Переписка Николая и Александры Подлинная переписка — до брака и в период брака 12 октября, 2017 Подлинная переписка — до брака и в период брака Письма в период ухаживания Цесаревича Николая Александровича за Принцессой Аликс Гессенской, 1894 год Перевод с английского. Составитель монахиня Нектария (Мак Лиз). Русский текст Вячеслава Марченко. Консультант перевода Ричард (Фома) Бэттс. Принцесса Аликс Гессенская, родившаяся в 1872 году, впервые встретила Цесаревича Николая Александровича в 1884 году на свадьбе своей сестры Эллы с Великим князем Сергеем Александровичем, дядей Николая Александровича. В марте 1889 года 17-летняя Принцесса Аликс посетила Россию во второй раз, и с тех пор между нею и Николаем Александровичем стала расти взаимная симпатия. После пяти мучительных лет, когда Аликс осознала, что если не откажется от своей лютеранской религии, не сможет вступить в лоно Русского Православия, как требовалось от Супруги Русского Монарха, она, наконец, в апреле 1894 года решила поменять религию и была помолвлена с Цесаревичем Николаем Александровичем. Ее письма к Николаю Александровичу – это самое точное свидетельство, которое мы имеем о внутренней жизни прекрасной молодой девушки, ставшей позже Императрицей Всероссийской. В письмах ее прослеживается несколько жизненных линий, самая очевидная из них – это глубина взаимной сильной любви. Вторая – это беспокойство из-за принятия новой религии и православных обрядов, которые она хотела постичь всем сердцем и душой до своего формального обращения в новую веру. Третье – это постепенное угасание отца Николая Александровича – Царя Александра III, что сильно омрачало последние месяцы их помолвки. Эти письма имеют для России и для всего мира историческое значение. Вера, самопожертвование и благородство, столь редкие для людей, светят со страниц писем и побуждают любить их, даже если бы они и не были такими известными историческими личностями. (Переписка начинается по возвращении Цесаревича Николая Александровича в Россию после его обручения 18 апреля 1894 года с Принцессой Аликс в Кобурге в Германии.)

http://pravmir.ru/perepiska-nikolaya-i-a...

Индианка Ранда (Элеса) Далал выросла в городе Ахмедабаде (штат Гуджарат, Индия), в семье джайнов. Она учится в США, в докторантуре Института исламского искусства и архитектуры. Несколько лет назад Элеса крестилась. Паломничая по святыням Сербии, она познакомилась с монахиней Нектарией (Мак-Лиз), которой рассказала о своем индийском детстве, о традициях и обрядах джайнов, о том, как и почему она, воспитанная в традициях джайнов, пришла к Православию, с какими искушениями встретилась и как их преодолевает. В беседе принимал участие и муж Элесы, американец Симеон Брэнсон, тоже православный. Предлагаем фрагмент этой обстоятельной беседы . От джайнизма к Православию Монахиня Нектария: Элеса, вы выросли в семье джайнов. Было ли в вашем воспитании что-то такое, что впоследствии привело вас в Православие? Элеса: В суть учения джайнов о том, что такое их «совершенное сознание», я никогда глубоко не вникала, но я всегда верила в личного Бога и всегда была настроена против идолопоклонства. В юности я сознательно молилась Тому, о Ком я думала, что это личный Бог, и я чувствовала, что Он слышит меня. Монахиня Нектария: Выходит, к вере в личного Бога вы пришли сами? Элеса: Да, я пришла к этому сама. Моя семья активно практикует идолослужение. Когда я только готовилась стать православной, я находила много параллелей между Православием и джайнизмом: прощение, молитва, снисхождение, пост, любовь ко всем. Есть ряд основополагающих постулатов, которые мне кажутся общими для большинства религий, и во многом именно они помогли мне принять христианство. Богословские воззрения было несколько труднее постичь, например учение о Троице. Мне до сих пор приходится многое преодолевать в себе, но я стараюсь как можно больше узнавать и осознавать, чтобы двигаться вперед. Христианство всегда будет требовать отдачи, многое в нем не приходит само собой, к тому же и выросла я в иной культурной среде. Симеон: Любопытно, что в джайнизме есть одна чисто внешняя деталь, некоторое подобие которой можно найти и в Православии: то, как на православных иконах изображаются лики, а у джайнистов – лица идолов их тиртханкаров. И если индуистские идолы и буддийские «хранители храмов» выглядят гротескно, свирепо, то джайны представляют своих пророков во многом сходно с тем, как мы изображаем святых: они аскетичные, неотмирные, умиротворенные и бесстрастные. Способ изображения «дверей восприятия» в православной иконописи – это увеличенные в размерах глаза, при том что уши, нос, губы небольшие; огромные глаза – это символ устремленности в духовный мир. И у джайнистских идолов тоже увеличенные глаза, удлиненные уши; они символизируют просветление.

http://pravoslavie.ru/35919.html

Церковь Все рубрики Монахиня Нектария (Мак-Лиз) Современные чудеса свт. Николая Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Н. Гринев Подвиг святой благоверной равноапостольной княгини Ольги и историческая судьба России Святая Ольга – равноапостольная благоверная княгиня. Равноапостольная, потому что проповедовала Христа в пределах России. Проповедовала не только своим примером крещения, которому, конечно, последовали многие, как было принято следовать за своим князем, княгиней. Народная память долго хранила и хранит поныне память о ряде мест, связанных со св. Ольгою, как с просветительницею Руси. Редакция " Правмира " 70-летие 37 года. " Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе " Священномученик Сергий (Кротков) Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Современные чудеса свт. Николая Каждый год на праздник святителя Николая настоятель отец Дорофей раздает молящимся пакетики с пшеницей, освященной на праздничной литии. Несколько лет назад один местный рыбак пришел в храм и поспешил к алтарю, чтобы получить такую пшеницу уже после того, как отец Дорофей отдал последний пакетик. Вместо пшеницы настоятель дал ему маленький пузырек масла из лампады над иконой святого. Рыбак положил его в карман куртки и ушел. Монахиня Нектария (Мак-Лиз) 70-летие 37 года. " Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе " Священномученик Сергий (Кротков) Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Редакция " Правмира "

http://pravmir.ru/category/cerkov/lyudi-...

Церковь Все рубрики Редакция " Правмира " 70-летие 37 года. " Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе " Священномученик Сергий (Кротков) Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Монахиня Нектария (Мак-Лиз) Храм святителя Николая: иконы и фрески В наши дни множество паломников приезжают в монастырь, желая помолиться перед известной иконой Богоматери «Корень Иессеев» (день празднования — 2 июля). Эта икона, написанная в пятнадцатом веке, находится в храме святителя Николая, на иконостасе, слева от Царских врат. Изначально она была подарена подворью монастыря святителя Николая в Константинополе (подворье называют “Влахсерай”) знаменитым храмом Богородицы во Влахерне. 70-летие 37 года. " Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе " Священномученик Сергий (Кротков) Священномученик Сергий родился в 1876 году в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Кроткова. Отец его умер, когда мальчику исполнилось три года, и с этого времени Сергей стал жить у родственников. И хотя они были людьми материально состоятельными, годы детства, проведенные у них, остались в его памяти как время тяжелое и безрадостное. Редакция " Правмира " Храм святителя Николая: иконы и фрески В наши дни множество паломников приезжают в монастырь, желая помолиться перед известной иконой Богоматери «Корень Иессеев» (день празднования — 2 июля). Эта икона, написанная в пятнадцатом веке, находится в храме святителя Николая, на иконостасе, слева от Царских врат. Изначально она была подарена подворью монастыря святителя Николая в Константинополе (подворье называют “Влахсерай”) знаменитым храмом Богородицы во Влахерне. Монахиня Нектария (Мак-Лиз)

http://pravmir.ru/category/cerkov/page/1...

Календарь Материалы 3 сентября 2009 г. [Сретенский монастырь/История и современность] Иеромонах Иоанн (Лудищев) В конце этих кратких моих воспоминаний, я намерен сказать несколько слов о той деятельности, о тех особых трудах – публичных моих беседах с народом, которые я предпринял с благословения митрополита Московского Иннокентия. А именно: что побудило меня беседовать с народом, есть ли от этого польза, видны ли плоды этого делания и, вообще, нужны ли такие занятия с народом? [Встреча с Православием/Святые и святыни] Валерий Мешалкин В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Не будем судить и осуждать ближнего ни под каким предлогом, будем прощать все тягчайшие оскорбления, нанесенные нам ближними. Когда бы ни явился помысел памятозлобия против ближнего, будем немедленно обращаться с молитвою к Богу о том ближнем, испрашивая ему милость Божию во времени и в вечности. [Поместные Православные Церкви/Американская/Публикации] Монахиня Нектария (Мак Лиз) Изучение святителем Иннокентием (Вениаминовым) языков коренного населения и внедрение Евангелия в местную культуру глубоко укоренены в православной традиции. Но это было ново для других религиозных конфессий. Восточные православные христиане предпочитают освятить и воцерковить коренную культуру и язык, а не навязывать свой специфический язык для распространения своих взглядов, они предпочитают выявить то, что уже содержит в себе «семя Слова», и вдохновить местных жителей на специфически-национальное выражение воспринимаемой ими благой вести.

http://pravoslavie.ru/archive/090903

Кельтское прошлое Бретани Интервью с православным бретонским священником Максимом Ле Дирезоном Русские паломники, следуя маршрутом «Тро Брейз» (Круг Бретани), встретились с отцом Максимом Ле Дирезоном, бретонским историком и настоятелем храма святой Анны в Ланньоне (Бретань), беседу с которым мы предлагаем вашему вниманию. Трегье. Мон. Нектария (Мак-Лиз) беседует с о. Максимом – Отец Максим, вы не могли бы рассказать, откуда пошло название Бретани? – Сейчас в ходу термин «Великая Британия», но немногие знают, что напротив, через канал, расположена Малая Британия, или Бретань, культурные связи которой гораздо теснее с Корнуоллом в Уэльсе и Ирландией, чем с Галлией (Францией). Христианство пришло сюда очень рано. В Малой Британии, называвшейся также Арморика, первыми проповедниками были нантские мученики III века Донатий и Рогатий. – Христианство во Франции укоренилось раньше? – Да, это так. Та Франция, в которой была основана первая церковная община, не имела ничего общего с Францией современной; она называлась Галлией. Британия, откуда я родом и которая сейчас является частью северной Франции, была регионом с кельтской культурой. В романской, латинской Галлии жили великие святые первых веков — не апостолы, но определенно ученики апостолов, второе и третье поколение. Священномученик Ириней Лионский был учеником святого Поликарпа Смирнского, который в свою очередь учился у апостола Иоанна Богослова. Позже здесь были великие святые Мартин Турский, Иларий Пиктавийский и Герман Оксеррский, первые епископы Западной Европы. Великобритания была обращена в христианство миссионерами, обучавшимися в Галлии в период с III по V век. Им приходилось бороться против распространившейся в Великобритании пелагианской ереси. Святой Патрик, вероятно, обучался в Леринском монастыре. Многие из наших ранних святых широко известны, тысячи других почитались местно в течение веков. Французская традиция даже сообщает, что святая Мария Магдалина пришла в Галлию и жила на юге Франции, около Марселя.

http://pravoslavie.ru/4713.html

Моя Калабрия Беседа с Антонио Мауро Редактор журнала «Road to Emmaus» монахиня Нектария (Мак Лиз) встретилась с итальянским общественным активистом Антонио Мауро в афинском доме его друга – Георгия Александру, уже знакомого нашим читателям по статье «Миссионерские путешествия святого апостола Андрея» . Антонио увлеченно рассказал ей о греко-итальянском культурном наследии, о своей родине Калабрии и своей православной вере. – Я приехал из Калабрии, что в южной Италии, из Бова Марина, горной страны на берегу моря, где люди говорили по-гречески в течение 2700 лет. Первая миграция сюда, о которой доподлинно известно, произошла из классической Греции, и, возможно, еще была микенская миграция за тысячу лет до этого. Начиная с римского периода и в течение 900 лет по Рождестве Христовом здесь не прерывалась живая православная греческая традиция. Ядро всего региона — греческое, и иммиграция из Греции продолжалась в период Римской империи. Многие православные монастыри были построены здесь в то время, и сегодня можно наблюдать взаимное греко-итальянское влияние в литературе, искусстве и архитектуре от Неаполя и южнее. Официально мы сейчас все итальянцы, но если проследить в глубину истории, мой дед по отцовской линии, скончавшийся в 1948 году, был из Бовы и говорил только на греческом. Итальянский язык для него вообще не существовал. – А ваши деды и бабки учились в школах, в которых до сих пор учат греческому? – Поскольку они принадлежали к низшему классу, они не учились в школе. Фашистское правительство Италии пыталось подавить все традиционное и оригинальное в этих краях, заявляя что греческий – это язык недалеких людей. Так как в этих краях жили небогатые люди, они называли его языком бродяг. Но эти «недалекие люди» привыкли называть звезду греческим словом «астра», от которого произошло название современной науки астрономии. Для них слово «сердце» по-прежнему «кардиа» (ср.: кардиология), друг – «филос», море – «фаласса». «Космос» значит мир или народ, как в слове «космополит», дети – это «педьа», как в слове «педиатр». Все человечество использует эти греческие слова, и калабрийский греческий не был пошлым языком, как заявляли националистически настроенные итальянцы.

http://pravoslavie.ru/35047.html

Обнять весну. Часть 1. Молитва, семейная жизнь и духовный отец Беседа с семьей Христопулос из Янины Монахиня Нектария (Мак Лиз) В одну из первых моих паломнических поездок по Греции мне довелось путешествовать по центральной и северной Янине. Ни в одной гостинице мест не было, и я, поколебавшись, набрала номер телефона, который дали мне друзья. На другом конце провода зазвучал солидный властный женский голос, принадлежавший, как я подумала, матери семейства Алики Христопулос. Я представилась, и не успела объяснить, откуда у меня ее номер, как она сказала: “Вы на автовокзале? Никуда не уходите, я сейчас подъеду”. Через двадцать минут подкатило такси, и из него выпрыгнула девочка-эльф лет четырнадцати. Весь ее облик и манеры явно говорили об умении владеть и собой, и ситуацией. Представившись, — «Марианна!» — девочка сообщила, что ее семья уехала на выходные в монастырь, а она осталась дома готовиться к экзаменам, и теперь я ее гостья. Так началась моя дружба с этой замечательной семьей, ставшая для меня настоящим сокровищем. Уже больше десяти лет Димитрий и Алики Христопулос держат в своей деревеньке близ города Янина маленькую частную школу по обучению английскому языку. Преподаванием занимается сам Димитрий, занятия у него часто затягиваются допоздна. В прошлом году мы сидели как-то вечером у них в гостиной, неторопливо беседуя о церковной жизни в Греции, о духовной жизни их семьи, и, слушая их, я вдруг поняла, что в этом непринужденном разговоре звучит история их христианского пути, своеобразная хроника развития православной семьи. На следующий день мы собрались в тот же час и начали записывать их историю на магнитофон. В то время Марианне было 17 лет, Фотини — 15, Варваре — 13, Георгию — 8. I — Димитрий, Алики, расскажите, пожалуйста, о себе. Насколько я знаю, вы оба провели годы юности за границей. Димитрий: Да, мои родители эмигранты, в 1962 г. они уехали в Австралию. Я тогда был ребенком. В двадцать один год я отправился учиться в Канаду, поступил там в Университет. В общем, я вырос и сформировался как личность в англоязычном мире. От тех лет у меня остались незабываемые впечатления. Мы с Алики поженились в 1979 г., а два года спустя вернулись в Грецию. Я был в то время немного романтиком, но, приехав сюда, вскоре решил, что Греция — это совершенно не то, что мне нужно. Мне подходила более организованная страна, что-то типа Америки, ведь живя в Греции, со многим приходится мириться, принимать как неизбежное то, что счел бы недопустимым в какой-нибудь другой стране. И все же мы остались. Господь послал мне великую милость – привел к осознанию наших корней, к Православию.

http://pravoslavie.ru/40943.html

Обнять весну. Часть 2. Юность, вера и искушение Беседа с семьей Христопулос из Янины Монахиня Нектария (Мак Лиз) – Хотелось бы задать вопрос детям: как складываются ваши отношения с одноклассниками? В Греции почти все крещены в Православие, но для вашей семьи вера имеет особое значение. Наверняка окружающие это замечают. (Вопрос переводят Георгию, и он что-то тихо говорит отцу). Димитрий: Георгий говорит, что когда он проявляет свою веру, его одновременно и принимают, и нет. Полностью не принимают. Алики: Однажды он приходит из школы и спрашивает меня: «А ты точно знаешь, что есть Бог?» Я говорю: «Почему ты об этом спрашиваешь?» — «Ну, потому что в школе ребята в Бога как-то не очень верят». Мне пришлось отвечать на этот вопрос — так глубоко, как он мог понять. К сожалению, многие в Греции сейчас далеки от Церкви. – Как вы думаете, почему в стране, которая исповедует Православие чуть ли не дольше, чем любая другая страна в мире, люди теряют веру? Греки пронесли свою веру сквозь пять столетий турецкого ига. К примеру, здесь, в Янине, турецкое правление закончилось менее ста лет назад. Алики: Я считаю, что когда Греция стала открытой страной, сюда вместе с чужой культурой, со средствами массовой информации пришел материализм. Люди забыли обо всем. Их волнует только, как купить вторую машину и самую лучшую марку телевизора, в общем, многие стали материалистами. – Может быть, это естественная реакция после всех ужасов, что довелось пережить Греции за последние сто лет — две мировые войны, страшная гражданская война, военная диктатура, нестабильная власть? Алики: Нет, просто когда у людей все есть, они забывают, Кто им все это дал. В бедности или болезни человек ищет помощи у Бога, а когда жизнь налаживается, становится легко, тогда все усилия направляются только на удовлетворение своих желаний, мол, «у моего ребенка должна быть обувь самой лучшей фирмы, не хуже, чем у других». Если так происходит — значит, мы забыли Бога. – Кто сейчас в Греции остается верующим и регулярно ходит в Церковь?

http://pravoslavie.ru/40946.html

Обнять весну. Часть 3. Близость ко Христу в современной Греции БЕСЕДА С СЕМЬЕЙ ХРИСТОПУЛОС ИЗ ЯНИНЫ Монахиня Нектария (Мак Лиз) III БЛИЗОСТЬ КО ХРИСТУ В СОВРЕМЕННОЙ ГРЕЦИИ Алики и Георгий – Православные разных стран мира — России, Сербии, Румынии — с уважением смотрят на Грецию, исповедующую христианство уже почти две тысячи лет. Чувствуете ли вы на себе влияние многовековой истории Греции, прошедшей через римский период, византийскую эпоху и времена турецкого ига? Как история вашей родины сказывается лично на вас? Укрепляют ли эти корни вашу духовную жизнь? Конечно же, новообращенный тасманец, скажем, может прежде нас войти в Рай, но, тем не менее, чувствуете ли вы, что христианская история вашей страны помогает вам в духовной жизни? Димитрий: Когда я учился в школе (в Австралии), и мы проходили эпоху Возрождения, меня преследовало чувство собственной неполноценности, потому что, как мне казалось, у моей родной страны, Греции, нет никаких достижений. Во времена Возрождения у нас было турецкое иго, а античность представлялась мне уж очень далеким периодом. В Канаде, учась в Университете и сталкиваясь с новейшими техническими достижениями, я огорчался, что Греция ничего в этой области не добилась. Я с сожалением думал: " Ну почему я родился греком? " От этой мысли мне становилось тяжело на душе, ведь моя родина ни в чем не могла сравниться с передовыми странами, нам нечего было показать миру. Теперь, вспоминая те годы, я говорю себе с радостью: " А где же еще мне нужно было родиться? " Вернувшись теперь к своим корням, я вижу, что еще древние греки приближались, хотя и наощупь, к той глубине, которую открыл людям Христос. Наши предки искали божественную истину еще до того, как она была явлена миру. Когда пришел Господь, и родилась Его Церковь, греки привились к ее слабому тогда еще ростку, и с их помощью она выросла в сильное дерево, к которому стали прививаться и другие народы. Я радуюсь, думая об этом, ведь это не связано ни с почестями, ни с земной славой, а лишь с любовью и мученичеством. Мои предки жили так и в римский период нашей истории, и потом, при турках. Я горжусь тем, что я грек. И не потому, что я считаю себя лучше других, а потому, что у моих прародителей хватило мужества пожертвовать великой славой своего прошлого — классического периода, — принять откровение Истины и передать его миру.

http://pravoslavie.ru/40949.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010