По итогам проделанной работы за I полугодие 2023 года председатель и члены Комиссии выразили благодарность участникам выездных комиссий: архимандриту Феофилакту (Безукладникову), зам. председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, члену Научно-методического совета Комиссии, наместнику Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря – председателю выездных комиссий; иеромонаху Аполлинарию (Панину) – первому заместителю председателя Учебного комитета, ректору Перервинской духовной семинарии – председателю выездной аккредитационной комиссии; иеромонаху Павлу (Черкасову) – проректору по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – председателю выездных комиссий; иеромонаху Серафиму (Лопухову) – руководителю курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Ивановской митрополии Русской Православной Церкви, Заведующему кафедры Богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии, Благочинному Успенского мужского монастыря; г. Иваново – председателю выездной аккредитационной комиссии; игумении Фиане (Кулешовой) – настоятельнице Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь – председателю выездных аккредитационных комиссий; игумении Екатерине (Чайниковой) – настоятельнице Кресто-Воздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря – сопредседателю выездной аккредитационной комиссии; монахине Анувии (Виноградовой) – секретарю Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначеи Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы – секретарю выездных комиссий; монахине Феонилле (Харченко) – помощнице секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельнице Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; инокине Спиридонии (Свердленко) – помощнице секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, насельнице Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы – секретарю выездных аккредитационных комиссий.

http://azbyka.ru/news/akkreditaciju-polu...

Тогда неприятельская армия в совершенное бегство обратилась, и генерал-поручик Лаудон с своею и с нашею кавалериею и бригадир Стоянов с своим полком с левой, а генерал-майор Тотлебен с прочими легкими войсками с правой стороны неприятеля преследовать стали, и тако сия в пол 12 часов начавшаяся и невступно до 7 часов продолжавшаяся жестокая и кровопролитная баталия совершенным разбитием и прогнанием неприятеля кончилась». Русские потеряли убитыми 2614 человек, раненых было 10863; неприятельских тел похоронено на месте 7627, взято в плен 4542 человека да 2055 дезертиров. Австрийский корпус Лаудона потерял 893 человека убитыми, раненых в нем было 1398. Победители взяли 28 знамен и 172 пушки. Фридрих II, который намеревался уничтожить русское войско и в минуту успеха на левом крыле уже послал в Берлин гонца с вестью о победе, – Фридрих II едва спасся от смерти или плена и этим спасением был обязан ротмистру Притвицу, который с 40 гусарами успел отвезти его невредимым с поля сражения. Фридрих в таких словах уведомил графа Финкенштейна о положении дел: «Наши потери очень значительны; от армии: в 48000 человек у меня в эту минуту не остается и 3000. Все бежит, и у меня нет больше власти над войском. В Берлине хорошо сделают, если подумают о своей безопасности. Жестокое несчастие; я его не переживу. Последствия битвы будут хуже, чем сама битва: у меня нет больше никаких средств и, сказать правду, считаю все потерянным. Я не переживу погибели моего отечества. Прощай навсегда». Фридрих на время своей тяжелой болезни сдал начальство над войском генералу Финку с инструкцией: так как несчастная армия не в состоянии биться с русскими, то пусть по крайней мере нападет на Лаудона, если тот пойдет на Берлин. Елисавета, получивши в Петергофе известие о «преславной» победе, одержанной над самим прусским королем, поспешила в Петербург, где в церкви Зимнего дворца отправлен был молебен при пальбе изо всех пушек вкруг крепости и Адмиралтейства. Солтыков был произведен в фельдмаршалы; Фермору и Броуну даны земли в Лифляндии; князь Голицын произведен в полные генералы, Волконский – в генерал-поручики; другие генерал-поручики, в том числе и Румянцев, получили орден Александра Невского; Панину и Лаудону даны шпаги, украшенные бриллиантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

I. Исследования Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской Епархии. Отд. I – II; сообщ. Д. Чл. Архимандрит Макарий II. Материалы отечественные Письма и Записки Императрицы Екатерины Второй у Графу Никите Ивановичу Панину III. Материалы Славянские Кирилл и Мефодий. Собрание памятников, до деятельности Святых племен относящиеся, составляемое О. Бодянским А. Памятники Отечественные на Славянском языке. I. Пространные или Паннонские Жи-тия. Житие Константина Философа, нареченного Кирилла, первого наставника и учителя Славянскому языку. По нескольким спискам IV. Материалы иностранные Критико-литературное обозрение путешественников по России; соч. Ф. Аделунга, Часть I. V. Смесь Примечания на книгу, изданную Доминиканцем Бернардом Риберой, бывшим при Испан-ском Посланнике, Герцоге де Лирии в Москве, во время коронации Императрицы Анны Ивановны. Собственноручная записка Феофана Прокоповича Дело о волнении крестьян Статского Советника Демидова и Асессора Гончарова фабрич-ных людей в Калужской Губернии 1752 года План о приведении Российской торговли в лучшее состояние 1765 года, сост. Фон Клингштетом О распространении торга с областями Хивинского, Бухарскою и Индейскими 1787 г Челобитная Кирасира Попова; М. Де Пуле Проект к учреждению Университета Батуринского, 1760 года, писан. для Графа Гетмана Григ. Гикол. Тепловым Дело о Профессоре Московского Университета И.В.Л. Мельмане Журнал посольства в Персию Генерала А.П. Ермолова Польское дело Протокол заседания Общества Истории и Древностей Российских 1862 года, Декабря 8-го дня Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1863. Июль-Сентябрь. Книга третья I. Исследования Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской Епархии. Отд. III. Соборные церкви в городе Рязани. Сообщ. Д. Чл. Архимандрит Макарий II. Материалы отечественные Журнал Генерал-Майора и Кавалера Петра Никитича Кречетникова, Главного Командира Корпуса Ее Императорского Величества, Императрицы Всероссийской, о движении и во-енных действиях в Польше в 1767 и 1768 годах

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

культура: И что это было - предательство или халатность? Иринчеев: НКВД тогда проводил расследование, вердикт - преступная некомпетентность командования 8й армии. И была рекомендация - арестовать ее экс-командующего Ивана Хабарова, командира 139й стрелковой дивизии Николая Беляева и командира 75й стрелковой дивизии Александра Степанова. Но мнение чекистов проигнорировали. А ведь финны заранее подготовили две западни - на Карельском перешейке и к северу от Ладоги. Еще в 20е годы! И наши войска в них попались... культура: Неужели наши командиры, в отличие от финских стратегов, оказались столь слабыми? Иринчеев: Офицеры финской армии получали хорошее образование, они учились в военных заведениях всей Европы - в Англии, Германии, Франции, Швеции. Наши - в отечественных военных вузах, которые, вопервых, только формировались после революции, вовторых, ощущали на себе научно-образовательную западную блокаду. Да и дурости много было. Беляев - кадровый военный, в прошлом штабс-капитан царской армии,- звонит комбригу Николаю Панину, командиру 1-го стрелкового корпуса. Объясняет, что наступать его дивизия не может, нужна передышка хотя бы на сутки. Люди измотаны, боеприпасы на исходе, требуется подтянуть пополнения. А у Панина сидит Кулик, будущий маршал, на тот момент замнаркома обороны. Хватает трубку и орет на Беляева: «Наступай!» культура: Перед началом боевых действий финны пристреливали пулеметы ДОТов, да и орудия тоже. Почему наши не засекли огневые точки? Иринчеев: Разведданные были, но Мерецков от них отмахнулся. Почему - у него уже не спросить. Данные агентурной разведки тоже имелись, в 1936 году в СССР даже издали альбом по финской фортификации Карельского перешейка. Альбом лежал на столе у Мерецкова, и сначала к нему ни у кого доступа не было. Потом, после провала наступления, его начали копировать и спускать информацию в дивизии. Кстати, данные разведки по строительству финских фортификационных сооружений за 1937-1939 годы почему-то тоже отсутствовали, во всяком случае, таковых в архивах я не обнаружил. И это еще одна загадка. Мерецков, правда, был арестован в 1941-м, но расследование его действий во время Зимней войны было прервано в связи с нападением Гитлера на СССР. Сталин лично распорядился отправить генерала на фронт, искупать, так сказать, кровью...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

л. 1. Служба, сентября 27, св. Савватию. л. 20 об. То же, апр. 17, св. Зосиме. На конце небольшое послесловие. л. 41. Написание обдржно главам настоящиа сиа книгы. л. 43. Житие и подвизи препод. отець наших Зосимы и Саватеа соловецкых, новоявленных чюдотворцов, понеже бо зачатся жительство в острове морском, зовомыи Соловкы, житием и началством раба Божиа прежепомянутаго и Грьмана, некоего боголюбива мниха, и по сем прииде на остров Зосима и створи обитель в лето 6944 (1436). Нач. В дни благочестиваго В. Князя Василиа Васильевича владимерскоао и московскаго и всеа Русии. Из послесловия (л. 98–101, напечатанного в Москвитянине 1846 г., в Библиогр. разысканиях) видно, что первый описатель сего жития был Досифей, ученик св. Зосимы, редактор Спиридон, митр. Киевский в 1503 году. Последнее чудо о исцелевшем от болезни зубной, за тем похвала. л. 193. Служба св. Александру. л. 221 об. Мес. августа в 30 день, житие и подвизи и еже отчасти чюдес исповедание препод. отца нашего Александра сверскаго, новаго чюдотворца, иже бысть в области Великаго Новаграда. Списано Иродионом, игуменом тояже честныя обители, учеником Святаго. См. предыд. 632. В послесловии Иродиона после 313-го один лист утрачен. На белом листе 192 скорописью: Государю Царю и Великому Князю Феодору Ивановичю всея Руси бьет челом и плачется твой... На нижней доске крупною вязью; Книга Петра, житие Соловецких и Сверскаго. На первом листе внизу: Троицы Сергиева монастыря. Кажется, принадлежала Иосифу Панину или детям его, см. 259. 634. (1878.) Службы и житие свв. Зосимы и Савватия соловецких, полууст., XVII века, в четверть, 294 листа. л. 1. Оглавление. л. 6. Служба, сент 27, Савватию. л. 29. То же, апр. 17, Зосиме. л. 49. То же, авг. 8, обоим Святым на пренесение мощей. л. 73. Предисловие житию чюдотворцов содовецких Зосимы и Саватие. Нач. Обновление почитати древний закон есть и добре уставлен. Помещено в сочинениях препод. Максима грека . См. 201 гл. 106. л. 80. Житие и подвизи препод. отец наших Зосимы и Саватия соловецких началников, новоявленных чюдотворцов, понеже бо зачатся жительство во острове морском, зовомый Соловецкий, житием и начальством раба Божия Саватиа прежепомянутаго и Германа, некоего боголюбива мниха, и по сем прииде на остров отец Зосима и состави обитель, в лето 6944 (1436). См. пред. 633, Запись о чудесах доведена до 1632 года.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Пусть они тщательно возделывают землю и собирают плоды её, чтобы потом из хорошо наполненной житницы взять семена для посева на земле постоянного пользования или на земле, приобретенной в собственность». Манифест заключается непосредственно следующими за сим высоко знаменательными словами: «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». 1595 Как бы ни судили об этом манифесте в литературном, юридическом и других отношениях, 1596 он все же остается и останется величественным памятником глубокого и всестороннего ума святителя Московского. Проект манифеста святителем подписан от 4 февраля. Тотчас же по окончании обработки проекта, М. И. Тапильский с этим проектом и вышеприведенным письмом митрополита Филарета к графу Панину, а по иным и еще с письмом на высочайшее имя, для передачи в собственные Его Величества руки от имени митрополита Московского, 1597 отправился в Петербург. Между тем от 8 февраля святитель Филарет получил из Петербурга телеграмму, вследствие которой того же числа писал наместнику Лавры архимандриту Антонию: «сейчас получил я из Петербурга, от душ благих, посредством телеграфа, просьбу, чтобы немедленно, при мощах преподобного Сергия, совершено было молебствие о Божием покровительстве и помощи благочестивейшему Государю и отечеству. Потрудитесь немногим собором, но сами, с немногими, совершить молебное пение Пресвятой Троице и преподобному Сергию с акафистом. Почему это в сие время, не знаю. Может быть, трудные рассуждения о крестьянском преобразовании побуждают искать Божией помощи... Тихо скажите и скитским старцам, да умножат моления о православной Церкви, о православном царе и отечестве». 1598 О приеме, какой встретили у тогдашнего православного русского царя и редактированный святителем Филаретом проект манифеста 19 февраля 1861 года 1599 и письмо на высочайшее имя, 1600 раньше упомянутое нами, предания различны, но то несомненно, что последствиями всего этого были следующие обстоятельства: во-первых, действительное обнародование высочайшего манифеста 19 февраля в той его редакции, в какой он вышел из рук митрополита Филарета, с сопровождавшим чтение его народу глубоким, сильным впечатлением на народ и умилительным зрелищем благоговения сего последнего к любвеобильному слову царя, и, во-вторых, высочайшее пожалование святителю Московскому золотой медали, учрежденной собственно для членов редакционных комиссий «за труды по освобождению крестьян». 1601

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Внизу по листам ркп: Лета 7109 (1601) села Борисоглебскаго поп Данила сим Богородичен продал Прохору Корытаву и яз Данила руку приложил. На последнем белом листе небрежною скорописью: Сию книгу учил Митка Зиновев синь Руманенчтников. 258. (1216.) Канонник, полууст., XVI века, в четверть, 324 листа. Заглавие: Богородичник пресвятыя Богородица осми гласовом по вся дни. В конце (л. 278) приложены блаженны 8 гласов. Впереди на белом листе другим, но современным, почерком: Богородичник попа Киприяна, а дал его по душе Сергиеву монастырю. Срав. 655. 259. (1217.) Канонник, полууст., XVI века, в четверть, 305 листов, начальный и конечный переписаны в XII веке. л. 30. Заглавие: Богородичник, каноны пресвятей Богородица на осмыи гласов. В начале ркп. приложены великое повечерие и молитвы на сон грядущим, в конце (л. 274) пакои на 8 гласов, кондаки, начин. с недели мытаря и фарисея, потом с сентября избранным Святым, наиболее русским, канон ангелу хранителю и вследование внегда случится в сне искуситися кому. На верхней доске скорописью: 121 (1613) году февраля в 9 день сию книгу Богородичник продал Федор Басов Тимофею Панину, а подписал я Федор своею рукою. Тимофей Панин, вероятно, сын Иосифа Панина, бывшего казначеем Серг. монастыря в 1611–1620 годах. В описи имения деревни Золотиловой, купленной казн. Иосифом на детей своих и взятой 1621 г. в Серг. мон. за недочет монастырских денег, упомянуты пять книг: Псалтирь печатная, Богородичник, Летопись, Изосимы и Саватия солов. чудотворцов каноны и житие, Минея мес. октябрь. См. Сбор. актов 2696 л. 31. 260. (1221.) Канонник, устав., XVI века, в четверть. 388 листов. Заглавие: Богородичник о Бозе починаем пречистыя Богородиця на 8 гласов. С л. 330 следует 8 канонов те же и в том же порядке, что под 253 л. 195–217. На обор. конечного белого листа скорописьо: Книга Киржацкаго монастыря. 261. (1228.) Канонник, полууст., XVI века, в четверть, 129 листов. Заглавие: Богородичник пресвятыя владычиця нашея Богородица и Приснодевица Мария осми гласовом. Только на первые при гласа и в субботу и в воскресенье 4-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Строителем храма считается Фёдор Спиридонов Стафуров, имевший опыт строительства храмов в Москве, строивший Спасо-Преображенский собор в Холмогорах, а также Архирейские палаты там же. 10 июля 1694 года архиепископ Афанасий освятил новый одноэтажный, столпообразный храм двадцати саженей в длину, имевший над кровлей главной холодной церкви пять глав, крытых чешуёй и завершавшихся пятью железными крестами. Над папертью была возведена трёхъярусная колокольня с шестисаженным " шпицем " , завершавшимся железным крестом. В 1708 году к храму был пристроен и освящён тёплый придел Святой Великомученицы Параскевы. Из " Описания приходов " следует, что время постройки и освящения второго тёплого придела во имя святителя Николая Чудотворца неизвестно, но, по сведениям архангельских историков В. Булкина и О. Овсянникова, он был освящён в 1765 году. Таким образом, именно к этому времени композиция Воскресенского храма, была завершена и сохранилась без переделок до наших дней. В советское время Верхнематигорский храм не закрывал двери перед прихожанами, за исключением короткого времени. Протоирей Аполлинарий Шайтанов много раз обращался к властям с просьбой не закрывать храм, за что ими дважды арестовывался. Только ограду вокруг храма он не уберёг, её разобрали на кирпичи и вывезли. Во время войны он не стал возражать, когда с колокольни сняли колокола для переплавки на снаряды. Здание храма находилось на учёте областного отдела архитектуры как памятник старины. Из акта обследования от 25 декабря 1947 г. известно, что оно было в ведении Верхнематигорского сельсовета, находилось в эксплуатации колхоза им. Калинина на основании договора и занято под склад зерна. Иконостас к тому времени во всех трёх приделах сохранился частично, разбитый и разрозненный, он продолжал разрушаться из-за сырости и отсутствия стёкол. Прихожане принимали на свой счёт восстановление и ремонт храма. Инициативной группой верующих было составлено заявление от 3 сентября 1947 года, в котором они выразили своё желание передать храм общине. Заявление прихожан было приложено к письму епископа Архангельского и Холмогорского Леонтия уполномоченному по делам русской Православной Церкви по Архангельской области В.А. Панину. Его подписали 25 человек. Ходатайство об открытии храма было одобрено решением Совета Министров СССР от 14 апреля 1948 года.

http://sobory.ru/article/?object=09338

Вот все, что мы знаем о предлоге удаления. В страшной, неожиданной беде, которая отнимала у него все будущее, все будущее его семейства, пятнала бесчестною опалою, прогнанием от двора, Порошин обратился с просьбою о защите к графу Григор. Григор. Орлову, о недоброжелательстве которого к Панину постоянно твердили современники. Но Орлов, несмотря на всю свою силу, не мог ничего сделать. Панин в это время пользовался неограниченным доверием императрицы, она считала его непогрешительным и потому необходимым в делах внешней политики и не могла позволить сделать ему какую-нибудь неприятность. Мы видели отношения Екатерины к Панину в письме ее к нему по поводу письма Станислава Понятовского к Фридриху II о таможне. Приведем еще любопытный документ. Русский посол в Варшаве князь Репнин в письме своем к Панину изъявлял беспокойство по поводу какой-то неизвестного рода опасности, грозившей Панину. Последний отвечал ему (12 февраля 1765 г.): «Я сколь сердечно чувствую ваше дружеское обо мне смятение, столь и сожалею, что скаредный случай известного лекаря вам оное воспричинствовал. Пожалуй, мой друг сердечный, будь спокоен и уверен, что все, кроме моего презрения, ничего не заслуживает». Екатерина приписала к этим строкам: «А я, Екатерина, говорю, что Панину бояться ничего» (т. е. бояться нечего). Никита Иванович в приятном убеждении, что ему бояться нечего, позабыл об императорском совете и однажды, когда говорили о казни Лопухиных, также о временах Анны Иоанновны, делал такую рефлекцию, что «ежели бы и теперь их братьи боярам дать волю и их слушаться, то б друг друга и нынче сечь и головы рубить зачали. И так в иных строгостях винили министерство». Несмотря на то что Орлов не мог ничего сделать для Порошина, тот полагал на него большую надежду в будущем и перед отъездом писал ему: «Хотя по великодушному и милостивому вашего сиятельства за меня заступлению желаемого ныне и не последовало, но благодарность моя за ваши ко мне благодеяния столь же велика, как бы я и получал все, о чем ваше сиятельство предстательствовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Но этому благоразумному и совершенно преданному России министру грозила большая опасность, которую Философов вместе с Сальдерном должны были предотвращать. Сальдерн писал Панину в январе о своем разговоре с министрами английским и прусским, которые прямо стали приглашать его к содействию в низвержении Бернсторфа. Сальдерн в ответ расхохотался и сказал: «Разве вы, любезнейшие мои господа, здесь для того, чтобы низвергать датское министерство? По крайней мере я здесь не для того». Те замолчали, и прусский министр не возобновлял разговора; но английский начал опять, и Сальдерн дал ему дружески почувствовать всю смешную сторону этого предложения. Прусский министр Боркен, по словам Сальдерна, был известный интриган, человек злобный и лжец. Бернсторф объявил Сальдерну, что Боркен часто внушал королю пагубные мысли, что он, Бернсторф, считает его человеком опасным. Сальдерн начал наблюдать, разведывать и вследствие этих разведываний сообщил Панину, что Фридрих II говорил английскому министру в Берлине Митчелю; король говорил, что он недоволен посольством Сальдерна к нему и хочет жаловаться на Сальдерна Панину, что он смотрит на Сальдерна как на человека, помешанного на своей Северной системе, а что он, король, считает эту систему вредною для Великобритании и Пруссии. Сальдерн сообщал, что Митчель, преданный безгранично прусскому королю и помешанный на необходимости самого тесного союза между Пруссиею и Англиею, внушает лондонскому кабинету, что слишком тесный союз между Россиею и Даниею, над которым работает Сальдерн, даст перевес России; надобно, чтобы Англия соединилась с Пруссиею, чтобы помешать России сделаться центральным и главным государством на Севере. Русским министрам в Копенгагене надобно было противодействовать движениям Пруссии и Англии; для этого надобно было поддержать Бернсторфа, надобно было действовать на короля. Король, по отзывам Сальдерна и Философова, был очень дурно воспитан. Он был неглуп, имел сведения, но был слишком жив, слишком легок и потому непоследователен в своих действиях. Притом естественно для человека, освободившегося от рабства, заблудиться на свободе, которая так близко граничит с своеволием. Король видит себя выше законов, которых природы и силы он не знает; он не доверяет, удаляется от министров отца своего и презирает придворную молодежь, которая все ниже его по способностям. Сальдерн сообщил Панину свое убеждение, что король будет иметь доверие к Бернсторфу, не имея к нему дружбы. «Король, – писал Сальдерн, – любит поговорить и часто разговаривает со мною; я не скрываю от него истины, когда нахожу удобный случай ее проповедовать. Французский министр бесится, а прусский кусает себе губы, потому что прежде он пользовался этим преимуществом».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010