Это – вещество земное, преходящее и на земле остающееся, которого всегда больше имеют злые – рабы дольнего, рабы миродержателя. Нет, принесем самих себя – стяжание самое драгоценное перед Богом и Ему наиболее свойственное, воздадим Образу сотворенное по образу, познаем свое достоинство, почтим Первообраз, уразумеем силу таинства 3 и то, за кого Христос умер. Уподобимся Христу; ибо и Христос уподобился нам: сделаемся богами ради Его; ибо и Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой; принял образ раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении. Пусть кто все отдаст, все принесет в дар Богу, Который предал Себя за нас в цену искупления: ничего не принесет он равного тому, как если представить Ему самого себя, понимающего силу таинства и сделавшегося всем для Христа, как Он для нас. Сей 4 Пастырь добрый, полагающий душу за овец, вам, как видите, плодоприносит пастыря. Ибо на это надеется он и желает, и просит от вас, пасомых им 5 . Он дает вам себя сугубо вместо одного, и жезл старости делает жезлом духа; к неодушевленному храму присовокупляет одушевленный 6 , к храму прекрасному и небовидному – другой, который, как бы ни был скуден и мал, но для него, без сомнения, весьма дорог, и совершен им с великими усилиями и трудами, и (о если бы можно было сказать!) достоин трудов его. Все свое предлагает он вам, – какое великодушие, или, справедливее сказать, какое чадолюбие! Предлагает седину и юность, храм и Архиерея, завещателя и наследника, предлагает слова 7 , которых вы желали, и слова не пустые, теряющиеся в воздухе и не проникающие далее слуха, но которые пишет Дух, не чернилами, но благодатью, запечатлевает на скрижалях, каменных или плотью облеченных, – слова, не слегка на поверхности начертываемые и легко стираемые, но глубоко врезывающиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Земское народное училище, Городицкой волости, в селе Иворове, основано обществом в 1880 г. благодаря стараниях священника А. Бережкова и крестьянина В.А. Москвина. Ближайшие училища: Сваинское в 5 в. и Беляницинское — 7 в. В 1884 г. «Помещение общественное, деревянное, отдельное; по свету и теплоте удобное; квартира учительнице есть; классных комнат одна — длиной 9, шириной 9, вышиной 3 ¼ арш. Учебных пособий недостаточно — на 70 р. Библиотеки и земли нет. Законоучитель - священник Андрей Бережков, окончивший курс в духовной семинарии, преподает с 1869 г., а в настоящем училище с 1880 г.; учительница Вера Яковлевская, окончившая курс во Владимирском женском епархиальном училище, преподает с ноября 1880 г. Попечитель крестьянин Владимир Андреевич Москвин; пожертвований не делал. Учащихся к 1-му января 1883 г. 27 м. и 12 д. Выбыло до окончания курса по желанию родителей 3 м. и 7 д. Окончило курс со свидетельствами 4 м. Вновь поступило 5 м. и 6 дев. К 1-му января 1884 г. состояло 25 м. и 11 дев. Учатся все вместе. Возраст: 7—8 - 9. 9, 8—9 л. - 6, 9—10 л. - 10, 10—11 л. - 8, 11—12 л. - 3. Из учащихся: 25 из с. Иворова, 11 из сел: Алексина, Григорева, Скомова и дд. Княжихи, Субботина и Василева в 2 — 8 в. Ночлежного приюта нет. Живут на квартирах 11 уч., у родственников. Вероисповедания православного. По сословиям: дух. 1 дев., мещ. 2 мал. и 2 дев., крест. 23 мал. и 8 дев. Средства: от земства 290 руб., от общества 50 руб.; платы за учение нет. Расходы: отопление, освещение, прислуга и ремонт 50 руб.; жалованье — законоучителю 50 руб., учительнице 240 руб. Посещали классы исправно. Прием в сентябре; поступили все неграмотными. За теснотой помещения отказа не было. Учебный год с сентября по май. Пению обучаются простому. Учатся в день 7 час. и даются уроки на дома. Отделений 3. Уроки — по инструкции. Получили награды 8. Получившие свидетельства учились 3 г. Не окончившие курса учились до 2 ½ л. Обозревал училище 2 раза инспектор народных училищ. Обучения ремеслам и рукоделию нет. Воскресных бесед и чтений нет» (Владимирский Земский сборник 1884. 12. Декабрь).

http://sobory.ru/article/?object=50295

Срам следует за воровством: Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, – так осрамил себя дом Израилев ( Иер.2:26 ). Согласие с вором есть ненависть к душе своей: Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том ( Притч.29:24 ). Воровство а) привлекает проклятие: Вижу летящий свиток: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен; Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его ( Зах.5:2–4 ). Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня… десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня ( Мал.3:8–9 ); б) лишает неба: не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Верные а) должны хранить себя от воровства: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Только бы не пострадал кто из вас как вор, или как посягающий на чужое ( 1Петр.4:12,15 ); б) молятся, чтобы не увлечься к воровству: Нищеты и богатства не давай мне, Боже, – питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя, и чтоб, обедневши, не стал красть ( Притч.30:8–9 ). Всякое земное сокровище подвержено воровству: Не собирай себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Небесное сокровище безопасно от воров: Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается ( Лк.12:33 ). Ложные учители сравниваются с ворами: Вот Я на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга ( Иер.23:30 ). Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник. Вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить ( Ин.10:1,10 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Всё это было у евреев, но не у них одних. Просто на их истории эти процессы видны, как на матрице. Впоследствии они проявились многократно в истории разных народов, познавших Бога, в том числе и нашего. Когда священника зовут в школу или армию, это уже хорошо. И не страшно, что его просят повлиять на подчиненных с целью улучшения их дисциплины. Пусть просят. А священник все равно пусть главной своей задачей считает разговор с людьми о Боге. Улучшение дисциплины будет побочным продуктом светлых знаний о Господе Иисусе Христе. И передача этих святых знаний – главная задача священника, ибо уста священника должны хранить ведение, и Закона ищут от уст его, потому что он – вестник Господа Саваофа (Мал., 2, 7). Кто-то из мудрых миссионеров сказал: «Когда говоришь с еретиком, не говори против него, говори выше». Говоря против, мы ничего не достигнем, поскольку в силу одного лишь инстинкта самосохранения человек будет спорить, защищаться, не соглашаться. Но если в недрах нашего церковного сознания мы богаты тем, чего нет и не может быть у отколовшихся от Церкви, то мы должны суметь указать им на те высоты, о которых они еще не думали, показать им сокровища, которых они не видели. Так же и с обычными слушателями. Мало толку пережевывать повеления с частицей «не»: «не ругайтесь, не курите, не грешите, не скорбите». Мы – регенты. Нам нельзя говорить «не фальшивьте» – нам нужно дать чистую настройку. Кроме отрицательной частицы «не», в проповеди должен присутствовать позитивный призыв: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными. Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Другими словами, «пойдем к Нему, а не к Его дарам; к Нему Самому, а не к Его свойствам; пойдём вверх и перестанем растекаться по плоскости». Рейтинг: 9.5 Голосов: 29 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии иерей Сергий. Беларусь. 24 июня 2010, 19:54 Искренне благодарен отцу Андрею за статью! Прочитал её, только что вернувшись из больницы, где с небольшой группой молодёжи проходили по палатам, беседуя с людьми о святых Таинствах Исповеди и Причастия.

http://pravoslavie.ru/35371.html

И увидел Бог свет, что он хорош ( Быт. 1:4 ). Можем ли мы сказать что-нибудь достаточное в похвалу света, когда он предварительно имеет о себе свидетельство Сотворившего: что он хорош? И в наших делах разум предоставляет судить глазам, когда не может ничего сказать с такой же силой, с какой предварительно свидетельствует чувство. Но если красота тела состоит во взаимной соразмерности частей и в наружной доброцветности, то как понятие красоты удерживает место в свете, который по природе прост и однороден? Не потому ли, что свету приписывается соразмерность, не в отношении к собственным его частям, но в отношении к неболезненному и приятному действию на зрение? Так и золото прекрасно, хотя имеет привлекательность для взора и приятность не по соразмерности частей, но по одной доброцветности. И вечерняя звезда прекраснее всех звезд, не потому что соразмерны части, из которых она состоит, но потому, что лучи ее падают на глаза, не производя никакого болезненного ощущения и с приятностью. Сверх того, Бог произносит теперь суд о красоте, без сомнения не имея в виду приятности для зрения, но предусматривая пользу света впоследствии, потому что глаза и не судили еще о красоте света (2). Как этот чувственный свет не для всех равно сияет, но для тех, которые имеют глаза, бодрствуют и могут беспрепятственно наслаждаться появлением солнца, так и Солнце правды ( Мал. 4:2 ), Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ), не всем дает видеть светозарность Свою, но тем, которые живут достойно Света. Ибо сказано: свет воссиял не грешнику, но праведнику ( Пс. 96:11 ). Как солнце, хотя восходит, но не для нетопырей и других животных, во время ночи ищущих себе пищу, так, хотя свет сам в себе блистателен и всеозаряющ, однако ж не все приобщаются его сияния. Так и всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его ( Ин. 3:20 ). Итак, приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся ( Пс. 33:6 ). Блажен, кто в день праведного суда Божия, когда придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор. 4:5 ), осмелившись вступить в этот обличительный свет, возвратится непостыжденным; потому что его совесть не осквернена порочными делами. А те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление сделанных ими грехов. И может быть, страшнее тьмы и вечного огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея перед глазами следы греха сделанного во плоти, подобно какой-то невыводимой краске, навсегда остающиеся в памяти души их. Не много же таких, которые бы могли приступить к свету истины и открыть его и, открыв сокровенное, отойти с непостыжденным лицом (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Наш Савва выжил! Теперь он уже взрослый парень и хорошо знает историю своего рождения, и о том, Кто его спас!» О животворящей силе Святых Христовых Таин знают и в нашей семье. Я ранее писала о том, как причастие спасло мою новорожденную свекровь от смерти, когда она тяжело заболела. Ее мама, верующая женщина, и в советское время ходившая в церковь, видя, что ребенку все хуже, а помощи от врачей нет, принесла умирающего младенца на причастие. После причастия девочка быстро пошла на поправку. И потом всю жизнь, почти до самой смерти, свекровь ничем не болела. В силе причащения, особенно благодатно действующей на младенцев, я не раз убеждалась и сама. Мой сын, причащающийся с трех месяцев, когда был совсем мал, после причастия спал до обеда, не просыпаясь и не прося еды, и был в этот день очень спокойным. Воистину Святые Христовы Тайны насыщали его лучше всякой еды! Причастие помогает, казалось бы, в безнадежных ситуациях. У подруги тяжело заболела мама. На исследовании обнаружился тромб в сердце. Подруга и ее четыре сестры пошли в церковь, молились за маму и решили привести священника причастить. Прямо в палате мама причастилась, через две недели сделали повторный анализ – и тромба не оказалось! Воистину Дух Святой посредством Святых Христовых Тайн совершает невозможное! Дух Святой посредством Святых Христовых Тайн совершает невозможное! «Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он омывает и очищает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь». Это высказывание преподобного Макария Великого как нельзя лучше характеризует причастие и его воздействие на человека. Рейтинг: 10 Голосов: 1636 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анастасия 28 февраля 2024, 19:58 Наталия, согласна с вами! Наталия 4 октября 2021, 20:33 Хорошая статья, но... Нельзя так буквально рассматривать причастие Святых Христовых Тайн как несомненный залог чудесного исцеления. Что думать мамочкам, которые причащают деток с верой и надеждой, а детки болеют? Не исповедимы пути Господи!

http://pravoslavie.ru/141956.html

( Песн. 4, 10–11 ). Если мы вспомним, что книга Песнь Песней, полная прекрасных эротических образов, на самом деле вошла в Библию не как памятник любовной лирики, а как поэма об отношении человеческой души (невесты) с Богом (Женихом), то станет понятно: сладкий аромат благовоний в Библии – это знак любви, доверия, нежности. За несколько столетий до Рождества Христова, Бог устами пророка Малахии, восклицает: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему…» ( Мал. 1, 11 ). И, словно слыша поступь верблюдов, везущих новорожденному Христу дары: благовония и золото, Исаия пророчествует: «Множество верблюдов покроет тебя – дромадеры из Мадиама и Ефы; все они… принесут золото и ладан и возвестят славу Господа» ( Ис. 60, 6 ). Наступает долгожданное время прихода в мир Сына Божия. И тут можно сказать, что весь Новый Завет заключен между двумя ароматами: фимиамом, принесенным в дар к Рождеству Христову, как предсказывали то пророки, и благовониями, предназначенными для погребения Спасителя. Для христианина принесение ароматов Богу, каждение – знак любви к Нему и благоговейного почитания. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред Лице Твое», – молится псалмопевец Давид ( Пс. 140, 20 ). А тайновидец Иоанн, автор Апокалипсиса, приобщенный Боговидению и знанию судеб мира, сообщает нам о небесном Богослужении так: «И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом… И пришел иный Ангел и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник, который пред престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела» ( Откр. 8, 2–4 ). Сам Христос показал нам истинный пример поклонения Богу, предав «Себя в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф. 5, 2 ). Вся жизнь Христова была непрестанным приношением любви, угодным Богу, истинным благоуханным каждением. Каждый человек, вступающий в Церковь, на служение Богу, также помазывается благовонным маслом – Св. Миром. Христианин – это помазанник Христа, а значит, как и наш Спаситель, мы должны быть благоуханием пред Лицом Божиим. Об этом очень выразительно сказал Ап. Павел: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» ( 2 Кор. 2, 14–16 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

В подобных случаях обычно ссылаются на девятую главу Евангелия от Марка, где повествуется о том, как трое апостолов сразу после чуда Преображения, свидетелями которого они были, спускаясь вместе с Учителем с горы Фавор, спрашивают Христа: (Мк. 9, 11-13). Объясняя это место, лукавые «перевоплощенцы» говорят: «Вот видите! — значит, Илия-то пророк воплотился в новое тело! Это его душа переселилась в тело Иоанна Крестителя, о котором Христос говорит, что «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели»! Ведь именно Иоанн, называемый Предтечей, пришел перед Христом, проповедовал, а затем был убит». Лукавство здесь, дорогие братья и сестры, заключается, как и всегда, в заведомо ложной трактовке цитаты, вырванной из общего контекста Священного Писания. Но св. Церковь учит, что для правильного понимания того или иного сложного или спорного отрывка необходимо рассмотреть все аналогичные места Писания, говорящие о том же самом. Только тогда станет понятно — о чем идет речь. Итак, что же говорится, например, об Иоанне Крестителе и об Илие-пророке в Евангелии от Луки? Откроем первую главу: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо он будет велик пред Господом И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 13-17). Из прочитанного текста мы с вами узнаем, что не человек, и даже не пророк, а сам Ангел Божий (по учению Церкви это был архангел Гавриил) полностью развенчивает мифическую теорию переселения души пророка Илии в новое тело. Из слов Архангела становится совершенно очевидным, что новый пророк, который еще только должен родиться, будет иметь такую же духовную силу, какую имел прежде пророк Божий Илия, стяжав тот же самый Дух Божий. Но помимо этого текста мы должны принять во внимание и то пророчество, которое было изречено задолго до Рождества Христова пророком Малахией о будущем служении Илии-пророка, который ко времени Малахии был давно уже взят Богом из материального мира и перемещен в мир духовный. Из пророчества Малахии становится понятно, что Илия-пророк вновь появится на земле непосредственно перед окончанием земной жизни человечества, т.е. перед концом этого мира и наступлением Страшного Суда. Именно об этом и говорит Создатель устами пророка: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6).

http://pravoslavie.ru/48162.html

В 63 году до Р.Х. римские войска под командованием Помпея штурмом взяли Иерусалим. Еврейский народ в последний раз за долгую библейскую историю потерял независимость и был на этот раз отдан Богом за грехи в руки римлян; они присоединили Палестину к своей восточной провинции Сирии. Идумеянин Ирод (потомок Исава, брата патриарха Иакова) в 37 году до Р.Х. получил от Римского Сената царскую власть над соседней с Идумеей Иудеей. Римская империя, простиравшаяся от Британии до Евфрата, подчинила себе множество народов, уничтожив национальные границы. Это создало особо благоприятную возможность для распространения христианства как всемирной религии. Во время существования четвертой империи появляется еще одно царство, которое победило Римскую империю. Камень, разбивший истукана, — Христос, а гора, от которой он отделился, — Божия Матерь. Вход Господень в Иерусалим      В Писании были пророчески указаны все главнейшие события в жизни Мессии, по которым можно узнать о Его пришествии. Пророк Михей указал место рождения: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5, 2; выделено нами. — Авт.). Место это вошло в паремию, которая читается на великой вечерне в праздник Рождества Христова. Есть пророчество о том, что Спаситель будет проповедовать и проходить служение в Галилее: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис 9, 1–2). Слово Божие указывало на великие дарования будущего Помазанника Божия: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится (Ис 11, 1–3). В пророчестве Исаии указан особый отличительный признак Мессии — необычайная сила чудотворений: Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь (Ис 35, 4–6).

http://pravoslavie.ru/104166.html

Библейский текст не объясняет причин предпочтения жертвы Авеля; выбор объекта божественной любви является исключительной прерогативой Бога: «...Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел...» (Мал 1. 2-3; ср. также: Рим 9. 13). В библейском повествовании ничего не говорится о том, как братья узнали, приняты их жертвы Богом или нет. Обычно на древнем Ближ. Востоке об этом узнавали по внутренностям жертвы ( Rad G., von. 1961. P. 105), однако такой метод вряд ли подходит в случае жертвоприношения К. Образ дыма, к-рый восходит вверх от жертвоприношения Авеля и стелется по земле от жертвоприношения К., появляется в европ. литературе и изобразительном искусстве довольно поздно, возможно лишь с XII в. ( Hovingh. 1956; Scheiber. 1956). После того как Бог не принял жертву К., тот разгневался (в МТ; в LXX - «огорчился») и «поникло лицо его» (в Быт 4. 5 образное выражение, описывающее позор и обиду). Бог спросил К., в чем причина его огорчения (Быт 4. 5-6). Следующее затем обращение Бога к К. (Быт 4. 7) - одно из самых трудных мест для понимания в кн. Бытие. Не исключено, что этот стих, как он читается в наст. время, является результатом порчи текста. В Септуагинте он по большей части совпадает с еврейским текстом, а там, где отличается, представляет собой результат дальнейшей правки уже испорченного текста. Также возможно, что эти слова - древняя поговорка, смысл которой уже не понятен. Первое предложение из речи Бога к К. в МТ: «Ведь если ты поступаешь хорошо, [будет] поднятие (  )» (Быт 4. 7). Скорее всего здесь подразумевается «поднятие лица» - хорошо засвидетельствованная идиома древнеевр. языка: «поднять чье-то лицо» означает «оказать кому-то предпочтение, милость, отнестись благосклонно к его просьбе» (о вышестоящем или более сильном по отношению к нижестоящему или более слабому; см., напр.: Быт 19. 21; 32. 21 - в МТ 1 Цар 25. 35; Иов 42. 8; Мал 1. 8). «Поднять свое лицо» означает «смотреть гордо, не чувствовать стыда и позора» (см.: Иов 11. 15; 22. 26; 2 Цар 2. 22; ср.: Быт 4. 5-6: «поникло лицо его» - «он огорчился, обиделся, почувствовал себя опозоренным»). Либо Бог «поднимет лицо» К., либо К. сам «поднимет свое лицо» к Богу - обе интерпретации подходят к Быт 4. 7: К. обещано, что, если он будет «поступать хорошо», Бог отнесется к нему благосклонно, и К. более не нужно будет огорчаться. Однако можно предположить, что здесь имеется в виду не «поднятие лица», а «поднятие (т. е. прощение) греха»: «поднимать (чей-то) грех» в древнеевр. языке означает прощать его (см., напр.: Исх 34. 7; Пс 31. 5; 84. 3 по МТ).

http://pravenc.ru/text/1319891.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010