По своему происхождению и цели учреждения пастырство, по преподобному Исидору, есть исключительное служение в жизни и истории человечества. Оно установлено Самим Пастыреначальником Иисусом Христом. Еще в начале Своего служения на земле Он отделил из числа всех своих последователей апостолов, приблизил их к Себе, открыл им тайны Своего учения и облек их высокими правами учительства, священнодействия и духовной власти: «Апостолы соделались сожителями и сотрапезниками Владыки всех, – пишет св. отец, – сподобились Божественного собеседования, удостоены преестественных наставлений, усыновления и содружества, были как бы областными правителями окрест царя, как бы звездами, сопровождающими Солнце правды, и прияли не писания на слоновой кости, но власть, какой не имеют и цари земные, ибо сказано им было: “елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите,... будут разрешена” ( Мф.18:18 )» 1 . В исполнение обязанностей пастырского служения апостолы введены были чрезвычайным посвящением – сошествием Св. Духа, в виде огненных языков, в день Пятидесятницы 2 . Это высокое служение сохранилось в Церкви Христовой навсегда. Так как все пастыри вводятся в исполнение своих пастырских обязанностей Духом Святым в таинстве Священства 3 , то пастырское служение божественно не только по своему первоначальному происхождению или установлению, но и по своему продолжению, т. е. не только в начале христианства, но и во все последующие времена пастыри даруются Церкви Самим Богом для того, чтобы служить «спасению» людей, «Бог по человеколюбию благоволит употреблять на служение Ему иерея, – говорит св. отец, – ибо иерей есть “ангел Господа Вседержителя” ( Мал.2:7 ), как по тайноводству Божественного священнодействия, так и потому, что служит спасению многих» 4 . «Священство и царская власть, – говорит еще он в другом письме, – хотя во многом различаются между собою (одно есть душа, а другое – тело), но одну имеют цель – спасение людей» 5 . Для достижения этой высокой цели (служить спасению людей) «священство поставлено как бы в средине между божественным естеством и человеческим, чтобы одному служить. а в другом производить перемену на лучшее» 6 , – «ибо при его (священства) содействии и возрождаемся и причащаемся Божественных Таин, без которых невозможно стать причастниками небесных наград, по неложным изречениям Самой Истины, изрекающей в одном месте: “аще кто не родится водою и духом не войдет в Царство Небесное” ( Ин.3:5 ), и в другом: “кто не яст плоти Моей и не пиет крови Моей, тот не имеет части со мною” ( Ин.6:53–56 ). Потому, если без сих таинств невозможно сподобиться Божественного жребия, таинства же совершаются не иным кем, как священством, то как же тот, кто пренебрегает священство, не оскорбляет божественного и не пренебрегает душу свою?.. Посему, да прославят и увенчают священство, как определяющее всякому, что кому следует» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

I. Первый камень сардий 2 есть так называемый вавилонский. Он вида как бы огненного и цвета крови, уподобляясь посоленной рыбе сардию. Поэтому он и называется сардием, от вида своего получив прозвание. Он находится в Вавилоне, в Ассирии. Этот камень прозрачно-блестящий. Он имеет и врачебную силу: им пользуются врачи при опухолях и других поражениях, бывающих от железа. Есть и иной камень (того же рода), сардоникс, иначе называемый малахитом, который также смягчает опухоли. Он такого же вида, как и сардий, только с зеленым отливом. Важнее всего он при начале весны, когда начинаются оные болезни. II. Камень топаз более красен, нежели анфракс. Находится он в Топазе, городе Индии 3 , быв некогда найден тамошними каменотесами в сердцевине другого камня. Каменотесы, увидев, что он блестящ, объявили его за алебастр некоторым Фиванцам и продали за не большую цену. Фиванцы же принесли его управлявшей в то время их городом царице; а она, взяв его, возложила на диадему посредине лба. С камнем этим делают следующий опыт: будучи стираем (в порошок) на лекарском оселке, он образует жидкость уже не красную, соответственно его цвету, а млековидную (молочного цвета). За тем растирающий наполняет этой жидкостью сколько хочет сосудов и совершенно нисколько не уменьшает первоначального веса. Образовавшаяся из него жидкость эта помогает в глазных болезнях. Пьющий ее предохраняет себя также от водянки; исцеляет она и тех, которые чахнут от принятия в пищу морского винограда. III. Камень смарагд. Он называется также и прасином (зеленым). Он зеленоват по виду и представляет некоторое различие между несколькими видами его. Некоторые называют их Неронианами, а другие Домицианами. Нерониан мал по виду, очень зелен, прозрачен и блестящ. Называются же они, говорят, Неронианом или Домицианом по следующей причине: утверждают, что Нерон или Домициан налили масла в довольное число сосудов; это масло по времени от плесени позеленело и от этого камень, напояемый маслом в особенном обилии получил зеленый цвет. Другие же говорят, что некто Нерон, древний художник низшего разряда, или каменотес сделал первый опыт приспособления смарагда к житейским потребностям, и от того самый камень стал называться Неронианом. Иные же называют его Домицианом. Но и другие есть смарагды. Первый находится в Иудее и совершенно подобен Нерониану; а другой – в Ефиопии. О нем говорят, что он родится в реке Фисоне. Фисон же у греков называется Индом, а у варваров – Гангом 4 . Говорят, что в той же реке находится и анфракс. Ибо тамо, сказано, есть анфракс и камень зеленый 5 ( Быт. 2:12 ). А сила камня, то есть, смарагда, говорят, заключается в том, что в нем отражается лицо. Баснотворцы говорят также, что он способен сообщать предведение. IV.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Вопрос 1. Для чего Бог повелел исчислить народ? И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно ( Числ. 1, 2 ).   Чтобы показать истину Своего обетования. Ибо в обетовании сказал Аврааму: «умножая умножу семя твое, яко звезды небесныя, и яко песок вскрай моря» ( Быт. 22, 17 ). Доказал же истину обетования тем, что от седмидесяти пяти человек, вошедших в Египет, чрез небольшое число лет, исчислено шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят мужей способных к войне, за исключением престарелаго и несовершеннолетняго возраста, так же женскаго пола и колена Левиина ( Числ. 1, 45–47 ); потому что оно не было исчисляемо с прочими коленами. На сие-то Свое могущество указуя, Владыка Бог сказал и чрез Пророка Исаию: «воззрите на Авраама отца вашего, и на Сарру породившую вы: яко един бе, и призвах его, и благослових его, и умножих его» ( Ис. 51, 2 ). Вопрос 2. Почему число Левитов мало? Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моисей и Аарон по повелению Господню, по родам их, всех мужеского пола, от одного месяца и выше, двадцать две тысячи. ( Числ. 3, 39 ).   Потому что они начальники; а начальствующих должно быть меньше, нежели подначальных. Сверх того они освобождены были от военнаго дела, и заняты только божественною службою. Вопрос 3. Почему же колено Иудино, будучи и царственным, превосходило числом все прочие? Всех вошедших в исчисление к стану Иуды сто восемьдесят шесть тысяч четыреста, по ополчениям их; первыми они должны отправляться. ( Числ. 2, 9 )   Из царственного колена царствовал только один; а в колене Левиином все священнослужительствовали, одни священствуя, а другие им служа. Но колену царственному и следовало превышать числом, как ради благословения Владыки Христа, Который от сего колена имел произойдти по плоти, так и для того, чтобы поставляемые из него царями в единоплеменниках имели достаточное себе пособие. Еще же и в сем сблизил иереев с коленом царственным; колену Иудину дав место к восходу солнца, присоединил к нему иереев с кивотом, а Дану отделил север. Ибо сказано: «от лица севера возгорятся злая на всех обитающих на земли» ( Иер. 1, 14 ). В изъяснении же благословения Иаковлева сказано было, что от колена Данова родится губитель, который наименует себя христом, но будет поступать вопреки сему именованию, и присвоять себе нимало ему непринадлежащее. А Иуде весьма справедливо уделил восток; потому что и о Владыке Христе взывают божественные Пророки: «се муж, Восток имя Ему» ( Зах. 6, 12 ); и: " бояшимся Меня возсияет Солнце правды, и исцеление в крилех его» ( Мал. 4, 2 ). и: «седящим во тме... и сени смертней, свет возсияет им» ( Матф. 4, 16 ). Вопрос 4. Какие были обязанности жрецов, и какие Левитов?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 21 (1) Как опустошительная буря с юга, Идёт он из пустыни, Из земли страшной. (2) Ужасное видение открыто мне: Грабитель грабит, Опустошитель опустошает. Иди, Элам, Осаждай Мид, Я прекращу все вздохи; (3) Потому что утроба моя переполнилась болью, Муки схватили меня, Как муки – рождающей, Я содрогаюсь от того, что слышу, Трепещу от того, что вижу, (4) Мечется сердце мое, Ужас смущает меня, Ночь моего наслаждения – и та мне страшна. (5) Расставляют столы, Окружают седалищами, Едят, пьют.... Встаньте, князья! Мажьте щиты! (6) Ибо так говорит мне Господь: «Ступай, поставь стража, Что он увидит – пусть скажет». (7) И видит он всадников, сидящих на конях, Всадников – на ослах, Всадников – на верблюдах; И прислушивается он внимательно, Очень внимательно. (8) И кричит по – львиному, с вышки, «Господи! Я стою ежедневно, И на стражу мою выставляют меня всякую ночь (9) И вот что! Едет всадник, Человек, сидящий на коне, Отвечает он и говорит: «Пал, пал Вавилон, И все изваяния богов его, разбитые – на земле». (10) О! молотьба моя И произведение гумна моего»! Что слышал я от Иеговы воинств, Бога Израилева, то и передаю вам. XV Приговор Думе 117 . (11) Кричат мне с Сеира 118 , «Сторож! сколько прошло ночи? Сторож! сколько ночи»? (12) Отвечает сторож: Наступает утро, Но еще ночь 119 . Если вы так настоятельно спрашиваете, То возвратитесь и приходите после. XVI Приговор Аравии 120 . (13) В лесах аравийских ночуйте, караваны Дедана 121 (14) Несите воду на встречу жаждущим, Жители земли теманской 122 , Встречайте со своим хлебом беглецов; (15) Потому что бегут они от опустошения, От меча извлечённого, От лука натянутого, От тягости войны. (16) Ибо так сказал мне Господь: «Пройдёт еще год, Год такой, как наёмничий, И вся слава Кедара 123 исчезнет; (17) Мал остаток стрелков И немного храбрых потомков Кедара». – Так сказал Иегова, Бог Израилев. XVII Приговор долине видений 124 . 117 Одно из названий той части аравийской пустыни, в которой обитали потомки Измаила, сына Авраамова, от Агари, и впоследствии, потомки Исава – Эдома. Дума был шестой сын Измаила. Быт. 25, 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Глава 5 Мих.5:1 . Ныне оградится дщи ограждением, рать учини на вы; жезлом поразят о челюсть племен Израилевых. Они, не предвидя конца, как оградою некою, окружат город воинством, надеясь взять его со всеми жителями и в чаянии поступить с ними со всею наглостью. Сие выразил Пророк, сказав: «жезлом поразят о челюсть», потому что такой удар всего бесчестнее. Но не бойся; не останешься без попечения о тебе, не за правдивость твою, но ради Царя, который родится от тебя по плоти. И ясно показывая сие, присовокупил Пророк: Мих.5:2 . И ты Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных? Из тебе бо Мне изыдет, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дней века. Не смотри, Вифлеем, на малочисленность жителей, говорит Пророк; у тебя есть основание к прославлению, какого не имеет ни один город на земле; в тебе родится по плоти прежде век Рожденный от Отца, «Его же исходи из начала». И сие совершенно сходно со сказанным в начале Евангелия: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово Сей бе искони к Богу» ( Иоан. 1:1, 2 ). Сходно сие и с тем, что изрек Бог устами блаженного Давида: «из чрева прежде денницы родих Тя» ( Псал. 109, 3 ). Итак, сей превечный, в начале сущий у Бога, Бог Слово и от Бога имеющий «исходи от начала» в тебе, говорит Пророк, родится по плоти, тебя, умаленный в тысячах Иудиных город, соделывая славным и знаменитым. И сие-то пророчество отважились нынешние Иудеи толковать о Зоровавеле, явно противоборствуя истине; и не стыдятся они слыша, что «исходи Его из начала от дней века». Зоровавель же, после пленения родившись в Вавилоне, от места сего получил и именование. Да и древние Иудеи понимали пророчество сие не одинаково с нынешними; напротив того, после Зоровавеля, когда протекло большое число лет, спрошенные Иродом: «где Христос раждастся?», во свидетельство ему привели сие именно пророчество ( Мф. 2:4–6 ). Итак, явно, что нынешние Иудеи толкуют превратно. Но оставив их неразумие, обратимся к продолжению толкования. Мих.5:3 . Сего ради даст я, до времене раждающия породит, и прочии от братий их обратятся к сыном Израилевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Приказано выжить " Учительница вызывала нашу бабушку и вынуждала ее убеждать нас, чтобы мы больше не рожали. Для нашего же блага " 19.12.2005 366 Время на чтение 11 минут Папина зарплата Считается, что на много детей надо сначала заработать, то есть быть многодетным не может позволить себе, например, врач или учитель. Однако, согласно статистике, процент " богатых " среди многодетных исчезающе мал. По данным социологического исследования НОБУС (Национальное обследование благосостояния и участия населения в социальных программах), наибольшее число многодетных отцов, живущих в городах-миллионерах, работают в сфере торговли - 24,4%). Второй по популярности сферой занятости оказались транспорт, складское хозяйство и связь (около 24%). За ними следует горнодобывающая промышленность (15,8%). На четвертом месте - сфера образования (9,8%). В небольших городах (с населением от 20 до 100 тыс. человек) большинство многодетных отцов занято в обрабатывающей промышленности (21,8%). Ее почти догоняют по популярности торговля и ремонт - 19,3%, на третьем месте строительство - 12,2%. Транспорт на четвертом месте - 11%. Большинство многодетных отцов, с которыми удалось побеседовать нашим корреспондентам, оказались водителями. Владимир, отец семерых детей, нашел работу случайно: " Услышал по радио, что московскому храму требуется водитель. Это была такая удача! Я и детей устроил в школу при этом храме, и платят здесь приличные деньги - получаю около 20 тысяч в месяц " . При выборе работы для Владимира было важно и то, что у него гибкий график и остается достаточно времени для семьи. У водителя Матвея (9 детей), противоположная ситуация: " Дети меня видят редко. Работаю двое суток через двое. Когда выходные - отсыпаюсь " . Чтобы на большую семью хватало средств, многие устраиваются сразу на две-три работы. Как удается сохранить работоспособность? Отвечает отец шестерых детей дизайнер Максим: " Это как на войне. В такой ситуации люди либо сходят с ума, либо становятся великими комиками, как Юрий Никулин. У меня три работы, но я не искал их специально. Просто так получилось: из одной работы выросли другие две. В месяц выходит около двух тысяч долларов " . Программист и системный администратор Алексей, отец четверых детей: " Моя зарплата около 1,5 тысячи долларов в месяц. Работаю пять дней до вечера, бывает, допоздна. На выходных я дома - это праздник для детей, они считают дни. Вечер пятницы для них очень важный, " потому что папа будет с нами целых два дня " " . Отец пятерых дочерей и одного сына Николай - врач: " Работаю в трех местах, с довольно гибким графиком, в зависимости от того, сколько народу записывается на прием. Бывает, свободен утром и сижу дома с младшими " . Всего в месяц Николай зарабатывает около 10 тысяч рублей, его семейству помогают родители. Получается, что многодетные отцы вынуждены крутиться как белка в колесе. И назвать этих людей проходимцами и бездельниками язык не поворачивается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

На престоле Плащаница лежит до отдания праздника Пасхи, в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле». 1 На чем основывается настоящий обряд в целом своем виде, сказать определенно трудно, но некоторые его частности имеют несомненные основания в практике восточных церквей, откуда получил свое начало и сам обычай выносить в Великую субботу после великого славословия вместе с Евангелием и св. Плащаницу. Так, несомненно, известно, что обычай полагать Плащаницу на престоле явился на Руси из современной нам практики церквей восточных 2 , хотя, впрочем, с некоторыми особенностями. Из современных уставов церквей греческой и болгарской можно видеть 3 , что на востоке Плащаница полагается на престоле непосредственно после входа с нею на утрени в Великую субботу, тогда как у нас ныне по входе при пении «Благообразный Иосиф» она относится снова на середину храма, откуда и переносится на престол, как мы уже сказали, перед началом пасхальной утрени, по окончании полунощницы. Этот последний обычай, находясь в некотором противоречии с современной практикой церквей восточных, не согласуется с предписаниями и нашего современного Типикона. Описывая вход с Плащаницею и Евангелием в Великую субботу на утрени, наш Типикон замечает: «сему же (т.е. Трисвятому, которое поется при совершении рассматриваемого нами входа) кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царские двери и полагает Евангелие на престоле, уготованне столе во образ гроба» 4 Т. е. по нашему Типикону, Плащаница совершенно не лежит на престоле, а после входа с нею на утрени в Великую субботу вносится в алтарь и полагается на особенно для этого случая устроенном столе «во образ гроба», где и лежит до следующего года. Рассматриваемая нами практика относительно времени снятия Плащаницы с престола, не согласуется, наконец, и с древнейшею нашею богослужебною практикою, которая тоже допускала положение Плащаницы на престол, хотя, впрочем, только на одну неделю св. Пасхи до недели Фоминой. В 16 веке, когда впервые появился обычай выносить в Великую субботу на утрени вместе с Евангелием и Плащаницу, после входа с Евангелием и Плащаницею или «воздухом, на нем же образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, целуют и полагают св. Евангелие в алтари на святой трапезе, с ним же и воздух полагается на святой трапезе даже и до Фоминой недели " 5 . Этим воздухом в обителях Антониево-Сийской 6 , Кирилло-Белозерской 7 , Троице-Сергиевской 8 и на Прилуке 9 престол покрывался всю пасхальную неделю до субботы, а в этот день, после окончания литургии, снимали его с престола и убирали на прежнее место. Иногда, так как престол был мал, а Плащаница, или воздух велик, то для удобства священнодействия Евангелие не полагалось на престоле, «занеже воздух на престоле» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) О советской интеллигенции Для того, чтобы понимать, что из себя представляет интеллигенция в СССР, надо помнить, что весьма разнородную массу населения Союза можно в общем разбить в культурном отношении на следующие три группы: 1) Высшая интеллигенция. Эту элиту составляют остатки старой квалифицированной интеллигенции: профессора, врачи, инженеры и т. д., а затем их дети, в большинстве также получившие высшее образование. Даже если эти последние не проходят высшей школы, они остаются в общеобразовательном отношении на уровне старой интеллигенции, т. к. к средней школе – десятилетке (которая вовсе не так уж плохо поставлена, как здесь думают) присоединяются, как правило, обильное чтение и влияние домашних. Кроме того, к тому же классу принадлежит ряд людей, выбившихся из низов, но одаренных большими способностями и искусством ассимиляции. На них вовсе или почти незаметно бывает их происхождение. Эта подлинная интеллигенция немногочисленна, хотя, может быть, количественно немногим уступает интеллигенции царского времени; но теперь она тонет в массе прослойки прежде не существовавшей. 2) Это – интеллигенция, так сказать, ремесленная, массового и ускоренного производства. Дети крестьян и рабочих, они оканчивали среднюю школу или рабфак, не получая ничего из дома и из той среды, где вращались. Здесь притом большую роль играет и время окончания школы; первый момент после революции она была в страшно запущенном состоянии, на ней производились опыты различных нововведений, и оттуда даже самый одаренный ребенок мало что мог вывести. Затем они проходили какой-нибудь вуз и делались подчас неплохими специалистами. Во всяком случае, они удовлетворяют потребностям страны. Но в отношении общего развития баланс у них весьма печальный. Они могли лишь весьма некритически воспринять в большинстве совершенно неверные политически и философские воззрение, поднесенные им в школе и институте. Их образовательный багаж слишком мал, чтобы они могли самостоятельно его увеличить. В результате мы имеем врачей, которые по своему образованию соответствуют фельдшерам старого времени; инженеров, стоящих на уровне развития европейского мастера; офицеров, которые в другой армии были бы, на хороший конец, фельдфебелями, и т. д.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Часть II. Сундар-Сингх: в поисках истины Нехристиане без Христа Как христиане, так и нехристиане являются одинаковыми созданиями и сынами одного Бога. Но тем не менее между ними есть большая разница. Некоторые люди имеют истинные понятия Его бытия, преобразуются в Его Образ и наследует жизнь и вечное блаженство, ибо они жили в присутствии Иисуса Христа, Который стал Человеком. Другие ходят в тусклом свете истины так, как они его понимают, по желанию своей собственной воли. Они теряют доверие к Истине (отходят от Истины) и сами у себя отбирают благословения, которые можно найти во Христе. Как отличается жизнь тех, кто живут со Христом от других людей, можно видеть из примеров, которые мы здесь приведем. Это хорошо известный факт, что в тех странах, где Евангелие широко проповедуется, мышление людей замечательно изменилось, если даже сравнительно мало людей стали открытыми последователями Христа. Наоборот, те страны, где Евангелие не проповедуется, находятся почти в том же состоянии, как во времена, когда они были еще необразованные и совершенно суеверные. Слово Божие говорит нам, что все люди являются сынами Божиими, ибо Он Тот же Самый для всех и не смотрит ни на какое лицо. Написано: «Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему” ( Деян.10:35 ). И дальше написано: «И не переставал свидетельствовать о Себе» ( Деян.14:17 ). Свет Истины, который Бог открыл, был достаточен, чтобы привести к Нему народы; но это был еще не тот полный свет Истины, который открылся после во Христе, Солнце правды ( Мал.4:2 ; Ин.1:9 ). «Теперь, когда Свет пришел в мир» отношения изменились, так как истинные искатели правды начали следовать за Ним в этом свете; другие же, чьи глаза ослеплены по собственной воле, наоборот, отвернулись от Него и ходят во тьме ( Ин.3:19-21 ). Если человек в поисках Истины не может удовлетворить стремления своего благочестивого сердца, то он не находит покоя, ибо если его совесть бодрствует, то он не сможет заглушить его горячего желания, даже если и будет стараться. Если кто умышленно не почитает Бога и через это убивает стремления своего сердца и заставляет молчать внутренний голос, тот может получить какой-то мир, но это будет мир смерти. Мы попробуем выяснить, до чего дошел человек, чтобы успокоить душу в стремлении к миру. Постель из гвоздей

http://azbyka.ru/propovedi-sing/3

Слезы " Питье мое, – говорит он [Давид], – растворял слезами» ( Пс. 101:10 ). Как при хлебе необходимо быть питью, так и слезам – при покаянии. Такое питье не только прохлаждает душевную жажду, но гасит и самый неугасимый огонь. Жажда же душ наших (если в ком она есть), – это Божественное желание, о котором говорит святой Давид: «Как лань охотно стремится к источникам вод, так душа моя стремится к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя (явиться) к Богу» ( Пс. 41:2–3 ). Такую жажду слезы прохлаждают или, лучше сказать, услаждают. Это хорошо знают испытавшие, исполненные Божественного желания и оттого тепло плачущие. Огнем же являются наши грехи, достойные неугасимого геенского огня и сжигающие все наши добрые дела подобно тому огню, который, будучи привязан Сампсоном к хвостам лисиц, сжег филистимскую пшеницу во время жатвы (см. Суд. 15:4–5 ). И поистине каждый грех – это огонь. Огонь – ярость и гнев, почему и называются они запальчивостью. Плотское вожделение – тоже огонь, и огонь сильный, сжигающий дубравы и горы, ибо эта страсть сжигает не только обыкновенных людей, подобно дубравам, но и великих святых, заслуги которых перед Богом, как горы; «если охватит, то сжигает их до основания» ( Пс. 82:15 ). Невоздержный язык апостол называет также огнем: «Язык – огонь, прикраса неправды… будучи сам воспаляем от геенны» ( Иак. 3:6 ). Грабеж и хищение чужого – тоже огонь, ибо чужие вещи, особенно же духовные, церковные, иноческие, которые, по свидетельству Отечника и Пролога, если появятся где, то сжигают все, как огонь, так что невозможно грабителю обогатиться чужим. Точно так же и всякий грех, любимый и обыкновенно совершаемый нами, – это огонь внутри нас, сжигающий нас, согласно словам Приточника: «Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» ( Притч. 6:27–28 ). Кто любит один грех, не сожжет ли он этим все свои добродетели? Как мал этот огонь, но какие большие вещи он сжигает! Если же кто всю жизнь свою истрачивает на грехи без покаяния, то не будет ли он осужден на вечное сожжение в неугасимом огне? Как, по словам апостола: «Земля, производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» ( Евр. 6:8 ), так и для грешника будет участью огонь неугасимый во аде, возожженный его непрестанными грехами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010