Вообще-то термин «из ничего» не используется в книге Бытия. В Ветхом Завете он встречается всего один раз — во Второй Маккавейской книге: Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел и род человеческий (2 Мак. 7:28). Представление о том, что мир произошел из ничего, является чрезвычайно важной христианской истиной. Тварь и весь сотворенный космос в каком-то смысле — ничто. Всё, что в нем есть, исходит от Бога. Однако тварный мир, к которому относится и человек, не является и продолжением бытия божественного. Если у происходящего из ничего тварного мира есть начало существования, значит, до этого ничего тварного не существовало, в то время как Бог существует вечно. Отличие христианской идеи творения от всех прочих, нехристианских взглядов на происхождение мира настолько разительно, что мы начнем именно с него.    Ранние восточные отцы жили в ту пору, когда господствующей была философия Платона и Аристотеля, не допускавшая идеи творения из ничего. И у Платона, и у Аристотеля материя вечна. Для христианских же авторов представление о творении из ничего означало абсолютное отличие Бога от твари. Это именно то отличие, которое было определено со времен свт. Афанасия и его спора с арианами о термине «природа». Бог — «нетварная природа», твари же — «тварные», т. е. совершенно иные «природы».    Поскольку в IV в. основной спор шел о личности Иисуса Христа, которого ариане считали простым человеком, а свт. Афанасий и вся хранившая истинную веру христианская Церковь, боровшаяся с Арием, — совершенным Богом и совершенным человеком, то в процессе этого спора остро обсуждались роль Христа, Логоса, и Его природа. В большинстве философских и религиозных систем того времени, среди которых выделялись средний платонизм, неоплатонизм и стоицизм, учение о Логосе было ключевым. В языческих философско-религиозных системах Логос был своего рода посредником между Богом и человеком. Апостол Иоанн в своем Евангелии использует понятие Логоса для обозначения второго Лица Троицы: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами… (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

Глава I Письмо (первое) палестинских иудеев к египетским (1–9). Второе письмо в том же роде (10–36). 2Мак.1:1 Братьям Иудеям в Египте – радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. Письмо Палестинских Иудеев Египетским начинается приветствием, которое выражается и в греческой форме ( χαρειν), и в еврейской ( ειρνην αγαθν – счастливого мира!). 2Мак.1:2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! «Да благодетельствует вам Бог…» – ближе определяется через дальнейшее выражение «да помянет завет Свой с… Авраамом, Исааком и Иаковом», т. е. относительно их потомков. 2Мак.1:3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! «Да даст… сердце, чтобы чтить Его…», т. е. «сердце, чтущее Его», преданное Ему. – «Волю Его» – τ θελματα αυτο, – слав.: хотение Его, выраженное в Его заповедях. – «Всем сердцем» – καρδα μεγαλη – слав.: сердцем великим. 2Мак.1:4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! «Для закона Его и повелений» – ν τω νμω αυτο – слав.: в законе Своем, т. е. в области Своего закона, в дни исполнения его. 2Мак.1:5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! «Во время бедствия» – ν καιρω πονηρω, слав.: во время лукаво, в несчастное время. 2Мак.1:6 Так ныне здесь мы молимся о вас. «Так ныне…» και νν (ср. ст. 9), и ныне, т. е. сообразно высказанным пожеланиям. 2Мак.1:7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. 2Мак.1:7–8 . Сообщение, что скорбь и несчастие, постигшие Иудеев при Димитрии (в 169 г. э. Сел. – 144–143 г. до Р. Х.), о чем они прежде писали, теперь прекратились. Здесь разумеется Димитрий II Никатор, воцарившийся после смерти Александра Валаса и Птоломея Филометора в 167 г. э. Сел. (см. к 1 Мак XI: 15–19). – «От святой земли…» – αγα γη Зax II: 12 – так называется Иудея, как место преимущественного пребывания Божия и явлений силы Его. – «И царства», т. е. святого же, Божия: такое наименование усвояется ветхозаветному народу и местожительству его только в данном месте Ветхого Завета. – «Отложением», или отпадением Иасона с его соумышленниками от святой земли и царства – писатель называет известный поступок Иасона, когда он решился купить у Сирийского царя первосвященство за деньги и позволение ввести в Иерусалиме языческие обычаи.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава X Очищение храма и празднование его освящения ( 2Мак.10:1–9 ). Вступление на престол Антиоха Евпатора ( 2Мак.10:10–15 ). Победы Маккавеев над идумеями, завоевание их крепостей и наказание изменников ( 2Мак.10:16–23 ). Блестящая победа над Тимофеем, завоевание крепости Газары и умерщвление Тимофея ( 2Мак.10:24–38 ). 2Мак.10:1 Маккавей же и бывшие с ним, под водительством Господа, опять заняли храм и город, Об очищении храма ср. 1Mak IV: 31–54 . По 2Mak VIII: 31 и 33 – Маккавеи заняли город Иерусалим уже после победы над Никанором и Тимофеем. – Около этого времени (IX: 1) заболел и Антиох при возвращении из Персии. По более точному показанию 1Mak IV: 7 – самая болезнь царя вызвана была именно неприятными известиями об этих событиях. Очищение храма последовало – по 1Mak IV: 52 – в 143 г. э. Сел., а смерть Антиоха – по 1Mak VI: 16 – в 149 г. э. Сел. – Между тем, 2Мак Х: 1–8 событие очищения храма помещает как будто после смерти Антиоха (ср. IX: 29 и X: 9). Это объясняется намерением писателя книги уравнять заключения обеих половин своего труда, из коих каждая кончается учреждением особого праздника – первая после смерти Антиоха, вторая – после смерти Никанора («день Никанора» и в соответствие ему как бы «день Антиоха»). В интересах хронологической точности, этот отдел – X: 1–8 – правильнее читать после 36 ст. VIII главы, после же 29 ст. IX главы прямо и удобно читается 9 ст. X главы и далее. 2Мак.10:2 а построенные иноплеменниками на площади жертвенники и капища разрушили. О построении языческих капищ и жертвенников упоминает 1Mak I: 54 и т. д. 2Мак.10:3 Очистив храм, они соорудили другой жертвенник; разжегши камни и взяв из них огонь, принесли жертву после двухгодичного промежутка, сделали кадильницу и свещники и предложение хлебов. «Разжегши камни и взявши из них огонь…» Путем трения или удара камней один о другой добыт был для жертвоприношения особый огонь, чтобы устранить всякую связь нового огня с прежним, оскверненным через употребление его для языческих жертв. – «После двухгодичною промежутка…» : μετ διετ, χρνον – по 1Mak IV: 52 (ср. 1 Мак IV: 54) – этот промежуток должен исчисляться в 3 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Д. Мак-Фейден указывает: «Количество жертв не может быть определено; довольно много аристократов потеряло жизнь или имущество... То, что гонение не ограничилось нобилитетом, но распространилось также и на простонародье, рабов и отпущенников, которые составляли основную массу христианской общины, можно считать установленным» 350 . Единственная возможность если не установить истину, то хотя бы приблизиться к ней заключается в том, чтобы вновь обратиться к тем самым источникам, которые заставляют исследователей приходить к взаимоисключающим выводам. Для начала возьмём те, где прямо говорится о мученичестве христиан. Допустим, Откровение Иоанна действительно было создано Апостолом в ссылке на Патмосе в конце правления Домициана, как на это под 94 годом по Р.Х. указывает в «Хронике» Евсевий, ссылаясь на Иринея: «...et sub ео (sc. Domitiano) apostolus Iohannes in Patmum insulam relegatus apocalypsin vidit, quam [h] Irenaeus interpretatur» (Euseb. Chron. 274 F. Cp.: id.: HE. III. 18.1). В Апокалипсисе указан один мученик, умерщвлённый в Пергаме, центре римской провинции Азия. Христос устами автора Откровения говорит: И Ангелу Пергамской церкви напиши: ...знаю твои дела, и что ты живешь там., где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живёт сатана, умерщвлён верный свидетель Мой Антипа (Κα τ γγλ τς ν Пεργμ κκλησας γρψον οδα τ ργα σου κα πο κατοικες που θρνος το σαταν κα κρατες τ νομ Μου, κα οκ ρνσω τν πστιν Μου κα ν τας μραις ας ντπας μρτυς Μου πιστς, ς πεκτνθη παρ μν, που σατανς κατοικε) ( Откр.2:12–13 ). Из текста и, в частности, из употреблённой в нём там, где речь идёт об убийстве Антипы, пассивной формы аориста глагола ποκτενω не ясно, кто был виновником убийства, идёт ли речь о самосуде традиционно враждебной христианам толпы или же о казни по приговору римского наместника. Судя по тому, что критическая для христиан обстановка существовала не один день (ν τας μραις), первое представляется более вероятным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для удобства мы изложим новозаветное толкование в этом отношении по главнейшим моментам самой ветхозаветной истории и сперва, именно, – до начала выделения из всего рода человеческого как потомства Адамова особенного народа – Израильского в лице особого праотца его Авраама. – а) Так уже братоубийство сына Адамова – Каина в связи с жертвоприношением, как первый плод наследственной нравственной порчи 170 , обращает на себя взор новозаветных св. толкователей не только со своей исторической, но и с типической стороны. Срав. Мф. 23:35; Луки 11:51 ; 1Иоан. 3:12 ; Иуды ст. 11; Евр. 11:4; 12:24 ; срав. 4 Мак. 18:11. И вот Сам Господь Иисус Христос выделяет уже в истории Каина и Авеля семя праведное и неправедное, семя спасения и семя погибели – основоположение для всего новозаветного толкования всей дальнейшей истории Ветхого Завета, объясняющее вместе с тем и странную на первый взгляд мысль о предопределении, особенно резко развитую св. апостолом Павлом в Рим. 9–11 . И уже он Сам, Господь наш, указует в этой истории новозаветную тайну величайшего преступления – убийство Его – Мессии нечестивым потомством Каина – его современниками иудеями – родными ему по плоти ( Рим. 9:5 ), как и Каин Авелю, когда говорит своим современникам иудеям: «да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии – сына Варахиина» и пр. (Мф. 23:35 сн. Луки 11:51 ) 171 . Св. апостолы раскрывали только подробнее и яснее ту же мысль как исторической истины убийства нечестивым праведника в виде примера предостережения ( Иоан. 3:12 ; Иуд. ст. 11), так вместе и с отношением к преобразовательному значению этого события, указанному Господом, как это ясно из цитованных выше мест послания к Евреям, где читаем: «верой Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ей получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ей он и по смерти говорит еще» (11, 4) и в другом месте: «вы приступили… к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше нежели Авелева» (12:22,24). Это показывает, что в Авеле он (апостол) находит предвестие и прообразование Иисуса. Сей характер прообразования открывается во всех частях истории Авелевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Другие источники использовались косвенно. Из них заимствовались образы, а не словесная “оболочка”. Так, во 2 книге Маккавейской в описании бегства Антиоха IV Епифана из Персии мы находим (как, видимо, и летописец) и небесный суд, следующий за злодеем, и повреждение всех членов тела, заставившее его продолжать путешествие на носилках, и “смрад зловония”, исходивший от несчастного. Подобно нашему летописному персонажу, Антиох “кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертию” (2 Мак 9:2–10,18,28). Судя по всему, автор рассчитывал, что его читателям все прямо или опосредованно цитируемые тексты хорошо известны. Поэтому читая описание бегства Святополка, они поймут, что тот бежал с поля боя, подобно Антиоху из Персии, и умер как Ирод Окаянный. Все эти ассоциации подкреплялись еще несколькими библейскими параллелями. В книге Левит читаем: “Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших” (Лев 26:36–38). А вот несколько цитат из книги Притчей Соломоновых: “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его” (Притч 28:1,17). Следовательно, сейчас описание бегства и кончины Святополка “звучало” бы приблизительно так: “Нечестивый Святополк, повинный в пролитии крови человеческой, бежал от Ярослава как злодей и богохульник Антиох из Персии. И не было ему спасения. И умер он невесть где, подобно Ироду Окаянному, приняв муки за свое неверие. И после смерти будет вечно мучим, связанный в пустыни”. Неясно, однако, что значат последние три слова. Почему Святополк должен принимать посмертные муки именно в пустыни и будучи связаным? Ответ и на эти вопросы можно (и, скорее всего, должно) искать в параллельных текстах. Среди апокрифических (неканонических) произведений есть так называемая Книга Еноха. На славянский язык она была переведена еще в X–XI вв. В ней, в частности, упоминается любопытный эпизод, имеющий, судя по всему, непосредственное отношение к нашей загадочной фразе:

http://pravmir.ru/dobru-i-zlu-vnimaya-ra...

Значит, непонятно, зачем тогда Страшный Суд по Воскресении из мёртвых, когда отделят одних от других, одних справа поставят, а других слева? И как человек может оказаться в пламени, как богач мучился в огне, если не было Суда? Неужели Бог неправосудный? Поэтому, есть частный суд, и есть Всеобщий Суд. То, что частный суд не является окончательным, связано с тем, что со смертью человека его добрые и злые влияния продолжают сохраняться в мире живых. И в зависимости от того, какое влияние окажется доминирующим, определится окончательное решение об усопшем на последнем Страшном Суде. Поэтому Церковь и постановила молиться за усопших. И эта традиция восходит к ветхозаветной церкви, когда не только молились, но и постились за умерших. Сказано: и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча.  (2 Цар. 1:12) Здесь молились и плакали люди Давида и сам царь Давид, и постились о умерших. Ещё, это из другой книги: ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха. (2 Мак. 12:44-45) Т.е. и молились, и постились, и жертвы приносили. Кстати, у иудеев всегда были молитвы за умерших. В каждой синагоге есть место, где ставят свечи за умерших. Правда, они отказались от восковых, у них электрические свечки ставят, но на определённое время. С другой стороны, отцы церкви всегда учили, что полное воздаяние возможно только тогда, когда душа возвратится в тело. Так как, греша в теле, она и должна была страдать в теле. Живя благочестиво в теле, она должна была и наслаждаться в теле. Поэтому здесь как бы присутствует некая такая высшая справедливость. И следующий вопрос. Очень интересный. Это вопрос раба Божия Андрея с Украины. Андрей пока ещё не православный, он баптист. Он пишет:

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

И как роса есть родительница для маргаритов и рождает их в пучине морской, так и Бог через ту росу свидетельствовал, что святая обитель Печерская будет родительницей преподобных, которых она, как драгоценные Маргариты, родила в пещерах как в недрах морской, по сказанному Исайей: " Рождался ли народ в один день, как Сион,- едва начал родами мучиться, родил сынов своих " (Ис. 66:8). Но, так как Бог показал также и огнем, по молитвам преподобного, то же место святой Печерской церкви - в этом видим такую причину. Огонь, по словам святого Дионисия, находится невидимо во всех вещах, если не действием, то силой. Посему Бог показал тем, что преподобные Печерские, которые будут жить на том месте, будут пребывать со всеми, если не телом, то духом и любовью, по слову апостола: " Хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами " (Кол. 2:5). И как пламень огненный влечет в высоту всякую вещь, которую он охватил, так и Бог свидетельствовал тем, что преподобные привлекут от земных вещей к небесным живущих на месте том, предлагая им всегда слова апостолов: " Ищете горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном " (Кол. 3:1-2). Наконец, огонь знаменует гнев и ярость Божию, а роса знаменует слезы на молитве, как говорит Моисей: " Польется как роса речь моя " (Втор. 32:2). И Бог показал, что как вода тушит палящий огонь, так и слезные молитвы преподобных угасят ярость гнева Божия, как говорит псалмопевец: " Взывают праведники, и Господь слышит их " (Пс. 33:18). Потому-то и было отмечено, по молитвам преподобного Антония, - место для основания святой Печерской церкви росой и огнем. Зная, братия, великую любовь преподобного отца нашего Антония ко святой обители, ублажая его, похвалим его словами, которыми некогда Маккавей восхвалил Иеремию: " Это братолюбец, который много молится о народе и Святой горе " (2 Мак. 15:14). Иные, при основании храмов, размеряют место веревками, а преподобный отец наш Антоний Печерский, получив указание о месте, размерил землю, назначенную для храма Богородицы, золотым поясом, который дан был ему на это Симоном, сыном Африкана, князя Варяжского, о чем подробно пишется в житии его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

И поскольку Спаситель никаким образом не опроверг их вывода, то это говорит о том, что иудеи уразумели Его слова верно. И действительно, Мак-Дауэлл здесь мыслит правильно. Но теперь давайте применим этот принцип к речи Христа о Своих Плоти и Крови и посмотрим, какая была реакция Его слушателей? Вначале иудеи «стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?», что говорит о том, что они поняли Христа буквально, иначе они не были бы в недоумении. Потом, когда Христос никаким образом не прояснил Свои слова так, чтобы их можно было понять образно – напротив, ещё более конкретно и прямо сказал о вкушении Его Плоти и Крови – иудеи пришли в ещё большее замешательство, говоря: «какие странные слова! кто может это слушать?». То есть они и дальше продолжали понимать Его буквально, от чего и соблазнялись. И Христос опять не опроверг их вывода. И в итоге всё закончилось очень драматично: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним». И вновь Христос не стал их останавливать и никаким образом не дал понять, что Его слова – образны. То есть Христа оставили Его ученики именно тогда, когда Он выразил учение о Евхаристии (!), которое среди учений Церкви действительно самое таинственное и соблазнительное для людей неверующих и плотских. Протестантам следует задуматься: если Христос здесь говорил образно , то почему слушатели Его так соблазнялись , и почему многие Его ученики даже оставили Христа из-за этих слов ? Ведь Спаситель часто говорил о Себе образно, что Он, например, есть виноградная лоза ( Ин.15:1 ), дверь ( Ин.10:7 ), путь ( Мф.7:13 ) и т.п., но никто из Его слушателей и учеников не смущался этими словами, не говорил «кто может это слушать?» и не отходил от Него из-за этого, потому что все понимали, в каком смысле Он это говорит. А когда Его образную речь не понимали, то Христос имел обыкновение объясняться. Так, когда Никодим понял слова Христа о рождении свыше буквально, что нужно войти в утробу матери и вновь родиться, то Христос объяснил, что Он имеет в виду не обычное рождение, а рождение от воды и Духа ( Ин.3:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

и приразился к четырем углам жилища. и упало жилище на детей твоих, и они скончались. и спасся я один. и пришел возвестить тебе. Так выслушав Иов, встал. разодрал одежды свои. и остриг волосы головы своей. и посыпал землю на голову свою, и падши на землю, поклонился Господу и сказал: сам я нагой вышел из чрева матери моей. нагой и возвращусь туда. Господь дал. Господь отнял. как Господу угодно было, так и сделалось. да будет имя Господа благословенно во веки. во всех этих случаях с ним не согрешил Иов пред Господом даже устами своими, и не дал хулы Богу. В святую и великую среду Пророчества Иезекииля чтение. (Гл. 2, 3–10; Гл. 3, 1–4). Сказал Господь мне: сын человеческий, я пошлю тебя к дому Израиля, к преогорчевающим меня. которые преогорчали меня сами, и отцы их. отверглись от меня даже до сего дня. как сыны с загрубелым лицем и с жестоким сердцем. Я пошлю тебя к ним. и ты будешь говорить им: «так глаголет Господь, [[Адонаи. (слав. Библ.)]] Господь». авось послушают они, [[Будут ли, не будут ли слушать. (Макар.)]] или убоятся. ибо они – дом преогорчевающий. и узнают, что ты пророк среди их. и ты, сын человеческий. не бойся их, и не отступай от [[Ни ужасайся от лица их. (слав. Биб.) Не бойся их и не бойся речей их. (Мак.)]] лица их. потому что они разсвирепеют и нападут на тебя вокруг. и среди скорпионов ты живешь. и слов их не бойся. и от лица их не отступай. ибо они – дом преогорчевающий. и ты, сын человеческий, скажешь им слова мои. авось послушают, или убоятся. ибо они – дом преогорчевающий. и ты, сын человеческий, послушай говорящого тебе: не огорчай. как сей дом преогорчевающий. раскрой уста твои, и ешь, что я даю тебе. и увидел я. и вот, рука протянута ко мне. и в ней, свиток книжный. и развер нула ее предо мною. и тут исписан был перед и зад. а написано на ней: «плач и стон и горе». и сказал мне: съешь свиток сей. и иди и говори сынам Израиля. и раскрыл он уста мои. и напитал меня свитком сим. и сказал мне: сын человеческий, уста твои съедят, и чрево твое наполнится свитком сим, данным тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010