Скачать epub pdf Рай См. также: Блаженство вечное . 42; Воздаяние праведникам и грешникам . Жизнь загробная . 271; Милостыня . 456, 459; Муки вечные . 569; Праведник . 874; Радость общения с Богом . 934; Сон дивный . 1072. 936. Видение святым Иоасафом Небесного Града См. также: Видение ; Праведник . К Иоасафу, когда он был еще юношей, послан был Богом преподобный Варлаам. Он научил его вере, крестил, помолился о нем Богу и, дав целование о Христе, возвратился в пустынь. После его отшествия Иоасаф стал усиленно подвизаться и постоянно проводить время в молитвах и слезах. Трудно сначала было юному христианину, окруженному язычниками, нести свой крест. Но Господь не оставил его. В первые же дни новой христианской жизни во сне он сподобился следующего видения. Он узрел себя восхищенным в рай, и там ему показаны были все те блага, которые ни слово человеческое не может передать, ни [плотское] око – видеть. Перед ним открылся чудный город, сиявший золотом и драгоценными камнями, и видел он множество Ангелов, певших и славивших Бога. Иоасаф обратился к ним с просьбой, чтобы они позволили ему остаться с ними, но услышал, что для того, чтобы быть в раю, нужно возвратиться в мир и подвизаться. Это видение еще больше усилило желание Иоасафа служить Господу. Он усугубил свои подвиги и, наконец, чтобы всецело посвятить себя Богу, ушел к Варлааму в пустыню. Там, без сомнения, ему было еще труднее, но Господь снова укрепил его видением. Ему опять явились те Ангелы, которых он видел прежде, и опять ввели его в Небесный нерукотворенный Град. При входе же в него он видел двух других Ангелов, которые держали два светлых, неизреченной красоты, венца. Иоасаф спросил, кому они предназначены, и услышал ответ, что один из них предназначен ему за то, что он спасет множество душ и будет украшен постничеством, а другой, ради него, дается его отцу. После этого видения, говорит сказание, “Иоасаф еще в большее подвизание вниде и по мале времени прейде в пресветлый оный Град и неизреченный.” (Прот. В. Гурьев Пролог. С. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Родители См. также: Любовь к родителям . 421; Молитва . 472–473; Мученичество . 572; Самоубийство . 979; Супруги . 1119; Царствие Божие . 1189. 954. О христианском воспитании, полученном глинским игуменом Филаретом в детстве С самого раннего детства на Фому (будущего глинского игумена Филарета) особенно сильное и весьма благотворное влияние имела мать его Феодосия, женщина умная и благочестивая. Она первая развила в нем религиозные наклонности и возбудила в его юном сердце горячую любовь к храму Божию. Каждый воскресный и праздничный день мать брала Фому в церковь и по возвращении требовала отчета в том, что он слышал во время богослужения, о чем читалось в дневном Апостоле и Евангелии. В случае неудовлетворительных ответов она сама передавала понятным для мальчика языком содержание церковных чтений. Он хорошо запоминал нравственные уроки любящей матери. (Глинский патерик. С. 47). 955. Имея любовь ко Христу, Мелания Старшая убедила многих своих родственников вести богоугодную жизнь См. также: Любовь к Богу . Расположением к сыну Мелания Старшая не была отвлечена от стремления к пустыне, любовь к единственному сыну не удалила ее от любви ко Христу, напротив, по ее святым молитвам этот юноша достиг высокого успеха в науках и чистоты нрава, вступил в брак, по мирским понятиям, блистательный, получил светские отличия и имел двоих детей. Спустя долгое время, когда эта достохвальная жена услышала о своей внучке, что она вышла замуж, но намеревается отречься от мира, убоявшись, чтобы ее как-нибудь не вовлекли в неправое учение, или ересь, или в порочную жизнь, села на корабль и, отплыв из Кесарии, через двадцать дней прибыла в Рим. Тогда ей было уже шестьдесят лет. Во время своего пребывания здесь она наставила в вере и сделала христианином блаженного, достопочтенного и знаменитого мужа Апрониана, который прежде был язычником. Она убедила его жить целомудренно со своей женой – ее племянницей – блаженной Акитой. В том же утвердила и свою внучку, младшую Меланию, с ее мужем Пинианом. Наставив Альбину, свою невестку, жену своего сына, и убедив всех их продать имение, она вывела их из Рима и ввела в благое и спокойное пристанище жизни. (Лавсаик. С. 268).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Слово Божие См. также: Библия . 33; Писание Священное . 706–709; Учительство . 1172. 1018. Наставление старца своему духовному сыну о чтении слова Божия Один инок, придя к своему духовному отцу, сказал: “Отче! Я брошу читать слово Божие.” – “Что так?” – спросил старец. “Да не понимаю написанного,” – отвечал инок. “Чадо, – сказал ему тогда старец, – овцы, когда найдут тучную пажить, с жадностью хватают траву и проглатывают ее не жуя, стараясь только как можно больше захватить, а потом, уже наевшись, пережевывают ее. Так и ты, пока имеешь время и возможность, сколь можно больше, без лености читай божественные книги, и темное для тебя будет светлым. Ибо благодаря навыку непонятное поймешь или от отцов и учителей Церкви узнаешь или, наконец, если некому будет растолковать тебе, просветит тебя Сам Господь.” (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 113). 1019. Слово Божие отверзает сердце к принятию страха Божия См. также: Нечувствие ; Страх Божий ; Чудо . Поведал авва Иоанн: “Пришли мы однажды из Сирии к авве Пимену, желая спросить его о “нечувствии” сердца. Старец не знал по-гречески, а переводчика в то время не оказалось. Видя нашу печаль, старец внезапно начал говорить на греческом языке. Вода по своему свойству мягка, а камень тверд. Но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нему каплями, мало-помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко, но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию страха Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 328. 19). 1020. Старец на примере постепенно вымываемого сосуда объяснил ученику пользу от слышания слова Божия См. также: Рассудительность ; Старец . Некий брат сказал старцу: “Авва! Вот я часто прошу святых отцов, чтоб они дали мне наставление для спасения моей души, и что ни скажут они мне, ничего не помню.” У старца было два пустых кувшина. Старец сказал брату: “Пойди возьми один из этих сосудов, налей в него воды, вымой, воду вылей и сосуд кверху дном поставь на свое место.” Сделал это брат один раз по повелению старца и в другой и третий раз. Тогда старец сказал ему: “Принеси оба сосуда сюда.” Когда брат принес, старец спросил его: “Который из двух сосудов чище?” Брат отвечал: “Тот, в который я наливал воду и который мыл.” На это старец сказал: “Так и душа, сын мой. Та, которая часто слышит слово Божие, хотя не удерживает в памяти ничего из слышанного, однако более очищается, чем та, которая никогда не вопрошает и не слышит слова Божия.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 469. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Судьбы Божии См. также: Богородица . 78. 1115. Когда преподобный Антоний Великий хотел проникнуть в глубину судеб Божиих, ему было сказано, чтобы он внимал себе, знать же судьбы Божии ему неполезно См. также: Промысл Божий . Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиной Божия Домостроительства (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” Долго он так размышлял, и был ему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 38. 195). 1116. Грешник-богач был удостоен пышных похорон, подвижника съел лев. Богач получил награду на земле, подвижник – на Небе См. также: Кончина праведника и грешника ; Промысл Божий . В пустыне Никополис жил отшельник, а прислуживал ему мирянин, весьма благочестивый. В городе жил богач, утопая в грехах. Настало время, умер этот богач. Сошелся весь город вместе с епископом для сопровождения тела, которому предшествовали возожженные свечи. Свидетелем похорон был человек, прислуживавший отшельнику. По обычаю он принес хлебы в пустыню и увидел, что отшельника съел зверь. Он пал ниц перед Господом, говоря: “Не встану с земли, доколе Бог не покажет мне, что это значит? Один, утопавший в грехах, похоронен с таким великолепием; другой, служивший Тебе и день и ночь, подвергся такой смерти!” И вот явился ему Ангел от Господа и сказал: “Грешник, о котором ты говоришь, имел немного добрых дел, принадлежавших веку сему, он и получил награду за них здесь, но зато там не обрел никакого упокоения. Отшельник же был украшен всеми добродетелями, но, как человек, имел за собой немного прегрешений и наказание за них понес здесь, чтоб предстать перед Богом чистым.” Утешенный этими словами, благочестивый мирянин пошел в свой дом, прославляя Бога за его судьбы, “яко праведны суть.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 325. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Супруги См. также: Девство . 209–210; Молитва услышанная . 514; Подвиг мирянина . 744; Пресвитер . 900. 1119. О благочестивой жизни супругов Андроника и Афанасии См. также: Кончина детей ; Родители . “Был Андроник муж благоговеен и добродетельми украшен, так же и жена его Афанасия.” В чем же состояли их добродетели? Имение свое они разделяли на три части: одну отдавали нищим, другую – в церковь , третью тратили на себя. Были кротки, за что весь город, в котором они жили, любил их. Соблюдали чистоту супружеского ложа. Всегда сострадали и помогали бедным. Каждое воскресенье, понедельник, среду и пятницу посещали церковь . Были тверды в несчастьях и переносили их с покорностью воле Божией. Когда Андроник услыхал о тяжкой болезни своих единственных сына и дочери, то только сказал: “Воля Господня да будет.” Когда узнал об их смерти, то, упав перед иконой Спасителя, подобно Иову, говорил: ”Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!” ( Иов 1:21 ). Наконец, решившись всецело посвятить себя на служение Богу, они, завещав ближайшему из родных имение, просили построить на их деньги больницу и странноприимницу для иноков, освободили рабов и затем остальную жизнь провели уже в совершенном удалении от мира. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 110). 1120. Исправление человека, проводившего нетрезвый образ жизни, по молитвам его жены к Преподобному Сергию См. также: Видение ; Вразумление ; Жизнь нетрезвая ; Молитва услышанная ; Отчаяние ; Пьянство ; Скорби ; Явление святого . Жена одного служащего, некая Мария Николаевна Гордеева, рассказала на Троицком подворье архимандриту Крониду следующее. “Мой муж, – говорила она, – после брака не переставал вести нетрезвую жизнь. Все свободное время он проводил в пьяных, безумных оргиях. Однажды, находясь в неописуемой скорби, доводящей до отчаяния, я сидела одна в своей комнате и решила призвать на помощь Преподобного Сергия Радонежского. Я так горячо молилась ему, что у меня потоком лились слезы. Вдруг вижу: вся комната осветилась неземным светом. В этом свете идет ко мне дивный старец неописуемой доброты и духовной красоты. Подойдя, он отечески приветливо сказал мне: “Успокойся, раба Божия Мария! Молитва твоя услышана, и твой муж нетрезвым больше к тебе не придет. Жизнь твоя отныне будет мирная.” Я поклонилась ему в ноги. Он меня благословил и стал невидим. Через несколько минут после этого видения раздался резкий звонок. Когда я отворила дверь, вижу мужа. Но он совсем не такой грозный, каким являлся прежде. Поразительнее всего было то, что, войдя в переднюю, он опустился передо мной на колени, зарыдал и стал просить прощения за свою безумную жизнь и мучения, причиняемые мне. Он с клятвой уверял, что это уже в последний раз. После этого он стал неузнаваемым, совершенно трезвым и высоконравственным. И 15 лет нашей дальнейшей супружеской жизни с ним я прожила в мире и согласии.” (Троицкие листки с луга духовного. С. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Чародейство 1210. К монаху, читавшему гадательную книгу, ночью явился демон и предложил свои услуги; когда же монах отказался поклониться демону, тот нанес ему сильный удар См. также: Гадание ; Книга гадательная ; Наказание . Монах в Веррии случайно увидел гадательную книгу и, с любопытством разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ею. Это не прошло даром. В следующую ночь он увидел перед собой эфиопа исполинского роста, который говорил: “Ты меня призывал, и вот я. Что тебе угодно, – все исполню, только поклонись мне.” – “Господу Богу моему поклоняюсь и Тому Единому служу” ( Мф. 4:10 ). – “Так ты не поклонишься мне? Для чего же призывал меня, позволяя себе чтение моих гадательных тайн?” С этими словами сатана дал сильную пощечину иноку и исчез. Чувства боли и страха пробудили инока, щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась и обезображивала инока. От опухоли стало не видно глаз. Осведомившись о причине столь странной болезни, знакомые иноки дали знать об этом преподобному Дионисию, который тотчас явился и по совершении молитвы к Богу и Божией Матери помазал елеем больное место. Инок тотчас был исцелен и прославил Бога. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 48). 1211. Отрок, произнеся имя Святой Троицы, разрушил все бесовские чародейства См. также: Имя Божие . В Константинополе был чародей, который хотел привлечь к служению бесам одного христианского отрока. Чтобы показать ему силу и величие бесовского князя, чародей увел отрока за город в ненаселенное место. Там обольщенному отроку стал мерещиться большой город с железными воротами. Чародей вошел с отроком в воображаемый город и привел его в стоящий посреди него храм. При входе в храм отрок увидел много горящих светильников, на высоком престоле сидел некто подобный царю, его окружали многочисленные слуги. Это был бесовский князь, который радостно приветствовал чародея, посадил его рядом с собой и спросил, для чего он привел отрока? Чародей отвечал: “Мы – твои слуги, и он хочет быть твоим.” Сатана спросил отрока: “Мой ли ты слуга?” Отрок воскликнул: “Я служитель Отца и Сына и Святого Духа.” От этого возгласа вдруг пал с престола сатана, пали и все окружавшие его, погиб чародей, исчезли и город-призрак, и храм-призрак. Отрок остался один посреди поля и, увидев около себя коня, поспешно возвратился в город и рассказал все, что с ним было. (Пролог. Декабрь, день 2. Л. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Старец, великий перед Богом, по имени Кириак, жил в Лавре Каламонской около священного Иордана. Однажды пришел к нему брат по имени Феофан из страны Дора и спросил старца о блудных помыслах. Старец начал наставлять его речами о целомудрии и чистоте. Брат, получив от этих наставлений великую пользу, воскликнул: “Отец мой, в моей стране я нахожусь в общении с несторианами. Не будь этого – я бы остался с тобой!” Услыхав имя Нестория, старец глубоко опечалился погибели брата и стал убеждать его и молить, чтобы он оставил эту пагубную ересь и присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. “Невозможно спастись, если не будешь право мыслить и веровать, что Пресвятая Дева Мария есть истинная Богородица.” – “Отче, – возражал брат, – да ведь все ереси говорят точно так же: если не будешь в общении с нами, не получишь спасения. Не знаю, как мне, несчастному, и поступить. Помолись Господу, чтобы Он явно показал мне, какая вера истинная.” Старец радостно выслушал слова брата. “Оставайся в моей келии, – сказал он. – Я уповаю на Бога, Он по Своему милосердию откроет тебе истину.” И, оставив брата в своей пещере, старец отправился к Мертвому морю и стал молиться о брате. И точно, на другой день, около девятого часа, брат видит, что кто-то явился к нему, страшный по виду, и говорит: “Пойди и познай истину!” Взяв его, повел в место мрачное, смрадное, испускающее пламя, и показывает ему в пламени Нестория и Феодора, Евтихия и Аполлинария, Евагрия и Дидима, Диоскора и Севера, Ария и Оригена и других. И говорит явившийся брату: “Вот это место уготовано еретикам и тем, кто нечестиво учит о Пресвятой Богородице, равно как и тем, кто следует их учению. Если тебе нравится это место, оставайся при своем учении. Если же не хочешь такого наказания, обратись к Святой Кафолической Церкви, к которой принадлежит и наставлявший тебя старец. Я говорю тебе: если бы и всеми добродетелями украсился человек, но коль он неправо верует, то попадет в это место.” При этих словах брат пришел в себя. Когда старец возвратился, брат рассказал ему все, что видел, и в скором времени присоединился к Святой Кафолической и Апостольской Церкви. Оставшись в Каламоне при старце, он прожил с ним несколько лет и скончался в мире. (Луг духовный. С. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Христос Спаситель основал на земле Свою Святую Церковь , чтобы люди, принадлежащие к ней, могли усваивать Его искупительные заслуги и чрез это унаследовать вечную блаженную жизнь. По учению святого апостола Павла, Христос является Главою Церкви, сама же Церковь составляет мистическое тело Христа ( Еф. 1:22, 23 ; Кол. 1:24 ). «Святая Церковь , – по словам епископа Феофана Затворника , – не обыкновенное человеческое общество, а есть тело, состоящее под главою – Христом Господом, Духом Святым руководимое и благоволением Бога Отца объемлемое». Святые отцы и учители Церкви сравнивают ее со спасительным кораблем, который, плавая по бурному житейскому морю, доставляет всех, кто находится на этом корабле, в тихую пристань – Царство Небесное. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Так сделал Христос. Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он не уничтожил волнения, не утишил море, но обезопасил корабль; тогда как везде восстали народы, подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял Церкви великую тишину и, что поистине удивительно, не только буря не потопила корабля, но еще корабль укротил бурю...» «Таково величие Церкви, – говорит тот же Святитель, – когда нападают на нее, она побеждает, когда злоумышляют против нее, она преодолевает, притесняемая, она прославляется, получает раны – и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения...» Святой Тихон Задонский учил: «Уподобляется Церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает и к тихому вечного покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий...». Святая Церковь со времен святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. «Что бы тебе ни нужно было для спасения, всё то найдешь в ней – и только в ней. Помимо ея и Сам Господь не дает тебе благ. Так благоволил устроить Сам Он. Став Главою Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие Тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет», – говорит епископ Феофан Затворник .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Часть II. Духовная жизнь монаха Глава I. Учение епископа Игнатия о монашестве Монашество есть Божественное установление, отнюдь не человеческое Еп. Игнатий. Прежде чем приступить к описанию духовной жизни монаха по творениям и письмам епископа Игнатия, выясним, каково было отношение Преосвященного к монашеству. Суждение епископа Игнатия по данному вопросу имеет особый авторитет, потому что он измлада, посвятив себя иноческому служению, изучил монашество как теоретически, так и практически. Как уже было сказано, первой его любимой книгой было «Училище благочестия» – книга, содержащая назидательные рассказы о древних великих иноках-подвижниках. Уже из этой книги юный подвижник мог почерпнуть много сведений о монашестве древних времен. Затем в Инженерном училище будущий учитель иноков занялся глубоким изучением святоотеческих творений, преимущественно его интересовали древние аскеты – наставники иноков. Начав изучение святых отцов на школьной скамье, епископ Игнатий не прекращал его до самой своей блаженной кончины. Святитель Игнатий изучил писания святых отцов о монашестве глубоко и всесторонне. Практическое ознакомление преосвященного Игнатия с монашеством началось также в годы ученья. Посещая Валаамское подворье в С.-Петербурге, а затем и Александро-Невскую Лавру, пытливый юноша, несомненно, уже тогда начал изучать, в доступной для посетителя обителей степени, монашескую жизнь. С 1827 года, с момента его вступления в число послушников Александро-Свирского монастыря, и до конца своих дней в течение 39-ти лет Преосвященный живет в монастырях, среди монахов, и практически сам проходит трудное поприще монашеского делания. За этот большой срок епископ Игнатий посетил более 30-ти монастырей, в 9-ти из них он жил продолжительное время. Как положительные, так и отрицательные стороны монашеской жизни епископ Игнатий в период скитания по монастырям и за время управления тремя монастырями изучил в совершенстве (Лопотовым монастырем, Троице-Сергиевой пустынью и Николо-Бабаевским монастырем). 170

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Часть I. Духовная жизнь мирянина Глава I. Епископ Игнатий о состоянии христианства в его время Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно. Еп. Игнатий. Епископ Игнатий был невысокого мнения о христианстве своего времени. Он считал, что христианское общество должно быть соединено в одно духовное тело, иметь один образ мыслей, один дух, одну общую Главу – Христа Спасителя. 1 (ср.: Еф.4:4, 5:23 ) Идеалом христианского общества во все века будет первохристианская иерусалимская община, у которой всё было едино ( Деян. 2, 44 ). Когда в обществе усиливается грех , то исчезает это дивное единство, и вместо него появляется чуждая христианскому духу раздробленность, разномыслие и неприязнь. Епископ Игнатий всей душой любил свою Родину, свой народ и от всей души желал ему всестороннего процветания. Но когда вопрос касался религиозно-нравственного состояния всего русского общества, то здесь Владыка с болью в сердце всегда признавал, что общество его времени далеко отступило от первохристианских идеалов. Своим духовным взором Святитель видел то, что обычному человеку было неприметно – грех во всём его ужасающем многообразии глубоко проник во все слои общества того времени: от крестьянской избы до царского дворца. В великосветском обществе ревнитель благочестия видел лицемерие, постоянные интриги, карьеризм и полное безразличие к религии. Среди интеллигенции процветал нигилизм, скептицизм и наряду с ними грубые суеверия. В простом народе Святитель видел крайний недостаток в духовных познаниях, приверженность к форме, суеверия, ослабления вековых христианских устоев, страсть к винопитию, понижение нравственности, следствием чего всегда бывает отступление от веры. Высшая иерархия, по весьма осторожному, но меткому замечанию епископа Игнатия, была слаба духом и в духовной жизни имела темные, сбивчивые понятия по букве, которые всегда убивают духовную жизнь. Низшее духовенство было малообразованно и не отличалось ревностию в назидании пасомых. Страсть же к деньгам, по словам епископа Игнатия, «прокралась во все сословия и саны» и заглушила все благие побуждения и священные обязанности».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010