3) ритуальная практика – единогласно пренебрегаемая учеными область, включающая в себя разработку и исполнение носителями сектантских тенденций собственного или несколько отличающегося от установленного комплекса ритуальных практик. Является важным фактором, объединяющим схизматическую группу, укрепляющим и очерчивающим границы участников и сопричастников сектантских тенденций с внешним миром и материнской организацией. Исполнение собственных ритуалов несет функцию легитимации и сакрализации действий лидеров группы. Примечательно, что исполняться может также набор ритуалов, ничем не отличающихся от установленных в материнской организации, но сам факт их проведения «в кругу своих» будет также иметь легитимирующее сектантские тенденции значение; 4) морально-этический кодекс поведения – также весьма слабо и однобоко учитываемая область, включающая в себя разработку и внедрение в жизнь альтернативных норм и правил жизни в обществе. Как правило, секта ратует за введение более строгих норм жизни и поведения. Лидеры схизматических образований могут также, не привнося ничего нового, в жесткой форме настаивать на исполнении старого кодекса поведения, который, с их точки зрения, был забыт и заброшен в организации. При этом, если инициатору сектантских тенденций удастся распространить эти правила поведения среди своих последователей, это значительно повысит уровень мобилизации членов и их готовность следовать за ним в том числе в процессе создания независимой организации; 5) аудиовизуальное сопровождение сектантских тенденций – еще одна оставляемая учеными без внимания область, имеющая порой гораздо большее значение, особенно для простых верующих, чем сложные хитросплетения в отличиях вероучения, ритуальной практики и поведения. Набор отличающихся от ортодоксального учения идей будет наиболее эффективен, если он сможет ожить в виде понятных, доступных и желательно красочных изображений, схем, символов, эмблем, а также музыкальных композиций и зажигательно-эмоциональных выступлений ораторов. Отдельные символы на уровне сознания участников сектантских тенденций часто являются более убедительным аргументом в пользу истинности их организации либо, наоборот, испорченности материнской, чем ее вероучение и культовая практика. Интересен тот факт, что значительное количество основателей сект и культов питало особую слабость к созданию различных схем и изображений устройства мира, его развития и грядущих судеб. Аудиовизуальная, символическая сфера жизни сект в целом является одной из самых интересных и мало исследованных областей, значение которой для бытовой жизни сектантов совершенно недооценивается учеными. Освоение этой сферы является залогом успешного развития сектантских тенденций;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Известны и иные случаи, когда религиозным организациям вовремя удается преодолеть образование новых сект путем установления контроля над откровениями. Так, религиозный уфологический культ Небесные врата решил данную проблему, заменив свою доктрину о возможности и необходимости получения новых откровений каждым членом секты на учение о допустимости получения любых откровений только харизматическими лидерами группы, Бо и Пипом 487 . Некоторые культы изначально устанавливают жесткий контроль над всеми возможными попытками инициации раскола или схизмы на почве откровений в своих рядах. Так, Ли Хунджи, основатель Фалуньгун, еще на ранней стадии развития культа предупреждает своих последователей о недопустимости индивидуальных интерпретаций и оценок учения группы, дополнения его какими-либо новыми положениями, замещения и/или синтеза его с иными учениями 488 . Движение Миллера, предтеча адвентизма, в своей программе действий вынуждено было отдельным пунктом декларировать: «у нас нет никакого доверия снам, впечатлениям, частным откровениям и независимым источникам информации " 489 . Весьма оригинальное решение проблемы контроля над откровениями и необходимости постоянного развития и интерпретации существующего учения принято в богородичном центре. В данной секте сам лидер постоянно получает откровения и с помощью их власти и авторитета вносит «корректировки» в существующее учение. Высокая частота приходящих к нему откровений (чуть ли не ежедневно) не оставляет никаких шансов на какое-либо существенное влияние на жизнь группы любых альтернативных откровений ее членов. Аналогичную функцию исполняют регулярные послания от «друзей-духов» получаемые спиритическим способом в Иоганской Церкви. Однако даже регулярные и контролируемые руководством организации откровения могут приводить к прямо противоположному эффекту. Понимание того, что в группе постоянно обновляется учение и приходят все новые и новые откровения, может вызвать у рядовых членов некоторое отчуждение, непонимание и несогласие с направлением развития организации. Новые учения могут казаться неуместными и неправильными. В этом случае зарождение новой секты будет являться результатом протеста против нежелательных нововведений в группе. Некоторые общины, отделившиеся от квакеров, являются одним из множества примеров этого варианта образования сект 490 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В лучших традициях Оруэлла при переизданиях этих трудов в них изменялся текст путем вырезания всех неудобных мест и замены их на более отвечающий современному духу и учению организации. Такой переработкой собственных первоисточников занимались мормоны 473 , пятидесятники 474 , адвентисты седьмого дня 475 , свидетели Иеговы 476 , христианская наука 477 и многие другие организации. В тех случаях, когда последователи замечали такие операции с первоисточниками, это могло стать источником очередных сектантских тенденций и раскола организации. Так, например, один из расколов в движении Грааля возник вокруг текстов двух разных изданий основного труда организации «В свете истины». С одной стороны, Фонд Послания Грааля полагает, что Оскар Эрнст Бернхардт (1875–1941) собственноручно переработал текст книги, переизданной в 1931 г., и текст Дополнений к Посланию Грааля 1934 г. В этом переработанном варианте он уже не представляет себя Иммануилом и Сыном Человеческим. С другой стороны, значительная группа последователей Бернхардта заявляет, что этот переработанный манускрипт является фальшивкой, сделанной его женой и сыном, Марией и Ирмингардом Бернхардт. Соответственно, заметив изменения в тексте, они дистанцировались от Фонда и используют только прижизненное издание «В свете Истины» 478 . Интересный пример интерпретации существующего канона доносит до нас история религиозного НЛО-культа Небесные врата. Согласно его учения члены организации должны были избавиться от всех земных привязанностей для перехода на принципиально иной уровень сознания. На определенном этапе один из адептов культа начинает старательно додумывать и прорабатывать эту идею и приходит к выводу, что освобождение от всего земного должно включать в себя также избавление от почитания членами группы ее основателей и харизматических лидеров. В результате, нисколько не умаляя своего благоговейного отношения к основателям группы Бо и Пипу, он предложил от них же и избавиться. Такая логически выверенная интерпретация учения организации привела к серьезному кризису и расколу в группе 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

504 С. 31. Assmann, J. Das kulturelle Gedächtnis. Schrift, Erinnerung und politische Identität in frühen Hochkulturen/J. Assmann. – München: C.H. Beck, 2002. – 344 s. 505 Указ Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси от 15 ноября 2001 года//Минские Епархиальные Ведомости. – 2001. – – С. 20. 507 С. 111. Chryssides, G.D. Finishing the Mystery: the Watch Tower and «the 1917 Schism»/G.D. Chryssides//Sacred Schisms. How Religions Divide. Ed by James R. Lewis & Sarah M. Lewis. – Cambridge: Cambridge University Press, 2009. – P. 109–128. 508 Healy, J.P. Schisms of Swami Muktananda " s Siddha Yoga/J.P. Healy//Marburg Journal of Religion. – 2010. – Vol. 15. – P. 1–14. 509 С. 103. Тертицкий, К.М. Китайские синкретические религии в ХХ веке/К.М. Тертицкий. – М.: «Восточная литература» РАН, 2000. – 415 с. 510 С. 172. Palmer, S.J. Church Universal and Triumphant: Shelter, Succession and Schism/S.J. Palmer, M. Abravanel//Sacred Schisms. How Religions Divide. Ed by James R. Lewis & Sarah M. Lewis. – Cambridge: Cambridge University Press, 2009. – P. 171–195. 511 С. 341. Melton, G.J. Encyclopedia of American Religions/G.J. Melton. – Detroit & New York & San Francisco & New Heaven & Waterville & London: Gale, 2009. – 1386 p. 512 С. 445. Duk-Whang Kim. A History of Religions in Korea/Duk-Whang Kim. – Seoul: Daeji Moonhwa-sa, 1988. – 487 p. 513 С. 31–39; 49; 52–70; Иоаннесян, Ю.А. Очерки веры Баби и Бахаи. Изучение в свете первичных источников/Ю.А. Иоаннесян. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. – 224 с. 515 С. 26–27. Alokan, O.A.P. An Examination of the Politics of Schism and Secession amongst Indigenous Pentecostal Groups in Nigeria: Trends and Prognosis in Church Literature/Alokan O.A.P. & Ogunyemi C.B.//Journal of Education and Practice. – 2011. – Vol. 2:6. – P. 21–32. 517 С. 93–95. Anderson, A.H. Dangerous Memories for South African Pentecostals/A.H. Anderson//Pentecostals after a Century. Global Perspectives on a Movement in Transition. Ed. by Allan H. Anderson & Walter J. Hollenweger. – Sheffield: Sheffield Academic Press, 1999. – P. 89–107.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

589 C. 31. Global Citizens. The Soka Gakkai Buddist Movement in the World. Ed. by D. Machacek & B. Wilson. – Oxford: Oxford University Press, 2003. – 442 p. 590 Petersen, J.A. Satanists and nuts: the role of schisms in modern Satanism/J.A. Petersen//Sacred Schisms. How Religions Divide. Ed by James R. Lewis & Sarah M. Lewis. – Cambridge: Cambridge University Press, 2009. – P. 218–247. 591 Earhart, B.H. Toward a Theory of the Formation of the Japanese New Religions: A case Study of Gedatsu-Kai/B.H. Earhart//History of Religions. – 1980. – Vol. 20:1–2. – P. 175–197. 593 Сокольский, А. Симбирские белоризцы/А. Сокольский//Миссионерское обозрение. – 1909. – – С. 369–382. 594 См. Гл. 2. Раздел 2.6. Границы и пограничные состояния системы нетрадиционной религиозности. Подраздел: Сектоподобные группы. 595 Hummel, R. Religiöser Pluralismus oder christliches Abendland? Herausforderung an Kirche und Gesellschaft/R. Hummel. – Darmstadt: Wiss. Buchges., 1994. – 223 s. 596 C. 55. Berlin Okkult. Der erste esoterische Stadtführer der Welt. – Berlin: Frieling, 1986. – 96 s. 597 С. 134–137. Stark, R. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation/R. Stark, W.S. Bainbridge. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 571 p.; см. также: Johnson, B. On Church and Sect/B. Johnson//American Sociological Review. – 1963. – Vol. 28. – – P. 539–549. 598 Модель и примеры групп для каждой ступени взяты из: С. 134–137. Stark, R. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation/R. Stark, W.S. Bainbridge. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 571 p. 599 За рамки проблемного поля данной работы выходит подробный анализ всех тех случаев, когда государством в целом, традиционными религиями и различными общественными институтами могут совершаться действия, которые в качестве обратного и заранее не предсказуемого эффекта приводят к укреплению и развитию нетрадиционной религиозности. 600 Waddell, R.G. Charisma and Reason: Paradoxes and Tactics of Originality/R.G. Waddell//A Sociological Yearbook of Religion in Britain. – 1972. – Vol. 5. – P. 1–10.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Движение Анастасии возникает аналогичным образом. Издание «книги – священного писания» предваряло возникновение и успешное развитие таких известных сект и культов как мормоны, христианская наука, движение Грааля, общество Урантии, большинство групп израилитов, Международный фонд «На пути к свету» и др. Примечательно, что, основываясь на собственных исследованиях сатанизма, Петерсен в 2009 г. приходит к формулированию схожих с концепцией автора идей. Ученый говорит о необходимости различать между «социологической» и «интеллектуальной» схизмой. В первом случае организация образовывается в результате откола от иной религиозной организации. Во втором она образовывается без откола от религиозной группы, но с массивным заимствованием ее вероучения. При этом совершенно не важно, были ли ее организаторы когда-то в структуре религиозной группы или нет 590 . Бирон Эрхарт, занимавшийся проблемами возникновения НРД в Японии, отмечал, что культовая инновация является сложным процессом, находящимся под влиянием целого ряда факторов, не сводимых к какой-то одной причине или даже модели. Только анализ всего комплекса этих факторов может дать полную картину процесса возникновения каждого конкретно взятого культа. В качестве принципиально важных для анализа появления конкретных групп факторов ученый выделял: а) социальное окружение группы; б) религиозный контекст и влияние религиозных организаций; в) инновативный вклад основателя и членов создаваемой организации 591 . Фактически Эрхарт не говорит ничего нового и при анализе появления конкретных групп практически все ученые стараются учесть максимально возможное количество факторов, влияющих на этот процесс. Его же замечание нисколько не умаляет значения моделей культовой инновации в целом. В то же время существует целый ряд пограничных случаев, которые нельзя безоговорочно отнести к какому-либо типу культовой инновации. Так, например, в 1994 г. в Беларуси начинает работу российская школа восточных единоборств «Арт будо». Школа «Арт будо» не является НРД, но один из ее белорусских учеников использовал название, некоторые элементы учения и практики этой школы для создания на их основе настоящего клиентурного культа: центра магии. При этом он сохранил наименование «Арт Будо» и провозгласил себя тибетским ламой, который может видеть и изменять будущее, а также решать различные проблемы в жизни людей с помощью магии 592 . Кроме этого, он представлял себя прямым последователем школы Арт Будо, ни в чем не нарушающим основ ее учения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В то же время новое прочтение учения Церкви в рамках существующего догматического канона на протяжении всей ее истории лежало в основании ее экзегетической мысли. Противо сектантская полемика в исламе, с ее понятием «бида» – новшество, нововведение, – синонимичным понятию «ересь», также не сводится исключительно к поиску чего-то нового в учении группы как признака ее сектантскости. Богословская мысль ислама гораздо богаче в этом отношении и включает в себя также иные критерии сектантскости группы. Ввиду некоторой периферийности темы «новизны» для целей данного исследования и нисколько не претендуя на полноту охвата всех имеющихся в этой области концепций и теорий, остановимся лишь на некоторых наиболее представительных и интересных из них. В настоящее время сформировалось четыре основных подхода к решению темы «новизны в НРД». Представители первого считают, что ничего нового в НРД нет. Термины «новое религиозное движение» и «новая религия» как минимум некорректны. Современные секты и культы могут претендовать, лишь на сильную переработку учения и практики какой-либо из древних религиозных или оккультно-мистических традиций. Ян Ассман прекрасно формулирует позицию данного подхода: «...Новое может всегда выступать лишь в форме реконструированного прошлого. Традиция заменяется лишь традицией, и одно прошлое можно заменить лишь другим прошлым. Общество не перенимает новые идеи и полагает их на место старых, но просто перенимает прошлое других групп по сравнению с теми, что существовали до сих пор. В этом смысле нет такой социальной идеи, которая бы одновременно не была бы воспоминанием общества. Коллективная память реконструирует, таким образом, не только прошлое, она организует также опыт настоящего и будущего…» 604 . Эдвард Шилс полагает, что ничего нового не может быть придумано в принципе, особенно если исходить из представления современных ученых об общих парадигмах исторического развития любой религиозно-символической традиции в любом обществе мира, а также из самих механизмов их интерпретации новыми поколениями людей 605 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Во-первых, чем активнее человек ранее участвовал в деятельности иных сект и культов, чем серьезнее он изучал различные «духовные практики и традиции», чем больше сектантской литературы он прочитал к моменту получения откровения, тем проще ему впоследствии будет создавать новый культ. Погружение в мир нетрадиционной религиозности дает человеку представления об основных темах, проблемных полях, смысловых конструкциях и актуальной терминологии из этой области. Таким людям проще писать тексты, более или менее понятные для читателя вообще и, что более важно, для специализированной аудитории в рамках нетрадиционной религиозности в частности. Понять, насколько важно при создании НРД это вроде бы столь очевидное преимущество, можно, только ознакомившись с текстами откровений людей, которые впервые пытаются писать на религиозные темы и предшествующего опыта приобщения к нетрадиционной религиозности не имеют. Они сложны для восприятия не только для человека неподготовленного, но и для достаточно хорошо ориентирующегося в самых разных течениях нетрадиционной религиозности. Большая часть из них пишется от руки достаточно корявым почерком, что могло считаться само собой разумеющимся еще несколько десятилетий назад, но обращает на себя особое внимание в век массового распространения компьютеров. Некоторые сопровождаются особым художественным оформлением, которое само по себе призвано вывести текст из границ повседневности и придать ему некий особенно торжественный, а порой и сакральный смысл 559 . О потере всего этого оформления после первого набора текста в электронном варианте никто не задумывается. В этих текстах практически полностью отсутствует контекст, общий фон и подоплека того, что описывается. Они ориентируются на описание самых главных, по мнению их авторов, вопросов, не обращая внимания на детали, сохранение внутренней логики и непротиворечивости повествования. Неуклюжее, неуместное и некорректное использование самых простых богословских и религиозных терминов не оставляет никаких шансов на сколько-нибудь серьезное к ним отношение. При этом в них неизменно присутствует некий пронзительный призыв к немедленным, срочным действиям по спасению мира и, конечно же, признанию центрального места и роли их авторов в судьбах человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

769 , в то время как устав этой же организации свидетельствует о дате 2002 г. 770 . Причины этих расхождений могут быть самыми разными (ошибка исследователя, нежелание НРД открыто говорить о своей работе до официальной регистрации, простая неосведомленность членов НРД о реальном времени начала работы организации и т.д.), но они никакой особой роли не играют. В исследовании в качестве даты миграции и возникновения НРД принимался год начала их реальной деятельности, которую автор мог подтвердить ссылками на первоисточники, а не дата их регистрации либо открытой и официальной позиции самих НРД. С учетом того, что многие НРД за все время своего существования никогда и нигде в государственных органах Беларуси зарегистрированы не были, а также того, что для многих НРД отсутствие регистрации не является фактором, сколько-нибудь препятствующим их деятельности, дата регистрации учитывалась лишь в качестве одного из множества свидетельств начала работы. Впрочем, для целого ряда НРД год регистрации действительно совпадает с годом возникновения или создания филиала в Беларуси. • Выше уже отмечалось, что одно и то же НРД может быть структурировано по-разному в разных странах мира. Анализ материала подтвердил данное положение, выявив в некоторых случаях ряд отличий между типом структуры головного центра НРД и его филиала в Беларуси. В соответствии с этим деление НРД было проведено с учетом максимального развития структуры их головного центра, которого они только смогли достигнуть за время своего существования. При этом автор исходил из допущения, что после миграции на территорию Беларуси НРД будет прилагать все усилия для того, чтобы остаться в стране и максимально широко и успешно развернуть свою деятельность. Последнее в свою очередь приведет к наиболее полному воспроизводству структуры НРД (насколько это допускается установками самого НРД и ситуацией в Беларуси). При этом учитывается, что далеко не все НРД смогут развиться до уровня своих центров за рубежом. Так, некоторые известные секты и культы пребывают в настоящее время в Беларуси на уровне клиентурных или аудиторных культов и пока еще не достигли уровня их центров – сект и культов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Так, по имеющимся данным можно предположить, что период прохождения полного цикла воспроизводства сектантства составил порядка 25 лет со средним значением для каждого круга в 12,5 лет и каждого процесса в 4,2 г. Цифры приблизительные, но, как уже отмечалось выше, границы всех этапов воспроизводства нетрадиционной религиозности в реальности размыты, и это нормальное для них состояние. Кроме того, расчет сделан на основании анализа изменений только в одном элементе «В» системы воспроизводства сектантства и под влиянием всего одного процесса Б-В. То есть анализ всех остальных элементов и процессов может несколько скорректировать полученные данные. Но даже они позволяют нам сделать вывод о значительном увеличении скорости работы системы воспроизводства в Беларуси, так как в советский период, как уже отмечалось выше, все эти процессы протекали в несколько иной форме и гораздо дольше. События политической, экономической и культурной жизни страны после 1994 г. не оказали сколько-нибудь существенного влияния на процессы миграции и возникновения НРД. Так, например, на возникновение и миграцию НРД никакого влияния не оказали все прошедшие за это время выборы Президента Республики Беларусь, а также выборы в парламент страны. Санкции Запада в отношении Беларуси также никакого заметного влияния на появление НРД не оказали. Признание права религиозных организаций на свободу вероисповедания, а также смена политической ситуации в стране в конце 1980-х – начале 1990-х гг. стали основными и единственными событиями в общественно-политической жизни Беларуси, обеспечившими возможность свободной миграции и возникновения НРД. Если исходить из допущения, что секты и культы не только проникают на территорию Беларуси, но некоторые из них через определенное время распадаются либо полностью переносят свою работу на территорию других стран, то можно говорить о постоянной ротации НРД в Беларуси. Однако если выявить момент появления группы еще можно, то момент ее исчезновения документально зафиксировать гораздо сложнее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010