2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. 2 августа отмечается день памяти святого пророка Илии. Жизнь и деяния пророка Илии описаны в ветхозаветных 3-й и 4-й книгах Царств. В народе его почитание тесно переплетается с дохристианскими славянскими верованиями в бога-громовержца. Это связано с тем, что, согласно Писанию, именно пророк Илия заключил небеса над Израилем на три года за грех царя Ахава, уклонившегося под влиянием царицы Иезавели в язычество и воздвигшего гонения на верных Богу. Позже пророк Илия призвал огонь с неба на посланников другого царя, Охозии, также уклонившегося в язычество. Кроме того, пророк Илия не умер, а был в теле вознесен Богом на небо. По еще дохристианскому Преданию, возвращение пророка Илии должно предварять приход Мессии. Об этом сказано в книге пророка Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5). Согласно христианскому Преданию, это говорится о времени Второго Пришествия и Страшного Суда. Однако, согласно Евангелию, уже Иоанн Креститель приходил «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:14). Более подробно представление об Иоанне Предтече как об образе Илии дается в другом евангельском фрагменте: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10). По народным верованиям, в Ильин день завершается лето: сокращается световой день, закрывается купальный сезон. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/2-avgusta-ilin-den/

Вопрос: Хотелось, чтобы Вы рассказали о семье в библейские времена. Что можно извлечь для нашего бедственного времени, когда семья не выдерживает напора нарастающей безнравственности в нашем обществе? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместной жизни, в общем труде, взаимопомощи и рождении детей для продолжения рода (см.: Быт. 2: 18, 20, 23). Из всех земных союзов брак является самым тесным: и будут одна плоть (Быт. 2: 24). Семейный союз в Священном Писании рассматривается как символ завета Бога и Его народа: Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его; и Искупитель твой – Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он (Ис. 54: 5). Важно знать, что Сам Господь является стражем и хранителем семьи: Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал. 2: 13–14). Как видим, от того, кто не хранит семью, совершая прелюбодеяния и иные виды вероломства, отворачивается Сам Бог. При создании семьи особая роль принадлежала родителям будущих супругов. Отец юноши после переговоров с отцом девушки сватал ее (см.: Быт. 34: 4; 38: 6; Суд. 14: 2). Реже предложение о браке исходило от отца невесты. Иногда жених сватался сам. Из Писания мы знаем, что отец жениха или сам жених направляли кого-либо с поручением к родителям невесты (см.: Быт. 24: 4–28). Большое значение имело благословение родителей. Оно было предпосылкой счастливого брака. Между обручением и самим браком был промежуток времени от нескольких дней до года. В день свадьбы жених, наряженный матерью, с венцом на голове шел навстречу невесте (см.: Песн. 3: 11; Ис. 61: 10). Его сопровождали брачные друзья. В Евангелии они названы сынами чертога брачного (Мф. 9: 15). Одежду невесты составляло покрывало, которое было знаком послушания мужу (см.: 1 Кор. 11: 10), особый пояс, венец на голове, золотые украшения с драгоценными камнями. Об украшении невесты говорит тайнозритель: И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21: 2). Подруги выводили навстречу жениху невесту. К свадебной процессии присоединялись и другие люди. Свадебное торжество сопровождалось зажженными факелами, светильниками (см.: Мф. 25: 1-10). Приглашенные гости должны были быть одеты в брачные одежды (см.: Мф. 22: 11–12). Свадьба продолжалась несколько дней. Все это время было застолье, пение, танцы, игры. Заключительным актом было отведение жениха и невесты в брачный чертог.

http://pravoslavie.ru/7079.html

Псалом 137 В древних еврейских изданиях Библии этот псалом имеет надписание имени Давида; также надписывается он и в Вульгате и у LXX, у последних с дополнением Захарии и Иеремии. Последнее надписание указывает, что этот псалом особенно усиленно был употребляем благочестивыми евреями при жизни во время деятельности этих пророков. Когда написан псалом Давидом, точных указаний в псалме нет. Но его общее благодарственно-хвалебное содержание за особенно великие милости Господа к Давиду, дающие последнему основание ожидать обращения к Господу всех царей земных ( Пс.137:4 ), дает основание предполагать, что псалом написан после обетования Давиду о происхождении от него Великого и Вечного Потомка. Славлю Тебя, Господи, пред всеми богами, за Твои ко мне милости (1–2). Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным и все цари будут поклоняться Тебе (3–5). Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих (6–8). Пс.137:1 .  Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами 8 пою Тебе, [что Ты услышал все слова уст моих]. Под «богами», (с греч. и латин. «ангелами»), разумеются священники ( Исх. 22:28 ; Мал. 2:7 ). Давид выступает с своим благодарственно-хвалебным словом пред всем народом. Пс.137:2 .  Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. «Возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» – Ты дал великое обетование, которое наполняет меня таким благодарным чувством к Тебе, которое превосходит, превышает все, что я ранее получал от Тебя и что служило к восхвалению Твоего имени, т. е. выше прежних Твоих благодеяний и милостей. Под таким благодеянием, милостью, самою ценною и дорогою для Давида, нужно разуметь обетование о происхождении от него Мессии. Пс.137:4 .  Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих Пс.137:5 .  и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33. Слово на праздник Рождества Христова Ныне воспеваем мы: «Рождество Твое, Христе, Боже наш, возсия мирови свет разума» (разумный). Возсия мирови, т. е. всему миру, а не одному языку иудейскому, или одному какому-либо другому языку (народу). Возсия свет разумный, т. е. Рожденный от Девы просветил всю вселенную светом богопознания, так что и те, которые звездам служили, т. е., обоготворяя их, покланялись им, и те, от течения необычной звезды, познали Творца звезд и научились покланяться Ему, познали в Рожденном от Девы Восток свыше, т. е. Творца востока. О воссиянии сего Солнца праведного – Христа, Бог Отец чрез пророка Малахию возвестил еще за много лет до Рождества Христова, глаголя: «и возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды» ( Мал.4:2 ). О воссиянии сего Солнца правды и пророк Давид глаголет: «И той, яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин (силен) тещи путь. От края небесе исход Его, и сретение Его до конца небесе: и несть иже укрыется теплоты Его. Закон Господень непорочен, обращая души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы; оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи; страх Господень чист, пребывая в век века; судьбы Господни истинны, оправданы вкупе ( Пс.18:6–10 ). Что эти слова пророк говорил, разумея не чувственное солнце, а только от примера солнца чувственного предвозвещая о пришествии Солнца разумного – Христа, это доказывается ясно последующими, тесно связанными с предыдущим, словами пророка: закон Господень непорочен обращая души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы; заповедь Господня светла, просвещающая очи. От чувственного солнца какой исшел когда закон, обращающий души? Какая изошла заповедь, умудряющая младенцы, и проч.? Ясно, что пророк Давид беседует не о чувственном солнце, но о Солнце разумном – Христе. Как пророк Малахия нарицает Его Солнцем правды, так Давид оправдания Его именует правыми, веселящими сердце. И воистину таковы суть евангельские оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопрос: В каком месте Священного Писания можно найти пророчества о рождении Иисуса Христа и где сказано о двух Его пришествиях? Особенно интересны пророчества из той части Ветхого Завета, которую признают иудеи, то есть из Торы, в связи с полемикой с ними. Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря: Иудеи признают не только Тору (евр. – наставление), включающую пять книг пророка Моисея, но все ветхозаветные канонические тексты. В любом издании Масоретской Библии (на еврейском языке) содержится весь корпус Священного Писания Ветхого Завета. В ветхозаветных книгах имеются пророчества о всех главных события земной жизни Иисуса Христа.  О бессеменном зачатиии и рождении Христа пророчествовал св. Исаия: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). В еврейском тексте стоит слово «алма», означающее и деву, и молодую жену. Несомненно, пророк имел ввиду первое значение, потому что  говорит о чуде («Господь даст вам знамение»). Рождение молодой женщиной сына – дело естественное. Посланные в III в.до Р.Х. в Александрию иудеи при переводе на греческий язык правильно  поняли пророческий смысл этого стиха. Они поставили слово «парфенос», которое применяется только к деве. Через св. Михея Господь предсказывает место рождения Мессии: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего» (Мих 5: 2 – 4). О втором славном пришествии Господа, чтобы судить народы, говорит псалмопевец: «грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой: " соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве " .

http://pravoslavie.ru/6884.html

Изъяснение псалма 112-го. «Аллилуия». Другая песнь, написанная также нам на пользу, и возбуждающая людей к песнопению Благодетеля. Пс.112:1 .   Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне. Пс.112:2 .   Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек. «Хвалите отроцы Господа». Отроками называет здесь Пророк не юных, как предполагали иные, но рабов. Ибо так перевели и Акила, и Симмах, и Феодотион; да и в еврейском сказано: «авди»; а тоже и у сирскаго переводчика. И слово: «хвалите» в еврейском читается: «аллилуия»: откуда явствует, что «аллилуия» толкуется: «хвалите Господа». «Хвалите имя Господне». «Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Вам, как рабам и получившим бытие от Бога, говорит Пророк, надлежит песнословить имя Его, хотя не знаете естества; потому что имеет безначальное и вечное благословение и благохваление. Сие означают слова: «от века и до века». Должны же и мы возносить Ему, как Творцу, благодарственную песнь. Пс.112:3 .   От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. «От восток солнца до запад хвально имя Господне». Псалом предвозвещает Боговедение, сообщенное язычникам по вочеловечении Единороднаго. Ибо древле Бог всяческих песнословим был даже не всеми Иудеями, а только не многими живущими благочестиво. Но по рождении от Девы, и по спасительном страдании, «во всю землю изыде вещание» проповедников истины, «и в концы вселенныя глаголы их» ( Псал. 18, 5 ), и наполнилась «вся земля ведения» Господня, «яко же вода многа» для покрытия морей ( Авв. 2, 14 ). Сие Бог всяческих изрек устами и другаго Пророка: «несть воля Моя в вас, и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца и до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фuмiaм приносится имени Моему, и жертва чиста» ( Мал. 1, 10–11 ). Согласно с сим предрекает и сие духовное сладкопение. Пс.112:4 .   Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. «Высок над всеми языки Господь: над небесы слава Его». Все народы дознали, что Он есть Вышний и Бог, Создатель всех, песнословимый небесными Ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Кожпосёлок, урочище. Кожеозерский Богоявленский монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первая деревянная церковь, освящённая в честь Богоявления Господня, ведёт свой отсчёт с момента основания обители, т.е. со второй половины XVI века. По освящению этого главного храма была названа обитель. Несмотря на то, что в 1-й пол. XVII века Кожеезерский монастырь был один из богатейших в Поонежье, а в 1643 -1646 годах в нём настоятелем был будущий патриарх Никон, упразднён монастырь был во время секуляризационной реформы Екатерины II, разделив печальную судьбу многих обителей того времени. С 1764 года его храмы становятся приходскими, но из-за отдалённости монастыря от деревень приход был крайне мал, состоящий только из местных жителей, оставшихся после закрытия монастыря. Деревянные храмы постепенно ветшали, поэтому в 1845 году они становятся приписными. Вскоре стали задумываться об открытии монастыря. В 1849 году, приехавший в бывшую Кожеезерскую обитель о. Митрофан с послушником Троице-Сергиевой Лавры Львом, увидели одни развалины, ветхую деревянную церковь, в которой находилась рака с мощами прп. Никодима Кожеезерского. В мае 1851 года по указу Священного Синода монастырь был снова возобновлён как приписной к Николаевскому Корельскому монастырю, но вскоре, по Высочайшему указу от 30 мая 1853 года, стал самостоятельным с причислением ко II классу. Первую деревянную церковь в возрождённом монастыре построили в 1887-1889 годах и освятили в честь Богоявления Господня. Это был зимний клетский ярусный храм, четверик которого был увенчан небольшим световым восьмериком под луковичным куполом. Храм имел шатровую одноярусную колокольню, стоящую над папертью. Высота колокольни - 6 сажен 1 аршин (13,5 м). Церковь, согласно страховой оценке 1910 года, стояла на булыжном фундаменте, стены снаружи и внутри были обшиты тёсом и крыты железом. Длина храма с колокольней составляла 10 сажен 2 аршина (22,7 м), наибольшая ширина - 6 сажен (12,8 м), высота до карниза - 3 сажени (6,4 м). На ней стояла 1 большая глава и 1 малая. Больших окон в стенах было 12, а на световом барабане - 8 малых.

http://sobory.ru/article/?object=61137

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВА [греч. ββ], 1) в НЗ - молитвенное обращение Господа Иисуса Христа к Богу во время гефсиманского борения (Мк 14. 36). Обращение к Богу в данной форме - случай в лит-ре того времени единичный и может служить указанием на особую личную близость к Отцу, к-рая свойственна единственному Сыну (подробнее см. Иисус Христос ). Христ. традиция обращения к Богу «А.», несомненно, восходит к Самому Господу Иисусу, указывая всем верующим в Него на их богоусыновление. Отсюда следует ее отражение у ап. Павла в уже известной форме арамейско-греч. диглоссы: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим 8.15); «А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» (Гал 4. 6). Учение о единении духа верующего с Духом прославленного Господа Иисуса здесь тесно сопряжено с осознанием Бога как Отца. ВЗ было знакомо представление о том, что Бог есть Отец верующих в Него, но оно не акцентировалось, и Бог как Отец избранного народа, живущего по Его заповедям, упомянут здесь 5 раз: Втор 32. 6; Ис 63. 16; 64. 8; Мал 1. 6; 2. 10. Иногда эта же мысль передана там через выражения «сыны Господа» (Втор 14. 1), «сыны Всевышнего» (Пс 81. 6) или «сыны Бога» (Ос 1. 10). В христ. же вероучении представление о Боге как об Отце выводится на первый план. Бог стал восприниматься не только в Своей трансцендентности, но прежде всего в Своей близости к каждому верующему в Его единственного Сына. В связи с этим Т. Цан в комментарии на Рим 8. 15 отмечал, что в толкованиях на это место св. Иоанна Златоуста , Феодора Мопсуестийского и блж. Феодорита Кирского (т. е. древнехрист. авторов, связанных с Сирией, где обращение «А.» сохранялось в быту) подчеркивается, что христианин обращается к Богу, как дитя к отцу. Слово «А.» является транслитерацией арам. звательной формы   (  - отче) существительного  ,   (отец). Основываясь на талмудическом свидетельстве о том, что, когда ребенка отлучают от груди, «он учится говорить авва (папа) и има (мама)» (Берахот 40а; ср.

http://pravenc.ru/text/62560.html

Псалом 137 Псалом Давиду Аггеа и Захарии. «По возвращении из Вавилона, – говорит бл. Феод., – Иудеи, при помощи Божией, низложив восставшие на них народы, приносят Богу благодарственную песнь. Сие-то предрекает божеств. Давид». «Настоящий псалом, – говорит св. Афан., – содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит». 1 . И пред Ангелы воспою Тебе. С Евр.: «Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе». Т.е. «постараюсь петь вместе с Ангелами, буду соревновать им, ликовать с горними силами» (Злат. и бл. Феод.). «Буду петь как бы в присутствии Ангелов» (Св. Афан.). «Если же, – говорит св. Злат., – принять слова других переводчиков: пред богами воспою Тебе, – то нужно понимать так: со священниками, в их присутствии, когда они будут начинать и предшествовать, и я с подобающим благоговением пойду, последую за ними и воспою Тебе... Писание обыкновенно называет священника и Ангелом и богом ( Исх. 22:28 ; Мал. 2:7 )». Яко услышал еси вся глаголы уст моих 659 . Т.е. услышал и исполнил все мои прошения. «Следовательно, – заключает св. Злат., – псалмопевец совершал молитву чистую и превосходную, ибо был услышан Богом и молитва была благоугодна Ему». 2 . С Евр.: «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим, и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». 3 . Умножиши мя в души моей силою Твоею. С Евр.: «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня; вселил в душу мою бодрость». Симмах перевел: «Ты возбудил в душе моей силы». Т.е. «силою Твоею приложишь попечение о душе моей, исполнишь ее упования и утешения» (Бл. Феод.). По св. Злат. – умножиши значит: «вознесешь меня, возвысишь меня. Смысл этих слов, – говорит он, – следующий: Ты возвысишь меня силою, вознесешь крепостию и поможешь мне». «Умножением, – говорит св. Афан., – называет долговременность. Смысл же речи таков: силою Твоею преобразишь из тления в нетление». 4 . Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих. Т.е. да исповедятся Тебе или да прославят Тебя, Господи, все цари земли, потому что они слышали, знают все Твои определения о народах, возвещенные им во всеуслышание чрез св. пророков, слышали о делах Твоих, явленных в наказании царей и царств и в избавлении народа Твоего Израиля, особенно да прославят тогда, когда услышат Твои евангельские глаголы чрез св. Апостолов (Бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разделы портала «Азбука веры» Что ответить людям, которые присылают фото патриарха Кирилла в праздничном облачении и Иисуса Христа в простой одежде, как бы сравнивая? Похожие вопросы 5 Ответов То, что многие обыватели, взирая на облачение архиерея (в том числе Патриарха), принимают за неуместную роскошь, противопоставляющую архиерея Христу, в действительности объясняется не стремлением к роскоши, а определенной церковной символикой, очерчивающей параллель между архиереем и Христом. Христос — Господь, Глава Церкви — архиерей — подражатель Христу. Эта мысль (впрочем, не только эта) отражена посредством символики архиерейских облачений . Особые священнические облачения прямо предписаны Богом, еще в Ветхом Завете — как мы читаем в книге Исход, “И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости, чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне” ( Исх.28:2–4 ) Особые одежды, в которых священники служат перед Богом, как сказано в Библии, должны отражать “славу и благолепие” Его Царства и подчеркивать благоговение, с которым мы предстоим перед Богом. Для христианкой веры большое значение имеет благоговение — сознание того, что в Храме мы находимся в на священном месте, присутствии святого Бога, и весь строй церковной жизни — торжественный и благолепный — должен это подчеркивать. Как сказал Пророк, “Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?” ( Мал.1:6 ) В чём здесь состоит манипуляция? Отличается потому, что Патриарх — не Христос, и не претендует на Его роль. Патриарх — священник. Нарядная одежда священства, как и красота храмов, во все века символизировала красоту Царства Небесного.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-otlichae...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010