Небесная награда Великий вселенский учитель Святитель Иоанн Златоуст не оставил специального сочинения с изложением теории гомилетики, но в его творениях множество ценных высказываний о проповеди и долге проповедника. Основанные на собственном опыте, эти наставления актуальны во все времена. Изучение их может помочь формированию в душе будущего пастыря правильного отношения к служению словом. По учению Святителя Иоанна, желающий стать истинным проповедником должен сознавать высоту и ответственность этого служения и иметь твердую решимость следовать за Христом. Он говорит: «Кто принял... служение, тот не должен быть ни медленным, ни беспечным, а мужественным и твердым, не должен и касаться этого прекрасного дела, если он не намерен тысячекратно подвергать свою жизнь смерти и опасностям, как и Сам говорит Христос: аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет ( Мф. 16:24 ). А кто не имеет такого расположения, тот губит и многих других, и гораздо полезнее было бы ему оставаться в покое с самим собою, нежели выставляться на вид и принимать бремя, превосходящее его силы; иначе он погубит и себя, и вверенных ему. Как, в самом деле ... безрассудно... идущему на проповедь приниматься за это дело без подготовки и как случится и неосмотрительно брать на себя дело, угрожающее тысячею смертей? Подлинно ни кормчему, ни борцу с зверями... ни кому другому не нужно иметь души, столь готовой на смерть и истязание, сколько тому, кто принимает на себя дело проповеди. Здесь и опасность больше, и противник свирепее, и такого рода смерть, и цель поставлена немаловажная: небо назначено в награду, геенна в наказание грешникам и погибель души и спасение» 550] 1 . По убеждению вселенского учителя, проповедничество не мыслимо без ревности: «...если нужно проповедовать, то нужно проповедовать с дерзновением; иначе это и не будет проповеданием. Поэтому и Христос не сказал: рцыте на кровех, но: проповедите на кровех ( Мф. 10:27 ), указывая на характер проповеди и метод, и способ действия» 840].

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Некогда авва Макарий, идя с горы в свою келию, нес ветви. И вот на пути встретился ему диавол с серпом. Диавол хотел толкнуть Макария, но не мог. И говорит ему: “Велика в тебе сила, Макарий, потому что я несилен против тебя. Если ты что делаешь, то это делаю и я. Ты постишься, а я совсем не ем, ты бодрствуешь, а я совсем не сплю. Одно только есть, чем ты меня побеждаешь.” Авва Макарий спросил: “Что же это такое?” Диавол ответил: “Смирение. И поэтому я несилен против тебя.” (Древний патерик. 1914. С. 48. 5). 1037. Явившемуся Ангелу преподобный Макарий сказал, что ему нечем превозноситься, ибо душа его, подобно блуднице, питается смрадом нечистых помышлений См. также: Превозношение ; Самоукорение . Однажды, когда святой Макарий сидел в своей келии, предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал: “Макарий! Не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш Благой Владыко не отступит от тебя и не перестанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начала и власти противные, но деланием твоим не превозносись, чтоб Божественная помощь не оставила тебя, чтобы ты не пал падением дивным.” Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами: “Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 311. 8). 1038. Диавол явился старцу в образе Архангела Гавриила, но смирение старца изгнало его См. также: Видение ; Демонские козни . Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: “Я, Архангел Гавриил, послан к тебе.” Старец на это отвечал: “Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы.” Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: “Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: “Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 515. 134). 1039. Авва Сисой считал, что если бы он имел хотя бы одну мысль аввы Антония Великого , то был бы подобен огню

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Однажды святой Апостол Иоанн Богослов, придя в асийский город Ефес, встретил юношу, которого возлюбил и приложил особые усилия к тому, чтобы сделать его святым и благочестивым. Когда же настало время идти проповедовать Евангелие в другие страны, святой Иоанн призвал к себе асийского епископа, поручил юношу его попечению и взял с него клятву, что тот будет особо заботиться о его спасении. Епископ заботился о юноше, крестил его, но юноша проявил неблагодарность. Он сошелся с дурными товарищами, предался разврату, сделался пьяницей и в конце концов ушел в горы, стал предводителем разбойников. Прошел год. Иоанн снова пришел в Ефес, позвал к себе епископа и попросил: “Отдай мое сокровище, которое я поручил тебе хранить.” Епископ не понял слов Апостола. Тогда Иоанн сказал ему: “Приведи ко мне юношу, которого я поручил твоему попечению.” – “Увы, – отвечал на эти слова епископ, – юноша умер.” – “Какой смертью, – спросил Апостол, – душевной или телесной?” – “Душевной, – отвечал архиерей, – он сделался убийцей и разбойником.” Иоанн строго укорил епископа, потребовал коня и отправился в горы искать юношу. Там он встретил разбойничьи стражи и стал их просить, чтобы они отвели его к своему начальнику. Стражи отвели его, и Иоанн увидел юношу в полном вооружении. Но что же произошло? Как только юноша увидел Апостола, то стремглав бросился бежать от него. Иоанн, забыв свою старость, поспешил за ним. И когда стал приближаться к нему, то закричал: “Зачем бежишь от меня, чадо, зачем так утруждаешь своего отца? Зачем так изнуряешь меня, сын мой? Остановись, сжалься надо мной, странным и немощным старцем! Остановись, не бойся, для тебя не потеряна надежда спасения: я за тебя отвечу перед Богом. Я душу свою положу за тебя, как положил Свою душу Христос за всех нас. Не бойся, сын мой. Сам Господь послал меня, чтоб объявить тебе прощение грехов! Я сам за тебя пострадаю, и пусть с меня взыщется кровь, которую ты пролил, и я сам понесу бремя твоих грехов!” Услышав это, юноша остановился, бросил оружие и стоял, проливая горькие слезы. Затем он пал с рыданием к ногам Иоанна Богослова и умолял о прощении. Иоанн взял его с собой и привел в Ефес, ввел в церковь , и юноша был спасен. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Одного мальчика, который от рождения не ходил, привозили три раза издалека, я его клал прямо на мощи, как младенца, хотя ему было годика два с половиной. Родители сначала купали его в источнике святителя Феофана, а потом приносили, и я клал его на мощи. И вот, когда они в третий раз привезли его, он на службе с ручек попросился на пол, мама его опустила, и он побежал. Источник: Журнал «Встреча» Беседа архиепископа Верейского Евгения с протоиереем Георгием Глазуновым, настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка Шацкого района Рязанской области. Отец Георгий, житие святителя Феофана Затворника известно многим, почти все его труды переизданы за последние годы, но очень мало кто знает о том, как происходило обретение его мощей. Канонизация святителя Феофана была большим событием, поэтому очень хочется поподробнее узнать предысторию этого прославления именно от Вас — свидетеля и непосредственного участника обретения честных останков. Сюда, на этот приход в честь преподобного Сергия Радонежского, я был назначен после обучения в Московской духовной академии, в 1972 году, уже в сане священника. Вышенский монастырь тогда был закрыт, а наш храм был ближайшим из действующих — в двух километрах. Летом 1973 года из Академии приехали игумен Марк (Лозинский) — наш преподаватель гомилетики, и иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников), которые в тот год только закончили МДА. Мы посидели за столом, попили чайку, побеседовали и решили поехать послужить панихиду по владыке Феофану — он был захоронен в храме Казанской иконы Божией Матери в Вышенской обители. Тогда, в 1973 году, отношение к Церкви было довольно жесткое, поэтому никакой речи об официальном обретении мощей и быть не могло. А какая организация занимала в то время монастырь? Психбольница. В Казанском храме у них был склад. Когда мы приехали, я попросил кладовщицу открыть нам храм, и мы увидели грустную картину: выбиты окна, все загажено голубями, набросаны дрова, бочки, кровати — и среди этого хаоса погребен святитель Феофан.

http://pravmir.ru/obretenie-moshhej-svya...

Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех ! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 111). 697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование См. также: Видение ; Демонские козни . Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Преподобный Николай, память которого Святая Церковь совершает 24 декабря, до поступления в монашество служил в греческом войске. Человек он был богобоязненный, благочестивый, целомудренный, что и доказал делом. Находясь некогда в походе против болгар, он остановился на ночлег в гостинице и там был склоняем на грех дочерью гостиника. Поборов в себе нечистую страсть, он описал смущавшей его всю мерзость ее поступка, отклонил ее от греха и на прощание сказал: “Не видишь ли, что я иду на кровопролитную брань, подумай, могу ли я теперь осквернять себя и прогневлять Бога?” И затем, встав с постели и помолившись Богу, отправился в путь. В следующую ночь во сне ему представилось, что он находится в неком прекрасном месте. Стоявший рядом с ним сильный и величественный муж сказал ему: “Посмотри вокруг и скажи, что увидишь?” – “Ей, Господи, – отвечал Николай, – вижу с одной стороны, что греки болгар рубят.” – “Посмотри, – сказал затем явившийся, – с другой стороны, там что?” – “Там болгары секут греков.” Битва после этого казалась как бы оконченной и явившийся продолжал: “Посмотри внимательнее на поле битвы, не заметишь ли на нем чего-нибудь особенного?” Николай стал вглядываться и увидел, что вся земля сплошь покрыта мертвыми телами и только одно место среди них оставалось незаполненным. Оно было настолько мало, что казалось оставленным только для одного человека. Явившийся сказал: “Что ты думаешь об этом?” – “Невежда и препрост я, Господи, не понимаю,” – отвечал Николай. Явившийся сказал: “Свободное пространство между мертвыми – твое место. Здесь, если бы тебя убили, ты должен был бы лечь вместе с другими. Но поскольку в прошедшую ночь ты сохранил свое целомудрие и победил блудного змея, то тем сам себя избавил от смерти и с телом вместе спас душу.” Видение кончилось. Вскоре после этого начались битвы у греков с болгарами, и сначала победа была на стороне греков, затем болгары начали наступать и побили греков великое множество, в живых осталась самая малость. Среди спасшихся был и Николай. Возблагодарив Бога за свое спасение и оплакав павших товарищей, он водворился в монастыре и всю остальную жизнь провел в служении Господу. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 307).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Богородица См. также: Блудная брань . 52; Болезни . 109; Вера . 126; Демонские козни . 223–224; Клятвопреступление . 317; Книга еретическая . 321; Мать . 425; Милосердие . 435; Молитва . 469; Молитва неразумная . 479; Молитва услышанная . 514; Наказание . 605; Неплодство . 644–646; Пост . 848; Путешествие . 931; Родина . 953; Суд Христов . 1114; Судьбы Божии . 1118; Храм . 1182; Церковь . 1200, 1205. 75. Желание диавола отвратить монаха от почитания Божией Матери См. также: Клятва . Один из старцев передал нам рассказ аввы Феодора Илиотского. На горе Елеонской жил затворник, великий подвижник. Диавол сильно обуревал его блудными помыслами. Однажды при страшном нападении диавола старец, потеряв терпение, воскликнул: “Когда же, наконец, ты оставишь меня в покое? Отступи от меня, по крайней мере, в моей старости?” Тогда диавол видимым образом явился старцу и сказал: “Поклянись мне, что никому не откроешь того, что скажу тебе, и я перестану нападать на тебя.” – “Клянусь Живущим на Небе, – поклялся старец, – что никому не открою сказанного тобой.” – “Перестань поклоняться вот этому образу, – сказал диавол, – и я прекращаю брань на тебя.” На иконе было изображение Владычицы нашей Пресвятой Богородицы Марии с Предвечным Младенцем – Господом нашим Иисусом Христом. “Дай мне подумать,” – ответил старец. На следующий день старец передал все авве Феодору Илиотскому, жившему тогда в лавре Фаран. От него и мы узнали об этом случае. “Воистину, авва, ты поруган, потому что поклялся, – сказал ему авва Феодор, – но хорошо поступил, что не умолчал. Знай, что нет греха гибельнее и ужаснее, как отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Его Матери.” После этого, успокоив и подкрепив старца различными наставлениями, авва Феодор удалился к себе. Снова диавол явился затворнику. “Что ж это значит, негодный старик? – сказал диавол. – Не клялся ли ты мне, что никому не будешь говорить? Зачем ты все рассказал? Знай, что ты будешь осужден в День Суда, как клятвопреступник..!” – “Не тебе, клятвопреступнику, уличать меня! – ответил старец. – Сам знаю, что я клялся и нарушил свою клятву, но не перед тобой, а перед Господом и Творцом моим. Тебя же слушать не стану: ты-то вот уж подлинно подвергнешься неизбежной каре, как первовиновник всякого зла и клятвопреступник..!” (Луг духовный. С. 59).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Видение См. также: Благодарение за украденное . 37; Блаженство вечное . 42; Блудная брань . 58, 62; Боговидение . 74; Богородица . 92; Богослужение общественное . 93; Воздаяние праведникам и грешникам . 147; Вразумление . 177; Гнев Божий . 186; Грех . 197; Грех смертный . 202; Грешник . 204; Демонские козни . 232; Жития святых . 276; Икона . 281; Исцеление . 295, 301; Клятвопреступление . 317; Князь тьмы (диавол) . 322; Малодушие . 424; Милосердие Божие . 439; Милостыня . 455–456; Милостыня невольная . 463; Молитва неразумная . 479; Муки вечные . 570; Награда . 582; Падение . 697; Подвиг . 729; Покаяние . 785; Помощь Божия . 811; Помыслы . 825; Пост . 848; Постриг . 851; Пресвитер . 901; Причастие . 906; Рай . 936; Самоубийство . 980–981; Святой . 1000; Смирение . 1038; Суд Христов . Супруги . 1120; Утешение . 1169; Целомудрие . 1190; Церковь . 1201, 1204. 129. Ангел, явившись заблудшему в пустыне авве Зенону, предложил ему пищу, которую старец принял только после трёхкратной молитвы См. также: Ангел . Поведали об авве Зеноне, что он, живя в скиту, вышел однажды ночью из келии (очевидно, пошёл навестить брата) и, сбившись с дороги, блуждал три дня и три ночи. От переутомления он изнемог и упал на землю замертво. И вот предстал ему юноша с хлебом и чашей воды в руках и сказал: “Встань, укрепись пищей и питиём.” Авва встал и помолился из осторожности, не доверяя явлению. Юноша сказал: “Ты сделал хорошо.” Услышав это, авва опять помолился. Так молился он три раза, и каждый раз юноша одобрял его действия. Только после этого авва принял принесённую пищу. Юноша сказал: “Сколько ты ходил, настолько удалился от своей келии, теперь встань и следуй за мной.” И мгновенно старец очутился возле своей келии. Старец предложил юноше: “Войди в келию и сотвори молитву о нас.” Юноша вошёл в келию старца и стал невидим. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 127. 4). Епископ Игнатий: “Поучительна предосторожность святых и опытных монахов по отношению к чувственным явлениям из мира духов. Насколько их благоразумное поведение в подобных случаях противоположно легкомысленному поведению неведения и неопытности.”

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Воздержание См. также: Болезни . 100, 108; Вино . 139, 141, 143; Воля . 165; Миролюбие . 464; Подвиг молитвенный . 749. 148. Из предложенной корзины с плодами пустынники ели только гнилые плоды Однажды к матери Сарре пришли пустынники. Она предложила пришедшим корзинку с плодами. Оставляя хорошие плоды, они ели только гнилые. Сарра сказала им: “Поистине вы пустынники!” (Достопамятные сказания. С. 269. 8). 149. Старец ничего не вкушал всю Страстную седмицу, в обычное время он ел только свеклу с солью См. также: Пост . Один из старцев говорит: “Видел я в Келиях брата, постившегося всю Страстную седмицу. Когда наступал вечер (субботний), он уходил в церковь , чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла.” (Древний патерик. 1874. С. 79. 83). 150. Воздержание аввы Сисоя было настолько велико, что он вкушал хлеб только на Пасху Рассказывали об авве Сисое: “Он не ел хлеба. В праздник Пасхи братия упрашивали его разделить с ними трапезу. Старец сказал им: “Я одно что-нибудь могу сделать: буду есть или хлеб, или яства, вами приготовленные.” Они сказали ему: “Ешь один хлеб.” Так он и сделал.” (Достопамятные сказания. С. 258. 46). 151. великом воздержании аввы Макария “В самый полуденный зной, – поведал о себе авва Евагрий, – пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен жаром, попросил воды, чтобы охладиться питьем. Но он сказал: “Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя!” Потом, когда я исповедал ему свои помыслы относительно воздержания, он сказал: “Поверь мне, сын! Целых двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерой и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 114. 13). 152. За один стакан вина, выпитый из-за любви к братии, авва Макарий целый день потом не пил воды См. также: Вино ; Подвиг тайный . Рассказывали об авве Макарии: “Когда случилось ему быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостью принимал его, чтобы помучить себя. Но ученик его, зная обо всем, просил братию: “Ради Господа, не давайте ему, иначе он будет мучить себя в келии.” Братия, узнав это, более не предлагали ему вина.” (Древний патерик. С. 13. 4; Достопамятные сказания. С. 144. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf Девство См. также: Клевета . 311; Мужество . 565; Подвиг мирянина . 744. 207. Девственница, желая уврачевать юношу, пылавшего к ней страстью, удалилась в пустыню; там в продолжение 17 лет Бог чудесно хранил ее См. также: Подвижница ; Помощь Божия ; Самопожертвование ; Целомудрие ; Чудо . Пришли мы однажды к отшельнику авве Иоанну, по прозвищу Огненный. Вот что рассказал он нам со слов аввы Иоанна Моавитского: “Во святом граде была одна монахиня, отличающаяся благочестием и великим усердием в угождении Богу. Диавол, позавидовав девственнице, внушил одному молодому человеку сатанинскую страсть к ней. Но удивительная дева, усмотрев козни диавола и сожалея о молодом человеке, взяла корзинку и, положив в нее немного моченых бобов, удалилась в пустыню. Устраняя юношу от соблазна, она заботилась о спасении его души и себе самой искала безопасное место в пустыне. Прошло довольно много времени. Промысл Божий устроил так, что не осталась неизвестной ее добродетельная жизнь. В пустыне Иордана увидел ее один отшельник. “Мать, что ты делаешь в этой пустыне?” спросил он ее. “Прости меня, – отвечала она, желая скрыть свой подвиг. – Я сбилась с пути. Сделай милость, отче, ради Господа, укажи мне дорогу.” Но отшельник, узнав свыше об ее подвиге, сказал: “Поверь мне, мать, ты вовсе не теряла пути и не ищешь его. Хорошо зная, что ложь от диавола, расскажи мне всю правду, зачем пришла ты сюда?” – “Прости, отче! – отвечала дева. – Один юноша соблазнился мной, почему я и удалилась в эту пустыню. Я предпочла скорее умереть здесь, чем служить для кого-нибудь соблазном, по слову Апостола.” – “Сколько же времени ты прожила здесь?” – “По благодати Христа, семнадцать лет.” – “Но как же ты питалась?” Отшельница, показав корзинку с мочеными бобами, отвечала: “Вот эту самую корзинку, которую ты видишь, я взяла с собой, когда вышла из города. В ней было немного бобов. Но Бог оказал мне, недостойной, такую милость, что столько уж времени я питаюсь ими, а они не убавляются. И знай, отче, что Его благость так покрывала меня, что в течение этих семнадцати лет – до нынешнего дня – не видел меня ни один человек, а я видела всех.” Выслушав это, отшельник прославил Бога.” (Луг духовный. С. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010