Общий уровень техники иконописи довольно не высокий особенно благодаря своеобразному характеру работы, где каждый мастер не пишет всей иконы, а только какую-нибудь часть – один лик, другой платье и т. п. – Для улучшения иконописания в Мстере Владимир. Братством св. Александра Невского открыта иконописная школа с классами рисовальным и иконописным; обучение продолжается пять лет 121 . Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628–30 гг. за детьми князя Ромодановского значится «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на р. Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего I. Христа каменная да другая церковь Ивана Милостиваго древяна вверх, а в церквах образы, книги и ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково; у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима; в слободке двор вотчинников, двор прикащиков и 20 дв. бобыльских с населением в 70 душ мужескаго пола. Таким образом уже в начале XVII столетия в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь. По переписным книгам 1678 г. в слободе Мстере значится двор боярский и 156 дворов бобыльских с населением в 435 душ муж. пола. В 1683 г. Мстера принадлежала кн. Федору, Андрею и Михаилу Ромодановским: в 1689 г. – уже одному князю Михаилу Григ. Ромодановскому; в 1713 г. Мстера перешла к кн. Федору Юрьевичу Ромодановскому; в 1741 г. перешла к графу Головкину в виде приданого, взятого за женой; в 1744 г. принадлежала графине Папиной; в 1768 г. принадлежала гр. Петру Ив. и Никите Ив. Паниным; в 1809 г. перешла к гр. С. П. Паниной, вышедшей замуж за генерала И. В. Тутолмина; после этого Мстера принадлежала гр. Викт. Ник. Панину и в 1864 г. подарена дочери, бывшей в замужестве за графом Комаровским. – В 1710 году в Мстере было 182 дв. крестьянских и бобыльских и 57 торговых лавок, кабак и таможня. Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом во имя Успения Пресв. Богородицы оказалась к 1683 году ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Илариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Борисоглебский, что на Устье, второклассный монастырь замечателен по громадным постройкам, воздвигнутым в конце XVI века усердием царя Иоанна Васильевича Грозного. Каменная ограда до 15 аршин вышиной, а в окружности около версты, с 14 башнями и множеством бойниц, огромные храмы, высокая одноярусная колокольня — все это напоминало прежнее богатство обители. Мощи преподобных Феодора и Павла почивали под спудом в соборном храме монастыря. Монастырь стоял на горе и был окружен с одной стороны рощей, с другой — живописными извилинами р. Устьи и обширными слободами, принадлежавшими некогда графу Панину. Ковжинский Николаевский монастырь находился в 40 верстах от города Белозерска, на устье реки Ковжи, впадающей в Белое озеро. Строение в нем было все деревянное. По ветхости и бедности он упразднен еще до учреждения штатов (то есть ранее 1763 года). Иона Яшезерский, преподобный Преподобный Иона был родом из селения Шокши, находящегося в 16 верстах к северу от основанной им Яшезерской пустыни. Местность, в которой стоит Яшезерская обитель, представляет собой каменистую пустыню. Начало основания обители было положено прп. Ионой в конце царствования Иоанна Васильевича Грозного (1533–1584). Тогда устроена была в монастыре деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свт. Николая Чудотворца. Около того же времени к прп. Ионе собралось восемь человек братии, чтобы разделить его пустынные труды и подвиги. Много трудился прп. Иона над устроением обители. Своими руками выкопал он канаву из Яшезера в соседнее озеро Сенное для большего удобства рыбной ловли. По нуждам обители и ради ее пользы преподобный ездил верхом на лошади по глухим тропинкам окрестностей. Хранятся и доныне в монастыре две дорожные верховые кожаные сумы прп. Ионы. Сам подвижник вытачивал из дерева некоторые сосуды, употребляемые при богослужении. Напоминанием о таких трудах его служит выточенный им из карельской березы ковш для употребления под теплоту, также хранящийся в обители. Слава, которую стяжал прп. Иона святостью жизни и неусыпным попечением об устроении обители, привлекла знатных покровителей и вкладчиков. В Яшезерскую пустынь при жизни преподобного жаловали различные предметы, чаще всего богослужебные книги: великая государыня инокиня Марфа Иоанновна, царь Василий Иоаннович Шуйский (1606–1610), кроме книг наделивший обитель пашенными, сенокосными, лесными и рыболовными угодьями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

27. В седьмом часу. За чаем о наступающем говений... В церковь пошли. Опять туда приводили государыню. В бильярдной Платон поднес ей книгу. Цесаревич за нею пошел, и смотрели сад. Возвратился к себе. Платон поднес и ему оную книгу... Сели за стол. О церковных обрядах, о пении столповом и знаменном. Пели Платон и Никита Иваныч. Обедали Платон только и Кутузов. Апрель 5 апреля... Встал в семь часов. Приехав, я сказал ему о смерти Ломоносова. Ответил: „Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не делал“. Платон приехал. О Ломоносове еще, и он сожалел, возбуждая к тому и великого князя. Остервальд пришел, тому сказал я, а ничего не отвечал. Табакерку подарил великий князь отцу Платону... Сентябрь 5. После стола... сел учиться. У меня хорошо учился. После ученья изволил писать ответы на богословские запросы его преподобия отца Платона. 6. После ученья... приготовлялся к экзамену в богословии, кому быть положено завтра». 7 сентября 1765 года в покоях Екатерины II был принят экзамен у цесаревича. Он длился три четверти часа. Оставшись довольна им, императрица поблагодарила Платона за учение, похвалила великого князя за хорошую учебу и сказала присутствующим: – Я полагала, что он смутится, но ничуть! Он очень хорошо отвечал. Старик Александр Борисович Бутурлин, присутствовавший на экзамене, заметил Панину: – Слава Богу, что от таких лет его высочество духом страха Божия наполняется. Сожалительно, что покойная императрица Елисавет Петровна не дожила до того удовольствия, чтобы в таком состоянии его видеть. После чего граф Панин сказал: – Надобно бы и во всех учениях его высочеству сделать экзамен. Но, кажется, это предположение приведено в исполнение не было. 78 Сверх должности законоучителя цесаревича иеромонах Платон носил звание придворного проповедника. Он стал им после смерти епископа Гедеона. – Какую он ясную голову имеет, – говорил граф Н. И. Панин об отце Платоне. – Дай Бог только, чтоб этот человек духовный у нас не испортился, обращаясь между прочими, в числе которых всяких довольно.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Прибавление в конце ркп. то же, что в предыд. 481. Послесловие: В лето 7009 (1501) мес. августа списана бысть сия Минея при благоверном В. Князе Иване Васильевиче всея Руси и при его внуке, В. Князе Дмитрие Ивановиче и преосвященном архиепископе ростовском Тихоне, созданием раба Божия Феодора Юрьевича в храм св. Георгия в Исаевском, а написана бысть в Ростове мес. августа в 23 день. Молю вы, господье мои, не поклените, понеже с неисправлена списка писана, а писавый груб и неключимый раб Федко (вм. сего зачеркнутого имени на поле написано: Иван). Господоначальная Троице всякому делу благу начало и конец в веки, аминь. Впереди на белом листе: Мес. октябрь конархненая, на другом – иным почерком: Привезена с Москвы. 483. (480.) Минея служ. мес. октябрь, полууст. четкий, напис. 1509 года, в четверть, 269 листов. Послесловие: Се яз многогрешный и недостойный раб Божий диякон Моуисей списах своею грешною рукою дванадесять Миней, а замышлением осподаря нашего святаго Владыки Протасия резанскаго и муромскаго, при благоверном В. Князе Иване Ивановичи резанском в лето 7017 (1509) года. Ныне круг неполный, недостает 4-х книг на мес. сентябрь, декабрь, январь и июнь. На первых листах внизу: Минея Троецка Сергиева монастыря; другою рукою: дал старец Еустафей Головкин в дом Живоначальней Троице, положити в болшую церковь в Успение. 484. (527.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., нач. XVI века, в четверть, 283 листа. На верхней доске скорописью: 121 (1613) году февраля 9 день, сию книгу Минею октябрь продал Федор Басов Осипу Панину, а подписал я Федор своею рукою. См. 259. 485. (522.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., XVI века, в четверть, 387 листов. На первом листе небрежным почерком: Дмитрей руку приложил. За тем подпись о выдаче сей книги в село Шухобалово та же, что под 476. 486. (526.) Минея служ. мес. октябрь, полууст., напис. 1556 года, в четверть, 315 листов. Впереди на первом порожнем листе: Князии Судцкие, на другом крупным уставом; 2-й мес. октябрь писан лета 7064 (1556).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

«Город стал добычею мятежников, - писал А.С. Пушкин в " Истории Пугачёвского бунта " . - Они бросились грабить домы и купеческие лавки; вбегали в церкви и монастыри, обдирали иконостасы; резали всех, которые попадались им в Немецком платье. Пугачёв, поставя свои батареи в трактире Гостиного двора, за церквами, у триумфальных ворот, стрелял по крепости, особенно по Спаскому монастырю, занимающему её правый угол и коего ветхие стены едва держались. С другой стороны, Минеев, втащив одну пушку на врата Казанского монастыря, а другую, поставя на церковной паперти, стрелял по крепости, в самое опасное место. Прилетевшее оттоле ядро разбило одну из его пушек. Разбойники, надев на себя женские платья, поповские стихари, с криком бегали по улицам, грабя и зажигая дома. Осаждавшие крепость им завидовали, боясь остаться без добычи....».(33) Таким образом, КБМ был захвачен пугачёвцами под предводительством Ф.Д. Минеева и превращён в один из двух основных плацдармов, откуда вёлся обстрел Казанского Кремля и осуществлялись попытки его захвата. При этом сам монастырь был разграблен, а укрывшиеся в нём люди (в том числе Н.Н. Кудрявцев) убиты. С высокой степенью достоверности об обстоятельствах случившегося 12 июля 1774 г. в КБМ можно судить по письменному источнику, датированному 10 октября 1774 г., авторство которого принадлежит генерал-аншефу графу П.И. Панину, командовавшему подавлением Пугачёвского восстания (Крестьянской войны 1773 - 1775 гг.). Очевидно, что информация, которой он обладал, была наиболее близка к первоисточникам. Препровождая Императрице Екатерине II «всеподданнейшие письма» от генерал-поручика А.В. Суворова и полковника И.И. Михельсона, граф П.И. Панин писал ей 10 октября 1774 г.: «Дерзаю при том поднести вступившую ко мне челобитную от недоросля Татищева, приспевшего возрастом ко вступлению в службу Вашего Императорского Величества. Он сын брата родного покойной первой моей жены, которой я обязан незабвенною благодарностию и одолжением; случившись в Казани при начинании в тамошней стране злодейств от самозванца, вступил своею охотою к корпусу уланов составленному от тамошнего дворянства в должности субалтер-офицера; при бывшем на Казань от злодея нашествии, прадед родной сего молодого дворянина растерзанный злодеями генерал-маиор Кудрявцев в тот злосчастный случай его и с отцем отправил сражаться противу злодея с увещеванием, чтоб не щадили жизней своих в верности к Вашему Императорскому Величеству и в защищении города.

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/06/...

Государь, во сто двадесятъ четвертом году октября в 24 день писал с Москвы государевым словом Троицко-Сергиева монастыря келарь старец Авраамий Палицын в Троицкий монастырь к архимариту Дионисию, да казначею старцу Иосифу Панину, а велел прислати к Москве меня, нищего чернеца для государева дела, что правити книга потребник на Москве в печатное дело, а поп Иван Клементьевской приехал к Москве собою, а не по грамоте. И как мы стали пред тобою государевым боярином, и сказал я, нищий чернец, про себя тебе, государеву боярину, что меня не будет столько, что я ни поп, ни дьякон, а в той книге все потребы поповския; а Иван поп сам на государево дело набился и бил челом тебе, государеву боярину, себя для, что у него там жена да дети, чтобы государь приказал правити книгу Троицкому архимандриту Дионисию в Троицком монастыре, а нам-бы, попу Ивану да мне чернцу Арсеньишку да старцу Антонию, с архимаритом же у дела быти, и ты, государь, по Иванову челобитью и по докуке велел ему дати с дворца государеву грамоту на архимаричье имя, что правити книга в Троицком монастыре Троицкому архимариту Дионисию, а нам с архимаритом у дела быти. И по государеву приказу и по грамоте государеве приехав в монастырь правили книгу потребник, сколько нашего худого разума стало и колико Бог наставил. Бог свидетель, безо всякия хитрости сидели полтора года день и нощь; и книгу, государь, мы, прошедши с переводы со многими спуская, привезли к Москве доложити о недоуменных вещех митрополита Ионы Сарского и подонского. И прежде архимарит начал докладывать, что на Богоявлениев день пишется в молитве над водою стих: сам и ныне, Владыко, освятив воду сию Духом твоим святым и огнем. И было государь, у нас 12 переводов письменных, а третьянадцатой печатной, и в письменных, государь, переводех в десяти писано точию Духом твоим святым, а огнем не написано ни в котором, да в двух письменных же – в одном приписано на поле – и огнем, а в другом – поверх строки приписано: и огнем же, а в печатном служебнике рядом напечатано в строке: Духом твоим святым и огнем, и как тот служебник напечатан, а в нем и огнем прибавлено, и тому лет с шеснадцать, а письменные, государь, у нас переводы были – инем лет полтораста уже минуло, как оне писаны, а инем и больши, – и в тех переводех точию писано: Духом твоим святым, а огнем не писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Нашим, в числе которых находился другой Потоцкий, Викентий, не оставалось ничего более, как удалиться в другую церковь , чтоб выбрать своих. Такие двойные выборы и во многих других местах оставались для благонамеренных единственным средством для избежания сабельных ударов от партизанов Браницкого, следовательно, судьба будущего сейма зависела от предварительного рассмотрения законности выборов. На сеймике в Слониме 600 поляков напало на русский отряд, но тот, получивши запрещение стрелять, сдержал их штыками, причем трое из нападающих лишились жизни. Двор перехватил письмо Браницкого к упомянутому генералу Липскому в Гнезно: гетман требовал, чтоб Липский приезжал с самыми отважными из своих телохранителей для исполнения их планов. Это заставило Штакельберга потребовать от генерала Ширкова, стоявшего на Волыни, чтоб тот прислал ему гусарский полк. Штакельберг не сомневался, что гетманы затевают что-нибудь против короля. Так как Станислав-Август действовал теперь в полном согласии с послом, то Штакельберг ходатайствовал у своего двора об улучшении финансового положения короля. Станислав-Август просил, чтоб императрица поручилась за него пред Бреславским банком. По этому поводу Екатерина писала Панину: «Радуюсь, видя, что денежный кредит российской императрицы до того простирается, что другим государям без ее гарантии не верят. Но как в денежных делах, кои до кредита касаются, я самый голландский купец, то требую прежде, нежели гарантия будет дана, чтоб точно означены были те местности и их доходы, из которых платеж производиться имеет, и чтоб освидетельствованы были их верные таковые доходы; сверх того, чтоб республика наперед обязалась, что во всяком случае (ибо король умереть может) те доходы инако употреблены не будут, как на тот платеж. Впрочем, буде в сем деле есть препятствия, кои я не усматриваю, то прошу гр. Ник. Ив. Панина мне оные открыть». Министры австрийский и прусский соглашались с Штакельбергом относительно замыслов Браницкого, опасных как для короля, так и для интересов трех союзных дворов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Имп. Екатерина II в 1767 г., посетив развалины Болгар, древней столицы волжских болгар, писала Панину: «Все что тут не осталось, построено из плиты очень хорошей. Сему один гонитель, Казанский архиерей Лука, при покойной императрице Елисавете Петровне позавидовал и много разломал, а из иных построил церковь , погреба и под монастырь занял, хотя Петра I указ есть, чтоб не вредить и не ломать сию древность». Несколько татар принесли жалобу, будто они крещены еп. Лукой по неволе. Снод, по расследовании, определил в 1750 г.: жалоба несправедлива и возбуждена только муллами, но вперед принимать магометан и язычников по письменным просьбам (дана была форма просьб). Усердным помощником еп. Луки был архимандрит Вениамин (Пуцек-Григорович). Доброжелательный отзыв о деятельности владыки Луки дает архиепископ астраханский, потом екатеринославский Платон (Любарский), ранее ректор казанский (с 1772 г.), историк края († 1811 г.). О владыке Луке он пишет: «к искоренению в епархии идолослужения и магометанства такой был ревнитель, что во время его архиерейства безчисленное множество мордвы, вотяков, чуваш, калмыков и татар приняли св. крещение ... Вениамин был им «неоднократно посылаем в епархию для приведения иноверцев в православие, в которое обратил языческих народов многое число». В 1740 г. при свияжском Богородицком мон., вместо Комиссии, учреждена была новокрещенская контора, с окладом на миссионерские расходы 10000 р. Во главе ея поставлен был архимандрит Димитрий (Сеченов). В ней работали 2 протоиерея, 5 переводчиков. Округ ея обнимал губернии Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую и Астраханскую. Со стороны правительства в царствование имп. Елисаветы миссионерам оказывалось большое содействие. Кроме дарования крещеным известных льгот, правительство распорядилось остановить постройку новых мечетей, некоторые наличные мечети сломать, крещеных отделить от некрещеных через переселение на другия места. В царствование имп. Елисаветы в губерниях: Казанской, Нижегородской и Воронежской крестилось 430.550 лиц. Менее всего крестились татары, которые вели и упорную борьбу за свои мечети. Правительство в последнем вопросе делало послабления. Из язычников – мордва крестилась вся, черемис, чуваш, вотяков осталось некрещеными малое число. Магометан крестилось всего 8000 человек, но и они были неустойчивые. Магометане умудрялись даже развивать свою деятельность среди чувашей. При таковом массовом крещении, конечно, настоящего просвещения не было. Миссионеры научить вере такое количество не могли. Духовенства, знающего инородческие языки, было мало. Инородческие школы были редки (Знаменский). В 1742 г. Димитрий был поставлен епископом Нижегородском. После него начальником миссии сделался архим. Сильвестр (Словацкий), из учителей казанской семинарии. Ему помогал другой учитель иером. Вениамин (Пуцек-Григорович). Содействие оказывал советник миссии Ярцев, отстаивавший новокрещеных от местной администрации, иногда, по корысти, державшей сторону магометан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

После Петра Великого Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествие по России с правительственными целями. Мы видели, что в 1763 году она ездила из Москвы в Ростов, и хотя поездка в этот город имела религиозную цель, однако императрица воспользовалась случаем, чтоб из Ростова проехать далее на север, в Ярославль. Теперь она предприняла путешествие на запад для обозрения прибалтийских областей, причем особенно хотела посмотреть Балтийский порт, или Рогервик, о котором так долго толковали, на который было потрачено так много трудов и денег. Императрица отправлялась с правительственными целями, но гренадеры говорили, что она едет в Ригу затем, что хочет выйти там замуж за Орлова и сделать его принцем. Екатерина выехала из Петербурга 20 июня и чрез Ямбург отправилась в Нарву, где происходила торжественная встреча; на немецкие речи эстляндского рыцарства и нарвского бургомистра именем императрицы отвечал по-русски граф Григ. Григ. Орлов. Из Нарвы императрица отправилась в Ревель, где была также торжественная встреча, на триумфальных воротах виднелась надпись: «Екатерине II, матери отечества несравненной» (Matri Patriae incomparabili). 26 июня Екатерина писала из Ревеля Ив. Ив. Неплюеву, оставленному главноначальствующим в Петербурге: «Здесь весьма мне ради и не знают, что затеять, чтоб показать свое удовольствие. Я звана обедать к рыцарству, а на другой день к мещанству, и все воистину с великим усердием». 30 июня Екатерина выехала из Ревеля в Балтийский порт, откуда писала Панину: «Славный Балтийский порт потерял славу моим сюда прибытием, желаю вас увидеть в добром здоровье, уже скучно становится так долго таскаться в дороге». Запоздавши в дороге по причине песков и сильных жаров, которые заставили 40 верст ехать шагом, Екатерина 9 июля утром въехала в Ригу. Здесь среди торжеств и народных ликований Екатерина с веселым лицом отвечала на поздравления, а между тем забота лежала на сердце: она получила от Панина письмо с известием о дивах, происшедших в Шлюссельбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

3) На южной стороне у стены теплого Собора находится памятник опоковый четырехгранный, огороженный деревянной решеткой; на нем крест медный литой (6 верш.) с изображением Распятого Господа. На памятнике надпись с западной стороны: «Под сим памятником погребено тело рабы Божией, бывшей игумении Казанского Богородицкого девичьего монастыря Аркадии, скончавшейся 16 декабря 1860 года, жития ея было 79 лет и 11 месяцев. С южной стороны: «усопшая, происходя от благородных родителей Макаровых и имея мирское имя Анна, пребыла в монашестве 40 лет, в том числе более 20 лет игуменьею в Симбирске и Казани, а последния 10 лет прожила на покое в Казанском девичьем монастыре». С западной стороны надпись: «помяни Господи душу усопшей рабы Твоей Аркадии, егда приидеши во царствии Твоем!» 100 . Казанский Богородицкий монастырь обнесен весь высокою каменною с 6 башнями оградою. Ограда эта устроена по плану Высочайше аппробованному в 1803 г. Вся площадь монастырской земли, заключающейся в стенах монастырской ограды, равняется 4 десятинам 550 квадр. саженям 101 . До 1803 г. земли под монастырем было вдвое менее, против количества земли, занимаемой ныне монастырем. В настоящее время в монастырь ведут двои ворота: св. врата с южной стороны, ведут сначала под церковь св. мученицы Софии, а потом уже на монастырскй двор. Для проезда на лошадях существуют другия ворота Никольския, на восточной стороне ограды. Двои ворот на глухо заделаны. 16. Посещение монастыря Высочайшими особами 1) В 1722 году в мае месяце посетил Казань Император Петр I, и осмотрел не только весь город и монастыри, но даже и места загородные 102 . 2) В 1767 году Казань посетила Императрица Екатерина II. В бытность свою в Казани, благоволила слушать в монастыре божественную литургию и, по окончании оной, приложила на чудотворную икону Казанской Божией Матери небольшую бриллантовую корону и другую такой же величины на местный образ Спасителя 103 . В письме к Н. И. Панину Государыня так рассказывала о своем посещении монастыря: «скажите брату вашему, писала она, что я была в здешнем девечьем монастыре, где у ворот встретил меня его дедушка, Кудрявцев, и так мне обрадовался, что почти говорить не мог; я остановилась и с ним начала говорить, и он мне сказывал, что он очень слаб и почти слеп, и как он головою все подвигался, чтобы меня видеть, то я гораздо к нему, подвинулась, чем он казался весьма доволен: он же ни ходить, ни одеваться не может, – его водят». Свою верноподданическую любовь к царице Кудрявцев впоследствии запечатлел смертию, в 1774 г. 12 июля в разгроме Казани Пугачевым 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010