Читается она однажды и без 12-ти малых поклонов, когда пост несколько смягчается, ввиду какого-нибудь праздника или «труда ради бденного». при каждом малом поклоне указано произносить: «Боже, очисти мя грешнаго»; в последний же раз обычно добавляется: «... и помилуй мя». 114. ВОПРОС: Праздничная вечерня с великим водоосвящением совершается около 2-х часов дня в Сочельник Богоявления, если таковой приходится в субботу или в воскресение. Можно ли заменить это великое водоосвящение малым непосредственно после Божественной Литургии? ОТВЕТ : Служить эту вечерню, вместо 2-х часов дня, непосредственно после литургии нет никакого греха (служится же в день Пятидесятницы вечерня с чтением трёх коленопреклонных молитв всегда, по обычаю, после литургии непосредственно), а вот заменять в такой день Великое Освящение Воды малым водоосвящением совершенно недопустимо. В этом и состоит особенность Навечерия Богоявления, что положено в этот день по Уставу именно Великое Освящение Воды, а не малое. 115. ВОПРОС: В каких случаях положено совершать чин освящения воды? ОТВЕТ : Малое освящение воды положено совершать в день праздника ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, в день праздника ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 1 августа. Совершается оно, сверх того, в церквах, пред литургией, в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвою и кроплением святою водою совершается оно, наконец, по желанию верующих, и на дому во всякое время, в соединении с молебным пением. 116. ВОПРОС: Почему в одних церквах при выносе св. Плащаницы в Великую Пятницу лик Христа Спасителя покрывается воздухом, а в других – этого не делается. Как правильно? ОТВЕТ : Обычай покрывать лик Христа-Спасителя воздухом заимствован от обычая закрывать воздухом лицо Архиерея или Священника, лежащего во гробе. Но это, как не раз разъяснялось нашими церковными властями еще в России, неправильно (См., напр., разъяснение «Церк. Вд.» 1897 г., 14). Христос-Спаситель, изображённый лежащим во гробе на св. Плащанице, это совсем не одно и то же, что усопший Архиерей или Священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

ПАТРИАРХ - в некоторых православных церквах - титул главы поместной церкви. Патриарх избирается поместным собором. Титул установлен Четвертым Вселенским собором 451 г. (г. Халкидон, Малая Азия). На Руси патриаршество было учреждено в 1589 г., в 1721 г. упразднено и заменено на коллегиальный орган - синод, в 1918 г. восстановлено. В настоящее время существуют следующие православные патриархаты: константинопольский (Турция), александрийский (Египет), антиохийский (Сирия), иерусалимский, московский, грузинский, сербский, румынский и болгарский. ПЕРЕБОР - медленный звон поочередно в колокола, по одному разу в каждый колокол, начиная с самого маленького и кончая наибольшим, после удара в наибольший одновременно ударяют во все колокола. Совершается перед отпеванием и во время выноса гроба из храма. ПЕРЕЗВОН - звон поочередно в колокола (по одному или несколько ударов), начиная с самого большого колокола и кончая наименьшим. Медленный, печальный перезвон по одному удару в каждый колокол совершается на вечерне Великого Пятка перед выносом плащаницы, на утрене Великой Субботы во время крестного хода с плащаницей, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю перед выносом креста. Частый перезвон по несколько ударов в каждый колокол совершается перед малым водоосвящением, перед архиерейским рукоположением, в других торжественных случаях. ПЛАЩАНИЦА - плат с изображением тела Иисуса Христа (после снятия с Креста) или усопшей Богородицы. Плащаница Иисуса Христа употребляется во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы, плащаница Богородицы - в богослужении Успения. ПОВЕЧЕРИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней еды - вечери. Повечерие бывает малое и великое. Малое совершается во все дни, кроме Великого поста и праздников Рождества Христова и Богоявления, когда совершается великое. В чин малого повечерия входят 50, 69, 142 пс великое славословие, Символ веры. канон (не во все дни), молитва " Отче наш " , тропари и ипакои. В чин великого, состоящий из трех частей, входят: (1я часть) пс. 69. канон (в первые четыре дня Великого поста т.н. Великий канон, написанный Андреем Критским), пс 4, 6, 12, 24, 30, 90, пение " С нами Бог " . (Ис. 8, 818; 9, 27), тропари, Символ веры; (2я) пс. 50, 101, молитва Манассии (2 Пар.), " Отче наш " , тропари; (3я) пс. 69, 142, великое славословие, " Отче наш " , канон, в Великий пост молитва Ефрема Сирина, отпуст и сугубая ектения; в конце каждой части читаются отпустительные молитвы. В современной приходской практике великое повечерие почти не совершается, кроме дней Великого поста, когда читается канон Андрея Критского, и праздника Богоявления.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Семёновская. Часовня Зосимы и Савватия. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Зосимы и Савватия Соловецких Год постройки:приблизительно 1750 - 1800. Адрес: Архангельская область, Вельский район, Пежемское с/п, д. Семеновская (Середняя) Координаты: 60.951145, 41.755656 Проезд:от трассы М-8 недоезжая Вельска (при движении из Москвы) поворот налево на Коношу. Повернуть налево в Пежме, далее до д. Притыкинская (Берег), далее на запад по грунтовке. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " Яковлевская, иначе Середняя, в 5 же верстах; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В Духов день – в деревни – Яковлевскую, Притыкинскую и Чечеткино. 16 июня – в память Св. Тихона, Еп. Амафун. и свящ.-муч. Тигрия – в дер. Яковлевской, Семеновской и Веретии-путичной по случаю градобою. Сентября 27 – Св. Зосимы и Савватия Соловецких Чудот. в дер. Семеновскую и Яковлевскую. Часовни Зосимо-Савватиевская и Никольская утверждены в существе своем Св. Синодом, на что имеют указ от 23 марта 1834 г. Первая находится в деревне Яковлевской, отстоящей от церкви в 5 вер. к юго-западу, иначе называется Середнею " . Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын. " Часовня Зосимы и Савватия. Конец XVIII – начало XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Середняя (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня Зосимы и Савватия принадлежит по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло и обшита тесом. Все сооружение базируется на высоком подклете, стоящем на фундаменте из валунов.

http://sobory.ru/article/?object=16258

XX Большой Волжский крестный ход от истока Волги проходит в Тверской области 7 июня 2018 г. 10:17 XX Большой Волжский крестный ход начался с торжественного богослужением 2 июня 2018 года на истоке реки Волги. Божественную литургию в соборе Преображения Господня Ольгина женского монастыря в селе Волговерховье (Осташковский район Тверской области) совершили  митрополит Новгородский и Старорусский Лев , митрополит Тверской и Кашинский Виктор , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Ржевский и Торопецкий Адриан , епископ Канский и Богучанский Филарет , епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет , духовенство Тверской митрополии . По окончании Литургии архиереи и духовенство в сопровождении прибывших на праздник представителей светской власти, настоятельниц женских монастырей митрополии, многочисленных паломников под звон колоколов прошли из храма к истоку Волги, где состоялось малое водоосвящение. Участников торжественного события приветствовали архипастыри Православной Церкви, губернатор Тверской области Игорь Руденя, представители общественности. Для гостей была организована концертная программа, работали интерактивные творческие площадки, полевая кухня. В этом году Волжский крестный ход посвящен трем памятным датам: 700-летию подвига святого благоверного князя Михаила Тверского, 650-летию со дня преставления святой благоверной княгини Анны Кашинской и 100-летию со дня мученической кончины Царственных страстотерпцев. Маршрут XX Волжского крестного хода проходит по территории 24 муниципальных образований Тверской области. Участники посетят Нило-Столобенскую пустынь, Житенный монастырь в Осташкове, храмы Селижаровского, Пеновского, Андреапольского, Торопецкого, Западнодвинского, Жарковского, Нелидовского, Бельского, Оленинского, Торжокского, Кувшиновского, Ржевского, Зубцовского, Бежецкого, Максатихинского, Удомельского, Калининского, Конаковского, Кимрского, Кашинского, Калязинского районов, Твери, Старицы. Кроме того, шествие сделает остановку в Дубне Московской области.

http://patriarchia.ru/db/text/5215744.ht...

Селиваново. Часовня иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " Мокрая Дуброва, иначе Селиваново,- в 3 верстах; основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. Августа 15 в дер. Мокрую Дуброву. Девятая в Мокрой Дуброве – во имя Успения Бож. Мат. " /Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года.Благочинный Священник Константин Земляницын./ " Часовня Неопалимой Купины. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Селиваново (автобус из г. Вельска). Часовня Неопалимой Купины по типу относится к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло с чистым углом и не имеет подклета - срубы клетей покоятся по углам на точечных фундаментах из валунов, сильно занесенных в настоящее время культурным слоем. В объемно-пространственной композиции часовни преобладает кубических пропорций объем храма, разрешающийся стройным восьмериком, обеспечивающим второй свет и покрытый куполом, средоточие которого венчает четырехгранный украшенный волютами барабан с миниатюрной главкой. С запада к храму примыкает просторная трапезная, широким проемом сливающая свое пространство с помещением храма, в котором окруженный по периметру повалом барабан несет восьмигранный купол потолка, завершенного небольшой розеткой. Роспись стен и иконостас в интерьере отсутствуют. Основные габариты в плане: длина - 11,5 м; ширина - 6,55 м. Часовня, благодаря своим пропорциям, декору и своеобразию интерьера храма, представляет интерес для изучения деревянной архитектуры Архангельской области " ./ Госинспекция по охране памятников Министерства культуры РСФСР. 1975г/ Источник: сайт «Pezhma.ru. Восстановим Храм Вместе» http://www.pezhma.ru/issue.shtml/hram/124.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=16255

Притыкинская. Часовня Казанской иконы Божией Матери. Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1909. Адрес: Архангельская область, Вельский район, Пежемское с/п, д. Притыкинская Координаты: 60.9429, 41.770278 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью " Притыкино, иначе Берег, а в древности называлась Подгорняя, к югу, в пяти верстах. Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. В Духов день – в деревни – Яковлевскую, Притыкинскую и Чечеткино. 8 июля – в дер. Притыкинскую. Августа 6 – в дер. Притыкинскую и Кожинскую. 22 Октября - Казанской Бож. Матери в дер. Притыкинскую. Крестные ходы по полям бывают и из церкви, а другие из находящихся в селениях часовен. Восьмая (часовня) – в деревне Притыкинской, в пяти верстах от церкви, во имя Казанской ик. Божией Матери " . Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын " Часовня Казанской Богоматери. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д.Берег (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня Казанской Богоматери относится по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена из бревен диаметром 25-30 см в обло и обшита тесом. Здание возводилось без подклета; срубы клетей опираются по углам на точечные фундаменты из валунов. В общей объемно-пространственной композиции сооружения доминирует куб храма с приземистым восьмериком, отступающим от граней куба и увенчанным шатром, уложенным четырьмя фронтонами, оформляющими окна второго света. С запада к храму пристроена миниатюрная трапезная с крыльцом, целиком подчиненная храму проемом, занимающим всю ее восточную часть. Своеобразен интерьер храма - окаймленный по периметру повалом потолок через тромпы переходит в барабан восьмерика, заканчивающийся плоским покрытием. Роспись стен и иконостас в интерьере отсутствуют. Основные габариты в плане: длина-10,4м; ширина-6,75м.

http://sobory.ru/article/?object=16257

Федьково. Часовня Кирика и Иулитты. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня Кирика и Иулитты. Ширканда (Федьково) " Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 вер. на юго-восток;в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни " . " Федькова, иначе Ширканда, от церкви в 5 вер. на юго-восток; Действия промысла Божия, посещавшаго по временам приход несчастиями: неурожаями, засухой, червобоем, падежом на скот, пожарами – заставляли прихожан прибегать к молитве церкви. Отсюда основалось в приходе не малое количество крестных ходов с водоосвящением, кроплением скота и полей. 15 июля – Св. муч. Кирика и Иулитты, в дер. Федькову. Четвертая – в деревне Федькове во имя Св. муч.-Кирика и Иулитты, в 4 вер. от церкви, на правом берегу по течению реки Пежмы. В 1848 году, с разрешения Епарх. Начальства, выстроена новая на место ветхой, а в 1869 году обнесена каменной оградой старанием и усердием жителей означенной деревни " . /Книга данная Благочинным 1 округа Вельскаго уезда, Священником Константином Земляницыным к Пежемской Богоявленской церкви для написания церковной летописи. Июня 23 дня 1915 года. Благочинный Священник Константин Земляницын./ " Часовня Кирика и Иулитты. II-я половина XIX в. Архангельская обл., Вельский р-н, Пежемский с/с, д. Федьково (автобус из г. Вельска). Используется как склад сельсовета. Часовня относится по типу к деревянным клетским культовым постройкам. Часовня рублена в обло из бревен диаметром 25-30 см с чистым углом и обшита тесом. Здание выполнено на сильном рельефе и имеет подклет, в значительной степени ушедший в культурный слой в восточной части и покоящийся на фундаменте из валунов. Основой объемно-пространственной композиции сооружения является храм, обозначенный в плане непрерывным восьмигранником, развивающимся в двух ярусах и покрытом куполом с утраченным в настоящее время венчанием.

http://sobory.ru/article/?object=16256

В праздник Крещения Господня Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 23 января 2018 г. 11:31 18 января 2018 года, в день навечерия Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды. По окончании богослужения архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Хотя и малое, но верное Христу стадо собралось сегодня в преддверие великого и спасительного праздника Богоявления Господня в этом святом храме. С любовью и верой мы начинаем готовиться к тому, чтобы воспринять Божию благодать, чтобы освященная вода, как говорится в молитве, послужила нам ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов. Я сердечно поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин. Рад вас видеть в этот благословенный сочельник, который является строгим днем в отношении принятия пищи. Желаю, чтобы грядущий праздник Богоявления был радостным и спасительным для всех нас». Вечером того же дня в Успенском храме Патриарший наместник Московской областной епархии совершил всенощное бдение. 19 января, в день праздника Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды. После водоосвящения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским приветствием: «Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе, с праздником Крещения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Хочется рассказать вам о том, что связано с этим великим праздником. Все вы подготовились, чтобы получить здесь освященную воду и принести ее домой как святыню. Если вас спросят: " А что это за вода? Какие ее свойства? Для чего вы ее храните целый год в своих домах до следующего праздника Крещения Господня? " Если сказать кратко, то эта вода — наше духовное лекарство. Вы слышали, как мы возносили молитвы, в которых говорится о ее особых свойствах. Пусть эта святая вода, хранящаяся и употребляющаяся в ваших жилищах, будет благословением Господним и послужит для вашего духовного и физического исцеления.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

II. Эти мученики воспоминаются при таинстве елеосвящения, а св. Аникита сверх того в молитве при водоосвящении. Св. церковь делает это без сомнения с тою целию, чтобы, призвав в своих молитвах имена св. мучеников, в жизни коих проявлялось великое всемогущество Божие, тем самым побудить нас с верою и надеждою просить у Бога благ телесных и душевных. Да, нельзя не получить великой пользы для нашей нравственной жизни и в особенности для успехов молитвы от размышления о всемогуществе Божием, ежели человек внимательно посмотрит на дела Божии , – ибо куда он обратит внимание, Бог везде проявляет Себя всемогуществом совершенно беспредельным, весьма благодетельным и крайне назидательным. а) Смотрите на нашу землю – какое зрелище чудес Божиих! Исчислите разновидные и разнокачественные роды дерев, трав, цветов, хлеба, плодов! Могут ли все человеческие силы, даже соединясь вместе, произвести хотя одно деревцо, один плод, один цветок, одну травинку в поле, один листок на дереве! Может ли вся человеческая мудрость узнать, как такое малое хлебное зерно, бросаемое на возделанную землю, растворяется на земле, вырастает, образует колос и дает множество новых зерен! Исчислите все породы животных на земле, в воде, в воздухе! Исчислите все породы зверей, птиц, рыб, насекомых! И кто дал всем им столь многоразличные свойства и стол удивительныя, столь умные естественные побуждения? Посмотрите на необозримые моря. Кто создал их? Кто положил оплот бурному наводнению от них, и сказал: «волнуйся только до этого берега – не дальше?» Кто источает реки и источники. Кто составляет дождевыя облака, приносит их к нам и увлажает ими наши поля? Кто орошает благодетельным дождем одну полосу земли и лишает этой живительной влаги растения на другом месте, где именно люди забыли милость, истину и правду и где не милостию, а гневом Божиим нужно бывает нередко пробуждать их окаменелыя сердца от опасного духовного сна? Посмотрите на звездное небо. Какое изумляющее дело! Кто может исчислить все множество звезд и измерить чрезвычайную величину и отдаленность их от нашей земли? Кто может понять все законы их стройного движения во вселенной и их взаимные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мысль о сооружении прогимназического храма возникла еще в 1910 г., но первоначально церковь предполагалось устроить при мужской прогимназии, на что получено было Архипастырское благословение и на расходы по устройству испрошено из специальных средств прогимназии 600 руб. Местным воинским начальником попечительный совет женской прогимназии открыл сбор пожертвований на устройство церкви при женской прогимназии. Душою дела кроме воинского начальника, полковника Черкес, явился другой общественный деятель, доверенный товарищества Нобель Ф.Д. Сахаров. Одновременно с возбуждением пред Его Преосвященством ходатайства о церкви заказаны были разборный иконостас, лёгкого походного типа престол, жертвенник и выписана из Москвы необходимая утварь и ризница. Освящение храма предполагалось приурочить к ожидавшемуся в Ноябре мес. проезду Архипастыря через Чарджуй; а так как по изменившимся обстоятельствам Архипастырское посещение Чарджуя не могло состояться, то освящение храма Его Преосвященством поручено было местному благочинному протоиерею Колобову; через него же выслан был для храма и освященный антиминс. Внезапная болезнь о. благочинного лишила нас его молитвенного участия в этот знаменательный для жизни Чарджуя день, и освящение совершено было собором местного духовенства: протоиереем военной церкви о. Н. Высоцким, законоучителем прогимназии свящ. о. Г. Ивановым и доставившим св. антиминс священником вагона-церкви IX участка ср. Аз. ж. дор. о Д. Михайловским при участии диакона местной жел-дор. церкви о. В. Чернецкого. Торжество началось накануне совершением всенощного бдения; в день освящения, утром, отправлено было малое водоосвящение, а затем, в 9 час. утра, началось по установленному чину освящение престола и кругом всего здания. Тотчас после освящения собором тех же священнослужителей совершены были Божественная литургия и молебен небесному патрону храма - Св. и Чуд. Алексию. Туркестанские Епархиальные Ведомости. 1912 г. 11 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым.

http://sobory.ru/article/?object=54520

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010