В издательстве Сретенского монастыря вышла вторая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Основным центром этого уникального труда является личность Иисуса Христа. Полемизируя с разными течениями западной новозаветной науки, автор возвращает нас к евангельскому тексту – единственному достоверному источнику, свидетельствующему о Господе Иисусе Христе. Второй том посвящен Нагорной проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Спасителя. Проповедь рассматривается в широком контексте последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю интерпретации и практического применения.         Изложение Нагорной проповеди предваряется словами евангелиста: Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря... (Мф. 5:1–2). Горы всегда имели особое значение для человека. Даже в наши дни пребывание в горах ассоциируется в сознании многих людей не только с чистым воздухом и прекрасными пейзажами, но и с освобождением от суеты, возможностью побыть наедине с собой, с природой и с Богом. В сознании ветхого Израиля горы однозначно ассоциировались с присутствием Божиим. Псалмопевец говорит: Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120:1–2). Если для того, чтобы получить помощь от Бога, достаточно возвести очи к горам, то для того, чтобы встретиться с Богом, необходимо подняться на гору. Нередко Бог назначает человеку свидание не где-нибудь, а именно на горе. Одним из примеров, несомненно, хорошо известным слушателям Иисуса и читателям Матфея, является библейский рассказ о жертвоприношении Авраама. Рассказ начинается с того, что Бог говорит Аврааму: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам не колеблясь выходит в путь и после трех дней пути приходит к указанной Богом горе. Там он раскладывает жертвенник, связывает своего сына и заносит над ним нож, но голос ангела с неба останавливает его словами: Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Авраам приносит овна в жертву вместо сына своего, а месту тому нарекает имя «Господь усмотрит» 1 . Повествование завершается словами: Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится (Быт. 22:2–14).

http://pravoslavie.ru/101435.html

В результате рождается разноязычие, «хаос наций». Бог избирает Своим орудием один народ, народ еврейский, от Евера, потомка Сима. Святитель Григорий Нисский отметил, то «столпотворение» началось после расселения народов. Святитель не рассматривает многоязычие как наказание за грех. Он пишет: «После того, как по Божественному изволению должна была сделаться обитаемой вся земля, по расторжению языка, люди рассеялись по разным местам, и каждый народ образовал особый характер речений… Бог, восхотев, чтобы люди были разноязычны, предоставил им идти естественным путем и каждому (народу) как угодно образовывать звук для объяснения имен» . На этом событии заканчивается Библейский Пролог и первые мифы доисторического бытия. Далее начинается собственно история, и личности этой истории уже никак не могут рассматриваться аллегорически. Как, например, отмечает прот. Александр Мень: «Следует отметить, что в Ветхом Завете, по древневосточному обычаю, родоначальник часто изображался как эпоним (от греч. «онома» – «имя»), то есть образ собирательный, в котором слиты черты и судьбы рода, племени, нации. В одних случаях эпонимы были лицами историческими (еврейские патриархи), а в других ( Быт. 10 ) служили только для обозначения народа» . Избранником становится отец верующих Авраам. Вера Авраама представлена как доверие Богу даже тогда, когда по человеческой логике оно совершенно необоснованно. «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт.22:1-2 ). В. Н. Лосский замечает: «Поведенная ему жертва – наследник обетования Исаак – требует веры вне всякой логики, послушания безусловного. Во время восхождения на гору Мориа Авраам отвечает на вопрос Исаака: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». И когда в последний момент Бог действительно заменяет человеческую жертву овном, мы понимаем, что каждый раз, когда человек бывает послушлив, Бог приготовляет Божественного Агнца – Христа. Может ли Он не дать Собственного Своего Сына, когда человек отдает своего?» . Священная история, это история прообразов спасения и история выбора человека. Сроки спасения приближаются или отдаляются в зависимости от готовности человека его принять.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

В сие-то время, Всевышний, негодуя на беззакония Содома и Гоморра, определил истребить злочестивые сии города. Авраам был извещен о том тремя Ангелами, коим он, под видом странников, оказал гостеприимство, и святой Патриарх принял по любви своей участие в виновных. Прошения его столь были убедительны, что Бог обещал ему, если он найдет хотя десять праведников между сими отверженными народами, простит ради их всех виновных; но сих десяти праведников не было, и Бог низринул серный и огненный дождь, обративший в пепел и людей и города с их окрестностями. Один только Лот и две его дочери от сего спаслись. Те же самые Ангелы, коим Авраам оказал гостеприимство, и коих племянник принял с таким же усердием, как и дядя его, взяли их за руку, и отвели в небольшой городок, который ряди их пощадили. Жена Лотова, сопровождавшая его в его бегстве, оглянулась назад, против сделанного ей небесными посланниками запрещения, и тотчас превратилась в окаменелый соляной столб, который виден еще был во времена Апостолов. По прошествии тринадцати лет после рождения Измаила, Сарра родила столь давно обещанного и столь долгое время желанного сына, которого по повелению Божию нарекли Исааком. Он не вышел еще из детства, как Агарь и сын ее изгнаны были из дому Авраамова. Такова была воля Всевышнего, поскольку сыну рабыни не надлежало быть наследником с сыном жены свободной: разительное изображение Завета Иудейского и Христианскаго, из коих первый производит только рабов, кои не имеют участия в вечном наследии, а другой рождает детей свободных, наследников Бога и сонаследников Иисуса Христа. Авраам, осыпанный милостями Всемогущего, любимый многочисленным своим семейством, почитаемый союзниками, взыскуемый соседственными царями, с радостью взирал на возрастающую надежду своего дома, и наслаждался полным счастьем. Сию-то избрал Бог минуту, чтоб подвергнуть веру раба Своего последнему, но ужаснейшему искушению ( Быт.22:2 ): Возьми сына твоего, сказал Он ему, единственного твоего, которого ты любишь и поди принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. На сие повеление, могущее возмутить самую природу, Авраам ответствует немедленным повиновением. Он употребляет три дня на приготовления к сему великому жертвоприношению; ведет дражайшего сего сына, обремененного нужными для всесожжения дровами, на гору, которую Бог указывает ему. Воздвигает жертвенник; привязывает к нему Исаака: уже поднимает нож, и готов заклать нежную жертву: но Ангел Господень удерживает его, вещая ( Быт.22:12 ): Не поднимай руки твоей на отрока, и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю что ты боишься Бога, когда ты, не пожалел сына твоего единственного твоего, для Меня; благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое и наследует семя твое города врагов твоих; и благословятся в семени твоем все народы земные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В словах Сей есть Сын Мой возлюбленный иногда усматривают аллюзию на библейское повествование о принесении Авраамом в жертву Исаака: это повествование в христианской традиции воспринимается как прообраз крестной смерти Иисуса. Оно начинается со слов Бога, обращенных к Аврааму: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт. 22:2 ). Здесь несколько смысловых совпадений с рассказом о Преображении: 1) речь идет о сыне, который должен быть принесен в жертву; 2) это единственный сын; 3) это любимый сын; 4) действие происходит на горе. Аврааму Бог говорит: Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ( Быт. 22:12 ). А Бог Отец, согласно апостолу Павлу, это Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ). Вся сцена Преображения имеет прямое отношение к теме жертвы, которую Сын Божий должен принести по послушанию воле Отца. Слова Отца, прозвучавшие на горе Преображения, приобретают особый смысл в общем контексте евангельского учения о взаимоотношениях между Отцом и Сыном и о крестной жертве Сына Божия. Слова Его слушайте присутствуют у всех трех евангелистов. Именно эти слова, несущие в данном эпизоде основную нравственную нагрузку, отличают то, что услышали ученики на горе Преображения, от того, что прозвучало в момент крещения Иисуса в Иордане. Если там Бог Отец торжественно объявлял людям, что перед ними – Его возлюбленный Сын, то здесь помимо этого Он призывал учеников слушать Его. Отметим, что ни один из трех учеников, присутствовавших с Иисусом на горе Преображения, по-видимому, не был свидетелем сцены Его крещения от Иоанна и, следовательно, не мог слышать слова, прозвучавшие тогда. Сейчас эти слова звучат как напоминание о том, что Иисус имеет благоволение у Отца и потому ученики должны слушаться Его. Такое напоминание особенно необходимо перед страданиями, о которых Иисусу говорят Моисей и Илия и о которых Он Сам говорит ученикам. На кресте Иисус будет взывать к Отцу: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ). В ответ на этот крик ни Он, ни окружающие ничего не услышат. Для того, чтобы в тот момент ученики не подумали, что Иисус лишился благоволения Отца или что Отец оставил Его, на горе Преображения для них звучит укрепляющий и ободряющий их голос Божий. Он напоминает о том, что ученики должны находиться в послушании у Иисуса, подобно тому как Сам Иисус находился в полном послушании у Отца и смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ( Флп. 2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ведь неужели потому, что говорится: « «И сказал Господь Аврааму» и немного позднее: «И Господь явился Аврааму»,» (нам следует считать, что) это было совершено не через ангелов? (И хотя) в другом месте говорится подобное же: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного»; все же далее сразу же добавляется: « «Он возвел свои очи и взглянул, и вот, три мужа стоят против него» (Быт.18:1—2), о которых мы уже говорили. Ибо как же смогут эти люди, которые либо не желают подниматься от слов к (их) смыслам, либо беспечно бросаются от смыслов к словам; (повторяю я), как же они смогут объяснить, что Бог явился в (образе) трех мужей, если только они не признают, что это были ангелы, как и показывает то, что следует (дальше в Писании). Или потому, что (в определенном месте) не сказано: « «Ангел ему сказал»; или «Ангел ему явился»; они осмелятся говорить, что видение и голос» (представшие) Моисею были совершены посредством ангела, ибо так написано, а Аврааму, поскольку (в Писании) не было сделано упоминание об ангеле, явился и говорил Бог в Самой Своей сущности. И как же насчет того, что и в связи с Авраамом говорится об ангеле? Ведь когда его сын был затребован к жертве, мы читаем: «И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: «Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе» (Быт.22:1—2). Конечно же, здесь упомянут Бог, а не ангел. Но немного позднее в Писании говорится: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господен воззвал к нему с неба и сказал: » Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего» (Быт.22:10—11). Так что же они ответят на это? Или, может, они скажут, что Бог приказал заклать Исаака, а ангел запретил, и далее, что отец, противореча указанию Бога, приказавшего заклать, повиновался ангелу, требовавшему пощадить? Но такое предположение достойно лишь того, чтобы его осмеяли и отбросили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Вот эта множественная неопределенность: «на одной из гор, о которой Я скажу тебе» ( Быт. 22:2 ), есть указание на то, что речь пойдет не только о горе Мориа (храмовой горе), но и о горе Голгофа. Что такое земля Мориа? Что такое гора Мориа, на которой должно быть совершено это жертвоприношение? Во Второй книге Паралипоменон мы находим такие слова: «Начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина» ( 2Пар. 3:1 ). Итак, гора Мориа – это та самая гора, на которой Соломон построит первый Иерусалимский храм. Это та самая гора, на которой будет построен второй Иерусалимский храм, в котором двенадцатилетний Господь наш Иисус Христос будет наставлять старцев. И на вопрос Девы Марии и Иосифа: «Чадо! что Ты сделал с нами?» ответит: «… Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему…» ( Лк. 2:48–49 ). Это очень знаковое место! И Аврааму предлагается именно на горе Мориа совершить жертвоприношение. « Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди… » ( Быт. 22:2 ). Вот в этом выражении: «и пойди» ( Быт. 22:2 ) мы опять сталкиваемся с тем словосочетанием, которые мы находим в начале 12-й главы: «Лех-леха» – «иди себе». Куда идти? В землю Мориа! Земля Мориа – это достаточно абстрактное понятие, здесь про гору Мориа Господь еще не ведет речь. То есть Авраам этим Божиим призывом как бы отбрасывается к той ситуации, в которой мы впервые встречаем его в Библии, когда Бог говорит ему: «пойди… и иди (Лех-леха)» ( Быт. 12:1 ). Куда идти-то? Зачем идти? Почему? Таким образом, в этих словах: «и пойди» ( Быт. 22:2 ) Писание показывает нам, что Авраам как бы потерял все, что приобрел. Вот это смущение, которое завладело им, как будто вытеснило весь тот опыт, который имел этот человек к тому времени. В том числе – и опыт богообщения. все как бы начинается сначала. Ведь вся предшествующая его жизнь, начиная с 75-ти лет, когда впервые он услышал эти слова: «Лех-леха», перечеркнута, все начинается заново.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вся жизнь Авраама протекала среди многоразличных испытаний, представляя собою образец терпения, твердой и непоколебимой веры и упования на Бога и совершеннейшей преданности Его воле. Но вера его должна была быть еще тверже, после всех милостей Господа к нему. И вот, после многих лет его жизни, Господь посылает ему последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему и сказал: – Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе. Несмотря на всю необычайность такого повеления и на свою великую родительскую любовь к Исааку, Авраам нимало не усомнился, что оно – от Бога, и что его должно исполнить без всякого прекословия. Преданность его Богу была столь велика, что он не пожалел принести в жертву Ему своего единственного возлюбленного сына. В то же самое время он верил, что Исаак, который теперь должен был умереть бездетным, согласно с прежде данными обетованиями будет родоначальником народа и предком обетованного Избавителя. Он думал, как говорит апостол, что Бог силен и из мертвых воскресить ему сына обетования ( Евр.11:19 ). И вот, не открывая никому своего намерения, Авраам рано утром оседлал осла, взял с собою Исаака и двух слуг, наколол дров для всесожжения и отправился в нагорную страну иевусеев, на место, о котором сказал ему Господь 6495 . На третий день, по особенному знамению от Бога, Авраам еще издалека увидел гору, назначенную для жертвоприношения. Тогда он повелел слугам своим остаться здесь с ослом и, взяв дрова для всесожжения, дал их нести Исааку, а сам взял в руки огонь и нож, – и пошли оба вместе на гору. И сказал Исаак Аврааму: – Отец мой! вот огонь и дрова, – где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: – Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И они пошли далее оба вместе. Достигнув места, которое указал ему Бог, Авраам устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вы помните также, братья и сестры, что когда появился на свет долгожданный Исаак, Бог повелел Аврааму принести его в жертву: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт.22:2 ). И как поступает Авраам? Конечно, он очень любит своего подросшего тринадцатилетнего сына, в котором все надежды и чаяния его, но Бога Авраам любит не меньше, и потому он повинуется, смиренно и беспрекословно. Идет на указанную гору, подготавливает жертвенник, кладет на него Исаака и заносит над головой мальчика нож. Но Бог не допустил смерти отрока. Господу нужна была не смерть ребенка, но – несомненное, полное доверие Его Промыслу и искренняя любовь, которую Авраам явил воочию. И за это Авраам удостоился от Бога клятвенного заверения, что все обещанное непреложно сбудется. Апостол пишет: Так Авраам долготерпев получил обещанное. Зачем же Бог поклялся Аврааму? Да не просто поклялся, а Самим Собой. Впрочем, кем же и чем еще мог поклясться Отец Небесный? Мы слышали в апостольском чтении: Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву . Чем клянутся обычно? Высшим для человека – Богом, Ангелами, святыми угодниками, небом, землей, родиной, матерью, детьми, своей жизнью… И так как человек благоговеет пред святым именем Бога, то клятва является удостоверением в решении любого спорного вопроса. Выше Бога нет ничего, вот почему Господь, давая клятву людям, клялся Самим Собой. Благословенная клятва эта состояла в том, что Отец Небесный обещал праведнику непременное явление Спасителя именно из Авраамова рода, и люди должны верить в Мессию, который принесет освобождение от греха, восстановит Богообщение, укажет путь в Царство Небесное. Возлюбленные о Господе братья и сестры! По величайшей любви Своей Бог Отец еще задолго до пришествия в мир Бога Сына дал людям это благословенное обещание. Более того, Вседержитель подтверждал верность Своего обетования разными явлениями, которые должны были убедить род человеческий. Для того-то являлся Он ветхозаветным праведникам, открывал людям различные пророчества, звучал гласом небесным. И вот из уст Божиих была произнесена клятва, последний способ убеждения, выше которого нет ничего. Наследниками обетования являются здесь все духовные чада Авраама, а в более широком смысле – все верующие во Христа.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Глава 22 Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака Быт.22:1 . И было, после сих происшествий Это обычное, довольно неопределенное библейское указание – не столько на самое время, сколько на последовательность событий. Из последующего контекста ( Быт. 22:6 ) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду. Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом ( 2Пар. 32:31 ); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии ( Исх. 16:4 ; Втор. 8:2, 13:3 ; Пс. 25:2 ; Иак. 1:12 ; 1Пет. 1:7 ; 1Кор. 10:13 и др.). Быт.22:2 . Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание! пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Два Ангела пришли в Содом вечером. Лот, племянник Авраама, сидел в это время у городских ворот; увидевши путников, он поклонился им до земли и упросил зайти к нему переночевать. Еще не легли они спать, как жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы он выдал им гостей. «Братья мои», упрашивал их Лот, «не делайте зла этим людям», и запер двери своего дома. «Ты пришлец, и хочешь учить нас», говорили содомляне, «за это мы хуже поступим с тобою, чем с ними» – и хотели выломать дверь. Но Ангелы поразили содомлян слепотою, так что они не могли найти входа в дом. Лоту же Ангелы сказали: «выйди со всеми близкими твоими из города, потому что мы истребим это место». Когда занялась заря, Ангелы вывели Лота с женою и двумя дочерьми за город, и один из них сказал Лоту: «спасайся на гору, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в этой окрестности». – «Владыко», заметил Лот, «мне не убежать до гор, а вот ближе маленький город (Сигор), я укроюсь в нем». – «Спеши туда», сказал Ангел, «ради тебя я не погублю этого города». Едва Лот достиг Сигора, Господь послал с неба серный огненный дождь и уничтожил нечестивые города – Содом и Гоморру, и всю окрестность их. Жена же Лотова не послушалась Ангелов: убегая, она оглянулась на горящие города и обратилась в соляной столп. На месте погибших городов образовалось Мертвое море, называемое так потому, что в его водах не может жить никакая рыба. В Мертвое море впадает река Иордан. 12. Жертвоприношение Исаака Аврааму было 100 лет, а Сарре 90, когда у них родился обещанный Богом сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил Авраама: «отец! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит Себе агнца», ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного своего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010