117. Имея твердую веру, авва Коприй сделал плодородным песок См. также: Молитва праведника . Авва Коприй поведал: “Соседняя сторона была бесплодна, и владевшие ею поселяне, посеяв хлеб, собирали его разве что вдвое против посеянного. Ибо червь, зарождаясь в колосе, повреждал всю жатву. Земледельцы, оглашенные нами и сделавшиеся христианами, просили нас помолиться о жатве. Я сказал им: “Если вы имеете веру в Бога, то и этот пустынный песок будет приносить вам плод.” Они немедленно набрали вот этого песка, по которому мы ходим, и принесли к нам, прося нашего благословения. Когда я помолился, чтобы было по вере их, они посеяли песок на полях вместе с хлебом, и земля их стала плодороднее всякой земли в Египте. Таким образом, привыкнув это делать, они ежегодно приходят к нам с прежней просьбой.” (Лавсаик. С. 176). 118. По вере милосердного старца хлеб в его чулане чудесно умножался См. также: Милостыня . Некий старец жил с братом на правах общежития. Старец был очень милосерд. Случился голод, и начали приходить к ним люди за милостыней. Старец давал хлеб всем приходившим к нему. Брат, увидев это, сказал старцу: “Дай мне мою часть хлеба и делай со своей, что хочешь.” Старец разделил хлеб и по своему обычаю продолжал подавать милостыню из своей части, а к нему прибегали многие, услышав, что он подает всем. Бог, видя расположение его воли, благословил хлеб. Брат, взяв свою часть и не дав никому ничего, издержал хлеб, доставшийся на его долю, и сказал старцу: “Так как у меня осталось очень мало хлеба, прими меня снова в общежитие.” Старец отвечал: “Пожалуйста, как хочешь.” И снова они начали жить по общежительному уставу. Опять наступило время скудости, и опять нуждающиеся стали приходить к старцу за милостыней. У них самих чувствовался недостаток в хлебе, брат заметил это. И вот приходит бедняк просить подаяния. Старец говорит брату: “Дай ему хлеба.” Брат отвечает: “Авва! У нас уже нет хлеба.” Старец сказал на это: “Пойди поищи.” Брат пошел, отворил дверь в чулан, в котором они обыкновенно хранили хлеб, и увидел, что чулан наполнен хлебом. Таким образом узнав веру и добродетель старца, он прославил Бога. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 509. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

816. Старец не вкушал пищи, если за день у него возникало больше худых помыслов, чем хороших Однажды авва Силуан внезапно вошел в келию брата, принявшего подвиг юродства, и нашел его сидящим на скамейке, и при нем были две корзины: одна – с правой стороны, а другая – с левой. Как скоро он увидал старца, то по обычаю начал смеяться. Старец говорит ему: “Оставь это теперь и объясни мне, что значит твое сидение?” Он опять засмеялся. Авва Силуан говорит ему: “Ты знаешь, что я, кроме субботы и воскресенья, не выхожу из келии, но ныне вышел я среди седмицы, ибо Бог мой послал меня к тебе.” Устрашенный тем, брат повергся перед старцем и говорит ему: “Прости мне, отец. Я каждое утро сажусь, имея перед собой эти камешки. Если родится во мне добрый помысл, кладу камешек в эту корзину, а если злой – в другую. Вечером считаю камешки и если найду их более в правой корзине, то вкушаю пищу, а если в левой, то не вкушаю. И если утром опять придет ко мне злой помысл, то говорю себе самому: “Смотри, что ты делаешь, ты опять не должен есть!” (Древний патерик. 1874. С. 174. 31). 817. Нечистые помыслы отлучают подвижников от Бога Скитский пресвитер (иеромонах и настоятель одной из четырех церквей египетского Скита) провел, по случаю, ночь у некоего старца. Увидев подвижническое жительство старца и его учеников, пресвитер спросил его: “Имеете ли какие откровения от Бога?” Старец отвечал: “Не имеем.” Тогда сказал пресвитер: “Мы совершаем непродолжительные молитвословия, и Бог открывает нам все тайны, а вы несете такой подвиг бдения, пощения, безмолвия и говорите, что Бог не открывает вам никаких тайн. Это оттого, что вы питаете греховные помышления в сердцах ваших, они отлучают вас от Бога, и Бог не открывает вам Своих тайн.” Отцы, услышав это, удивились и говорили друг другу: “Скверные мысли отлучают от Бога.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 429. 11). 818. Монах, боримый желанием уйти из обители, в течение девяти лет побуждал себя еще один день пробыть в монастыре; это продолжалось до тех пор, пока Господь не отъял искушения

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

В некоем городе жил один юноша, который сотворил много зла, и ремеслом его было то, что он обкрадывал мертвецов, Но вот однажды благодать Божия коснулась его сердца, ужаснулся он своих злых дел, вспомнил Божий суд и решился в покаянии и смирении провести остаток жизни. Придя к пещерам, где лежали обворованные им мертвецы, он сначала горько плакал, не смея даже произнести имени Божия, а потом и совсем затворился в одной из пещер. Но тут и началась ужасная для него бесовская брань. Прошла неделя его жития в гробищах, и бесовские полчища явились и возопили: “Где же этот скверный и нечистый, который, пресытившись грехом, теперь хочет показать себя целомудренным и благочестивым? Неужели думаешь быть помилованным, содеяв столько зол? Выходи скорее отсюда и приступай к своим прежним делам. Блудницы и скупщики краденого уже ждут тебя. Что же не идешь, чтобы удовлетворить свои скверные желания? Смотри, если не пойдешь, то мы возьмем свое. И к чему так морить себя? И ты, окаянный, думаешь избежать муки? Не наш ли ты? И потому не всем ли нам повинен? Посмеешь ли что-либо на все это ответить нам?” Так вопили бесы. Но юноша при всей своей горячей вере в беспредельное милосердие Божие к кающимся грешникам укреплялся Божиими помощью и силой и бесам ничего не отвечал. Долго-долго бесы продолжали мучить его своими воплями, но видели, что это мало помогает, и для того, чтобы опять взять юношу в свои руки, по попущению Божию начали наносить зло и его телу. Бесы много раз так сильно били его, что оставляли едва живым. И были времена, что юноша не мог даже шевельнуть ни одним своим членом. Между тем родные разыскали его и, найдя в пещере, спросили: “Зачем ты пришел сюда?” Не зная его намерений, они всячески его убеждали возвратиться домой, но юноша не послушался их. Бесы же продолжали его мучить, а родные приходили к нему и снова умоляли уйти из пещеры. Юноша говорил им: “Нет, лучше умру я в этих гробницах, чем возвращусь в мир на смертные грехи.” И сколько близкие ни увещевали его, он остался непреклонным, и они вынуждены были одни возвратиться домой. По их удалении бесы снова напали на юношу с таким остервенением, что едва не убили его. Но зато это уже было последнее их нападение. Видя юношу непоколебимым, как скала, терпеливым и мужественным, они, наконец, удалились от него, вопия: “Да, благодатью Божией и своим терпением ты одолел нас!” И после этого юноша уже не видел зла от бесов и без обиды, сказано, жил в гробах до своей смерти. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Жил в Царьграде один благочестивый ремесленник по имени Николай, питавший горячую любовь к Святителю Николаю и всегда с особенным усердием чтивший дни его памяти. Когда пришла к этому человеку старость, он, будучи не в силах трудиться, дошел до убожества, и когда в очередной раз приближался день Святителя, Николай крепко задумался, на что он будет справлять праздник? Высказал он свое горе жене, и та отвечала ему: “Ты знаешь, господин мой, что мы оба стары и близки к смерти, как же нам, может быть, в последний раз не почтить память Святителя? Вот у меня есть ковер, на что он нам? Пойди продай его и купи все необходимое к празднику.” Николай обрадовался предложению жены, взял ковер и пошел на торжище. По дороге встретил его неизвестный старец и спросил: “Куда, друг мой, идешь?” – “На торг,– отвечал Николай, – мне нужно продать этот ковер.” Старец сказал: “А какую цену ты хотел бы взять за него?” – “Стоил он прежде восемь златниц, – сказал Николай, – а теперь возьму, сколько дашь.” – “Хочешь ли взять шесть златниц?” – сказал старец. Николай с радостью согласился, ибо ковер не стоил этих денег. Взял золото, отдал старцу ковер, и они расстались. Николай не успел еще возвратиться домой, а неизвестный старец, купивший у него ковер, пришел к его жене и, отдавая ей ковер, сказал: “Муж твой, мой старинный друг, просил меня отнести к тебе этот ковер, возьми его.” И с этими словами неизвестный скрылся. Жена же, думая, что муж пожалел продавать ковер, сильно разгневалась на него, и, когда тот возвратился, осыпала его укорами, и, показывая ковер, назвала его лжецом и изменником Святителю Николаю. Муж же, увидев ковер в руках жены, так изумился, что не в силах был что-либо ответить. Наконец, когда несколько пришел в себя, у него мелькнула мысль: не чудо ли это Святителя? И тут он, подняв руки к Небу, воскликнул: “Слава Тебе, Христе Боже, творящему чудеса дивным Твоим Николаем!” Потом обратился к жене с расспросами: “Скажи, кто тебе принес ковер?” Жена отвечала: “Старец благообразный, облеченный в светлую одежду. Он сказал, что ты велел отнести его сюда. Я же не смела спросить, кто он.” Тогда муж показал жене оставшееся от продажи ковра золото, а также брашно, вино, просфоры и свечи, купленные к празднику Святителя, и сказал: “Жив Господь! Верую, что купивший у меня ковер был не кто иной, как сам Святитель Николай, ибо, когда я продавал ему ковер, никто из стоявших около меня не видел его и думали, что я беседую с призраком.” Тут и жена поняла, что чудо сотворил с ними угодник Божий, и оба едиными устами возблагодарили и прославили Святителя. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 677).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Бесстрастие См. также: Гордость . 191; Девство . 210; Любовь к Богу . 411; Незлобие . 623; Нестяжательность . 660; Осуждение . 688; Пища . 710; Самоуничижение . 991; Совершенство . 1067; Старец . 1095; Терпение . 1139. 22. Авва Антоний предсказал авве Аммону, что, как камень не отвечает на бесчестия, так и он будет бесстрастен См. также: Оскорбления . Однажды авва Антоний вывел Аммона из келии и, показав на камень, сказал: “Нанеси оскорбление этому камню, ударь его.” Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил: “Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень?” Аммон отвечал: “Нет.” – “Так и ты, – сказал ему авва Антоний, – достигнешь в подобную меру бесстрастия,” – что и исполнилось. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 63. 7). 23. Авва Пимен достиг такого бесстрастия, что не обращал внимания ни на что постороннее См. также: Трезвение ; Христианин истинный . Однажды авва Исаак сидел у аввы Пимена. В это время раздался голос петуха, и авва Исаак спросил авву Пимена: “Авва! Здесь есть петухи?” Пимен отвечал ему: “Исаак! Зачем ты принуждаешь меня говорить об этом? Ты и подобные тебе слышат петухов, а тому, кто трезвится, нет дела до них.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 321. 12). 24. На примере статуи авва Анувий показал, что истинный христианин должен одинаково переносить, как оскорбление, так и превозношение См. также: Терпение ; Христианин истинный . По разорении скита варварами авва Пимен с братьями пришел к месту, называему Теренуф, и все семеро остановились там на время в опустевшем идольском храме с намерением обсудить выбор места для постоянного жительства. При этом авва Анувий сказал авве Пимену: “Сделай милость, ты и братия исполните мою просьбу: в течение этой недели будем жить каждый отдельно в молчании, не сходясь для беседы.” Авва Пимен отвечал: “Сделаем по твоему желанию.” Они так и поступили. В храме стояла каменная статуя. Анувий, вставая ежедневно рано утром, кидал камнями в лицо статуи, а вечером подходил к ней и просил прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Блудная брань См. также: Болезни . 103; Воздержание . 159; Дружба . 249; Искусительница . 283; Милосердие Божие . 438; Молитва за других . 475; Мудрость . 561; Невоздержание . 616; Осуждение . 688; Помыслы . 821; Самопожертвование . 975–976; Чародейство . 1213. 49. Частое исповедание старцу своих помыслов приносило облегчение брату в брани См. также: Исповедь помыслов ; Старец . Некий брат имел брань любодеяния. Он пошел к некоему старцу и сказал ему о своих помыслах. Старец сделал ему наставление и, утешив, отпустил с миром. Брат, почувствовав пользу, возвратился в свою келию. Но брань опять пришла к нему. Он снова сходил к старцу и таким образом поступал несколько раз. Старец не оскорблял его, но говорил ему на пользу, наставлял его не только не поддаваться расслаблению, но, напротив, приходить к нему каждый раз, когда враг начнет искушать, для обличения врага. “Таким образом, – сказал старец, – враг, будучи обличаем, отступит от тебя; ничто так не противно духу любодеяния, как открытие его дела, и ничто не приносит ему такой радости, как сокрытие греховных помыслов.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 454. 36). 50. Боримый страстью ученик двенадцать раз исповедал старцу свои помыслы и избавился от них только ради смирения старца См. также: Исповедь помыслов ; Смирение ; Старец . Брат был борим любодеянием. Встав ночью, он пошел к старцу, исповедал ему свои помышления. Старец утешил его. Успокоенный этим утешением, брат возвратился в свою келию. И опять дух любодеяния начал искушать его. Он снова пришел к старцу. Это повторялось часто. Старец не огорчал его, но говорил полезное его душе: “Не уступай диаволу и не расслабляйся душой. Напротив, каждый раз, как нападает на тебя демон, приходи ко мне; обличаемый он отступит. Ничто так не огорчает и не ослабляет демона любодеяния, как исповедание искусительных помышлений и мечтаний; напротив того, ничто так не увеселяет его, как утаивание этих помышлений.” Брат приходил к старцу одиннадцать раз, обличая свои помышления. Наконец, он сказал старцу: “Окажи любовь, авва, еще скажи мне слово назидания.” Старец сказал: “Поверь мне, сын мой, если б Бог попустил помышлениям, которые досаждают меня, перейти к тебе, то ты не понес бы их, но непременно ниспровергся.” Когда старец сказал это, искушение блудной страстью отступило от брата ради смирения старца. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 476. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Вино См. также: Воздержание . 152; Милосердие . 436; Молитва услышанная . 514; Самоубийство . 981; Сквернословие . 1007; С Слава человеческая . 1015; Терпение . 1143; Чародейство . 1216. 138. Авва Феодор при посещении других не советовал пить вино В двадцати милях от Александрии есть лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Феодор. Однажды его спросили: “Хорошо ли, отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-нибудь, и мы стали бы пить вино?” – “Нет!” – отвечал старец. “А почему же разрешали древние отцы?” – “Древние отцы были велики и сильны, они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества.” (Луг духовный. С. 192). 139. Старец отверг чашу вина, назвав ее смертью См. также: Воздержание . Однажды в скиту устроено было для братии угощение. Одному из присутствовавших старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: “Унеси от меня эту смерть.” Прочие участвовавшие в трапезе, увидев это, также не стали пить вина. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 482. 84). 140. Старец, будучи болен, отказался пить вино См. также: Воздержание . Старец жил в дальней пустыне. Однажды пришел к нему брат, который нашел его больным. Он умыл его, сделал из своего приношения немного варева и дал ему поесть. Старец говорил ему: “Поистине, брат, я забыл, что люди имеют такое утешение.” Брат принес ему потом стакан вина. Увидев его, старец сказал: “Я не намерен пить вина до самой смерти.” (Древний патерик. 1874. С. 78. 78). 141. Авва Петр не пил вина, даже будучи болен, он отказался от вина, смешанного с водой См. также: Воздержание . Об авве Петре Пионитском рассказывали: “Он не пил вина. Когда же состарился, братия смешали немного вина с водой и просили его выпить. Но он говорил: “Поверьте мне, это, я считаю, то же вино, только приправленное.” Он не пил и вино, смешанное с водой.” (Достопамятные сказания. С. 233. 1). 142. Авва Сисой категорически отказался от третьей малой чаши вина

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Воздаяние праведникам и грешникам См. также: Муки вечные . 569. 147. Видение сестры пресвитера загробного воздаяния праведникам и грешникам См. также: Ад ; Блуд ; Видение ; Девы падшие ; Детоубийство ; Клирик ; Рай ; Слава человеческая . Старец, украшенный сединой, поведал, что один пресвитер из наших стран, муж чудный и много времени проведший в подвиге и со многим старанием прилежавший к чтению Священных Писаний, рассказывал следующее: “Была у меня, – говорил он, – сестра – девица, молодая летами, но приобретшая старческий разум. Она проводила все время в посте и воздержании. Сидела она однажды около меня и вдруг, откинувшись на спину, пробыла безгласна и бездыханна целый день и ночь. На следующий день в тот же час, как бы восстав от сна, была она в страхе и ужасе. Когда же я спрашивал, что случилось с ней, она просила оставить ее в покое, пока пройдет немного душевный страх и обретет она возможность рассказать о том, что ей было показано. “Ибо, – говорила она, – превышает и зрение, и слух то, что видено было мной хорошего и худого.” В слезах провела она много дней, не хотела слышать и слова от кого-нибудь и сама не говорила даже с близкими. Имена некоторых часто вспоминала со слезами и, стеная, оплакивала их. Я имел большое желание узнать о виденном ею, она едва уступила моей просьбе и начала говорить: “В тот час, когда я сидела около тебя, два неких мужа, с седыми волосами, сановитые на вид, одетые в белые одежды, придя и взяв меня за правую руку, приказали следовать за ними. Один из них, державший в руке жезл, простер его к небу и отверз его, приготовляя нам доступ туда. Потом они привели меня на некое место, где перед храмом стояло великое множество Ангелов; двери же храма нельзя описать словами. Когда же я вошла внутрь, увидела возвышенный престол и рядом с ним многих Ангелов, красотой и величием превосходящих тех, которые стояли снаружи. На престоле сидел Некто, Своим светом всех освещающий, Которому, припадая, все поклонялись. Ведшие меня повелели и мне поклониться Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Гордость См. также: Блуд . 48; Молитва . 468–469; Наказание грешника . 598; Подвиг истинный и ложный . 742; Подвиг ложный . 743; Покаяние . 784; Превозношение . 886; Прелесть . 888, 890, 895–896; Слово гордое и смиренное . 1024; Старец . 1099; Учительство . 1172. 188. Гордость привела монаха к осуждению других, затем к самообольщению, в котором он принял демона в образе ангела, и к гибели См. также: Осуждение ; Превозношение ; Самомнение ; Прелесть ; Самообольщение . Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 371). 189. Девственница-подвижница, возгордившись, начала осуждать других, а затем сама впала в блуд См. также: Ангел – страж целомудрия ; Блуд ; Осуждение ; Падение ; Подвиг ложный ; Человекоугодие ; Слава человеческая . Знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келии, отреклась от всех удовольствий и вела жизнь самую воздержанную. Но потом, оставленная Божией помощью за чрезмерную гордость – родоначальницу всякого зла, она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы, которой ищет растленная воля. Демон тщеславия, отвлекая ее от благочестивых помыслов, возбудил в ней желание осуждать других. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости и еще начала соуслаждать ему, святой Ангел – страж целомудрия – отступил от нее. (Лавсаик. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Кротость См. также: Ближний . 47; Кончина праведника . 345; Любовь к ближним . 397; Любовь к животным . 417; Мученик . 571; Незлобие . 617; Ненависть . 634; Смирение епископа . 1055. 360. Кротость – один из благодатных даров См. также: Дар . Один из монахов просил авву Аполлоса помолиться за него, чтоб ему сподобиться какого-нибудь благодатного дара. Когда тот помолился, то монаху был дан благодатный дар смиренномудрия и кротости так, что все дивились, как он стяжал великую кротость. (Лавсаик. С. 165). 361. О кротости достохвальной Олимпиады См. также: Твердость . Кротость Олимпиады была такова, что превосходила простоту самих детей. Никто из близких к ней никогда не замечал, чтоб кого-нибудь порицала эта крестоносица, но вся ее тягостная жизнь прошла в сердечном сокрушении и в обильном излиянии слез. Скорее можно было увидеть во время зноя источник без воды, чем без слез ее поникшие очи, всегда созерцавшие Христа. И что я говорю? Чем больше останавливаюсь мыслью на рассказе о подвигах и добродетелях этой твердой, как камень, души, тем больше слова мои не поспевают за ее делами. И да не подумает кто-нибудь, что я приукрашено говорю о бесстрастии достохвальной Олимпиады, которая вся была многоценным сосудом Святого Духа. (Лавсаик. С. 296). 362. Отличаясь великой кротостью, архиепископ Феодот поменялся во время пути местами со своим возницей (клириком). См. также: Доброта ; Смиренномудрие . Один из отцов поведал нам, что в Феополисе был архиепископ, по имени Феодот, отличавшийся добротой сердца. Он был очень кроток и смиренномудр. Например, однажды он оказался в дороге вместе с одним клириком. Архиепископ совершал путь в носилках, а клирик ехал на коне. И говорит архиепископ клирику: “Поделим длину пути и будем меняться местами.” Клирик не соглашался: “Это будет бесчестье для святителя, если я сяду в носилки, а ты поедешь на коне.” Но чудный Феодот настоял на своем и, убедив клирика, что в этом не будет для него бесчестья, заставил поступить по своему желанию. (Луг духовный. С. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010