В конце Устава есть 58 глав «О храмах» с указаниями, как совершать службу в храмовые праздники, особенно – при совпадении храмового праздника с другим праздником. Первые 25 глав содержат последования на храмовые праздники, бывающие во время пения Минеи с Октоихом, с 1 сентября ст. ст. до Недели мытаря и фарисея. Если праздник случится в пятницу перед Богоявлением или Рождеством Христовым (на нее в известных случаях, предусмотренных Уставом, переносится совершение Великих часов), то Великие часы не отменяются, а отправляются особо. После них, как обычно, совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о. В главах 26–48 говорится о храмовых праздниках, бывающих в дни пения Триоди постной, а в остальных – о праздниках в дни пения Триоди цветной. В храмовых главах указаний на последование храмовых двунадесятых праздников Господних и Богородичных мало, так как в дни эти праздничная служба совершается во всех храмах одинаково. В храмовые праздники Устав предписывает отправлять службу так, как она положена святым, «имже бдение совершается», вне зависимости от того, к каким праздникам – великим, средним или малым – принадлежит день памяти того или иного святого. Предмет храмовых глав составляют именно указания, как отправлять службу храмовому празднику в соединении с другой праздничной службой, приходящейся на тот же день. Некоторые указания о совершении службы храму находятся в главах 48–50 Устава. В дни храмовых праздников перед Божественной литургией принято совершать малое водоосвящение и окропление святой водой алтаря и всей церкви. По окончании литургии совершается молебен с многолетием. Если престольный праздник случится в Великий пост на 1-й или Страстной седмице, то, согласно указаниям Устава, он переносится. Если праздник случится в дни седмичные на средних седмицах Четыредесятницы, в некоторых храмах его правят по Благовещенской главе, то есть служат Божественную литургию святого Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в других – по Предтеченской главе, то есть совершают литургию Преждеосвященных Даров, как и указано в главах 34 и 35 Устава «О храмах».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и не умолчим никогда ..., 50-й псалом: помилуй мя, Боже .... двадцать четыре краткие тропари в честь Божией Матери (по числу букв алфавита греческого). Апостол ( Евр.2:11–18 ) говорит, что освящение наше есть Господь, приискренне приобщивыйся плоти и крови нашей, Который пострада, сам искушен быв, может и искушаемым помощи. В Евангелии ( Ин.5:1–4 ) воспоминается овчая купель иерусалимская, чудесно исцелявшая больных при возмущении в ней воды святым ангелом. В следующей затем великой ектении, молимся об освящении воды, ниспослании ей целительной силы и проч. Такого же содержания читается молитва, в которой просим всеблагого Бога посетить нашу немощь и исцелить недуги наши душевные и телесные. В сей молитве воспоминаются братия наши ненавидящие и любящие нас, чтобы Господь помиловал их по великой своей милости, всякой нужды избавляяй. После сего священнослужитель благословляет и освящает воду крестом, творя на ней знамение крестовидно с пением тропаря: спаси, Господи, люди Твоя... При окроплении народа святой водой поются тропари в честь Божией Матери и святых бессребреников, как имущих источник исцелений. Оканчивается водоосвящение также, как и лития. Произносится вкратце сугубая ектения: помилуй нас Боже, на которой Господи помилуй усугубляется до сорока раз и молитва: Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш..., – та самая, которая читается в конце литии на всенощном бдении. Малое освящение воды в реках и на источниках совершается: а) в день преполовения Пятидесятницы, потому что Иисус Христос в это время предлагал учение народу близ Сихема о воде живой, текущей в жизнь вечную 734 . b) В первый день августа, в память избавления греков от сарацин, и россиян от болгар силой креста Господня, осенявшего полки. Греческий император Мануил Комнин, и русский великий князь Андрей Боголюбский, по сношении между собою, установили сей праздник с крестным ходом на реки, или источники (в веке). Сей праздник назван в святцах: происхождение честных древ честнаго и животворящаго креста Господня, что значит преднесение честного и животворящего креста Господня (пред полками) 735 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Если малое освящение совершается в доме, то водоосвящению, обыкновенно, предшествует молебное пение (Там же). Молебные пения Время и место Одни из молебнов служатся во всякое время в домах прихожан, по их желанию, или в церкви, – таковы молебны, состоящие из канона, хотя и из сих молебнов некоторые приурочены ко времени или к случаю; другие же молебны, без канона, преимущественно приурочиваются к известному времени или случаю, – таковы, например, во время брани против супостатов, от засухи, от безведрия и т.п., которые служатся только в известное время, соответственно их назначению и содержанию 104 . Молебны без канона Обрядовый порядок Все молебны без канона служатся по одному порядку; именно: после обычного начала – «Благословен Бог наш...» поется «Царю Небесный...» и читается вслед затем Трисвятое и прочие начинательные молитвы, а также «Господи, помилуй» 12 раз, «Приидите, поклонимся...» и псалом, особо положенный на каждый из сих молебнов, после псалма великая ектения – тоже особая, положенная наряду в каждом чине молебна. «Бог Господь и явися нам...» на глас, указанный в чине, и тропари на «Бог Господь...»; потом Апостол и Евангелие. После Евангелия сугубая ектения и одна или несколько молитв с коленопреклонением и затем отпуст 105 . Другие из молебнов на особые случаи соединяются с каноном (как например, об избавлении от духов нечистых, во время труса и проч.); такие молебны служатся в следующем порядке: начало, как и в прочих на особые случаи молебнах; после псалма, великая ектения, если она есть наряду, и канон, тоже указанный в чине; потом молитва (или молитвы) и за ними уже (если есть наряду) Апостол и Евангелие, и отпуст. Молебны с каноном Подготовительные действия Когда молебен служится в доме, то на столе полагается крест и Евангелие, а также и икона, если была она взята из церкви для этого случая. Стол должен быть поставляем так, чтобы икона, крест и Евангелие были видимы для всех; на нем, кроме еще чаши с водою и кропила – других вещей, как то: богослужебных книг, ладана, свечей, скуфьи и пр. – не должно быть полагаемо, эти вещи должны лежать на особом столе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

   Накануне дня освящения, пред всенощным бдением, у местной иконы Спасителя священник ставит на столе дискос с освященным антиминсом, над которым поставляет звездицу, и все покрывает воздухом. Пред святым антиминсом возжигается лампада, которая должна гореть всю ночь.    В алтаре на особом столе у горнего места полагают кропило и камни для прибивания гвоздей и др. предметы, необходимые для освящения храма.    На середине храма поставляется стол, и на нем помещают священные предметы алтаря: одежды престола и жертвенника, священные сосуды, Евангелие, крест, святое Миро и стручец и др. (см. подробнее в Приложении).    Пред этим столом на двух аналоях кладут три освященные иконы: Спасителя, Божией Матери и храмовую.    Всенощное бдение совершается пред этими иконами на середине храма, а не в алтаре. (Царские врата и завеса закрыты.) Вся служба совершается обновлению и храму.    В самый день освящения храма совершается малое водоосвящение, после которого священники вносят святую воду и стол со свящ. предметами в алтарь через царские врата и ставят по правую сторону престола.    Участвующие в освящении храма священники должны быть одеты в полное священническое облачение, поверх которого надевают защитные запоны.    Внеся стол, закрывают царские врата, после чего приступают к освящению престола и храма.    Подобно архиерейскому освящению храма, чин освящения храма священником заключает в себе:   устройство престола (трапезы);   омовение его и помазание святым Миром;   облачение престола и жертвенника в одежды;   освящение всего храма;   перенесение антиминса и положение его на престол;   заключительная молитва и краткая лития.    Устройство престола. После того как будет внесен в алтарь стол со свят, предметами, царские врата и завеса закрываются. Священники берут верхнюю доску будущего престола, предстоятель кропит ее святой водою с обеих сторон, ничего при этом не произнося. Певцы начинают петь 144-й псалом. Доска устанавливается на столпах так, чтобы совпадали засверленные в ней и в столпах отверстия под гвозди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

1 августа. В восемь часов утра наша церковь наполнилась богомольцами. Впрочем, посторонних не было; пришли свои, приехавшие на освящение. Отец Сергий Судзуки из Осака совершил малое освящение воды. Пели певчие, приехавшие главным образом из Киото, частию – из Токио. После водоосвящения владыка архиепископ облачился в мантию, епитрахиль, поручи, омофор и митру. По возгласе и обычном начале частица мощей святого мученика Мардария, вложенная в сребропозлащённый ковчежец, по помазании её св. миром была помещена в уготованное для неё внутри гранитного престола место. Прочитана положенная на этот случай молитва и пропет псалом. По окроплении святой водою гранитная плита, толщиною вершка в четыре, была рабочими уложена на престол, и таким образом он был подготовлен к имеющему быть послезавтра освящению. Вечером мы собрались компанией в Доого, покупаться в тёплых минеральных водах. Рассказывают, что известны эти воды очень давно, полторы тысячи лет тому назад. Открытию их помогла цапля. Крестьяне подметили, что одна цапля, сломавшая себе ногу, аккуратно являлась к источнику и становилась в него, после чего скоро поправилась. Тогда-де и люди стали лечиться из этого источника. Приезжал на воды когда-то в древние времена император и этим способствовал ещё большей популярности источника. В настоящее время здесь устроены хорошо оборудованные ванны, которые и посещаются охотно японцами. Около ванн масса гостиниц, получился настоящий маленький городок. Мы взяли особое помещение, за один час заплатили два йена и отправились поблагодушествовать вчетвером: владыка, я, отец Пётр и Джефрис. Нам дали японское кимоно, и я впервые в жизни превратился в японца!.. Впрочем, для меня в полтора месяца это очень много... Но и «дай-сикёо» тоже участвовал в маскараде!.. И, кажется, второй раз за всю свою долгую жизнь в Японии! Наше «переодевание» дало пищу остроумию, и мы много говорили о «маскарадах»... Вода в ваннах горячая, около 37° R! После постоянной жары, неизменного пота – этот час был для нас большим облегчением. Затем – японский чай в занятой нами комнате, к нему печенья в виде цапли – памятка о той, которая открыла воды… И мы на маленьком поезде возвратились в Мацуяму, на вокзал «Ицибаннчо», называемый по улице, на которой стоит и наш храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

По окончании литургии, в предшествии хоругвей и св. креста, с преднесением местно чтимых икон. Крестный ход идет на поля, где в уготованном месте бывает моление по следующему чину, при чем на столе помещается св. Евангелие, крест, 5 благословенных хлебов и елей, освященные на всенощном бдении. Совершается малое водоосвящение по чину 1 августа и, по окончании его, самый «Чин, бываемый на нивах», в следующем порядке. По обычном начале читаются псалмы: 104 – «Исповедайтеся Господеви, и призывайте имя Его», заключающий в себе указание на милости Божии, явленные ветхозаветному Израилю, и 27 – «К Тебе, Господи, поззву», в котором выражается вера, что единственным спасением человека является Господь Бог. По прочтении псалмов поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и пр. По окончании пения читает иерей молитву: «Господи, Боже наш, в начале создания Твоего сотворивый небо и землю», которая заканчивается чтением 67 псалма: «Да воскреснет Бог», после которого священник читает «заклинание святого мученика Трифона». В этой заклинательной молитве именем Св. Троицы, небесных бесплотных сил и св. угодников изгоняется от нив все вредящее им, а в следующей тайной молитве умоляется милосердие Божие скоро отвратит праведно наносимое прещение на ны грех ради наших «Взем же иерей священную воду с елеем кропит ею все место, глаголя: да отступят и исчезнут животная сия от места сего окроплением воды сия священныя во имя Отца и Сына и Св. Духа, аминь», говорится в Требнике. При этом на практике в святую воду вливается освященный за всенощным бдением елей, и этою водою с св. елеем окропляются поля; клир поет: «Подаждь утешение» и др. Песнопения (по Требнику П. Могилы). По возвращении крестного хода в храм произносится обычный отпуст, на коем воспоминаются свв. мученики Трифон, Евстафий и Иулиан со святым дня. Практика старейших и опытных пастырей рекомендует пред отпустом читать в храме «молитву молебную на всякую литию» коленопреклоненно и по отпусте возглашать обычные многолетия. Освященные хлебы раздробляются и раздаются предстоящим. – Свящ. Н. Богословский (см. Свод узаконений и заметок по вопр. паст. пр. с. 154–156). О заклинании св. Трифона есть исследования А. И. Алмазова – «Святые покровители сельскохозяйственных занятий». Одесса 1904. Отзыв об этой книге см. в Библ. Листке при нашем журнале за 1904 г. вып. 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

134 По примеру христианских греческих царей, и у нас в России торжество победы над врагами Русского отечества – Казанскими болгарами и мусульманами – установил Благоверный русский Владимирский князь Андрей Боголюбский в 1-й день августа 1164 г. По этому случаю, по совершении литургии, совершается крестный ход на воды и бывает там малое водоосвящение и кропление улиц города или веси, как это происходило издревле в Константинополе на востоке. 135 В день 6 января, в навечерие, совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа Иисуса Христа, освятившего естество воды, а равно и крещения оглашенных, которое древле принимали они в навечерие Богоявления, а в самый праздник собственно в воспоминание крещения Спасителя. 137 Когда св. Чудотворная икона Божьей Матери Смоленской уносится из обители в дальние окрестности Кирилловского уезда и при встрече ее в монастыре, в обоих случаях бывает торжественный звон колоколов. 138 См. «Древности Кирил.-Бел. монастыря» архим. Варлаама, стр. 1, примеч. 2–3–4, Москва. 1859 г. 139 Точно также на имя Кирилловой обители постригся при смерти и отец его великий кн. Василий Иванович–под именем смиренного инока Варлаама. (См. Сказание кн. Курбского, стр. 33–34–35). 140 В древности, по особенному уважению к иноческому образу, русские князья и многие знатные бояре принимали в болезни, как приготовление к смерти, пострижение, чтобы через это торжественное покаяние очиститься от грехов и предстать пред Бога чистыми и непорочными. 142 Архимандрит Варлаам в своей статье «О древностях Кирил.-Бел. монастыря» неверно отождествляет имя игумена Кассиана за одно лицо с Вассианом. Последний был переведен сюда из Троицкой лавры и имя его значится на третьем колоколе Кириллов. монастыря, что он отлит при игумене Вассиане (1562–1564 г.) (См. «Древности Кирил. – Белоз. монастыря» архим. Варлаама, стр. 67, примеч. 159). В XV веке князь Феодор Иванович Каргопольский дал в Кириллов монастырь при игумене Касьяне деревню Ильицино с судом и данью (Рукоп. Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

(См. сказание кн. Курбского – ответ Иоанна. кв. Курбскому, стр. 159). 118 Одоевские очень много делали пожертвований в здешний монастырь ризницею, покровами, пеленами и т. п. Сын Никиты Ивановича–Яков Никитич в 1692 г. приезжал сюда для богомолья (замечает арх. Валаам в описании «Древностей Кирилло-Белозерского монастыря», стр. 23, примеч. 69) 120 См. о сем Историю древностей в Кирилло-Белозер. монастыре, составл. Архим. Варлаамом 1869 г. Москва. 121 В день блаженной кончины преподобного вся братия обители со слезами стеклась к нему в келью, желая принять благословение и проститься с глубокочтимым своим старцем. Окружая его одр, некоторые говорили ему: «если ты нас оставишь, отче, то и место запустеет, ибо многие переселятся из сего монастыря». Но святой отвечал им: «не скорбите о сем, а наипаче по сему разумейте, если стяжу некоторое дерзновение и делание мое угодно будет Богу, то не только не оскудеет место сие святое, но и больше распространится по моем отшествии, только любовь имейте между собою». (См. житие его). 124 См. Истор. Российск. иерарх. ч. 1, стр. 313; «Древности Кирил.-Бел. монастыря» архим. Варлаама стр. 95, примеч. 106. 130 Слово «погост» в древности употреблялось и в широком и в узком смысле. В первом случае оно обозначало округ с большим селом, как средоточие администрации края. Во втором смысле «погостом» обозначалась отдельная церковная единица (см. Новгор. писцовые книги). Неволин (О пятинах и погостах Новгородских в XVI веке). 133 Воспоминая в неделю о расслабленном освящение воды от ангела в купели Силоамской и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», церковь в день Преполовения, по литургии, совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, «яко всем, возопил Он, жаждай да грядет ко мне и да пиет». Для этого крестный ход направляется из храма на источник, или к реке, при колокольном перезвоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Водоосвящение Водоосвящение или водосвятие – древний церковный обряд: троекратным погружением креста при соответствующем молитвословии призывается на воду благословение Божие. Церковь различает водоосвящение великое и малое. Великое бывает в навечерие праздника Богоявления (Крещения Господня) и в самый день Богоявления (Крещения Господня) по окончании литургии. Вода освящается обыкновенно в реке, озере или источнике. Малое водоосвящение совершается 1/14 августа – на Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Кроме того, и в день Преполовения пятидесятницы, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна 4, 14 ). Малое водоосвящение бывает также перед литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и окроплением. Наконец, этот священнодейственный обряд может совершаться во всякое время по желанию верующих. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010