Апрель 1. Преподобная Мария Египетская Молитва возносит от земли Преподобный Зосима видел Марию Египетскую во время молитвы поднятою на локоть от земли, стоящею на воздухе и молящеюся. Грех препятствует войти в церковь Препод. Мария несколько раз пыталась войти во храм Иерусалимский, но какая-то невидимая сила каждый раз возбраняла и удерживала ее; когда же она пролила слезы пред Царицей Небесною и дала обет покаяться, то сила Божия допустила ее войти в церковь и приложиться к животворящему кресту Господню. Навык ко греху не скоро исправляется По уверению Марий Египетской, она семнадцать лет боролась с своими похотями, как с дикими зверями; наконец, свет Божий осиял ее и утешил. Знание приобретенное без обучения По свидетельству преподобного Зосимы, Мария Египетская знала наизусть все Священное Писание и умела писать, никогда не учившись; никого читающего или поющего не слышала, а весь устав церковный и песнопения знала. Хождение по воде Препод. Мария, знаменовав крестом реку Иордан, ходила по водам, как посуху. «Истинен Бог», сказала она Зосиме, «обещавший уподобить себе тех, которые себя по возможности очищают». Великое воздержание Препод. Мария омочила персты в отвар из пшеницы, взяла три зерна и съела. Образ положения мертвеца Препод. Зосима застал Марию мертвою, лежащею на земле, имеющею руки согбенные, а лицо обращенное на восток. Лев вырыл яму в земле, а препод. Зосима похоронил Марию с псалмами и песнями. 3. Преподобный Никита исповедник Предвкушение вечных мук и бесполезное раскаяние Царь Константин Копроним за иконоборство и гонение христиан и за хуление Божией Матери – умирая вопиял: «я живой предан огню неугасимому»; и, хотя раскаялся, однако не получил пользы от раскаяния. Сын церкви и враг церкви Царь Лев Армянин, под видом примирения, состязался со святыми отцами об иконах и называл себя сыном церкви, посредником и примирителем; но Михаил Синнадский заметил ему, что примиритель не должен собирать у себя врагов церкви, поддерживать их, защищать, давать право и позволять им дерзости, а правоверным заграждать уста. Малое от правоверия уклонение есть всецелое заблуждение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Закрыть Стояние в покаянии, или О преподобной Марии Египетской 17.04.2024 4 Время на чтение 6 минут На пятой седмице Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается богослужение утрени четверга, которое особо любят православные христиане. В народе оно называется «Мариино стояние» - в знак того, что в этот день читается на утрене житие преподобной Марии Египетской, разделяемое Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Этот канон, за чтением которого верующие уже молились в первые дни первой седмицы Великого поста, на этот раз прочитывается полностью, и к концу каждой песни добавляются тропари соответствующих песен канона Марии Египетской, составленного преподобным Симеоном Метафрастом. Негромкие голоса священников и певчих, полумрак храма, огоньки свечей в руках молящихся, земные поклоны... Мариино стояние, наше стояние в покаянии, в непримиримости с грехом, в вере и верности Господу. Преподобную Марию Египетскую почитает весь христианский мир Востока и Запада, ей посвящены храмы; часовня ее имени есть в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на месте ее обращения. У нас на Руси издревле ее житие было одним из любимых домашних чтений, поминовению Марии Египетской посвящена отдельная неделя Великого поста. Ее жизнь - образец покаяния для нас, маловерных и малодушных детей века сего,- покаяния не в психологическом только смысле «сожаления о содеянном», но в смысле «метанойи», что по-гречески означает «перемена ума», кардинальное изменение мировоззрения, сердечного устроения и самой своей жизни. Эта перемена совершается благодатным действием Божиим, поданным в ответ на нашу веру и наше усилие. Как мы знаем из жития преподобной, первоначально составленного еще в VII веке святителем Софронием Иерусалимским, родилась она в V веке в Египте и в возрасте 12 лет убежала из дома. Судя по ее дальнейшим приключениям, Мария вполне могла быть тем, кого мы называем «проблемным ребенком»,- о таких детях плачут и поныне многие родители, которым чада разбили сердце... Оказавшись в Александрии, в огромном городе, одном из центров тогдашней ойкумены, Мария стала блудницей. Причем, как можем мы понять из скупых строк жития, телом она торговала не за деньги, не ради куска хлеба, а, что называется, за интерес, страсть пьянила ее и несла вразнос... Уже здесь мы можем понять, что это был неординарный характер, являвший качества неудержимости и бескомпромиссности, качества той цельности, которая впоследствии привела ее ко Христу, к самоотреченной аскезе, непосильной для иных обычных людей, в нечеловеческие условия пустыни.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/17/...

Протоиерей Александр Шаргунов: ВОСПОМИНАЯ ПРЕПОДОБНУЮ МАРИЮ ЕГИПЕТСКУЮ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ВОСПОМИНАЯ ПРЕПОДОБНУЮ МАРИЮ ЕГИПЕТСКУЮ Протоиерей Александр Шаргунов, «Великий пост» В пятое воскресенье Великого поста , посвященное преподобной Марии Египетской , перед неделей, подготовительной к Страстным дням , Церковь достигает полноты покаяния. До обращения ко Господу преподобная Мария по своему нраву с самых юных лет была современная, очень современная, позорная женщина. Однако, если раньше такая жизнь была порицаема, то теперь этим позором хвалятся, пропагандируют эту клоаку, это злосмрадие греховное, как что-то прекрасное, как что-то «ароматное». Все делается в нашей стране, чтобы превратить всех девушек в Марий Египетских без покаяния. С раннего детства начинается преступное растление. В школах устраивают конкурсы красоты для третьеклассниц, наподобие недавнего вступления в пионеры; о конкурсах стриптиза пятнадцатилетних объявляют по телевидению и радио, так что вовлечение детей в проституцию становится обычным бизнесом. Подъезжает к школе некий хлыщ на иномарке, подходит к восьмиклассницам на перемене: «Девочки, кто хочет зарабатывать после уроков? Четыре дня в неделю». Он не боится, что его задержит милиция, что ему дадут по существующей статье закона срок: их время, их власть, их стихия. Что же родители молчат? Впору им устраивать самосуд, если не защищает государство. Когда государство потворствует разврату, оно не заинтересовано в сохранении себя как государства. Это и неверующие все понимают, что ядро государства - семья, и с распадом семьи, с разрушением нравственности наступает общественный хаос. Что такое апокалиптическая блудница на красном звере? Власть демократии, наследница тоталитарного коммунизма, насаждающая растление? Или шестнадцатилетняя проститутка, как кинозвезда, дающая интервью по телевидению. «Вы от своей работы получаете удовольствие?» - «Самое большое удовольствие я получаю, когда получаю деньги». Власть денег - корень всех зол, торжество маммоны, диавола. Все продается и покупается - Отечество, красота и жизнь человеческая. Пресса регулярно дает информацию о курсе доллара и таксе на заказное убийство, которое, разумеется, при необходимости может быть сколь угодно массовым. И, что страшнее, - сотни раз публикуемые газетами сообщения о том, что большинство десятиклассниц в таких-то школах считают проституцию самой престижной профессией, и то, что к подобным сообщениям так привыкли, что их уже почти не воспринимают. Не исключено, что эти сообщения могут быть намеренно лживыми, чтобы подтолкнуть слабые души «быть как все» - к разврату.

http://zavet.ru/shargun.htm

Сам ты можешь в магазин зайти, а в храм тебя пустил Господь Марию Египетскую всю жизнь не пускал, а вот тебя пустил 7 октября, 2018 Марию Египетскую всю жизнь не пускал, а вот тебя пустил “Часто слышишь, как православные люди общаются между собой после воскресного дня: «Ну что, сходили, конечно, на службу, причастились…» Не «конечно, сходили и причастились», а Господь дал нам войти в храм, и даровал Он нам возможность в этот раз причаститься Святых Христовых Таин, ожидая нашего полного покаяния и изменения жизни” — проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 18-ю по Пятидесятнице   Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5: 1–11 Господь учит народ из лодки. Почему нельзя было учить на берегу, зачем Он входит в лодку? Для чего такая экстравагантность? Обычно очень мало внимания обращается на то, что Христос почти всегда тесним народом. Ему почти не дают возможности побыть в одиночестве, побыть с Отцом. Его непрерывно вовлекают в исцеления, в ответы на вопросы, в проповедь и разговор с народом — до полного изнеможения и истощения.

http://pravmir.ru/sam-tyi-mozhesh-v-maga...

Собеседования о том, каким путём приобретается безгневие, а также о том, чтобы иметь вещи, как бы не имея их Источник Скачать epub pdf Древний латинский переводчик «Собеседований» преподобного Зосимы такое предисловие предпосылает им: «Высоко ставлю и ценю собеседования сии, по причине ясно излагаемого в них истинного свойства аскетических подвигов, по причине обильного помазания духовного, коим они пропитаны, и сладчайшего благоухания святыни, ими издаваемого. Ничего так охотно я не списывал, ничего не переводил я с таким услаждением сердечным. Что и заставило меня исследовать, кто такой был автор их и в какое время процветал, так как то и другое не было определенно известно. Собеседований всех не слишком много сохранилось. Их, как видно, записывал некий усердный слушатель, как принимал из уст преклонного летами старца, во время многолетнего своего пребывания в иночестве прошедшего все степени христианского совершенства и востекшего на самый верх святыни, доступной смертному человечеству, при помощи Божественной благодати. Автор собеседований именуется блаженным аввою Зосимою. О записывателе намекается только, что он был один из всегдашних его слушателей и, вероятно, брат той обители, в коей жил авва Зосима, при Иордане. Но кто же сей блаженный авва Зосима? После долгого и старательного о сем изыскания, вот на чем наконец остановилось мое мнение, – что автор наших собеседований есть тот самый славный Зосима, который свыше избран был для услышания об образе жизни св. покаянницы Марии Египетской из уст ее самой и для напутствования и погребения сей преподобной матери». Подтверждает он такое мнение свое тем, что некоторые обстоятельства жизни аввы Зосимы, изрекающего настоящие наставления, сходны с обстоятельствами жизни аввы Зосимы, видевшего св. Марию Египетскую и рассказавшего о ней. 1) В сказании о жизни св. Марии Египетской лет поступив в некий монастырь, прожил в нем 53 года; потом, по особому внушению свыше, перешел в один из монастырей прииорданских; и оттуда уже исходя, видел св. Марию. И в настоящих собеседованиях поминается, что изрекавший их авва Зосима прежде жил в некоем монастыре в Тире (соб. 24); потом собеседования сии дают видеть его в Неаполе (в Самарии, соб. 14) проходом; и, наконец, в обители св. Герасима (соб. 2). Последние указания очевидно истолковывают первые.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Palesti...

Подпишитесь на наш Телеграм Это, наверное, самый отталкивающий образ во всей православной иконографии. Прочие святые, даже строгие подвижники, обычно сияют с образов бессмертной, неотмирной красотой. Но она – нет. Ее всегда изображают чахлой, сморщенной старухой, которой нечем прикрыться, кроме чужой хламиды. Ее кожа иссушена солнцем и ветрами, а волосы свалялись в нечто бесформенное. Ее лицо выражает усталость от жизни. Сложно представить, что в юности она была щедра на телесную любовь, хотя именно об этом говорить ее житие, так знакомое православным людям. Ее память совершается в пятое воскресенье Великого поста, а само житие звучит в храмах вместе с каноном св. Андрея Критского на утрене в среду шестой недели. Быть может, это просто эмоциональная реакция на образ глубокого покаяния. Или так современный человек вроде меня откликается на ее историю, в которой вопросов больше, чем ответов. Автором « Жития преподобной матери нашей Марии Египетской » называют святителя Софрония, Иерусалимского патриарха с 634 по 638 год. Как считается, его текст основан на устном предании, к тому моменту бытовавшем среди палестинских монахов уже около столетия. Источником самой этой истории был преподобный Зосима – он единственный видел Марию после того, как она удалилась в пустыню. Согласно «Житию», Мария родилась в Александрии Египетской в VI веке. Совсем юной она оставила семью и стала жить то подрабатывая ткачеством, а то и просто на подачки. Но деньги не были для нее главной ценностью – ею был секс. Мария дарила себя всякому желающему, а таковых, по ее собственному признанию, было немало. Однако через семнадцать лет подобной жизни с Марией приключилось событие, о котором она так ярко поведала Зосиме. Как-то раз женщина увидала паломников, собиравшихся морем отплыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Мария решила, что небольшое путешествие сможет развлечь ее, и поднялась на корабль, расплатившись с командой своим телом. Позже с горькой усмешкой рассказывала она о том, как ей удалось устроить на корабле с паломниками небольшую оргию.

http://blog.predanie.ru/article/zagadka-...

Возвращение на родину: к 70-летию гибели матери Марии (Скобцовой) Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине 31 марта, 2015 Уже перед самой войной она много говорила, что мечтала еще бы хоть раз побродить по русским дорогам и умереть на родине В этом году пятая неделя Великого поста (память преподобной Марии Египетской) совпадает с датой гибели матери Марии (Скобцовой). Имя Мария для своего пострига и монашеского служения в 1932 году было выбрано Елизаветой Юрьевной неслучайно. К новой жизни с Богом и к служению людям она готовилась долго. Написала к постригу икону святой Марии Египетской, на которой изображен ангел, указывающий на неведомый град и мир, предрекая путь, по которому должна пройти святая. О ней столько уже написано, столько сказано! В 2000 году мне удалось собрать воедино семейный архив и опубликованные статьи о ней. Так появился первый сайт матери Марии на русском . Довольно быстро эта информация вызвала настоящий и неподдельный интерес к этой личности. Потом была выставка в России ее работ, книга «Красота спасающая» с предисловием митрополита Смоленского Кирилла, книга на французском в Париже , мемориальная доска в Риге и в Санкт-Петербурге, улица названная ее именем в Париже, вечера и экспозиции в музее Анапы и им. А. Ахматовой… 16 января 2004 г. Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о канонизации монахини Марии (Скобцовой) . Её имя долго возрождалось из пепла Равенсбрюка, и вот мать Мария вернулась к нам, чтобы рассказывать о вечных ценностях, просвещать нас любовью к ближнему, учить прощению и терпению. Сегодня, подходя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело».

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-na-rodin...

Из Священного Писания мы знаем, что на 40-й день после рождения Богомладенца Пресвятая Дева вместе с Иосифом Обручником пришли в Иерусалимский храм, чтобы по закону принести туда свое Дитя. Что это за закон, который ныне исполняет Святое семейство? Всем нам необходимо вспомнить, как некогда Господь повелевает угоднику Своему боговидцу Моисею вывести израильский народ из Египта. Те из нас, кто читал Священное Писание, кто знает Священную историю не только Нового, но и Ветхого Завета, тот знает о том, как противился фараон этому повелению Бога и как не желал исполнить то, о чем просил его Моисей. Не внимая тем страшным наказаниям, которые по воле Божией обрушивались на Египет, не вразумлялся фараон и не исполнял просьбы Моисея. Единственно, что заставило все-таки фараона уступить, — это страшная казнь ни в чем не повинных младенцев-первенцев египетских. В одну ночь Ангелом смерти было истреблено несколько тысяч младенцев. Ужаснулся фараон, содрогнулся весь Египет, видя в этом руку Божию, которую невозможно остановить. Только тогда фараон принимает решение отпустить Израиль из Египта. И когда Моисей вел свой народ в землю Обетованную, Господь повелел, чтобы всякий младенец мужского пола, который рождается первым, как собственность Божия, приобретенная кровью египетских первенцев, был посвящен Господу и искуплен у Господа. Вот какой закон исполняла Дева Мария. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен! «Ветхий денми, давший древле на Синаи закон Моисею, днесь Младенец видится и, закон исполняя, в храм приносится» (Кондак праздника); приносится, чтобы исполнить «Совет Вышняго, древний, истинный» о спасении человека, открытый человечеству через Пречистую Деву Марию в день светлого Ее Благовещения. И Господь Бог принимает эту единственную жертву «тайную и совершенную» от Сына Своего. Эта жертва была Голгофской жертвой, где на Кресте ради нас и ради нашего спасения Господь закалается для того, чтобы спасти человечество от греха, проклятия и смерти.

http://zavet.ru/a/rss_1013506847.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) Во второй том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850—1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с апреля по июнь (включительно). Они знакомят православных христиан с подвигами святых, указывают, чем руководился святой в своей жизни, какими украшался добродетелями, как восставал, при помощи Божией, от падений, как боролся с искушениями, как достиг Царствия Божия, и в чем мы можем и должны подражать ему. Эта книга предназначена для душеполезного чтения на каждый день для каждого христианина. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц апрель Первый день Поучение 1-е. Преп. Мария Египетская (Уроки из ее жизни) I. B молодости своей преп. Мария Египетская, память коей празднуется ныне, была весьма красива; но увы, эта райская красота довела ее в нашем греховном мире до края погибели. Будучи соблазнена одним молодым человеком, пятнадцати лет она потеряла драгоценное сокровище женщины – целомудрие – и пала в грех нецеломудрия. Чем дальше, тем глубже она погружалась в плотскую нечистоту. Так прожила она 17 лет!.. Находясь однажды при море, она увидела корабль, плывший в Иерусалим к празднику Воздвижения животворящего Креста Господня. Увидевши на корабле много молодых людей, она тотчас возжелала завлечь их в свои сети. Она упросила принять ее на корабль. И, о ужас! Невзирая на то, что корабль плыл в такое святое место, как Иерусалим, с Голгофой и гробом Господним, и к такому честному празднику, как Воздвижение Креста Господня, Мария совершала на корабле с молодыми людьми такие срамные дела, что надобно удивляться, как это море не расступилось и не поглотило корабль… Но какой грех может превзойти долготерпение и человеколюбие Божие! Из какого греха не силен Бог исторгнуть человека, если, несмотря на всю гнусность его, в глубине сердца его все-таки теплится еще искра умиления, доброты, любви!.. И Бог исторг Марию из ее греховной скверны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

1851 года 4 декабря. Письмо твое, чадо Христово, – не раз прерывал я, при чтении, слезами и желал бы при этом превратить их в вопль крепкий – ко Владычице нашей, Матери чистоты и беспримерного целомудрия. Владычице, Заступнице Мира, и Лествице высокая, до небес, до сердца Божия простершаяся! прими нас под кров свой и введи туда, где свет невечерний, где нет грехов, нас окаляющих и оскверняющих! Таково, сестра моя о Господе, было впечатление письма твоего, проникнутого и доверенностью, ни чем мною незаслуженною, и избытком родственного о Господе расположения, нетающего и самых тайных грехов, кои хотелось бы впрочем, тебе изгладить из книги жизни, да не откроются пред всей вселенной они в день суда неумытниго. Понимаю сердце твое, горлица Христова, сколь ни сильно проросло мое сердце грехами; чувствую скорбь твою и не яко наставник и пестун, но яко друг искушенный, страдавший и доднесь горюющий о немощах своих, готов я, чем могу, помогать тебе, уповая всего более на содействие всесильной благодати Божией, любящей проявлять свою силу в нашем бессилии ( 2Кор. 12:9 ), и на помощь Той, яже стена есть девам, столп девства, вразумляющая окраденных умом и тлителя смыслов упражняющая, луч умнаго Солнца, светило незаходимого Септа . Согрей мое сердце, Слове Божий, и освяти ум мой косный, слепотствующий. Даждь слабому моему гласу глас силы , да воспламенит ее сердце к люблению Тебя Единого.... Спрашиваешь меня, касательно Т., как вести себя в отношении к ней? Мне думается, что не мешает, помолясь, написать ей несколько строк для вразумления. Содержанием этого письма может быть: 1) Сожаление, что она в тумане скорби, во мгле кручины сердечной, навеянной врагом чистоты и святости, не видит предмета вполне достойного любви ее: Господа нашего Иисуса Христа, стяжавшего нас бесценною кровью своею и готового простить все вольные и невольные уклонения ее от Него, ввести в покой Свой чрез мир совести и смиренную преданность Его святой воле. 2) Ужас последствий от закоснения в грехе, не могущем впрочем, победить милосердие Божие, взыскавшее Марию Египетскую, Евдокию, Таисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010