Радуйся, Православныя Церкве Славо и Утешение. С XIV в. значительная часть русских земель (в том числе и Могилевщина) оказалась в составе Великого княжества Литовского, а со 2-й половины XVI в. — Речи Посполитой. В 1596 г. частью западно-русских архиереев была принята Брестская Уния, целью которой являлось подчинение Киевской Митрополии Папе Римскому и постепенное окатоличивание православного населения. Одновременно с униатским в Бресте прошел и Православный Собор под председательством св. Никифора, Экзарха Константинопольского Патриарха. Собор проклял Унию и лишил сана принявших ее епископов. Однако Уния насильно насаждалась при активной поддержке королевской власти. После пожара в Свято-Ильинском монастыре чудотворная икона попала в кармелитский монастырь, основанный в 1624 в Белыничах,но православные верующие по-прежнему притекали к святому образу, а чудотворения от иконы не прекращались. И в 1755 году католиками, которые так же почитали этот образ, икона была коронована. В конце XVIII в., после раздела Речи Посполитой и вхождения западно-русских земель в состав России, множество униатов вернулось в лоно Православной Церкви. В 1832 г. Белыничский кармелитский монастырь был официально упразднен. И 1876 г.по многочисленным ходатайствам крестьян здание костела вместе с чудотворной иконой было передано Православной Церкви, а 12 апреля того же года православные священники отслужили молебен с акафистом перед чудотворным образом, совершили малое водоосвящение и окропили водой стены храма. Затем на временном престоле была совершена Божественная Литургия. В 1877 г. в Белыничах был образован Рождество-Богородицкий православный монастырь, в котором главной святыней стала чудотворная икона, возвращенная Православной Церкви. В конце XIX в. Белыничи ежегодно посещало более 10 000 богомольцев. В Могилевской епархии существовал благочестивый обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру или Почаев, стремились посетить Белыничский монастырь, чтобы поклониться Небесной Заступнице и, получив благословение, отправиться в долгий путь. Белыничская чудотворная икона для восточного региона Беларуси была столь же духовно значимой святыней, как икона Божией Матери «Жировицкая» для западного края или как Почаевская икона Божией Матери «Умиление» для украинцев и белорусов Полесья.

http://pravoslavie.ru/78737.html

С XV до XVIII века – Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля (в частности, Крестовая палата). Освящали Миро в кремлевском Успенском соборе. В синодальный период 20 вторым, помимо Кремлевских палат, местом освящения Мира стала Киево-Печерская Лавра. С восстановлением Патриаршества в 1917 году освящение Мира вновь стали совершать только в Москве. С тех пор местом приготовления святого Мира стал Малый собор Донского монастыря. Освящение Мира совершается в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. В современной практике правом приготовления Мира обладает только глава автокефальной Церкви (Патриарх либо митрополит). В России чин мироварения совершает Патриарх Московский и всея Руси и затем раздает освященное Миро на приходы Русской Православной Церкви. Таким образом, благословение Патриарха получает каждый, кто через Таинство Миропомазания становится членом Церкви. Святое Миро в России приготовляется и освящается приблизительно раз в два года. Предварительное приготовление всех составляющих начинается с Крестопоклонной Недели и заканчивается к Страстной седмице. В среду на Крестопоклонной седмице совершается малое водоосвящение, и все приготовленные для мироварения вещества кропятся этой водой. Часть чистого оливкового масла смешивается с белым виноградным вином, и эта смесь варится в котлах. Затем благовонные вещества мелко толкутся, заливаются сваренной смесью елея и вина и настаиваются две недели. Утром Великого Понедельника Патриарх окропляет святой водой, освящаемой тут же, все приготовленные на Крестопоклонной седмице компоненты Мира и принадлежности мироварения (серебряные котлы и сосуды). Он сам с помощью трикирия 21 зажигает под котлами огонь, который поддерживается священниками и диаконами. Во все время мироварения священнослужители непрерывно читают Евангелие. В Великую Среду в приготовленное Миро кладут ароматы, и оно разливается в 12 сосудов. Освящение Мира . В Великий Четверг, перед чтением Часов 22 Патриарх со всем духовенством торжественно идет в мироварную палату, чтобы забрать приготовленные сосуды с Миром и перенести их в соборный алтарь, на жертвенник. Там же ставится сосуд (алавастр) с Миром, освященным прежде. Его привозят из Крестового храма Московской Патриархии, где хранится Миро, оставшееся в Церкви по преемству от апостолов, и содержащее в себе часть вещества, сваренного и освященного всеми русскими первоиерархами. Во время великого входа 23 священники, сослужащие Патриарху, предносят (несут) сосуды с Миром (и освященным, и еще не освященным) и ставят их вокруг Престола. Сосуд же с преждеосвященным Миром ставится на Престоле. После слов: «И да будут милости…», – Патриарх освящает Миро, благословляя трижды крестным знамением каждый сосуд и читая особую молитву. Чинопоследование Таинства Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Нужно поэтому сказать, что только Православие является Церковью в полной мере литургической. Разумеется, литургия существенна для католичества, ею дорожат и в протестантизме, хотя за отсутствием рукоположенного священства здесь и не могут уже иметь истинной литургии, но лишь в православии она имеет господствующее и определяющее значение. О православии можно оказать, что все оно есть литургия, храмовая и внехрамовая, как непрестанно переживаемое боговоплощение. Православие есть не только литургия, непрестанный опыт переживаемого боговоплощения, но оно есть и Пятидесятница, Сионская горница, в которую сходит дух Святый. Низведение Св. Духа, освящение всей человеческой жизни от колыбели до могилы, освящение даже стихий и вещей этого мира существенно в Православии. Православие знает, также как и католичество, только семь таинств в собственном смысле. Однако, кроме этого, оно имеет, можно сказать, практически неопределенное число тайнодействий, которые, хотя догматически и отличаются от таинств, однако же, практически неопределенно приближаются к ним. Что можно сказать, напр., о чине православного погребения, представляющего собой торжественное предание земле человеческого тела до воскресения, или о чине пострижения в монашество, при котором, подобно как при крещении, дается новое имя? Что сказать об освящении вод (в Крещение, а также и в другие дни, – так наз. малое водоосвящение), где воды освящаются «силою и действом и наитием Св. Духа», или об освящении пасхального артоса? Что можно сказать об освящении св. храма и св. престола, Св. антиминса, священных сосудов, колоколов и других храмовых принадлежностей? Но далее идут и иные, частные освящения – зелия, плодов и овощей, брашн и гроздий, новых домов и всякой вещи и т. д. Живущие в Церкви испытывают этот непрерывно струящийся поток освящающей благодати и, в свою очередь, стремятся к святости и освящению. Отсюда проистекает глубокая и неискоренимая черта православного благочестия, та, что оно тянется ко всякой святыне, любит святость, где бы и в чем бы она ни проявлялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На молебном пении в Пасхальную седмицу после возглáса священника: «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется: «Христос воскресе» (трижды) со стихами: «Да воскреснет Бог...», как на утрени и Литургии. Затем, вместо тропаря, поется ипакои?: «Предварившия утро...» Если же канон поется и святому, то перед ипакои поется тропарь святого. По 3-й и 6-й песнях поется: «Спаси от бед...» По 6-й песни поется кондак: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне...» и икос Пасхи: «Еже прежде солнца...» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», «Христос воскресе» (трижды), и ипакои?: «Предварившия утро...», на «Слава» – тропарь святого, на «И ныне» – кондак Пасхи: «Аще и во гроб...» Затем ектения: «Помилуй нас, Боже...», и, вместо: «Слава Тебе, Христе Боже...», поют «Христос воскресе», и отпуст. Когда на молебном пении не поется канон, тогда после пения «Бог Господь» и тропарей читаются Апостол и Евангелие, иногда же перед Апостолом читается и паримия. После Евангелия произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже...» и возглáс: «Услыши ны, Боже...», и читается молитва. После нее поется великое славословие: «Слава в вышних Богу...» или «Тебе, Бога, хвалим...» Затем диакон возглашает: «Премудрость». Священник или архиерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», и прочее, как бывает пред отпустом. После отпуста бывает возглашение многолетия. Молебные пения совершаются и вне храма, бывают и с крестным ходом. Прообразами крестного хода в Ветхом Завете были торжественные шествия со святыней. Так было у стен Иерихона (Иис. Нав. 6 ), торжественное шествие с ковчегом Завета при царе Давиде ( 2Цар. 6, 5 ) и при царе Соломоне ( 3Цар. 8, 5 ). Из раннехристианской эпохи нам известно о древней традиции ношения по улицам Константинополя величайшей святыни – Креста Господня, которое совершалось раз в год. (По другим свидетельствам, и в начале каждого месяца.) Этот день (1 августа) и поныне празднуется Православной Церковью под наименованием Происхождение Древ Честного и Животворящего Креста Господня (Первый Спас), и в него положено совершать малое водоосвящение, часто соединяемое с крестным ходом. Впереди крестного хода идут певчие, за ними несут фонарь, запрестольные Крест и икону Божией Матери, праздничные иконы или другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Крестом и Евангелием, и замыкает шествие архиерей, если он есть, впереди которого идут иподиаконы и диаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Церковное торжество по обычаю началось с вечера. Невозможно выразить словами тех благоговейных и радостных чувствований, которыми были переполнены души постоянных молитвенников и молитвенниц святого храма сего, когда после четырёхмесячной разлуки с ним снова вступили они под его священные своды, озарённые обильным сиянием множества свечей – и в люстрах, в хрусталях которых свет играл наподобие драгоценных камней, переливаясь всевозможными цветами, и в лампадах пред великолепным иконостасом. Все были приятно изумлены изяществом и назидательностию новых украшений святилища, которого вид совершенно преобразился. Небесною радостию и духовным веселием засияли лица детей и взрослых при одном взгляде на восхитительную красоту дома Божия, а эти горящие люстры, эти роскошные ковры, которыми была устлана почти вся церковь , необычное собрание священнослужителей и некоторых сторонних посетителей в праздничных одеждах – всё говорило о предстоящем необыкновенно приятном торжестве. «Нам казалось, – писали потом некоторые из воспитанниц в своих дневниках, – нам казалось, что мы собрались к заутрени светлого Христова воскресения и что вот мы сейчас запоём: Христос воскресе!» По чиноположению православной Церкви, всенощное бдение было отправлено обновлению храма, с присоединением службы св. Александру Невскому, во имя которого освящён храм. Богослужение совершал вместе с местным причтом и некоторыми из соседних священнослужителей настоятель синодской церкви и председатель духовно-учебного комитета при св. Синоде о. протоиерей Иосиф Васильевич Васильев. Служба окончилась в 9 часов вечера, и, несмотря на продолжительность её, ни в ком не было заметно усталости, а напротив, во всех преобладало радостное ожидание наступающего дня. В следующий день, высокоторжественный для института день – 15 декабря, в обновлённой его церкви служба началась с девяти часов утра: тот же о. протоиерей Васильев в сослужении двух архимандритов совершал водоосвящение и малое освящение храма, так как при всех совершившихся в нём работах св. престол, обвитый покровами и наглухо закрытый, остался неприкосновенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый! По верованию Церкви агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное. Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет». Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Как освящают воду на молебне, заказанном верующими? Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах. Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. Молебны совершаются в храме или частных домах. В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды. Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

http://pravmir.ru/chto-nuzhno-znat-o-svy...

   По прочтении молитв священник, взяв обеими руками Честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя»... (трижды) и затем стихира «Твоих даров...»    Иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь, при этом поются тропари: «Источник исцелений...» и «Призри на моления раб Твоих...» Водоосвящение оканчивается молитвословиями литии. Сначала произносится сокращенная сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», состоящая из двух прошений. После первого поется: «Господи, помилуй» (трижды), а после второго – 40 раз. Затем читается молитва «Владыко Многомилостиве...», которая положена на всенощном бдении на литии. Затем бывает отпуст. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого. Глава 4. ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ НОВОГО ДОМА    Священник, придя в новопостроенный дом, или совершает малое освящение воды, или приносит святую воду с собой; кроме того, он должен взять с собой сосуд с елеем.    В начале на каждой из четырех стен священник начертывает елеем крест. После того начало обычное: «Благословен Бог наш...», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» – 12 раз. «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся» (трижды) и псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго...»    Затем поется тропарь на 8-й глас:    «Якоже Закхеову дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, сице и ныне входом священных служителей Твоих, и с ними святых Твоих ангел, мир Твой подаждь дому сему и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жити хотящих в нем...» В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, полагаются Евангелие, Крест и возжигаются свечи в подсвечниках. Иерей, став лицом к востоку, произносит: «Господу помолимся» – присутствующие отвечают: «Господи, помилуй» – и читает молитву: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхея мытаря внити и спасение тому и всему дому его бывый, Сам и ныне зде жити восхотевшия и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие и ненаветен тех живот выну (всегда) сохраняяй и изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подаваяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

1-е августа. В 8 часов утра наша церковь наполнилась богомольцами. Впрочем, посторонних не было; пришли свои, приехавшие на освящение. О. Сергий Судзуки из Оосака совершил малое освящение воды. Пели певчие, приехавшие главным образом из Кёото, частью-из Тоокёо. После водоосвящения Владыка Архиепископ облачился в мантию, епитрахиль, поручи, омофор и митру. По возгласе и обычном начале, частица мощей св. муч. Мардария, вложенная в сребро-позлащенный ковчежец, по помазании ее св. миром, была помещена в уготованное для нее внутри гранитного престола место. Прочитана положенная на этот случай молитва и пропет псалом. По окроплении св. водою, гранитная плита, толщиною вершка в четыре, была рабочими уложена на престол, и таким образом он был подготовлен к имеющему быть послезавтра освящению. Вечером мы собрались компанией в Доого, покупаться в теплых минеральных водах. Рассказывают, что известны эти воды очень давно, 1 1/2 тысячи лет тому назад. Открытию их помогла цапля. Крестьяне подметили, что одна цапля, сломавшая себе ногу, аккуратно являлась к источнику и становилась в него, после чего скоро поправилась. Тогда-де и люди стали лечиться из этого источника. Приезжал на воды когда-то в древние времена император и этим способствовал еще большей популярности источника. В настоящее время здесь устроены хорошо оборудованные ванны, которые и посещаются охотно японцами. Около ванн масса гостиниц, получился настоящий маленький городок. Мы взяли особое помещение, за один час заплатили 2 иена и отправились поблагодушествовать вчетвером: владыка, я, о. Петр и Джефрис. Нам дали японское кимоно, и я впервые в жизни превратился в японца!.. Впрочем, для меня в полтора месяца это очень много... Но и «дай-сикёо» тоже участвовал в маскараде!.. И кажется, второй раз за всю свою долгую жизнь в Японии! Наше «переодевание» дало пищу остроумию, и мы много говорили о «маскарадах»... Вода в ваннах горячая, около 37° R.! После постоянной жары, неизменного пота – этот час был для нас большим облегчением. Затем – японский чай в занятой нами комнате, к нему печенья в виде цапли – памятка о той, которая открыла воды... И мы на маленьком поезде возвратились в Мацуяму, на вокзал «Ицибанчо», называемый по улице, на которой стоит и наш храм. 2-е августа. Завтра – освящение храма. Все усиленно хлопочут. Все проверяют себя и порученное им дело. Но кажется более всего хлопот приходится на долю Владыки. Им собраны все лица, принимающая участие в освящении; и всем-то он все растолковывает, указывает!.. Да и понятно это!.. Ведь не часто и у нас в России бывают освящения церквей. Здесь же это событие – большая редкость. Путаться же во время службы – было бы и неудобно, и несколько зазорно пред присутствующими, среди которых будет много лишь любопытствующих, совершенно не склоных все покрывать любовью своею.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010