В добавление к сказанному ранее 372 можно только отметить, что, как и в случае с несектантскими идеями, к общему объему идей культовой среды общества или к общему объему сектантских идей будут относиться только те из них, которые на каждый данный момент разделяются конкретными людьми. Сектантские идеи и концепции, зафиксированные на бумаге и не имеющие последователей, точно так же «мертвы», как и несектантские идеи, лишенные поддержки со стороны людей. Иначе говоря, исследование актуального состояния культовой среды невозможно провести по существующим письменным источникам и материалам, но лишь при непосредственном контакте с ее носителями. Элемент 3. Структурированные формы сектантства К структурированным формам сектантства относятся все типы нетрадиционной религиозности, имеющие какую-либо организационную структуру. Они также были подробно описаны ранее и возвращаться к этому вопросу мы здесь не будем 373 . Для целей данного исследования второстепенны степень развития и специфические особенности этой структуры. Принципиальное значение имеет только разделение на неструктурированные (культовая среда общества) и структурированные формы сектантства. К последним будут относиться высоко структурированные секты и культы, средне структурированные клиентурные культы, слабо структурированные аудиторные культы, а также два типа нетрадиционной религиозности, которые могут иметь все возможные варианты уровня развития структуры: сектоподобные группы и внутрицерковное сектантство. 3.3. Основные процессы системы воспроизводства нетрадиционной религиозности Процесс 1. Изменение общего объема несектантских идей под влиянием формирования новых идей культовой среды общества Вопрос генезиса культовой среды общества является одним из ключевых для анализа системы непрерывного воспроизводства нетрадиционной религиозности общества. Все процессы, приводящие к появлению новых идей культовой среды общества можно разделить на основополагающие , или протекающие в рамках взаимовлияния культовой среды и окружающего ее общества, и вспомогательные , или протекающие внутри границ нетрадиционной религиозности.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В то же время сама специфика системы воспроизводства нетрадиционной религиозности ограничивает сектантство и препятствует его безудержному и тотальному распространению в обществе. Таким образом, мы приходим к достаточно важному для данной работы выводу: система непрерывного воспроизводства нетрадиционной религиозности в обществе является одновременно системой ее сдерживания и контроля в определенных границах . Далее следует отметить, что данная система не терпит крайностей в виде резкого и неожиданного усиления сектантства (круг 1. А–Б и Б–В), либо в виде его же полного ухода со сцены (круг 2. А–Б и Б–В). Вся система ориентирована на поддержание устойчивого состояния равновесия. Все процессы протекают плавно и соразмерно, без резких и непредсказуемых скачков и отклонений от нормы. Последние могут наступать и, более того, как мы увидим далее, они время от времени происходят. Но все отклонения также достаточно быстро преодолеваются системой. Конечно же, следует отметить идеально-типический характер данной когнитивной карты. В реальности все означенные элементы и процессы хотя и исполняют свою роль, однако делают это практически одновременно. Никаких жестких рамок, отграничивающих одну фазу развития динамики от другой, нет. На каждый данный момент времени можно найти множество конкретных примеров развертывания разных этапов динамики одновременно. Несмотря на это, реализация каждого из них все равно будет подчинена специфике прописанных выше процессов, а подробный статистический анализ количества возникающих НРД за период времени не менее 20 лет для любой страны мира сможет наглядно, на конкретных данных, проявить как минимум значительную часть этапов означенной динамики. Соответствующие результаты для Беларуси будут представлены в последней главе данной работы. Важно также отметить, что конкретное направление работы системы, задаваемое влиянием положительной или отрицательной связей между отдельно взятыми элементами, будет сохраняться вплоть до его изменения после прохождения системой одного полного круга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Во всех остальных случаях, сформировав новую сектантскую идею, человек может поделиться полученным результатом с другими людьми и таким образом транслировать свое искаженное понимание реальности дальше. Данная ситуация столь очевидна и неразрывно вплетена в ткань повседневной жизни, что на нее никто особого внимания не обращает. Действительно, было бы в высшей степени странно, если бы каждый человек вслух проговаривал и сверялся с другими людьми относительного того, правильно ли он понимает и буквально все, что слышит, видит, читает и воспринимает в своей жизни. В повседневной коммуникации мы исходим из допущения и надежды на то, что, во-первых, написанное и высказанное нами другие люди понимают правильно и, во-вторых, мы сами правильно понимает то, что пишут и говорят другие. Более того, когда у человека все же есть сомнения в том, что его правильно поняли, он практически никогда не задумывается о том, что его могли неправильно понять, превратив его идеи в сектантские или еретические 374 . Сам процесс искажений может занимать по времени от нескольких мгновений до нескольких месяцев и даже лет. Искажение несектантских идей может также являться реакцией на целый комплекс идей и концепций, с которыми человек сталкивался на протяжении долгого периода времени, на череду каких-то фактов либо на саму атмосферу и среду его пребывания. Следующие далее примеры проиллюстрируют несколько наиболее распространенных вариантов таких искажений. Пример 1 . Священник в Церкви читает корректную и выверенную до мелочей, с богословской точки зрения, проповедь . Кто-то из прихожан не до конца ее понимает и/или интерпретирует ее в контексте своих представлений о том, что было сказано. Он додумывает что-то свое, чего в проповеди изначально не подразумевалось, и искренне при этом убежден, что в этом и состоял ее изначальный смысл. На самом деле он, сам того не понимая, вырабатывает совершенно новую идею, представляющую собой своеобразный синтез сказанного священником и привнесенного им самим сектантского компонента. Простейший вопрос на уточнение позволил бы скорректировать понятое, но вопроса не следует, так как сам человек убежден, что все услышанное понял правильно. Никакого злого умысла что-то искажать у него изначально не было, хотя его новая идея может являться чудовищным извращением учения Церкви. Рассказывая о ней другим людям и искренне представляя ее при этом как традиционное учение Церкви, которое он услышал на проповеди, он фактически способствует распространению новой идеи культовой среды общества. Одновременно с этим сама культовая среда обогащается за счет синтеза своих идей с не имеющим никакого отношения к сектантству учением Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Дальнейший анализ показал, что одни группы идей и концепций заимствуются и искажаются чаще, чем другие. Так, например, если брать науку в целом, то гуманитарные дисциплины чаще становятся источником таких заимствований, чем точные. Тем не менее, нет таких несектантских идей, которые не могли бы быть трансформированы в идеи культовой среды общества. Любые комбинации смыслов являются питательной почвой. При этом, чем глубже, интересней и оригинальней источник несектантских идей, тем активнее и чаще он будет браться за основу для создания новых идей культовой среды общества. Так, например, абсолютным лидером по числу искажений, некорректных интерпретаций и сектантских заимствований является Библия . Сокровища религиозной и философской мысли, памятники культуры и искусства, науки и техники представляют собой самый идеальный источник для эксплуатации со стороны культовой среды. Богатство идей науки, истории, различных идеологий, культуры, медицины и традиционных религий является прекрасным рабочим материалом для искажений. Культовая среда проникает через идейные и идеологические границы любых общественных, религиозных, научных и даже политических организаций. Их отношение к этому процессу не играет никакой роли. Они могут активно и усиленно протестовать и даже бороться с массовыми искажениями их идей в границах культовой среды, но остановить этот процесс или даже просто затормозить его они не смогут. Однако, как показывает практика, различные институты общества могут не только протестовать против этих процессов, но порой всячески стимулировать их развитие. Прекрасный пример такой поддержки описан в работе Верещагиной и Гурко: «У пачатку 90-х у каляндар свят было апроч рэл i г i йных, свята, якое мае язычн i цк i я паходжанне i рысы, – Дзень памяц i , ц i Дзяды. Пры гэтым у сродках масавай i нфармацы i друкавал i ся не тольк i матэрыялы агульнага характару аб святкаванн i у м i нулым, але i ап i санн i рытуальных трапез, формулы Прэса, вызваленая ад цэнзуры, публ i кавала народныя рэцэпты для абароны ад ад розных хвароб, прыметы, месячныя календары i г. д. Ycmahobaмi культуры рэспубл i к i сумесна з краяведам i , этнографам i рэканструявал i ся, i ся i i ся сцэнары i так i х народных, язычн i цк i х па сутнасц i , свят, як «Купалле», «Дажынк i «… » 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Замеченные отклонения от нормы обобщаются и представляются как законченная и доминирующая схема идентификации всего многообразия форм сектантства и сектантских идей в целом. При этом сектантских групп и идей, попадающих в фокус различных институтов общества всегда намного меньше, чем генеральная совокупность всех форм и разновидностей реально существующих религиозных форм отклонения от норм. Иначе говоря, в каждом обществе реально существует гораздо больше религиозных форм отклонений от пределов вариативности норм и нормативного поведения, чем это фиксируется рефлексией общества над этими отклонениями. В результате это свойство интенциональности приводит к достаточно спокойному, не затронутому дискуссиями о сектантстве существованию в любом обществе целого ряда достаточно ярких религиозных форм отклонений. Последние никем не относятся к сектантству и не идентифицируются с ним, хотя, согласно принятым в самом же обществе представлениям о нетрадиционной религиозности, к сектантству должны были бы относиться. Интенциональность всего комплекса механизмов идентификации сектантства и конструирования представлений о нем в современном обществе не может быть подробно разобрана в рамках данного исследования, но ей обязательно будет посвящена отдельная работа автора. Возвращаясь к определению несектантских идей, нужно отметить, что объем понятия «несектантские идеи» гораздо шире объема понятия «нормативные идеи и концепции» и включает в себя также весь спектр идей, отклоняющихся от норм, но не имеющих при этом никакого религиозного содержания и потому не относящихся к сектантству. Так, например, воровство очевидно отклоняется от нормы, но, поскольку не имеет религиозного наполнения, не относится к сектантству. При этом весь комплекс идей и конструкций, его оправдывающих и поддерживающих, вместе со всем комплексом идей, его осуждающих, входит в общий объем несектантских идей общества. Приведем еще один пример. Если кто-то считает, что 5 + 5=9, то он просто ошибается, нисколько не становясь от этого сектантом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

На уровне процесса А–Б первого круга в результате трансформации несектантских идей в сектантские увеличится количество идей, недостаточно четких в плане возможностей по их точной идентификации. Более или менее ясные границы, отделяющие сектантские идеи от несектантских, начнут размываться, и увеличится количество идей и смысловых конструкций, которые достаточно сложно однозначно отнести к элементу А или элементу Б. На уровне процесса Б–В первого круга увеличится количество идей культовой среды, используемых при создании НРД. В ход пойдет большое количество идей и концепций, не слишком пригодных для создания высоко структурированных форм НРД. Это приведет к резкому увеличению количества слабо и средне структурированных форм нетрадиционной религиозности (клиентурных и аудиторных культов). Прогрессирующая систематизация приведет также к сокращению времени между появлением новых идей культовой среды и их же использованию в процессе создания тех или иных разновидностей НРД. При этом будут размываться границы, отделяющие одни типы НРД от других. Все чаще будут появляться клиентурные культы, предлагающие населению наборы самых разных оккультных услуг, отражающих сразу несколько идей разных направлений культовой среды общества. На уровне В–А первого круга прогрессирующая систематизация приведет к тому, что НРД будет гораздо проще вести свою проповедь в обществе. Они будут встречаться с меньшим антагонизмом со стороны различных институтов общества, и их идеи будут проще приниматься населением. При этом будет наблюдаться весьма характерный обратный эффект, не позволяющий неконтролируемо нарастить влияние нетрадиционной религиозности на окружающее общество: люди будут точно так же легко расставаться с новыми сектантскими идеями, как легко они их и принимали. На динамику системы воспроизводства нетрадиционной религиозности оказывают влияние также некоторые процессы, протекающие в самой среде нетрадиционной религиозности. Эти процессы, как и сам социокультурный контекст в целом, играют вспомогательную роль.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Так, например, превращение несектантских идей в сектантские (круг 1. А–Б) будет протекать так же после начала процесса создания культов на первом круге Б–В. Оно начнет несколько стабилизироваться только на стадии процесса В–А первого круга, который будет оказывать все более серьезное воздействие на элемент А. По мере расширения влияния на элемент А на первом круге будет инициирован процесс А–Б второго круга, который уже полностью обратит тенденцию первого круга вспять. Создание новых групп в рамках процесса Б–В первого круга, а затем и В–А первого круга, будет протекать непрерывно с легкой, еле уловимой тенденцией вначале к увеличению их количества (вплоть до переломного момента на уровне А–Б второго круга), а потом и с обратной тенденцией к уменьшению их количества, которая получит свое закрепление на стадии процесса Б–В второго круга и сохранится вплоть до возврата системы до исходной позиции Б–В первого круга. Это «остаточное влияние» заданного конкретным процессом направления развития каждого элемента будет ниже показано на примере появления НРД в Беларуси 379 . Задача будущих исследований состоит в том, чтобы выявить этот эффект остаточного влияния для всех остальных элементов системы на каждом круге. 3.5. Влияние социокультурного контекста на систему воспроизводства нетрадиционной религиозности Описанная выше круговая динамика воспроизводства нетрадиционной религиозности вскрывает ее онтологический статус в обществе, показывает неизбежность сохранения сектантства и одновременно невозможность его перехода через определенные границы. Она представляет собой один из узловых компонентов несущего каркаса всей системы нетрадиционной религиозности. Внешняя оболочка данного каркаса формируется под влиянием социокультурного контекста разных стран мира. Ее анализ позволяет целостно представить всю систему воспроизводства сектантства в обществе. Социокультурный контекст помимо политической, экономической, культурной и религиозной ситуации в стране включает в себя множество иных составляющих.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Структура православно-протестантской дискуссии для того, чтобы быть эффективной, должна учитывать в своём построении тезисы оппонента. Следует отказаться от пути прямого противопоставления тезисов православного вероучения, тезисам протестантских доктрин. Наоборот, их лучше использовать как отправную точку православного Благовестия. Зачастую, тезисы протестантов неполны, но потенциально приемлемы, их остаётся только дополнить и углубить. В.А. Мартинович настаивает на том, что утверждать собственные тезисы в диалоге с оппонентом необходимо только «отталкиваясь от его представлений о ценностях, уважая и ни в коем случае не осуждая любые, даже самые чужеродные его воззрения на жизнь. Только так можно завладеть его непостоянным и неуловимым вниманием, пробудить серьезный интерес, заставить задуматься». 227 О важности такого подхода обстоятельно и веско говорит Святейший Игнатий IV, Патриарх Антиохийский: «Среди самых насущных задач свидетельства… – быть внимательными к современному иноверию – не столько ради того, чтобы его проклинать, но чтобы его преодолевать через углубление нашей веры, по примеру св. Иустина (II век), различавшего во всём “семена Слова”». 228 Так, например, нет и малейшей педагогической необходимости противопоставлять уже и без того обострённые диады типа: Писание – Предание, вера – дела, крещение детей и их благословение и т.п. «Всякий представитель инославия, как бы далёк он ни был от Православной Церкви, всегда останется для православного христианина объектом духовного попечения. Христианину свойственно “для всех быть всем” ( 1Кор.9:22 ), признавать самую последнюю крупицу истины, если она есть у человека, чтобы посредством этой крупицы быть понятным своему противнику и “чтобы спасти по крайней мере некоторых”». 229 Для того, чтобы преобразовать эту светлую мысль патр. Сергия (Страгородского) в конструктивный принцип, полемист должен обращать внимание на те аспекты протестантского богословия, которые не получили достаточного развития в их среде, то есть идти по пути не прямой, и чаще всего ненужной, конфронтации, а углубления тех самых тезисов, которые выдвигают протестанты. Как писал Б.П. Вышеславцев: «Преодолеть какую-либо теорию, как бы она ни была ошибочна, можно только тогда, когда будет указано, что в ней есть ценного и истинного. И только та теория, которая примет это ценное и истинное, объяснив его иначе, через другую гипотезу, – только она победит». 230

http://azbyka.ru/teoreticheskie-osnovy-i...

XV-XVIII в. Помимо гос. документов в составе М. Л. сохранилось много отдельных и неск. комплексов подлинных документов разных должностных лиц. Среди них следует выделить архив канцлера ВКЛ Альбрехта (Ольбрахта) Мартиновича Гаштольда, с именем к-рого связано создание Первого Литовского статута. В 1544 г. документы его архива поступили на хранение в великокняжескую канцелярию. Благодаря этому в составе М. Л. сохранился комплекс подлинных жалованных, купчих и подтвердительных грамот угасшего в сер. XVI в. рода Гаштольдов, к-рый складывался более 100 лет начиная с сер. XV в. В свою очередь некоторые книги М. Л. и подлинные акты из нее в ряде случаев попадали в частные архивы высших должностных лиц ВКЛ. Известно, что по распоряжению владельцев архивов делались копии этих отдельных книг М. Л. В архивах известных магнатских родов ВКЛ и Короны Польской, представители которых также неоднократно в кон. XV-XVIII в. занимали должность канцлера ВКЛ, напр. у князей и панов Чарторыйских, Радзивиллов и Сапег, также были документы, восходящие к подлинным или являющиеся подлинными актами или копиями М. Л. Вопреки законам и неоднократным требованиям королей, наследники этих магнатов так и не вернули их в архив канцелярии ВКЛ. К числу материалов внешних архивов, сохранившихся в составе М. Л., относится Русская (Волынская) Метрика. Она состоит из 30 книг (РГАДА. Ф. 389. 191-220), в к-рые входят документы, созданные в рус. отделе польск. коронной канцелярии. В ведении последней после решений Люблинской унии 1569 г. были Брацлавское, Волынское, Киевское и Черниговское воеводства (известны книги за 1569-1673 гг.). Изначально названия книг М. Л. отражали происхождение документов (напр., «книги господарские»), классификацию книг по виду («книги данин», «книги судовые» и др.), место их хранения («книги канцлереискии»). Установлено, что термин «метрика» известен в документации с 1528 г. как обозначение отдельной книги. Постепенно он стал отражать название всего комплекса таких книг. С рубежа XVI и XVII вв.

http://pravenc.ru/text/2563088.html

Кризис науки и религии, их неспособность положить конец целому ряду внутренних противоречий привели к тому, что они стали терять свое влияние на население. При этом, чем меньше в религии и науке человек находит для себя ответы на волнующие его вопросы, тем выше вероятность принятия им альтернативных объяснений и истолкований реальности. Именно эту нишу и заполняет, в терминологии Ашворса, «народная наука», которая просто и доступно дает широким массам населения ответы буквально на все вопросы. В качестве содержательной составляющей «народной науки» Ашворс приводит классический набор идей культовой среды общества: теории Эриха фон Дэникена, вера в НЛО, атлантиду, экстрасенсорное воздействие, психокинезис, астрологию, геомантию, парапсихологию, бермудский треугольник и т.д. и т.п. Абсурдность данных ответов, с точки зрения традиционной науки и традиционной религии, нисколько не смущает население: слишком далеки и чужды для него их постулаты и учения. При этом ученый утверждает, что кризис религии и науки, а равно вытекающая из него популярность нетрадиционной религиозности, изначально предопределены динамикой их развития. Дик Энтони и Томас Роббинс выдвинули в 1982 г. концепцию, согласно которой возникновение НРД вызвано, с одной стороны, масштабным кризисом гражданской религии американского общества, и с другой – размыванием системы моральных ценностей 431 . В этом же году Варрен Льюис предположил, что НРД возникают в качестве реакции на глубинные нужды общества 432 . Они являются своеобразной лабораторией и экспериментальной площадкой поиска решений для самых разных общественных и культурных проблем и вопросов, а также проверки жизнеспособности новых идей, продуктов и даже товаров потребления. Самые удачные решения становятся впоследствии достоянием всего общества, в то время как сами НРД недолговечны и уничтожаются средой, их же породившей. Однако уничтожаются они лишь для того, чтобы впоследствии снова возродиться в иной форме в качестве реакции на очередные проблемы общества. Как их возникновение, так и их распад предопределены самой спецификой протекания общественных процессов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010