таинство Евхаристии Соединение Бога и человека возможно только в Православии. Учение о Теле Христа. Что такое Причастие? Зачем нужно Причастие? Библейские тексты о Евхаристии (Причастии). Виды приобщения Богу. Предсказание о Причастии. Антипричастие, антицерковь (мировое сообщество). Установление Евхаристии в Евангелии от Иоанна. Условия Причастия. Кто не причащается, не может жить вечно. Нетолерантность Бога Иисуса Христа. Связь Причастия и Миропомазания. Евхаристический реализм. Как часто нужно причащаться? Православный храм не имеет трехмерного измерения. Описание Евхаристии в Евангелии от Матфея. Описание Евхаристии в Евангелии от Марка. Описание Евхаристии в Евангелии от Луки. Где теперь нужно искать Христа? День недели совершения Евхаристии. Евхаристия строит Церковь . Другие тексты описания Евхаристии в Новом Завете. Соединение Бога и человека возможно только в Православии.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Пришедшие в ту жизнь не в силах молиться о себе, и они с великой надеждой ожидают наших церковных и домашних молитв и милостыни об упокоении. Идите в храмы, друзья мои, в дни родительских поминовений и молитесь за ушедших отсюда в Вечность. Жизнь предельно коротка, наступит час, когда и мы будем ждать, чтобы о нас помолились живые. Призываю вам на это Божие благословение и Покров Царицы Небесной. Аминь. Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Неделя Мясопустная, о Страшнос Суде Последнее воскресенье перед масленицей церковь называет мясопустным, так как грядущие 7 дней можно употреблять любую пищу, кроме мясной. В это воскресенье церковь напоминает о кончине мира и Страшном Суде. Господь скрыл от нас день и час Второго Пришествия. Произойдет оно через 10, 15 или 100 лет — мы не знаем, но признаки приближения этого дня в Святом Писании открыты. Каковы же они? Иисус сказал: «…как было в дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как во 1 шел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого…» ( Мф. 24:37-39 ). Однако не совсем так будет, как при Ное. Христос приводит сравнение лишь для того, чтобы показать, что этот день придет неожиданно и явится Сын Человеческий во Славе со всеми святыми и Ангелами судить мир. Почему я сказал, что будет не как при Ное? Да потому, что Сам Иисус говорит, что вдруг после скорби дней тех солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, Силы Небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, и тогда восплачут все племена земные и увидят Христа, грядущего на облаках с силою и славою великой. Всему этому будут предшествовать трагические события: «…восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам…», — все это начало бедствий ( Мф. 24:7-9 ). Тогда внезапно раздастся странный голос трубы архангельской, от которого содрогнется вся Вселенная. Небо исчезнет, как пишет пророк Исаия, горы вострепещут ( Ис.5:8-30 ). Что тогда сотворит грешный человек? — восклицает пророк. Иисус сказал, что наступит время, когда «…мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Ин.5:25 ). Как это — «все оживут»? Мы останемся прежними, но тела будут новыми, духовными. Это понятно: на протяжении жизни каждые 7–14 лет мы постоянно меняем вещества, из которых состоит наше тело. Та плоть, что была в 14 лет, уже распалась, и, как говорят ученые, в 60 лет у тебя уже другое тело. Но это не ощущается нами. Так будет и в Воскресение. Но тогда тела изменятся в мгновение ока.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Роман 17 февраля 2012, 18:23 Одумайтесь, Христиане! Господь четко определил про язычество и ни какие компромиссы не возможны с ним: " Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. " Второзаконие глава 5. Хотите получить проклятие и проклятие на детей своих - " празднуйте " . Господь всегда говорит четко: " да, да или нет, нет " , у Бога не компромиссов с сатаной. Поедая блин в этот день - вы по сути едите идоложертвенную пищу - засовываете себе ее сами своими же руками себе в организм. Читайте - Библию в её чистом виде, безо всяких преданий и приукрас. " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! " Псалом 1. Валерий 3 марта 2011, 10:40 Все-таки есть " духовные лица " , для которых почти " все человеческое - чуждо " , которые не прочь превратить весь мир в один сплошной монастырский скит. Они забывают, наверное, что все прекратится, но любовь не перестанет никогда! И не человек для пищи и веселия, но пища и веселье (в свое время!) для человека! наталия 2 марта 2011, 18:08 Я,думаю,перед Великим постом,такая неделя и ее завершение,как масленица,очень хорошо.Спасибо,дорогие отцы церкви за подробные комментарии в этом вопросе.Храни всех Христос! Георгий Оскорбин 1 марта 2011, 23:10 Лично я отмечал маслиницу в детстве, а сейчас отвык как - то. Александр 1 марта 2011, 21:59 Прошу вашей сильной сердечной молитвы о Александре и Анастасии....погибаем....не оставьте нас....умоляю Наталия 1 марта 2011, 13:41 Благодарю всех за высказанное мнение о масленнице... Однако, время хорошее. Хочешь не хочешь, а домашние ждут и блинов, и пирогов. Приходишь с работы усталый, и думаешь,а чем сегодня их порадовать? Надеваешь передник и к плите... Слава Господу за все!

http://pravoslavie.ru/44978.html

Таинство прощения Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. 1 марта, 2014 Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году — вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название — « Прощеное воскресенье ». О прощении в христианской жизни, богослужении и традиции — беседа с руководителем Молодежного отдела Липецкой епархии протоиереем Димитрием Струевым. — Почему сложилась традиция просить прощения накануне начала поста, а не в первый день Четыредесятницы? Казалось бы, сам Великий Покаянный канон, строгий пост — все это лучше подходит к примирению с ближними, чем день, когда мы спешно доедаем скоромные запасы. Но даже по Типикону «утешение братии» полагается после Вечерни с чином Прощения… Протоиерей Димитрий Струев. Фото: Ирина Кривонос — А почему Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф 5, 23-24)? По этой заповеди, нам прежде примирения даже свечку в храме поставить нельзя, не то что Великий канон читать. Дело даже не только в том, что мы можем рассматривать принесение покаяния как жертву Богу («жертва Богу дух сокрушен» в 50-м псалме все помним?), и тогда механически переносим на него принцип, данный в Евангелии, а еще и в том, что в первый день поста хорошо бы уйти в тишину, внутрь себя, имея «внешнюю часть» духовных проблем к тому времени уже решенными.

http://pravmir.ru/tainstvo-proshheniya/

Что это за добыча, что это за раздел ее – это пророк раскрывает таким образом: «И соберу», говорит Он от лица Божия, «все народы (языческие) к Иерусалиму на войну» против него «и взят будет город и разграблены будут дома и поруганы будут жены, и пойдет половина города в плен, но остаток народа не будет истреблен из города». К этому остатку народа Господь придет на помощь: «и выйдет Иегова и сразится с народами оными, как в день сражения Своего, в день битвы»; сразится за Свой народ так же, как Он и всегда сражался за него в день борьбы со врагами его. Он явится, «и станут ноги Его в тот день на Масличной горе, которая лежит перед Иерусалимом к востоку» от него (замечание это имеет не географический смысл отличить гору от других гор, на которых также росли масленичные деревья, но стоит в связи с тем средством, какое Господь употребит для спасения Своего народа, а именно, через разделение горы проложит путь народу для бегства). Вследствие сошествия Иеговы, Того Иеговы, перед Которым колеблется земля, когда Он ее касается ( Исх.19,18 ), – сошествия Его на Масленичную гору, гора эта разделится пополам, одна часть ее раздвинется к северу, а другая к югу, а в середине образуется большая долина от востока к западу: «и рассядется Масленичная гора», говорит пророк, «в средине от востока к западу в долину весьма большую и половины горы отклонится к северу и половина ее (другая) к югу». Таким образом образуется совершенно новая долина, в которой спасающиеся из Иерусалима беглецы найдут себе безопасное убежище, где они и скроются. «И вы», говорит Бог этой спасающей части народа, имеющего в большей своей части погибнуть от врагов, «побежите на долину гор Моих, и долина гор будет простираться до Ацала (бесследно  исчезнувшее селение, находившееся вблизи Иерусалима ( Мих.1,11 ) и именно, как видно из рассматриваемого места, к востоку от Масленичной горы); «и побежите вы так, как бежали вы от землетрясения» (о котором упоминает пророк Амос 1,1 ) «бывшего в дни Озии Царя Иудина»; побежите все скоро и быстро, побежите не только от врагов, но и из страха перед землятресением, которым будет сопровождаться сошествие к вам на помощь Господа,  и которое будет подобно древнему, испытанному уже вами или вашими предками землетрясению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Эcф.10_3l  В четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли в Александрию это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал Лисимах, сын Птоломея, бывший в Иерусалиме.] Греческий текст дает к сему особое 7-е добавление, предлагая в нем изъяснение приведенного в начале книги сна Мардохея (см. 1-е добавление – Эсф.1:0 ), становящееся вполне понятным после описания всей этой истории, послужившей основанием к установлению праздника Пурим. Изъяснение сна усвояется самому Мардохею, вспомнившему этот сон по его оправданию происшедшими событиями. Добавление заключается упоминанием об ознакомлении с обстоятельствами установления Пурим египетских иудеев через особое «послание», под которым можно разуметь саму книгу Есфирь, в более или менее близком к настоящему виде. Это ознакомление произошло лет сто спустя после написания книги, в совместное царствование Птоломея XII и сестры его и жены, знаменитой Клеопатры (52–30 гг. до Р.Х.). Праздник Пурим ( 2Мак 15.37 ) Μαρδοχακ μρα – «день Мардохея») доныне с особенной торжественностью празднуется в синагогах 13-го адара, канун праздника бывает днем поста. Вечером этого дня начинается сам праздник – прочтением всей книги Есфирь. При этом чтец произносит очень бегло место Есф 9.7–9 , где приводятся имена Амана и его сыновей, насколько возможно – не переводя дыхания, чтобы обозначить, что все они были повешены вместе. В это время присутствующие поднимают невообразимый шум, как и при каждом провозглашении имени Амана, показывая этим всю грозность своего негодования. Утром 14-го адара чтение повторяется, и вечер дня проводится в большом веселье. Доныне соблюдается также обычай – обмена взаимными подарками, и непременно особой формы маковыми коржиками, известными под наименованием «Гамана ухо». Время празднования Пурима падает обыкновенно на последние числа нашего февраля или на первые марта, делая его как бы еврейской масленицей. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга Есфири. 4-38 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010