Обрядовые блудодеяния являлись ни чем иным, как литургическим отражением идеи иерогамии, и позволяли людям обрести уверенность в приобщении к божественным деяниям, определившим нынешний порядок мироустройства (например, союз Анат и Баала, позволивший последнему обрести верховную власть). Жертвоприношения же людей, прежде всего собственных детей, и в первую очередь – сыновей, были не только уподоблением Элю, принёсшему некогда своего сына в жертву ради блага мира, но и поистине самой трагической и полной жертвой, которую может принести человек, выражая своё повиновение и любовь к богам. (Ср.: [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт.22:2 ), а также: Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим.8:32 ).) Несмотря на жёсткое противостояние двух религиозных традиций – ханаанской и еврейской, – «ханаанская культурная среда» оказала огромное влияние на формирование образной системы библейских текстов, а если говорить шире – сакральных текстов всех авраамических религий. Многие эпитеты, использовавшиеся по отношению к божествам ханаанского пантеона, усваиваются и переосмысливаются израильтянами применительно к Яхве (например, «Святой и Крепкий», «Владыка лет», «Всемогущий» – от Эля; «Владыка воинств» и громоподобные атрибуты 432 – от Баала). Причём усвоение происходит не только на уровне лексики: в ханаанских и библейских текстах часто используются схожие художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, фигуры семантического параллелизма и др.). Что самое важное, древними израильтянами усваиваются многие мифологические образы и смысловые ряды (например, торжество Яхве над смертью мы видим, в частности, у пророка Исайи ( Ис.25:8 ); разработку образа борьбы со смертью находим также в Давидовом псалме 17 (5–18). Эти и многие другие примеры свидетельствуют не только о тесных контактах, существовавших между ханаанеями и евреями в древности, но и об их принадлежности к одной культурной традиции, по-разному осмысленной этими народами. Литература:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

отрядов, нелепы. Какой заградительный отряд гнал Александра Матросова на амбразуру? А за самолётами Гастелло и Талалихина – что, воздушный заградотряд летел? Наверное, наивысший пример жертвы, на которую способен человек, – это готовность Авраама отдать на заклание своего сына Исаака. В чём смысл этой жертвы с точки зрения человеческой логики? Ладно бы такой ценой Авраам мог избавить свой народ от «нашествия иноплеменных». Или это была бы жертва во искупление грехов. Или ещё что-нибудь подобное. Но нет! Ни о чём таком в Библии не говорится. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе» (Быт., 22:1–2). И Авраам повиновался, даже ничего не спросив. Просто «за послушание». Из верности Богу. Раз Бог повелел – значит, так надо. «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собой двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошёл на место, о котором сказал ему Бог» (Быт., 22:3). И какой награды он мог ожидать, если наивысшей наградой был ему как раз Исаак? Единственный сын, дарованный Богом на старости лет. А рай тогда был «затворён», так что даже на посмертное блаженство праотец Авраам и его ближние вряд ли надеялись. Однако именно такая, с виду бессмысленная, жертва явилась прообразом спасительной Жертвы Христа – предельного, ярчайшего, ослепительного примера самоотречения. Печальная тенденция Но вернёмся к Чернышевскому. Точнее, к тому, что получилось из когда-то, полтора века назад, предпринятой им попытки оправдать эгоизм. Конечно, к одному этому писателю всё не сводится – были у него предшественники, соратники, последователи. И история России за те же полтора века развивалась не линейно, являя многочисленные образцы жертвенного самоотречения и героизма (их, в частности, нередко проявляли люди, воспитанные как раз на романе Чернышевского). Но нас сейчас интересует не писатель-революционер и не зигзаги истории, а некий итог пропаганды эгоизма, который можно подвести на сегодняшний день. Естественно, это будет, скорее, импрессионистическая зарисовка, нежели обстоятельный и глубокий анализ. Но ведь и пишем мы не научную диссертацию, а публицистическое эссе.

http://pravoslavie.ru/38398.html

Первое требование этой веры: покинуть общество идолопоклонников и идти в землю, которую укажет Господь. Второе требование: «Я Бог Всемогущий; ходи предо мною и будь непорочен». Согласно Библии, Бог избирает Авраама для того, чтобы он, как сказано в книге Бытия (18:19), «заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». И вера Авраама была непосредственная, импульсивная, простая. Эта вера не требовала ни изображений, ни храмов, и где бы ни был Авраам – в Ханаане или в Египте, – он знал, что Бог с ним. Пожалуй, ничто так ярко не свидетельствует о вере Авраама, как история с жертвоприношением. Перед нами библейское повествование о принесении Исаака в жертву (глава 22). У Авраама растет долгожданный, обещанный ему сын Исаак. И вот однажды Бог обращается к Аврааму (22:2) – «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам сделал так, как повелел ему Господь. Как могло случиться, что Бог Авраама, его Господь, Который хранил его род, мог потребовать для Себя жертвы человека? Но Авраам не колеблясь идет на место, указанное Господом. «И устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положив его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень, воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (20:9–12). В этом рассказе мы видим испытание веры Авраама, видим его горячую любовь к Богу и любовь Бога к нему. Однако чтобы Авраам понял, что Господь любит его и его сына Исаака, нужно было подвергнуться такому страшному испытанию. Да, Авраам знал, что Бог его любит, но ему было необходимо понять, что это любовь особая. Ему нужно было испытать то чувство, без которого слова «Бог любит» ничего не значат. Потому что если Бог любит, то как Он может требовать в жертву самое любимое, что есть? Потому что перед собой в данный момент Авраам видел противоположное этому. И только после этого искушения Авраам с особой силой ощутил, что есть любовь Божия. Авраам, можно сказать, ошибался, думая, что Бог желает смерти Исаака. Но Библия предпочитает назвать эту ошибку Авраама словом Божьим, настолько она уверена в том, что Бог говорит в Аврааме даже тогда, когда кажется, что Авраам далек от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Потому Авраам и не сказал жене, чтобы не произошло противоречия, чтобы от противоречия не дошло дело до ссоры, чтобы после ссоры не случилось раздора за сына, чтобы вследствие раздора за сына не замедлилось исполнение обещания, чтобы в случае замедления в исполнении обещания не употреблено было какой-нибудь хитрости, чтобы от хитрости таинство не осталось не совершившимся. 2 . Но любомудрый Авраам, этот ратоборец, сражавшийся с природой, боровшийся с своим сердцем, вооружавшийся против природы, не ослушался, но, повинуясь повелению Божию, выслушал призвание и тотчас взял сына. С удовольствием останавливаюсь я на этих словах: «возьми сына твоего..., которого ты любишь, Исаака... и... принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:2 ); и взял Авраам Исаака, и осла, и двух рабов, и отправился. Потом, когда они дошли до некоторого места, он говорит рабам: «останьтесь вы здесь..., а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам» ( Быт.22:5 ). Здесь Авраам невольно произнес пророчество при помощи божественной благодати. Ты идешь заклать сына своего, и говоришь: возвратимся? Так, стараясь скрыть это намерение от рабов, он делается пророком. И положил он дрова на плечи Исааку и, взяв огонь и нож, пошел на гору. Что же Исаак говорит отцу? «Отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Этот отвечает ему: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой» ( Быт.22:7–8 ). Вот и второе пророчество. Не могу ни слов пройти, ни действий оставить без внимания. Представь эти имена, имеющие скоро потерять свое существенное значение. Тот называет его отцом, а он называет того сыном; в это время они были действительными именами, но потом имели потерять значение. Представь же, что чувствовал Авраам, когда Исаак, которого он намеревался заклать, называл его: отче. Как не распались его колена? Как не сокрушились его члены? Как он не смутился в уме, услышав это от сына Исаака? Однако, он поднял и связал Исаака, и взял нож в правую руку, чтобы заклать сына своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Праздник абсурда? Торжество веры! Вдруг Бог, сжалившись, подает им долгожданного ребенка, а они через три года сдают его в специнтернат при храме. Разве не абсурд? 4 декабря, 2014 Вдруг Бог, сжалившись, подает им долгожданного ребенка, а они через три года сдают его в специнтернат при храме. Разве не абсурд? Престарелые родители, всю жизнь молившие Бога о том, чтобы Он послал им ребенка, вдруг решаются отдать маленькую дочь в «интернат» при Храме. Зачем? О том, что абсурдно для окружающих, но так ясно для людей, всецело живущих Богом, – размышляет протоиерей Константин Камышанов.   Верую, потому что абсурдно. (Тертуллиан) Введение для обывателя – праздник абсурда. Введение для христиан – праздник веры. Он как нельзя лучше иллюстрирует слова апостола Павла: «Безумие для эллинов, соблазн для иудеев». В самом деле, супружеская пара всю жизнь оставалась бездетной. В народе Иоаким и Анна считались проклятыми из-за своего бесчадия. Священник не принял их жертвоприношение, и они дошли до полного отчаяния. Вдруг Бог, сжалившись, подает им долгожданного ребенка, а они через три года сдают его в специнтернат при храме. Девочке при этом всего три года, и ее не спрашивают, хочет она этого или нет. Вместо того чтобы насладиться любовью ребенка, его нежностью и поэзией взросления, они отказываются от дара Бога и снова становятся одинокими. Икона Адам и Ева. Автор Светлана Ржаницына Разве Мария не могла вырасти богоугодной в этой праведной семье? Ведь вырос же сводный брат Христа в такой же семье апостолом и творцом Литургии Иакова, в которой миряне причащаются, как и священники, из чаши. Кто упокоил одиноких стариков, плакала ли Анна об отданном ребенке, и кто закрыл глаза умершим супругам, мы не знаем. Но мы знаем, что этот случай был не единичным в истории мира: Бог искушал Авраама и сказал ему: – Авраам! Он сказал: – Вот я.  Бог  сказал: – Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

http://pravmir.ru/prazdnik-absurda-torzh...

Принесение Исаака в жертву Богу Быт. 22 Как ни тяжело было испытание, которому подвергался Авраам, когда он вынужден был лишиться своего побочного сына Измаила, но вскоре ему предстояло еще более тяжкое испытание, которое, в случае непоколебимости его веры и послушания, должно было окончательно закрепить за ним высокое звание отца верующих. Явившись в восьмой раз Аврааму, Господь сказал: «Авраам!… возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:1–2). Тяжелую ночь провел Авраам, получив откровение о жертвоприношении своего единственного любимого сына. Но сила веры и послушание воле Божией восторжествовали над всеми другими чувствами Авраама. Рано утром он наколол дров для всесожжения, оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг и отправился в землю Мориа. Уже третий день они были в путь, а Господь все не указывал места для всесожжения. Страшные муки переносило сердце Авраама. Три дня он в душе своей приносил Исаака в жертву, три дня Исаак был для него как бы умершим. Наконец, Авраам увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Когда они подошли к подножию горы, Авраам повелел слугам ожидать внизу, а сам с Исааком стал подниматься на вершину. Сын нес дрова, а отец в одной руке держал горящую лучину, а в другой — острый нож. По дороге Исаак спросил: «Отец мой!…вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам ответил: «…Бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой» (Быт. 22:7–8). Когда они пришли на место, указанное Богом, Авраам открыл сыну волю Божию о нем, построил жертвенник из камней, разложил дрова и, связав Исаака, положил его на жертвенник. Исаак, услышав, что по повелению Божию он должен стать жертвой всесожжения, добровольно и беспрекословно подчинился Его святой воле. Послушание Исаака здесь равняется вере Авраама, и оба они проявляют героизм духа и непоколебимость веры в Бога. Авраам взял уже нож и поднял руку, чтобы заколоть сына, как услышал, с неба голос: «Авраам!… не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:11–12). Авраам опустил руку с ножом. Он исполнил волю Божию, и в то же время его любимый сын Исаак остался живым. Оглянувшись, Авраам увидел овна, который рогами запутался в чаще. Он взял овна и принес в жертву, вместо своего сына Исаака. В виду такого безграничного послушания воле Божией Аврааму не только были повторены все прежние обетования, но и в первый раз они были подтверждены клятвой: «Мною клянусь, — сказал Господь Аврааму, — что так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего… то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря». (Быт. 22:15–17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Приходит Измаил, он какие-то походы, наверное, совершал военные, и эта женщина ему говорит: «Был человек, сказал, что он – твой отец, велел порог починить». Измаил задумался: «А-а-а, все ясно!» И прогнал ее. Потому что «порог» на востоке – символ: жена входит в дом через порог. И Измаил ее прогнал, взял другую. По этой легенде, Авраам опять пошел навещать Измаила, выяснить, появилась ли у него нормальная жена, в конце концов. Приходит – опять Измаила нет дома. А эта новая женщина говорит: «Да вы входите, садитесь, вот ноги вам надо омыть – вы с дороги! Сейчас я муку буду месить для вас, все приготовлю…» И старец побыл какое-то время, посмотрел на внуков, благословил их и говорит: «Скажи, что все нормально с порогом, что муж-то твой очень хорошо его починил!» И вернулся назад. Вот такая хорошая легенда. И вот сказано дальше про Измаила: « Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской » ( Быт. 21, 21 ). Это как раз первая жена имеется в виду. Сама Агарь была из Египта, оттуда и ему берет жену. Но мы видим, как трудно Агари было все это египетское наследие в себе изжить. Она жила в доме двух пророков, можно сказать, потому что и Сарра была наделена пророческим даром, и Ангелы Божии являлись. И все-таки – какое упрямство! И в жены сыну взяла такую же египтянку! Конечно, вполне вероятно, что Авраам позаботился, чтобы она покинула дом Измаила как можно быстрее. Итак, сегодня мы с вами рассмотрели 20-ю главу и начало 21-й главы. Далее идет текст, который не связан с семейной жизнью ветхозаветных патриархов, поэтому мы его опускаем, а в следующий раз, если мы будем живы, и Господь позволит, мы с вами будем читать 22-ю главу, где говорится об очень важном событии в жизни патриарха Авраама, когда Господь явился ему и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ). Это будет самое тяжелое испытание для Авраама, и о том, как Авраам его преодолеет (или не преодолеет – я не буду забегать вперед), мы поговорим в следующий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Расстояние этой горы от Вирсавии вполне соответствует определяемому бытописателем времени путешествия Авраама. От Вирсавии до Иерусалима через Хеврон около 9 немецких миль (около 63 верст) 639 ; это расстояние может быть пройдено, по свидетельству некоторых 640 , в 17 часов пути; однако, эта цифра может быть признана далеко не точной: известный путешественник по Палестине – Робинзон, имея в своем распоряжении верблюда, употребил на этот переход 20 часов 25 минут 641 . Принимая во внимание то обстоятельство, что дорога пролегает по гористой местности, что Авраам некоторую часть первого дня потратил на снаряжение в дорогу, приготовление дров, что вообще он шел, далеко не торопясь, мы должны признать более чем естественным, что Авраам достиг горы Мориа лишь на третий день своего пути. Итак, именно гора Мориа была тем местом, куда влекло Авраама божественное повеление, где он должен был, по рассуждению человеческому, разрушить счастье своей жизни. С замечательной простотой бытописатель передает об этом важном событии из жизни патриарха Авраама. Предыдущими божественными откровениями Авраам уже достаточно был утвержден для того, чтобы не усомниться, что изрекаемое ему повеление действительно исходит от Бога, несмотря на чрезвычайное и поразительное содержание этого повеления: «Бог сказал: возьми сына твоего, единственнаго твоего, котораго ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ). Повеление дается в самой определенной форме, не допускающей каких-либо сомнений или недоумений; Авраам его так и понимает. На следующее же утро (откровение, вероятно, было в ночном видении) он снаряжается в путь: заготовляет дрова для всесожжения, так как не везде можно было найти годный для этого материал; берет с собой Исаака и двоих слуг, навьючивает на осла необходимые для путешествия припасы и, совершив уже в сердце своем жертвоприношение своего возлюбленного сына, отправляется к тому месту, где это жертвоприношение должно совершиться и самым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Бог решил испытать веру Авраама и потребовал от него принести в жертву его сына Исаака. Зачем нужна была эта проверка? 5 мин., 19.12.2022 Журнал «Фома» традиционно приглашает вас, дорогие читатели, пройти вместе дорогой к Рождеству. Каждый день в  Рождественском онлайн-календаре  мы создаем для вас предвкушение праздника, или напоминаем о важных смыслах поста: один день — один подарок. В книге Бытие описывается, как Авраам однажды собрался принести в жертву Исаака, своего долгожданного и любимого сына. В чем смысл этого странного решения? Как этот эпизод раскрывается в Новом Завете? Разбираемся в проекте «Фомы» «Как Ветхий Завет продолжается в Новом» . Что за история? Однажды Бог потребовал от Авраама принести в жертву его сына Исаака, обещанного ему как наследника, от которого произойдет многочисленный народ. Авраам уже собирался исполнить повеление, но, едва он занес над Исаакам нож, Ангел отвел его руку. Так Бог испытывал его веру. В награду за преданность и послушание Господь благословил Авраама и иносказательно предрек рождение среди его потомков Мессии и Спасителя мира.   А теперь подробнее Сын Авраама Исаак был не просто долгожданным сыном. Господь обещал бездетным Аврааму и Сарре наследника, от которого произойдет многочисленное потомство и великий народ. Обещание сбылось именно тогда, когда надежды на продолжение рода у пары не осталось, потому что они были слишком стары, чтобы иметь детей.  Авраам очень любил своего сына и растил его в послушании и вере в Единого Бога. Однажды Господь обратился к Аврааму с такими словами: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт 22:2). В предыдущей истории мы уже рассказывали, что Исаак не был единственным сыном Авраама, но именно на нем, родившемся у Сарры, законной жены Авраама, должно было исполниться обещание Бога о многочисленном и великом потомстве Авраама.

http://foma.ru/bog-reshil-ispytat-veru-a...

Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Фраза узнаваема, с подобными выражениями мы неоднократно встречаемся на страницах Ветхого Завета, в пророческих писаниях. Выражение Сей есть Сын Мой , как отмечают современные библеисты, связано со 2-м псалмом где не только утверждается связь Сына с Отцом в настоящем, но и предсказывается победа и царствование Сына в будущем. У Луки появляется дополнительная характеристика – Избранный Мой (так стоит в греческом оригинале). Наш перевод – Возлюбленный – неточен. Слова греческого оригинала – Избранный Мой – отсылают нас к откровению Исаии (42, 1), к одному из гимнов об Отроке Божием , долгожданном посланце Небес, Который принесет народам мир и праведность. Однако у Матфея и Марка стоит как раз именно Возлюбленный , у них оно точно соответствует греческому оригиналу. Оно употреблено в греческом переводе библейского рассказа о жертвоприношении Авраамом Исаака. В еврейском тексте книги Бытие читаем: [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор (22, 2). В переводе Септуагинты 8 иначе, несколько неожиданно и… нежно: возьми сына твоего, возлюбленного… Это слово – возлюбленный – по отношению к ребенку использовалось в ветхозаветное время при описании скорби по умершему единственному ребенку. В рассказе о Преображении небесный голос как бы сравнивает Иисуса с Исааком, единственным и любимым Сыном, в Котором воплотилась вся надежда Завета. Более того, если мы вспомним историю Исаака, то увидим, что именно отец его, Авраам, приносит в жертву Сына. Значит, и крестный путь Христа – дело не только Его, но дело и Отца. (Вспомним, что в святоотеческих творениях, богослужебных гимнах Исаак постоянно сравнивался с Иисусом Христом.) Итак, внешне простая фраза: Сей есть Сын Мой Возлюбленный – на самом деле имеет глубокий подтекст: Иисус – истинный и единственный Сын Божий, предсказанный пророками. Он приходит, чтобы исполнить волю Отца, и эта воля – спасение мира через подвиг крестной смерти. Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010