На всех этапах развития агиографии тема монашеского подвига была главенствующей. Однако почти бесследное исчезновение из поздних легенд мирских сюжетов – признак изменения стиля. Легенда второго периода все более решительно отдаляется от быта, и светский бытовой рассказ со светским героем в центре перестает связываться с представлением о святости. Ничего аналогичного нижеприводимым сюжетам ранней агиографии в это время не встречается: жена спасает мужа, очутившегося за долги в тюрьме; человек покушается в отсутствие сына на свою сноху и убивает ее, так как женщина оказывает сопротивление (мученичество Фомаиды); некий гот, имевший на родине жену, утаив это, добивается брака с греческой девушкой и увозит ее к себе, здесь она становится рабыней его здешней супруги и, чтобы отомстить за смерть своего ребенка, из ревности отравленного этой женщиной, тем же ядом отравляет ее, но по заступничеству святых избегает грозящей ей страшной смерти (чудеса Гурия, Самона и Авива). Более не удовлетворяют светское благочестие, доброта, мягкость к рабам, смирение, набожность, достаточные в предшествующие века, чтобы прославить и даже причислить к святым не только Фомаиду, но Марию Антиохийскую, Геласию, Марию Младую, Филарета Милостивого или праведниц, которые превосходили святостью знаменитого подвижника Макария Египетского , хотя подвиг их заключался только в том, что, будучи 15 лет замужем за двумя братьями и прожив все это время в одном доме, они ни разу не поссорились и не обидели друг друга (житие Макария Египетского ). Теперь агиографы предпочитают в качестве героев носителей приподнятого над обыденной жизнью религиозного подвига. Наблюдаемые сдвиги в сторону предельного спиритуализма и абстрактности, когда легенда, по существу, превращается в обнаженную нравственную парадигму, иллюстрацию общей мысли, едва прикрытую литературной бутафорией,– свидетельства зрелости агиографического стиля, завершающий итог его эволюции. Развитие легенд, как, впрочем, и всех других жанров византийской литературы, обозначало освобождение от стеснительного, но при этом чрезвычайно сильного влияния чуждой ей сенсуалистической древнегреческой литературы (Кроме непосредственного воздействия языческой литературы проводником ее традиций была и раннехристианская повествовательная проза, несмотря на особенности своих задач и враждебное отношение к античной культуре не освободившаяся от ее влияния.) и выработку абстрактных форм, соответствующих культуре византизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подчеркну: я глубоко убежден, что в жизни нет моментов, когда не нужно бороться с несправедливостью и угнетением. В Библии этом есть масса подтверждений, которые чаще всего просто не хотят видеть. И, конечно, если мы видим страдание человека, живущего рядом с нами, нам не нужды никакие библейские цитаты, чтобы начать действовать. Если в сердце человека рождается покаяние, его усилия в борьбе с несправедливостью становятся более, а не менее, важны. Более того, эти усилия обретают новую перспективу. Ложь, порождающая угнетение, слабеет и тает, но не уходит совсем. Переворот в сознании не ждет, когда все проблемы исчезнут. Мария пережила свой опыт посреди мира, по большей части погруженного в ложь, и эта ложь не рассеялась. Не стоит ждать, что с кем-то будет иначе. Мария признает очевидный факт: годы в одиночестве пустыни были трудны. Но ведь вернись она обратно, жизнь бывшей блудницы без семьи и корней была бы не легче. В чём я уверен, так это в том, что Мария воспринимала все невзгоды через призму своего покаяния. Она обрела «славное упокоение», которое ей обещала Богородица, посреди всех тягот – и тяготы не смогли этому помешать. Мне кажется, наши богослужебные тексты создают неверный образ Марии Египетской. В тропаре говорится, что она «учила… презирати убо плоть, преходит бо». Но она этому не учила. Научиться видеть суть предмета не значить отвергнуть сам предмет. Такое видение не отменяет того, на что мы смотрим, но, напротив, обостряет наше восприятие. И я думаю, что после своего покаяния она понимала и ценила «плоть» куда выше, нежели в то время, когда она делила постель со всеми подряд. Также мне кажется неправильным, что на наших иконах, изображающих Марию, фокус направлен не на высшую реальность, которую должна передавать иконография, а на буквальную передачу картинки. Образ Марии должен сиять небесной красотой и тихой радостью. Марию из Александрии снова не так поняли. Но она не в обиде. С ней такое уже много раз бывало. Впервые опубликовано в журнале « The Wheel» ( Spring 2015).

http://blog.predanie.ru/article/zagadka-...

Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы… Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой. Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов. К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься. На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую. Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!» Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху». Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-p...

Иконописные образы – богатый  источник сведений об одежде. Они  глубоко символичны, но  при этом отражают  реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в  платке- мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке- хитоне и прямоугольном плаще- гиматии .  Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые. Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен  пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую, где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни.  Без платка  изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию. Одежды на иконах  – прекрасные,  нарядные, богато украшенные орнаментом  и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в  таком костюме  вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли? Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы… Мимикрия и царский путь Автор  книги «Мешают ли джинсы спасению» Владимир Легойда считает: «Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все  «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются.

http://azbyka.ru/deti/moda-po-pravoslavn...

а) Всемирный потоп – для уменьшения зла. б) Гибель нечестивых городов: Содома и Гоморры; наказание взбунтовавшихся против первосвященника Аарона Корея, Дафана и Авирона; землетрясение на развращённом острове Мартинике – для вразумления других. 2) Не наказывает Господь кощунников в жизни сей и по справедливости Своей. Всякий грешник, даже и самый ожесточённый, когда-то и кому-то сделал добро. Правосудный Господь за это добро держит его на земле и награждает земными благами. За крупицы этого добра Бог посылает ему блаженство в земной жизни, которое по сравнению с блаженством праведных в вечной жизни есть только незначительная крупинка. За всё же содеянное грешником зло, он наследует в вечности страдания. 3) Кроме того, Бог есть любвеобильнейший Отец. Любовь побуждает Его творить добро и добрым, и злым ( Мф. 5:45 ). Как мать, забыв все обиды и оскорбления, ухаживает за заболевшим сыном-обидчиком, или носит ему передачи в темницу, так и Господь готов всё стерпеть и простить, ибо Он ищет спасения грешника. Его беспредельная любовь всё покрывает, всё терпит. 4) Наконец, Бог – всеведущ. Он всё предвидит. Люди мало знают: от нас скрыто многое из настоящего, и мы почти ничего не знаем из будущего. Люди видят человека согрешающим, но никто не знает, что с ним будет через некоторое время, т.е. ожесточится ли он в своих грехах или раскается. Вот почему они и недоумевают, почему Бог терпит грешника и не карает его. Всеведущий же Господь о каждом из людей знает всё будущее. Так, например: а) Люди видели Марию-грешницу, усердно служащую греху и к тому соблазняющую других, и недоумевали, почему Бог терпит эту великую развратительницу христиан. А Господь в это же время видел и будущее покаяние её, пост, молитвы. Другими словами, в Марие-блуднице Он зрел великую подвижницу Марию Египетскую. б) В Савле-гонителе Господь видит и великого Апостола Павла. Так и теперь. Мы видим только настоящее, т.е. как человек кощунствует и грешит, а Бог среди самых этих грешников прозревает и будущих добрых христиан, а иногда даже и подвижников. Мы знаем только согрешающего; например, человека, хулящего св. Крест; а Бог знает, что этот самый хулитель сделается безбоязненным проповедником Креста; тот, кто сегодня борется с Господом, через несколько лет умрёт за Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

— Ах, Юрочка! — вздохнула она шепотком. — Если б ты знал, где я сейчас была, кого я видела только что! — Кого, матушка? Потом, потом как-нибудь тебе расскажу! — словно опомнившись, заворчала мать Селафиила. — Матушка, вправду расскажешь? — с надеждой спросил благоговейно инок. — Тебе расскажу, раз обещала, потом… — и старица тихонько зашаркала «баретками» к выходу из храма, подслеповато постукивая впереди себя светленькой палочкой. В первый раз с ней случилось такое в конце войны, примерно за месяц до победных залпов у рейхстага. Тогда уже постриженная в иночество с тем же именем, Мария продолжала, теперь уже оставшись лишь вдвоём, подвизаться в молитве и труде с постриженной в великую схиму матерью Августой, в схимническом постриге получившую архангельское имя Гавриила. Постригал её сам батюшка Иегудиил «страха ради смертного», так как подхваченная мать Августой в февральские морозы сорок третьего двусторонняя пневмония почти не оставляла ей шансов на дальнейшее продолжение земного жития. Но пути Божьего Промысла непостижимы, схимонахиня Гавриила выжила, и даже лик её заметно помолодел той особой, вечной молодостью, которой отличаются лики святых на фресках и иконах в храмах. Примерно тогда же, с разницей в месяц, отец схиигумен облёк послушницу Марию в «рясофор» — начальную ступень монашеского посвящения христианина Богу. — Была твоей покровительницей от святого Крещения равноапостольная Мария Магдалина, теперь молись новой ходатаице за тебя пред Богом — преподобной Марии Египетской, проси укрепить тебя в подвиге поста и молитвы, а наипаче в терпении от Господа посылаемых испытаний! Но и Марию Магдалину не забывай, она с тобою навсегда духовно связана… Дочки Мариины выросли и разлетелись, словно пташки. Старшая, Саша, оказалась со своим медицинским ВУЗом в эвакуации на Урале, и, несмотря на многочисленные поданные ею заявления, на фронт её не отпустили — сказали, что с её специализацией врачи в тылу нужнее. А Василиса, закончив краткие курсы связистов, уже довоёвывала где-то в Чехии, даже награды имела.

http://azbyka.ru/fiction/selafiila/

Подобие живое Филарета, – Его души прекрасный отпечаток, – То не могли скрыть радости сердечной, Покаялись пред ней в своем обмане И царское ведение объявили И повезли Марию в путь далекий, Как царскую невесту. Вместе с нею Отправилась и вся ее семья. Когда они все прибыли в Царьград, То в тот же день невесту проводили В роскошный дом, вне города стоявший, Где уж давно одиннадцать невест – Одиннадцать прекрасных звезд Востока – В созвездие свое ревниво ждали Еще одну последнюю звезду, Чтобы предстать всем сонмом лучезарным Пред женихом своим и властелином. И вот настал конец их ожиданьям: Их повели с почетом во дворец, Где уж ждала их в храмине посольской Царица мать со всем двором, сенатом И с первыми сановниками царства. Меж девами, избранными в невесты, Надеялась всех больше быть царицей Елена, дочь правителя Коринфа. Хоть красотой и станом, и летами Мария с ней равнялась совершенно, Но важностью осанки величавой И поступи свободою спокойной, И стройностью обдуманных речей, И смелостью и быстротой ответов, И знанием обычаев придворных, Красавица роскошного Коринфа Превосходила робкую Марию, Рожденную в безвестной мирной веси, В тиши, вдали от Рима и Царьграда, Ступившую впервые за порог Обители отца благочестивой. Когда они палат достигли царских И в сени позлащенные вступили, И по коврам и тканям драгоценным По лестнице порфировой взошли В чертог царя – властителя полсвета, – То, будто бы в чудесном сновиденье, Вдруг в мир иной мечтой перенеслися. И вот, среди сокровищ и чудес, Соделанных руками человека, Или самой природой порожденных И собранных со всех концов вселенной, Прошли они до храмины посольской, Поражены величием и блеском. Но гордая Елена, не смущаясь, Шла поступью свободною и смелой По храминам громадного дворца, На царский блеск взирая равнодушно, Как будто бы ей было все не ново, И ничему она уж не дивилась, Как будто бы царицей родилась, И все давно в своей держала власти. И в храмину посольскую вступив, Уверена в красе своей всевластной, – С величием в осанке и во взоре,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

62 . Сам Господь Иисус Христос объяснил это, когда сказал: Что невозможно людям, возможно Богу ( Лк. 18:27 ). Богу все возможно. За праведность и верность Иисуса Навина Бог остановил солнце над Гаваоном до тех пор, пока Израиль не закончил битвы, одержав в ней победу. Кто научил пустынножительницу Марию Священному Писанию ? Дух Божий. Исполнилось обетование Спасителя ученикам: Утешитель Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя мое, Он научит вас всему. Он научил блаженную Марию, вселившись в нее и обожив ее. И прочие страшные чудеса совершала Мария Египетская силой Бога, Который обитал в ней. 63 . Но еретики и безбожники считают мерой человека-червя, а не человека-бога. И рассуждают так: что невозможно одному человеку, невозможно и другому. Точнее то, что невозможно человеку-червю, то невозможно и человеку-Богу и Сыну Божьему. Они профессионалы в обобщении по своему плотскому мудрованию, на уровне материи. Обобщение людей, обобщение религий, обобщение народов, обобщение всего и вся, во имя дарвиновского праотца-гориллы. 64 . Между тем, от сотворения вселенной никем и нигде не установлено такой великой разницы между человеком и человеком, как в Евангелии. Одни названы там сынами Света, а другие – сынами тьмы. Одни признали Отцом Бога, а другие – дьявола. Одни записаны как сыны Царства, а другие – сыновья ада. Одни с Христом, другие – с антихристом. Через первых действует Дух Истины, через вторых – духи лжи. Как сказал Бог Сын: Духа истины, которого мир не может принять, поскольку его не видит и не знает, вы познаете, ибо будет Он на вас и в вас. 65 . Европейские еретики, так же, как и безумные атеисты, чтобы поверить, хотят увидеть. Поэтому они не знают Духа истины и не могут познать Его по действию в себе. Не имея Его в себе, они тем, кто Его имеет, не верят, вот беда и погибель! А когда увидят чудо Божие, явленное через сына или дочь Света, то не верят глазам своим и пытаются объяснить его психопатией или неврастенией! И неверие не позволяет им, от человека-червя возвыситься даже до быка или орла, не говоря о Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

«…Мы не творцы вещей, – пишет о. Иоанн Кронштадтский, – но творим из вещества великие и малые предметы. Сам ли Творец, везде Сый и вся Исполняяй, по слову Коего все пришло из небытия в бытие, по мысли, по слову, по воле Коего сотворено и существует все бесконечное разнообразие вещей, не сотворит, что восхощет? Если врач-человек оживляет иногда полумертвого, по причине знания своего дела и по искусному, меткому воздействию на причину болезни, то Творец ли врачей и врачевания не исцелит одним хотением и словом всякой болезни? Творец ли не воздвигнет и мертвеца одним словом Своим? Дадим славу Ему мы, маловерные, и скажем Ему от сердца: вся возможна Тебе, Владыко, невозможно же Тебе ничтоже. Аминь». Младенца Марию в своем «синодике» я перенесла в другой список… 19. 04. 03 Сегодня, в Лазареву субботу, отпевали младенца Марию. Она была слишком мала даже для своего маленького гробика. Дело было вскоре после обедни, и в храме еще был народ. Некоторые подходили и шепотом спрашивали: кто, что, и, как ни странно, это не воспринималось как обычное досужее любопытство. Какая-то пожилая женщина, зажегши свечку, встала рядом со мной и истово молилась. Совсем в стороне, на особицу, однако вместе со всеми нами, молился какой-то молодой человек, тоже совсем посторонний и в то же время сродный происходившему. Короткий земной путь девочки Марии был обозначен тремя чудными вехами: Благовещение (крещение), день св. Марии Египетской (день Ангела, он же – день кончины) и Лазарева суббота (отпевание). Она попала прямиком на небо, где и обитает теперь по ангельскому чину, омытая Святым Крещением от первородного греха и не успевшая взять на себя ни единого греха земного… …»Многое на земле от нас скрыто, – писал некогда Ф. М. Достоевский, – но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных. … Бог взял семена из миров иных и посеял их на земле, и взрастил сад свой, и взошло все, что могло взойти, но взращенное живет и живо лишь чувством соприкосновения своего таинственным мирам иным, если ослабевает или уничтожается в тебе сие чувство, то умирает и взращенное в тебе».

http://azbyka.ru/parkhomenko/proshhaj-i-...

Иудейская пустыня (по-еврейски «Мидбар Йехуда») получила свое название по колену Иудину, в которое она входила как удел. Уже в книге Судей она именуется именно так (Суд. 1:16). Длина пустыни составляет 95 км, а её ширина до 25 км. Известно всего два города, расположенных в этой пустыне. Город Иерихон – один из древнейших городов мира – является крупнейшим оазисом этой пустынной равнины, в северной её части. И город Арад, расположенный в южной части этой пустыни. Необыкновенно контрастно падение ее высот: от 800 метров над уровнем моря в западной её части и до 400 метров ниже уровня моря в восточной. Так же контрастны и климатические условия. Климат в пустыне очень сухой и жаркий, западные ветры, несущие влагу с Средиземного моря, задерживаются Иудейскими горами, поэтому земля на восточной стороне получает мало осадков. В летние дни температура может повышаться до +50°С, однако ночью, особенно на рассвете, в этой пустыне бывает даже прохладно, а в зимние дни температура доходит до 0°С. И в этой вот пустыне, произошла знаковая для нас встреча иеромонаха Зосимы и пустынножительницы Марии. Пораженный многолетним подвигом старицы, старец просит рассказать Марию об обстоятельствах, приведших её в пустыню. Рассказ о прошлом был мучителен для Марии, и всё же она поделилась своей болью и радостью с человеком, которого она впервые встретила в пустыне за 47 лет своего подвижничества. О своем рождении она сообщила немного. Лишь то, что была рождена в обеспеченной египетской семье. Но не назвала ни города, ни имен своих родителей. В 12 лет, Мария вступила в мятежную подростковую пору, и не нашла ничего лучшего, как сбежать из дома. Сбежав, она оказалась в столице Египта – Александрии, без денег и знакомств. Этот город, со всеми его удовольствиями и удобствами, развратил юную Марию, и она вступила на страшный путь проституции. Страшно представить, что творилось в её душе, которая до этого не знала ничего, кроме родительской любви и заботы. Та, которую ждало лучшее образование и воспитание, а затем, возможно, и достойное замужество, вместо всего этого избрала путь разврата и блуда.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/gd...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010