Поразительный пример такого именно внутреннего богопочитания, со стороны воли, представляют мученики Маккавейские – старец Елеазар и братья со своею матерью. Высший подъем любви высказал младший брат в своей предсмертной речи, обращенной к Антиоху, в которой призывал Бога, чтобы Он умилосердился над народом и чтобы даже Антиох, хотя бы и с муками и карами, исповедал, что Он един есть Бог (VII, 37). Грех противоположный добродетели – любви к Богу, 2-я Мак. книга называет самолюбием. Самолюбие такое состояние человека, когда он, во всех своих поступках, имеет в виду не славу Божию и пользу ближнего, а одну личную свою славу и пользу; такое состояние служит основою всех страстей человека. Самолюбие, гордость и высокомерие проявились особенно в Антиохе, который по гордости «более, нежели человеческой» мнил повелевать волнам моря и касаться звезд небесных и думал на весах взвесить высоты гор (IX. 8–10). Другой грех , сродный с самолюбием, 2-я Мак. книга отмечает – лицемерие, когда истинную любовь к Богу люди находят возможным заменить исполнением только внешних обрядов, чем и отличались все нечестивые первосвященники, и, наоборот, – когда люди находят возможным иметь внутреннее богопочитание, не проявляя его во внешних поступках; в последнем случае они отделяют, таким образом, внешнее поведение от внутреннего настроения. Лицемерие последней формы предлагали высказать Елеазару приставленные к беззаконному жертвоприношению, но он с негодованием отверг это, сказав: «Недостойно нашего возраста лицемерить, дабы многие из юных, узнавши, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами, вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы пятно на мою старость» (VI, 25). Внутреннее богопочитание – вера, надежда и любовь не могут скрываться в душе человека, но, по тесной связи души с телом, они естественно выражаются в словах и в других внешних знаках и действиях. Такое выражение внутреннего богопочитания человека во внешних знаках и действиях называется богопочитанием внешним. В ряду образов внешнего богопочитания 2-я Макк. книга, на первом плане, ставит молитву, как возношение ума и сердца человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Приведем, наконец, нравственное учение 2-ой Мак. книги об отношении к неверующим и иноверцам. Общая для всех обязанность сохранять веротерпимость состоит в том, чтобы не стеснять свободы совести иноверцев, быть снисходительными к религиозным их убеждениям, иметь снисхождение к самым их заблуждениям, слабостям и недостаткам и не позволять, по отношение к иноверцам, никаких мер насилия и преследования. Сохранение веротерпимости не дает, конечно, права человеку оставаться равнодушным к заблуждениям ближнего; напротив, оно налагает прямую обязанность стараться о вразумлении ближних и обращении их на путь истины. При исполнении этой обязанности, в отношении к иноверным, неверующим и заблуждающимся, особенно должно остерегаться, чтобы и самому не увлечься их заблуждениями. Понятно, что такое отношение к иноверцам возможно только при политическом равенстве всех членов известного общества между собою и особенно тогда, когда иноверцы являются в известном обществе и в меньшем числе и с меньшими правами. Но при других отношениях, когда иноверцы являются в обществе господствующими, тогда, очевидно, людям, исповедуюшим истинную религию, всю силу свою нужно употреблять на то, чтобы сохранить свою веру от влияния иноверцев, особенно когда последние стремятся к такому влиянию или даже – к прямому гонению истинной веры. В таком, именно, положении оказались палестинские иудеи, за период времени, описываемый 2-ю Мак. книгою. Эллинская цивилизация и культура в лице сирийских завоевателей относилась самым оскорбительным образом к религиозному чувству палестинских иудеев. Так, про Антиоха говорится, что он «послал одного старца, афинянина, принуждать иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера Странноприимного. Тяжело и невыносимо было для народа наступившее бедствие. Храм наполнился любодейством и бесчинием от язычников, которые, обращаясь с блудницами, смешивались с женщинами в самых священных притворах и вносили внутрь вещи недозволенные.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Про самого же Иуду говорится ясно, что он предоставил попечение о себе Создателю мира (XIII, 14). Надежду же на окончательное торжество правды и на полную возможность вечного нравственного совершенства, полное успокоение сердца человека в Боге, высказывают все мученики Маккавейские (VI и VII гл).; так, например, про четвертого говорится, что он, будучи близок к смерти, так говорил: «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит» (VII, 14). Вместе с надеждою, неразрывно смиренномудрие, довольство своим состоянием, терпение и мужество в страданиях и, вообще, преданность воле Божией и успокоение в Боге. Все борцы за отеческие законы, о коих говорит 2-я Мак. книга, вместе с надеждою стяжали в себе и эти качества. Каким, например, смирением проникнута предсмертная речь шестого брата: «Не заблуждайся напрасно, – говорил он Антиоху, – ибо мы терпим это за себя, согрешив перед Богом нашим, от того и произошло достойное удивления» ... (VII, 18). Надежде, как добродетели, 2-я Мак. книга противопоставляет как грех – самонадеянность и надежду на земные блага и на других. Иуда Маккавей в речах своих делает такое сопоставление: «Враги надеются на оружие и отважность, а мы надеемся на всемогущество Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (VIII, 18); такою же самонадеянностью отличались и все поступки Антиоха (VII, 16; IX, 4), такою же самонадеянностью отличался и Илиодор, решившийся войти в храм и завладеть имуществом (III, 18). Со стороны воли и ее стремлений, внутреннее богопочитание выражается в любви к Богу. Под именем любви к Богу разумеется такое расположение души, по которому человек всеми силами стремится к соединенно с Богом, как высочайшим нравственным добром, в Нем одном и в угождении Ему поставляет свое счастие и блаженство. В этом состоянии душа все почитает за ничто, только бы приобресть Бога и достигнуть блаженного общения с Ним, и потому душа непрестанно представляет себе бесконечные Его совершенства, всю свою деятельность старается сообразовать с Его Святой волей, и не только сама старается благоугождать Ему, но пламенно желает и всецело стремится, чтобы и все другие души правильно познавали, истинно любили и достойно прославляли Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Самый младший из братьев в предсмертной речи говорит: «Я, как и братья мои, предаю и душу, и тело за отеческие законы» ... (VII, 37). Про Разиса из иерусалимских старейшин говорится, что он в предшествовавшие смутные времена стоял на стороне иудейства и со всем усердием отдавал за иудейство и тело и душу (XIV, 38). Из особенных преимуществ души 2-я Мак. книга отмечает духовность и невещественность души и ее нетленность, почему последняя и называется душою, духом, в противоположность вещественному телу. Самый младший брат из Маккавеев-мучеников говорит про своих братьев, тела коих уже были разрублены на части и уничтожены огнем: «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение, по завету Божию получили жизнь вечную ...» (VII, 36). Из этих же слов отрока видна и самостоятельность души, но последнее гораздо более открывается из слов Елеазара, который так говорил про свои действия: «Принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душою охотно терплю их по страху перед Ним» (VI, 30); из этих слов ясно, что душа сама себя определяет на деятельность; впрочем, самостоятельность-свобода действий души достаточно видна из всех поступков и речей всех мучеников, описываемых в и гл. 2-ой Мак. книги, и всех упоминаемых в ней борцов за отеческий Моисеев закон. Душа наша, как существо духовное, самостоятельное, одарена различными силами и способностями, и в них проявляет свою жизнь и деятельность. Главные силы души, или ее способности: познавательная, чувствующая и желательная. Благодаря способности познавательной, или разуму, человек не только познает предметы видимого мира, но путем умозаключений возносится к познанию мира сверхчувственного, к познанию Самого Творца и Промыслителя мира и человеков – Бога. Мать мучеников, обращаясь к своему младшему сыну, говорит ему: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (VII, 28). Но многие из людей не развивают в себе эту высшую познавательную способность: «И превознесся Антиох в своих мыслях, не разумея, что Господь, на короткое время, прогневался за грехи обитающих в городе, почему и осталось без призрения это место» (V, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Та же мысль подтверждается и теми местами книги, где между смертью и мздовоздаянием, которое автор связывает с воскресением, также лежит известный промежуток времени. А что полное мздовоздаяние следует не тотчас после смерти человека, это ясно открывается из того, что на характер окончательного решения участи каждого человека могут еще иметь влияние жертвы и молитвы живых людей (XII, 42–45). Относительно состояния душ умерших людей в загробной жизни, 2 Макк. учит, что оно будет сознательным; Ония и Иеремия, молившиеся о народе и святом городе Иерусалиме (XV, 12–14), ясно говорят о таком, именно, учении книги. Общее представление книги о загробной вечной жизни таково, что земная жизнь, по сравнении с тою, является и краткою, и ничтожною (VI, 25). Если мы сравним учение 2-ой Макк. книги о всеобщем воскресении, с учением о том же других ветхозаветных книг, как, например, книги Иова (XIX, 25–26), где это учение является только как бы в зародыше, или у Езекииля (XXXVII г.), где говорится о том только, что Бог, по своему произволению, может воскресить и мертвеца, или у Даниила пророка (ХП, 2), где говорится о воскресевии многих. но не всех, – то для нас ясно будет, что учение 2-ой Мак. книги о всеобщем воскресении, согласное с учением богооткровенной религии, по полноте и подробности превосходит учение всех других ветхозаветных книг о том же предмете. Об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к миру духовному 2-я Маккавейская книга ясно учит о существовании мира ангельского. Когда Маккавей и бывшие с ним узнали, что Лисий осаждает твердыни Вефсуры, то с плачем и слезами, вместе с народом, умоляли Господа, чтобы Он послал доброго ангела к спасению Израиля (XI, 6). Приведенное место указывает ясно и на служение добрых ангелов. Ангелы, по смыслу приведенного нами места 2-ой Мак. книги, являются орудием промыслительной деятельности Бога об иудейском народе. В других местах 2-ой Макк. книги эти служители промыслительной деятельности Божией являются или в виде всадника в белой одежде (XI, 8), или в виде величественных мужей на конях с золотыми уздами (X, 29), или в виде страшного всадника, покрытого прекрасным покровом, на коне (III, 25), или в виде юношей, прекрасных видом, благолепно одетых (III.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

У пророка Варуха находим: " Господи Вседержителю, Боже Израилев, услышь молитву умерших, и сынов, согрешивших пред Тобою... " (Варух. 3:4-5). Пример молений и жертвоприношений за скончавшихся во грехе воинов (Мак.): " И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех: ...Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павших в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда... Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха " (2 Мак. 12:42. 45). В древнейшем же чине литургии святого апостола Иакова мы находим следующую молитву об усопших: " Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, и которых не помянули, от Авеля праведника до сего дня; Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая; в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, святых отец наших, откуда отбежала болезнь, печаль, воздыхание и где посещает свет лица Твоего и освещает всегда " . Святитель Иоанн Златоуст писал: " Не напрасно узаконено апостолами творить пред Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что бывает великая польза от сего для усопших, великое благодеяние " (Свт. Иоанн Златоуст. In Philip. hom. 3 n. 4). Отцы Православия, стяжавшие особую благодать в ревностном подвижничестве и глубоком аскетизме, писали: " Церкви необходимо совершать поминовение умерших, получивши предание от отцов. Кто же может нарушить заповедь матери или отца закон? У Соломона сказано: " Слушай сын слова отца твоего и не отринь заветов матери Твоей " (Притч. 1:8). Еще сказано: " ... и не отпустится ни в сем веке, ни в будущем " (Мф. 12:32). То есть, если бы не было возможности отпустить грехи за гробом, то и не было бы так написано.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

Это слово в той же редкой форме (чаще встречается вариант ba…j) обнаруживается при описании триумфальной процессии в 1 Мак 13:51. Пальмовые ветви, может быть, означали всего лишь торжественное приветствие. Но возможно и то, что у Иоанна имеется в виду lulab — связка из пальмы, мирта и ивы, которую использовали на празднике Кущей в исполнение заповеди о празднике в Лев 23:40 (возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней). Этими связками полагалось размахивать при восклицании “Осанна!”, когда на празднике Кущей пелся 117-й псалом. Согласно 2 Мак 1:9; 10:6–7, праздник обновления храма (Ин 10:22) праздновался сходно с праздником Кущей (с жезлами, обвитыми плющем, и с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Свое) и, возможно, вход Иисуса в Иерусалим рассматривался народом как освобождение и обновление храма, подобное тому, которое случилось при Маккавеях. Определённый артикль может означать, что связки ветвей были заранее заготовлены (скорее всего, в Иерихоне). Вышли навстречу — из сказанного в ст. 17–18 следует, что было две толпы, одна сопровождала Иисуса в городе, вторая вышла из города, чтобы встретить Его. Осанна — транслитерация евр. вероятно, в арамейском варианте, см. Пс 117:25; в Септуагинте точный перевод soson dБ ‘молим, спаси’. Этот псалом был последним из последования халлель, которое пели на Пасху, а кроме того, он занимал особое место в праздновании Кущей. Возможно, ко времени Евангельских событий форма возгласа уже не имела значения, и он воспринимался просто как знак приветствия и хвалы. В Пс 117:26 во имя Господне относится к благословен, однако синоптики и Иоанн несомненно понимают его в смысле: ‘благословен грядущий во имя Господа’, то есть — носитель власти, полученной от Бога, приходит, чтобы совершить дела Божии. Царь Израилев — как и в выражении царство отца нашего Давида у Марка (Мк 11:10), слово Царь раскрывает смысл выражения грядущий, то есть Мессия (а не, например, Илия), см.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

1705 .. . кто «из ничего» сотворил не родившееся...- Ср.: 2 Мак.:7, 26. 1706 .. «Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каж дому по делам его».- Мф.:16,27. 1707 ... " Знаю, что он воскреснет ц воскресение, в последний день». - Ин.:11, 24. 1708 ... " Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь».- Ин.:11, 25; 14, 6. 1709 ... «Не пребудут нечестивые на суде?» - Пс.:1, 5. 1710 ... " Кто не уверовал, тот уже осужден».- Ср.: Ин:, 3. 18. Цитируется Григорием не дословно 1711 ... " Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места» . — Ср.: Пс.:145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно. 1712 ... " Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое» . — Лк.:16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Но тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19—24. 1713 ... " Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их».- Пс.:145, 4. 1714 ...».нет в нем духа».- Иер.:10, 14. 1715 ... " Ведь мы погреблись с Христом крешением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни» .— Ср.: Рим.:6, 4. Цитируется Григорием не дословно. 1716 ... " Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»...- 1 Кор.:15, 51, 52. 1717 ... " И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых» .— 1 Кор.. 15. 41. 1718 . .. " Сеется в тлении, восстает в нетле нии»...- 1 Кор.:15. 42. 1719 ... " Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». - 2 Кор.:5, 10, 1720 ... " Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». - Фес.:4, 13—18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых. 1721 ...возрождаются, принося «много плода»...- Ср.: Ин.:12, 24. 1722 ... " Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет».- 1 Кор.:15, 36.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

(18) И обратит лице свое на островы морские, т.е. Александр пойдет в верхнюю Киликию, которая отложилась от него. И возмет многи из возмутившихся Киликиан. И погубит князя укоризны своея в Киликии. И укоризна его возвратится ему, т.е. возмутитель предан будет казни. (19) И обратит лице свое, т.е. Александр, в крепость земли по гордости своей; и изнеможет, и падется, и не обрящется, т.е. Александр. (20) И станет на место его испровергший могущество его, т.е. Птоломей, который ниспровергнет владычество и царство Александра. И в малы дни сокрушится, т.е. сам Птоломей. Не во гневе и не в ярости брани, потому что умер после трехдневной болезни. (21) И станет на месте его уничиженный; то есть владения Александра, захваченные Птоломеем, похитит ничтожный Димитрий, который будет сокрушен Ионафаном; и приидет тайно, и соодолеет царству лестми, Димитрий придет и овладеет царством без труда; потому что Александр будет убит, и Птоломей умрет от болезни. (22) И крепость городов будет разхищена Димитрием. И сокрушатся от лица его старейшины завета; о сем повествуется: слыша Ионафан, яко суть начальницы Димитриевы в Кадисе, иже в Галилеи, с силою многою (Мак.11:63). (23) И сотворят к нему лесть. Войско его, которое возненавидит его, и самые близкие к нему будут злоумышлять против него. И взыдет, и преодолеет в царстве своем крепком. (24) И сотворит, яко не сотвориша отцы его, то есть Александр с помощью малочисленного народа опустошит Антиохию и жителей отведет в плен. И на города их замыслит замысл, то есть, на города двух умерших царей. (25) И даже до времене возстанет, то есть не на долгое время будет славен, потому что близка его погибель. И сердце его на царя, то есть на Антиоха, сына Александрова, которого возрастил и воцарил на престоле отца его Трифон. И укрепится царь южский, т.е. Антиох младший. И сотворит с ним сечь силою великою, потому что соберутся к нему все возненавидевшие Димитрия. И не станут, яко помышляют нань помышления злая, потому что Трифон замышлял зло против Антиоха.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

19 в ст. 21. Несмотря на высокий авторитет этих рукописей (Синайский кодекс, Ватиканский кодекс, кодекс Безы), такое чтение должно быть отвергнуто. Сказал рабам своим — под рабами здесь имеются в виду домашние слуги, составлявшие часть патриархальной семьи, а не наемники, работавшие в поле. Лучшая одежда, перстень и обувь — знаки особого достоинства, почти полностью совпадающие с теми, которые означали возведение Иосифа фараоном в сан правителя Египта (Быт 41:42). Наибольшее значение имеет здесь перстень — знак власти, в особенности царской (1 Мак 6:15; Есф 3:10; 8:8; Иосиф Флавий, Древн 12:360). Обувь — знак того, что человек является свободным, а не рабом; кроме того, в обуви оставался хозяин дома, между тем как гости снимали ее при входе. Приведите откормленного теленка, и заколите — такое животное особо откармливалось для торжеств и праздников. Этот сын мой был мертв и ожил — уход сына означал полный и безоговорочный разрыв связей с отчим домом и поэтому был равносилен смерти; пропадал и нашелся — эти слова отсылают к предшествующим двум притчам. Старший же сын его был на поле — то, что старший сын еще ничего не знает о приходе брата, подразумевает тяжелую работу без длительного перерыва в течение целого дня. Пение ( sumfw­n…a) означает ‘звуки музыки’, ‘звуки духового оркестра’, может быть, состоящего из двойных флейт; ликование ( corTj) означает ‘танцы, пляски’; по мнению Иеремиаса — ‘пение, пляски и ритмичные удары в ладони’. Вызванный старшим сыном слуга рассказывает ему внешнюю сторону событий. Кроме чувства несправедливости, совершенной, по его мнению, отцом, у него могли быть другие основания для недоброжелательных чувств к младшему брату, — например, опасение, что он будет претендовать теперь на его часть наследства. Как и в случае с младшим братом, отец берет на себя инициативу примирения — выйдя, звал его, точнее — ‘гово­­рил с ним по-доброму’ ( Ответ старшего сына напоминает протест работников первого и третьего часа в Мф 20:12 (эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010