Петра (Могилы) († 1647), в целом стоявшего на позициях католич. богословия таинств (так, он верил в пресуществление Св. Даров во время установительных слов Спасителя, а не эпиклезы, и т. д.). В своем Требнике (К., 1646) свт. Петр внес в текст молитвы малого В. слова призывания Св. Духа на воду (Ч. 2. С. 15), чем изменил смысл чина малого В., исключил из состава Требника чин омовения св. мощей (при этом молитва чина омовения св. мощей (    ) была использована свт. Петром для «        », составленного им на основе чина омовения св. мощей). В рус. изданиях Требника начиная со 2-й пол. XVII в. и вплоть до современных молитва малого В. печатается без предложенной митр. Петром интерполяции, но молитва чина омовения св. мощей (сам чин из Требника исключен как не имеющий соответствия в греч. печатном Евхологии; впрочем, вероятно его первоначальное греч. происхождение - Желтов. 2005) под влиянием южнорус. изданий Требника печатается в конце чина под заглавием «        ». В совр. рус. приходской практике чин малого В., как правило, сокращается: опускаются псалмы и часть алфавитных тропарей и тропарей ликам святых, вместо продолжительной молитвы                    часто читается более краткая молитва     (согласно ред. печатного Требника («        ») или иногда даже согласно ред. Требника митр. Петра (Могилы), не получившей офиц. одобрения церковной власти). Т. о., в приходской практике молитва малого В. часто заменяется молитвой иных чинов - «во исцеление болящего и в защищение дома», или омовения св. мощей. В совр. практике афонских мон-рей малое В. нередко бывает во время литургии - начальную часть, алфавитные тропари и тропари ликам святых поют (без сокращений) во время причащения священнослужителей, а оставшуюся часть чина совершают сразу после заамвонной молитвы; в афонской практике сохраняется и обычай погружать в дни престольных праздников мощи наиболее почитаемых святых в освящаемую воду. Вкушать св. воду малого освящения в отличие от богоявленской допускается не только натощак; она также широко используется для окропления различных предметов с целью их благословения.

http://pravenc.ru/text/155063.html

Если малое водоосвящение совершается в доме, то водоосвящению, обыкновенно, предшествует молебное пение. Молебные пения Хотя большая часть богослужений суть молебные пения к Господу, к Его пречистой Матери и к ходатаям у Него и заступникам о нас святым, но, преимущественно и исключительно, называется подобным пением (молебном) то особое богослужение, при котором просят Господа и Его угодников о ниспослании милости, или благодарят Бога за получение благ. Молебные пения, по составу, подобны утрени и совершаются в храме и в частных домах 1350 . Молебные пения совершаются в храме и бывают после литургии и пред ней, равно после утрени и вечерни. Одни из них принадлежат к общественному богослужению, как-то, молебные пения, отправляемыя: а) в царские дни, – так называются дни рождений и тезоименитств их императорских величеств и их императорских высочеств, также день восшествия на престол благочестивейшого государя императора и день коронования и священнейшого миропомазания их императорских величеств (см. выше); б) в дни праздников храмовых и другие, также г) особого рода молебные пения во время общественных бедствий (нашествия иноплеменников, губительства, поветрия и смертоносные немощи, бездождия, безведрия, глада и т. и.) Другие молебные пения принадлежат к частному богослужению, совершаются по требованиям и нуждам некоторых христиан. К ним можно отнести молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов: воинских знамений. корабля и т. π. Молебствие в царские викториальные дни совершаются со звоном 1351 . Обыкновенно, и в дни храмовых праздников, в которые служба отправляется, как в царские дни 1352 , молебствия совершаются также со звоном. Молебствия не долиты быть совершаемы во время литургии (Указ 1723 г., сент. 23), также ин во время других Богослужений и по два вдруг (Реглам. Духовн. о делах общих, ч. И, § 9). Молебные пения один совершаются с пением канона, другия – без него 1353 , третьи – без чтения Евангелия 1354 . Те и другие, и третьи печатаются в книге именуемой: «Последование молебных пений» и особыми книжками. Последования молебных пений есть и в Большом Требнике 1355 . Канон молебный ко Пресвятой Богородице с изложением чина молебного пения содержится в Октоихе, в конце книги после 4-го гласа, и в конце 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Миро освящается архиереями на Литургии в Великий четверг, и только в Москве. Младенцев, о которых неизвестно, крещены они или нет, крестят при таких словах: «Крещается, аще (если) не крещен». Почему Тело и Кровь Христовы, или Святое Причастие, называются Тайнами, – см. ранее. Дарами же называются они потому, что даны от Христа Спасителя и мы принимаем их не за какие-нибудь заслуги, а даром, по одной милости Божией. О последовании Таинства Причащения рассказано при объяснении Литургии. Название «исповедь» происходит от слова «исповедоваться», то есть открываться в чем-либо другому, изустно рассказывать о себе другому. Последование Таинства Священства называется хиротонией, что в переводе с греческого языка значит «рукоположение». Название «венчание» происходит от возложения венцов на брачующихся. Сначала становятся они в притворе, где при особенных молитвах священник обручает их кольцами. Это называется обручением. Все это обыкновенно записывается в книге, называемой «обыск», и утверждается подписью. Соборование – от слова «собор» или «сбор» священников и родных больного при совершении этого Таинства. Освящать храм может и священник, получив от архиерея освященный им антиминс. Освящение храма священником несколько отличается от архиерейского: например, не полагаются святые мощи под престолом и т. п. При погребении и поминовении приносится в церковь и вкушается дома особенное кушанье, так называемая кутья, или коливо, то есть разваренные зерна пшеницы или риса с сахаром и сладкими плодами. Зерна указывают на будущее воскресение умершего, а сладость – на сладость райского блаженства. Лития – это последняя часть панихиды. Водоосвящение бывает малое, совершаемое во всякое время, и великое, совершаемое только в Крещение. На малом, при погружении креста, поется: «Спаси, Господи», а на великом – «Во Иордане крещающуся». Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 2.4 млн. Всего записей 240 Подписка на рассылку ©2024 Катехизация и воцерковление

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

на освящение «колесницы» – чинопоследование молебна, совершаемого над автомобилями и другими колесными средствами передвижения. Чин освящения нового дома Перед освящением новопостроенного дома священник может совершить малое освящение воды, чтобы использовать ее в обряде. Если же малого водоосвящения не бывает, он приносит святую воду и сосуд с елеем с собой. Перед тем как начать обряд, на каждой из четырех стен дома священник изображает елеем крест. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него помещают сосуд со святой водой, полагают Евангелие, крест, возжигают свечи. Краткий устав-схема чина благословения нового дома Возглас иерея: «Благословен Бог наш…». Молитва призывания Святого Духа: «Царю Небесный…». «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…». «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся…» (трижды). Псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго…». Тропарь: «Якоже Закхееву дому…». Молитва: «Господе Иисусе Христе Боже наш…». Тайная священническая молитва: «Владыко, Господи Боже наш…». Возглас иерея: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны…». Благословение елея с чтением над ним молитвы: «Господи, Боже наш, призри ныне милостиво…». Кропление водой всех стен дома. Помазание стен дома елеем со словами: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея во Имя Отца и Сына и Святаго Духа». Зажигание свечей перед каждым крестом, изображенным на стенах дома. Стихира: «Благослови, Господи, дом сей…». Евангелие от Луки (19; 1–10). Псалом 100-й: «Милость и суд воспою Тебе…» и каждение дома. Ектенья: «Помилуй нас, Боже…». Возглас иерея: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш…». Отпуст. Многолетие. Смысл и назначение молитвословий чина можно понять из его отдельных фрагментов. Так в тропаре на 8-й глас звучит следующее прошение: «Якоже Закхееву дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих Ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем…».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

XX Волжский крестный ход, посвященный 700-летию подвига Михаила Тверского, пройдет в 24 городах и районах Тверской области 1 июня 2018 г. 15:31 2 июня 2018 года на истоке Волги в Осташковском районе Тверской области начнется XX Волжский крестный ход. Шествие посвящено 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской и 100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев. В преддверии события при поддержке правительства Тверской области выпущено подарочное издание Тверской митрополии «Большой Волжский крестный ход. 20 лет». В книге собраны дневники, заметки и фотографии участников шествия разных лет. Издание будет распространяться во время крестного хода. «Мы считаем, что Волжский крестный ход — очень важное событие для региона, которое способствует консолидации общества, развитию патриотизма, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения. Это повод заявить о Тверской области на федеральном и международном уровне. Будет приглашено большое количество гостей», — отметил губернатор области Игорь Руденя.  Святынями XX Волжского крестного хода станут ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Михаила Тверского, икона Михаила Тверского и Анны Кашинской с частицами мощей святых, икона святых Царственных страстотерпцев. 2 июня на истоке Волги в деревне Волговерховье Осташковского района пройдут Литургия, малое водоосвящение и концерт в честь торжественного открытия крестного хода.  Крестный ход проследует по территории 24 муниципальных образований Тверской области. 4 июня участники прибудут в Нило-Столобенскую пустынь, 5 июня — в Житенный монастырь в Осташкове. Маршрут также пройдёт по Селижаровскому, Пеновскому, Андреапольскому, Торопецкому, Западнодвинскому, Жарковскому, Нелидовскому, Бельскому, Оленинскому, Торжокскому, Кувшиновскому, Ржевскому, Зубцовскому, Бежецкому, Максатихинскому, Удомельскому, Калининскому, Конаковскому, Кимрскому, Кашинскому, Калязинскому районам, городам Тверь и Старица. Кроме того, участники хода побывают в Дубне Московской области. Традиционно завершающим мероприятием хода станет фестиваль светской и духовной музыки в Калязине, который в этом году пройдет 30 июня и объединит исполнителей из разных регионов. 

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

13 сентября – память обновления святого храма Воскресения Христова в Иерусалиме на Голгофе; 23 сентября – праздник Зачатия честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 2 июля – праздник Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне; 1 августа – Происхождение честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Эта служба соединена со службой свв. мученикам Маккавеям. Где в этот день отмечается храмовой праздник, то положено совершать особую службу «Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице Марии» с величанием. «Происхождение» иначе вынос Животворящего Креста Господня, который совершался в Константинополе из императорских покоев в церковь Св. Софии. При этом совершаемо было и водоосвящение. Праздник Всемилостивому Спасу совершается в память двух побед: константинопольского имп. Мануила над сарацинами и вел. кн. Андрея Боголюбского над волжскими болгарами, которые совпали в один и тот же день 1 августа 1164 года. Оба государя видели с войсками своими светлые лучи, исходившие от взятых на войну икон Спасителя и Богоматери. В день 1 августа как бы предначинается празднование Животворящему Кресту: с этого дня и до отдания Воздвижения поется на всех праздничных утренях катавасия: «Крест начертав Моисей». После Великого славословия выносится крест на середину храма и бывает поклонение ему с пением: «Кресту Твоему покланяемся Владыко», подобно тому, как в неделю Крестопоклонную и в праздник Воздвижения. Обыкновенно после литургии совершается малое освящение воды. Крест остается на середине храма до вечерни следующего дня 2 августа: после отпуста вечерни он торжественно, при пении тропаря и кондака, вносится снова в алтарь. С 1-го августа начинается Успенский пост, так что 31 июля бывает мясопуст, или заговены. Если 31 июля придется в постный день среду или пяток, – заговены бывают 30 июля. 16 августа – праздник Перенесения Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа, рекше Святого Убруса, от Эдесса в Константинополь град. Это перенесение было в 944 г. Авгарь, царь Эдесский, будучи болен послал Ананию к Господу Иисусу Христу с письмом, в котором просил Господа придти к нему и исцелить его. Авгарь поручил также Анании, бывшему живописцем, написать изображение лика Христова. Но последнему это не удавалось. Тогда Господь отер лицо Свое полотенцем, или убрусом, и на нем чудесно отобразился Его Божественный Лик. Помолившись перед этим чудесным изображением, Авгарь исцелился. В царствование имп. Константина Багрянородного этот Нерукотворенный Образ был перенесен в Константинополь, в память чего и был установлен праздник 16 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Затем певцы поют Слава и прибавляют Трисвятое, и бывает по чину вся Литургия. Освящение антиминсов В Византии далеко не сразу появился специальный чин освящения антиминсов, так как они получили широкое распространение только в послеиконоборческую эпоху, а получив распространение, еще долго потом освящались не отдельно, а во время освящения какого-либо храма 23 . Антиминсы представляли собой деревянные доски или же матерчатые платы; после X-XI вв. – только матерчатые платы. Св. мощи в антиминсы поначалу могли или вкладываться, или нет; регулярно мощи в антиминсах помешаются после XIVb. 24 Чин освящения антиминсов не во время освящения храма появился, вероятно, около XII–XIII вв. (этим временем датируется древнейшая из известных нам рукописей, содержащих особый чин освящения антиминсов – Brit. Lib. Gr. Add. 39 584). Чин представляет собой упрощение обычного чина освящения храма. В наши дни практикуются два чина освящения антиминсов, один используется в славянских, другой – в греческих Церквах; их тексты здесь не приводятся, так как оба чина являются на деле простым сокращением чина освящения храма 25 . Освящение воды Молитвы на водоосвящение существуют очень давно – в Церкви с самого раннего времени было принято освящать воду для совершения в ней таинства Крещения. Со временем во многих из обрядов (богослужебных систем, принятых в той или иной местности в то или иное время) Востока и Запада был создан свой собственный чин освящения воды, основанный на крещальном водоосвящении. В Византии таким чином, основанным на освящении воды для таинства Крещения, но совершаемым как самостоятельный чин, является чин великого освящения воды на праздник Богоявления. Однако всем знакомым с православной богослужебной практикой известно, что византийский обряд знает не один, а несколько чинов водоосвящения 26 . Следующий по важности после великого чин носит название «малого» водосвятия, и возник он из обычая благословлять воду через погружение в нее великих святынь– частицы Животворящего Креста Господня или мощей почитаемых святых. Поскольку вода в этом случае освящается не через призывание Св. Духа, сходное с призыванием Его за Литургией, а через погружение в нее святыни, считается, что вода малого водоосвящения обладает меньшей святостью по сравнению с водой великого водоосвящения – например, если воду великого водоосвящения пьют только натощак, то эту воду можно пить во всякое время. Освящение воды Истинным и Животворящим Древом Креста Господня (Малое освящение воды)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В Иерусалимском уставе также содержатся особые указания - Марковы главы - на случай совпадения М. н. с праздниками Месяцеслова: праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.), первым и вторым обретением главы Иоанна Предтечи (24 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. 392-431). К особенностям богослужения в М. н. относится также «действо Страшного Суда», совершавшееся в 1-й пол. XVII - нач. XVIII в. в Москве патриархом, а в Вел. Новгороде, Вологде и Холмогорах - местными правящими архиереями. Этот особый чин был заимствован из греч. традиции, но кем и когда он был введен в обиход РПЦ, доподлинно неизвестно, хотя в Москве в 1627 г. он уже совершался (см.: Красносельцев Н. Ф. К истории правосл. богослужения: по поводу некоторых церк. служб и обрядов ныне неупотребляющихся: Мат-лы и исслед. по рукописям Соловецкой б-ки. Каз., 1889. С. 60). «Действо Страшного Суда» служилось в М. н. перед литургией, к-рую возглавлял патриарх (в Москве) или местный архиерей (в др. городах). Для действа оборудовалось особое украшенное место в храме или вне храма (напр., в Москве за алтарем Успенского собора). Чин совершался перед иконой с изображением Страшного Суда. В Москве при отправлении действа присутствовал царь, а в др. городах - представители местной власти. По структуре «действо Страшного Суда» весьма близко к молебну и литии: крестный ход к месту совершения чина, пение стихир и канона (из службы М. н.), чтение паремий (во время к-рых протопоп и протодиакон совершали малое водоосвящение ), чтение Апостола, чтение Евангелия о Страшном Суде (Мф 25. 31-46; оно читалось архиереем, протодиаконом и иногда еще 2 диаконами на 4 стороны света), погружение патриархом креста в воду и омовение икон освященной водой, ектения, осенение крестом (подробнее см.: Никольский. Древние службы РЦ. 1885. С. 214-236; Красносельцев. 1889. С. 57-64). С М. н. до недели Фоминой не совершается венчание брака : это можно объяснить, с одной стороны, тем, что Сырная седмица, следующая за М. н., уже воспринимается как постная (несмотря на разрешение вкушать в течение ее молоко и яйца, что по сути не является постом), с др. стороны, причиной может быть содержание М. н.- Второе пришествие Спасителя: «Ибо в воскресении (в воскресении мертвых, т. е. во время Второго пришествия Спасителя.- Е. М.) ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22. 30). Гимнография

http://pravenc.ru/text/2564556.html

456 Погружение креста с пением «Спаси Господи», см. в Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 166, 736; с пением «Твоих даров», в рукоп. Τακτικον’е Синод. библ. 279, л. 37; в рук. Εχολγιν’е той же библ. 280, л. 54. Вообще, нужно заметить, в греческой церкви погружение креста при обряде малого водоосвящения сопровождалось различными возглашениями. Так, по одним спискам евхология, оно сопровождалось произнесением возгласа: «Яко Ты еси источник исцелений», после чего пели тропарь: «Твоих даров» (Εχολγια, стр. 339), по другим – священник, при погружении креста, произносил: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Слава святей и единосущней…» (там же, стр. 376, 411). Наконец, по некоторым спискам, погружение креста сопровождалось таким возглашением священника: «Свет Отец, Свет Сын, Свет Дух Святый. Слава святей и единосущней...», после чего пели тропарь «Твоих даров» (там же, стр. 651) В русских памятниках таких вариантов нам встречать не приходилось. 457 И современный наш Типикон говорит о практике совершать малое водоосвящение первого августа после утрени. Устав малого водоосвящения здесь излагается под первым числом августа после первого часа, но тут же добавлено: «А идеже чин освящения воды совершается на утрени, поем сице: По славословии, и по Трисвятом, и по тропарь: Спаси Господи, поются тропари: Еже радуйся и прочее, поряду освящения воды, яко обычай. По освящении же воды и по стихирах: Источник исцелений: Призри на моления: и Владычице, приими, творим поклонение честному кресту, яко предписася« (См. Современный Типикон, служба под 1 авг., второе «Зри»). В Большом Успенском Соборе и теперь водосвятие в день первого августа совершается не после литургии, как это принято почти повсеместно, а в конце утрени: «Месяца августа в 1 день всенощного не бывает; архиерей перед литургией ходит на иордань. Егда приидет в церковь , по чину облачается… (далее описывается вынос креста) и полагает крест на налои (аналой?) среди церкви, и трижды покадит, и властей, тяже начинают молебен, и идет на иордань..., по погружении, идет паки архиерей в соборную церковь , и, пришед, став среди церкви, поет со властми Кресту Твоему…, таж стихиры, а в то время архиерей целует крест и власти, по целовании же, начинают часы, и литургию служит по чину«. Чин священнослужения и обрядов Больш. Усп. соб., л. 17– об –18.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

По прочтении молитв священник, взяв обеими руками Честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя»... (трижды) и затем стихира «Твоих даров...» Иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь , при этом поются тропари: «Источник исцелений...» и «Призри на моления раб Твоих...» Водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Сначала произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй» (трижды), а после второго – 40 раз. Затем читается молитва «Владыко Многомилостиве...», которая положена на всенощном бдении на литии. Затем бывает отпуст. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. Глава 4. ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НОВОГО ДОМА Священник, придя в новопостроенный дом, или совершает малое освящение воды, или приносит святую воду с собой; кроме того, он должен взять с собой сосуд с елеем. В начале на каждой из четырех стен священник начертывает елеем крест. После того начало обычное: «Благословен Бог наш...», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» – 12 раз. «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды) и псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго...» Затем поется тропарь на 8-й глас: «Якоже Закхéову дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем...» В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в подсвечниках. Иерей, став лицом к востоку, произносит: «Господу помолимся» – присутствующие отвечают: «Господи, помилуй» – и читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити и спасение тому и всему дому его бывый, Сам и ныне зде жити восхотевшия и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие и ненаветен тех живот выну (всегда) сохраняяй и изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подавáяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010