[Румын. Episcopia Aradului, Ienopolei i Hlmagiului], Банатской митрополии Румынской Православной Церкви с кафедрой в г. Арад. На территории совр. епископии с сер. XVI в. существовали правосл. епископские кафедры, находившиеся в юрисдикции Печской Патриархии Сербской Православной Церкви. Так, в 1563 г. некий еп. Даниил в Липове окормлял местных православных. В кон. XVI в. в Иенополе (совр. Инеу) был еп. Матфей, в нач. XVII в.- еп. Савва. В 1628-1643 гг. митрополитом Иенопольским был поставлен Лонгин (Бранкович) (по данным Српски jepapcu (С. 287), в 1629 - ок. 1636). В 1651 г. митрополитом Липовы и Дьюлы был Софроний. В 1664 г. упоминается еп. Стефан в Липове. Последний еп. Иенопольский Исаия (Джакович) в 1706 г. перенес кафедру в Арад, после чего епископия вошла во вновь образованную Карловацкую митрополию и находилась в ее составе до 1865 г. Архиереи епископии были сербами, несмотря на то что преобладающее большинство правосл. паствы составляли румыны. После еп. Исаии (1706-1708) епископию возглавляли Иоанникий (Мартинович; 1710-1721), Софроний (Раваничанин; 1722-1726), Викентий (Йованович ; 1726-1731), Исаия (Антонович ; 1731-1748), Павел (Ненадович ; 1748-1749), Синесий (Живанович ; 1751-1768), выдающийся защитник Православия, борец с униатским прозелитизмом. Еп. Синесий выстроил новую епископскую резиденцию в Арад-Гай, в основанном им мон-ре Симеона Столпника, к-рый сохранился до наст. времени. Затем епископию возглавляли епископы Моисей (Путник ; 1768-1770, буд. митр. Карловацкий), Пахомий (Кнежевич; 1770-1783), Петр (Петрович; 1784-1786), Павел (Авакумович; 1786-1815). В 1812 г. в Араде было открыто училище, готовившее преподавателей для румын. школ, в 1822 г.- двухгодичная богословская школа (см. Арадский Богословско-педагогический ин-т ). После еп. Павла (Авакумовича) нек-рое время кафедра оставалась вдовствующей и управлялась администраторами, временно исполнявшими обязанности епархиального архиерея. В этот период представители румын. священства и интеллигенции во главе с проф. Моисеем Никоарэ неоднократно обращались к австр. имп. Францу I с просьбой о поставлении епископа-румына.

http://pravenc.ru/text/75816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje] (Мартинович; † 25.11.1721, Арад, совр. Румыния), еп. Арадский серб. Карловацкой митрополии . О жизни И. до епископства известно лишь, что он был пострижеником мон-ря Хопово. После избрания в 1708 г. 1-го епископа объединенной Арадской епархии Исаии (Джаковича) митрополитом Карловацким И. стал владыкой Арадским - утвержден имп. Свящ. Римской империи Иосифом I 29 нояб. 1710 г. В составе епархии помимо серб. были и румын. приходы, поэтому И. пришлось вести нелегкую борьбу против унии, которая получила широкое распространение среди правосл. румын. На серб. Народно-церковном Соборе в мон-ре Крушедол 10 мая 1713 г. имя И. первым было вписано в состав комитета по передаче дел избранному митр. Карловацкому Викентию (Поповичу) . Но на следующий Народно-церковный Собор, в 1715 г. в г. Сремски-Карловци, И. сначала не получил приглашения из-за обвинений в тайном принятии унии. Однако в письме митрополиту от 1 авг. 1715 г. он опроверг наветы недоброжелателей из числа граничарских офицеров в Араде и впосл. как полноправный депутат принял участие в работе Собора. Лит.: Ckaзahuie о жumiu преосвяштених Apxienuckonob всея Cepбckiя и Noмopckiя земли//Гласник Друштва србске словесности. Београд, 1854. Бр. 6. С. 55; Мемориал саборни кои je дат от христиан на сабору 10 мajя 1713 у Карловци//Беседа. 1869. Бр. 17(35). С. 387-388; Г. Споменици из будимског и пештанског архива: Збирка 3//ГСУД. 1874. 5. С. 186-189; Руварац Д. Прилози за ucmopujy архиепископа и епископа у мumponoлuju Kapлobaчkoj//ЛетМС. 1899. 198. Св. 2. С. 105; Изборни сабор 1713//Архив за ucmopujy Српске правосл. карловачке мumponoлuje. Сремски Карловци, 1911. Бр. 3/4. С. 40-41; Р. Око сабора у Карловцима 1715//ГлИДНС. 1930. 3. Св. 3. С. 463-464; Српски jepapcu. C. 233. Ю. В. Костяшов Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Йованович; 1732-1805), еп. Горно-Карловацкий (1783-1786) и Бачский (1786-1805) Карловацкой митрополии АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/577974.html

Иеродиакон Ириней отпущен с архимандритом Варлаамом (Голенковским) в Крестный Монастырь 1050 . Они вместе припыли в Невский в 1710-м году, потом иеродиакон Ириней «съехал» было в Киев; но, видимо, лишь на время 1051 . 6 флотских иеромонахов, по указу из Святейшего Синода, взяты в Москву: Илларион (Рогалевский или Раголовский), Павел Суздальский, Сергий Белоградский, Маркелл (Родишевский), Иоаким, сборщик Чудовский, и Лазарь (Кобяков) 1052 . В 1722-м году иеромонах Лазарь был определен в звании ответственного управителя духовных дел в Смоленскую епархию к митрополиту – Греку Филофею, который вовсе по знал Русского языка 1053 , а иеромонах Илларион – игуменом в Лубенский Мгарский Монастырь 1054 . Впоследствии, в 1728-м году, он был переведен в Донской Монастырь, откуда 16-го апреля 1732-го года хиротонисан во архиепископа Казанского, в 1735-м году из Казани переведен, в Чернигов, в 1738-м году уволен был на покой в Киево-Печерскую Лавру, отсюда в 1742-м году вызван был в Петербургу но на дороге скончался в Твери и погребен в Отроче Монастыре 1055 . Иеромонах Серий Тверской «за невероятное следование о слуге Семене Мартинове по наказании отпущен в дом Тверского архиерея, откуда взять, с апшитом» 1056 . Четверо отпущены за болезнями на обещания: иеромонахи Георгиева Мещовского Монастыря Авраамий и Черниговского Троицкого Петр, оба за падучею болезнью, в свои Монастыри; вследствие той же болезни иеромонах Иосиф (Кучер) в Черниговский Преображенский. Монастырь; Троицкого Сергиева Монастыря иеромонах Викентий (Попков), по свидетельству архиатора и президента Ивана Лаврентьевича Блюментросса, в Бизюковский Монастырь, в котором он принял когда-то пострижение 1057 . В декабре 1721-го года послан в Крестный Монастырь иеродиакон Иоасаф, «который себя учинил скопцом» 1058 . В 1721-м году певчий монах Софийского Монастыря Исаия Васильковский был посвящен во иеродиакона. Он был родом из села Осмачева, близ Батурина, сын казака, постригся в приписном к Софийскому Киевскому Осмачевском Монастыре при игумене Феодосии в 1716-м году, оттуда перешел в Софийский, откуда и взят в Невский 1059 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

25 Предисл. к Бес. Иоанна Злат. на Еванг. Иоанна, переведенным монахами Максимом Греком и Силуаном. Моск. 1660. «Переводами» в старое время назывались у нас разные списки, потом – издания одних книг с других. Напр. Старообрядец наш ныне говорит о книге своей, перепечатанной с другой, что она «с переводу». Переведены, т. е. перенесены слова с одной бумаги на другую. Первые книги называет он «Патриаршими», т.е. подлинными, первоначальными по печати. 26 Напр., в книгах 12 и 13 столетия видно, что в Символе слово о Духе святом «τ κριον» переводимо было речением «Господня–Господа;» в 14–«истинного»; в 15 –»Господа», а не Господня. Но с тем вместе стало помещаться на полях и речение «истинного»; так как речение τ (не τν) κριον, быв поставлено в свойстве прилагательного, а не существительного имени, по мнению некоторых, требовало в переводе такого же именно свойства. А в свойстве прилагательного имени κριος значит господствующий, главный и истинный. Таким-то образом ко времени Стоглавного Собора слово сие «истинного» вносилось уже наконец и в строку, или одно вместо «Господня, Господа» или вместе с ним. От сего-то и стал читаться Символ с прибавкою лишнего слова против подлинника и древних наших переводов. Смот. Стогл. – Истина св. Сол. обит. стат. 36. 27 Им начинаются ереси у нас и по Старообрядческим памятникам. Рукоп. Ответы пустынножителей иером. Неофиту, отв. 3. 28 Собор. Деян. на ерет. Армянина, на монаха Мартина. Печат. при Пращице Преосв. Питирима. С. п. б. 1721 г. и особо С. п. б. М. в 1718 г. 29 Она была, видно, сущностию лжеучения Армянина: двуперстие и двоение Аллилуйи только внешние выражения ее, с коими можно было и расстаться. Множество других статей Мартиновых служили прикрытием оной. Еретичествующие обыкновению выставляли всегда на вид людей какие либо внешности и набирали по нескольку предметов, существенно к учению их мало относящихся, или и нисколько не относящихся, с тою целию, дабы с одной стороны прикрыть свой яд, с другой – тем удобнее ввести других в заблуждение, чем виднее и более представлено будет ими предметов, в коих св. Церковь будто бы погрешает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

304 Не постигаю, почему сочинитель рассуждения о сем соборном Деянии, составленного в Невской Духовной Академии, и изданного особою книжкою в 1801 году, изъясняется, что ему сочинителю надобно оправдать в этом деле только Преосвященного Питирима. Отчет Питиримов о Деянии ясен, как нельзя более. Питирим издал Деяние при Пращице уже в 1721 году; а по повелению Государеву оно было особою книжкою издано еще в 1718 году. 307 Кормч. кн. 4 гл. 1. 57. Правил. св. Ап. гл. 5 и Вселен. 1. Соб. Прав. гл. 17. Всел. 6. Соб. 8. Прав. гл. 18. Вселен. 7. Соб. 6 пр. 308 Если бы дело о Мартине было в какой-либо епископской, а не Митрополитской епархии; оно было бы послано на рассмотрение и утверждение Митрополита области. Тогда никто из сторонних не знал бы такого дела, как дела судного. Но дело Мартиново было в Епархии Митрополитской; Митрополит и послал оное на рассмотрение Высшей Власти Духовной, к Патриарху. 315 См. Акты, относящ. К Истории Западной России, 1816 г. 3 – 1331 года, 4 – 1375, 6 – 1383 г. и проч. Годы выставляли в конце Актов иногда прописью, иногда буквенными цифрами различным образом; напр, грамота под 3 – «писана лет по Божьем Рожестве, 1000 лет, 300 лет, 50 лет и одно лето». – 4: «писан лист по Божиим нароженю 1000 лет, 300, 70 и пятого лета, месяца марта у 17..., у день святого Олексея, человека Божия». 8 грамота Молдавского Воеводы: «А писан лист у Сочаве, у понедельник первой недели поста, у лето Божьего Рожества 1388 г.» 10 Присяжная грамота Мстиславского Князя Симеона за себя и Великий Новгород«: «А дань есть у Судомири, у неделю, у тыйж день по Великом дни, лета Божья тысячя 389». и проч. Подобным же образом означен год и в Договорной грамоте со Псковом 30). Значит, Новозаветное летосчисление в 11-м веке известно было и жителям Великого Новгорода и Пскова. 316 В конце Часослова сего напечатано: «И скончашася по Божием нароженнем сътъ. девятьдесят и A лто». – Можно видеть в Императ. Публ. Библотеке, под I. 317 См. Опыт Российской Библиографии, Сопикова, Часть 1. стран. 27. «По летех воплощения слова Божия, спречистое девица Мари, тысещнаго пятсотого девять на 10». (то есть 1519 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

3) КЕЛЬИ гостиные на каменном фундаменте деревянные; 4) ОГРАДА также деревянная. До 1786 года этот монастырь вместе с прочими Малороссийскими состоял на своём содержании, а в 1786 году, Апреля 10, положен во второй класс. Но в следующем 1787 году по Именному Указу Марта от 15 дня велено оный перевести в бывший Киевский Петропавловский монастырь, что на Подоле же, оставив сему монастырю в подворье и Екатерининский, тогда им занимаемый, и быть ему на таком основании, на каком состоит Московский Греческий Николаевский, не требуя от него отчёта в деньгах, и остатки оных от годового содержания оставлять в пользу оного на милостынное подаяние православным монастырям, под игом Татарским и Турецким находящимся. Ныне Настоятелем в монастыре сем Архимандрит Мисаил. Греческий Николаевский Московский монастырь 2 класса мужской. См. Историю Российской Иерархии, часть II, стр. 619 94 и след. Гривенский монастырь Мужской благочестивый. Находился в Могилёвской Губернии, но насилием Униатов превращён в их Кляштор. Григориевский Бизюков монастырь См. Бизюков. Григорьевский Пыскорский монастырь Подгородный девичий, упразднённый. Находился в предместье города Вятки. Гриевский монастырь Бывший благочестивый Могилёвской Губернии. Упоминается в 1721 году. Грозовский Иоаннобогословский монастырь Минской Епархии заштатный, мужской. Первоначально основан около 1600 года от шляхтича Мартина Володковича, как видно из фундуша в 1639 году от сына его Григория Мартиновича Володковича данного и в подлиннике в монастыре хранящегося; название же получил по местечку Грозову, внутри коего и положение своё имеет. В монастыре сем ЦЕРКВЕЙ две: 1) каменная однопрестольная во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова старая, сооружена вышеупомянутым фундатором Мартином Володковичем; 2) твёрдая деревянная однопрестольная в честь Успения Богоматери, КОЛОКОЛЬНЯ деревянная на въездных монастырских воротах. А прочие монастырские строения все деревянные же, вновь исправленные, как то: вместе Настоятельские и братские кельи об одиннадцати покоях, под коими два погреба каменные, кухня с избой, конюшня и сарай также деревянные; содержание оный монастырь имеет из доходов, получаемых с состоящей за ним вотчины, в которой крестьян обоего пола, 78 душ. Настоятельство издавна было в этой обители Игуменское, но в 1797 году, на основании Именного Высочайшего Указа, учреждена Архимандрия против третьеклассных монастырей. Грозовский Николаевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

А сию купчую запись писал Сумской писарь Семен Карпов. К сей купчей Манойло Лесенко руку приложил. К сей купчей Павел Пантелеев вмисто Еремы Супруненка, Михайла Николенка, Савки Давидова да Иляша Матвеева по их велению руку приложил». «1735 году марта 28 дня сия купчая в Сумах на указный срок явленна и крепостных дел в книгу записана под 627». 5. Замечательные пожертвования земель были следующие: а) «1730 года, мая 22 дня гор. Краснополя соборной Успенской церкви поп Карп Мартинов по доброй своей воле отдал в Сумской Успенский монастырь своего отчиннаго пахатнаго поля игумену Корнилию с братиею за поминовение своих родителей, которое поле в Краснопольской даче за р. Тонкою». б) «1730 г. мая 22 д. города Краснополя Воскресенской церкви поп Иоанн Семенович Треповский отдал в Сумской Успенский монастырь свое власное пахатное поле за поминовение своих родителей; поле зостает за р. Тонкою в Краснопольской даче». в) 1730 г. «города Краснополя житель Матвей Фесенко отдал свое поле пахатное Сумскаго Успенскаго монастыря игумену с братию; поле зостает в Краснопольской даче за р. Тонкою». г) «1730 г. ноября, Сумскаго полку подпрапорный Иван Иванов сын Романов отдал в Сумской Успенский монастырь свое сенокосное и пахатное поле; поле зостает в Краснонольской дачи, в урочищи под их же монастырским хутором». д) «1734 г. июня, Краснопольский житель Кирил Андреев сын Кириченко отдал за молитвы и за поминовение родителей Сумскаго Успенскаго монастыря игумену Илариону ниву в Краснопольской дачи за лесом, прозываемим волоком к Сагайдачному шляху на отвершку р. Дерновой». е) 1728 г. июля 24 Сумского полку сотник Нижней Сироватки Григорий Калинин сын Левченко отдал «по обещанию отцовскую и дедовскую землю – на Успенский монастирь за поминовение родителей и кревних всех, то поле пахатное и сенокосное зостает на дальних Ильмах... при свидетелях, при отцу духовном Сироватском священнику о. Андрею Тимофеевичу» и проч. ж) 1744 г. окт. 23 Краснопольской Успенский церкви поп Кирил Мартинов отдал в Сумской Успенский монастырь «на молитвы за поминовение своих родителей сенокосную и пахатную землю в Краснопольской даче над р. Пожнею» и пр. СУМСКОЙ ПРЕДТЕЧЕВ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1730 года августа 5 Синодальный Казенный Приказ, слушав выписи из вышеписаннаго дела, приговорили: вышеписаннаго монастыря к архимандриту Моисею послать указ, в котором написать, чтобы он по означенному посланному из Вотчинной Коллегии указу от воеводскаго правления об отказе вышеобъявленной пашенной и сенокосной земле требовал промемориею известия что оная поступная земля к той церкви отказаналь и ежели ответствовано будет что та земля к оной церкви отказана безспорно и отказныя книги в Москву посланы, то у вышепомяненнаго порутчика Бородовицына взяв письменное обязательство с крепким подтверждением что ему сверх земли обещанную оному попу с причетники ругу давать ежегодно без остановки и потом новопостроенную Николаевскую церковь освятить по новоисправному требнику, как напечатано о положении освященнаго антиминса, буде построена против даннаго о строении той церкви указу чего для и антиминса посвященному к той церкви попу для отвозу ко оному архимандриту во всякой чистоте и хранении выдать и по освящении той церкви и об отказе уступной земли промеморию и о даче руги сказку прислать при доношении и данныя деньги имать со освящения тоя церкви, а покаместь оная поступная земля отказана не будет и Бородовицын о даче руги сказки не дасть той церкви освящать отнюдь не дерзать под опасением по правилам истязания и освященный антиминс, приняв у попа, до освящения тоя церкви хранить у себя в монастырь в церкви во святом алтаре. Подлинный указ за печатью святейшего правительственного синода и за скрытами (вышеписанных лиц) взял поп Андрей Мартинов и росписался. 1731 года марта 10 Петропавловского монастыря архимандрит Моисей в Синодальный Казенный Приказ доносил, что новопостроенная церковь Николая чудотворца в деревне Кохоновой освящена генваря 26 дня сего 1731 года на выданном антиминсе по новоисправному требнику, а об отказе поступной земли и сенных покосов тоя церкви попу с причетники из Брянска из канцелярии Воеводскаго Правления промемориею ответствовало и с порутчика Федора Бородовицина обязательная о даче руги сказка взята, которыя посылаются при сем доношении.

http://sobory.ru/article/?object=47423

То, что он впитал с молоком с молодости, в совершенстве лет и своей злобы стал выплевывать. Он учил не по чину, вопреки всем Вселенским и Поместным Соборам, что следует отвергнуть святые иконы, что в Святейшей Евхаристии есть только обычный хлеб, что бесполезно призывать святых, что напрасно поклоняться животворящему Кресту Господню, что не следует почитать святые мощи и молиться за умерших, а также другим нечестивым догматам, издревле проклятым Вселенскими Соборами. В этом ересеучителе видели второго Февду или Иуду Галилеянина, о которых написано в Деяниях Апостолов ( Деян. 5, 26 ). У него были последователи и почитатели, люди своевольные, о которых здесь лучше бы и не вспоминать. Так, у него появился сообщник, Михайло Андреев, сын Косой, из Котельной слободы, в котором звериная ярость Тверитинова усугубилась и проявилась и раньше, в смутное время, в 1682 году, в Москве – он был известным подстрекателем стрельцов к мятежу. За это он был отправлен в изгнание в Сибирь. Другие единомышленники – холмогорец Михайло Минин, сын сапожника, да купец овощного ряда Никита Мартинов, да ученик, учившийся вне школы, Иван Максимов, да Фома Иванов, по ремеслу своему цирюльник. Все они, принявшие демоническое учение, скорее бесословы, чем богословы, среди них последний среди упомянутых, но первый по злобе, Фома Иванов, достиг такой степени беснования, что по демонскому наущению, из-за своего еретичества, будучи пьяным, дерзнул надругаться даже над образом Божия угодника святого Митрополита Российского Алексия в Чудовом монастыре. О, сколь долготерпелив Ты, Владыка! В давние времена Ветхого Завета Филистимляне осквернили Твой ковчег, раскопали Твои жертвенники, опустошили храм Святое Святых, надругались над святыми иконами в Новом Риме в царствование Льва Исавра. Так и в наше время Ты видел свершившееся злодеяние этого Фомы Своими плачущими Очами и ужасался. Впрочем, всемогущий Творец по великой Своей милости не допустил, чтобы это пламя разгорелось и эта пагуба хоть сколько-нибудь распространилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

в с. В. Тишанка Бобровского у., присланного в 1823 г. владельцем села министром внутренних дел Д. П. Трощинским; икона кисти акад. Н. С. Мосолова, местного уроженца, в Христорождественском соборе в Коротояке. В Воронеже известно, что писали иконы губ. секретарь И. В. Шевцов, «занимавшийся живописью по склонности» (образ преподобных Онуфрия и Петра Афонских (1819) для Тихвино-Онуфриевской ц.), Илья Мартинов (для придела Покровской ц. в 1823-1824), Кузьма Сафонов (поновлял иконы и иконостасы в Покровской ц. в 1839), живописец Дмитрий Курепин (в Покровской ц. писал хоругви и поновлял иконы), мещанин Д. Ф. Медведев имел подряд на изготовление иконостасов (1840-1841), Ельпидифор Огнев поновлял живопись (в 1837 в крестовой ц. архиерейского дома), губ. регистратор Макар Василин выполнил для Благовещенского собора Митрофанова мон-ря иконы «Видение Богоматери прп. Сергию Радонежскому», святых Митрофана Воронежского и Антония и Феодосия Печерских (1842). Создание художественной школы в Воронеже в 1-й пол. XIX в. связано с деятельностью выпускника АХ Ф. Ф. Чурикова, запечатлевшего в рисунках и акварелях важные события церковной жизни В. е., такие, напр., как обретение мощей свт. Митрофана (1832). Значительное влияние на художественную жизнь В. е. оказало прославление свт. Митрофана Воронежского (1832) и свт. Тихона Задонского (1861), было создано большое число их изображений, восходивших к иконографии архиерейских портретов XVIII - 1-й пол. XIX в. По сведениям архим. Димитрия (Самбикина), до канонизации святителей их изображения помещали на образках вместе с тезоименными святыми, Патриархом К-польским Митрофаном и еп. Тихоном Амафунтским. Одно из наиболее известных изображений свт. Митрофана (в схиме, с духовным завещанием в руках), послужившее образцом для мн. икон и гравюры Н. И. Уткина (1838), связано с именем воронежского живописца Шевцова, к-рый не решался сделать копию со старого портрета, «почтя за грех написать такого святителя неверно», но после чудесного видения написал образ и впосл.

http://pravenc.ru/text/155254.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010