И второй факт: вопль распятого Иисуса («Боже мой! Боже мой! Для чего Ты меня оставил?», 15:34). Здесь отражена такая степень одиночества и оставленности, которую можно объяснить лишь присутствием тех элементов Страстей, которые лежат за пределами человеческого понимания. Согласно тексту Марка, Страсти как мученический конец трудной дороги на языке богословия именуются «тайной спасения» и не поддаются описанию в какой-либо лингвистической форме. Последнее, высшее и абсолютное событие Страстей – крестная жертвенная смерть Иисуса. Смерть Сына Божьего есть точка, в которой так или иначе сходятся все линии Евангелия от Марка. (А) Как мы уже видели, в начале своего Евангелия Марк уже говорил о замысле фарисеев и иродиан «погубить» Иисуса (3:6). Глагол «погубить» (πολ " εσωσιν) предполагает именно убийство. Впоследствии он будет использован в сходных отрывках: «Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его» (11:18). Тремя главами позже формулировки станут ещё яснее: «И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростыо и убить» (14:1). Глагол ποκτε " ινωσιν недвусмыслен: он означает «убивать, умерщвлять». Речь однозначно идёт об убийстве. (Б) Этот же глагол используется в трёх очень значимых предсказаниях о Страстях: ποκτανθναι (8:31), ποκτενοσιν, ποκτανθε " ισ (9:31) и ποκτενοσιν (10:34). Троякое предсказание из уст Христа прямым текстом указывает на Его казнь в конце страданий. (В) На смерть Иисуса прямо или косвенно намекают и другие перикопы Евангелия от Марка. Один из таких намёков можно усмотреть в описании казни Иоанна Крестителя (6:17–29). Как мы уже отмечали, это событие предвещает смерть самого Иисуса. В разговоре Христа с Иаковом и Иоанном (10:35–40) явно просматривается указание на жертвенный конец. Ещё яснее притча о винограднике (12:1–12), в котором тоже использован глагол ποκτενω, а жертвой убийства становится «возлюбленный сын» (ст. 6). Следует упомянуть и об эпизоде с сосудом мира (14:3–9), где тело Иисуса заранее «помазано» для погребения: здесь снова чувствуется близкое дыхание смерти. И наконец, важнейшие слова на тайной вечери: «Сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (14:24). Эти слова предполагают жертвенную смерть Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

3) Ев. Мф. 15:6–9 . «Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим. ...Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» Марк. 7:13 : «Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили: и делаете многое сему подобное». 3) Христос здесь ясно говорит не о предании, идущем от Него и св. апостолов, а о предании людей и притом таковом, которое устраняет заповеди Божьи, слово Божье. Священное Предание отнюдь не есть предание человеческое, оно столько же, сколько и Св. Писание, есть Божественное откровение и одно с другим находится в полном согласии. «ему – говорит ап. Павел – вы научились, и слышали, и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами " ( Филип. 4:9 ). Вот это предание исповедует православная Церковь , а не то, которое идет против Христа и Апостолов. 4) В Св. Писании записано все, о чем учил Христос, так об этом свидетельствует св. Лука в Деян. Апост. 1 гл. 1–2 ст. «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». 5) Лица, принимавшие христианство , не обращались к преданию, а к писанию: Деян. 17:11 . «Здешние – (жители Верии) – были благомысленнее Фессалоникских; они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания точно ли это так». 5) В приводимом сектантами месте из Деян. 17:11 ст. ни в коем случае нельзя сделать того вывода, какого желают сектанты, что предание не нужно. Здесь только сообщается тот факт, что жители гор. Вереи проверяли сказанные слова ап. Павла текстами Св. Писания, справедлива ли его проповедь о Христе и согласна ли со Св. Писанием Ветхого Завета. Верийцы, следовательно, читали Ветхозав. Писание, это видно из того, что ап. Павел проповедовал и в Верийской синагоге (ст. 10). Если стать на точку зрения сектантов то тогда придется считать «благомысленными» только тех, кто читает ветхозав. писание, а не новозаветное. Причем, Верийцы приняли «слово» ап. Павла, только проверяя его, согласно ли оно с текстами св. Писания. Православная Церковь , уча, что нужно признавать апостольское предание ( 2Тим. 1:13, 2:2 ), предлагает всем «благомысленным», чтоб они проверили это учение с писанием, дабы каждому из них убедиться в том, что оно не противоречит Писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Творцом создаются как созидающие, так разрушители созданного: Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления ( Ис.54:16 ). 9 . Форма зависит от состояния духа Состояние здоровья общества и человека определяется духом, пребывающим в них. Состояние духа полностью обусловливает человеческую жизнь. Нездоровый дух искажает первозданное состояние формы. Дух Божий объединяет, является источником жизни; дух же сатанинский разделяет, приводит к разрушению и самоуничтожению: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин.5:14 ). Преподобный Исаак Сирин (VII–VIII) говорил: «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови». Понимание этого приходит по мере духовного очищения. Здоровье человека, здоровье нации зависят от пребывающего в нем духа. Здоровье дела (business) зависит от пребывающего в обществе духа. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления ( Притч.6:12–14 ). 9 .1. Церковь есть закваска общества, закваска государства. Дух Церкви определяет состояние всего государства От состояния Церкви зависит устойчивость государства как формы. Церковь является духом государства, малая закваска квасит все тесто ( 1Кор.5:7 ). Если Церковь обмирщается, то будут в обществе нестроения и революции. Церковь как соль – сохраняет, скрепляет, очищает, придает вкус (смысл) жизни: Дух животворит, плоть не пользует нимало ( Ин.6:53–63 ). В конце XIX в. отмечалось значительное обмирщение христианской Церкви, в том числе и в России, что привело к кровавым мировым войнам ХХ в., а в России – к революции 1917 г. 10 . Нарушение законов Божьих наказывает нарушителя Человек, живущий во грехе, не будет долго благоденствовать, растает его богатство и покой: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут ( Пс.36:1: 2 ). Воздаст Господь делающему злое по злобе его! ( 2Цар.3:39 ). Нарушая закон Божий, мы нарушаем закон своего существования. Бросающий песок против ветра попадет себе в глаза: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ). Нарушая закон Божий, совершая грех, мы отдаляемся от Творца, и приближаемся к противнику Его. «Не хочешь скорбей – не греши», – предупреждает Марк Подвижник (IV–V).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

И Христос тотчас повиновался, потому что они были достойны Его учения. Но Он оставил им учителей, именно: освобожденных от бесов и пасших свиней. Глава IX Учение и чудеса Иисуса Христа в Капернауме Мф.9:1. И влез в корабль, прейде и прииде во Свой град Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.    Своим городом называет Капернаум. Родился Он в Вифлееме, воспитан был в Назарете, а жил потом в Капернауме. Мф.1:2. И се, принесоша Ему разслаблена (жилам11), на одре лежаща И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели…    Слово «се» еврейскоето есть на еврейском языке.. Писание часто поставляет, как особенность языка, подобно многим другим выражениям. Нужно сказать, что это был другой расслабленный, отличный от того, о котором упоминает Иоанн (5, 5). Тот лежал при Вифезде, а этот находился в Капернауме; тот имел тридцать восемь лет, а об этом не повествуется ничего такого; тот не имел человека, а этот имел носильщиков; этому сказал: «отпущаются ти греси твои», а тому: «хощеши ли цел быти» (Ин. 5:6)? Притом же, того исцелил в субботу, почему и роптали иудеи, а этого исцелил в другой день, потому они и молчали. Мф.9:2. И видев Иисус веру их, рече разслабленому: дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.    Как говорят Марк (2, 4) и Лука (5, 19), принесшие его, не имея возможности войти (в дом) по причине многолюдного собрания, взошли на крышу дома, в котором учил Иисус, и, проломив ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Все это служило доказательством великой веры, которая убедила их не отчаиваться и не возвращаться, но потерпеть и сделать все, чтобы представить больного пред лицо Спасителя, с полной уверенностью, что он тотчас получит исцеление. Верой их называет веру не только опустивших, но и того, который был опущен, потому что он не позволил бы опустить себя, если бы не верил, что получит исцеление. Видя столь великую веру их, Иисус прежде всего отпускает больному грехи его, а потом уже исцеляет тело, внушая нам, с одной стороны, что многие болезни происходят от грехов, почему и сказал расслабленному, упоминаемому у Иоанна: «се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Еще в начале своей проповеди, говоря о цели и задаче своей земной жизни. Он говорил искавшему Его народу: и другим, городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан (Лк. 4, 43). Итак, цель посланничества Христова на землю, чтобы благовествовать человечеству, изнывавшему в душевном мраке, в тяготе рабства греху и преступлениям, проповедовать радость облегчения и свободы чрез наступление Царствия Божия. Поэтому первою, от Него к народу исшедшею вестью было слово о близости Царствия Божия. Пришел Иисус в Галилею, - повествует евангелист Марк, - проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря. что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покойтесь и веруйте в Евангелие (1, 14-15). Спаситель выступление Свое на проповедь начинает речью о приближении Царствия Божия, для которого уже и исполнилось время, т.е. совершилось все, что должно было совершиться для подготовления рода человеческого к восприятию слова о наступлении Царствия Божия. Открывши Свое вступление на проповедь речью о приближении Царствия Божия, Христос все время Своей жизни на земле непрестанно и повсюду об этом царстве и проповедовал. Почему Евангелисты Матфей и Лука все учительство Спасителя характеризуют именно как благовестие о Царствии Божием. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9; 33; 4, 23; Лк. 8, I ). Об этом Царстве проповедовать послал Христос и учеников Своих (см. Мф. 10, 6; Лк. 9, 2; 10, 9, II). Даже последние дни научения Им их были наполнены беседою об этом Царстве: в продолжении сорока дней являясь им, Христос говорил им о Царствии Божием (см. Деян. 1, 3). Словом, идея Царствия Божия есть центр всего круга мыслей евангельских повествований; она основная мысль всего учения Христа, главная тема евангельской проповеди. От этой идеи все исходит и к ней все возвращается, так что нельзя найти в Евангелии ни одного слова, ни одного действия, что не относилось бы к царствию Божию. Начало ему - на земле

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

По Воскресении Своем Господь, хотя и не жил с учениками, а только являлся им, однако оставался на земле, в пределах этого мира, принадлежал к нему, пребывая в таинственном состоянии восхождения, совершающегося («восхожду ко Отцу Моему»), но еще не совершившегося («еще не восшел ко Отцу Моему»). Это восхождение окончательно совершается в Вознесении, которое означает удаление Христа из этого мира. О Вознесении Господнем сообщает кратко ев. Марк (16, 19): «Господь вознесся на небо и воссел одесную Бога», пространнее ев. Лука (24, 51): «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо», и в Деян. (1,9): «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их». Здесь самое событие только обозначено в образах внешнего отдаления с поднятием на воздух (как это и изображается на иконе). Но оно знаменует удаление, исчезновение из этого мира уже окончательное: и ранее Господь скрывался из глаз учеников после явления Своего, становясь невидимым ( Лк. 24, 21 ), как бы истаевая пред ними. Теперь же это удаление совершается не в пространство, не в даль, но в высь, «в небо». Оно было пережито, прочувствовано учениками, как уход из этого мира, им предуказанный. В прощальной беседе Господь говорит об этом: «Дети, не долго уже быть Мне с вами... куда Я иду, вы не можете прийти (Ин.,13, 33)... когда я пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе... еще немного, и мир не увидит Меня (14, 3)... иду ко Отцу Моему (14, 12, 16, 16)... лучше было вам чтобы Я пошел, ибо, если не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (16, 7)... Я исшел от Отца и пришел в мир, и опять оставляю мир и иду ко Отцу (16, 28)... и ныне прослави Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (17, 5). В Евангелии от Иоанна нет прямого рассказа о Вознесении Господнем, как у ев. Марка и Луки. Верный обычному своему правилу, он не повторяет, но восполняет их повествование. В данном случае он дает, так сказать, богословие Вознесения, которое и составляет центральную ось прощальной беседы: удаление Христа из мира, т. е. Вознесение, и пришествие Утешителя. Иными словами, тому, что символически ознаменовалось как событие в мире физическом, здесь дается смысл и сила метафизическая или метакосмическая: удаление Христа из мира, которое естественно напрашивается на сопоставление с Его пришествием в мир – («в мире был» (Ин., 1, 10) и Его новым, вторым пришествием в мир. Облако, взявшее Христа ( Деян. 1, 9 ), есть Слава Божия, согласно прощальной молитве ( Ин. 17, 5 ), подобно тому как и в Преображении Господнем «светлое облако осенило их» ( Мф. 17, 5 – Мк., 9, 7. – Лк. 9, 34 ), и из него раздался глас Отца, свидетельствующий о Сыне. Облако и в Ветхом Завете есть знак присутствия Божия и Славы Божией 68 и сокрытие в облаке означает приятие Божественной Славы. Что же означает это?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Глава двадцать первая Мф.21:1 .   И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, Мф.21:2 .   сказав им: пойдите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; Мф.21:3 .   и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Мф.21:4 .   Всё же сие было, да сбудется реченное чрез пророка ( Ис.62:11 ; Зах.9:9 ) , который говорит: Мф.21:5 .   скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Господь воссел на осла не по какой-либо другой нужде, а единственно для того, чтобы исполнить пророчество и вместе чтобы показать нам, как скромно нужно ездить, ибо Он ехал не на лошади, а скромно на осленке. Пророчество Он исполняет и в историческом, и в таинственном смысле: в историческом через то, что видимым образом воссел на ослицу, в иносказательном же – воссевши на осленка, то есть на новый, необузданный и непокорный народ, язычников. Осел и ослица были привязаны узами своих грехов. Разрешить были посланы двое – Павел к язычникам, а Петр к обрезанным, то есть иудеям. И доныне двое разрешают нас от грехов – Апостол и Евангелие. Христос шествует кротко, ибо в первое пришествие Свое Он явился не судить мир, но спасти. Другие цари евреев были хищны и несправедливы, Христос же – Царь кроткий. Мф.21:6 .   Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: Мф.21:7 .   привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Лука и Марк говорят только об осленке, а Матфей – об ослице и осленке. Между ними нет противоречия, ибо когда повели осленка, за ним последовала и мать его. Иисус воссел на них, то есть не на двух животных, но на одежды. Или: сначала Он сидел на осле, а потом на осленке, так как сперва Он пребывал в иудейской синагоге, а потом избрал народ верный из язычников. Мф.21:8 .   Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Шестой день. Поучение 1-ое. Преображение Господне. (Уроки из празднуемого события: а) спеши ко И. Христу и Он успокоит тебя и сделает тебя счастливым; б) средство жить в мире и любви). I. Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т.е. явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал И. Христу: Господи! хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. Но когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и когда они оказались в облаке, то страх напал на них. И вот из облака исшел голос Бога Отца, говоривший: « «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»«. Услышав голос сей, ученики очень испугались и пали на землю. Иисус, пришедши, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже более не видели, кроме одного Иисуса в Его прежнем виде. На другой день, когда сходили они с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать кому-либо о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых ( Матф. 17, 1–9 ; Марк. 10, 2–9 ; Лук. 11, 28–36 ). II. а) Отчего, братие мои, апостолу Петру вдруг так стало хорошо на горе, что он и не знал, как выразить свою радость, – навечно там бы остался, поселился он? Это оттого, что во время преображения от Иисуса Христа сиял необыкновенный свет, свет божественный; и апостолы, сколько вместить могли, наслаждались сим светом. Так и всегда бывает при свете божественном. При нем везде хорошо: и во мраке светло, и в одиночестве весело. Тяжело бывает иногда нам в жизни, при разных нуждах и опасениях, при бедах и болезнях, при трудах и лишениях; спеши всякий труждающийся и обремененный к Иисусу сладчайшему, и Он упокоит тебя. При Иисусе сладчайшем мы можем быть всегда веселы, покойны, всем довольны, горе всякое забудем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Евангелия от Марка и от Луки о личной встрече жен-мироносиц с воскресшим Господом умалчивают. Но Марк все же сообщает об особом явлении Христа Марии Магдалине: Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов . Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим (Мк 16:9–10) (Это часть так называемого «длинного окончания» Евангелия от Марка (Мк 16:9–20), которое отсутствует в самых ранних рукописях и часто считается позднейшей вставкой. Самый ранний из списков с этим текстом — Александрийский кодекс V века. Особенность «длинного окончания» в том, что оно как бы вкратце «пересказывает» концовку Евангелия от Луки и некоторые эпизоды Евангелия от Иоанна). И это согласуется с рассказом Иоанна Богослова, который говорит, что Мария Магдалина приходила ко гробу дважды. Сначала — рано, когда было еще темно (Ин 20:1) — обнаружила пустой гроб и поспешила известить об этом апостолов (Блаженный Августин, а вслед за ним и еще ряд исследователей евангельского текста предполагают, что к пустой гробнице Мария Магдалина приходила все же не одна. Недаром, прибежав к апостолам, она говорит о себе во множественном числе: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его (Ин 20:2). Возможно, Иоанн Богослов пропустил имена ее спутниц, чтобы сделать акцент на личной встрече самой преданной из учениц с воскресшим Господом). А затем вернулась ко гробу с Петром и Иоанном и, когда те ушли, увидела сначала двух Ангелов, а затем и Самого Иисуса, Которого поначалу приняла за садовника. Убедившись, что это Сам воскресший Учитель, Мария вновь поспешила к апостолам. Она возвестила, что видела Господа, и пересказала Его слова: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:2–18). Многие святые отцы обращали внимание на симметричность библейской истории: как о возможности греха мужчина (Адам) узнал от женщины (Евы), так и весть о спасении мужчинам-апостолам принесла женщина — Мария Магдалина. «Справедливо вышло, что женщина была послана к мужчинам, так что та, кто первой предвозвестила грех мужчине, должна была стать первой, возвестившей и милость Господню», — писал, например, Амвросий Медиоланский (ок. 340–397). А учившийся у него блаженный Августин (354–430) не без горечи добавлял: Адам поверил Еве сразу же, хотя та пересказала ему убийственную ложь, услышанную от сатаны; а вот апостолы долго сомневались, узнав от жен-мироносиц о Воскресении Христовом.

http://foma.ru/marija-magdalina-kem-ona-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010