Конь 2018 – Конь Р. М. Православная миссия среди сект. Ч. 1. БВ. 2018. 29. Вып. 2. С. 202–230. [Kon R. M. Pravoslavnaia missiia sredi sekt. Chast’ 1 (Orthodox mission among sects. Part 1). Bogoslovskii Vestnik (Theological Herald). 2018. 29. Vypusk 2. P. 202–230]. Кураев А., диак. 1995 – Кураев А., диак. Традиция. Догмат. Обряд. М. – Клин, 1995. [Kuraev А., deacon. Traditsiya. Dogmat. Obryad (Tradition. Dogma. Rite). Moscow – Klin, 1995]. Кураев А., диак. 2002 – Кураев А., диак. Уроки сектоведения. СПб., 2002. Т. 1. [Kuraev А., deacon. Uroki sektovedeniya (Lessons on sectology). Saint Petersburg, 2002. Tom 1]. Кураев А., диак. 2006 – Кураев А., диак. Протестантам о Православии. Клин, 2006. [Kuraev A., deacon. Protestantam o Pravoslavii (About Orthodoxy for Protestants). Klin, 2006]. Мартинович 2015 – Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Мк., 2015. Т. 1. [Martinovich V. A. Netraditsionnaia religioznost’: vozniknovenie i migratsiia. Materialy k izucheniyu netraditsionnoi religioznosti (Unconventional religiosity: its emergence and migration. Materials for the study of uncoventional religiosity). Minsk, 2015. Tom 1]. Мейендорф И. , протопр. 2001 – Мейендорф И. , протопр. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. [Meyendorff J., protopresbyter. Vvedenie v svyatootecheskoe bogoslovie (Introduction to patristic theology). Klin, 2001]. Питанов 2013 – Питанов В. Ю. Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров. URL: (дата обращения 30.07.2018). [Pitanov V. Yu. Metodologiia apologeticheskoi deyatel’nosti pravoslavnykh apologetov i missionerov (Methodology of the apologetic activity of Orthodox apologists and missionaries)]. Рубский В., прот. 2016 – Рубский В., прот. Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом. URL: (дата обращения 30.07.2018). [Rubsky V., archpriest. Teoreticheskie osnovy i metodologiia polemiki s protestantizmom (Theoretical basis and methodology of polemics with Protestantism)].

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/prav...

Через много лет учительница-пенсионерка Вера Мартиновна Савинская (Римша), живущая на Ангаре в поселке Таежный, в нескольких больших письмах ко мне рассказала историю своей жизни. Нет, лично она не встречалась с епископом Лукой, не пожелала встретиться, хотя в Красноярске в 1926 году, возвращаясь из ссылки, он прислал ей приглашение зайти к нему. Что делать, не поняла тогда девчонка, что за человек прошел рядом с ней. В старости кляла себя за это. Но, хоть и не повидались они, Вера Мартиновна не забывала профессора-епископа, сыгравшего в чем-то роковую, а в чем-то и благодетельную роль в судьбе ее семьи. Весной 1924 года умерла мать Веры. «Летом я поехала на могилу к ней в Туруханск. Проведать надо было отца и четырех подростков-братьев. Привезла я с собой несколько номеров журнала «Безбожник», в котором печаталась тогда «Библия для неверующих» Емельяна Ярославского, привезла для сличения с настоящей Библией , имеющейся у отца. Он посмотрел и изрек: «Это какая-то сатанинская философия!» – и отложил журналы в сторону. В Туруханске жил в те годы еще один священник, А. Корсак, окончивший в свое время духовную семинарию. Когда я ему посоветовала почитать эти журналы, он охотно взял их домой. Потом пытался вызвать моего отца на беседу по поводу прочитанного, старался доказать ему, что Ем. Ярославский во многом все-таки прав… На это отец мой с горькой усмешкой произнес: «И это говорит человек, носящий сан иерея? Пойти на поводу у этого социалистического младенца (кивнул в мою сторону)? Мне стыдно за вас!» А осенью в газете «Красноярский рабочий» прочитала я про отречение священника Корсака перед народом от церкви. Я была очень тогда рада, что мои пропагандистские усилия дали свои плоды, пусть их никто не знает и не учитывает. Но вот появился в Туруханске Лука. Одним из первых его вопросов к моему отцу был вопрос: «Кому подчиняешься, батюшка, обновленцам или тихоновцам?» «Те и другие мне пишут, и отвечать приходится тем и другим», был ответ отца. «Правильная вера у Патриарха Тихона, а обновленцы подлипалы советской власти», – определил епископ».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

276 «Вефильский гамбит», или Свидетели Иеговы начинают и проигрывают/Отв. ред. иер. А. Пермяков//URL: http://azbyka.ru/vefilskij-gambit (Дата обращения: 21.08.2018). 277 Григорян А. Библия: искусство понимания и интерпретации. Исследование вопроса самодостаточности Священного Писания. СПб., 2011; Григорян А. Особенности экзегезы Свидетелей Иеговы//URL: (Дата обращения: 21.08.2018). 278 Григорян А. Горячо ли в аду? Ответ свидетелям Иеговы//URL: (Дата обращения: 21.08.2018). 282 См., напр.: Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015; Кантеров И.Я. Новые религиозные движения. М., 2016; Эгильский Э.Е. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения. М., 2011; Мещеряков Д.А. НРД как форма религиозности в глобальном информационном обществе//Омский научный вестник. 2007. 4; Неронов А.В. Социологические исследования нетрадиционной религиозности//Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. 1; Кулаков И.Ф. Эсхатологические доктрины новых религиозных движений//Система ценностей современного общества. 2016. 50. 283 Ср.: Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция. Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. С. 11, 451. 284 См., например, защищенные в России кандидатские диссертации по данной тематике: Карнаухов И.А. Посмертное существование в философской картине мира (в христианской культуре): Дисс. … канд. филос. наук. Тюмень, 2014; Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России: Дисс. … канд. филос. наук. М., 2005; Якимова Е.Г. Проблема эсхатологии в христианской традиции: религиозно-философский анализ: Дисс. … канд. филос. наук. Тула, 2012. Даже в диссертации 1990 г. уже предлагается отказаться от терминов «секта» и «сектант» (Трофимов Я.Ф. Сущность и функции эсхатологического мироотношения (на материалах позднего протестантизма): Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Киев, 1990. С. 14). В свою очередь, Н.Ф. Петров использует словосочетание «христианские секты и новые религиозные движения», не конкретизируя, что он в него вкладывает (Петров Н.Ф. Эсхатология: философско-религиозный анализ (исторический аспект): Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2001. С. 3:17). Из других подобных работ можно упомянуть: Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

В классификации В.А. Мартиновича технических средств трансляции просматривается первичная характеристика всего объёма носителей среды, данная К. Кэмпбэллом, – «искатели» и «потребители» 11 . Искатели – это своего рода интерпретаторы прежних идей в новых форматах, или популяризаторы исторического наследия культовой среды с качествами постоянного творчества. Вторая категория, в свою очередь, пассивные потребители готового продукта, созданного искателями, и источник материальных ресурсов для поддержки культовой среды. В характеристике носителя культовой среды Владимир Александрович отмечает бинарную связь между понятиями вера/знание, где вера предполагает некую убеждённость в истинности явлений, событий или смысловых конструктов (космологии, космогонии). Знание без «веры» не делает человека носителем идей культовой среды. С другой стороны, верификация убеждённости в действенности или истинности идей может лежать в поле практики носителя. Человек – существо разумное, что предполагает некое целеполагание в действиях. Именно поэтому поле практик культовой среды выявляет степень влияния идей на носителя, его мировоззрение, ценностные приоритеты, мотивацию, парадигмы поведения. По мнению Мартиновича, культовая среда исключает в принципе любую форму членства для её носителей, что затрудняет идентификацию. То есть это своего рода полная автономия без каких-либо структур и сообществ. Часто единственной возможностью верификации членства становятся ответные реакции носителей на внешние раздражители в виде действий или поступков. Белорусский сектовед отмечает, что практически все идеи культовой среды в той или иной степени характеризуются восприимчивостью к мифологическому, или «дологическому», мышлению их носителей. Термины «мозаичность» или «эпизодичность» как характеристики психологического портрета в исследованиях автора вполне согласуются с понятием «бриколаж» Леви-Стросса. Это наблюдение расширяет поле исследований культовой среды в область антропологии, этнографии и семиотики.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дельвиг давно был на замечании; его спокойствие было плутовское и вовсе не доказывало хороших намерений. Благонравие его было чрезмерно и похоже на насмешку. Так, он вовсе не готовил уроков, но охотно являлся к профессорам перед праздничным днем, изъявляя готовность добровольно повторить или выучить что-либо, заслуживал поощрение и ничего не делал. Однако завладеть сочинением гувернеру не удалось: потребовав его у Дельвига после лекции, он получил прямой отказ, а попытавшись, невзирая на это, ухватить сочинение рукою, ощутил толчок со стороны. Мартинов брат уверял, что пнул его Пушкин, который тут же, с блестящими глазами, раздутыми ноздрями, задыхаясь и с бешеным видом, наскакивал на него, крича: – Как вы смеете брать наши бумаги? Гувернер притворился было непонимающим и спросил: – Чаво-сь? Но обычного действия не последовало. Тогда он был вынужден объяснить, что берет только для проверки, а после отдаст. Но тут Пушкин закричал на него: – Значит, и письма наши из ящика будете брать? Что поразило гувернера более всего, это то, что Вальховский, до тех пор тихий, благоразумный и во всем исправный, весьма отчетливо подговаривал робких не отставать и изъявлять претензии. На лице его было мнимое равнодушие, но твердость характера, конечно, поколебалась. Он говорил тихонько, но внятно: – Не робейте, не сдавайтесь. Поведение воспитанника Кюхельбекера было самое странное. Всю неделю, когда воспитанники собирались по вечерам для сочинения насмешек, Кюхельбекер вел себя более чем пристойно: он не любил насмешливой лицейской литературы, потому что большая часть ее относилась теперь прямо к нему, и не принимал поэтому в сочинении никакого участия. Более того, всю неделю он с великим усердием переписывал громадную поэму Шапелена об Иоанне д’Арк – хотя и осмеянную, но благонамеренную. Будучи глуховат, он не принимал особого участия в перешептываниях, а во время лекций был погружен в обычную свою задумчивость. К концу недели гувернер заметил в его поведении некоторые колебания. В особенности возмутила Кюхельбекера мысль, что инспектор Мартин Степанович читает его письма, и Мартинов брат слышал, как Кюхельбекер употребил при этом негодное выражение.

http://azbyka.ru/fiction/pushkin-tynjano...

В.А. Мартинович Глава 6. Культовая инновация (появление культов): микроуровень Под культовой инновацией понимается процесс целенаправленного создания или спонтанной самоорганизации религиозной группы (культа), противопоставляющей себя всему окружающему религиозному пространству и не имеющей предшествующей структурной зависимости от какой-либо иной религиозной организации. Культы, как и секты, существовали еще в глубокой древности. Однако если до XVIII в. можно было говорить об однозначном доминировании сект, то в последние столетия культы появляются значительно чаще, чем секты. При возникновении сект ключевую роль играет целый ряд внутригрупповых процессов, протекающих в религиозной организации. При образовании культов акцент смещается на личность основателя и его действия. В социологии, психологии и религиоведении разработаны модели, представляющие различные варианты протекания культовой инновации. 6.1. Предпринимательская модель культовой инновации О том, что религиозные организации могут создаваться исключительно ради получения каких-либо благ и выгод, говорили многие исследователи. Однако введение коммерческой мотивации в научный оборот в виде одного из важных и вполне самостоятельных типов культовой инновации впервые осуществляется Старком и Бэинбриджем 543 . В рамках данной модели культовая инновация представляется сознательным изобретением новой религиозно-символической системы с целью получения определенной выгоды; культы – предприятиями, самостоятельно разрабатывающими и продающими определенный продукт потребителям (защиту от порчи, набор знаний и умений, психологическое и физическое оздоровление, предсказание судьбы, улучшение кармы и т.д.), и получающими определенную плату взамен (деньги, уважение и почитание лидеров, власть и т.д.). Основным мотивом разработки и продажи религиозного продукта является получение прибыли. Достаточно часто основатели новых культов имеют солидный опыт пребывания в различных НРД, благодаря которому они хорошо знакомы как со спросом и предложениями в этой области, так и с тем, что такой бизнес может быть очень прибыльным. Этот опыт приводит их к самой идее открытия своего дела. Разработка новой религиозно-символической системы в подавляющем большинстве случаев сводится к совмещению и синтезу различных вероучений и практик уже существующих религиозных организаций. Основатель может также привнести в свою организацию какой-то новый, отличающий его группу от всех остальных НРД, элемент, который будет служить залогом узнаваемости группы среди большого количества конкурирующих структур. Это является одним из факторов постоянного увеличения разнообразия псевдорелигиозных услуг, идей и концепций, пополняющих фонд нетрадиционной религиозной мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В.А. Мартинович Глава 8. Возникновение и миграция новых религиозных движений в Беларуси Завершающая часть монографии будет посвящена описанию результатов проведенного автором исследования процессов возникновения и миграции НРД в Беларуси. Объектом исследования является нетрадиционная религиозность Беларуси. Предметом – процессы возникновения и миграции НРД на территории Беларуси. Цель исследования состоит в определении характера и степени влияния процессов миграции и возникновения НРД на формирование нетрадиционной религиозности Беларуси в период с 1983 по 2010 г. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: • выявить среднее количество НРД, ежегодно появляющихся в Беларуси; • проанализировать динамику возникновения и миграции НРД в Беларуси; • выявить политические, экономические и иные факторы, влияющие на динамику появления НРД в Беларуси; • оценить характер и степень влияния законодательства Республики Беларусь на процессы возникновения и миграции НРД; • выявить соотношение миграции и возникновения НРД в Беларуси с учетом диахронической перспективы; • определить характер, особенности и степень взаимосвязи процессов миграции и возникновения НРД; • изучить структурные и содержательные различия между мигрирующими и возникающими НРД; • определить страны, в которых возникли НРД, мигрировавшие в Беларусь, и выявить их соотношение со странами, из которых они мигрируют на территорию Беларуси; • проанализировать соотношение между типом НРД, страной миграции и временем появления группы в Беларуси; • исследовать соотношение даты создания НРД, типа его структуры и времени миграции в Беларусь; • проанализировать типы миграции НРД в Беларусь; • изучить место и роль сектоподобных групп в общем контексте динамики воспроизводства НРД; • выявить влияние миграции НРД на формирование нетрадиционной религиозности Беларуси. Источники и материалы по теме исследования собирались автором по всей Беларуси, начиная с 1997 г. В результате был создан систематизированный архив документов, листовок, раздаточных материалов, книг и брошюр самих НРД, общий объем которого на 1 января 2015 г. составляет 300 000 единиц хранения информации. 8.1. Методологические проблемы анализа возникновения и миграции новых религиозных движений в Беларуси

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Трансформация несектантских организаций в культы 6.6. Роль лидера в создании сект и культов 6.7. Вопрос «новизны» в новых религиозных движениях Глава 7. Миграция новых религиозных движений 7.1. Определение и типология миграции НРД 7.2. Факторы, влияющие на выбор страны – цели миграции 7.3. Стратегии миграции 7.4. Факторы, влияющие на возникновение и миграцию НРД в Беларуси Общие факторы появления НРД в Беларуси Факторы, влияющие на возникновение НРД в Беларуси 7.5. Влияние миграции НРД на систему воспроизводства нетрадиционной религиозности Миграция идей культовой среды Миграция НРД Глава 8. Возникновение и миграция новых религиозных движений в Беларуси 8.1. Методологические проблемы анализа возникновения и миграции новых религиозных движений в Беларуси 8.2. Динамика возникновения и миграции НРД на территории Беларуси 8.3. Соотношение возникающих и мигрирующих НРД 8.4. Страны – источники миграции НРД на территорию Беларуси 8.5. Структурные и содержательные различия между мигрирующими и возникающими НРД Структурные различия Содержательные различия 8.6. Влияние миграции и возникновения НРД на формирование конфессионального пространства Беларуси 8.7. Возникновение в Беларуси и функции сектоподобных групп Заключение     Предисловие Мы живем в очень странное время: время нанотехнологий и пышного расцвета оккультизма, время запуска сверхмощного коллайдера и беспрецедентного роста примитивнейших суеверий, время глобализации и триумфального шествия по странам и континентам бесчисленного множества сект, секточек, экзотических культов, всеядно-либерального постмодернистского мистицизма и радикально-фанатического религиозного фундаментализма... Всего того, что Владимир Александрович Мартинович – автор данного интереснейшего научного труда – собирательно обозначил в качестве «нетрадиционной религиозности». Всем, кто еще сравнительно недавно был абсолютно убежден, что «преодоление религиозно-мистических пережитков прошлого» является закономерным итогом научно-технического прогресса, постсекулярная эпоха преподнесла множество сюрпризов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Однако теперь такая книга есть, и она в ваших руках. Авторская концепция, опирающаяся на десятилетия не только теоретических штудий, но и колоссального труда по сбору и аналитическому изучению сотен тысяч социологически значимых фактов, позволила детально и всесторонне просканировать возникновение, эволюцию и современное состояние НРД в конкретно взятом государстве, выявив скрытые глубинные и, как полагает автор, универсальные закономерности исследуемых процессов. В своей монографии Владимир Александрович Мартинович выдвигает в определенной степени новую и достаточно смелую идею о том, что так называемые «новые религиозные движения» – НРД – не есть порождение лишь последнего времени, а их стремительное распространение не является чем-то особенным, экстраординарным, принципиально новым или уникальным. Он полагает, что НРД или, точнее, нетрадиционная религиозность существовала всегда, имея единую универсальную причину появления, вне зависимости от бесконечных видимостей ее формальных модификаций. Во все века и времена, во всех известных нам исторических цивилизациях, странах и социумах параллельно с официальными культами или традиционными религиями рождались, мутировали, развивались и/или исчезали бесконечно разнообразные формы верований, сект, альтернативных религиозных движений, имя которым легион. И с этой точки зрения, каждая эпоха имеет свои НРД, являющиеся, по мнению автора, неким стихийно возникающим обманчивым «эхом», отраженным «многоголосьем» спонтанных искажений господствующих информационных потоков. И чем объемнее и концентрированнее становится содержание обычной информационной «несектантской» среды, тем выше, естественным образом, становится и уровень стихийно возникающих информационных «искажений», трансформирующихся в том числе в «сектантские» идеи. Те в свою очередь, синтезируясь в виде специфической культовой среды, уплотняются, сжимаясь до концентрических кругов аудиторных, клиентурных, аморфных и подвижных культов, кристаллизующихся в итоге в собственно сектантские и культовые структуры.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В.А. Мартинович Глава 7. Миграция новых религиозных движений В XIX-XX вв. благодаря развитию систем коммуникации и транспортного сообщения у НРД появилась возможность перерасти из небольших групп, действующих на территории одной, двух соседствующих стран, в огромные транснациональные корпорации, имеющие десятки филиалов на разных континентах. Многие из них успешно воспользовались этой возможностью, создав сотни своих представительств и центров в разных странах мира. Глобализация и интернационализация деятельности НРД оказали существенное влияние на феномен нетрадиционной религиозности в целом. Влияние, к изучению которого наука только приступает, т.к. проблема воздействия глобализации на НРД относится к разряду наиболее сложных и малоисследованных. Это связано прежде всего с тем, что для ее квалифицированного анализа необходим учет динамики НРД на территории многих стран одновременно, что в свою очередь практически не осуществимо силами одного или даже нескольких ученых. Вероятно, именно поэтому как в Беларуси, так и на Западе, отсутствуют работы, предлагающие всесторонний целостный анализ влияния процессов глобализации на деятельность НРД. Работы Доусона Л.Л. 630 , Гексама И. 631 , Ротштейна М. 632 , Андерсона А. и Холленвегера В. 633 , Робертсона Р. и Гаррета В. 634 , Байера П. 635 , посвященные глобализации НРД, констатируют факт интернационализации НРД, изучают трансформации, претерпеваемые отдельными сектами и сектантским учением при их распространении по всему миру, анализируют иные аспекты глобализации, но весьма далеки от представления целостной картины этих процессов с учетом конкретных материалов по разным странам мира. Одной из множества тем, связанных с анализом последствий глобализации НРД, является проблема миграции НРД. Миграция сект и культов как явление существовала задолго до глобализации и не является ее следствием. Однако если, например, в XVI или XVII в. переезд секты на территорию новой страны мира являлся достаточно редким событием, оказывавшим на нее значительное влияние, то в XX в. миграция становится распространенным и само собой разумеющимся явлением, сопровождающим жизнь большинства крупных сект и культов и многих НРД среднего масштаба и уровня развития. В современном мире секты и культы мигрируют намного чаще, чем это было раньше. Вопрос «Мигрировать или нет?» уже давно сменился для НРД на другой: «В каком количестве стран, на каких континентах и сколько филиалов стоит основывать?». Количество филиалов в разных странах мира окончательно закрепилось в качестве одного из важных показателей величины и силы конкретного НРД. При этом наиболее крупные и влиятельные секты и культы могут похвастаться присутствием в 160 и более странах мира. В результате в XX-XXI вв. процесс миграции НРД перестал быть чем-то экстраординарным и занял крепкие позиции в повседневной жизни НРД.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010