В противовес первым иудео-христианским общинам в Иерусалиме и Палестине, жизнь которых сильно зависела от традиций Иерусалимского храма и синагог, христиане в языческих странах, расположенных на территории Сирии, еще во времена апостола Павла начали самостоятельно вырабатывать христианский образ устройства церковной жизни. Именно здесь, еще до Иерусалимского Апостольского Собора, поставлялись первые пресвитеры (Деян 15:23; 20:17,28), а затем и епископы с диаконами (ср. Флп 1:1). Здесь же в IV веке появилась величайшая школа антиохийского монашества с целым сонмом святых подвижников, своим духовным опытом повлиявших на ход истории Церкви на Востоке. С именем одного из них — преподобного Марона Пустынника — позднее будут связывать свое наименование Маронитская Церковь и ее народ. Многие церковные традиции и опыт духовной жизни берут свое начало в Антиохии. Здесь находятся и истоки Маронитской Церкви. Связываемая в истории Церкви с периодом борьбы с монофизитской и монофелитской ересями, Маронитская Церковь сейчас практически является одной из католических общин Ближнего Востока. Сохранив основы восточного обряда и формальное патриаршее управление, она находится в юрисдикции Римско-Католической Церкви, входя в семью восточно-католических Церквей и полностью разделяя католическое вероучение. Два важных фактора сыграли здесь решающую роль — богословские споры IV и Vbekob и деятельность римских миссионеров с XIII века и до наших дней. Пять различных восточно-католических Церквей были основаны с 1552 по 1824 год на Ближнем Востоке как новые патриархаты: Халдейская Католическая Церковь (отделившаяся от Ассирийской, или Несторианской, Церкви Востока) в 1552 году; Греко-католическая, или Мелхитская (собравшая христиан, отколовшихся от Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского Православных Патриархатов), в 1724 году; и отошедшие в унию с Римом от своих исторических Церквей Армянская Католическая Церковь (1740), Сирийская Католическая Церковь (1773) и Коптская Католическая Церковь (1824). Эти пять Церквей носят название униатских, или “католичес­ких восточного обряда”. Особняком среди них стоит Маронитская Церковь, отсчитывающая свое самостоятельное бытие с конца XII века и не имеющая, подобно вышеперечисленным, параллельной одноименной некатолической общины (православной, сиро-яковитской, армяно-григориан­ской и т. д.). Отколовшись от древнего Антиохийского Патриархата в период борьбы с монофелитством, она в течение нескольких столетий (до XIIIb.) была оторвана от церковных событий, происходивших на Востоке: сыграла роль вынужденная изоляция в труднодоступных Ливанских горах. Сами марониты полностью отрицают свое еретическое прошлое, утверждая, что на протяжении всей истории полностью разделяли вероучение Церкви Рима, а следовательно, их общение никогда не прерывалось. В этом смысле они отвергают применение к себе термина “униаты”.

http://pravmir.ru/o-maronitskoy-tserkvi/

Для Русской Православной и Римско-Католической Церквей первоочередной задачей сегодня является поиск путей достижения мира на Ближнем Востоке. Желание развивать сотрудничество в этом направлении было еще раз подтверждено в ходе встреч председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Франциском и государственным секретарем Святого Престола кардиналом Пьетро Паролином в Ватикане в октябре 2014 года. Следует отметить, что ближневосточные христианские общины, в том числе и католические, весьма высоко оценивают миротворческую роль Московского Патриархата. Подтверждением этому может служить, например, состоявшаяся в октябре 2013 года встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с делегацией сирийских иерархов, в том числе представителей Мелькитской и Маронитской Церквей. Не менее заметными событиями стали недавние визиты в Москву Патриарха Маронитской Церкви кардинала Бешары Бутроса ар-Раи (февраль 2013 года) и Патриарха Сиро-Католической Церкви Иосифа III Юнана (июнь 2014 года). В конце мая 2014 года Москву с официальным визитом посетил также Патриарх-Католикос Ассирийской Церкви Востока Map Дынха IV, а в конце октября — Патриарх Коптской Церкви Феодор II, у которых состоялись результативные встречи со Святейшим Патриархом Кириллом и представителями государственной власти. Большую работу в деле поддержки ближневосточных христиан проводит Императорское православное палестинское общество, с которым Московский Патриархат находится в тесном взаимодействии. Множество верующих в России откликнулось на призыв этой организации о сборе гуманитарной помощи для народа Сирии, который прошел по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Потеря христианского присутствия на Ближнем Востоке обернется лишь дальнейшей эскалацией напряженности и насилия. Уничтожение христиан стало долгосрочным фактором, разрушающим сложившийся баланс межрелигиозных отношений. Поэтому первоочередная задача — остановить агрессию экстремистов, чтобы стало возможным создание условий для мирной жизни христиан и представителей иных традиционных религиозных общин.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4009046...

Статья Введение Маланкарская Церковь Индии относится к числу древних Церквей Востока и является примером дохалкидонской церкви. Дохалкидонские церкви характеризуются тем, что не признают решения IV Вселенского (Халкидонского) Собора и последующих Вселенских Соборов. Помимо Маланкарской Православной Церкви, к числу дохалкидонских церквей относятся Армянская Апостольская Церковь, Коптская Православная Церковь, Сирийская Православная Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Эфиопская Православная Церковь, Эритрейская Православная Церковь и Маронитская Церковь. Маланкарская Церковь признает Никейский Символ веры. Вероучение Маланкарской Церкви в ранний период, до Халкидонского Собора, формировалось в общем контексте Вселенской Церкви, на тот момент неразделенной, за исключением церквей, отпавших после III Вселенского (Эфесского) Собора. После Халкидонского Собора богословская мысль Маланкарской Церкви развивалась автономно от других церквей . Вплоть до Позднего Средневековья, когда на полуострове Индостан появились европейские миссионеры, вероучение Маланкарской Церкви не испытывало влияния извне из-за географической удаленности от регионов, где существовали другие христианские конфессии. Существование в религиозной среде, где преобладающими конфессиями оставались традиционные верования народов Индии, сформировало в Маланкарской Церкви замкнутое сообщество , которому было попросту не с кем взаимодействовать в контексте развития богословской мысли. Таким образом, до настоящего момента и вероучение, и богослужебный обряд Маланкарской Церкви являются практически теми же, что и в первые века по Рождестве Христовом. Особенности богословской мысли в Маланкарской Церкви в целом укладываются в контекст богословской мысли древних Церквей Востока. Маланкарская Церковь отвергает решения Халкидонского Собора и является монофизитской, то есть относится к числу Церквей, которые тем или иным образом отвергают наличие в Иисусе Христе человеческой природы и делают акцент на наличии в Нем только природы божественной. Данное учение было охарактеризовано на Халкидонском Соборе как еретическое, и это обстоятельство в настоящее время затрудняет установление канонического общения Маланкарской Церкви и других древних Церквей Востока с церквами, признающими решения Халкидонского и последующих Вселенских Соборов. Эта проблема свойственна отношениям всех Древневосточных Церквей с другими церквами. На данный момент их каноническое общение с основными христианскими конфессиями ограничивается взаимным признанием Крещения Католической Церковью, с одной стороны, и, соответственно, Коптской и Армянской Апостольской Церквами, с другой. При этом все древние Церкви Востока находятся в полном евхаристическом общении друг с другом.

http://bogoslov.ru/article/6195008

«Принятию данного законопроекта предшествовал целый комплекс мер, направленный против канонической Церкви на Украине: клеветническая антицерковная кампания в национальных средствах массовой информации, захваты храмов с применением грубого насилия к духовенству и верующим, возбуждение многочисленных сфальсифицированных уголовных дел, давление на епископат со стороны спецслужб, попытки захвата колыбели русского монашества — Успенской Киево-Печерской лавры и других крупнейших монастырей с принудительным выселением их насельников, а также волна принудительного закрытия местными органами власти храмов Украинской Православной Церкви, запрета совершения ею богослужений, изъятия земельных участков, занятых ее монастырями, храмами и святынями», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. По словам Его Святейшества, объявление религиозной организации, объединяющей многие миллионы последователей, тысячи общин и сотни монастырей по всей территории страны вне закона, «ставит украинское государство в один ряд с самыми зловещими богоборческими режимами прошлого». Святейший Патриарх Кирилл от лица всей Полноты Русской Православной Церкви обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой выступить в поддержку Украинской Православной Церкви и всех ее верных чад, пребывающих в скорбях за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:9). Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Католикосу Востока и митрополиту Маланкарскому Василию Мар Фоме Матфею III, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II, Католикосу Верховного Дома Киликийского Армянской Апостольской Церкви Араму I, Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III, Маронитскому Патриарху Антиохии и всего Востока Бешаре Бутросу ар-Раи, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, президенту Евангелистской ассоциации Билли Грэма Франклину Грэму.

http://radonezh.ru/2023/10/20/svyateyshi...

«Принятию данного законопроекта предшествовал целый комплекс мер, направленный против канонической Церкви на Украине: клеветническая антицерковная кампания в национальных средствах массовой информации, захваты храмов с применением грубого насилия к духовенству и верующим, возбуждение многочисленных фиктивных уголовных дел, давление на епископат со стороны спецслужб, попытки захвата колыбели русского монашества – Успенской Киево-Печерской лавры и других крупнейших монастырей с принудительным выселением их насельников, а также волна принудительного закрытия местными органами власти храмов Украинской Православной Церкви, запрета совершения ею богослужений, изъятия земельных участков, занятых ее монастырями, храмами и святынями», – подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. По словам Его Святейшества, объявление вне закона религиозной организации, объединяющей многие миллионы последователей, тысячи общин и сотни монастырей по всей территории страны, «ставит украинское государство в один ряд с самыми зловещими богоборческими режимами прошлого». Святейший Патриарх Кирилл от лица всей Полноты Русской Православной Церкви обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой выступить в поддержку Украинской Православной Церкви и всех ее верных чад, пребывающих в скорбях за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1:9). Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было направлено Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, Католикосу Востока и митрополиту Маланкарскому Василию Мар Фоме Матфею III, Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II, Католикосу Верховного Дома Киликийского Армянской Апостольской Церкви Араму I, Католикосу-Патриарху Ассирийской Церкви Востока Мар Аве III, Маронитскому Патриарху Антиохии и всего Востока Бешаре Бутросу ар-Раи, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, президенту Евангелистской ассоциации Билли Грэма Франклину Грэму.

http://mospat.ru/ru/news/90906/

Совершенно очевидно, что, лишившись христиан, и сами ближневосточные страны потеряют существеннейшую часть своей идентичности, станут монотонными, унылыми и неинтересными. Поэтому единой задачей для всех христиан мира сегодня является помощь ближневосточным Церквам в сохранении их присутствия на этой, столь дорогой сердцу каждого верующего, земле. — Вы являетесь представителем Русской Церкви при Патриархе Антиохии и всего Востока. Какие еще христианские Церкви представлены в регионе? Как складываются Ваши взаимоотношения? — Ближний Восток — земля древних Патриархатов, Антиохийского и Иерусалимского. А совсем рядом — Египет, Африка, где еще один не менее древний Патриархат, Александрийский. Помимо Православных Церквей, на Востоке много так называемых древневосточных, дохалкидонских Церквей, а также целый букет Церквей, подчиненных Римскому Папе. Так, например, самой многочисленной христианской конфессией в Ливане является Маронитская Церковь. Именно из ее рядов избирается ливанский президент. По традиции, сложившейся с 1943 года, когда Ливан получил от Франции независимость, христиане занимают также целый ряд министерских постов и командуют армией страны. Влияние Маронитской Церкви в Ливане огромно. Вторая по численности христианская Церковь в Ливане — Православная Церковь Антиохийского Патриархата , чья каноническая территория охватывает все ближневосточные страны, за исключением Святой Земли и Иордании, епархии и приходы которых относятся к юрисдикции Иерусалимского Патриарха. В Сирии ситуация другая. До начала войны в этой стране христианское население составляло около 12% населения. Это довольно значительный процент, хотя и не сопоставимый с ливанским. Основной христианской конфессией в Сирии является Православная Церковь, на втором месте — сиро-яковиты. Кстати, в Дамаске находится и главная резиденция Антиохийского Патриарха. Поэтому и представительство Русской Православной Церкви при Антиохийском Патриархе расположено в Дамаске. Правда, в связи с войной основная часть работы представительства по благословению Святейшего Патриарха Кирилла перенесена в Бейрут. Но это временно, до наступления мира в Сирии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4488580...

13 ноября Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии и всего Востока Игнатий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавили Божественную литургию в Успенском соборе Дамаска. В состоявшихся беседах Предстоятелей двух Церквей были затронуты вопросы развития двустороннего сотрудничества и общеправославного взаимодействия. Обсуждались также темы духовного окормления верующих, проживающих вдали от родины, развития сотрудничества в области образования и паломничества. Блаженнейший Патриарх Игнатий вручил Святейшему Патриарху Кириллу высшую награду Антиохийской Православной Церкви — орден святых апостолов Петра и Павла (I степени). В ходе пребывания в Сирии состоялись встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Сирийской Арабской Республики Башаром Асадом, главой Правительства Сирийской Арабской Республики Аделем Сафаром, Верховным муфтием Сирии Ахмедом Бадр-эд-Дином Хасуном и министром вакуфов Мухаммадом Абд-ас-Саттаром Саидом. В Ливане Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Ливанской Республики генералом Мишелем Сулейманом, маронитским патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи, католическими иерархами Востока. На встречах с государственным руководством Сирии и Ливана и религиозными лидерами двух стран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обсудил вопросы защиты прав христианского населения ближневосточного региона в связи с дестабилизацией политической обстановки в ряде арабских стран. Его Святейшество посетил Представительство Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, где состоялась его встреча с проживающими в Сирии выходцами из России, Украины, Беларуси и других стран канонической ответственности Московского Патриархата. В кафедральном соборе Бейрута во имя святого великомученика Георгия Предстоятель Русской Православной Церкви отслужил молебен и встретился с русскоязычными верующими, проживающими в Ливане. Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Патриарх Игнатий приняли участие в открытии в зале православного Крестовоздвиженского храма в Дамаске фотовыставки, посвященной взаимоотношениям Антиохийской и Русской Православных Церквей, и в презентации издания книги Его Святейшества «Свобода и ответственность» на арабском языке.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1909398...

Маронитская католическая Церковь появилась на К. в VIII в. Резиденция архиепископа Кипра расположена в Никосии. Имеется 10 приходов. Прихожан насчитывается ок. 4 тыс., большинство из которых - сельские жители. Более половины всех маронитов К. проживает в неск. деревнях в окр. Кириния. В зап. части округа, в сел. Кормакитис, находится один из старейших соборов кипрских маронитов, построенный в 1-й пол. XII в. Среди городских жителей маронитов менее 500 чел. В Никосии проживает ок. 350 чел., в Лимасоле - ок. 100. Протестантские церкви, деноминации и секты Распространение протестантизма началось на К. во 2-й пол. XIX в. Тогда же образовались различные протестант. миссии. Наиболее многочисленная - 10 тыс. прихожан, в основном англичан, среди протестант. орг-ций - англикан. Епископальная Церковь Иерусалима и Ближнего Востока, представленная диоцезом Кипра и Персидского зал. На острове проживает ок. 500 чел. Свидетелей Иеговы . Адвентисты седьмого дня, Церковь Бога , Реформатская пресвитерианская церковь (греко-евангелическая) насчитывают по неск. десятков адептов каждая. Небольшое число протестантов-евангелистов, встречающихся среди армян, объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближ. Востоке. Христ. Церкви К. входят в Совет Церквей Ближ. Востока. Ислам Верующие мусульмане К.- сунниты. В основном это турки-киприоты, проживающие в сев. части острова, где существует наибольшее количество мечетей, нередко переделанных из католич. храмов. Иудаизм Община приверженцев иудаизма объединяет 1800 чел. В Ларнаке открыта синагога (построена в 2005). Религиозное законодательство Согласно Конституции 1960 г. (ст. 18. 1), каждый человек имеет право свободы слова, совести и религии. Все религии, обряды к-рых не осуществляются тайно, являются свободными и равны перед законом (ст. 18. 2-3). Ни один законодательный, исполнительный или адм. акт республики не может дискриминировать к.-л. религ. институт или религ. орг-цию. Каждый человек имеет право на свободу вероисповедания, он может изучать догматы своей религии индивидуально или коллективно. Запрещена религ. деятельность, угрожающая конституционному строю, безопасности граждан и общественному порядку. Все эти постановления указывают на то, что на острове нет религии, признанной официальной. Гарантирована защита прав 3 религ. групп, к-рые составляют наименьшую часть населения (католики, монофизиты и марониты).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Предстоятель также обещал сделать все от него зависящее, чтобы восстановить должное управление церковными финансами. Образование Архиепископ назвал «важнейшим средством для сохранения народа Кипра» и сообщил, что Церковь выдвинула свои предложения по реформе системы образования в стране. Президент страны Тассос Пападопулос пожелал новому Предстоятелю успехов и выразил надежду на единство Священного Синода и Церкви Кипра. Епископ Тримифунтский Василий обратился к новому Архиепископу от имени Священного Синода. Владыка Василий выразил надежду, что Хризостом II принесет единство Церкви и призвал его сосредоточить усилия в борьбе народа Кипра за воссоединение. Предстоятель Элладской Православной Церкви архиепископ Афинский Христодул  пожелал восстановления справедливости на острове и возвращения территорий, оккупированных Турцией, их законным жителям.  Он также выразил надежду на то, что вскоре вновь появится возможность посещать храмы и святыни на севере острова. От имени Константинопольского Патриарха Варфоломея выступил Архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий. Высоко оценив заслуги нового Предстоятеля, он призвал его обеспечить единство Кипрской Церкви. Выступающие также выразили благодарность бывшему Архиепископу Кипрскому Хризостому за труды. На церемонии интронизации присутствовали архиереи Поместных Православных Церквей, представители Ватикана, Армянской, Коптской, Маронитской, Англиканской Церквей. Греческое правительство представлял министр общественного порядка Вирон Полидорас. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в торжествах приняла участие официальная делегация Русской Православной Церкви в составе архиепископа Рязанского и Касимовского Павла и священника Сергия Говоруна, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Церемони завершилась торжественным шествием назад в Архиепископию. Вечером в воскресенье, в канун тезоименитства Архиепископа Хризостома, было совершено торжественное богослужение.

http://patriarchia.ru/db/text/159759.htm...

Теперь о религиозном аспекте. Сирия — это страна, где до сих пор мирно уживались представители ислама (сунниты, шииты, алавиты, друзы) и христианства (более десяти Христианских Церквей). При 23 млн населения 80% — это сунниты, а алавитов около двух миллионов. Организаторы военного конфликта надеялись, что режим Асада быстро падет, но армия, которая в подавляющем большинстве состоит из суннитов, оказалась боеспособной и верной своему правительству. Потому что Башар Асад хоть и алавит, но представляет интересы всего населения Сирии. Христиане — неотделимая часть сирийского общества. Большинство принадлежит к Антиохийской Православной Церкви (или Греко-православная Церковь), есть представители древней Сиро-яковитской Церкви, Греко-католической (униаты), Маронитской, Армяно-григорианской, Халдейской и Ассирийской Церквей. Христиане всегда играли значимую роль в жизни Сирии. Это были представители интеллигенции, профессура. Среди офицеров в сирийской армии также немало христиан. Еще недавно министром обороны Сирии был член Антиохийской Православной Церкви. Мусульмане и христиане здесь всегда помогали друг другу, вместе отмечали христианские и мусульманские праздники. В Сирии даже считалось дурным тоном интересоваться, кто к какой религиозной группе относится. Иногда только во время похорон соседи узнавали, что умерший — христианин или мусульманин. Таким образом, Сирия являлась образцом межконфессионального добрососедства и соработничества. — В СМИ много сообщений, что разрушаются христианские храмы, что захватывают и убивают христианских священников, оппозиционеры обещают «намотать христианам кишки на их крестах». И вы считаете, что это война не против христиан? — Давайте для начала разберемся с терминами. Оппозиция в Сирии двух видов. Есть патриотическая оппозиция, которая критикует существующий режим и не приемлет иностранного вмешательства. Например, к ней относится первый вице-премьер правительства Сирии Кадри Джамиль, который представляет «Фронт освобождения и перемен» и возглавляет партию «Народная воля».

http://e-vestnik.ru/world/veryu_siriya_v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010